Научная статья на тему 'Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза'

Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
332
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ / ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АСПИРАНТУРЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / POSTGRADUATE COURSES / INFORMATION SYSTEM OF UNIVERSITY MANAGEMENT / SOFTWARE COMPONENTS OF INFORMATION SUBSYSTEM / OBJECT-ORIENTED MODELS OF POSTGRADUATE LEARNING PROCESS / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT POSTGRADUATE COURSES / ACADEMIC STAFF TRAINING / RESEARCH ACTIVITY RESULTS RECORDING / LEARNING RESULTS RECORDING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колобова Екатерина Александровна, Малецкий Роман Васильевич, Чигирева Ирина Валерьевна, Полянская Наталья Александровна

Введение. Решение задачи подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сегодня невозможно без использования информационных систем, обеспечивающих эффективное и динамическое взаимодействие обучающихся, преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Проведение анализа информационных процессов в этой обширной предметной области показывает актуальность задачи разработки компонентов программного и информационного обеспечения для создания подсистемы «Аспирантура» в составе функционирующей информационной системы вуза, которая уже включает в себя ряд подсистем, поддерживающих основные направления деятельности и синхронизирующих работу структурных подразделений. Материалы и методы. В работе использованы методы объектно-ориентированного анализа для планирования и осуществления процесса модернизации информационной системы. Результаты. Результатом применения объектно-ориентированного моделирования, в частности, диаграмм вариантов использования, является формулировка требований к составу и полномочиям пользователей, определение требований к пользовательским функциям новой подсистемы, а также выделение отдельных задач для поэтапной модификации информационного и создания новых компонентов программного обеспечения информационной системы управления вузом. Обсуждение. Выбранная технология ASP.NET, архитектура приложения, форматы данных, программные средства командной разработки и другие инструментальные средства реализации способствуют сокращению продолжительности работ по созданию и внедрению новой подсистемы, позволяют расширять состав и функционал существующих компонентов системы без глобальной модернизации. Заключение. Учитывая многочисленность и разнородность требований к организации процесса обучения аспирантов, а также наличие быстроменяющихся бизнес-процессов, модернизация и развитие существующей информационной системы вуза в данном направлении должны способствовать повышению качества и эффективности решений, принимаемых в сфере подготовки кадров высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Колобова Екатерина Александровна, Малецкий Роман Васильевич, Чигирева Ирина Валерьевна, Полянская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INFORMATION PROCESSES IN SUBSYSTEM FOR ACADEMIC STAFF TRAINING MANAGEMENT AT POSTGRADUATE COURSES (AS A PART OF UNIVERSITY INFORMATION SYSTEM)

Introduction. Postgraduate academic staff training is impossible without using information systems to ensure efficient and dynamic interaction of students, teachers and educational support staff. Studying information processes in the area revealed the significance of the task to develop software components for Aspirantura (Postgraduate courses) subsystem which can be embedded into already functioning information system of the University. The information system in question consists of a number of subsystems that support and synchronize the main activities of the University structural departments. Materials and Methods. We used the methods of object-oriented analysis for the planning and implementation of the system modernization. Results. Applying object-oriented modeling, and case diagrams in particular, resulted in defining who and how will use the subsystem, in formulating requirements for its custom functions and in developing step-by-step procedure of its content modifying and creating new software components to be added to the information system. Discussion. ASP.NET as the chosen technology, application architecture, data formats, software for team development and other implementation tools reduce the time necessary for designing and introducing the new subsystem, expand the structure and functionality of the existing system components without their total redesigning. Conclusions. Taking into consideration large number and diversity of requirements to managing postgraduate students training, as well as rapidly changing business processes, we came to the conclusion that the above mentioned improvement of the University information system should substantially contribute to better quality and effectiveness of decisions taken in the sphere of postgraduate training.

Текст научной работы на тему «Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза»

_05.13.00 ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ_

05.13.00 УДК 004.9

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В СОСТАВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

© 2017

Колобова Екатерина Александровна, кандидат технических наук, заведующий аспирантурой Малецкий Роман Васильевич, начальник отдела информатизации Чигирева Ирина Валерьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная информатика» ФГБОУ ВО Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия) Полянская Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Решение задачи подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сегодня невозможно без использования информационных систем, обеспечивающих эффективное и динамическое взаимодействие обучающихся, преподавательского и учебно-вспомогательного состава.

Проведение анализа информационных процессов в этой обширной предметной области показывает актуальность задачи разработки компонентов программного и информационного обеспечения для создания подсистемы «Аспирантура» в составе функционирующей информационной системы вуза, которая уже включает в себя ряд подсистем, поддерживающих основные направления деятельности и синхронизирующих работу структурных подразделений.

Материалы и методы. В работе использованы методы объектно-ориентированного анализа для планирования и осуществления процесса модернизации информационной системы.

Результаты. Результатом применения объектно-ориентированного моделирования, в частности, диаграмм вариантов использования, является формулировка требований к составу и полномочиям пользователей, определение требований к пользовательским функциям новой подсистемы, а также выделение отдельных задач для поэтапной модификации информационного и создания новых компонентов программного обеспечения информационной системы управления вузом.

Обсуждение. Выбранная технология ASP.NET, архитектура приложения, форматы данных, программные средства командной разработки и другие инструментальные средства реализации способствуют сокращению продолжительности работ по созданию и внедрению новой подсистемы, позволяют расширять состав и функционал существующих компонентов системы без глобальной модернизации.

Заключение. Учитывая многочисленность и разнородность требований к организации процесса обучения аспирантов, а также наличие быстроменяющихся бизнес-процессов, модернизация и развитие существующей информационной системы вуза в данном направлении должны способствовать повышению качества и эффективности решений, принимаемых в сфере подготовки кадров высшей квалификации.

Ключевые слова: аспирантура, информационная система управления вузом, компоненты программного и информационного обеспечения подсистемы, объектно-ориентированные модели процесса обучения в аспирантуре, организация учебного процесса в аспирантуре, подготовка кадров высшей квалификации, учет результатов научно-исследовательской деятельности, учет результатов обучения.

Для цитирования: Колобова Е. А., Малецкий Р. В., Чигирева И. В., Полянская Н. А. Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы ВУЗа // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 15-25.

ANALYSIS OF INFORMATION PROCESSES IN SUBSYSTEM FOR ACADEMIC STAFF TRAINING MANAGEMENT AT POSTGRADUATE COURSES (AS A PART OF UNIVERSITY INFORMATION SYSTEM)

© 2017

Kolobova Ekaterina Aleksandrovna, candidate of technical sciences, head of postgraduate study office

Penza State Technological University, Penza (Russia) Maletskiy Roman Vasil'evich, head of informatization office Penza State Technological University, Penza (Russia) Polyanskaya Natalia Aleksandrovna, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Information systems and Technologies» Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia) ChigirevaIrina Valer'evna, candidate of technical sciences, associate professor of the chair «Application Informatics» Penza State Technological University, Penza (Russia)

Annotation

Introduction. Postgraduate academic staff training is impossible without using information systems to ensure efficient and dynamic interaction of students, teachers and educational support staff.

Studying information processes in the area revealed the significance of the task to develop software components for Aspirantura (Postgraduate courses) subsystem which can be embedded into already functioning information system of the University. The information system in question consists of a number of subsystems that support and synchronize the main activities of the University structural departments.

Materials and Methods. We used the methods of object-oriented analysis for the planning and implementation of the system modernization.

Results. Applying object-oriented modeling, and case diagrams in particular, resulted in defining who and how will use the subsystem, in formulating requirements for its custom functions and in developing step-by-step procedure of its content modifying and creating new software components to be added to the information system.

Discussion. ASP.NET as the chosen technology, application architecture, data formats, software for team development and other implementation tools reduce the time necessary for designing and introducing the new subsystem, expand the structure and functionality of the existing system components without their total redesigning.

Conclusions. Taking into consideration large number and diversity of requirements to managing postgraduate students training, as well as rapidly changing business processes, we came to the conclusion that the above mentioned improvement of the University information system should substantially contribute to better quality and effectiveness of decisions taken in the sphere of postgraduate training.

Keywords: postgraduate courses, information system of university management, software components of information subsystem, object-oriented models of postgraduate learning process, organization of educational process at postgraduate courses, academic staff training, research activity results recording, learning results recording.

Введение

Подготовка востребованных кадров по образовательным программам высшего образования, обеспечение преемственности образовательных программ различного уровня, способствующей непрерывности образовательного процесса, и как следствие, динамическому взаимодействию обучающихся, преподавательского, учебно-вспомогательного и руководящего состава, является одной из важных задач Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ).

Реализация этой задачи невозможна без создания, развития, применения информационных систем, баз данных для организации эффективной работы, а также обеспечения корпоративными данными структурных подразделений ПензГТУ, работников, обуча-

ющихся, участвующих в научно-образовательном процессе, в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [1; 2; 3].

Сегодня существует несколько путей развертывания таких информационных систем, которые могут объединить всех участников многогранной деятельности вузов, основными из них являются: первый -приобретение готовых программных продуктов для данной предметной области, второй - создание собственных программных средств [4, а 74].

Если при этом множество функциональных требований к системе (Р{геЬ) определено и для любого /-го прототипа с набором функций выполняется условие ^геЬ ^ ^ , то следует отдать предпочтение к-й системе-прототипу с набором пользовательских функций (Рк), который может быть принят

за базовый набор (Fbas) для создаваемой системы на основе правила:

Fbas = Fk ;

| Fk |= max{| Ftreb оFt |} & min{| Fk \Ftreb\}; i, k = 1, n.

В качестве примеров имеющихся на рынке программных продуктов, осуществляющих комплексную автоматизацию образовательных учреждений, в состав которых входят модули для поддержки деятельности отделов аспирантуры, можно назвать прикладное решение «1С: Университет» компании «1С», «ИС Галактика «Управление вузом» компании «Галактика», а также систему «Intranet: Academic» компании «SoftwareInc» [5, c. 26]. Помимо настройки

и адаптации, а также необходимости сопровождения таких систем главной проблемой их внедрения и применения являются быстроменяющиеся бизнес-процессы российской системы образования и специфика документооборота каждого конкретного вуза.

Для решения имеющейся проблемы в Пензенском государственном технологическом университете выбран второй вариант. В настоящий момент в ПензГТУ функционирует информационная система управления вузом «Галатея» (ИСВ), включающая в себя ряд подсистем, поддерживающих несколько направлений деятельности и синхронизирующих работу структурных подразделений (рисунок 1) [6; 7].

Рисунок 1 - Функциональная диаграмма информационной системы ПензГТУ

На сегодняшний день система «Галатея» не содержит модулей, которые должны обеспечивать информационную поддержку процессов организации и контроля обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, однако часть функционала (в полном объеме или частично, как прототип) может непосредственно использоваться для информационной поддержки процесса управления подготовкой аспирантов [8; 9, с. 90].

Анализ текущей ситуации показал, что наряду с существующими функциями отдела аспирантуры, связанными с наличием аспирантов, обучающимися

в соответствии с федеральными государственными требованиями, обозначились и новые, связанные с аспирантами, обучающимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (прием в аспирантуру по новым требованиям, программам, организация процесса обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также процедуры прохождения государственной итоговой аттестации, разработка новых и актуализация действую-щих форм отчетных документов, учебных планов). Более того, в соответствии с требованиями к реализации программы

аспирантуры, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронной информационно-образовательной среде. Электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), формирование электронного портфолио обучающегося (сохранение его работ, рецензий, оценок), взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса аспирантуры [10, с. 5].

Поэтому модернизация и развитие существующей информационной системы вуза для поддержки деятельности отдела аспирантуры путем расширения функционала и имеющейся структуры ин-

формационного обеспечения является актуальной задачей для ПензГТУ [11; 12].

Материалы и методы

Для формирования функциональных требований к новой подсистеме и определения состава пользователей выполнен объектно-ориентированный анализ с использованием диаграмм вариантов использования [13, с. 127] в нотации UML (рисунки 2-5), в процессе которого пользовательские функции разделены на группы:

- сопровождение данных о контингенте аспирантов (рисунок 2);

- учет результатов освоения образовательной программы (рисунок 3);

- учет результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов (рисунок 4);

- сопровождение данных приемной кампании отдела аспирантуры (рисунок 5).

Рисунок 2 - Диаграмма вариантов использования для задачи сопровождения данных

о контингенте аспирантов

Представленная на рисунке 2 диаграмма вариантов использования для реализации задачи сопровождения данных о контингенте аспирантов показывает, что основными пользователями подсистемы являются заведующий аспирантурой, и методист отела аспирантуры.

Для реализации процесса учета результатов освоения аспирантами образовательной программы в модели определены дополнительные роли пользователей: научный руководитель аспиранта и препо-

даватели, обеспечивающие ОПОП аспирантуры, которые отсутствуют в действующей версии информационной системы «Галатея» (рисунок 3). Диаграмма вариантов использования процесса учета результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов представляет расширение состава ролей пользователей подсистемы действующим субъектом «Аспирант», что позволит обучающимся самостоятельно отслеживать и формировать данные о ходе научной деятельности (рисунок 4).

Рисунок 3 - Диаграмма вариантов использования для задачи учета результатов освоения образовательной программы

Рисунок 4 - Диаграмма вариантов использования для задачи учета результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов

20

Рисунок 5 - Диаграмма вариантов использования для решения задачи приемной кампании отдела аспирантуры

Процесс приемной кампании по аспирантуре сопровождают заведующий аспирантурой, и методист отдела аспирантуры (рисунок 5).

Результаты

Таким образом, сформулирован необходимый спектр функций, которыми должна обладать новая подсистема «Аспирантура»:

- формирование плана приема в аспирантуру;

- хранение и обработка личных дел аспирантов;

- мониторинг движения контингента аспирантов (прием, отчисление, перевод, академический отпуск, выпуск, формирование приказов и распоряжений, связанных с вопросами подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук);

- мониторинг образовательной и научно -исследовательской деятельности аспирантов;

- учет результативности участия аспирантов в научных мероприятиях различного уровня (конфе-

ренции, семинары, симпозиумы, конкурсы, олимпиады);

- подготовка и учет результатов освоения образовательной программы аспирантуры,

- оценка эффективности работы аспиранта;

- формирование портфолио аспиранта;

- подготовка отчетов о работе в сфере подготовки кадров высшей квалификации;

- экспорт отчетов и форм печатных документов в MS Word.

Выполненный объектно-ориентированный анализ позволил разделить общий процесс модернизации программного и информационного обеспечения на отдельные задачи.

Кроме того, анализ состава прецедентов и структуры первичных и выходных документов отдела аспирантуры позволил определить направления модификации состава и структуры объектов базы данных ИСВ «Галатея» для реализации полученного функционала новой подсистемы (рисунок 6).

Информационное обеспечение ИСВ Рисунок 6 - Схема модификации БД ИСВ «Галатея»

Обсуждение

Использование платформы ASP.NET компании «Microsoft» для разработки программного обеспечения позволило создать систему в виде веб-приложения. Среди преимуществ технологии ASP.NET, которые позволяют быстро развивать систему и дополнять ее новыми возможностями, можно отметить следующие:

- пользовательские элементы управления позволяют выделять часто используемые шаблоны, такие как меню сайта, что позволяет сократить продолжительность работ по реализации пользовательских интерфейсов;

- расширяемый набор элементов управления и библиотек классов позволяет сократить затраты времени на разработку приложений;

- ASP.NET опирается на многоязыковые возможности .NET, что позволяет составлять программный код страниц с использованием различных сред программирования и различных языков: VB.NET, Delphi.NET, Visual C#, J# и др.;

- возможность разделения визуальной части и бизнес-логики по разным файлам (code behind);

- расширяемая модель обработки запросов;

- расширенная событийная модель;

- расширяемая модель серверных элементов управления;

- наличие master-страниц для задания шаблонов оформления страниц;

- встроенная поддержка AJAX [14, с. 102].

В качестве инструмента реализации выбрана линейка продуктов компании «Microsoft» - IDE Microsoft Visual Studio 2015, включающая интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств [15].

Для организации хранилища данных системы используется СУБД Microsoft SQL Server 2014. Посредством сервиса SQL Server Agent по заданному расписанию выполняется резервное копирование базы данных на выделенный для этих задач сервер. Для реализации операций чтения-записи использованы компоненты библиотеки Entity Framework, представляющей собой специальную объектно-ориентированную технологию с более высоким уровнем абстракции, который позволяет абстрагироваться от самой базы данных и работать с данными

независимо от типа хранилища. В этом случае на физическом уровне разработчик оперирует таблицами, индексами, первичными и внешними ключами, а на концептуальном уровне, предлагаемом Entity Framework, работа ведется с объектами [16, с. 253].

Делегирование полномочий осуществляется посредством оснастки Authorization Manager. В качестве хранилища данных авторизации используется база данных Active Directory. Authorization Manager позволяет реализовать ролевую систему доступа к виртуальным машинам. Управление доступом на основе ролей представляет собой модель авторизации, строящуюся вокруг учетной записи пользователя. Такая модель обеспечивает на основе объекта «роль», назначаемую пользователю для выполнения конкретной функции. Роль явно подразумевает набор разрешений для доступа к некоторому набору ресурсов. При управлении доступом на основе ролей разрешения выдаются с использованием высокоуровневых абстракций, соответствующих операциям и заданиям приложения.

Приложение имеет классическую трехзвенную архитектуру (рисунок 7). Слой данных отвечает за хранение информации, а также извлечение информации из базы данных и файловой системы. Информация отправляется в логический слой для обработки и в конечном счете возвращается пользователю.

Слой логики координирует работу приложения, обрабатывает команды, выполняет расчетные операции. Задачей данного слоя является также обработка и перемещение данных между слоем данных и слоем клиента.

Слой клиента предоставляет пользователю удобный интерфейс для внесения и отображения данных.

Разработка клиентской части приложения осуществляется посредством прототипно-ориенти-рованного сценарного языка программирования JavaScript и библиотеки jQuery. JavaScript используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложения. Библиотека jQuery, фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML, помогает легко получать доступ к любому элементу Document Object Model (DOM), обращаться к атрибутам и содержимому элементов DOM, манипулировать ими. Также библиотека jQuery предоставляет удобный API для работы с AJAX [17; 18].

Для формирования отчетных документов используется формат Office Open XML (OOXML, DOCX, проект ISO/IEC 29500-1:2008-2016) - серия форматов файлов для хранения электронных документов пакетов офис-ных приложений. Формат представляет собой zip-архив, содержащий текст в

виде XML, графику и другие дан-ные, которые могут быть переведены в последовательность битов с применением защищенных патентами дво-ичных форматов, спецификации которых были опубликованы компанией «Microsoft» для пользователей OOXML на условиях Microsoft Open Specification Promise [19].

Рисунок 7 - Архитектура ИСВ «Галатея»

В качестве инструмента командной разработки используется система контроля версий Team Foundation Server 2015 - продукт компании «Microsoft», представляющий собой комплексное решение, объединяющее в себе систему управления версиями, сбор данных, построение отчетов, отслеживание статусов и изменений по проекту и предназначенное для совместной работы над системой нескольких специалистов по разработке программного обеспечения, что ускоряет процесс модификации системы [20].

Мониторинг ошибок в приложении ASP.NET (Error Logging Modules and Handlers) ведется посредством библиотеки Elmah. Детальная информация по каждому исключению записывается в базу данных и доступна в любой момент времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Выполненный с использованием объектно-ориентированных моделей анализ процесса управления обучением в аспирантуре позволил:

- сформулировать требования к составу и полномочиям пользователей, требования к пользовательским функциям новой подсистемы «Аспирантура» в составе информационной системы вуза;

- выделить отдельные задачи для поэтапной модификации информационного и создания новых компонентов программного обеспечения ИСВ «Га-латея»;

- определить технологию и средства реализации подсистемы.

Кроме того, анализ информационных процессов показал, что разработка новых компонен-

тов программного и информационного обеспечения для создания подсистемы «Аспирантура» является актуальной задачей, способствующей повышению качества и эффективности решений, принимаемых в сфере подготовки кадров высшей квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюкова Н. С. Роль информатизации в системе современного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 136-139.

2. Клишин А. П., Мытник А. А. Автоматизация деятельности учебного подразделения вуза // Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем. 2014. С. 38-43.

3. Рзун И. Г., Крутова И. К. Автоматизация деятельности учебного заведения // Мир гуманитарного и естественнонаучного знания. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2013. С.31-40.

4. Пучкова А. П., Дворяшина В. П. Направления совершенствования деятельности аспирантуры с применениеминформационных технологий на примере аспирантуры МЭСИ // Открытое образование. 2008. № 5. С. 74-84.

5. Дрейзис Ю. И., Калинина М. В., Зиновьев П.С. Сравнительный анализ рынка информационных систем для автоматизации деятельности университетов // European Journal of Computer Science. 2016. № 2. Вып. 1. С. 26-37.

6. Пикулин В. В., Васин Д. А. Инфологиче-ские и структурные модели подсистемы управления материально-техническим обеспечением учебного процесса // Программные продукты и системы. 2011. № 4. С. 48-51.

7. Пикулин В. В., Васин Д. А. Информационная система планирования ресурсов образовательных программ // Программные продукты и системы. 2011. № 1. С. 31-35.

8. Пикулин В. В., Малецкий Р. В. Моделирование показателей научной деятельности при создании информационно-аналитической системы вуза // Программные продукты и системы. 2012. № 1. С.15-18.

9. Пикулин В. В., Усачёв Ю. Е., Смирнов Д. В., Юранов В. С. Использование семантического анализа для актуализации образовательных программ // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 88-95.

10. Гриншкун В. В. Информатизация образования как фактор интеграции научной и педагоги-

ческой деятельности аспиранта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 4. С. 5-10.

11. Андреев В. В., Герова Н. В. Адаптация автоматизированной системы организационного управления учебным процессом на основе анализа управления документацией высшего учебного заведения // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 25-29.

12. Чигирева И. В., Чигирев М. А. Анализ вопросов создания систем документооборота специального назначения // Современные информационные технологии. 2007. № 6. С. 22-23.

13. Розенберг Д., Скотт К. Применение объектного моделирования с использованием UML и анализ прецедентов. М. : ДМК Пресс. 2010. 160 с.

14. Фримен А., Сандерсон С. ASP.NET MVC 3 Framework с примерами на C# для профессионалов (4-е изд.). Москва : Вильямс. 2014. 688 с.

15. MSDNLibrary: Новые возможности VisualStudio 2015. [Электронный ресурс] Режим досту-па:https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/bb386063 (v=v s.140).aspx (дата обращения 20.02.2017 г.).

16. Бондарь А. Microsoft SQL Server 2014. Спб. : БВХ-Петербург. 2015. 592 с.

17. Макфарланд Д. JаvaScript и jQuery. Исчерпывающее руководство (3-е изд). Москва : Эксмо. 2015. 880 с.

18. Николас З. JavaScript для профессиональных веб-разработчиков. Спб. : Питер. 2015. 960 с.

19. ISO/IEC 29500-1:2016. Информационные технологии. Языки описания и обработки документа. Офисные открытые файловые форматы XML. Часть 1. Основные положения и справочник по языку разметки. Взамен ISO/IEC 29500-1:2012; введен 26.10.2016. 5024 с.

20. Мейер Дж.Д., Тейлор Д. Командная разработка с использованием Visual Studio Team Foundation Server. Изд-во: Корпорация «Microsoft». 2007. 575 с.

REFERENCES

1. Biryukova N. S. Rol' informatizatsii v sisteme sovremennogo obrazovaniya (The role of information in the system of modern education), Aktual 'nie problemi gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2010, No. 10, pp. 136-139.

2. Klishin A. P., Mitnik A. A. Avtomatizatsiya deyatel'nosti uchebnogo podrazdeleniya vuza (Automation of a university academic department), Innovatsii v gosudarstvennom munitsipal'nom upravlenii: opyt resheniya sotsial'nih i ekonomicheskih problem, 2014, pp.38-43.

3. Rzun I. G., Krutova I. K. Avtomatizatsiya deyatel 'nosti uchebnogo zavedeniya (Automation of educational institution activity), Mirgumanitarnogo i estestvennonauchnogo znaniya, Materiali V Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2013, pp. 31-40.

4. Puchkova A. P., Dvoryashina V. P. Naprav-leniya sovershenstvovaniya deyatel'nosti aspirantury s primeneniem informacionnyh tekhnologij na primere aspirantury MESI (Ways of improvement of postgraduate school activity with the help of information technologies: case study of MESI postgraduate school), Ot-krytoe obrazovanie, 2008, No. 5, pp. 74-84.

5. Dreizis Y. I, Kalinina M. V., Zinov'ev P. S. Sravnitel'nyj analiz rynka informacionnyh sistem dlya avtomatizacii deyatel'nosti universitetov (The comparative analysis of the market of information systems for university activity automation), European Journal of Computer Science, 2016, Vol. (2), Is. 1, pp. 26-37.

6. Pikulin V. V., Vasin D. A. Infologicheskie i strukturnye modeli podsistemy upravleniya material'no-tekhnicheskim obespecheniem uchebnogo processa (Conceptual and structural models of the subsystem for managing material support of educational process), Programmnye produkty i sistemy, 2011, No. 4, pp.48-51.

7. Pikulin V. V., Vasin D. A. Informatsionnaya sistema planirovaniya resursov obrazovatelnyih programm (Information system for educational programs resource planning), Programmnye produkty i sistemy, 2011, No. 1, pp. 31-35.

8. Pikulin V. V., Maletskiy R. V. Modelirovanie pokazateley nauchnoy deyatelnosti pri sozdanii infor-matsionno-analiticheskoy sistemyi vuza (Modeling of scientific activities indicators for the creation of information-analytical system of the University), Programmnye produkty i sistemy, 2012, No. 1, pp. 15-18.

9. Pikulin V. V., Ussachov Y. E., Smirnov D. V., Yuranov V. S. Ispolzovanie semanticheskogo analiza dlya aktualizatsii obrazovatelnyih programm (Using semantic analysis for educational programs updating), XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyaschego plyus, 2013, No. 10 (14), pp. 88-95.

10. Grinshkun V. V. Informatizaciya obra-zovaniya kak faktor integracii nauchnoi i pedago-gicheskoi deyatel'nosti aspiranta (Informatization of education as a factor of integration of scientific and pedagogical activity of a postgraduate student), Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya, 2011, No. 4, pp. 5-10.

11. Andreev V. V., Gerova N. V. Adaptatsiya avtomatizirovannoy sistemi organizatsionnogo uprav-

leniya uchebnim protsessom na osnove analiza uprav-leniya dokumentatsiey visshego uchebnogo zavedeniya (Adaptation of automated system for educational process administrating on the basis of managing higher educational institution documentation), Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii, 2013, No. 5, pp. 5-29.

12. Chigireva I. V., Chigirev M. A. Analiz vo-prosov sozdaniya sistem dokumentooborota spetsi-alnogo naznacheniya (Analysis of the development of systems for special purpose documents management), Sovremennye informatsionnye tehnologii, 2007, No. 6, pp.22-23.

13. Rozenberg D., Skott K. Primenenie ob'ektnogo modelirovaniya s ispolzovaniem UML i analiz pretsedentov (Applying Use Case Driven Object Modeling with UML), M, DMK Press, 2010, 160 p.

14. Frimen A., Sanderson S. ASP.NET MVC 3 Framework s primerami na C# dlya professionalov (ASP.NET MVC 3 Framework with examples in C# for professionals), 4-e izd. Moskva: Vil'yams, 2014, 688 p.

15. MSDN Library: Novyie vozmozhnosti Visual Studio 2015. [Elektronnyiy resurs] (MSDN Library: What's New in Visual Studio 2015). URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/bb386063 (v=vs.140).aspx (data obrascheniya 20.12.2016).

16. Bondar A. Microsoft SQL Server 2014 (Microsoft SQL Server 2014), Spb: BVH-Peterburg, 2015, 592 p.

17. Makfarland D. JavaScript i jQuery. Ischerpy-vayushchee rukovodstvo (Javascript & jQuery: The Missing Manual), 3-e izd. Moskva: Eksmo, 2015, 880 p.

18. Nikolas Z. JavaScript dlya professional'nyh vebrazrabotchikov (Professional JavaScript for Web Developers), Spb: Piter, 2015, 960 p.

19. ISO/IEC 29500-1:2016. Informatsionnyie tehnologii.Yazyiki opisaniya i obrabotki dokumen-ta.Ofisnyie otkryityie faylovyie formatyi XML.Chast 1. Osnovnyie polozheniya i spravochnik po yazyku razmetki (Information technology - Document description and processing languages - Office Open XML File Formats - Part 1: Fundamentals and Markup Language Reference), Instead ISO/IEC 29500-1:2012,intr. 26.10.2016.

20. Meyer Dzh.D., Teylor D. Komandnaya raz-rabotka s ispolzovaniem Visual Studio Team Foundation Server (Team development with Visual Studio Team Foundation Server), Microsoft Corporation, 2007, 575 p.

Дата поступления статьи в редакцию 26.05.2017, принята к публикации 21.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.