Научная статья на тему 'Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения'

Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / адаптационные возможности / социальнопсихологической комфортность среды / адаптационный барьер / стрессогенные факторы / физическая подготовленность / adaptation / adaptative abilities / social-psychological comfort of environment / adaptative barrier / stressors / physical qualification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Ю. Солонский

В статье кратко освещаются особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of change of subjective relation to educational environment of students of SPb VIVV MVD of Russia during education

The article tells about particularities of changing of students’ subjective attitude to educational environment of SPb ViVV MVD of Russia, during the process of education.

Текст научной работы на тему «Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения»

кой, осуществляя психологическое сопровождение, можно облегчить процесс адаптации к среде вуза. При чём можно повысить адаптационный потенциал личности.

Таким образом, безусловно, существуют некоторые закономерности в изменении адаптационного потенциала личности от первого ко второму курсу, но внешнее воздействие также оказывает весомое влияние на развитие этих качеств.

Список литературы

1. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

2. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. №5.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - Киев: Здоровья, 1989.

4. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование). - Л.: Наука, 1989.

5. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004.

7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002.

8. Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. -М.: Наука, 1986.

9. Телятникова Г. Б. Динамика развития личностного адаптационного потенциала у студентов I и III курсов медицинского училища с разным уровнем академической успеваемости // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007, №1 (3).

УДК 159.922.8

В. Ю. Солонский

Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России

в процессе обучения

В статье кратко освещаются особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения.

The article tells about particularities of changing of students' subjective attitude to educational environment of SPb ViVV MVD of Russia, during the process of education.

Ключевые слова: адаптация, адаптационные возможности, социально-психологической комфортность среды, адаптационный барьер, стрессогенные факторы, физическая подготовленность.

Key words: adaptation, adaptative abilities, social-psychological comfort of environment, adaptative barrier, stressors, physical qualification.

95

Процесс адаптации военнослужащего к служебной деятельности не может быть успешным без высокого уровня социально-психологической комфортности среды, которая окружает его с первых дней его службы

Служебная деятельность военнослужащего по своей специфике достаточно сложна, зачастую она связана с опасными ситуациями, конфликтами и неопределённостью [1, 4, 6, 7]. Воинский труд в большей мере, чем любой другой связан с опасностью для жизни, с внезапными изменениями ситуаций, а также с необходимостью длительное время переносить физические, психические трудности и бытовые лишения повседневной, полевой и походной обстановки. Высокий уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функциональных возможностей организма. В не меньшей, а возможно и в большей степени это относится к военнослужащим внутренних войск. В настоящее время существует большое количество стрессогенных факторов, которые требуют от военнослужащих психологической готовности к их преодолению. В начале службы молодые люди остро переживают от -рыв от дома, разлуку с близкими, изменение режима дня, вступление в новый коллектив. Затем, в зависимости от дальнейшего рода воинской деятельности, военнослужащим приходится преодолевать высокую напряжённость труда, отсутствие полноценного отдыха, порой пребывание в непривычных климатических условиях, а зачастую и реальную угрозу для жизни. Включение молодого человека в новую сферу деятельности связано с ломкой некоторых устоявшихся шаблонов мышления и поведения. Зачастую сталкиваясь с ранее неизвестными ему условиями жизни, с требованиями, которые предъявляет военная служба, с воинским коллективом, он должен в короткий срок овладеть определённым социальным опытом, выработать новые стереотипы поведения и деятельности [1, 5, 7, 8, 12].

Всё это не проходит бесследно как для него самого, так и для коллектива, в деятельность которого он включается с первых же дней своего пребывания на службе [1, 2, 3, 4, 6].

Попав в иную окружающую среду, молодой человек не может полагаться на инстинктивное приспособление, а должен сознательно определять в ней своё место. Включение молодого человека в новые для него условия жизни связаны с ломкой множества привычных стереотипов, шаблонов мышления и поведения. Сталкиваясь с непривычными для него требованиями, которые предъявляют командиры, новый коллектив, незнакомые условия службы он должен сорентироваться в огромном потоке информации, в короткий срок овладеть многими умениями и навыками. Даже когда человек попадает из светлого помещения в

тёмное, ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новым для глаз условиям и начать видеть, и лишь тогда он сможет эффективно действовать. Приспособление к новым условиям, обстановке, деятельности также требует перестройки на уровне физиологических и социальных структур человека. Такая перестройка организма и личности естественно порождает напряжение, большие затраты энергии, отрицательные эмоции, усталость. Стрессогенные факторы военной службы, особенно на начальном этапе обучения крайне негативно отражаются психическом здоровье личности. Затягивание дезадаптации ведёт к психическому напряжению, а также девиациям в поведении. Как показывают исследования, лишь около трети молодых людей могут быстро приспосабливаться к новым условиям и окружающей обстановке. Но для большинства необходим более или менее длительный период адаптации. Для того, чтобы этот процесс проходил более гладко, об особенностях адаптации человека к новым условиям полезно знать как курсантам так и их командирам. Одним, чтобы сознательно преодолевать трудности вхождения в новые условия, другим, чтобы эффективно помогать подчинённым быстрее овладевать навыками служебно-боевой деятельности, продуктивнее управлять становлением воинского коллектива, взаимоотношениями в нём, а также работать с людьми индивидуально, учитывая адаптационные возможности каждого [7, 8, 9]. Подготовка военного специалиста дорогостоящий процесс и поэтому важно, чтобы каждый военнослужащий быстро вступил в строй, работал с максимальной эффективностью и отдачей, а срыв адаптации не стал бы толчком к потере мотивации дальнейшего обучения в военном вузе. Многие исследователи полагают, что сложившаяся система обучения курсантов во Внутренних Войсках МВД России в целом соответствует адаптационным возможностям молодых людей, однако, необходимо признать, далека от совершенства [1, 8, 10, 11]. Ориентация на гуманизацию взаимоотношений в армии на современном этапе требует более пристального внимания к самочувствию и развитию личности в воинском коллективе. Лишь в этом случае военная служба будет способствовать повышению общественной активности, сознательности, психологической и социальной зрелости молодых людей, а также повышению эффективности учебного процесса [2, 7, 8, 12]. Поэтому, очень важно учитывать уровень социально-психологической комфортности среды в процессе адаптации военнослужащего.

Рассмотрим особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения.

В ходе психодиагностического обследования были проанализированы данные по методике «Социально-психологической комфортности среды». В результате анализа результатов были выявлены достоверные отличия по параметрам, характеризующим идентичность со средой учебного заведения, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого курсов (р<0,001), также были выявлены достоверные отличия по данной шкале между курсантами первого и пятого курса (р<0,01) (табл. 1).

Таблица 1

Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих идентичность со средой, у курсантов,

обучающихся на раз ¡ных курсах

Курсы обучения Х1±т1 х2±т2 tкритерий

1-2 66,56±1,45 54,84±1,22 6,170***

1-3 66,56±1,45 51,97±1,30 7,482***

1-4 66,56±1,45 55,00±1,56 5,421***

1-5 66,56±1,45 54,54±3,23 3,396**

** - уровень значимости различий 0,01 *** - уровень значимости различий 0,001

Как видно по данным, представленным в табл. 1, параметры, характеризующие субъективное ощущение идентичности со средой у испытуемых, несколько выше на первом курсе, также наблюдается некоторый рост показателя на четвёртом году обучения.

Таким образом, можно говорить о том, что параметры, характеризующие идентичность индивида со средой наиболее высоки на первом году обучения. Стоит отметить, что данная шкала - это субъективная оценка индивида самого себя. Возможно, курсанты на первом курсе оценивают себя как более приспособленных к деятельности в данной среде, а в последующем наблюдается некоторая неуверенность в своих силах. Вероятнее всего полученные различия будут проявляться следующим образом: на первом курсе курсанты проявляют большую социальную активность, большее желание участвовать в мероприятиях, проводимых вузом, лучше относятся к своим однокурсникам, по сравнению со старшими курсами. Можно предположить, что первокурсники лишены опыта взаимодействия с окружающими в среде вуза, поэтому они активно пытаются приобрести этот опыт, для более успешной адаптации.

В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные отличия по шкале, характеризующей мотивацию индивидов к обучению в вузе у учащихся первого и второго, первого и третьего, второго и третьего (р<0,001), первого и пятого, третьего и четвёртого (р<0,01), первого и четвёртого (р<0,05) курсов (табл. 2).

Как видно из результатов, представленных в табл. 2 от первого к третьему курсу идет спад мотивации к обучению, на четвертом курсе отмечается возвращение интереса к учебе, и на пятом опять же следует некоторый спад.

Снижение результатов к третьему курсу может говорить о разочаровании в получаемой профессии, потере смысла обучения. К четвертому курсу наблюдается некоторое повышение показателя, которое говорит о повышении субъективной значимости профессии, вероятнее всего это связано с тем, что на четвертом курсе происходит перелом в осознании значимости своей профессии возможно благодаря продолжительным стажировкам в войсках. В то время как на пятом курсе основным мотивом будет защита диплома, а получение новых знаний отходит на второй план.

Таблица 2

Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих мотивацию на обучение в данном заведении,

у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Х1±т1 х2±т2 tкритерий

1-2 51,79± 0,94 45,91±0,89 4,533***

1-3 51,79± 0,94 38,72±1,33 8,041***

2-3 45,91±0,89 38,72±1,33 4,499***

1-5 51,79± 0,94 43,35±2,39 3,293**

3-4 38,72±1,33 46,42±1,86 -3,378**

1-4 51,79± 0,94 46,42±1,86 2,580*

* - уровень значимости различий 0,05 ** - уровень значимости различий 0,01 *** - уровень значимости различий 0,001

По результатам анализа данных были выявлены достоверные отличия по показателю, характеризующему самооценку личности, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого, второго и третьего курсов (р<0,001), также у учащихся первого и пятого, третьего и четвёртого (р<0,01), третьего и пятого курсов (р<0,05) (табл. 3).

Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих самооценку личности, у курсантов,

обучающихся на раз ¡ных курсах

Курсы обучения Х1±т1 х2±т2 tкритерий

1-2 62,60±2,46 52,93±1,24 3,511***

1-3 62,60±2,46 46,46±1,13 5,966***

1-4 62,60±2,46 52,03±1,73 3,521***

2-3 52,93±1,24 46,46±1,13 3,853***

1-5 62,60±2,46 52,58±2,55 2,830**

3-4 46,46±1,13 52,03±1,73 -2,699**

3-5 46,46±1,13 52,58±2,55 -2,192*

* - уровень значимости различий 0,05 ** - уровень значимости различий 0,01 *** - уровень значимости различий 0,001

Как видно из результатов представленных в табл. 3, показатель, характеризующий самооценку личности, снижается от первого к третьему курсу, далее к четвёртому году обучения происходит количественное увеличение показателя.

Таким образом, можно предположить, что самооценка у курсантов ВИВВ МВД выше на первом курсе по сравнению со всеми остальными. То есть, для курсантов первого курса в большей мере характерно представлять себя успешным и активным человеком, они более самостоятельны и ответственны за собственные решения, чем старшекурсники. Вероятнее всего это может быть обусловлено тем, что для первокурсников характерно восторженное отно -шение к факту поступления, как наиболее значительного самостоятельного достижения цели. К тому же у первокурсников имеется определённое представление о своей будущей профессии и быть может, они считают себя полностью пригодными к ней, в ходе обучения возможно разочарование как в будущей профессии, так и в вузе, либо в своих способностях. Некоторое повышение показателя к четвёртому курсу можно попытаться объяснить тем, что проходит некоторый период после прохождения стажировки, необходимый для осознания и переработки в опыт собственных достижений.

В результате математического анализа данных были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему уровень развития профессиональной направленности, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого, первого и пятого, второго и третьего, второго и четвёртого (р<0,001), второго и пятого (р<0,01) курсов (табл. 4).

Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих профессиональную направленность, у курсантов, обучающихся на разных курсах

Курсы обучения Х1±т1 х2±т2 tкритерий

1-2 29,47±0,58 26,56±0,50 3,806***

1-3 29,47±0,58 20,79±0,69 9,620***

1-4 29,47±0,58 22,66±1,01 5,831***

1-5 29,47±0,58 21,35±1,53 4,967***

2-3 26,56±0,50 20,79±0,69 6,785***

2-4 26,56±0,50 22,66±1,01 3,458***

2-5 26,56±0,50 21,35±1,53 3,244**

** - уровень значимости различий 0,01 *** - уровень значимости различий 0,001

Как видно из результатов представленных в табл. 4, показатель, характеризующий профессиональную направленность, снижается у учащихся от первого к третьему курсу.

Таким образом, можно предполагать, что профессиональная направленность выше у курсантов первого курса. Стоит отметить, что показатель складывается из субъективных оценок индивида, то есть, возможно, данные результаты объясняются тем, что на первом курсе курсанты считают себя более подходящими к данной профессии, предполагая определённую картину, как самого рода деятельности, так и своего обучения в вузе. Вполне возможно, что в ходе обучения происходит некоторое разочарование, чем и объясняется снижение показателя, характеризующего профессиональную направленность.

В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему удовлетворённость потребности в безопасности, у курсантов первого и второго, первого и четвёртого, первого и пятого, второго и третьего, третьего и четвёртого (р<0,001), третьего и пятого (р<0,01), первого и третьего, второго и четвёртого (р<0,05) курсов (табл. 5).

Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих удовлетворённость потребности в безопасности,

у курсантов, обучающихся на разных курса х

Курсы обучения Х1±т1 х2±т2 tкритерий

1-2 40,53±1,58 52,26±0,65 -6,860***

1-4 40,53±1,58 56,11±1,64 -6,828***

1-5 40,53±1,58 56,23±2,59 -5,175***

2-3 52,26±0,65 46,64±1,31 3,836***

3-4 46,64±1,31 56,11±1,64 -4,500***

3-5 46,64±1,31 56,23±2,59 -3,304***

1-3 40,53±1,58 46,64±1,31 -2,972*

2-4 52,26±0,65 56,11±1,64 -2,179*

* - уровень значимости различий 0,05 ** - уровень значимости различий 0,01 *** - уровень значимости различий 0,001

Как видно из табл. 5 показатели, характеризующие степень удовлетворённости потребности в безопасности у индивида в данной образовательной среде, выше у курсантов на пятом и четвёртом курсах, ниже у первокурсников.

Можно предположить, что в большей степени не удовлетворена потребность в безопасности у учащихся первого курса. Этот факт может проявляться в том, что первокурсники считают свою жизнь менее стабильной, отношения с людьми вызывают противоречивые чувства, активно формируется система отношений в группе. Возможно, это вызвано тем, что данная образовательная среда является для них новой, в то время как старшекурсники в большей степени знакомы с организацией среды в вузе и чувствуют себя в ней более безопасно. Некоторый спад показателя к третьему курсу, возможно, вызван истощением ресурсов. Так же стоит отметить тот факт, что на третьем курсе курсанты идут на стажировку, что означает для них погружение в новую, неизвестную среду.

Анализируя результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования по методике СПКС, можно сделать ряд выводов. Как видно на рис. 1, в ходе анализа данных можно выделить несколько закономерностей.

70 п 60 50 40 30 20 10 0

идентичность ■— мотивация а самооценка проф направ потр в безоп

1 курс

2 курс

3 курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 курс

5 курс

Рис. 1. Особенности изменения параметров, характеризующих субъективное отношение к среде у курсантов в процессе обучения

Показатели, характеризующие самооценку и мотивацию курсан-тов, снижаются от первого к третьему курсу, далее наблюдается некоторое повышение показателя. Вполне возможно, это связано с тем, что у первокурсников имеется определённое представление о своей будущей профессии, быть может, они считают себя полностью пригодными к ней, в ходе обучения возможно разочарование как в будущей профессии, так и в вузе либо в своих способностях. Некоторое повышение показателей к четвёртому курсу можно попытаться объяснить тем, что к четвёртому курсу появляется некоторая уверенность в среде вуза, происходит некоторое понимание профессии, появляется стремление успешно окончить учебное заведение.

Снижение в процессе обучения показателей, характеризующих профессиональную направленность и идентичность со средой вуза, что может проявляться в том, что первокурсники приходят в учебное заведение с определёнными ожиданиями и от себя, и от новой для них среды, но происходит разочарование в процессе обучения. Вероятнее всего это связано с получением информации о профессии. Кроме того, в процессе обучения в вузе может происходить смена ценностей, но поскольку в данном исследовании мы не затрагивали эту сферу, можно только предполагать, что на место ценности получения знаний приходят другие, например, ценность образования, службы.

И, наконец, показатель, характеризующий удовлетворённость потребности в безопасности повышается к пятому курсу, что, скорее всего, обуславливается адаптацией учащихся к среде вуза в ходе обучения.

Как видно, из результатов представленных на рис. 1 чёткой закономерности развития характеристик принятия среды выявлено не было.

300 1 250 200 150 100 50 0

СПКС

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Рис. 2. Особенности изменения параметров, характеризующих субъективное социально-психологическую комфортность среды, для курсантов в процессе обучения

Стоит обратить внимание на особенности изменения интегрального показателя по методике, характеризующего социально-психологическую комфортность среды (рис. 2).

Как видно из результатов представленных на рис. 2 показатель, характеризующий социально-психологическую комфортность среды, уменьшается к третьему курсу. Стоит отметить, что данные результаты согласуются с большинством результатов по данной методике, что может указывать на присутствие факторов на третьем году обучения, которые снижают показатели социально-психологической комфортности среды.

Таким образом, показатели, характеризующие социально-психологическую комфортность среды, в основном, уменьшаются к третьему курсу. Можно предположить, что это связано с некоторым несоответствием ожиданий и реальным требованиям данной сферы деятельности, что в свою очередь может вести к разочарованиям, и приспособлению с привлечением ресурсов организма и личности, что к третьему году обучения может вызвать истощение. В этом случае, может возникнуть предположение, что адаптация к среде достигается только к окончанию обучения.

Список литературы

1. Адаптационные способности военнослужащих и проблема психологического обеспечения адаптации к условиям службы по призыву. - М.: ГКВВ МВД России, 1994.

2. Аливердиева И.А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1982.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1961. с. 339.

4. Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советского воина. - М.: ВПА, 1974. - С. 22-28.

5. Дьяченко М.И. Адаптация / Советская военная энциклопедия. - Т.1. -М.: Воениздат, 1976, 109 с.

6. Дудник В.М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений: дис. ... канд. философ. наук -М., 1975.

7. Захаров А.М. Становление молодого офицера как командира взвода в части. (На материалах Сухопутных войск): автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1982. - с.21.

8. Караяни А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: дис. ... канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1993. - С. 207.

9. Кочин А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в ВВУЗах ВВ МВД России. 10: дис. ... канд. пед. наук. -СПб.: СпбГУ, 1996, 234 с.

10. Закон Российской Федерации «О Внутренних Войсках МВД России» // Войсковой вестник (Сборник учебно-методических материалов), 1997. - №3. -С. 3-31.

11. Конюхов Н.И. Социально-психологические особенности военнослужащих. М.: ВПА 1987, с. 29-50. Королюк Н.И. Психическая регуляция курсантов и слушателей в учебном процессе. - М.: ВУ, 1997.

12. Маклаков А.Г. Военная психология. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.