Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Траулько М. В.

В статье раскрыты особенности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки преподавателя в области прикладной информатики, определены основные программные средства, владение которыми позволит наиболее эффективно организовать образовательный процесс по направлению «Прикладная информатика в экономике», обоснована необходимость формирования навыка самостоятельного поиска и освоения новых программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Траулько М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF THE TEACHER IN THE FIELD OF APPLIED INFORMATICS

In the article the features of use of information and communication technologies (ICT) in preparation of future professor of institution in the field of applied computer science, basic software tools, the possession of which will allow to organize the educational process in the direction of "Applied Informatics in Economics", the necessity of formation skills of independent search and development of new software.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ»

УДК 378.14

Траулько М.В. студент 3 курса кафедра бизнес-информатики Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация: В статье раскрыты особенности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки преподавателя в области прикладной информатики, определены основные программные средства, владение которыми позволит наиболее эффективно организовать образовательный процесс по направлению «Прикладная информатика в экономике», обоснована необходимость формирования навыка самостоятельного поиска и освоения новых программных средств.

Ключевые слова: современные информационно-коммуникационные технологии, средства информационных технологий, преподаватель в области прикладной информатики.

Traulko M. V., student of the business-informatics department Novosibirsk state University of economics and management

Russia, Novosibirsk

FEATURES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF THE TEACHER IN THE FIELD OF APPLIED INFORMATICS

Annotation. In the article the features of use of information and communication technologies (ICT) in preparation of future professor of institution in the field of applied computer science, basic software tools, the possession of which will allow to organize the educational process in the direction of "Applied Informatics in Economics", the necessity offormation skills of independent search and development of new software.

Keywords: modern information and communication technologies, means of information technologies, professor of institution in applied computer science.

В связи с началом реализации профессионального стандарта педагога с 01.01.2017 г. изменяются требования к подготовке педагогических кадров. Помимо личностных и предметно-профессиональных компетенций, установленных образовательными стандартами по направлениям подготовки «Педагогические науки», преподаватель должен владеть компетенциями, позволяющими свободно обращаться с современной компьютерной

техникой, знать новые информационные продукты, позволяющие максимально структурировать, визуализировать и представить учебный материал в таких формах, которые наиболее полно соответствуют потребностям формирования у студентов необходимых учебных действий и профессиональных умений. Особую роль играют фонды оценочных средств, позволяющие не только выявить уровень сформированных у студентов знаний, умений, навыков, но и показать степень владения учебно-профессиональными действиями, меру их обобщенности, освоенности, развернутости. Для этого преподаватель должен сам владеть современными информационными технологиями и программными средствами, позволяющими реализовать их в своей профессиональной деятельности. Начало формированию информационной культуры педагога должно быть положено еще в период профессиональной подготовки в вузе. Педагог, получивший навыки работы с конкретным программным продуктом, без особого труда перейдет на взаимозаменяемый продукт другой компании (например, по причинам санкций, преимуществами функционала программы и др.) или новую версию текущего программного продукта. Процесс обучения должен быть ориентирован на перспективу. В учебном процессе следует учесть, что программные продукты постоянно совершенствуются и студенты - будущие педагоги должны быть готовы к быстрой смене технологий и средств их реализации. Кроме того, важно сформировать у будущих преподавателей, особенно по техническим направлениям, способность самостоятельного освоения новых компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата) область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

— системный анализ прикладной области, формализацию решения прикладных задач и процессов информационных систем;

— разработку проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание информационных систем в прикладных областях;

— выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление этими работами.

В учебном процессе необходимо широко использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Это можно реализовать только при том условии, если педагог владеет средствами, позволяющими разработать сценарий интерактивного занятия с использованием современных программных средств и технологий.

Выбор технологий обучения обусловлен требованиями ФГОС высшего образования, личным опытом и уровнем необходимого инструментария для эффективного использования той или иной образовательной технологии.

Образовательная технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Существуют следующие виды образовательных технологий: традиционные образовательные технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного обучения, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные

образовательные технологии.

Не останавливаясь в рамках данной статьи на преимуществах всех вышеперечисленных технологий, рассмотрим более подробно последнюю группу. Она включает в себя использование следующих средств: обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения), информационно-поисковые и информационно-справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации), демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы и с целью их исследования и изучения), имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик), лабораторные (позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании), моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения), расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции), учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме), тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала).

Так, например, для эффективной организации профессиональной деятельности преподавателю в области прикладной информатики следует владеть следующими программными средствами, позволяющими оптимизировать учебный процесс:

— пакет программ MS Office (например, следующие приложения: Word, Excel, PowerPoint, Visio, Project);

— средства для управления базами данных (СУБД) (например, MS SQL Server, Microsoft Access, MySQL);

— средства для создания программных приложений (совокупность языков и систем программирования, а также различные программные комплексы для отладки и поддержки создаваемых программ) (например, комплект для создания и тестирования локальных сайтов под Windows -Open Server, PHP-фреймворк для быстрой разработки крупных web-приложений);

— средства моделирования бизнес-процессов (например, BPWin, ERWin, ArisExpress, Business Studio);

— средства управления бизнес-процессами и административными регламентами (например, RunaWFE);

— корпоративные информационные системы (средства автоматизации деятельности организаций и частных лиц) (например, 1С Предприятие, Галактика, Парус, Бэст, Босс);

— средства проектирования и разработки информационных систем и программного обеспечения (например, Microsoft Visual Studio, Microsoft SQL Server);

— средства для концепт-маппинга и построения интеллект-карт (например, Mindjet MindManager, iMindMap);

— средства для организационного моделирования (например, «Оргмастер», Business Studio);

— средства для имитационного моделирования (например, AnyLogic).

В частности, по дисциплине «Разработка программных приложений»,

которая входит в учебный план по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика в экономике», студентам предлагается задание по разработке web-приложения в выбранной ими предметной области. Web-приложение — клиент — серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером — веб-сервер. Для создания web-приложения, отвечающего современным тенденциям web-строительства, преподавателю, который организует учебные занятия по данной дисциплине, целесообразно владеть следующими технологиями разработки web-приложений:

— технологии, используемые на стороне сервера (например, ASP-технология, PHP, Python, Perl и др.);

— технологии веб-программирования, применяющиеся на стороне клиента (для реализации графического интерфейса пользователя: HTML, XHTML, XML, CSS; для формирования и обработки запросов, создания интерактивного и независимого от браузера интерфейса: Java, JavaScript, Active-X, Adobe Flash, Adobe Flex, Silverlight и др.).

В настоящее время наблюдается активное применение современной технологии к разработке web-приложений, называемой Ajax (Asynchronous Javascript and XML, т. е. синтез технологий Javascript, и XML), отличительной чертой которой является способ обращения к серверу без перезагрузки страницы.

Использование этих технологий и вышеупомянутых программных средств позволяет представить результат выполнения задания в репрезентативной форме, отвечающей всем современным требованиям web-строительства. Примером реализации данного задания может служить создание web-приложения для киностудии по производству видеопродукции (см. рисунок).

Рисунок. Внешний вид web-приложения «Киностудия KmoMax» (главная страница web-приложения)

Таким образом, владение будущим педагогом информационными технологиями, релевантными запросам времени и потребностям реальной сферы производства, во многом определяет успешность формирования профессионального мастерства. Информационная компетентность не только влияет на успешность профессиональной деятельности, но и способствует развитию важных личностных качеств преподавателя, его творческого потенциала и профессионализма.

Использованные источники:

1. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: монография / В.А. Красильникова. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования: монография / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

3. Чернилевский Д.В. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание / Д.В. Чернилевский, О. К. Филатов; под ред. Д.В. Чернилевского. - М.: Экспедитор, 1996. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.