Научная статья на тему 'Особенности использования коррекционной кинезиологии для оздоровления путём психокоррекции психоэмоционального состояния'

Особенности использования коррекционной кинезиологии для оздоровления путём психокоррекции психоэмоционального состояния Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
537
117
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
"THREE IN ONE CONCEPTS" / "ONE BRAIN" / КИНЕЗИОЛОГИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ / ПРИКЛАДНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СТРЕСС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ИДЕОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / МЫШЕЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / «КОНЦЕПЦИЯ ТРИ В ОДНОМ» / «ЕДИНЫЙ МОЗГ»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сазонов В. Ф.

В статье предлагается разделять кинезиологию на «биомеханическую» и «коррекционную», а «коррекционную» на «психо-ориентированную» и «телесно-ориентированную». К психо-ориентированному направлению относится психокоррекционная кинезиология «Концепция Три в Одном» (метод «Единый Мозг»), а к телесно-ориентированному «Прикладная Кинезиология». В основе коррекционной кинезиологии лежат непроизвольные идеомоторные реакции и особый «телесный раппорт» кинезиолога с клиентом. Психокоррекционная кинезиология характеризуется как самостоятельное направление психоэмоциональной поддержки и оздоровления, рассматриваются её возможности и ограничения в устранении стресса, первичные и конечные цели, даётся обобщённая схема процедуры кинезиологической психокоррекции.

FEATURES OF USING OF CORRECTIONAL KINESIOLOGY FOR RECOVERY BY DINT OF PSYCHOCORRECTION OF PSYCHOEMOTIONAL CONDITION

The article proposes to divide kinesiology to "biomechanical" and "correctional", and "correctional" one – to "psycho-oriented" and "body-oriented." Psycho-correctional kinesiology "Three in One Concepts" (the method "One Brain") belongs to psycho-oriented direction, and "Applied Kinesiology" to body-oriented. There are involuntary ideomotor reactions at the core of correctional kinesiology, together with a special "body rapport" of kinesiologist with his client. Psycho-correctional kinesiology is defined as an independent branch of psycho-emotional support and healing, it discusses the possibilities and limitations in addressing stress, the primary and ultimate goal, given a generalized scheme of the procedure of kinesiological psychocorrection.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сазонов В.Ф.,

Текст научной работы на тему «Особенности использования коррекционной кинезиологии для оздоровления путём психокоррекции психоэмоционального состояния»

Sazonov V.F.

State Educational Agency of Higher Professional Education "Ryazan State University Namend SAEsenin", Department of Natural and Geography, Chair of Biology and Methodology of Biology, Associate Professor, Ryazan, 390.000, Russian Federation, 46 Ulitsa Svobody

FEATURES OF USING OF CORRECTIONAL KINESIOLOGY FOR RECOVERY BY DINT OF PSYCHOCORRECTION OF PSYCHOEMOTIONAL CONDITION

Summary: The article proposes to divide kinesiology to "biomechanical" and "correctional", and "correctional" one - to "psycho-oriented" and "body-oriented." Psycho-correctional kinesiology "Three in One Concepts" (the method "One Brain") belongs to psycho-oriented direction, and "Applied Kinesiology" - to body-oriented. There are involuntary ideomotor reactions at the core of correctional kinesiology, together with a special "body rapport" of kinesiologist with his client. Psycho-correctional kinesiology is defined as an independent branch of psycho-emotional support and healing, it discusses the possibilities and limitations in addressing stress, the primary and ultimate goal, given a generalized scheme of the procedure of kinesiological psychocorrection.

Key words: kinesiology, correctional kinesiology, applied kinesiology, psychocorrection, recovery, stress, psychoemotional state, ideomotor response, muscle testing, "Three in One Concepts", "One Brain".

Сазонов В.Ф.

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, естественногеографический факультет, кафедра биологии и методики её преподавания, доцент, г.Рязань, 390000, улица Свободы, 46

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ КИНЕ-ЗИОЛОГИИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПУТЁМ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

В статье предлагается разделять кинезиологию на «биомеханическую» и «коррекционную», а «коррекционную» - на «психо-ориентированную» и «телесно-ориентированную». К психо-

ориентированному направлению относится психокоррекционная кинезиология «Концепция Три в Одном» (метод «Единый Мозг»), а к телесно-ориентированному - «Прикладная Кинезиология». В основе коррекционной кинезиологии лежат непроизвольные идеомоторные реакции и особый «телесный раппорт» кинезиолога с клиентом. Психокоррекционная кинезиология характеризуется как самостоятельное направление психоэмоциональной поддержки и оздоровления, рассматриваются её возможности и ограничения в устранении стресса, первичные и конечные цели, даётся обобщённая схема процедуры кинезиологической психокоррекции.

Ключевые слова: кинезиология, коррекционная кинезиология, прикладная кинезиология, психокоррекция, оздоровление, стресс, психоэмоциональное состояние, идеомоторные реакции, мышечное тестирование, «Концепция Три в Одном», «Единый Мозг».

Разветвлённое древо современной оздоровительной кинезиологии выросло из «Прикладной кинезиологии» («Applied Kinesiology», «AK») Дж. Гудхарта и в настоящее время представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений «альтернативного» естественного оздоровления, не полностью вклю-

чённого в арсенал официальной медицины и здравоохранения. Это направление кинезиология занимается коррекцией физического и психического состояния человека. Мы предлагаем называть такую кинезиологию «коррекционной» [2], чтобы отличать её от официально признанной и научно обоснованной «биомеханической» кинезиологии, изучающей мышечные движения с по-

зиций механики. В коррекционной кинезиологии используется особый метод «мышечного тестирования» (или «мышечного мониторинга») в качестве основного диагностического средства плюс комбинации из самых разнообразных физических, психологических, «энергетических» и символических техник, непосредственный оздоровительных эффект которых не обязательно научно доказан. Тем не менее, благодарные клиенты регулярно дают хорошие отзывы на работу коррекционных кинезиологов и результаты их деятельности в области психического и физического оздоровления. И этим поддерживается существование коррекционной кинезиологии.

В основе коррекционной кинезиологии лежит механизм идеомоторных реакций, обеспечивающий непроизвольные неконтролируемые мышечные реакции, которыми сопровождаются подсознательные психические процессы. В свою очередь, этот механизм является одним из проявлений более общего механизма связи между внутренним психоэмоциональным состоянием и его внешним проявлением в виде вегетативных и соматических телесных реакций.

Мы предлагаем разделить многочисленные направления коррекционной кинезиологии на «психо-ориентированные», направленные на коррекцию психоэмоционального состояния через работу с мышечным тонусом, и «телесноориентированные», направленные на коррекцию самого мышечного тонуса и физического состояния организма [3]. Соответственно, в России психо-ориентированное направление в основном представлено системой «Концепция Три в Одном» («Three in One Concepts», «TIOC») с её методом психокоррекции «Единый мозг» («One Brain»), а телесно-ориентированное - системой «Прикладная кинезиология» («Applied

Kinesiology», «AK»), которая в своё время и породила все остальные направления коррекционной кинезиологии.

Также мы предлагаем разделять, с одной стороны, неспецифическое антистрессовое и оздоровительное действие самих по себе кинезиоло-гический упражнений, включённых в арсенал кинезиологов, часть из которых вместе с их ожидаемыми эффектами уже была описана нами ранее [4], и которые могут использоваться для психопрофилактики самостоятельно и подходят для группового применения, а с другой стороны, специфическое действие процедуры индивидуальной коррекции психоэмоционального состояния, которую с помощью метода мышечного тестиро-

вания проводят только подготовленные кинезиологи, прошедшие специальное обучение.

Сразу же следует оговориться, что цель «коррекционных» кинезиологов, работающих по системе одного из самых популярных в России пси-хо-ориентированных направлений кинезиологии

- «Концепция Три в Одном», не может быть обозначена как «манипулятивное воздействие» на психику. Психокоррекционно-кинезиологический подход подразумевает не какое-либо насильственное воздействие на психику извне, а лишь оказание человеку психоэмоциональной поддержки на психическом уровне. Именно с этой целью кинезиологами, осуществляющими психокоррекцию, используются мануальные, вербальные, и невербальные приёмы для улучшения психоэмоционального состояния конкретного человека [1].

Как правило, сознание отделено от более глубоких слоёв неосознанной психической деятельности как бы своеобразным фильтром. Ввод информации на неосознанные психические уровни в обычных условиях осуществляется спонтанно и автоматически, практически независимо от сознания. А вот произвольный ввод туда желаемой информации или перестройка психоэмоционального состояния, наоборот, затруднены. Каждый знает, например, каких усилий требует произвольное запоминание нужной информации и её последующее извлечение и как трудно успокоиться при использовании простого призыва «успокоиться». Как правило, осознать и осознанно использовать информацию, попавшую в глубокие бессознательные уровни психики, практически не удается. Именно здесь более всего проявляются «фильтрующие» функции внимания и сознания.

В целом, это явление хорошо знакомо всем, кто работает или пытается работать с психикой человека на уровнях более глубоких, чем сознательный. Как указывал директор Института компьютерных психотехнологий РАЕН И. В. Смирнов с соавторами [5], исследовать бессознательную сферу личности необходимо, ведь большая часть поступающей извне информации «накапливается» именно там, образуя между своими элементами ассоциативные связи, распределение которых и организует мотивы поведения, в том числе патологические внутри- и межличностные конфликты, различные комплексы. Изменение этих мотивов, устранение конфликтов, разрушение комплексов, а в целом, психокоррекция - вот цель, которую необходимо достичь психологу или психотерапевту в общении с конкретным человеком, пришедшим к нему за помощью. Но эта задача

—--------------------------—

усложняется наличием «внутреннего редактора» вводимой и выводимой информации. На пути психокоррекционного воздействия могут встать негативное отношение пациента к разъяснениям психолога или врача, критика методического подхода и, как следствие, вообще нежелание принимать осознанное участие в коррекции своего состояния. Эта проблема отчасти решается с помощью применением методик с использованием измененных состояний сознания (гипноз, медитация, наркогипноз, техники с использованием хо-лотропного дыхания и т.п.). Однако при этом приходится встраивать формулу внушения в сферу текущих переживаний больного, ассоциативные связи в которой не изучены, что требует от сугге-стора высокого искусства и большого напряжения. Кроме того, не всегда этот метод сочетается с моральными и этическими установками пациента

[5].

Принципиально иной подход используется в коррекционной кинезиологии — это интуитивный перевод психики клиента, находящегося в состоянии «телесного раппорта» с кинезиологом, из «негативного», т.е. малоресурсного для него состояния, в «позитивное», т.е. более ресурсное. Речь идёт, разумеется, о психоэмоциональных ресурсах, позволяющих человеку наиболее успешно справляться со своими стрессовыми ситуациями и решать встающие перед ним проблемы.

Для того чтобы охарактеризовать психокоррекционную кинезиологию как самостоятельное направление психоэмоциональной поддержки и оздоровления, а также её возможности и ограничения, следует выделить её специфические особенности. Для этого мы воспользуемся своим 20-летным опытом в этой области.

Характерные особенности психокоррекционной кинезиологии

1. Предмет деятельности -

психоэмоциональное состояние корректируемого человека. Здесь важно отметить, что предметом психокоррекционной кинезиологии не является непосредственно телесное состояние, в отличие от различных процедур медицинской направленности. Через тело проводится работа с психикой.

2. Продукт деятельности - исчезновение

негативного психоэмоционального состояния и/или формирование позитивного

психоэмоционального состояния. Часто это явление называют также «рассеиванием стресса».

3. Орудие деятельности - собственное

психоэмоциональное состояние корректора-кинезиолога, речь, прикосновения,

непроизвольный динамический мышечный тонус, телесные воздействия.

4. Индикатор - непроизвольный

динамический мышечный тонус, его изменения. Здесь очень важно отметить то обстоятельство, которое обычно упускают из виду приверженцы «доказательного объективного подхода» - это то, что непроизвольные изменения мышечного

тонуса захватывают обе стороны: как клиента, так и самого кинезиолога. Именно это обстоятельство позволяет использовать в процессе психокоррекции неосознанные

психоэмоциональные состояния и клиента, и корректора, сводя участие сознания к минимуму с обеих сторон. При этом мышечный индикатор становится не только средством вывода информации, но и средством её ввода в психику клиента, а также средством фиксации позитивного состояния в психике.

5. Цель первичная - улучшение

психоэмоционального состояния клиента в

отношении поставленной им проблемы.

6. Цель вторичная - улучшение психического и физического состояния и самочувствия, устранение негативных эмоциональных реакций на поставленную проблему. Это происходит как следствие достижения первичной цели, то есть за счёт улучшения психоэмоционального состояния.

7. Конечная цель - решение после коррекции поставленной клиентом проблемы им самим любым применённым им способом (уже без непосредственного участия в этом корректора-кинезиолога и без его влияния на способ или выбор способа решения проблемы). Здесь важно отметить, что целью корректора-кинезиолога и его психокоррекции не может являться именно конечная цель клиента. Целью психокоррекции может быть только первичная цель, а именно улучшение психоэмоционального состояния клиента. Достижение клиентом вторичной и/или конечной цели могут быть только возможными следствиями по отношению к достижению первичной цели психокоррекции, которую реально должен реализовать кинезиолог в качестве психокорректора, — а именно изменение в лучшую сторону психоэмоционального состояния у клиента.

8. Методы - мышечное тестирование

(мышечный мониторинг), эмоционально

значимые вербально-визуальные (словеснозрительные) ассоциации, вербально-визуальные реализации, мышечные и дыхательные упражнения, тактильные воздействия, косвенные внушения, позитивное внимание, сочувствие,

психологическая игра и, наконец,

непосредственное изменение

психоэмоционального состояния клиента за счёт своеобразного «психоэмоционального

резонанса», полученного вследствие «телесного раппорта» между кинезиологом и его клиентом, достигнутым в процессе процедуры кинезиологической психокоррекции.

9. Результаты первичные - изменение в ходе

кинезиологической процедуры ответных

непроизвольных мышечных реакций на

провоцирующее воздействие, которое изначально вызывало ослабление мышечного тонуса. Важно

отметить, что именно эти результаты

непосредственно регистрируется кинезиологом, проводящим коррекционную процедуру, что и служит конкретно-чувственным подтверждением достижения первичных результатов. Именно это является для кинезиолога реальным

подтверждением успешно проведённой им коррекции, т.к. в основе его работы, напомним, лежат идеомоторные реакции.

10. Результаты вторичные — избавление

клиента от не всегда осознанного им негативного психоэмоционального состояния, имеющегося в связи с поставленной проблемой, которое для кинезиолога проявляет себя в изменении мышечного тонуса клиента в ответ на

провоцирующее воздействие.

11. Результаты третичные — избавление

клиента от негативных переживаний, ощущений; стойкое улучшение эмоционального состояния по поводу поставленной проблемы; наличие положительного настроя на решение проблемы; возникновение чувства, что проблемы вообще уже не существует; повышение адаптивных возможностей; улучшение самочувствия или настроения; излечение заболевания, достигнутое теми или иными методами, включая повышение мотивации на получение медицинской помощи и успешное лечение. Здесь важно отметить, что далеко не все клиенты, получившие кинезиологическую коррекцию, связывают появление у них подобных «третичных результатов» именно с кинезиологической психокоррекцией. Наоборот, гораздо чаще встречаются случаи, когда положительный «третичный результат» клиент связывает либо со своей личной активностью в решении проблемы, либо с каким-либо событием, произошедшим незадолго до проявления этого положительного результата, но не с кинезиологической процедурой и полученной им психокоррекцией. Это явление можно рассматривать в качестве

доказательства мягкости и ненасильственности кинезиологической психокоррекции.

12. Конечные результаты - признание клиентом того факта, что поставленная перед сеансом коррекции проблема решена, что она не существует больше или же теперь она является для него незначимой, т.е. не является больше собственно проблемой и не беспокоит клиента. Важно отметить, что для самого клиента, как правило, именно такой результат является желанным, заметным и значимым. И вместе с тем, не всегда клиент готов признать это. А часто бывает и так, что он просто «не замечает» исчезновения данной проблемы из его жизни.

Обобщённая схема процедуры индивидуальной психокоррекции методом психокоррекционной кинезиологии:

1. Подготовка мышц клиента и налаживание телесно-мышечного взаимодействия между кинезиологом и клиентом, или, другими словами, создание «телесного раппорта» [2].

2. Получение добровольного сознательного и подсознательного согласия от клиента на оказание кинезиологической помощи.

3. Активация негативного эмоционального состояния, сопровождающего любую проблему, поставленную в качестве формальной цели кинезиологической коррекции.

4. Активация и регистрация при помощи

мышечного тестирования «застойного

негативного психоэмоционального состояния», привычно запускаемого проблемами подобного типа, т.е. активация «психоэмоционального шаблона», или «психоэмоциональной матрицы», служащей базовой моделью для конкретных негативных эмоциональных состояний подобного типа.

5. Слабая активация негативного

психоэмоционального состояния на базе найденной для него «матрицы».

6. Подбор при помощи мышечного

тестирования психофизиологического

упражнения, играющего роль

психофизиологической «разрядки», что позволяет сформировать психически и физиологически приемлемый выход из «застойного негативного психоэмоционального состояния» и переход к другому психоэмоциональному состоянию, отличающемуся в лучшую сторону от привычного «застойного негативного».

7. Создание позитивного эмоционального состояния, замена в базовой «матрице» («застойном негативном психоэмоциональном состоянии») негативного эмоционального

компонента на позитивный компонент.

8. Закрепление сформированного

позитивного психоэмоционального состояния при помощи метода мышечного тестирования и психофизиологических упражнений.

9. Проверка полученного результата при помощи провокативного воздействия и мышечного тестирования.

10. Выявление при помощи мышечного тестирования и устранение с помощью психофизиологических приёмов возможных побочных негативных эффектов.

11. Закрепление полученного

положительного результата, закрепление позитивного психоэмоционального состояния.

12. Разрыв взаимодействия корректора с клиентом (разрыв раппорта), устранение зависимости от корректора, окончание сеанса.

Психокоррекционная кинезиология своей основной задачей ставит именно психическое оздоровление в качестве первичного, а телесное

— уже в качестве вторичного. Декларируемый обычно кинезиологией целостный подход к оздоровлению при этом, конечно, несколько сужается. Оздоровление физическое передается в руки врачей и специалистов по физической культуре, диетологов и т.д. Оздоровление духовное и нравственное возлагается на специалистов в этих областях. Кинезиологической психокоррекции отводится в этом роль вспомогательного средства, способного обеспечить дополнительный «внутренний настрой» на позитивные перемены. Образно можно сказать, что кинезиолог должен работать не вместо врача или психолога, а вместе с врачом и психологом.

Коррекционная кинезиология не претендует на всеобъемлемость, не стремится стать панацеей. Но в то же время психическое оздоровление затрагивает столько разных уровней, что в конце концов сказывается и на физическом здоровье. Запущенные во время сеанса кинезиологической коррекции процессы саморегуляции и балансировки могут охватывать все новые уровни и приводить в равновесие самые разные системы организма.

Но дело не только в этом. Снятие психических подсознательных блоков позволяет клиенту после проведённой с ним кинезиологической психокоррекции с повышенной готовностью использовать любые подходящие внешние способы регуляции для оздоровления организма, такие, например, как питание, двигательную активность и спортивные упражнения, наконец, просто подсознательно мотивирует человека на посещение наиболее подходящего специалиста-врача, визит к которому без коррекции может откладываться на долгие годы.

Итак, в заключение можно сказать, что кине-зиологическая психокоррекция психоэмоционального состояния является полезной процедурой психического оздоровления, способствующей общему оздоровлению за счёт снижения стрессовых реакций и повышения подсознательной мотивации на общее оздоровление.

ЛИТЕРАТУРА:

[1]. Ендолов В.В., Сазонов В.Ф. Использование

нефармакологических методов

психофизиологической коррекции для

воздействия на эмоциональную сферу человека // Мат-лы 3-го (16-го) съезда Физиол. об-ва при РАН. Успехи физиол. Наук. 1994. Т. 25, № 1. С. 134.

[2]. Сазонов В.Ф. Коррекционная

кинезиология [Электронный ресурс] //

Кинезиолог: [сайт]. [2012]. иЯЬ:

КЦр://КЦр://кте7Ю^.Ьо^у.ги/соМеп1:/когге^8Ю ппауа-кте7ю^1уа (дата обращения: 11.05.2012).

[3]. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс

[Электронный ресурс] // Кинезиолог: [сайт].

[2010]. иЯЬ:

http://kineziolog.bodhy.ru/content/kineziologiya-втшаушЬАауа^гевв (дата обращения: 11.05.2012).

[4]. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Уч.-метод. пособие. Рязань: РГПУ, 2000. 52 с.

[5]. Смирнов И.В., Безносюк Е.В., Журавлёв А.Н. Психотехнологии. М.: Прогресс, 1995. 434 с.