Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ДОСОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ДОСОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СЕТЕВОЙ РЕСУРС / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVITY / NETWORK RESOURCE / COMPETENCE / LEGAL TRAINING / COLLABORATIVE ACTIVITIES / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрков Сергей Александрович, Ившин Михаил Сергеевич

Проблема и цель. Приоритеты современной цифровой образовательной среды в качестве направлений подготовки универсальных специалистов в области права определяют получение ими навыков системной аналитической деятельности, поддержанной информационными технологиями, и реализуемой в условиях быстрой смены профессиональных задач. Авторы предлагают для формирования востребованных компетенций использовать виртуальные стикерные доски. Методы исследования. Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и наполнения интерактивных досок (разграничение виртуального пространства, выбор стикеров, теги, мультимедиа). В педагогическом эксперименте задействованы 97 студентов (18% девушек и 82% юношей) юридического института Вятского государственного университета, г. Киров. В качестве метода статистической обработки используется критерий Фишера (угловое преобразование). Результаты исследования. Сформулированы дидактические особенности использования виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности специалиста в области юриспруденции: возможности сетевой коллаборации для решения правовых задач; обращение за правовой помощью; виртуальный «мозговой штурм» для расследования преступлений; независимость интерактивной сетевой среды для моделирования правовых процессов; сохранение результатов в облачном сервисе в виде портфолио юриста. На контрольном этапе эксперимента выявлены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню сформированности профессионально-правовой компетентности будущего юриста (φкрит=1,64<φэмп=2,418). Заключение. Применение виртуальных досок будет способствовать формированию профессионально-правовой компетентности специалиста при обеспечении комплекса условий: активизация работы с правовыми нормативными актами, подключение обучающихся к информационному взаимодействию и правовому консультированию новыми способами, сочетание индивидуальной и командной работы, поддержка обратной связи, решение реальных практико-ориентированных задач правового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрков Сергей Александрович, Ившин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING VIRTUAL WHITEBOARDS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY-LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE LAWYER

Problem and purpose. The priorities of the modern digital educational environment as directions of training for universal specialists in the field of law determine their acquisition of skills in systemic analytical activities, supported by information technologies, and implemented in the context of a rapid change in professional tasks. The authors suggest using virtual sticker whiteboards to form required competencies. Method of research. The theoretical and methodological analysis and generalization of fundamental scientific works on the research problem, processing the results of testing and filling interactive whiteboards (delimiting virtual space, choosing stickers, tags, multimedia) are used. The pedagogical experiment attracted 97 students (18% of young woman and 82% of young man) of the law Institute of the Vyatka state University, Kirov. The method of statistical processing is the Fisher criterion (angular transformation). Results. The didactic features of the use of virtual whiteboards to form of professionally-legal competence of a specialist in the field of jurisprudence are formulated: the possibilities of a network collaboration for solving legal problems; applying for legal assistance; virtual “brainstorming” for crime investigation; independence of an interactive network environment for modeling legal processes; saving results in the cloud service as a portfolio of a lawyer. At the control stage of the experiment, statistically significant differences were revealed between the experimental and control groups (φкрит=1,64<φэмп=2,418). Conclusion. The use of virtual whiteboards will contribute for the formation of professionally-legal competence of a specialist when providing a range of conditions: intensifying work with legal regulations, connecting students to information interaction and legal advice with new ways, uniting individual and team work, supporting feedback, solving real practice-oriented problems legal nature.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ДОСОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Дата публикации: 31.08.2020 УДК 372. 834

М. С. Ившин, С. А. Юрков

Особенности использования виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности будущего юриста

Проблема и цель. Приоритеты современной цифровой образовательной среды в качестве направлений подготовки универсальных специалистов в области права определяют получение ими навыков системной аналитической деятельности, поддержанной информационными технологиями, и реализуемой в условиях быстрой смены профессиональных задач. Авторы предлагают для формирования востребованных компетенций использовать виртуальные стикерные доски.

Методы исследования. Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и наполнения интерактивных досок (разграничение виртуального пространства, выбор стикеров, теги, мультимедиа). В педагогическом эксперименте задействованы 97 студентов (18% девушек и 82% юношей) юридического института Вятского государственного университета, г. Киров. В качестве метода статистической обработки используется критерий Фишера (угловое преобразование).

Результаты исследования. Сформулированы дидактические особенности использования виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности специалиста в области юриспруденции: возможности сетевой коллаборации для решения правовых задач; обращение за правовой помощью; виртуальный «мозговой штурм» для расследования преступлений; независимость интерактивной сетевой среды для моделирования правовых процессов; сохранение результатов в облачном сервисе в виде портфолио юриста. На контрольном этапе эксперимента выявлены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню сформированности профессионально-правовой компетентности будущего юриста (Ф =1,64<ф =2,418).

уТкрит ' Т эмп ' '

Заключение. Применение виртуальных досок будет способствовать формированию профессионально-правовой компетентности специалиста при обеспечении комплекса условий: активизация работы с правовыми нормативными актами, подключение обучающихся к информационному взаимодействию и правовому консультированию новыми способами, сочетание индивидуальной и командной работы, поддержка обратной связи, решение реальных практико-ориентированных задач правового характера.

Ключевые слова: интерактивность, сетевой ресурс, компетенция, правовая подготовка, совместная деятельность, качество обучения

Ссылка для цитирования:

Ившин М. С., Юрков С. А. Особенности использования виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности будущего юриста // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 425-440. сМ: 10.32744^.2020.4.30

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Accepted: 12 June 2020 Published: 31 August 2020

M. S. Ivshin, S. A. Yurkov

Features of using virtual whiteboards for the formation of professionally-legal competence of a future lawyer

Problem and purpose. The priorities of the modern digital educational environment as directions of training for universal specialists in the field of law determine their acquisition of skills in systemic analytical activities, supported by information technologies, and implemented in the context of a rapid change in professional tasks. The authors suggest using virtual sticker whiteboards to form required competencies.

Method of research. The theoretical and methodological analysis and generalization of fundamental scientific works on the research problem, processing the results of testing and filling interactive whiteboards (delimiting virtual space, choosing stickers, tags, multimedia) are used. The pedagogical experiment attracted 97 students (18% of young woman and 82% of young man) of the law Institute of the Vyatka state University, Kirov. The method of statistical processing is the Fisher criterion (angular transformation).

Results. The didactic features of the use of virtual whiteboards to form of professionally-legal competence of a specialist in the field of jurisprudence are formulated: the possibilities of a network collaboration for solving legal problems; applying for legal assistance; virtual "brainstorming" for crime investigation; independence of an interactive network environment for modeling legal processes; saving results in the cloud service as a portfolio of a lawyer.

At the control stage of the experiment, statistically significant differences were revealed between the experimental and control groups (9 =1,64<93Mn=2,418).

Conclusion. The use of virtual whiteboards will contribute for the formation of professionally-legal competence of a specialist when providing a range of conditions: intensifying work with legal regulations, connecting students to information interaction and legal advice with new ways, uniting individual and team work, supporting feedback, solving real practice-oriented problems legal nature.

Keywords: interactivity, network resource, competence, legal training, collaborative activities, quality of training

For Reference:

Ivshin, M. S., & Yurkov, S. A. (2020). Features of using virtual whiteboards for the formation of professionally-legal competence of a future lawyer. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 46 (4), 425-440. doi: 10.32744/pse.2020.4.30

_Введение

Одной из особенностей преподавания правовых дисциплин является то, что, применяемые технологии и средства обучения должны быть ориентированы на формирование умений, навыков, качеств личности специалиста, составляющих основу его профессиональной компетентности [1]. Однако, развивающееся цифровое общество определяет в качестве важнейшей трудовой функции педагога при подготовке востребованных на рынке труда выпускников активно использовать современные электронные ресурсы, интерактивные средства, программные сервисы образовательного назначения [2]. Это касается и подготовки высококвалифицированных профессионалов в области юриспруденции и права.

В то же время применение интерактивных технологий должно быть не столько ответом на требования цифровизации и автоматизации общества, не только способом вовлечения обучающихся в познавательную деятельность за счёт повышения эмоциональной привлекательности дисциплин правового цикла. Основное назначение включения цифровых средств и инновационных методик в юридическое образование, согласно P. ValckeaIn, I. Graef, D. Clifford, состоит в том, чтобы поддерживать развитие логического мышления, повышать уровень правовой подготовки выпускников и качество образовательных результатов в целом [3]. В идеале, формируемая виртуальная образовательная среда, должна сопровождать научно-исследовательскую деятельность студентов, решение практико-ориентированных задач правового характера, совместную работу, социализацию, моделирование будущих профессиональных ситуаций и т.д. В связи с этим, в настоящее время ведётся не только изучение возможностей цифровых технологий в преподавании дисциплин правового цикла [4], но и обоснование их значимости для формирования общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций [5]. Таким образом, специалист в отрасли юриспруденции и права должен не просто пассивно воспринимать, знать юридическую терминологию, правовые нормы, явления и отношения, являющихся объектами профессиональной деятельности, но и уметь их анализировать, применять на практике при поддержке современных цифровых технологий.

На практике же, как отмечает В. Н. Шутова [2], использование электронных сервисов и информационных ресурсов в преподавании дисциплин правового цикла во многом бессистемно и воспринимается педагогами как необходимость. Такое положение, по мнению P. Palvia, N. Baqir, H. Nemati [5], существенно снижает потенциал интерактивных технологий. Применение цифровых средств в обучении должно сопровождаться систематическим анализом результатов, интенсификацией обратной связи от обучающихся (выполненных заданий, отчётов, рефератов, ответов на вопросы) и учитывать специфику профессиональной деятельности.

Таким образом, существует объективная проблема, которая выражается в необходимости реализации возможностей современных цифровых технологий для формирования профессионально-правовой компетентности специалиста в области юриспруденции и права через расширение представлений педагогов об особенностях поддержки учебно-познавательной деятельности при решении практико-ориентиро-ванных задач правового характера.

Для преподавания правовых дисциплин в рамках цифрового образовательного пространства, получения навыков коллаборации, развития логического мышления, повышения уровня юридического образования и качества обучения относительно новым и эффективным облачным сервисом, с точки зрения функциональности, является интерактивная стикерная доска. Этот цифровой ресурс, как отмечают Л. А. Горовенко., Г. А. Алексанян [7], позволяет максимально воплотить все дидактические возможности, которые предоставляют интерактивные технологии для юридического образования.

Итак, цель работы состоит в исследовании особенностей использования виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности специалиста в области юриспруденции и права. Гипотеза исследования - применение интерактивных стикерных досок в преподавания правовых дисциплин позволит повысить уровень юридического образования и качество образовательных результатов в целом.

_Материалы и методы

Методологической основой исследования аспектов применения интерактивных технологий и цифровых средств в преподавании юридических дисциплин для формирования общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, выступают основные положения компетентностного подхода, сформулированные А. В. Хуторским [8]. Именно они позволяют учитывать смещение приоритетов современной образовательной среды в сторону подготовки универсальных специалистов в области права (способных к критической оценке и системному анализу, применению инноваций, совместной проектной деятельности, работе в условиях высокой неопределённости и быстрой смены профессиональных задач). Каждое из описанных требований к подготовке соответствует квалификационным характеристикам и направлениям деятельности юриста по реализации правовых норм и обеспечения правопорядка в различных сферах жизни общества.

Практико-ориентированный подход поддерживает выбор направлений применения интерактивных стикерных досок при решении спектра профессиональных задач правового характера (правотворческие, правоприменительные, экспертно-консультационные; правоохранительные; организационно-управленческие; научно-исследовательские).

Идеи коммуникативного подхода, подробно охарактеризованные для организации информационного взаимодействия Е. А. Васениной, Е. В. Харунжевой, М. В. Пету-ховой, Е. В. Соболевой [9], применяются и развиваются:

• при определении видов деятельности участников сетевого взаимодействия, поддержанного средством исследования - сервисом «виртуальная стикерная доска» (выдвижение гипотезы, сбор фактов, поиск аргументов и соответствующих правовых норм, изменение условий, составление портфолио и т.д.);

• для описания особенностей реализации имеющихся функциональных возможностей виртуальных стикерных досок в преподавании правовых дисциплин (теги, мультимедиа, коллективная работа, графический интерфейс и т.д.).

В исследовании для диагностики уровня профессиональной подготовки юристов, сформированности профессионально-правовой компетентности и качества обучения в целом учтены положения личностно-ориентированного подхода, конкретизирован-

ные для юридического образования V. M. Zavhorodnia, A. S. Slavko, S. I. Degtyarev, L. G. Polyakova [10]. Обучающийся/коллектив самостоятельно (на основе профессиональных стремлений, познавательных интересов) определяет содержательное наполнение виртуальной среды взаимодействия; скорость, темп работы, инструменты представления информации на доске; логику решения задач.

Эмпирические методы (наблюдение, анализ решений проблемных ситуаций и задач правового характера, выполнения командных проектов, интенсивности информационного взаимодействия) использовались для получения актуальных сведений о качестве усвоения юридических терминов, способов проведения правовой экспертизы, оформления результатов исследований, аргументированности гипотез и состоятельности версий и т.д.

Экспериментальная проверка осуществлялась в рамках преподавания дисциплины Уголовное право (Общая часть)» для образовательной программы высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) на базе юридического института Вятского государственного университета (г. Киров). В исследовании были задействованы студенты второго-третьего курса, средний возраст респондентов составил 21 год. Всего в эксперименте принимало участие 97 обучающихся (82% юношей и 18% девушек). Применение виртуальных стикерных досок не предъявляет особых требований к программно-техническому обеспечению, допускает сочетание его с другими цифровыми средствами и традиционными материалами. При разработке виртуальных стикерных досок использовался сетевой ресурс linoit.com, представляющий инструменты для командной и индивидуальной работы при очном и дистанционном обучении, для решения задач научно-исследовательского прикладного, профессионального характера.

В качестве метода статистической обработки использовалось угловое преобразование Фишера (критерий Фишера) [11].

_Обзор литературы

Применение интерактивных методов для активизации обучения и познания, как обосновывают M. Hamada, M. Hassan [12], - одна из тенденций мировой образовательной политики. O. Gurantz, M. Pender, Z. Mabel, C. Larson, E. Bettinger рассматривают возможности интерактивных технологий для организации системы виртуального тестирования обучающихся. Авторы экспериментально доказывают, что предлагаемая форма информационного взаимодействия способствует активизации познания, качественному повышению образовательных результатов [13].

O. Calderon, C. Sood, отталкиваясь от положения, что системы управления траекторией познания, получают широкое распространение во всех форматах обучения (очное, онлайн, смешанное), определяют, что такие инструменты, как виртуальные доски для организации совместных обсуждений, будут весьма эффективны для повышения качества подготовки современных выпускников [14]. Однако, ими также учитывается и то обстоятельство, что разработка учебных заданий, которые оптимизируют образовательную ценность виртуальных интерактивных инструментов, требует от педагога пересмотра критериев оценки результатов обучения. Это требование касается как организации лекционных занятий, так и семинаров. Многие преподаватели активно применяют различные цифровые сервисы (Googl-формы, документы, таблицы; ви-

део-лекции; интернет-источники; электронные словари и кодексы; почтовые сервисы, чаты) [15], но не соотносят получаемые результаты и приоритеты образовательного пространства. Применение электронных средств обучения должно сопровождаться систематическим анализом результатов обратной связи от обучающихся (выполненных заданий, отчётов, рефератов, ответов на вопросы) и способствовать повышению качества подготовки выпускников, формированию востребованных профессиональных компетенций [16].

Как отмечают A. Covaci, G. Ghinea, C.-H. Lin, S.-H. Huang, J.-L. Shih, информационное взаимодействие педагога и обучающегося в виртуальной среде должно способствовать развитию критического мышления [17]. L. M. Lane выделяют следующие составляющие онлайн-обучения, которые влияют на выбор программных средств: контекст (точность содержания ответов); межличностное общение (качество взаимодействия и интенсивность обратной связи); надпрофессиональные навыки (формирующиеся в процессе размышлений, рассуждений, поиска информации, совместной деятельности) [18]. P. Palvia, N. Baqir, H. Nemati исследуют различные аспекты применения электронных ресурсов в обеспечении социально-экономического, правового развития страны. J. van Dijk, S. Kalidien, S. Choenni характеризуют возможности информационных технологий для мониторинга потоков данных внутри и между организациями, участвующими в системе уголовного правосудия [19]. Авторы считают, что наличие опыта сетевого взаимодействия - обязательное требование к современному специалисту в области права.

P. ValckeaIn, I. Graef, D. Clifford соглашаются с их выводами, что информационные технологии сопровождают практически все направления деятельности человека, и обосновывают в этой связи важность включения в подготовку современных, востребованных в будущем юристов практики использования соответствующих сервисов и средств [3]. Авторы подчёркивают потенциал информационных технологий для обеспечения правопорядка, профилактики правонарушений, расследования преступлений. Кроме того, они полагают, что применение цифровых сервисов будет способствовать правовому воспитанию, реализации принципов междисциплинарного подхода к обучению, формированию коммуникативных навыков. А. Ю. Петухов отмечает, что цифровые технологии в преподавании правовых дисциплин должны являться не только инновационными, эмоционально привлекательными для обучающихся, но и учитывать специфику их подготовки [20].

Е. В. Ионова, М. В. Савельева, А.Б. Смушкин считают, что основной задачей педагога в современном образовательном пространстве по-прежнему остаётся - вооружение обучающегося знаниями, навыками, которые будут определять его правовую культуру мышления [4]. Авторами этот тезис раскрывается и доказывается на примере обучения в рамках курса «Криминалистика». Они определяют криминалистику как проводник достижений естественных, технических и гуманитарных наук в сферу судопроизводства. Актуальность применения цифровых средств при изучении криминалистики и для решения конкретных практических задач обоснована также в работе N. M. Karie, V. R. Kebande, H. Venter [21].

Новаторские идеи относительно применения цифровых технологий в области юриспруденции и права представлены N. Zeni, E. A. Seid, P. Engiel, J. Mylopoulos. Они предлагают использовать искусственный интеллект для автоматизации применения норм права [5]. Такие же перспективы определяют D. Broeders, E. Schrijvers, B. van der Sloot и др., которые рассматривают применение сетевых сервисов для системного анализа и

поддержки принятия решений как важных направлений профессиональной правовой деятельности современного специалиста [22].

D. Khan, I. Rehman и др. исследовали дидактический потенциал виртуальных сти-керных досок как эффективных инструментов для обучения и формирования профессиональной компетентности [23]. В работе Л. А. Горовенко, Г. А. Алексанян [7] интерактивные доски исследуются как средство для поддержки сетевого взаимодействия при решении практико-ориентированных задач. Конкретные методические аспекты применения интерактивных средств при подготовке юристов в вузе описаны В. Н. Шутовой [2]. Однако, её идеи нуждаются в совершенствовании с учётом требований и приоритетов современного цифрового образовательного пространства, новых программных средств обучения.

Таким образом, выполненный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, позволил обосновать необходимость дополнительного изучения особенностей применения интерактивных технологий для подготовки высококвалифицированных специалистов в области права, уровень профессионально-правовой компетентности которых не только соответствует приоритетом современного цифрового общества, но и отвечает вызовам будущего.

_Программа исследования

Основная цель эксперимента заключалась в проверке дидактического потенциала виртуальных стикерных досок для формирования профессионально-правовой компетентности специалиста в области юриспруденции и права.

На подготовительном этапе эксперимента была проведена общая оценка имеющегося уровня теоретических знаний и юридических терминов, навыков решения практико-ориентированных задач, практики профессиональной деятельности и работы с информационными ресурсами.

В рамках контрольного мероприятия студентам было предложено выполнить тестирование по темам «Уголовное право (Общая часть)». Вопросы теста были разработаны авторами в соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая. По каждому виду деятельности - 10 заданий, всего для тестирования их было отобрано 70. Приведём примеры вопросов.

1. В первой графе имеется набор понятий «уголовное право», «уголовно-процессуальное право», «административное право». Во второй графе представлено столько же определений, из которых студентам следует выбрать соответствующее термину первой графы. Вариантом усложнения задания может быть ситуация, когда обучающимся будет представлено избыточное число определений.

2. Из предложенных электронных ресурсов студентам необходимо выбрать те, которые относятся соответственно к примерам сайтов органов судебной власти, органов правоохранительной системы, образовательным сайтов по юриспруденции.

3. Известно, что правонарушители Волгин, Камазов и Опелев совершали угон автомобиля со стоянки ТЦ в 2019 году. Ими были угнаны: Волга, Камаз, Опель. Ни один из мужчин не угнал тот автомобиль, от которого произошла его фамилия. Определите,

какой из автомобилей угнал каждый из них, если точно установлено, что Опелев угнал не Камаз.

4. Для примера судебной практики определить конкретную норму права и форму реализации уголовной ответственности.

5. Дан набор символов A, B, C, D. За каждым символом закреплена фраза, описывающая состав преступления. Необходимо расположить символы так, чтобы выстроилась логическая цепочка, раскрывающая суть дела.

6. Определить правовые нормы, отношения, явления в соответствии с описанными профессиональными ситуациями.

7. Из предложенных примеров выбрать те, которые отражают сущность правовой пропаганды.

За выполнения теста студент получал оценку «зачтено», если набирал более 60 баллов. В остальных случаях, считалось, что студент не справился с тестированием. Таким образом, удалось собрать данные о 97 обучающихся, из которых были сформированы экспериментальная (48 студентов) и контрольная (49 студентов) группы. Выборка не носила случайный характер. В составе экспериментальной группы 82 % юношей и 18 % девушек, что обусловлено спецификой специальной подготовки.

Далее в рамках формирующего этапа эксперимента преподаватель проводил методическую работу со всеми участниками экспериментальной группы по возможностям использования виртуальных стикерных досок для организации изучения выбранной дисциплины. Студентам были предложены темы для совместной работы, индивидуальные задания. Формирование команд, выбор тем определялся профессиональными стремлениями обучающихся, их познавательными интересами. Примерные тематики: «Киберпреступность», «Преступление и наказание», «История развития уголовного законодательства» и т.п.

С помощью инструментов виртуальных стикерных досок студенты оформляли результаты своих исследований, совместных обсуждений; размещали их в соответствии

\J f \J U V I

с логикой событий, последовательностью действий; использовали графические возможности интерфейса для выдвижения гипотез, группировки фактов, аргументов; загружали фото, видео, звуковые файлы; обменивались постами и тегами отмечали свои стикеры.

Обучающиеся контрольной группы изучали темы «Понятие преступления», «Уголовная ответственность и ее основание», «Состав преступления» и т.д. по рабочей программе дисциплины традиционным образом через цикл лекций и семинаров, при поддержке мультимедийных презентаций и информационных ресурсов сети Интернет.

После включения в преподавание юридической дисциплины такой учебно-познавательной работы, поддержанной инструментами виртуальной стикерной доски, соответствующей всем видам профессиональной деятельности выпускника специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, проводилось ещё одно тестирование. Вопросы для теста были разработаны в соответствии с описанными ранее принципами.

_Результаты исследования

Как отмечалось ранее, в современном цифровом пространстве применяется большое число виртуальных сред, которые поддерживают учебно-познавательный про-

цесс по дисциплине любого цикла и направления подготовки [24]. Анализ различных аспектов их использования и включения именно в преподавание правовых дисциплин позволяет сформулировать следующие характеристики: совместное пространство взаимодействия, выдвижения гипотез, проверки версий, решения социально значимых вопросов; графический пользовательский интерфейс для поддержки системного анализа, отражения логики и последовательности событий; оперативность получения обратной связи и необходимых материалов; возможность подбирать, развивать содержание учебной дисциплины под индивидуальные особенности обучающихся и специфику подготовки [25]; независимость виртуальной среды обучения от присутствия/отсутствия тех или иных задействованных участников правового процесса (например, моделирование работы виртуального судебного разбирательства) [26]; поддержка формирования социальных групп, малых коллективов для решения проблемы [27].

Реализовать большинство из указанных характеристик виртуальных интерактивных сред для преподавания правовых дисциплин, поддержать формирование профессиональной компетентности специалиста в области юриспруденции, способствовать повышению качества образовательных результатов позволяют виртуальные доски. В настоящее время понятие «виртуальная доска» обозначает цифровой ресурс, позволяющий организовать сетевое взаимодействие без непосредственного контакта с реальной установкой [24]. Этот облачный сервис не требует от преподавателя особых технических навыков и ресурсозатрат.

Под интерактивной доской в представленном исследовании будем понимать бесконечное образовательное онлайн-пространство, которое можно подстраивать под логику решения профессиональной практико-ориентированной задачи. В этом виртуальном пространстве можно конспектировать, оставлять комментарии, задавать вопросы, проставлять теги; вставлять фотографии, видео, звуковые файлы, стикеры. Интерактивные стикерные доски способствуют интенсификации познавательной активности, поддерживают как персонализацию обучения, так и совместную деятельность. На сегодняшний день существует огромный выбор программных средств для организации такого виртуального пространства (Ыпо^, WikiWall, Rizzoma, Scribblar, Popplet, Twiddla).

Практическая реализация указанных дидактических возможностей интерактивных стикерных досок была выполнена в рамках изучения дисциплины «Уголовное право (Общая часть)» для специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. При разработке виртуальных стикерных досок использовался сетевой ресурс linoit.com, представляющий инструменты для командной и индивидуальной работы при очном и дистанционном обучении, для решения задач научно-исследовательского прикладного, профессионального характера (см. рис.1.).

Возможности сетевого виртуального взаимодействия были использованы при решении конкретных правовых задач. Преподаватель с помощью стикера определял проблему (тезисно или ссылкой на материалы дела). Далее каждый участник команды выбирал «зону для размышлений», куда он размещал факты, предположения, аргументы, версии, гипотезы. Чтобы не перепутать свои материалы с наработками других, обучающиеся помечали их тегами. Кроме того, в любой момент сетевого обсуждения команда могла обратиться за помощью к преподавателю/другому специалисту, который свою консультацию также отмечал тегом. В рассуждения добавлялись стрелки, выноски, фотографии. Затем в ходе виртуального «мозгового штурма» команда определяла общую логику и выстраивала аргументированную версию с доказательной ба-

зой (подкреплённую правовыми нормами и актами, фактами, примерами судебной практики). Активно использовались возможности графического пользовательского интерфейса, предусматривающего включение 2D и 3D- объектов, манипулирование (удаление, перемещение), многоцветной палитры, шрифтов.

Рисунок 1 Пример реализации командного проекта в среде linoit.com

Оперативность получения обратной связи была наиболее ценна в тех случаях, когда не просто надо было проконсультировать по вопросу применения правовой нормы, а решить вопрос о правомерности применения нормы права.

Потенциал стикерных досок для индивидуализации обучения был реализован за счёт самостоятельного определения обучающимися темы проекта и команды для совместной работы; темпа и траектории познания; вариантов представления информации на доске; применения информационных ресурсов и необходимости обращения за консультацией. Независимость виртуальной среды также поддерживает персонализированное обучение, так как отсутствие/присутствие других участников не влияет на качество работы отдельного члена коллектива. И эта же дидактическая возможность позволила смоделировать различные правовые ситуации: криминалистическая экспертиза, обеспечение правопорядка, предупреждение правонарушения и т.д.

Возможность сетевой коллаборации, участия в совместной деятельности позволило получить практику по выявлению и предупреждению угроз безопасности; приобрести опыт коллективной работы по разработке и проведению профилактических мер для предупреждения, расследования преступлений. Кроме того, все результаты прикладного научного исследования были сохранены в облачном сервисе в виде портфолио.

Таким образом, при помощи стикерной доски была организована проектная деятельность правового характера, сотрудничество и социализация, созданы условия для развития интеллектуальных качеств личности, получен опыт наполнения портфолио юриста. Обобщая результаты практики, заключаем, что дидактические возможности интерактивных стикерных досок активно поддержали все виды деятельности, составляющие основу общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций специалиста в области юриспруденции и права. Кроме того, функциональные возможности виртуальных досок могут применяться на любых типах занятий и для любой формы обучения. Широкий спектр инструментов позволяет активизировать информационное взаимодействие, получить навыки кол-

лаборации, развивать логическое мышление, повышать уровень правовой подготовки и качества обучения в целом.

В экспериментальной работе, благодаря сетевым сервисам организации виртуальных досок, была реализована возможность отработки практических навыков и привлечения практических работников правоохранительных органов; созданы дополнительные условия для самообразования обучающихся; организована комплексная подача учебного материала. Другими словами, выполнена системная педагогически работа по подготовке востребованных юристов для цифрового общества.

На фиксирующей стадии эксперимента проводилось повторное измерение, также содержащее 70 вопросов. Сведения о результатах тестирования до и после эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты измерения в начале и конце эксперимента

До начала эксперимента После эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

Доля студентов, которые не справились с тестом 49% (24) 50% (24) 59% (29) 19% (9)

Доля студентов, которые справились с тестом 51% (25) 50% (24) 41% (20) 81% (39)

Проверка достоверности полученных результатов была выполнена с помощью углового преобразования Фишера (критерия Фишера) средствами онлайн-калькулято-ра (https://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher/). Критическое значение критерия Фишера для уровня значимости 0,05 (фкрит) равно 1,64.

Были приняты следующие гипотезы: Н0: уровень сформированности умений, навыков, качеств личности специалиста в области юриспруденции и права, составляющих основу его профессиональной компетентности в экспериментальной группе статистически равен уровню контрольной группы; гипотеза Н1: уровень сформированности умений и навыков, составляющих основу профессионально-правовой компетентности, в экспериментальной группе выше уровня контрольной группы.

Эмпирическое значение критерия Фишера до начала эксперимента, равно 0,098 (фэмп=0,098<фкрит=1,64). Следовательно, до начала эксперимента принимается гипотеза Н0. Значение критерия Фишера после эксперимента равно 2,465 (фкрит=1,64<фэмп=2,418), поэтому гипотеза Н0 отвергается и принимается Н1. Итак, различия в уровнях сформированности общепрофесиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций между студентами контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента обусловлены не случайными факторами, а носят закономерный характер.

_Обсуждение результатов

Из обобщения опыта участников педагогического эксперимента сформулируем ряд методических рекомендаций, которых следует придерживаться педагогу при включении интерактивных досок в преподавание правововых дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На подготовительном этапе (перед включением виртуальных стикерных досок в преподавание) необходимо организовать консультирование обучающихся по вопросам технического плана: общий порядок регистрации; работа в сетевом сервисе без регистрации и возможные ограничения при коллаборации; графический пользовательский интерфейс и основные инструменты; создание нового холста, создание группы для совместной работы над проектом; работа со стикером: его устройство, редактирование, форматирование, манипулирование, режимы и настройки приватности; демонстрация работы в виртуальной стикерной доске в онлайн-формате.

Далее следует раскрыть общие организационные аспекты: цели и задачи использования интерактивных ресурсов в данной теме, роль этой темы в структуре учебной дисциплины, практическая значимость применяемого цифрового средства, сроки изучения, формы информационного взаимодействия, варианты консультирования и привлечения других специалистов. Важным аспектом является этап организации контроля и оценивания. В выполненном исследовании отсутствует выставление количественной оценки за результаты командного проекта в виртуальном пространстве стикерной доски. Причина такого сознательного выбора заключается в том, что применение цифровых средств для поддержки изучения дисциплины «Уголовное право» (Общая часть)» не должно отвлекать обучающихся от сложной теоретической составляющей курса. Далее в рамках дисциплины «Уголовное право» (Особенная часть)» на этапе актуализации и повторении изученного ранее материала обязательно будет проведена контрольная работа с проставлением баллов. В оценке следует предусмотреть проверку сформированности умений и навыков работы с цифровыми средствами. В ходе предоставления теоретического блока информации, электронных ресурсов и ссылок на источники следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии со спецификой подготовки. В то же время, использование интерактивных стикерных досок в преподавании юридических дисциплин не ставит перед педагогом задачи фундаментально изменить имеющиеся технологии обучения, а лишь внести в них небольшие коррективы [3].

Таким образом, при использовании виртуальных досок для формирования профессионально-правовой компетентности специалиста в области юриспруденции, частично, а иногда полностью, видоизменяются функции и роли педагога, обучающихся. Деятельность преподавателя приобретает новые оттенки. В частности, его роль становится менее авторитарной. Как подтвердила практика, это поддерживается за счёт возможности получать неформальную консультацию (теги, комментарии), обращаться за помощью к сотрудникам правоохранительным органов, международным экспертам. Полученный результат соответствует приоритетам цифрового общества в отношении подготовки универсального специалиста, имеющего навыки командной работы и межотраслевой коммуникации в быстро изменяющихся условиях, умеющего применять цифровые средства для решения широкого спектра профессиональных задач.

Взаимодействие в виртуальной среде поддерживает независимость обучающихся, «синхронизирует» профессиональную, учебно-познавательную и исследовательскую деятельность с их образом жизни. Кроме того, несмотря на то, что интерактивная стикерная доска - это сервис для совместной работы, преподаватель на практике смог реализовать возможность прохождения каждым отдельным обучающимся персональной траектории. Участники сами определяли темп деятельности, отслеживали теги и комментарии, содержательно наполняли своё образовательное пространство.

Эксперимент выявил, что интенсифицируется процесс взаимопомощи участников группы при решении практико-ориентированных задач правового характера, подборе примеров судебной практики, работе с правовыми нормативными актами. При сопровождении интерактивных стикерных досок у обучающихся появляется возможность взаимодействовать друг с другом на качественно ином уровне. Также экспериментально подтверждено, что студенты более активно работали с кодексами, с нормативными правовыми нормами, юридическими терминами. Это способствовало получению более глубоких, фундаментальных знаний и немедленному применению их в правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, правоохранительной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической деятельности. Несмотря на то, что значительно увеличилась доля самостоятельной работы, выполняемой обучающимися, эксперимент доказал, это также поспособствовало формированию основных общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций.

Заключение

В работе на основе анализа и обобщения возможностей информационных ресурсов для обучения в современной цифровой образовательной среде, инструментов интерактивных средств авторами обоснованно выделяется перспективное для преподавания юридических дисциплин направление - применение виртуальных стикерных досок для формирования профессиональной компетентности специалистов в области юриспруденции и права.

Материалы статьи отражают авторское понимание термина «виртуальная стикер-ная доска», как бесконечного онлайн-пространства для совместной работы. В исследовании подробно описан образовательный потенциал этих сетевых ресурсов и особенности его применения для преподавания дисциплины «Уголовное право (Общая часть)» по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).

В качестве таковых особенностей авторы выделяют:

• возможности сетевого виртуального взаимодействия в решении конкретных правовых задач (работа с разноцветными стикерами для отображения логики рассуждений, представления фактов, предположений, аргументов, версий, гипотез);

• обращение за правовой помощью к преподавателю/другому специалисту (посредством тегов, комментариев, постов);

• виртуальный «мозговой штурм» для расследования преступлений;

• индивидуализация обучения (выбор темы проекта и команды; темпа и траектории познания; методов обработки и представления информации на доске; интенсивности обращения за помощью и консультацией);

• независимость виртуальной среды (моделирование правовых процессов: судебное разбирательство, экспертиза, обеспечение правопорядка, предупреждение правонарушения и т.д.);

• сохранение результатов в облачном сервисе в виде портфолио юриста.

Материалы экспериментального исследования подтвердили качество подготовки

выпускников - будущих специалистов в области юриспруденции: студенты экспери-

ментальной группы существенно повысили уровень знаний, умений, навыков, качеств личности специалиста, составляющих основу его профессиональной компетентности. Полученные результаты могут быть использованы для практического ответа педагогической системы юридического образования на требования цифрового общества в отношении подготовки универсальных высококвалифицированных специалистов в области права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010 № 3. С. 118-127. URL: https://noosphere.ru/pubs/504416 (дата обращения: 10.08.2020)

2. Шутова В.Н. Опыт применения интерактивных форм и методов в юридическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24978 (дата обращения: 10.08.2020).

3. ValckeaIn P., Graef I., Clifford D. ¡Fairness Constructing fairness in IT (and other areas of) law through intra-and interdisciplinarity // Computer Law & Security Review. 2018. Vol. 34. Iss. 4. pp. 707-714. DOI: 10.1016/j. clsr.2018.06.010

4. Ионова Е.В. Отдельные аспекты методики преподавания дисциплин криминалистического цикла / Е.В. Ионова, М.В. Савельева, А.Б. Смушкин // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 2. С. 247-257. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2).247-257

5. Zeni N., Seid E. A, Engiel P., Mylopoulos J. NomosT: building large models of law with a tool-supported process // Data Knowl Eng. 2018. Vol. 117. pp. 407-418. DOI: 10.1016/j.datak.2018.04.009

6. Palvia P., Baqir N., Nemati H. ICT for socio-economic development: a citizens' perspective // Information & Management. 2018. Vol. 55 (2). pp. 160-176. DOI: 10.1016/j.im.2017.05.003

7. Горовенко Л. А., Алексанян Г. А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария виртуальной доски RealTimeBoard // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2019. №. 2 (241). с. 47 53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40629625 (дата обращения: 10.08.2020).

8. Khutorskoy A. V. Methodological Foundations for Applying the Competence Approach to Designing Education // Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2017. No. 12 (218). pp. 85-91. (In Russ., abstract in Eng.). URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1228/1047 (accessed: 10.08.2020).

9. Васенина Е. А., Петухова М. В., Харунжева Е. В., Соболева Е. В. Эксперимент и межличностное взаимодействие как факторы активизации познавательной деятельности школьника в процессе обучения информатике // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 7-25. DOI: 10.15293/2226-3365.1802.01

10. Zavhorodnia V. M., Slavko A. S., Degtyarev S. I., Polyakova L. G. Implementing a value-oriented approach to training law students // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 8 (3). pp. 677-691. DOI: 10.13187/ ejced.2019.3.677

11. Критерий Фишера. Автоматический расчёт углового преобразования // Онлайн-калькулятор. URL: https:// www.psychol-ok.ru/statistics/fisher/ (дата обращения 10.06.2020).

12. Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for Information and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. vol. 13(1). pp. 35-59. DOI: 10.12973/ eurasia.2017.00603a

13. Gurantz O., Pender M., Mabel Z, Larson C., Bettinger E. Virtual advising for high-achieving high school students // Economics of Education Review. 2020. Vol. 75. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.101974

14. Calderon O., Sood C. Evaluating learning outcomes of an asynchronous online discussion assignment: a post-priori content analysis // Interactive Learning Environments. 2020. Vol. 28 (1). pp.3-17. DOI: 10.1080/10494820.2018.1510421

15. Jorczak R. L., Dupuis D. N. Differences in classroom versus online exam performance due to asynchronous discussion // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2014. Vol. 18(2). pp. 67-75. DOI: 10.24059/olj.v18i2.408

16. Killian T., Floren M. Exploring the Relationship Between Pedagogy and Counselor Trainees' Multicultural and Social Justice Competence // Journal of Counseling and Development. 2020. Vol. 98 (3). pp. 295-307. DOI: 10.1002/ jcad.12324

17. Covaci A., Ghinea G., Lin C.-H., Huang S.-H., Shih J.-L. Multisensory games-based learning - lessons learnt from olfactory enhancement of a digital board game // Multimedia Tools and Applications. 2018. Vol. 77(16). pp. 2124521263. DOI: 10.1007/s11042-017-5459-2

18. Lane L. M. Constructing the past online: Discussion board as history Lab // History Teacher. 2014. Vol. 47(2). pp. 197-207. URL: https://eric.ed.gov/?redir=http://www.societyforhistoryeducation.org%2fpdfs%2fF14_Lane.pdf

19. van Dijk J., Kalidien S., Choenni S. Smart monitoring of the criminal justice system // Government Information Quarterly. 2018. pp. 24-32. DOI: 10.1016/j.giq.2015.11.005

20. Петухов А. Ю. Проблемы формирования информационной компетентности сотрудника полиции в рамках первоначальной профессиональной подготовки // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. №. 4 (29). С. 78-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30764424 (дата обращения: 10.08.2020).

21. Karie N.M., Kebande V.R., Venter H. Diverging deep learning cognitive computing techniques into cyber forensics // Forensic Sci. Inter. Synergy. 2019. pp. 61-67. DOI: 10.1016/j.fsisyn.2019.03.006

22. Broeders D., Schrijvers E., van der Sloot B., van Brakel R., de Hoog J., Ballin E.H. Big data and security policies: Towards a framework for regulating the phases of analytics and use of big data // Computer Law and Security Review. 2017. Vol. 33 (3). pp. 309-323. DOI: 10.1016/j.clsr.2017.03.002

23. Khan D., Rehman I., Ullah S., Ahmad W., Cheng Z., Jabeen G., Kato H. A low-cost interactive writing board for primary education using distinct augmented reality markers // Sustainability (Switzerland). 2019. Vol. 11. Iss. 20(1). DOI: 10.3390/su11205720

24. Имбер В. И. Организация учебного взаимодействия преподавателя и студентов средствами SMART BOARD // Информационные технологии и средства обучения. 2018. Т. 64. № 8. С. 119-127. DOI: 10.33407/itlt.v64i2.1950

25. Lipinsky D.A., Evdokimov K.N., Musatkina A.A. Regulation of criminal responsibility for cyber crimes in countries with different legal systems // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т. 726. С. 409-422. DOI: 10.1007/978-3-319-90835-9_49

26. Hastings S. O., Aponte S., Valverde E., Gristock C., Fraser R., Missigman M., Rosas L. Nonverbal communication and writing deficiencies of graduates: Research by undergraduates for undergraduates // Business and Professional Communication Quarterly. 2020. Vol. 83(2). pp. 204-222. DOI: 10.1177/2329490620906447

27. Torre M. R., Mayagoitia N. I. TIC, desarrollo y jóvenes. Un estado de la cuestión // Revista de Comunicación. 2018. Vol. 17 (2). pp. 336-352. DOI: 10.26441/RC17.2-2018-A15

REFERENCES

1. Zhukova I.A.Formation of the professional competence of a lawyer in the process of studying at a university. Law. Journal of the Higher School of Economics, 2010, no. 3, pp. 118-127. Available at: https://noosphere.ru/ pubs/504416 (accessed 10 August 2020)

2. Shutova V.N. Experience of using interactive forms and methods in legal education. Modern problems of science and education, 2016, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24978 (accessed 10 August 2020).

3. Valckea In P., Graef I., Clifford D. iFairness Constructing fairness in IT (and other areas of) law through intra-and interdisciplinarity. Computer Law & Security Review, 2018, vol. 34, iss. 4, pp. 707-714. DOI: 10.1016/j. clsr.2018.06.010

4. Ionova E.V. Certain aspects of the methods of teaching the disciplines of the criminalistic cycle / E.V. Ionova, M.V. Savelyeva, A.B. Smushkin. All-Russian criminological journal, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 247-257. DOI: 10.17150/25004255.2018.12 (2) .247-257

5. Zeni N., Seid E. A, Engiel P., Mylopoulos J. NomosT: building large models of law with a tool-supported process. Data Knowl Eng., 2018, vol. 117, pp. 407-418. DOI: 10.1016 / j.datak.2018.04.009

6. Palvia P., Baqir N., Nemati H. ICT for socio-economic development: a citizens' perspective. Information & Management, 2018, vol. 55 (2), pp. 160-176. DOI: 10.1016/j.im.2017.05.003

7. Gorovenko L.A., Aleksanyan G.A.Analysis of the didactic possibilities of using the RealTimeBoard virtual board toolkit in the educational process. Bulletin of the Adyghe State University. Series 4: Natural-mathematical and technical sciences, 2019, no. 2 (241). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40629625 (accessed 10 August 2020).

8. Khutorskoy A. V. Methodological Foundations for Applying the Competence Approach to Designing Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2017, no. 12 (218), pp. 85-91. (In Russ., Abstract in Eng.). Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1228/1047 (accessed 10 August 2020).

9. Vasenina E.A., Petukhova M.V., Kharunzheva E.V., Soboleva E.V. Experiment and interpersonal interaction as factors of enhancing the cognitive activity of a schoolchild in the process of teaching computer science. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, 2018, no. 2, pp. 7-25. DOI: 10.15293/2226-3365.1802.01

10. Zavhorodnia V. M., Slavko A. S., Degtyarev S. I., Polyakova L. G. Implementing a value-oriented approach to training law students. European Journal of Contemporary Education, 2020, vol. 8 (3), pp. 677-691. DOI: 10.13187/ ejced.2019.3.677

11. Fisher's criterion. Automatic calculation of angular transformation / Online calculator. Available at: https://www. psychol-ok.ru/statistics/fisher/ (accessed 10 August 2020).

12. Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for Information and Communication Theory.

Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13(1), pp. 35-59. DOI: 10.12973/ eurasia.2017.00603a

13. Gurantz O., Pender M., Mabel Z, Larson C., Bettinger E. Virtual advising for high-achieving high school students. Economics of Education Review, 2020, vol. 75. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.101974

14. Calderon O., Sood C. Evaluating learning outcomes of an asynchronous online discussion assignment: a post-priori content analysis. Interactive Learning Environments, 2020, vol. 28 (1), pp. 3-17. DOI: 10.1080/10494820.2018.1510421

15. Jorczak R. L., Dupuis D. N. Differences in classroom versus online exam performance due to asynchronous discussion. Journal of Asynchronous Learning Networks, 2014, vol. 18(2), pp. 67-75. DOI: 10.24059/olj.v18i2.408

16. Killian T., Floren M. Exploring the Relationship Between Pedagogy and Counselor Trainees' Multicultural and Social Justice Competence. Journal of Counseling and Development, 2020, vol. 98 (3), pp. 295-307. DOI: 10.1002/ jcad.12324

17. Covaci A., Ghinea G., Lin C.-H., Huang S.-H., Shih J.-L. Multisensory games-based learning - lessons learnt from olfactory enhancement of a digital board game. Multimedia Tools and Applications, 2018, vol. 77(16), pp. 2124521263. DOI: 10.1007/s11042-017-5459-2

18. Lane L. M. Constructing the past online: Discussion board as history Lab. History Teacher, 2014, vol. 47(2). pp. 197207. Available at: https://eric.ed.gov/?redir=http://www.societyforhistoryeducation.org%2fpdfs%2fF14_Lane.pdf (accessed 10 August 2020).

19. van Dijk J., Kalidien S., Choenni S. Smart monitoring of the criminal justice system. Government Information Quarterly, 2018, pp. 24-32. DOI: 10.1016/j.giq.2015.11.005

20. Petukhov A. Yu. Problems of the formation of information competence of a police officer in the framework of initial professional training. Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 4 (29), pp. 78-81. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30764424 (accessed 10 August 2020).

21. Karie N.M., Kebande V.R., Venter H. Diverging deep learning cognitive computing techniques into cyber forensics. ForensicSci. Inter. Synergy, 2019, pp. 61-67. DOI: 10.1016/j.fsisyn.2019.03.006

22. Broeders D., Schrijvers E., van der Sloot B., van Brakel R., de Hoog J., Ballin E.H. Big data and security policies: Towards a framework for regulating the phases of analytics and use of big data. Computer Law and Security Review, 2017, vol. 33 (3), pp. 309-323. DOI: 10.1016/j.clsr.2017.03.002

23. Khan D., Rehman I., Ullah S., Ahmad W., Cheng Z., Jabeen G., Kato H. A low-cost interactive writing board for primary education using distinct augmented reality markers. Sustainability (Switzerland), 2019, vol. 11, iss. 20 (1). DOI: 10.3390/su11205720

24. Imber V.I. Organization of educational interaction between teacher and students by means of SMART BOARD. Information technologies and teaching tools, 2018, vol. 64, no. 8, pp. 119-127. DOI: 10.33407/itlt.v64i2.1950

25. Lipinsky D.A., Evdokimov K.N., Musatkina A.A. Regulation of criminal responsibility for cyber crimes in countries with different legal systems. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2019, vol. 726, pp. 409-422. DOI: 10.1007/978-3-319-90835-9_49

26. Hastings S. O., Aponte S., Valverde E., Gristock C., Fraser R., Missigman M., Rosas L. Nonverbal communication and writing deficiencies of graduates: Research by undergraduates for undergraduates. Business and Professional Communication Quarterly, 2020, vol. 83(2), pp. 204-222. DOI: 10.1177/2329490620906447

27. Torre M. R., Mayagoitia N. I. TIC, desarrollo y jóvenes. Un estado de la cuestión. Revista de Comunicación, 2018, vol. 17 (2), pp. 336-352. DOI: 10.26441/RC17.2-2018-A15

Информация об авторах Юрков Сергей Александрович

(Россия, Киров) Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Вятский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3671-4630

Information about the authors

Sergey A. Yurkov

(Russia, Kirov) PhD in Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Procedure and National Security Vyatka State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3671-4630

Ившин Михаил Сергеевич

(Россия, Киров) Доцент, кандидат экономических наук, директор юридического института Вятский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1916-043X

Mikhail S. Ivshin

(Russia, Kirov)

Associate Professor, PhD in Economic Sciences, Director of the Law Institute Vyatka State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1916-043X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.