Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ / СТУДЕНТЫ - БУДУЩИЕ ЛИНГВИСТЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Баоюнь, Петрова Марина Георгиевна

Постановка проблемы - смарт-технологии набирают популярность в образовательном процессе, в особенности после начала пандемии коронавируса. Цель статьи - подробно проанализировать специфику применения смарт- технологий на занятиях по китайскому языку для студентов - будущих лингвистов. Обзор научной литературы показал, что проблемы использования смарт-технологий в образовательном процессе являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Власова, Е.Н. Колпачкова, Н.А. Сомкина, M.A.A. Alsheikhidris, Li Z. и др.). Ме тодология. Методологию исследования составили известные исследования в российских и зарубежных теоретических источниках, а также результаты социологического опроса. Соответственно, методы, которые были выбраны для проведения настоящего исследования, представляют собой анализ теоретических источников и практические методы исследования. Результаты исследования. Результаты анализа теоретических источников продемонстрировали имеющиеся преимущества и недостатки смарт-технологий в обучении китайскому языку; кроме того, была представлена смешанная модель обучения, которая совмещает преимущества смарт-технологий и традиционного формата обучения. Согласно данным социологического опроса, легче всего изучать с использованием смарт- технологий китайскую грамматику, иероглифику и чтение, а сложнее всего студентам лингвистических программ даются такие разделы китайского языка, как фонетика и говорение. Заключение. Были обобщены главные тезисы статьи, а также обозначен авторский вклад в рассматриваемую проблематику, который заключается в том, что авторами не только были изучены теоретические источники, но также был разработан опросник и проведен опрос обучающихся, результаты которого могут оказаться достаточно полезными в преподавании китайского языка студентам - будущим лингвистам с использованием смарт-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING SMART TECHNOLOGIES IN TEACHING CHINESE TO FUTURE LINGUISTS

Statement of the problem. Smart technologies are gaining popularity in the educational process, especially after the start of the coronavirus pandemic. The purpose of the article is to analyze in detail the specifics of smart technologies use in Chinese language classes for linguistic students. A review of the scientific literature showed that the problems of using smart technologies in the educational process are the subject of research by many Russian and international scientists (N.N. Vlasova, E.N. Kolpachkova, N.A. Somkina, M.A.A. Alsheikhidris, Li Z., etc.). Methodology. The materials of the study were Russian and foreign theoretical sources and the results of a sociological survey. Accordingly, the methods that were chosen for conducting this study are an analysis of theoretical sources and a sociological survey. Research results. The results of theoretical sources’ analysis have demonstrated the advantages and disadvantages of smart technologies in teaching Chinese. In addition, a blended learning model was presented, which combines the advantages of smart technologies and a traditional learning format. According to the sociological survey, smart technologies are the easiest way to learn Chinese grammar, hieroglyphics and reading. As for Chinese phonetics and speaking, these aspects are most difficult to study by students specializing in Linguistics. Conclusion. Conclusions drawn from the results of the article were summarized, as well as the authors’ contribution to the issues under consideration, which lies in the fact that the authors not only studied theoretical sources, but also developed and conducted a sociological survey, the results of which can be quite useful in teaching Chinese to linguistic students using smart technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-367

УДК 372.881.111.1

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ

Сюй Баоюнь (Москва, Россия)

М.Г. Петрова (Москва, Россия)

Аннотация

Постановка проблемы - смарт-технологии набирают популярность в образовательном процессе, в особенности после начала пандемии коронавируса. Цель статьи - подробно проанализировать специфику применения смарт-технологий на занятиях по китайскому языку для студентов - будущих лингвистов. Обзор научной литературы показал, что проблемы использования смарт-технологий в образовательном процессе являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Власова, Е.Н. Колпачкова, Н.А. Сомкина, M.A.A. Alsheikhidris, Li Z. и др.).

Методология. Методологию исследования составили известные исследования в российских и зарубежных теоретических источниках, а также результаты социологического опроса. Соответственно, методы, которые были выбраны для проведения настоящего исследования, представляют собой анализ теоретических источников и практические методы исследования.

Результаты исследования. Результаты анализа теоретических источников продемонстрировали имеющиеся преимущества и недостатки смарт-технологий в обучении китайскому языку; кроме того, была представлена смешанная модель обучения, которая совмещает преимущества смарт-технологий и традиционного формата обучения. Согласно данным социологического опроса, легче всего изучать с использованием смарт-технологий китайскую грамматику, иероглифику и чтение, а сложнее всего студентам лингвистических программ даются такие разделы китайского языка, как фонетика и говорение.

Заключение. Были обобщены главные тезисы статьи, а также обозначен авторский вклад в рассматриваемую проблематику, который заключается в том, что авторами не только были изучены теоретические источники, но также был разработан опросник и проведен опрос обучающихся, результаты которого могут оказаться достаточно полезными в преподавании китайского языка студентам - будущим лингвистам с использованием смарт-технологий.

Ключевые слова: смарт-технологии, дистанционное образование, обучение китайскому языку, студенты - будущие лингвисты, преимущества и недостатки смарт-технологий, методика преподавания.

Сюй Баоюнь - аспирант института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва); ORCID ID: 0000-0002-5005-2576; e-mail: 892560608@qq.com

Петрова Марина Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва); ORCID ID: 0000-0002-9147-6199; Scopus Author ID: 57565628100; е-mail: petrova-mg@rudn.ru

Постановка проблемы. Смарт-техноло- щих целью предоставление возможности обу-

гии - это технологии дистанционного чаемым освоить основной объем требуемой

образования [Чернышкова, 2018, с. 211]. информации без непосредственного контакта

Дистанционное образование представляет обучаемых и преподавателей в ходе процесса

собой образование с использованием техноло- обучения, который может являться как самостоя-

гий Интернета, или, другими словами, образо- тельной формой обучения, так и дополнением

вательный процесс с применением совокупно- к другой более традиционной форме обучения,

сти телекоммуникационных технологий, имею- при необходимости давая возможность чело-

сюй баоюнь, м.г. петрова. особенности использования смарт-технологий

при обучении китайскому языку студентов - будущих лингвистов

веку изучить курс подготовки, переподготовки или повышения квалификации по требующимся дисциплинам, не слишком меняя привычный для него образ жизни [Мироненко, 2018, с. 14].

История преподавания китайского языка как иностранного с использованием смарт-технологий началась еще до пандемии. Так, на Одиннадцатой Международной конференции Институтов и Школ Конфуция, которая прошла с 10 по 11 декабря 2016 г. в Куньмине (Юньнань, КНР), было предложено внедрять больше смарт-технологий в процесс преподавания китайского как иностранного [Gacs et al., 2022, p. 383]; кроме этого, была рассмотрена необходимость интеграции смарт-технологий в процесс очного образования [Liu et al., 2020, p. 25].

Хотя и до этого преподавание китайского языка как иностранного достаточно часто осуществлялось в дистанционном режиме, после конференции, о которой говорилось выше, количество дистанционных образовательных платформ в этой области стало только увеличиваться [Аньжань, 2022, с. 176].

В период пандемии коронавируса очная модель обучения китайскому языку как иностранному в вузе оказалась невозможной. Чтобы не подвергать ни обучающихся, ни преподавателей, ни представителей технического персонала высших учебных заведений риску заражения коронавирусом, все учебные заведения, которые уже ранее преподавали китайский язык в очном формате, были вынуждены перейти полностью в онлайн. Следовательно, вузы, которые ранее были достаточно традиционным образовательным форматом, а дистанционный режим обучения использовали крайне редко, также начали преподавать китайский язык как иностранный в дистанционном режиме [Cai, 2021, p. 75].

Студенты, обучающиеся в вузах согласно программам лингвистических специальностей, также были вынуждены начать изучать китайский язык (который часто является для них профильным, следовательно, очень важной дисциплиной) в дистанционном формате [Астафурова и др., 2020, с. 76].

Цель статьи заключается в том, чтобы подробно проанализировать специфику применения смарт-технологий на занятиях по китайскому языку для студентов-лингвистов.

Для эффективного достижения поставленной цели необходимо последовательно реализовать следующие задачи.

1. Провести обзор научной литературы по проблеме.

2. Сделать выводы по результатам анализа теоретических источников.

3. Провести социологический опрос студентов - будущих лингвистов российских высших учебных заведений по поводу использования достижений смарт-технологий при обучении китайскому языку.

Обзор научной литературы по проблеме. Проблема применения смарт-технологий в преподавании китайского языка исследовалась многими российскими, китайскими и другими зарубежными исследователями. В особенности много таких работ начало появляться в период пандемии коронавируса, когда все учебные заведения, включая вузы, перешли в дистанционный режим. Пандемия послужила катализатором для увеличения интенсивности разработки теоретической и методической базы в области преподавания китайского языка в дистанционном формате.

В частности, проблеме уделили внимание в своих научных работах такие русскоязычные исследователи, как Н.Н. Власова, Е.Н. Колпачкова и Н.А. Сомкина, которые являются авторами работы «Онлайн-обучение восточным языкам: возможности и вызовы (по результатам внедрения программ электронного обучения китайскому языку)» [Власова и др., 2019], а также С.А. Назарова [Назарова, 2020], которая представила статью «Современное состояние обучения китайскому языку: изучение и обобщение опыта преподавателей китайского языка», и многие другие авторы, исследовавшие существующую проблему с различных точек зрения.

Если говорить об исследованиях, которые опубликованы на иностранных языках, то это такие работы, как «Critical thinking cultivation in

С

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H Я

и ^

ш PQ

к

0

1

к

w PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

0

ё и fc

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Chinese learning classes for International students during the COVID-19 pandemic» [Li, 2021], «Challenges for Moving Chinese Language Courses Online» [Alsheikhidris, 2020] и многие другие.

Авторами настоящей статьи также проводились исследования, посвященные дистанционным технологиям в соавторстве с зарубежными учеными, в частности статьи «During the Covid-19 Pandemic, Students' Opinions on Distance Education in Department of Engineering» (Xie, 2022), «Determining the Readiness of the Mechanical Engineering Programme Candidates for Distance Education» [Sekyere-Asiedu, Petrova et al., 2022].

Методология. Методологию исследования составили известные исследования в российских и зарубежных теоретических источниках, а также результаты опроса студентов, которые обучаются китайскому языку дистанционно. В опросе приняло участие 350 студентов, 175 (50 %) из которых учатся на младших курсах (первый и второй), а 175 - на старших курсах. Это студенты следующих российских высших учебных заведений.

1. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Программа «Китайская филология».

2. Новосибирский государственный университет (НГУ). Программа «Языки и литературы стран Азии и Африки».

3. Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ). Программа «Перевод и переводоведение (китайский язык)».

4. Российский университет дружбы народов (РУДН). Программа «Курс китайского языка».

Все студенты, которые приняли участие в опросе, обучаются по программе бакалавриата на очной форме обучения, а также имеют опыт дистанционного обучения китайскому языку на базе своего высшего учебного заведения сроком от трех до восьми месяцев.

Результаты исследования. Анализ теоретических источников показал, что смарт-технологии в процессе обучения китайскому языку имеют как ряд преимуществ, так и множество недостатков. В таблице перечислены как сильные, так и слабые стороны [Zhang, Wang, 2020, p. 209].

Сильные и слабые стороны смарт-технологий в процессе преподавания китайского языка Strengths and weaknesses of smart technologies in the process of teaching Chinese

Сильные стороны Слабые стороны

1. Возможность прохождения занятий из любого места и (часто, но не всегда) в любое время. 2. Высокая доля интерактивной составляющей в образовательном процессе. 3. Отсутствие риска заражения коронавирусом в период обострения пандемии 1. Низкая эмоциональная вовлеченность студентов и преподавателя в образовательный процесс. 2. Проблемы некоторых обучающихся с самоконтролем. 3. Трудности осуществления образовательного процесса при наличии перебоев со связью

Чтобы в полной мере использовать преимущества и минимизировать недостатки, некоторыми исследователями предлагается смешанный формат обучения, в процессе которого используются как методы смарт-обучения, так и традиционное обучение в аудитории [Бейсбекова, 2017, с. 88].

Смешанный формат обучения представляет собой сочетание традиционного очного обучения и онлайн-обучения. Эта модель основана на различных теоретических рекомендациях с использованием разного учебного оборудования и инструментов, учебных материалов и средств массовой информации. Смешанный формат обу-

чения позволяет сочетать методы обучения в аудитории с методами дистанционного обучения, что в итоге создает хорошие предпосылки для достижения качественных учебных результатов [Волков, 2017, с. 97].

Различными исследователями было доказано, что смарт-технологии, используемые при изучении китайского языка, могут обладать следующими преимуществами.

1. Возможность использования аутентичного контента (фильмов, музыки, сериалов, книг) и осуществление за счет этого более полного погружения в языковую среду [Ма, 2019, с. 74].

2. Возможность самостоятельно генерировать новые методы обучения языку с помощью искусственного интеллекта [Lee, 2020, p. 212].

3. Возможность большей индивидуализации образовательных маршрутов обучающихся [Рыбичева, 2019, с. 79].

4. Усиление исследовательского характера обучения [Maican, Cocorada, 2021, p. 12].

5. Воспитание самостоятельности и самоконтроля у обучаемых [Цзэн, 2022, с. 225].

6. Высокая степень инклюзивной составляющей учебного процесса [Chen et al., 2022, p. 360].

7. Способность помочь обучающимся воспринимать новый материал на более интуитивном уровне, чем традиционное обучение [Haukas et al., 2022, с. 5; Красноярова, Чивилен-ко, 2019, с. 127].

Кроме этого, целый ряд исследователей также отмечают, что смарт-технологии сложны для многих педагогов, ведь они дают меньше возможностей для того, чтобы поддерживать интерес обучающихся [Анникова, Литвинова, 2021, с. 21; Назарова, 2018, с. 115]. Также наблюдается сложность их использования на начальном этапе обучения языку [Семина, Соктоева, 2020, с. 55; Elsakova et al., 2019, p. 29].

Теоретические исследования по поводу рассматриваемой проблемы продолжаются. Авторам статьи хотелось бы выразить надежду на то, что настоящее исследование также поможет внести определенный вклад в данную проблематику и послужить материалом для проведения последующих исследований методического и теоретического характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если говорить о проведенном опросе, то в ходе его проведения студентам задавалось три вопроса.

1. Как вы считаете, эффективно ли изучение китайского языка с использованием смарт-технологий?

2. Какие разделы китайского языка сложнее всего изучать с использованием смарт-технологий?

3. Какие разделы китайского языка легче всего изучать с использованием смарт-технологий?

48 % опрошенных респондентов уверены, что изучение китайского языка с использованием смарт-технологий является эффективным; 42 % считают его неэффективным; 10 % опрошенных студентов затруднились с ответом.

По мнению студентов, сложнее всего с использованием смарт-технологий изучать такие разделы китайского языка, как фонетика (46 % опрошенных) и говорение (38 %). 26 % опрошенных студентов уверены, что использование смарт-технологий делает достаточно проблематичным изучение любого раздела китайского языка.

Если говорить о том, какие разделы китайского языка, на взгляд студентов, проще всего изучать с использованием смарт-технологий, то это грамматика (44 %), чтение (32 %) и иерогли-фика (26 %). И наконец, 4 % студентов в принципе не испытывают сложностей при изучении любого раздела китайского языка с использованием смарт-технологий. Необходимо отметить, что среди них больше всего тех, чей опыт дистанционного обучения невелик, поэтому можно предположить, что они не успели столкнуться со сложными местами.

Заключение. По итогам работы были сделаны следующие выводы.

Во-первых, в процессе преподавания китайского языка как иностранного среди студентов -будущих лингвистов смарт-технологии являются мощным помощником, а иногда - основным ресурсом образовательного процесса. Таким образом, можно прийти к выводу, что смарт-технологии играют незаменимую роль в достижении эффективности преподавания.

Во-вторых, существуют некоторые недостатки в процессе применения смарт-технологий при преподавании китайского языка. Это низкая эмоциональная вовлеченность, проблемы с самоконтролем и трудности преподавания при наличии перебоев со связью, нехватка общения с преподавателем face-to-face.

И наконец, согласно проведенному опросу, легче всего изучать с использованием смарт-технологий китайскую грамматику, иероглифику и чтение, а сложнее всего студентам даются фонетика и говорение.

С И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

1-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

1-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Авторский вклад в рассматриваемую проблематику заключается в том, что авторами работы не только были обобщены данные предыдущих исследователей, но также и провелись собственные научные изыскания. Результаты опроса,

полученные в исследовании, способствуют лучшему пониманию ситуации в области использования смарт-технологий при обучении студентов-лингвистов российских высших учебных заведений китайскому языку как иностранному.

Библиографический список

1. Анникова Л.В., Литвинова Е.Ю. Формирование психологической готовности педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 17-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-pedagoga-k-ispolzovaniyu-smart-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza?ysclid=l9s02k5s5196313499 (дата обращения: 28.10.2022).

2. Аньжань И. Особенности преподавания китайского языка в российских вузах // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 1 (47). С. 174-182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka-v-rossiyskih-vuzah?ysclid=l9s3cyoh4d721194244 (дата обращения: 28.10.2022).

3. Астафурова Т.Н., Козлова О.П., Вишневецкая Н.А. Роль SMART-технологий в обучении иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149). С. 74-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smart-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku?ysclid=l9s1ryz2bi392359382 (дата обращения: 28.10.2022).

4. Бейсбекова Ж.Б. Основные закономерности обучения иностранным языкам // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). С. 87-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-zakonomernosti-obucheniya-inostran-nym-yazykam?ysclid=l9s0fd6py8917267944 (дата обращения: 28.10.2022).

5. Власова Н.Н., Колпачкова Е.Н., Сомкина Н.А. Онлайн-обучение восточным языкам: возможности и вызовы (по результатам внедрения программ электронного обучения китайскому языку) // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2019. № 3. С. 90-100. DOI: 10.17586/2587-8557-2019-3-90-100

6. Волков К.В. Современные методики обучения китайскому языку: анализ практического опыта // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4, ч. 2. С. 96-99. URL: https:// expeducation.ru/ru/article/view?id=11445&ysclid=l9s19ctrjv845447578 (дата обращения: 28.10.2022).

7. Красноярова А.А., Чивиленко С.В. Типология упражнений в методике преподавания китайского языка // Евразийский гуманитарный журнал. 2019, № 1. С. 122-129. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tipologiya-uprazhneniy-v-metodike-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka?ysclid=l9s0i9y 6c3716143974 (дата обращения: 28.10.2022).

8. Ма Ж. Культурологические аспекты в обучении китайскому языку как иностранному // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 5 (61). С. 73-76. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturologicheskie-aspekty-v-obuchenii-kitayskomu-yazyku-kak-inostrannomu?ysclid=l9s0a mhy64665383875 (дата обращения: 28.10.2022).

9. Мироненко Е.С. Задачи и перспективы внедрения смарт-технологий в образовательный процесс // Социальное пространство. 2018. № 1 (13). DOI: 10.15838/sa/2018.1.13.5

10. Назарова С.А. Современное состояние обучения китайскому языку: изучение и обобщение опыта преподавателей китайского языка // Современные востоковедческие исследования. 2020, Т. 2, № 2. С. 13-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-obucheniya-kitayskomu-yazyku-izuchenie-i-obobschenie-opyta-prepodavateley-kitayskogo-yazyka?ysclid=l9s0do g0ti274212783 (дата обращения: 28.10.2022).

11. Назарова С.И. Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации методической модели преподавания китайского языка // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 113-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagogov-v-usloviyah-re-alizatsii-metodicheskoy-modeli-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka?ysclid=l9s19fq3js894157721 (дата обращения: 28.10.2022).

12. Рыбичева О.Ю. Перспективы внедрения СМАРТ-технологий в образовательный процесс // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 4. С. 76-84. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-smart-tehnologiy-v-obrazovatelnyy-protsess?ysclid=l9s07mbu yc339990063 (дата обращения: 28.10.2022).

13. Семина А.А., Соктоева О.Ц. Формирование произносительного навыка на начальном этапе обучения китайскому языку // Студенческий научный форум - 2020: матер. Междунар. студ. науч. конф. / под ред. Н.Е. Старчиковой; отв. секр. Н.И. Нефедова. 2020. С. 54-55. URL: https:// publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=347&ysdid=l9s0i5ck4v692320346 (дата обращения: 28.10.2022).

14. Цзэн Ю. Реализация компетентностного подхода дистанционного обучения китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарных специальностей // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 2 (46). С. 223-230. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-distantsionnogo-obucheniya-kitayskomu-yazyku-studentov-starshih-kursov-rossiyskih-vuzov?ysclid=l9ty3k68u6747098083 (дата обращения: <; 28.10.2022).

ä

15. Чернышкова Н.В. SMART-технологии в преподавании иностранного языка // Филологические 5 науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2-1 (80). С. 211-214. URL: https://cyberleninka.ru/ о article/n/smart-tehnologii-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka?ysclid=l9s0bvinqw870134807 (дата ^ обращения: 28.10.2022).

16. Alsheikhidris M.A.A. Challenges for moving Chinese language courses online // Education Quarterly О s Review. 2020. No. 3 (3). DOI: 10.31014/aior.1993.03.03.141 S

!-н И

hri H

17. Cai Q.-Y. Implications on applying the Web 2.0 software to teach a Chinese L2 learner online // g g International Journal of Multilingual Education. 2021. No. X (1). P. 71-82. DOI: 10.22333/ H ^

ijme.2021.17005 % Ц

у

к

18. Chen Y., Hou A.Y.C., Huang L. Development of distance education in Chinese higher education in per- W spectives of accessibility, quality and equity under COVID-19 // Asian Education and Development o O Studies. 2022. No. 11 (2). P. 356-365. DOI: 10.1108/AEDS-05-2020-0118 O 9

19. Gacs A., Goertler S., Spasova S. Planned online language education versus crisis-prompted online g q

ft ^

language teaching: Lessons for the future // Foreign Language Annals. 2022. No. 53 (2). P. 380-392. g s

DOI: 10.1111/flan.12460 § P

20. Elsakova R., Kuzmina N., Kochkina D. Smart technology integration in the system of bachelors' lan- Cj S

S rrT

guage training // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. No. 14 (15). g C P. 25-39. DOI: 10.3991/ijet.v14i15.10565

21. Haukas A., Pietzuch A., Schei J.H.A. Investigating the effectiveness of an online language teacher ^^ education programme informed by self-determination theory // Language Learning Journal. 2022. ^^ DOI: 10.1080/09571736.2022.2027001

22. Karahoca D., Zaripova Z.F., Bayanova A.R., Chikileva L.S., Lyalyaev S.V., Xu B. During the Covid-19 pandemic, students' opinions on distance education in department of engineering // International Jour- ^H nal of Engineering Pedagogy. 2022. No. 2 (12). P. 4-19. DOI: 10.3991/ijep.v12i2.29321

23. Lee R.S.T. Smart education. In: Artificial Intelligence in daily life. Springer Singapore. 2020. P. 301-320. DOI: 10.1007/978-981-15-7695-9_11

s к

и

w

PQ

24. Li Z. Critical thinking cultivation in Chinese learning classes for international students during the COVID-19 pandemic // Thinking Skills and Creativity. 2021. No. 40. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100845

25. Liu Z.Y., Spitsyna N., Zubanova S., Vekilova A. Using internet resources for remote language learning // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. No. 15 (13). P. 22-33. DOI: 10.3991/ ijet.v15i13.14653

26. Maican M.A., Cocorada E. Online foreign language learning in higher education and its correlates during the Covid-19 pandemic // Sustainability (Switzerland). 2021. No. 13 (2). P. 1-21. DOI: 10.3390/ su13020781

27. Sekyere-Asiedu D., Mashkin N.A., Mochelevskaya E.V., Petrova M.G., Zheltukhina M.R. Determining the readiness of the mechanical engineering programme candidates for distance education // International Journal of Engineering Pedagogy. 2022. No. 12 (2). P. 101-114. DOI: 10.3991/IJEP.V12I2.29319

28. Zhang Y., Wang Z. Building design of smart Chinese online learning platform based on intercultural communication // International Journal of E-Education, e-Business, e-Management, and e-Learning. 2020. No. 10 (2). P. 205-213. DOI: 10.17706/ijeeee.2020.10.2.205-213

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-367

FEATURES OF USING SMART TECHNOLOGIES IN TEACHING CHINESE TO FUTURE LINGUISTS

Xu Baoyun (Moscow, Russia) M.G. Petrova (Moscow, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Smart technologies are gaining popularity in the educational process, especially after the start of the coronavirus pandemic. The purpose of the article is to analyze in detail the specifics of smart technologies use in Chinese language classes for linguistic students. A review of the scientific literature showed that the problems of using smart technologies in the educational process are the subject of research by many Russian and international scientists (N.N. Vlasova, E.N. Kolpachkova, N.A. Somkina, M.A.A. Alsheikhidris, Li Z., etc.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methodology. The materials of the study were Russian and foreign theoretical sources and the results of a sociological survey. Accordingly, the methods that were chosen for conducting this study are an analysis of theoretical sources and a sociological survey.

Research results. The results of theoretical sources' analysis have demonstrated the advantages and disadvantages of smart technologies in teaching Chinese. In addition, a blended learning model was presented, which combines the advantages of smart technologies and a traditional learning format. According to the sociological survey, smart technologies are the easiest way to learn Chinese grammar, hieroglyphics and reading. As for Chinese phonetics and speaking, these aspects are most difficult to study by students specializing in Linguistics. ^ Conclusion. Conclusions drawn from the results of the article were summarized, as well as the authors' contri- ^ bution to the issues under consideration, which lies in the fact that the authors not only studied theoretical sources, |q| but also developed and conducted a sociological survey, the results of which can be quite useful in teaching Chinese <1 to linguistic students using smart technologies.

Keywords: smart technologies, distance education, Chinese language, teaching Chinese, pandemic, self-isola- •

tion, teaching language students, advantages of smart technologies, disadvantages of smart technologies, teaching pq methods, theoretical sources, sociological survey.

O w

_ b<

ffi

Xu Baoyun - PhD Candidate, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, ¡35 ^ Russia); ORCID ID: 0000-0002-5005-2576; e-mail: 892560608@qq.com g S Petrova, Marina G. - PhD (Pedagogy), Associate Professor, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friend- ^ P^ ship University of Russia (Moscow, Russia); ORCID ID: 0000-0002-9147-6199; Scopus Author ID: 57565628100; ^ ® e-mail: petrova-mg@rudn.ru R w - O ^

References o 9

у

1. Annikova L.V., Litvinova E.Yu. Formation of psychological readiness of a teacher to use SMART tech- Q ^

ft ^

nologies in the educational process of a university // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo ob- £ s

s? I—i

razovaniya (Problems of Modern Pedagogical Education). 2021. No. 70 (4). P. 17-22. URL: https://cy- O O berleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-pedagoga-k-ispolzovaniyu-smart- U S

S rrT

tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza?ysclid=l9s02k5s5196313499 (access date: 28.10.2022). ^ p

2. Anzhan I. Features of teaching Chinese in Russian universities // Education Management: Theory and Practice. 2022. No. 1 (47). P. 174-182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka-v-rossiyskih-vuzah?ysclid=l9s3cyoh4d721194244 (access date: 28.10.2022).

3. Astafurova T.N., Kozlova O.P., Vishnevetskaya N.A. The role of SMART technologies in teaching a foreign language // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (News ^H of the Volgograd State Pedagogical University). 2020. No. 6 (149). P. 74-79. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-smart-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku?ysclid=l9s1ryz2bi392359382 (access date: 28.10.2022).

s к

и

w

PQ

4. Beisbekova Zh.B. Basic patterns of teaching foreign languages // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya (Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research). 2017. No. 1 (14). P. 87-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-zakonomernosti-obucheniya-inostrannym-yazykam?ysclid=l9s0fd6py8917267944 (access date: 28.10.2022).

5. Vlasova N.N., Kolpachkova E.N., Somkina N. A. Online teaching of Oriental languages: opportunities and challenges (based on the results of the introduction of e-learning programs for the Chinese language) // Informatsionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kultura i tekhnologii budushchego (Information Society: Education, Science, Culture and Technology of the Future). 2019. No. 3. P. 90-100. DOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2019-3-90-100

6. Volkov K.V. Modern methods of teaching Chinese: an analysis of practical experience // Mezhdun-arodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya (International Journal of Experimental Education). 2017. No. 4, p. 2. P. 96-99. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11445&ysclid= l9s19ctrjv845447578 (access date: 28.10.2022).

7. Krasnoyarova A.A., Chivilenko S.V. Typology of exercises in the methodology of teaching the Chinese language // Evraziyskiy gumanitarnyy zhurnal (Eurasian Humanitarian Journal). 2019. No. 1. P. 122-129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-uprazhneniy-v-metodike-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka?ysclid=l9s0i9y6c3716143974 (access date: 28.10.2022).

8. Ma Zh. Cultural aspects in teaching Chinese as a foreign language // Obshchestvo: sotsiologiya, psik-hologiya, pedagogika (Society: Sociology, Psychology, Pedagogy). 2019. No. 5 (61). P. 73-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-aspekty-v-obuchenii-kitayskomu-yazyku-kak-ino strannomu?ysclid=l9s0amhy64665383875 (access date: 28.10.2022).

9. Mironenko E.S. Tasks and prospects for the introduction of smart technologies in the educational process // Sotsialnoe prostranstvo (Social Space). 2018. No. 1 (13). DOI: https://doi.org/10.15838/ sa/2018.1.13.5

10. Nazarova S.A. The current state of teaching the Chinese language: the study and generalization of the experience of Chinese language teachers // Sovremennye vostokovedcheskie issledovaniya (Modern Oriental Studies). 2020. Vol. 2, No. 2. P. 13-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-obucheniya-kitayskomu-yazyku-izuchenie-i-obobschenie-opyta-prepodavateley-kitaysk-ogo-yazyka?ysclid=l9s0dog0ti274212783 (access date: 28.10.2022).

11. Nazarova S.I. Innovative activity of teachers in the context of the implementation of the methodological model of teaching the Chinese language // Chelovek i obrazovanie (Man and Education). 2018. No. 2 (55). P. 113-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagogov-v-usloviyah-realizatsii-metodicheskoy-modeli-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka?ysclid=l9 s19fq3js894157721 (access date: 28.10.2022).

12. Rybicheva O.Yu. Prospects for the introduction of SMART technologies in the educational process // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Vyatka State University). 2019. No. 4. P. 76-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-smart-tehnologiy-v-obrazo-vatelnyy-protsess?ysclid=l9s07mbuyc339990063 (access date: 28.10.2022).

13. Semina A.A., Soktoeva O.Ts. Formation of pronunciation skills at the initial stage of teaching the Chinese language. In: Proceedings of the International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum 2020". 2020. Is. 6. P. 54-55. URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id= 347&ysclid=l9s0i5ck4v692320346 (access date: 28.10.2022).

14. Tseng Yu. Implementation of the competency-based approach of distance teaching Chinese to senior students of Russian universities specializing in humanities // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Mari State University). 2022. Vol. 16, No. 2 (46). P. 223-230.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-distantsionnogo-obucheniya-kitayskomu-yazyku-studentov-starshih-kursov-rossiyskih-vuzov?ysclid=l9ty3k68u67-47098083 (access date: 28.10.2022).

15. Chernyshkova N.V. SMART technologies in teaching a foreign language // Filologicheskie nauki. Vo-prosy teorii i praktiki (Philological Sciences. Questions of Theory and Practice). 2018. No. 2-1 (80). P. 211-214. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-tehnologii-v-prepodavanii-inostrannogo-ya zyka?ysclid=l9s0bvinqw870134807 (access date: 28.10.2022).

16. Alsheikhidris M.A.A. Challenges for moving Chinese language courses online // Education Quarterly Review. 2020. No. 3 (3). DOI: 10.31014/aior.1993.03.03.141

17. Cai Q.-Y. Implications on applying the Web 2.0 software to teach a Chinese L2 learner online // International Journal of Multilingual Education. 2021. No. X (1). P. 71-82. DOI: 10.22333/ijme.2021.17005

18. Chen Y., Hou A.Y.C., Huang L. Development of distance education in Chinese higher education in perspectives of accessibility, quality and equity under COVID-19 // Asian Education and Development Studies. 2022. No. 11 (2). P. 356-365. DOI: 10.1108/AEDS-05-2020-0118

19. Gacs A., Goertler S., Spasova S. Planned online language education versus crisis-prompted online language teaching: Lessons for the future // Foreign Language Annals. 2022. No. 53 (2). P. 380-392. DOI: 10.1111/flan.12460

20. Elsakova R., Kuzmina N., Kochkina D. Smart technology integration in the system of bachelors' language training // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. No. 14 (15). <; P. 25-39. DOI: 10.3991/ijet.v14i15.10565

H

21. Haukas A., Pietzuch A., Schei J.H. A. Investigating the effectiveness of an online language teacher 5

^

education programme informed by self-determination theory // Language Learning Journal. 2022. o DOI: 10.1080/09571736.2022.2027001 ^

22. Karahoca D., Zaripova Z.F., Bayanova A.R., Chikileva L.S., Lyalyaev S.V., Xu B. During the Covid-19 pan- W demic, students' opinions on distance education in department of engineering // International Jour- O s nal of Engineering Pedagogy. 2022. No. 2 (12). P. 4-19. DOI: 10.3991/ijep.v12i2.29321 S

ffi s

23. Li Z. Critical thinking cultivation in Chinese learning classes for international students during the g g

COVID-19 pandemic // Thinking Skills and Creativity. 2021. No. 40. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100845 H jsü

U

д

24. Lee R.S.T. Smart education. In: Artificial Intelligence in daily life. Springer Singapore. 2020. P. 301-320. 53 §

DOI: 10.1007/978-981-15-7695-9_11 >f №

O ^

25. Liu Z.Y., Spitsyna N., Zubanova S., Vekilova A. Using internet resources for remote language learning // o O International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. No. 15 (13). P. 22-33. DOI: 10.3991/ o § ijet.v15i13.14653

r) t^1

26. Maican M.A., Cocorada E. Online foreign language learning in higher education and its correlates £ S

s? I—i

during the covid-19 pandemic // Sustainability (Switzerland). 2021. No. 13 (2). P. 1-21. DOI: 10.3390/ O g su13020781

27. Sekyere-Asiedu D., Mashkin N.A., Mochelevskaya E.V., Petrova M.G., Zheltukhina M.R. Determining f^ ^ the readiness of the mechanical engineering programme candidates for distance education // International Journal of Engineering Pedagogy. 2022. No. 12 (2). P. 101-114. DOI: 10.3991/IJEP.V12I2.29319

28. Zhang Y., Wang Z. Building design of smart Chinese online learning platform based on intercultural communication // International Journal of E-Education, e-Business, e-Management, and e-Learning. 2020. No. 10 (2). P. 205-213. DOI: 10.17706/ijeeee.2020.10.2.205-213

s к

H

и

Ш

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.