Научная статья на тему 'Особенности использования территории охотничьих угодий'

Особенности использования территории охотничьих угодий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2117
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
охота / промысловая дичь / охотничьи угодья / федеральный закон No 209 / закрепленные и общедоступные охотничьи угодья / граница охотничьих угодий / аренда охотугодий / описательный принцип закрепления границ охотхозяйств. / hunting / game fowls / hunting grounds / federal law No. 209 / fixed and generally accessible hunting grounds / frontier of hunting grounds / rental of hunting grounds / descriptive principle of fixing the boundaries of hunting farms.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черезова Наталья Викторовна, Гузева Ирина Викторовна

В статье рассмотрены особенности связанные с использованием территории охотхозяйств. В России насчитывается около 5 тысяч охотпользователей, осуществляющих охотничью деятельность в 7 тысячах охотхозяйствах, в которых заняты порядка 80 тысяч человек. [20,17] Основной актуальной проблемой в настоящее время, не позволяющей охотхозяйственной отрасли динамично развиваться является отсутствие системного подхода к закреплению охотугодий. Первостепенной задачей в решении данной проблемы является пересмотр существующих подходов к закреплению угодий. Согласно действующему законодательству используется дифференцированный подход в регулировании вопросов использования данных угодий, что вызывает трудности в использовании и управлении данным видом угодий, а соответственно и отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of using the territory of hunting areas

The article describes the features associated with the use of the territory of hunting farms. In Russia, there are about 5 thousand hunting users engaged in hunting activities in 7 thousand hunting farms, which employ about 80 thousand people. [20,17] The main actual problem at present, which does not allow the hunting industry to develop dynamically, is the lack of a systematic approach to fixing hunting grounds. The primary task in solving this problem is to revise the existing approaches to the consolidation of land. According to the current legislation, a differentiated approach is used in regulating the issues of using these lands, which causes difficulties in the use and management of this type of land, and accordingly the industry.

Текст научной работы на тему «Особенности использования территории охотничьих угодий»

Особенности использования территории охотничьих угодий Features of using the territory of hunting areas

Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 323.334 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11007 Черезова Наталья Викторовна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Гузева Ирина Викторовна, Тюменский индустриальный университет, г.Тюмень

Cherezova N.V., cherezovanv@ tyuiu.ru

Guzeva I.V., chernyheg@tyuiu.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности связанные с использованием территории охотхозяйств. В России насчитывается около 5 тысяч охотпользователей, осуществляющих охотничью деятельность в 7 тысячах охотхозяйствах, в которых заняты порядка 80 тысяч человек. [20,17] Основной актуальной проблемой в настоящее время, не позволяющей охотхозяйственной отрасли динамично развиваться является отсутствие системного подхода к закреплению охотугодий. Первостепенной задачей в решении данной проблемы является пересмотр существующих подходов к закреплению угодий. Согласно действующему законодательству используется дифференцированный подход в регулировании вопросов использования данных угодий, что вызывает трудности в использовании и управлении данным видом угодий, а соответственно и отрасли. Summary. The article describes the features associated with the use of the territory of hunting farms. In Russia, there are about 5 thousand hunting users engaged in hunting activities in 7 thousand hunting farms, which employ about 80 thousand people. [20,17] The main actual problem at present, which does not allow the hunting industry to develop dynamically, is the lack of a systematic approach to fixing hunting grounds. The primary task in solving this problem is to revise the existing approaches to the consolidation of land. According to the current legislation, a differentiated approach is used in regulating the issues of using these lands, which causes difficulties in the use and management of this type of land, and accordingly the industry. Ключевые слова: охота, промысловая дичь, охотничьи угодья, федеральный закон № 209, закрепленные и общедоступные охотничьи угодья, граница охотничьих угодий, аренда охотугодий, описательный принцип закрепления границ охотхозяйств.

Keywords: hunting, game fowls, hunting grounds, federal law No. 209, fixed and generally accessible hunting grounds, frontier of hunting grounds, rental of hunting grounds, descriptive principle of fixing the boundaries of hunting farms.

В отношении некоторых популяций животных и птиц выявлены маршруты передвижения их миграций, которые могут изменяться в зависимости от антропогенного фактора. Такая ситуация медленно, но нарушает - единый природный комплекс (биогеоценоз), образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живут живые и косные компоненты, связанные между собой, что может привести к негативным последствиям и проблемам в вопросах охраны природы. Ярким примером служит строительство Олимпийского комплекса изменили миграционные маршруты популяций птиц [12]

В целях сохранения природной среды на территории нашей страны еще с советских времен создавались охраняемые природные территории, охотничьи хозяйства, образовался фонд охотничьих ресурсов. В охотничьем хозяйстве заняты порядка 80 тысяч человек, большая часть которых проживают в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных районах. Это говорит о том, что данная отрасль дает средства для жизни жителям отдаленных труднодоступных районов и представителям 48 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Фонд охотничьих угодий - это запасы полезных диких зверей и птиц, имеющихся в охотничьих угодьях.

[19]

Охота— деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. В свою очередь охота подразделяется в зависимости от целей на:

1. Пр омы еловая охота— охота. 1, Любительская и

осуществляемая юридическими спортивная охота — охота,

лицами и индивидуальными осуществляемая физическими

предпринимателями в целях лицами в целях личного потребления

заготовки, производства и продажи продукции охоты и в рекреационных продукции охоты; служит для того, цепях, чтобы воспользоваться продуктами животного происхождения. Ее целью может быть также уничтожение опасных, вредных либо чрезмерно расплодившихся животных. К охоте относится и отлов животных живыми для разведения, расселения в другой местности, для использования в цирках и зоопарках, дтя научных исследований

2 Классификация охотничьих угодий

Охота в нашей стране является средством существования и одним из самых популярных увлечений, которое не теряет своей актуальности и развивается в больших масштабах. Однако стремительная популяризация данного промысла чревата неприятными последствиями для природного фонда, который нуждается в защите. [19].

Для регулирования вопросов связанных с охотничьей деятельностью и сохранения природных объектов был принят Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 209-ФЗ). Он содержит определение охотничьих угодий - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Территория охотничьего угодья может включать в себя земли различных категорий Земельного фонда Российской Федерации и земли различного целевого назначения, а также ограниченно оборотоспособные земли. [6]. Не могут быть включены в охотничьи угодья следующие территории:

- государственные заповедники

- территории заповедных и особо охраняемых зон национальных и природных парков

- территории населенных пунктов

- территории объектов промышленности, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и обороны

- иные территории, на которых осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства невозможны или запрещены в установленном порядке [6,3,4,8]

На базе охотничьих угодий образовываются охотничьи хозяйства, считающиеся основной производственной единицей одноименной отрасли, основной задачей которых является поддержание численности диких животных на оптимальном уровне. На территории России выделяют следующие основные категории охотничьих угодий [18].

- тундровые

- лесные

- степные

- высокогорные

- водные

- болотные

Категории подразделяются на классы типов, группы типов и типы охотничьих угодий. Тип угодий - это участки растительности со сходными условиями обитания охотничьих животных (главным образом, кормовыми и защитными условиями).

При отнесении какого-либо конкретного участка к тому или иному типу угодий ему не только дается наименование, но и находится его место в системе классификаций угодий, определяется, для каких зверей и птиц он наиболее пригоден, какими способами в нем вести охоту, каким биотехническими мероприятиями можно повысить его продуктивность. [16].

Все угодья (фонд охотничьих угодий) подразделяются на три основные категории:

- лесные охотничьи угодья - это покрытые лесом земли, вырубки, прогалины, лесные дороги, просек;

- полевые охотничьи угодья - это, главным образом, земли колхозов, совхозов и других землепользователей. К полевым угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, травянистая и кустарниковая растительность;

- водно-болотные охотничьи угодья - это верховые, переходные и низинные болота, торфокарьеры, реки, ручьи, канавы, озера, пруды и т. п. [19].

Согласно действующему законодательству используется

дифференцированный подход в регулировании вопросов использования данных угодий[2,3,4]. (рисунок 1):

охотничьих угодии.

Кроме того, Федеральный закон № 209-ФЗ в зависимости от видов деятельности охотничьих хозяйств охотничьи угодья подразделяет:

- на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Территории таких охотничьих угодий закреплены за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленным действующим законодательством;

- на охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты - общедоступные охотничьи угодья, которые должны составлять не менее чем двадцати процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

Распределение охотничьих угодий по территории субъекта РФ закрепляется «Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории» и утверждается на уровне правительства субъекта РФ [10,11].

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по состоянию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

На территории Тюменской области функционируют 72 охотничьих хозяйства на общей площади 5200,6 тыс. га [9, 10]. В Абатском, Аромашевском, Викуловском и Сорокинском районах закрепленных охотничьих угодий нет. Также существуют территории, выведенные из состава охотничьих угодий, но являющихся средой обитания охотничьих ресурсов - это государственные заказники, памятники природы, подчиненные Департаменту недропользования и экологии Тюменской области и леса зеленых и лесопарковых зон [11].. Распределение закрепленных и общедоступных охотничьих угодий по Тюменской области показано на рисунке 2.

Отметим основные характеристики современного охотничьего хозяйства Тюменской области с позиций закрепления охотничьих угодий:

1) на территории отсутствует дефицит площадей для выделения общедоступных участков;

2) закрепленные (переданные в долгосрочное пользование) охотничьи угодья занимают 32,7 % общей площади, 33 % пригодных для обитания охотничьих ресурсов и 55,3 % открытых для охоты охотничьих угодий Тюменской области.

Для эффективной организации деятельности и сохранения промысловой дичи территории охотничьих хозяйств подразделяются на хозяйственные зоны, но эти зоны на местности не закрепляются. К этим зонам относится зона покоя и зона восстановления.

Учитывая интерес жителей разных регионов нашей страны к охоте, соответственно, возрастает интерес к вопросу образованию охотничьих хозяйств. Большинство проблем, как выяснилось из СМИ, а также при общении с руководителями таких хозяйств, связано с отсутствием четко установленных границ. Отсутствие закрепленных межевыми знаками и установленных согласно земельному законодательству границ приводит к проникновению сторонних лиц на территорию охотхозяйства(браконьерство) и порождает судебные разбирательства. [14, 15].

Неустановленные границы охотничьих угодий и охотничьих хозяйств (проект землеустройства) и отсутствие проектов детально обоснованного использования (проект ВХЗУ) территории охотхозяйства и охотничьих хозяйств приводит к нерациональному использованию территорий природных объектов [7].

Охотничьи угодья в соответствии с действующим законодательством предоставляются юридическим и физическим лицам в аренду сроком от 20 до 49 лет. Оформление территории производится по заявительному принципу.

Однако, закрепление территорий охотничьих угодий имеет свои особенности в сравнении с закреплением территорий в соответствии с земельным законодательством.

1. Границы устанавливаются по описательному признаку - территория не может признаваться объектом кадастрового учета, т.е. свойство земли как социально-экономической единицы не реализуется в полной мере;

2. Противоречие с Земельным кодексом Российской Федерации в области государственной регистрации прав аренды угодий влечет за собой нарушение гарантий защиты законных прав и интересов пользователей и государства. В 2009 году был принят и с 1 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванный упорядочить систему регулирования охотхозяйственной деятельностью в стране. Данный закон ввел ряд принципиально новых экономических инструментов в виде платы за право на заключение охотхозяйственного соглашения с проведением аукциона и единовременной платы за охотничьи угодья при заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона. При этом сохранились применяемые ранее платежи в виде арендной платы за земельные и лесные участки, занятие объектами охотничьей инфраструктуры. [13].

Поскольку Закон вступил в действие с 1 апреля 2010 года, то проанализировать реальные последствия применения данных платежей пока не представляется возможным, так как эти нормы закона еще не заработали. Но то, что данные инструменты имеют существенные недостатки, можно сказать уже сейчас. Эти недостатки связаны с методической и экономической необоснованностью применяемых платежей, приводящей к увеличению финансовой нагрузки на охотпользователей, что напрямую связано с платежеспособностью хозяйствующих субъектов.

Новый порядок установления арендной платы за охотничьи ресурсы создает крайне неопределенные и нестабильные финансовые условия существования отрасли. Устранение недостатков, обусловленных существующей системой платежей за охотничьи ресурсы, лежит в сфере передачи в аренду собственно охотничьих угодий, точнее территорий для охотничьих хозяйств [20,21 ].

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 209-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть включены охотхозяйственные соглашения с одном лицом, группой лиц.

Само-собой возникает вопрос о закреплении не только участков, предоставляемых для охотхозяйств, но и территорий охотничьих угодий (за исключением общедоступных). Это позволит эффективно использовать территории охотничьих угодий.

В этой ситуации площадь охотхозяйства будет равна площади охотничьего угодья. В случае превышения максимального размера территории необходимо законодательно пересмотреть максимальную площадь охотничьих угодий. Тем более, что арендаторы могут передавать участки в аренду третьим лицам. Это упростит некоторые регламентированные процедуры оформления земли [23,24].

Во всех случаях необходимо составлять проекты землеустройства. При этом необходимо учитывать положения лесного и водного законодательства. Хотя лучшего

оставляет желать водное законодательство в части закрепления и использования водных ресурсов для охоты.

Для сохранения природных объектов и рационального использования территорий для ведения охотничьей деятельности желательно ввести в законодательные акты единое определение охотничьих угодий [22].

Ведение охотничьей деятельности на охотничьих угодьях должно осуществляться по проектам обоснованного и рационального использования, т.е согласно проектам внутрихозяйственного землеустройства. А их разработка возможна только при четко установленных и закрепленных действующем порядке границах охотничьих угодий. Установление и закрепление границ позволит решить проблему и с расчетом арендной платы за землю в границах охотничьих хозяйств и угодий.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. «Градостроительный кодекс РФ» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

3. «Земельный Кодекс РФ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

4. «Лесной Кодекс РФ» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.05.2016)

5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ«Об особо охраняемых природных территориях»

6. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» base.garant.ru/12168564

7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015)

9. Закон Тюменской области от 05.10.2001 N 411 (ред. от 29.04.2016) «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»

10. Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Тюменской области (без автономных округов) Т.1 и Т.2 // ООО «сибирский научно-исследовательский и проектный институт Рационального природопользования - Тюмень», 2013 г.

11. Лесной план Тюменской области, Приложение к постановлению Губернатора Тюменской области от 23 января 2014 г. № 8 Правительство Тюменской области Департамент лесного комплекса Тюменской области

12. Сюнкертянц А. Письмо в редакцию из Краснодарского края / А.Сюнкертянц // Русский охотничий журнал. - 2018 год. - Т. том, 1 номер. - С. 8-9.

13. Медведева О. Е. Методика определения арендной платы за охотничьи угодья, основанная на положениях теории ренты и теории оценки стоимости // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2012. — № № 11 (77). — С. 14-17.

14. Астанин Л. П., Благосклонов К. Н. Охрана природы. М. : Колос, 1984. 255 с.

15. Савенко Г. В. Оборот земель сельскохозяйственного назначения: вопросы выделения в натуре земельного участка // Гражданин и право. 2007.

16. Леонтьев Д.Ф. Охотничьи угодья. / Д.Ф. Леонтьев, учебное пособие для бакалавров и магистров . - Город: Екатеринбург, Лань, 2013 год . - 224 стр. ISBN

17. СмитA. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. 1962.

18. https://megaobuchalka.ru/ Биология>39853.Ыт1

19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Охотничьи_угодья

20. Черданцева Н. Г., Бударова В. A., Медведева Ю.Д.Некоторые вопросы получения кадастровой документации с использованием земельно-информационных систем // Перспективы науки. -2015. -Вып. 11 (74). -С. 173-177.

21. Кряхтунов A3., Пелымская О.В., Черных Е.Г.Роль градостроительной и землеустроительной документации в предоставлении земельных участков для строительства // Казанская наука. 2016. M 12. С. 46-48.

22. Избранные проблемы и перспективные вопросы землеустройства, кадастров и развития территорий — 2017 : коллективная монография / кол. авторов ; под общ. ред. A.tt Сизова. — Москва : РУСAЙHС, 2018. — 262 с.

23. Пелымская, О. В., Кравченко, Е. Г., Кряхтунов, A. В.Особенности оформления линейных объектов -кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени//Современные проблемы науки и образования, 2014, M 4

24. Budarova V.A., Martynova N.G., Medvedeva J.D., Budarov V.P. Modern technologies for providing spatial data of territories of fields. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (Number 26) Year 2018 Page 22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n26/18392622.html (дата обращения 25.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.