© ФЕФЕЛОВА Ю.А., КОЛОСКОВА Т.П., СКОБЕЛЕВА С.Ю., КАЗАКОВА Т.В.
УДК 616-071.3:612.39:616-055.23
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ У ДЕВУШЕК 16-20 ЛЕТ
Ю.А. Фефелова, Т.П. Колоскова, С.Ю. Скобелева, Т.В. Казакова Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии им. проф. В.В.Иванова, зав. - д.м.н. Т.Г. Рукша; НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск, директор - член-корр. РАМН В. Т. Манчук. Резюме. Проведено исследование морфофункциональных показателей физического статуса и оценка фактического питания женщин юношеского возраста за последние десятилетия. Выявлено снижение ряда антропометрических показателей и компонентного состава тела женщин 1720 лет в период с 1990 по 2008 гг. Имеются также отчетливо выраженные тенденции изменения характера питания у женщин юношеского возраста -недостаточное потребление белков, углеводов и избыточное потребление жиров в сравнении с нормативными показателями.
Ключевые слова: антропометрические показатели, фактическое питание, юношеский возраст.
Фефелова Юлия Анатольевна - к.б.н., доц. каф. патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии им. проф. В.В. Иванова КрасГМУ; е-шаП: [email protected].
Колоскова Татьяна Петровна - к.м.н., докторант лаборатории
этногенетических и метаболических проблем нормы и патологии НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск; тел. 8(391)2110357.
Скобелева Светлана Юрьевна - к.б.н. лаборатории этногенетических и метаболических проблем нормы и патологии НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск; тел. 8(391)2110357.
Изучение особенностей физического развития человека является актуальной задачей науки и профилактической медицины, поскольку эти данные позволяют судить о степени адекватности привычного образа жизни биологическим закономерностям организма человека, степени его жизнеспособности в различных социальных и экологических условиях. Современный человек по большинству своих антропометрических характеристик отличается от себе подобных, живших 100, 200 и более лет назад [8]. Доказано влияние различных социальных, экологических, климатогеографических факторов на физическое развитие, уровень и гармоничность которого в любом возрастном периоде отражает взаимоотношения организма и среды, характеризует метаболические процессы в организме, сбалансированность работы эндокринной системы и адекватность физического воспитания.
Питание является одним из ведущих факторов формирования антропометрических параметров, тесно связанных с физическим развитием организма. С 1989 года в России проводятся исследования фактического питания различных групп населения, которые показали, что структура питания претерпевает существенные изменения в сторону значительного уменьшения потребления наиболее ценных пищевых продуктов. Повседневный рацион большинства, россиян характеризуется дисбалансом рациона питания [3]. Такие изменения, несомненно, оказывают влияние на физический статус. По мнению ряда авторов [6, 13], соматометрия позволяет не только объективно оценивать физическое развитие, но и определять соматические формы нарушения питания: белковой и белково-энергетической недостаточности. Данный подход позволяет направленно устранять нарушения физического развития с помощью рационализации питания и физической нагрузки. На необходимость широкого внедрения антропометрических методов оценки питания указано в «Концепции
государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года», одобренной постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г., № 917.
Целью исследования было изучение закономерностей изменения
морфофункциональных показателей физического статуса и характера питания девушек юношеского возраста за последние десятилетия.
Материалы и методы
Обследованы 578 женщин - студенток Красноярского государственного медицинского университета в возрасте 17-20 лет. Выбор юношеского возраста обоснован окончанием формирования основных систем и относительно низкой встречаемостью хронических заболеваний, влияющих на физический статус. В качестве группы сравнения использованы результаты антропометрических исследований 450 женщин аналогичного возраста, проведенных в 1990 году. Все обследованные женщины являлись европеоидами, родились и проживали в городе Красноярске и районных центрах Красноярского края. Антропометрическое обследование включало определение 29 измерительных признаков, по результатам которых производился расчет основных компонентов тела и индекса массы тела (ИМТ, кг/м ). Состав тела фракционировался на жировой (ЖМ), мышечный (ММ) и костный (КМ) компоненты с вычислением их абсолютных (кг) и относительных (%) значений [10].
Фактическое питание у девушек изучали с помощью метода 24-часового суточного воспроизведения питания с применением муляжей пищевых продуктов [7, 14].
Полученные результаты подвергнуты статистической обработке с применением пакета прикладных программ «Statistica 6,0 for Windows» [12]. Каждый показатель оценивался на нормальность распределения по тесту Колмагорова - Смирнова.
Для всех количественных данных производился подсчет среднего арифметического (М), среднего квадратичного отклонения (5), ошибки средней
арифметической (ш). Достоверность различий определялась с помощью 1;-критерия Стьюдента - Фишера для выборок с параметрическим распределением в доверительном интервале более 95% и критерия Манна - Уитни при асимметричном распределении. Для качественных данных осуществлялось вычисление абсолютных и относительных частот и доверительного интервала к ним. Для анализа взаимосвязи между отдельными парами качественных признаков строились таблицы сопряженности для всех возможных пар таких признаков. Сравнение групп по качественному признаку проводилось с использованием теста %2-квадрат, в том числе при абсолютных частотах меньше 30 - тест х -квадрат с поправкой Иетса, при частоте менее 5 - тест с использованием точного критерия Фишера. При анализе более двух качественных признаков использован тест %2-квадрат с поправкой Бонферрони.
Результаты и обсуждение
За рассматриваемый отрезок времени 1990 - 2008 гг. более выраженные изменения зафиксированы для массы тела (снижение от 61,37±0,46 кг до 57,48±0,38 кг, р<0,001), при этом рост изменился менее значительно (165,19±0,25см и 164,09±0,30см) (табл. 1).
У женщин, обследованных в 2006 - 2008 гг., выявлено снижение индекса массы тела (1990-1992 гг. - 22,69±0,13 кг/м2, 2006-2008 гг. - 21,04±0,12 кг/м2, р<0,001). Подобные изменения величины ИМТ в популяции современных женщин наблюдаются в различных регионах [4], ряд авторов высказывают предположение, что современные девушки стремятся соответствовать неким «идеальным» представлениям моды, которая в данном случае выступает как мощный социальный фактор, влияющий на морфологическую трансформацию современной молодежи [9].
Сравнительный анализ антропометрических параметров позволил установить изменение в топографии подкожно-жирового слоя. Отмечено уменьшение толщины жировых складок в области груди, живота, бедра, то есть снижение жироотложения по женскому типу и усиление трункофугальности в топографии жироотложения.
Подавляющее большинство обхватных параметров, отражающих развитие мышечного компонента тела, характеризовалось достоверным снижением. Выявлено уплощение грудной клетки за счет снижения передне-заднего и увеличение поперечного ее диаметра, увеличение диаметра плеч и дистальных диаметров верхних и нижних конечностей.
В соме женщин 2006-2008 гг. зарегистрировано снижение общего количества жира, абсолютного и относительного количества мышечной ткани по сравнению с женщинами, обследованными в 1990-1992 гг. (табл. 2). Изменение жироотложения в развитых индустриальных странах рассматривается как результат воздействия либо несбалансированного либо недостаточного питания [15].
За исследуемый период произошло перераспределение женщин по ИМТ: доля женщин с дефицитом массы тела (ИМТ менее 18,5 кг/м ) увеличилась на 14,17 %, а частота встречаемости женщин с нормальной массой тела (ИМТ 18,5-25 кг/м ) уменьшилась на 6,82 %. Количество женщин с избыточной массой тела снизилось в два раза (табл.3).
Следует отметить, что за последние десятилетия изменился и характер питания. При оценке характера питания женщин юношеского возраста установлено, что суточная калорийность рационов составляла 1990±52,2 ккал. Согласно нормам физиологических потребностей для взрослого населения для женщин данного возраста (18-29 лет) с коэффициентом физической активности 1,4 (студентки) потребность в энергии в сутки составляет 2000 ккал [11]. Следовательно, потребление энергии у обследованных нами женщин соответствует нормативным показателям.
Уровень потребления белка составил 54,64±1,85г, что ниже физиологических потребностей (61 г в сутки) [11]. Следует отметить, что рекомендуемые величины потребления белка за рубежом значительно ниже и не превышают 51 г.Согласно рекомендациям ВОЗ, количество белка в сутки не должно быть ниже 45 г [2]. Учитывая большой разброс рекомендуемых величин потребления белка в цитируемых источниках, можно считать, что установленное нами количество
белка, потребляемого обследованными девушками, не выходит за пределы международных норм, но ниже норм, принятых в Российской Федерации. На потребление белка в суточной калорийности в группе обследованных приходится 15,3%, это практически совпадает с нормативными показателями (табл. 4).
Потребление жиров у обследованных женщин (73,02 г) превышало норму физиологических потребностей для данной возрастной группы, которая составляет 67 г в сутки. В то же время уровень потребления холестерина (0,217г) не превышал рекомендуемых значений (норматив - менее 0,3 г в сутки). Процент потребления жиров в общей калорийности рационов фактического питания у обследуемых был выше рекомендуемых норм и составил 20,5% (табл.
4).
Выявлено недостаточное потребление углеводов (228,6г) у обследованных женщин по сравнению с нормой физиологических потребностей в углеводах, которая составляет 289 граммов в сутки. Процент потребления углеводов в общем калораже также ниже нормы физиологических потребностей. Таким образом, регистрируется повышенное потребление жиров и недостаточное потребление белков и углеводов у обследованных женщин в сравнении с нормативами физиологических потребностей для данной возрастной группы с коэффициентом физической активности 1,4.
Таким образом, за последние десятилетия выявлены следующие изменения морфофункционального статуса женщин юношеского возраста - уменьшение массы тела, снижение ИМТ, снижение большинства, обхватных и диаметральных параметров, изменения в топографии подкожно-жирового слоя. В соме зарегистрировано снижение общего количества жира, абсолютного и относительного количества мышечной ткани. Следует отметить, что имеются также отчетливо выраженные тенденции изменения характера питания женщин юношеского возраста - недостаточное потребление белков и углеводов, но повышенное потребление жиров. В работах последних лет, в которых изучался
характер питания девушек студенток в возрасте от 18 до 21 года, в других регионах страны отмечены те же закономерности: повышенное потребление жиров по сравнению с нормативными показателями и сниженное потребление белков и углеводов [1, 5]. По-видимому, эта тенденция изменения характера питания у женщин юношеского возраста не случайна, поскольку регистрируется в разных регионах России. Изменение характера питания у обследованных женщин свидетельствует о несбалансированности у них пищевых рационов, что может способствовать изменению у них ряда антропометрических показателей и компонентного состава тела, а также приводить к снижению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
J.A. Fefelova, T.P. Koloskova, S. Yu. Skobeleva, T.V. Kazakova Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
Литература
1. Аношкина Н.Л. Оценка физического развития, фактического питания у лиц юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. биол. наук. -Липецк, 2005. - 28 с.
2. Батурин А.К. Разработка систем оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России: автореф. дис. . д-ра мед. наук. - М., 1998. - 45 с.
3. Батурин А.К., Тутельян В. А. Питание и здоровье в бедных семьях / Министретсво труда и соц. развития Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2002. - 537с.
4. Галкина Т.Н. Антропометрические и соматотипологические особенности лиц юношеского возраста в Пензенском регионе: автореф. дис.
. канд. мед. наук. - Волгоград, 2008. - 21 с.
5. Лунева Е.В. Особенности питания и некоторые показатели обмена белков и жиров у студентов разных типов телосложения: автореф. дис. . канд. биол. наук. - Челябинск, 2007. - 22с.
6. Луфт В. М., Костюченко А.Л., Лейдерман И.Н. Руководство по клиническому питанию больных в интенсивной медицине. - СПб.: Фарм Инфо, 2003. - 325 с.
7. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Феоктистова А.И. и др. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания, №С1-19/14-17. -М., 1996. - 126 с.
8. Медведева Н.Н. Закономерности изменчивости физического статуса и посткраниального скелета населения города Красноярска: автореф. дис. . д-ра мед.наук. - Красноярск, 2004. - 31с.
9. Негашева М.А., Мишкова Т.А. Антропометрические параметры и адаптационные возможности студенческой молодежи к началу XXI века
// Рос. педиатр. журн. - 2005. - № 5. - С. 12-16.
10. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П., Синдеева Л.В. и др. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека / и др.- Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2005. - 111с.
11. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / Метод. рекомендации. МР 2.3.1.2432-08. - М., 2008. - 41 с.
12. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: МедиаСфера, 2002. - 312с.
13. Руководство по парентеральному и энтеральному питанию / Под. ред. И.Е. Хорошилова. - СПб: Нордмед - Издат, 2000. - 376 с.
14. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник. - М.: Де Ли принт, 2008. - 276 с.
15. Johnston F.E., Gordon-Larsen P. Poverty, nutrition and obesity in the USA // Urbanism, Health and Human Biology in Industrialised Countries / Ed.
L.M. Schell and S.U. Ulijaszek. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999. -P. 192-209.
Таблица І
Антропометрические показатели женщин
Параметры Женщины Женщины Достоверность
1990 -1992 гг. 2006 - 200S гг. различий
(n = 450) M±m (n = 57S) M±m
1 2
Длина тела, см 164,09±0,30 165,19±0,25 Pl-2<0,01
Масса тела, кг 61,37±0,46 57,4S±0,3S р1-2<0,001
Жировые складки, мм:
плеча спереди S,S9±0,21 9,29±0,19
плеча сзади 14,66±0,24 19,72±0,24 р1-2<0,001
предплечья S,66±0,15 S,10±0,16 Pl-2<0,05
спины 15,24±0,26 14,62±0,24
груди 12,45±0,24 11,31±0,24 Pl-2<0,01
живота 26,37±0,46 20,36±0,36 Pl-2<0,001
бедра 23,19±0,37 19,72±0,30 Pl-2<0,001
голени 16,37±0,27 16,S5±0,26
Обхваты, см:
плеча 27,33±0,14 26,7S±0,13 Pl-2<0,01
предплечья 23,S4±0,09 22,95±0,0S Pl-2<0,001
запястья 15,71±0,05 15,0S±0,05 Pl-2<0,001
бедра 57,32±0,26 54,91±0,25 Pl-2<0,001
голени 35,99±0,13 34,S6±0,12 Pl-2<0,001
над лодыжками 22,26±0,07 21,90±0,15 Pl-2<0,05
груди S3,67±0,32 S4,69±0,24 Pl-2<0,01
ягодиц 97,03±0,31 93,40±0,26 р1-2<0,001
Диаметры, см
плеч 33,63±0,15 34,05±0,09 Pl-2<0,05
таза 26,99±0,10 26,96±0,0S
поперечный груди 24,42±0,09 24,62±0,06 Pl-2<0,05
передне-задний груди 17,35±0,10 17,03±0,07 р1-2<0,01
дистальный плеча 5,98±0,02 6,14±0,02 р1-2<0,001
дистальный предплечья 4,83±0,02 4,91±0,02 р1-2<0,01
дистальный бедра 8,96±0,03 9,14±0,03 р:-2<0,001
дистальный голени 6,23±0,05 6,37±0,02 р1-2<0,01
Примечание: * - здесь и далее для сравнения использованы данные О.А. Ходкевич (1996).
Компонентный состав тела женщин
Компоненты Женщины 1990 -1992 гг. (n = 450) M±m Женщины 2006 - 2008 гг. (n = 578) M±m Достоверность различий
1 2
Жировой, кг 17,17±0,28 16,07±0,24 Pl-2<0,01
% 27,42±0,29 27,33±0,28
Мышечный, кг 27,22±0,21 25,10±0,18 р1-2<0,001
% 44,43±0,22 43,74±0,17 Pl-2<0,05
Костный, кг 8,38±0,07 8,78±0,04 р1-2<0,001
% 13,71±0,09 15,44±0,07 р1-2<0,001
Таблица 3
Распределение значений индекса массы тела (ИМТ) женщин
ИМТ Женщины 1990 -1992 гг. (n = 450) 1 Женщины 2006 - 200S гг. (n = 57S) 2
n % n %
Дефицит массы 25 5,55±1,0S 114 19,72±1,66 p1-2=0,0000
Нормальные варианты 346 76,S9±1,99 405 70,07±1,90 p1-2=0,0145
Избыточная масса тела 73 16,22±1,74 51 S,S2±1,1S p1-2=0,0001
Ожирение 6 1,33±0,54 S 1,3S±0,49
Макронутриентный состав среднесуточного рациона питания женщин юношеского возраста
Показатели Калорийность, (ккал) Белки Жиры Углеводы Холестерин
г % от суточного калоража г % от суточного калоража г % от суточного калоража г
Фактическое потребление 1990±52,2 54,64±1,S5 15,34 73,02±2,45 20,50 22S,5S±6,92 64,16 0,217±0,01
Норма 2000 61 14,6 67 16,1 2S9 69,3 0,3
Примечание: нормативные показатели указаны в соответствии с рекомендованными физиологическими нормами[11].
PDF created with pdfFactory Pro trial version www. pdffactory. com
PDF created with pdfFactory Pro trial version www. pdffactory. com