Научная статья на тему 'Особенности использования лизинга при приобретении подвижного состава на автотранспортном предприятии'

Особенности использования лизинга при приобретении подвижного состава на автотранспортном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автотранспортное предприятие / лизинг / лизинговая компания / подвижной состав

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанов М. Б.

В статье рассматриваются специфические условия заключения лизинговой сделки при обращении автотранспортного предприятия в лизинговую компанию. Согласно анализу данных, полученных в результате экспертного опроса, выявлены основные достоинства и недостатки лизинга по сравнению с кредитом и использованием собственных средств при приобретении подвижного состава для нужд автотранспортного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views specific conditions for conclusion of a leasing transaction in case of a motor transport enterprise"s application to a leasing company. Analyzing the data obtained through the expert inquiry, the author reveals the main merits and demerits of leasing in comparison with credit and internal funds use in the event of purchase of a rolling-stock for the needs of a motor transport enterprise.

Текст научной работы на тему «Особенности использования лизинга при приобретении подвижного состава на автотранспортном предприятии»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Работа представлена кафедрой экономики и управления на автомобильном транспорте Северо-Западного технического университета.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Ю. А. Кулик

В статье рассматриваются специфические условия заключения лизинговой сделки при обращении автотранспортного предприятия в лизинговую компанию. Согласно анализу данных, полученных в результате экспертного опроса, выявлены основные достоинства и недостатки лизинга по сравнению с кредитом и использованием собственных средств при приобретении подвижного состава для нужд автотранспортного предприятия.

The article views specific conditions for conclusion of a leasing transaction in case of a motor transport enterprise's application to a leasing company. Analysing the data obtained through the expert inquiry, the author reveals the main merits and demerits of leasing in comparison with credit and internal funds use in the event of purchase of a rolling-stock for the needs of a motor transport enterprise.

По оценкам специалистов доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды в России в 2005 г. составила 4,7%. При этом для автомобильного транспорта указанный показатель находился в 2005 г. на уровне 6,3%.

По мнению специалистов в области лизинга считается, что при обращении в лизинговую компанию с целью заключения сделки по приобретению подвижного состава автотранспортному предприятию могут быть предложены следующие условия, которые являются примерно одинаковыми во всех лизинговых компаниях:

• выбор продавца техники, условий поставки, согласование цен и технических характеристик осуществляет лизингополучатель. Задача лизинговой компании - финансирование приобретения техники;

• срок лизинга, как правило, 3 года (возможно согласование срока от 1 года до 4 лет в зависимости от стоимости техники, валюты платежа, финансового состояния предприятия);

• авансовый платеж-до 30% от стоимости техники;

• предоставление технико-экономического обоснования проекта, учитывающего график гашения лизинговых платежей;

• гарантийное обеспечение сделки, выраженное в виде залога основных средств предприятия, поручительства третьего лица, банковской гарантии либо другого обеспечения по согласованию;

• подвижной состав, предоставляемый в качестве залога, должен быть не старше 5 лет и находиться в хорошем техническом состоянии. При выборе предмета залога с учетом полученной суммы обеспечения стоимость имеющегося у предприятия подвижного состава определяется на основании сложившихся среднерыночных цен на автотранспортные средства соответствующей марки, года выпуска и имеющие такой же пробег;

• страхование предмета лизинга и предмета залога. При этом страхование предме-

та залога осуществляет лизингополучатель в свою пользу, а страхование предмета лизинга может осуществлять как лизингополучатель, так и лизингодатель. При страховании предмета лизинга лизингодателем лизингополучатель возмещает оплаченную страховую премию в течение определенного срока (как правило, 6 месяцев). В любом случае в более выгодном положении по договору страхования объекта лизинга находится лизингодатель, в собственности которого находится техника;

• лизинговый процент по сделке будет находиться в диапазоне от 20 до 25% годовых при приобретении техники за валюту и от 40% годовых при оплате в рублях. При этом необходимо учитывать, что схема гашения основного долга может быть различной, в зависимости от пожеланий лизингополучателя. Лизинговый процент начисляется на остаток стоимости техники. В том случае, если выплаты производятся ежемесячно, суммарный лизинговый процент составит 60% за 3 года при ставке 40% годовых:

• применение в отношении объекта лизинга механизма ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х.

В том случае, если подвижной состав приобретался за рубежом, и при его ввозе было необходимо оплатить таможенные сборы и пошлины, то практически все лизинговые компании, деятельность которых анализировалась, являясь по контракту покупателем техники, берут на себя расходы по осуществлению таможенного оформления автомобилей. При этом источником средств для оплаты таможенных сборов и пошлин является либо авансовый платеж лизингополучателя по договору лизинга, либо кредит банка.

При заключении договора у лизингополучателя могут возникнуть дополнительные расходы по регистрации залога в том случае, если обеспечением по договору лизинга является недвижимость. Как правило, крупные автотранспортные предприятия при приобретении подвижного соста-

ва на большие суммы предлагают в качестве залога здание административно-бытового корпуса и ремонтную зону с находящимся на ее территории оборудованием.

Согласно анализу данных, полученных в результате экспертного опроса, и лизинговые компании и предприятия-лизингополучатели отмечают следующие основные достоинствам лизинга:

• лизинг позволяет предприятию при минимальных единовременных затратах приобрести современный подвижной состав в достаточных количествах;

• лизинговые платежи относятся на себестоимость, что, в отличие от банковского кредита, который выплачивается из чистой прибыли, позволяет экономить значительные суммы при уплате в бюджет налога на прибыль;

• применение в отношении техники, являющейся объектом финансового лизинга, механизма ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х позволяет предприятию по истечении действия договора лизинга выкупить автомобили по минимальной остаточной стоимости либо, при постановке техники на свой баланс, так же быстро списать их. В дальнейшем предприятие может существенно снизить себестоимость перевозок по статье «Амортизация подвижного состава». Также можно реализовать автомобили по рыночной цене, которая будет намного выше их остаточной стоимости, получив тем самым дополнительную прибыль;

• процесс оформления лизинговой сделки и получения техники при всей схожести с кредитованием намного проще, и вероятность заключения договора выше.

Тем не менее необходимо учитывать, что у лизинга существует и ряд недостатков:

• право собственности на технику переходит к лизингополучателю только по окончании всех расчетов по договору лизинга, что увеличивает риск не получить подвижной состав при возникновении не-

предвиденных ситуаций во время действия договора лизинга;

• появление дополнительных по сравнению с финансированием за счет собственных средств затрат, связанных с уплатой аванса, страхованием техники и залога, оплатой банковской гарантии, а также оплатой лизингового процента;

• применение в отношении приобретаемого по лизингу подвижного состава ускоренной амортизации может привести к значительному увеличению себестоимости перевозок, что, в случае принятия предприятием решения о сохранении уровня рентабельности, повлечет за собой повышение тарифов на перевозки и снижение конкурентоспособности предприятия либо, при принятии решения о сохранении тарифов на перевозки, уменьшение прибыли на единицу транспортной продукции. Кроме того, необходимо отметить, что механизм ускоренной амортизации применяется только в отношении имущества, по которому установлены линейные нормы амортизационных отчислений;

• необходимость иметь хорошую структуру баланса и ликвидное обеспечение, чего не требуется при использовании собственных средств;

• недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая лизинговые операции в Российской Федерации.

Проанализировав приведенные достоинства и недостатки лизинга можно сделать вывод, что вариант приобретения подвижного состава на условиях лизинга является наиболее простым и доступным и подходит для любого стабильно работающего автотранспортного предприятия.

Решение предприятия об использовании лизинга для реализации инвестиционного проекта - это в первую очередь решение о способе финансирования. Перед тем, как проводить анализ конкретного варианта финансирования следует прежде всего принять решение об инвестировании, т. е. определить, какие конкретные инвестицион-

ные проекты необходимо осуществить на предприятии, и затем выбрать методы, с помощью которых инвестиции должны финансироваться.

На сегодняшний день необходимо констатировать, что в последнее время все большее число предприятий прибегают к лизинговой схеме финансирования инвестиционного проекта, либо к ее комбинации с другими вариантами финансирования инвестиций.

При этом, помимо роста количества и объемов лизинговых операций, наблюдается также и увеличение доли клиентов - лизингополучателей, которым при обрагце-

нии в банк за кредитом были предложены в качестве одного из вариантов финансирования услуги лизинговой компании, и которые в итоге предпочли приобрести технику именно на условиях лизинга, хотя, первоначально, предполагали получить на эти цели банковский кредит. Это обусловлено, прежде всего тем, что использование механизма лизинга становится вес более привычным для предприятий, а также тем, что лизинговые компании, являясь более гибкими, чем банки, разрабатывают финансовые схемы, максимально учитывающие требования, пожелания возможности своих клиентов - лизингополучателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.