Научная статья на тему 'Особенности использования манипулятивных стратегий и тактик в процессе освещения кампании по выборам кандидатов в депутаты ГД РФ VII созыва в пермских СМИ'

Особенности использования манипулятивных стратегий и тактик в процессе освещения кампании по выборам кандидатов в депутаты ГД РФ VII созыва в пермских СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЛОКАЛЬНЫЙ МЕДИАДИСКУРС / РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крижановская Елена Мечиславовна

На материале информационных статей пермских печатных изданий, интернет-сайтов, программ радио и ТВ анализируются манипулятивные стратегии и тактики, использованные журналистами в процессе освещения кампании по выборам кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ VII созыва от партии «Единая Россия». В статье делается вывод о том, что применение выявленных стратегий и тактик может воздействовать на изменение электорального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Крижановская Елена Мечиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования манипулятивных стратегий и тактик в процессе освещения кампании по выборам кандидатов в депутаты ГД РФ VII созыва в пермских СМИ»

УДК 070

Е. М. Крижановская

Пермский государственный национальный исследовательскийуниверситет,

Пермь

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В ПРОЦЕССЕ ОСВЕЩЕНИЯ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ГДРФ VII СОЗЫВА В ПЕРМСКИХ СМИ

Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 16-14-59007 «Локальный

медиадискурс: перспективы оптимизации информационно-коммуникативных процессов»)

На материале информационных статей пермских печатных изданий, интернет-сайтов, программ радио и ТВ анализируются манипулятивные стратегии и тактики, использованные журналистами в процессе освещения кампании по выборам кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ VII созыва от партии «Единая Россия». В статье делается вывод о том, что применени евыявленных стратегий и тактик может воздействовать на изменение электорального поведения.

Ключевые слова: политический дискурс, локальный медиадискурс, речевая манипуляция, коммуникативные стратегии, речевые тактики.

Изучение речевого манипулирования в различных видах публичных дискурсов является одной из актуальных проблем современной психологии, политологии, политической лингвистики, медиалингвистики, стилистики, риторики, теории речевой коммуникации, жанроведения и других гуманитарных дисциплин. Интерес исследователей к манипулятивному потенциалу естественного языка вот уже несколько десятилетий объясняется не только тем, что манипулятивные речевые акты активно используются в рекламе, массовой коммуникации, политической пропаганде, межличностном общении, но и объективными затруднениями, которые возникают при попытке описать данное явление. Как справедливо отмечает О. Н. Завьялова, «сложность описания речевого манипулирования состоит в том, что далеко не всегда удается разгадать истинные цели и мотивы манипулятора, выявить и учесть все экстралингвистические и паралингвистические факторы речевой ситуации - те прагматические составляющие речи, которые делают каждое высказывание уникальным и неповторимым» [2. С. 567].

В настоящее время в лингвистике накоплено уже достаточное количество работ, затрагивающих проблемы языкового воздействия в целом и речевого манипулирования в частности как разновидности речевого воздействия, наблюдаемых в разных сферах коммуникации. Широко известны работы, посвященные изучению манипулятивного речевого воздействия в рекламной деятельности (А. Н. Баранов, В. В. Зирка, Е. В. Медведева, Н. А. Остроушко, П. Б. Паршин, Ю. К. Пирогова), в средствах массовой информации (О. Н. Быкова, О. С. Иссерс, Е. С. Кара-Мурза, И. К. Мельник), в политической коммуникации (А. Н.Баранов, Р. Блакар, Т. Э. Гринберг, Е. Егорова-Гантман, С. Ф. Лисовский, К. Плешаков) и многие другие. При этом исследователи понимают под речевым манипулированием в целом сходные, но отличающиеся определенными свойствами и спецификой их реализации в разных коммуникативных сферах явления.

Так, например, Г. А. Копнина рассматривает речевую (языковую) манипуляцию (манипулирование) как «разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемого путем искусного использования определенных ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата» [7. С. 25]. О. С. Иссерс не выделяет речевую манипуляцию как специальный объект изучения, а характеризует ее в контексте более широкого понятия речевого воздействия, отмечая при этом, что «основная проблематика лингвистического анализа речевого воздействия связана с изучением стратегий говорящего и всех находящихся в его распоряжении языковых ресурсов, которые определяют достижение им коммуникативной цели» [5. С. 23]. Анализируя воздействующий потенциал рекламных текстов, В. В. Зирка отмечает, что «рекламе при-

суще и языковое манипулирование, то есть использование особенностей языка и принципов его употребления с целью скрытого воздействия на адресата в нужном для говорящего направлении» [3. С. 85], далее в работе автор рассматривает языковое манипулирование как особую разновидность речевого воздействия.Применение основных риторических категорий этоса, логоса и пафоса к анализу рекламной коммуникации позволяет Е. В. Медведевой утверждать существование «особой манипулятивной коммуникации, разновидностями которой являются реклама, массовая информация, деловое общение и пропаганда» [8. С. 92]. Е. В. Соловьева акцентирует внимание на стратегическом аспекте манипуляции и обозначает ее так: «...манипуляция определяется как коммуникативная стратегия со скрытым характером воздействия и иллокутивной установкой говорящего на навязывание своего мнения адресату» [10. С. 191]. Таким образом, краткий обзор работ по проблеме речевого манипулирования свидетельствует как об актуальности используемых понятий, так и об отсутствии на данном этапе исследований единой трактовки терминов, которые применяются при описании феномена языковой манипуляции.

Целью данного исследования является описание сущности, текстовых функций и прагматического потенциала некоторых наиболее частотных манипулятивных речевых стратегий и тактик, которые были использованы журналистами пермских СМИ в процессе освещения кампании по выборам кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации VII созыва от партии «Единая Россия» в2016 году.

Материалом исследования послужили 69 текстов информационных статей различных печатных изданий и интернет-сайтов региональных СМИ, информационных программ местного радио и ТВ. Анализируемые тексты были опубликованы в пермских печатных СМИ, прозвучали в телевизионных программах и в радиоэфире с 17 июня 2016 года по 19 августа 2016 года, т. е. в период предвыборной кампании партии «Единая Россия». Все анализируемые тексты были представлены на сайте пермского регионального отделения партии «Единая Россия» в разделе основного меню сайта «Пресс-служба» в подразделе «Единая Россия в СМИ» [1].

Достижению заявленной цели способствовало решение следующих задач: определение основных понятий исследования (понятия политического медиадискурса, речевой манипуляции, коммуникативной стратегии, речевой тактики); выявление манипулятивных стратегий и тактик, использованных пермскими журналистами в информационных статьях политической направленности; анализ возможных прагматических эффектов от применения наиболее частотных манипулятивных речевых стратегий и тактик; характеристика речевых способов реализации выявленных манипулятивных стратегий и тактик.

Для достижения основной цели нашего исследования определим следующие терминологические понятия: «политический медиадискурс», «речевая манипуляция», «коммуникативная стратегия», «речевая тактика». Вслед за С. В. Ивановой мы рассматриваем политический медиадискурс как «медиа-дискурс политической направленности, который понимается как совокупность медиа-текстов, относящихся к политической сфере общества» [4. С. 29]. Очевидно, что политический медиадискурс можно рассматривать как дискурс, который объединяет свойства политического дискурса и собственно медиадискурса. Известно, что одной из основных функций текстов политической коммуникации и медиатекстов является оказание программируемого воздействия нареципиента, в том числе при помощи речевой манипуляции. По мнению Е. В. Соловьевой, одной из особенностей медиатекстов политической направленности является опос-редованность. Это означает, что такие тексты, размещаемые в СМИ, создаются не участниками политического процесса, а своеобразными посредниками между политиками и гражданами, т. е. журналистами, которые выражают не столько собственные политические взгляды, сколько политические предпочтения владельцев и редакторов того средства массовой информации, которое они представляют.В связи с этим «такая опосредованность дискурса значительно повышает субъективность и интерпретативность представляемой информации и предоставляет широкие возможности для манипулятивного воздействия на массового адресата» [10. С. 191].

Под речевым манипулированием в данном исследовании мы понимаем «вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [2. С. 566]. Многие исследователи при характеристике работы механизма речевого манипулирования отмечают такие его черты, как некритичное восприятие реципиентом речевого сообщения,

появление в сознании воспринимающего субъекта иллюзий или заблуждений, вызванных восприятием данного сообщения, побуждение адресата к действиям, выгодным для манипулятора. Коммуникативная стратегия понимается нами как «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [6. С. 54]. В отличие от коммуникативной стратегии речевая тактика представляет собой частное речевое действие, при помощи которого реализуется та или иная коммуникативная стратегия. Манипулятивная речевая тактика, как отмечает Г. А. Копнина, представляет собой «такое речевое действие, которое соответствует определенному этапу в реализации той или иной стратегии и направлено на скрытое внедрение в сознание адресата целей и установок, побуждающих его совершить поступок, выгодный манипулятору» [7.С. 49].

Изучение созданных пермскими журналистами предвыборных информационных материалов, в которых освещается деятельность партии «Единая Россия», показало, что речевое манипулирование камуфлируется под информирование аудитории региональных СМИ и осуществляется в основном в рамках применения коммуникативной стратегии на повышение (по классификации О. Л. Михалёвой). Использование этой стратегии позволяет журналисту представить деятельность правящей российской партии в наиболее выгодном ракурсе, как бы презентовать партию и тем самым попытаться улучшить отношение пермских избирателейк кандидатам в депутаты от «Единой России».

В качестве иллюстрации сказанному выше проанализируем фрагмент из программы «Утренний вестник» пермской телекомпании «ВЕТТА», вышедшей в эфир 20 июня 2016 года. В программе принимают участие ведущая, корреспондент телекомпании и 3 участника, двое из которых являются членами партии «Единая Россия». Приведем фрагмент этой телепередачи:

«Корреспондент: В мае государственный совет, созданный по инициативе партии «Единая Россия», выделил Пермскому краю из федерального бюджета на реконструкцию дорожной сети более 1 млрд рублей. Почти треть этих средств будут направлены на ремонт улиц в краевом центре. От партии контроль качества иремонта осуществляет «Молодая гвардия».

Региональный куратор федерального проекта «УРБАНиЯ» «Молодой гвардии» Михаил Борисов: Проект «УРБАНиЯ» направлен на то, чтобы создать благоприятную среду в городе посредством включения туда и молодежи, и жителей. Чтобы жители говорили у нас не только о том, что все плохо, ужасно, а чтобы они сами принимали участие в строительстве своего города.

Корреспондент: За полгода работы участники проекта «УРБАНиЯ.» уже могут похвастаться своими результатами: из 100 обращений по проблемам качества дорог уже решено более 30 совместно с подрядчиками и представителями власти.

Секретарь регионального отделения партии «Единая России» Пермского края Николай Демкин: Цель этого контроля - обеспечить лучшее качество и больший срок службы этих дорог, чтобы средств на строительство дорог требовалось меньше, чтобы за те же деньги мы строили, содержали и эксплуатировали большее количество дорог надлежащего качества.

Корреспондент: У жителей также есть возможность самим принять участие в партийном проекте. Если вы зафиксировали нарушения в ходе ремонтных работ, звоните по телефону горячей линии: 235-77-22» [1].

Приведенный фрагмент передачи региональной телекомпании свидетельствует об использовании в ней сразу нескольких речевых тактик и приемов, которые мы интерпретируем как мани-пулятивные. На наш взгляд, в передаче использована тактика, которую О. Л. Михалёва называет тактикой анализ-«плюс». Эта тактика представляет собой «основанное на фактах рассмотрение, разбор ситуации, предполагающий имплицитное выражение положительного отношения говорящего к описываемой ситуации» [9. С. 52]. В высказываниях корреспондента акцентируется участие партии «Единая Россия» в выделении Пермскому краю денег для ремонта дорог, хотя этот проект является, по своей сути, федеральным. Корреспондент обращает внимание телезрителей на то, что куратором данного федерального проекта являются активисты молодежного крыла партии «Молодая гвардия» (МГЕР), далее корреспондент предоставляет возможность высказать свое мнение активисту от МГЕР, а затем и секретарю пермского регионального отделения «Единой России» Николаю Дёмкину, а в завершение сюжета корреспондент призывает всех граждан, неравнодушных к качеству дорог в Пермском крае, принять участие в партийном проекте «Единой России». Мы видим, что в телесюжете используется ссылка на авторитетные мнения исме-

щение фокуса восприятия телезрителя с самого федерального проекта на роль участия в нем правящей партии. Тем самым у зрителя может создаться впечатление, что именно партия «Единая Россия», а не органы власти Пермского края осуществляют названный проект и контроль за его реализацией на основе финансирования из средств федерального бюджета. В приведенном выше фрагменте выделенные синтаксические единицы содержат указание на партийную принадлежность двух участников телепередачии структуры партии «Единая Россия» {«Молодая гвардия», секретарърегионалъного отделения партии «Единая России» Пермского края).

Необходимо заметить, что прием цитирования авторитетных мнений, которые принадлежат членам регионального отделения партии «Единая Россия», очень часто используется местными журналистамив информационных материалах. Приведем фрагменты текстов, в которых содержится указание на значимость мнения при помощи маркирования принадлежности его автора к членам партии «Единая Россия», например:

а) «Пермь - столица баскетбола, и мы должны постоянно подтверждать это почетное звание», <...>- с таких слов начал поздравление участников Б^ееЛаяк^Регт - 2016 Юрий Уткин, член партии «Единая Россия», заместитель председателя Пермской городской думы (Пятница, 24.06.2016) [1]; б) Николай Дёмкин, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Пермского края: «В последние годы наш город преображается, появляются новые современные объекты социальной инфраструктуры. Не устаю повторять: всё это -результат слаженной работы правительства края, городской администрации, депутатов, партии «Единая Россия». Именно общая консолидация сил движет нас вперёд и даёт самые высокие результаты» (Пятница, 29.07.2016) [1]; в) Заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Пермского края Вячеслав Григорьев: «Руководство нашей партии придает огромное значение проблеме сельхозпроизводства. На этих ярмарках люди могут представить свой товар, который они произвели. <...> Это основная цель. Это решение вопроса импортозамещения (Россия 1. ГТРК «Пермь». Вести - Пермь, 15.08.2016) [1].

В приведенных текстовых фрагментах пермские журналисты цитируют высказывания людей, которые имеют непосредственное отношение к деятельности партии «Единая Россия» в Пермском крае. На наш взгляд, цитирование прямой речи членов правящей партии используется журналистами не только для организации текста, но и для оказания программируемого воздействия на читателей и телезрителей, так как этот прием позволяет искусственно повысить уровень значимости информации регионального значения.

Нередко вместе с этим используется тактика презентации, при помощи которой авторы анализируемых материалов указывают в тексте на поддержку, одобрение того или иного регионального проекта со стороны «Единой России» или участие в нем волонтеров от партии, например:

а) «Стоит подчеркнуть, что развитие массового баскетбола в Пермском крае нашло весомую поддержку со стороны партии «Единая Россия». В её рамках оказывается помощь в проведении соревнований, приобретении спортивного инвентаря. Не остаётся без внимания и спортивная школа «Урал-Грейт-Юниор (Пятница, 24.06.2016) [1]; б) Праздник неба и самолетов традиционно (нынче уже восьмой раз) проводится на пермской авиабазе Сокол при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия» Пермского края. <...> Многочисленным зрителям волонтеры «Единой России» вручали патриотический буклет «Пермьродина лучших авиадвигателей», рассказывающий о достижениях пермяков в авиастроении. Это очередная акция регионального отделения в рамках федерального партийного проекта «Историческая память». <... > В поддержку фестиваля «Единая Россия» выпустила замечательный буклет о наших достижениях в сфере двигателестроения (КП - Пермь, 28.06.2016) [1]; в) Стадион построили при поддержке проекта «Детский спорт» партии «Единая Россия» (Аргументы и Факты - Прикамье, Сайт «АиФ - Пермь», 06.07.2016) [1].

Приведенные текстовые иллюстрации свидетельствуют о том, что применяемые пермскими журналистами речевые тактики позволяют создать у жителей Пермского края ощущение своеобразной «вездесущности» партии «Единая Россия», которая осуществляет реализацию множества проектов и проведение различных акций в сфере экономики, дорожного строительства, сельского хозяйства, спорта ит.д.

Обобщая результаты проведенного исследования, еще раз отметим, что некоторые коммуникативные стратегии и тактики, использованные пермскими журналистами в процессе создания

текстов новостных статей и материалов информационных теле- и радиопередач региональных СМИ, интерпретируются нами как манипулятивные.

Манипулятивность данных речевых приемов заключается в скрытом воздействии на сознание реципиентов, что реализуется в попытке внушить всеми возможными способами представление об особой роли деятельности партии «Единая Россия» в развитии Пермского края. Эффективное применение пермскими журналистами определенных манипулятивных стратегий и тактик позволяет формировать у потенциальных избирателей программируемые авторами текстов ожидания, что может оказать воздействие в дальнейшем на изменение электорального поведения, в том числе на то, что большинство голосов пермских избирателей на предстоящих выборах будут отданы кандидатам от партии «Единая Россия».

Изучение речевого поведения пермских журналистов в период после состоявшихся 18 сентября 2016 года предварительных выборов кандидатов от партии «Единая Россия» поможет, как нам представляется, выявить возможные изменения как в использовании коммуникативных стратегий и тактик работников региональных СМИ в частности, так и в некоторых тенденциях развития локальных дискурсивных практик в целом.

Список литературы

1. Единая Россия в СМИ [Электронный ресурс] // Региональное отделение Пермского края всероссийской политической Партии «Единая Россия» - URL: http://permkrai.er.ru/press2/ EDROSSMI.

2. Завьялова, О. Н. Речевое (языковое) манипулирование [Текст] / О. Н. Завьялова// Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сково-родникова, Е. Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 566-570.

3. Зирка, В. В. Манипулятивные игры в рекламе: Лингвистический аспект [Текст] / В. В. Зир-ка. - Изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-256с.

4. Иванова, С. В. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии [Текст] / С. В. Иванова II Политическая лингвистика / Гл. ред. А. П. Чудинов; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2008. - Вып. (1) 24. - С. 29-33.

5. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» [Текст] / О. С. Иссерс. - Изд. 2-е. - М.: Флинта: Наука, 2011,- 224 с.

6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. С. Иссерс. -Изд. 5-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. -228 с.

7. Копнина, Г. А. Речевое манипулирование: учебное пособие [Текст] / Г. А. Копнина. - Изд. 3-е. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 176 с.

8. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация [Текст] / Е. В. Медведева. - Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 280 с.

9. Михалёва, О. Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия [Текст] /О.В. Михалёва. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -256 с.

10. Соловьева, Е. В. Манипулятивная макростратегия в немецком политическом медиадискур-се (на материале статей, описывающих политику современной России) [Текст] / Е. В. Соловьева II Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления : материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 26-30.09.2016) / гл. ред. А. П. Чудинов ; ФГБОУ ВО «Урал.гос. пед. ун-т». -Екатеринбург, 2016. - С. 190-194.

PECULIARITIES OF THE MANIPULATIVE STRATEGY AND TACTICS' USAGE DURING COVERAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION'S 7-TH STATE DUMA CANDIDATES ELECTION CAMPAIGN IN THE PERM MASS-MEDIA

Krizhanovskaya E.M., Perm State National Research University, Perm, [email protected]

The paper describes the most frequentmanipulative strategies and tactics used by journalists of the Perm mass-media duringcoverage of the Russian Federation 7-th State Duma candidates election campaignthe party «United Russia» hopeful. The article contains the short review of the notion «speech manipulation» interpretations accepted in modern linguistic researches and definitions of the basic terms used in the present paper. The features of realisation of communicative strategy of informing and presentation ofpositive experience are considered on the basis of information articles of various printing sources and regional mass-media's Internet websites, information programmes of local radio and TV. The Perm journalists focus the attention of the news consumers only on that information 'which positively characterisesthe activity of the party in power. The named strategy are embodied in the texts due to the of use of speech tactics «analysis-plus», references to authoritative opinion, the displacement offocus of the recipient's perception. The article contains a conclusion that effective application by the Perm journalists of the revealed manipulative strategy and tactics allows to form programmed by the texts 'authors expectation at potential voters that can affect further change of electoral behaviour and induce voters to 'vote for candidates of the party «United Russia» duringpreliminary elections.

Keywords: political discourse, local media discourse, speech manipulation, communicative strategy, speech tactics.

References

1. Edinaya Rossiya v SMI [= United Russia in mass-media], in: Regionalnoy eotdeleniye Permskogo kraya vserossiyskoy politicheskoy Partii «Edinaya Rossiya» [=The regional office of the Perm region of the Russian political Party «United Russia»], available at: http://permkrai.er.ru/press2/EDROS_SMI, accessed 20.09.2016. (In Russ.).

2. Zav'yalova, O. N. (2003) Rechevoe (yazykovoe) manipulirovanie [=Speech (language) manipulation], in: Kul'tura russkoj rechi: Enciklopedicheskij slovar '-spravochnik [=Culture of Russian speech: the Encyclopaedic dictionary-glossary], Moscow, pp. 566-570. (In Russ.).

3. Zirka, V. V. (2010) Manipulyativnye igry v reklame: Ungvisticheskij aspect [=Manipuljative games in advertising: linguistic aspect], Moscow, 256p. (In Russ.).

4. Ivanova, S. V (2008) Politicheskij media-diskurs v fokuse lingvokul'turologii [=Political media discourse in the focus of linguistic culturology], in: Politicheskaya Ungvistika [=Political linguistics], Ekaterinburg, Vol. (1) 24, pp. 29-33. (In Russ.).

5. Issers, O. S. (2011) Rechevoe vozdejstvie [=Speech influence], Moscow, 224 p. (In Russ.).

6. Issers, O. S. (2008) Kommunikativnye strategti I taktiki russkoj rechi [=Communicative strategy and tactics of the Russian speech], Moscow, 228 p. (In Russ.).

7. Kopnina, G. A. (2010) Rechevoe manipulirovanie [=Speech manipulation], Moscow, 176 p. (In Russ).

8. Medvedeva, E. V. (2008) Reklamnaya kommunikaciya [=Advertising communication], Moscow, 280 p. (InRuss.).

9. Mihalyova, O. L. (2009)Politicheskijdiskurs: Specifika manipulyativnogo vozdejstviya [=Political discourse: features ofthe manipulative influence], Moscow, 256 p. (In Russ.).

10. Solov'eva, E. V. (2016) Manipulyativnaya makrostrategiya v nemeckom politicheskom mediadiskurse (na material statej, opisyvayuchih politiku sovremennoj Rossii) [=Manipulative macrostrategy in the German political media discourse (on the material of articles describing the politics of modern Russia)], in: Politicheskaya Ungvistika: problematika, metodologiya, aspekty issledovaniya i perspektivy razvitiya nauchnogo napravleniya [=Political linguistics: a problematics, methodology,

aspects of research and prospect of development of a scientific direction], Ekaterinburg, pp. 190-194. (In Russ.).

Крижановская Елена Мечнславовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций филологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.