Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИТИНФОРМАЦИЯ / ВИДЫ ПОЛИТИНФОРМАЦИИ / ИКТ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХРОНОЛОГИЯ ВОВ / «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина Ольга Павловна

Статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию курсантов военных учебных заведений в условиях современного политического плюрализма с помощью политинформации. Ее актуальность подтверждается руководящими документами Министерства образования. Раскрыта суть политинформирования, его важная роль в формировании уровня гражданско-политической позиции, поставлены цели в данном направлении воспитательной и разъяснительной работы. Рассмотрены виды политинформации как одного из основных методов воспитания курсантов. Рекомендованы постоянные рубрики для целенаправленной подготовки. Представлена методика использования интеллект-карт как одного из средств информационно-коммуникационных технологий, даны ссылки на основные онлайн-конструкторы. Описан алгоритм совместной работы преподавателя и обучающихся при подготовке к политинформационному докладу. Указаны критерии его успешного представления. Представлен ряд преимуществ творческого совместного процесса, развивающего аналитику и логику в установлении причинно-следственных связей и синтезе информации, а также положительный момент в создании учебно-методической базы при использовании ИКТ на занятиях. Дан пример интеллект-карты по теме «Великая Отечественная война. Ход войны», представлена схема, затрагивающая молодое гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк». Рекомендованы для обсуждения военные подвиги некоторых выдающихся боевых командиров и их подчиненных. Приведены ориентировочные вопросы для их «управляемого» педагогом обсуждения. Представлены результаты проведенной работы по политинформированию, дано сравнение двух групп: рабочей и контрольной. Сделан вывод о целесообразности проведения данных форм работы с применением ИКТ в процессе воспитания и молодежи с правильной гражданско-патриотической позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC OF ICT USE IN ENGLISH CLASS IN A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

This article is about the significance of a political briefing in the education of officer-cadets, in the development of patriotism and right social position in political pluralism. Its significance is approved by the principal documents of the Education Ministry. The meaning of a political briefing is given as well as its important role in the development of the right civil-patriotic position and the main objectives of such educational and explanatory work. The types of political briefings as one of the main methods of cadets’ education are discussed. Some permanent rubrics for targeted training are recommended. The methodology of the mind-map usage as one of the means of ICT is presented, some references on the most popular online constructers are given. The author describes co-working between the teacher and learners while preparing for a political report. The criteria of a successful presentation of the report are highlighted. The author mentions a range of advantages of the creative joint process developing the analytics and logic used in causal relationships and information synthesis and also a positive moment in the creation of educational and methodological base while application of ICT methods in class. An example of the mind-map «WWII. Chronology» is given as well as a scheme based on a young civil-patriotic movement «Immortal Regiment». Some military feats are recommended for discussion. The results of done political briefings and comparison of two groups (working and control) are given. A positive conclusion of the usage of such activities with ICT methods for the youth education and development for the right civil-patriotic position is given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Научная статья УДК 378.147

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-87-93 Ольга Павловна Щукина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, доцент 9 кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко». 156015, г. Кострома, ул. Горького, д. 16 shchop@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8981-1763

Особенности использования ИКТ на занятиях английского языка в военном вузе

Аннотация. Статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию курсантов военных учебных заведений в условиях современного политического плюрализма с помощью политинформации. Ее актуальность подтверждается руководящими документами Министерства образования. Раскрыта суть политинформирования, его важная роль в формировании уровня гражданско-политической позиции, поставлены цели в данном направлении воспитательной и разъяснительной работы. Рассмотрены виды политинформации как одного из основных методов воспитания курсантов. Рекомендованы постоянные рубрики для целенаправленной подготовки. Представлена методика использования интеллект-карт как одного из средств информационно-коммуникационных технологий, даны ссылки на основные онлайн-конструкторы. Описан алгоритм совместной работы преподавателя и обучающихся при подготовке к политинформационному докладу. Указаны критерии его успешного представления. Представлен ряд преимуществ творческого совместного процесса, развивающего аналитику и логику в установлении причинно-следственных связей и синтезе информации, а также положительный момент в создании учебно-методической базы при использовании ИКТ на занятиях. Дан пример интеллект-карты по теме «Великая Отечественная война. Ход войны», представлена схема, затрагивающая молодое гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк». Рекомендованы для обсуждения военные подвиги некоторых выдающихся боевых командиров и их подчиненных. Приведены ориентировочные вопросы для их «управляемого» педагогом обсуждения. Представлены результаты проведенной работы по политинформированию, дано сравнение двух групп: рабочей и контрольной. Сделан вывод о целесообразности проведения данных форм работы с применением ИКТ в процессе воспитания и молодежи с правильной гражданско-патриотической позицией.

Ключевые слова: ФГОС, гражданско-патриотическое воспитание, политинформация, виды политинформации, ИКТ, интеллект-карта, аналитическое мышление, хронология ВОВ, «Бессмертный полк»

Для цитирования: Щукина О. П. Особенности использования ИКТ на занятиях английского языка в военном вузе // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 87-93. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-87-93.

Original article

Olga P. Shchukina

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of english, associate professor of the 9th department of foreign languages, FSKHEI HE «Military academy of radiation, chemical and biological protection named after Marshal of the Soviet Union S. K. Tymoshenko». 156015, Kostroma, Gorky st., 16 shchop@mail.ru shchop@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8981-1763

Specific of ICT use in English class in a military higher educational establishment

Abstract. This article is about the significance of a political briefing in the education of officer-cadets, in the development of patriotism and right social position in political pluralism. Its significance is approved by the principal documents of the Education Ministry. The meaning of a political briefing is given as well as its important role in the development of the right civil-patriotic position and the main objectives of such educational and explanatory work. The types of political briefings as one of the main methods of cadets' education are discussed. Some permanent rubrics for targeted training are recommended. The methodology of the mind-map usage as one of the means of ICT is presented, some references on the most popular online constructers are given. The author describes co-working between the

© Щукина О. П., 2022

teacher and learners while preparing for a political report. The criteria of a successful presentation of the report are highlighted. The author mentions a range of advantages of the creative joint process developing the analytics and logic used in causal relationships and information synthesis and also a positive moment in the creation of educational and methodological base while application of ICT methods in class. An example of the mind-map «WWII. Chronology» is given as well as a scheme based on a young civil-patriotic movement «Immortal Regiment». Some military feats are recommended for discussion. The results of done political briefings and comparison of two groups (working and control) are given. A positive conclusion of the usage of such activities with ICT methods for the youth education and development for the right civil-patriotic position is given.

Keywords: Federal State Educational Standards, a civil-patriotic position, a political briefing, the types of political briefing, ICT, mind-maps, analytical thinking, the chronology of the WWII, «Immortal Regiment»

For citation: Shchukina O. P. Specific of ICT use in English class in a military higher educational establishment. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1):87-93. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-87-93.

Введение

Дисциплина «Иностранный язык» выделяется среди всех остальных, изучаемых в школе, колледже, высшем учебном заведении, а также в любом военном вузе. Обучая иностранному языку, преподаватель имеет большие возможности для воспитания гармоничной, нравственной и социально активной личности, формирования правильной гражданской позиции обучающихся в обществе, а также чувства патриотизма. В современном мире насыщенный информационный поток политического плюрализма в СМИ способен дезориентировать многих в восприятии информации и ее правильном анализе. Существуют различные и часто противоречивые точки зрения, которые освещаются телевизионными каналами, видеосайтами, мессенджерами и социальными сетями. Оппозиционные лозунги, движения и митинги, особо распространенные среди современной молодежи, легко найти в интернете.

Актуальность

Президент РФ В. В. Путин внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 21.05.2020 г., который также указывает на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников отечества» [Путин, 2020, с. 1].

Таким образом, в числе основных задач современного образования, согласно новому ФГОС (от 31.05.2021 г.), следующие:

— личностное развитие обучающихся, включая становление их российско-гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им гражданских обязанностей, пользования прав и активного уча-

стия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;

— формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее [Приказ Министерства ... , 2021, с. 3].

Формирование правильной гражданской позиции и чувства патриотизма — актуальный вопрос для нашей страны. В Государственной Думе уже не раз обсуждалось предложение ввести в школьную программу дважды в неделю обязательные уроки политинформации (В. Г. Соловьев, 2007-2016, КПРФ; В. В. Сысоев, 2016-2019, ЛДПР; О. В. Савченко, 2007-2016, «Единая Россия»). Одни отреагировали положительно, другие посчитали что это станет навязыванием единой политической позиции, а это противоречит Конституции РФ. Но с сентября 2021 г. в начальной и средней школах особое внимание будет уделяться патриотическому воспитанию школьников согласно новому ФГОС.

Постановка проблемы

Провокационное информационное воздействие на молодое поколение, не только на школьников и студентов, но и на курсантов-первокурсников, новичков-военнослужащих, может дезориентировать и увести с «верного пути». Это значительно упростило бы манипулирование массами, в частности армией. Следовательно, необходимо проводить разъяснения, обсуждения, профилактику, развивать политическую грамотность с первых дней школьного образования, а также военной службы и обучения.

В военно-профессиональном воспитании работа над политической культурой и патриотиз-

мом всегда присутствовала (со времен Гражданской войны) и занимала важное место, но сегодня она должна быть усилена и методически грамотно организована. В военном вузе такое воспитание должно охватывать все сферы деятельности и обучения военнослужащих.

Методы воспитания

На занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с курсантами первого-второго курсов мы предлагаем ввести обязательные 10-15-минутные информационные сообщения или «политинформацию» с использованием ИКТ с последующей дискуссией и анализом на изучаемом языке один раз в неделю.

Политинформация у многих ассоциируется с Советским Союзом, пионерией, комсомолом, партийной социалистической работой. Цель регулярного проведения политинформаций состояла в информировании аудитории об актуальных новостях внутренней и международной жизни, их комментировании и формировании определенного, идеологически обусловленного отношения к фактам, явлениям, процессам политической и экономической жизни общества [Тюгаева, 2021].

Являясь динамичной, быстро адаптирующейся к современной ситуации информационной формой работы, политинформация становится очень востребованной и актуальной. Кроме политики, курсантам также освещаются значимые мероприятия и события из области науки, культуры, спорта, новых технологий и техники, экономики, волонтерского движения, здравоохранения и т. д.

Сегодня цели, которые достигаются с ее помощью, следующие:

— воспитание политической культуры курсантов и офицеров;

— формирование кругозора, обеспечение политической зрелости, становление правильной гражданской позиции в условиях политического плюрализма;

— воситание чувства патриотизма и гордости за свою страну;

— повышение политического интереса;

— изучение истории России и ее сравнение с историей других стран;

— позиционирование себя как гражданина Российской Федерации.

Политинформационные мероприятия, как правило, делят на два типа: обзорные (краткий обзор основных событий как в России, так и за рубежом) и тематические (краткий обзор кон-

кретных тем, наиболее интересных и актуальных в данный момент) [Положение о политинформа-ционной ... , 2019; Политинформация ... , 2021].

Для успешного проведения политинформации, в первую очередь, необходимо сотрудничество педагога и обучающегося. Курсанту-новичку сложно сориентироваться в потоке информации. Выбор темы, отбор материала, его грамотная подача и использование средств информационно-коммуникационных технологий, актуальность и своевременность, системность и регулярность, оперативная подготовка и четкий временной регламент, адаптация языкового материала — основные критерии подготовки сообщения. Задача преподавателя — познакомить с алгоритмом проведения данного вида работы.

Обзорные занятия по политинформации требуют меньшей подготовки и, как правило, проводятся чаще. Использование материалов новостных радио- и телесообщений, информационных интернет-ресурсов, таких как RT, CNN, BBC, Aljazeera и т. д., популярных газет и журналов, новостных сайтов на изучаемом языке облегчает подбор материала. Актуальность информации повышает интерес к внутриполитическим и внешнемировым проблемам.

Курсанты военных академий ограничены во времени самостоятельной работы после занятий, поэтому рекомендуется давать задание не всей группе, а отдельному курсанту поочередно или по желанию. Предварительно обсудив с преподавателем тему выступления, обучающийся подбирает соответствующую информацию в интернет-классе, обрабатывает ее и создает два-три слайда с основными тезисами выступления. Фото и видео «оживляют» доклад, повышают интерес и внимание к выступлению. Необходимо установить временной регламент сообщения, иначе этот этап занятия затянется, что снизит воспитательное воздействие на аудиторию. Рекомендуется обсудить освещенные новости, проанализировать и сделать выводы всей группой обучающихся.

Коллеги из разных учебных заведений рекомендуют определить постоянные рубрики для целенаправленной подготовки и освещать не более 4 вопросов за один раз. Работая с военнослужащими и перенимая их опыт, наиболее значимыми для воспитания нравственной личности с правильной гражданской позицией мы считаем следующие темы: история российской государственности; конституция — основной Закон государства; государственные символы Российской Федерации; политика как вид обществен-

89

ной деятельности; избирательная система; избирательное право и его реализация; политические деятели; права человека в современном мире; национальное и гражданское измерение патриотизма; горячие точки планеты [Политинформация, 2018, с. 3].

Применение ИКТ

Занятия по политинформации требуют особой подготовки и связаны с важными для страны или мира событиями и датами. Кроме сообщения фактов, мы рекомендуем составлять интеллект-карты (mind maps), которые являются аналитическим инструментом для генерирования идей, организации мероприятий, запоминания информации, конспектирования учебного материала, работы над проектом и т. д. [Бьюзен, 2019].

Создать интеллект-карту можно очень быстро, используя специальные конструкторы: Xmind, Mindmeister, Simple Mind, Mindjet, Cogle, iMindMap, Mindmup и др. [Cogle, 2021; iMindMap, 2021; Mindjet, 2021; Mindmeister, 2021; Mindmup, 2021; Simple Mind, 2021; Xmind, 2021]. Обычно такие сервисы имеют много функций, бесплатный и платный периоды, отличаются легкостью в работе, а дизайн карт простой и строгий.

В последние годы, как уже упоминалось, государство уделяет особое внимание патриотизму и внедряет обновленные стандарты образования. Тема Великой Отечественной войны — одна из самых значимых в воспитании современного поколения. Попытки переписать и фальсифицировать историю некоторыми государствами должны пресекаться и аргументированно разоблачаться [Заварзин, 2020].

Российские Вооруженные силы ежегодно проводят масштабный парад победы на Красной Площади в Москве, в котором также участвуют курсанты всех военных учебных заведений Российской Федерации. Просмотр видео в начале политинформации позволяет создать особую атмосферу, вызывает чувство гордости за свое учебное заведение, помогает осознать, какой чести удостоены курсанты, участвующие в мероприятии. Короткие репортажи (2-5 минут) задают правильный настрой и «оживляют» занятие [The 75th ... , 2020; VE Day 75 ... , 2020]. Рекомендуется обсудить видеосюжет в парах, всей группой.

Основной этап — составление интеллект-карты на тему «WWII: the main periods». Военная история является обязательным предметом во всех учебных заведениях Министерства обороны, и курсанты хорошо владеют материалом. За-

ранее назначаются один или два обучающихся для подготовки доклада на заданную тему. Выступление желательно сопроводить презентацией. Далее организуется групповая работа по составлению карты с помощью конструктора или программы Power Point (на выполнение этой ыт-водится 10-15 минут, преподаватель помогает при возникновении затруднений). Интеллект-карта дает представление о четырех основных периодах, о значимых событиях и датах. Данная форма работы имеет множество преимуществ: в процессе осуществления исследовательской и познавательной деятельности реализуется сотрудничество и взаимопомощь; повышается наглядность и облегчается запоминание информации; соблюдается хронологическая последовательность и логичность; выделяются только основные факты; развивается аналитическое мышление. Таким образом творческий совместный процесс создания интеллект-карты развивает аналитику, которая тесно связана с логикой и помогает устанавливать причинно-следственные связи и синтезировать информацию.

Созданная конструктором интеллект-карта сохраняется в электронном виде и может быть продемонстрирована в любой момент другим группам обучающихся для проведения различных форм работы (диалоги, монологи, эссэ). Очевидно, что использование ИКТ на занятиях помогает преподавателю в создании учебно-методической базы, поскольку может храниться в памяти компьютера долгие годы.

«Immortal Regiment» («Бессмертный полк») — следующий проект, посвященный подвигам наших предков. Гражданско-патриотическое движение — молодое ( с 2012 г.), но очень значимое и актуальное. Сохранение и передача памяти о героических родственниках детям и внукам — основная задача этого особого парада, который развивает духовно-патриотическое сознание у миллионов россиян, а также у граждан других стран [Бессмертный полк, 2021].

В преддверии Дня Победы целесообразна подготовка коротких выступлений с политинформацией по теме «Immortal Regiment» в любой группе обучающихся. Рекомендуется заслушать 2-3 доклада о предках-фронтовиках курсантов, которые могут быть выстроены и проиллюстрированы также с помощью интеллект-карты. Схема имеет 6 основных подтем для облегчения работы курсантов.

С помощью интеллект-карты также можно представить военные подвиги выдающихся бое-

вых командиров и их подчиненных. В то же время нам известно о существовани перебежчиков-предателей. Целесообразно сделать параллельные выступления, подготовленные с помощью данной технологии, о генерал-лейтенантах Д. М. Карбышеве и А. А. Власове. Первый — олицетворение стойкости военнопленных Красной армии, второй перешел на сторону врага и стал сотрудничать с Третьим Рейхом, организовав «Русское освободительное движение» [Карбышев, 2011; Сидорчик, 2014; КагЪузЬеу, 2020].

Во время «управляемого» педагогом обсуждения, которое следует за выступлениями, курсантам предлагается позиционировать себя как граждан своей страны и ответить на вопросы: Правильно ли поступили генералы? Как вы поступили бы в данной ситуации? Чей путь вы выбрали бы? Стоит ли жертвовать собой ради победы? Ради своей страны? Стоит ли жертвовать собой, если об этом никто не узнает? Почему Советский Союз победил? Допускаете ли вы, что Россию кто-то сможет завоевать? и т. д.

Результаты политинформирования

Анализ и осмысление действий наших предков-фронтовиков способствуют формированию у курсантов правильной гражданско-

патриотической позиции, воспитывают их защитниками, которые любят свою страну и гордятся. Проведенный среди курсантов рабочей группы 2 курса (19-20 лет) опрос подтвердил очевидный прогресс в формировании личностных качеств и становлении правильной социальной позиции. На вопросы Гордитесь ли Вы тем, что родились в Российской Федерации? Считаете ли Вы себя патриотом? Готовы ли Вы пожертвовать собою ради Отчизны? Любите ли Вы свой дом, родной город? Следуете ли Вы традициям своего народа? Вы уверены в правильном выборе военной профессии? молодые люди, не раздумывая, ответили положительно во всех случаях, тогда как в контрольной группе 1 курса ответы были не всегда уверенными и положительными. Очевидно, что регулярное поли-тинформирование, групповое обсуждение, а также само военное учебное заведение способствуют развитию и воспитанию молодой личности.

Заключение

Современное российское образование открывает перед преподавателем много возможностей по воспитанию нравственных качеств обучающихся. Методически грамотно выстроенная ком-

муникация, подбор материала, совместные выводы, применение современных ИКТ с целью систематизации и быстрого усвоения информации, создание соответствующей атмосферы политин-формационной работы на занятии позволят достичь поставленных целей и воспитать личность с активной гражданской позицией.

Библиографический список

Бессмертный полк : сайт. Томск. URL: https://www.moypolk.ru/ (дата обращения: 05.11.2021).

Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. Москва : Манн, Иванов, Фербер, 2019. 113 с.

Заварзин В. Противостоять попыткам переписать историю можно только аргументированной правдой // Российская газета : сайт. 2020. 28 апр. URL: https://rg.ru/2020/04/28/protivostoiat-popytkam-perepisat-istoriiu-mozhno-tolko-argumentirovannoj-pravdoj.html (дата обращения: 10.11.2021).

Карбышев и Власов. Подвиг и предательство // Военное обозрение : сайт. 2011. 19 февр. URL: https://topwar.ru/3414-karbyshev-i-vlasov-podvig-i-predatelstvo.html (дата обращения: 08.11.2021).

Организация политинформационной работы в колледже // Образовательная площадка : сайт. 2018. Ми-хайловское. Алтайский край. С. 3-5. URL: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-politinformatsionnoi-raboty-v-kolled.html (дата обращения: 02.11.2021).

Политинформация // Библиотека СОШ № 69 : сайт. 2021. Минск. URL:

http://bibliotekasch69.ucoz.net/publ/uchiteljam/formy_i_ metody_vospitatelnoj_raboty/politinformacija/14-1 -0-86 (дата обращения: 01.11.2021).

Положение о политинформационной работе в школе // Информационная система «Школы России» : сайт. Москва. URL: https://spec-

school.crm.eduru.ru/media/2019/04/04/1258687301/72_P olozhenie_o_polit_info.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 // Официальное опубликование : сайт. Москва. С. 3-4. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012021 07050028?index=2&rangeSize=1 (дата обращения: 26.10.2021).

Путин В. Проект федерального закона «О внесении в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 21.05.2020 г. // Scribd : размещение документов : сайт. Сан-Франциско. URL: https://ru.scribd.com/document/480166446/164896940-1 64898066-pdf (дата обращения: 20.10.2021).

Сидорчик А. Несломленный. Забытый подвиг генерала Карбышева // Аргументы и факты. 2014. 18 февр. URL:

https://aif.ru/society/history/neslomlennyy_zabytyy_podv ig_generala_karbysheva (дата обращения: 08.11.2021).

Тюгаева К. Политинформация как фактор воспитания патриотизма на занятиях истории в условиях освоения ФГОС в системе СПО // Электронная библиотека «Pandia.ru»: сайт. Москва. URL: https://pandia.ru/text/80/112/57689.php (дата обращения: 23.10.2021).

Cogle : сайт. Минск. URL: https://coggle.it/ (дата обращения: 05.11.2021).

Imindmap : сайт. Пенарт. URL:

https://app.imindmap.com/ (дата обращения: 05.11.2021).

Karbyshev vs Vlasov // Youtube : сайт. 2020. 9 март. Изображение: видео. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=rlXiQ3tUMls&t=42s (дата обращения: 08.11.2021).

MindJet : сайт. Сан-Франциско. URL: https://www.syssoft.ru/MindJet/?utm_source=yandex_dir ect&utm_medium=kit&utm_campaign=mindjet_rf&utm_ content=ch_yandex_direct%7Ccid_67280437%7Cgid_47 43258971%7Cad_11376772887%7Cph_34850146109%7 Ccrt_0%7Cpst_premium%7Cps_1%7Csrct_search%7Csr c_none%7Cdevt_desktop%7Cret_%7Cgeo_7%7Ccf_0%7 Cint_%7Ctgt_34850146109%7Cadd_no%7Cmrlid_213 8 1%7Cdop_&utm_term=MindJet&yclid=76445170996711 84009 (дата обращения: 05.11.2021).

Mindmeister : сайт. Фатернштеттерн. URL: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения: 05.11.2021).

Mindmup : сайт. Ли-он-Си. URL: https://www.mindmup.com/ (дата обращения: 05.11.2021).

Simple Mind : сайт. Неймеген. URL: https://soft.mydiv.net/win/download-SimpleMind.html (дата обращения: 05.11.2021).

The 75th Anniversary of the Victory Day // Youtube : сайт. 2020. 25 июн. Изображение: видео. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iYsC5_7_3zo (дата обращения: 02.11.2021).

VE Day 75 // Youtube : сайт. 2020. 8 мая. Изображение: видео. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CnGqWy2EAFc (дата обращения: 02.11.2021).

XMind : сайт. Гонконг. URL: https://www.xmind.net/ (дата обращения: 05.11.2021).

Reference list

Bessmertnyj polk : sajt. Tomsk = Immortal regiment: site. Tomsk. URL: https://www.moypolk.ru/ (data obrashhenija: 05.11.2021).

B'juzen T. Intellekt-karty. Polnoe rukovodstvo po moshhnomu instrumentu myshlenija = Intelligence maps. A complete guide to a powerful thinking tool. Moskva : Mann, Ivanov, Ferber, 2019. 113 s.

Zavarzin V Protivostojat' popytkam perepisat' istoriju mozhno tol'ko argumentirovannoj pravdoj = Only a reasoned truth can resist attempts to rewrite history // Ros-sijskaja gazeta : sajt. 2020. 28 apr. URL:

https://rg.ru/2020/04/28/protivostoiat-popytkam-perepisat-istoriiu-mozhno-tolko-argumentirovannoj-pravdoj.html (data obrashhenija: 10.11.2021).

Karbyshev i Vlasov. Podvig i predatel'stvo = Karbyshev and Vlasov. Feat and betrayal // Voennoe obozrenie : sajt. 2011. 19 fevr. URL: https://topwar.ru/3414-karbyshev-i-vlasov-podvig-i-predatelstvo.html (data obrashhenija: 08.11.2021).

Organizacija politinformacionnoj raboty v kolledzhe = Organization of political information work at the college // Obrazovatel'naja ploshhadka : sajt. 2018. Mihaj-lovskoe. Altajskij kraj. S. 3-5. URL: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-politinformatsionnoi-raboty-v-kolled.html (data obrashhenija: 02.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Politinformacija = Political information // Biblioteka SOSh № 69 : sajt. 2021. Minsk. URL: http://bibliotekasch69.ucoz.net/publ/uchiteljam/formy_i_ metody_vospitatelnoj_raboty/politinformacija/14-1 -0-86 (data obrashhenija: 01.11.2021).

Polozhenie o politinformacionnoj rabote v shkole = Regulation on Political Information Work at School // Informacionnaja sistema «Shkoly Rossii» : sajt. Moskva. URL: https://spec-

school.crm.eduru.ru/media/2019/04/04/1258687301/72_P olozhenie_o_polit_info.pdf (data obrashhenija: 01.11.2021).

Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Feder-acii ot 31.05.2021 g. № 286 = Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 31.05.2021 № 286 // Oficial'noe opublikovanie : sajt. Moskva. S. 3-4. URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012021 07050028?index=2&rangeSize=1 (data obrashhenija: 26.10.2021).

Putin V Proekt federal'nogo zakona «O vnesenii v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-acii» po voprosam vospitanija obuchajushhihsja» ot 21.05.2020 g. = Draft federal law «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on education of students» dated 21.05.2020 // Scribd : razmeshhenie dokumentov : sajt. San-Francisko. URL:

https://ru.scribd.com/document/480166446/164896940-1 64898066-pdf (data obrashhenija: 20.10.2021).

Sidorchik A. Neslomlennyj. Zabytyj podvig generala Karbysheva // Argumenty i fakty. 2014. 18 fevr. URL: https ://aif. ru/society/history/neslomlennyy_zabytyy_podv ig_generala_karbysheva (data obrashhenija: 08.11.2021).

Tjugaeva K. Politinformacija kak faktor vospitanija patriotizma na zanjatijah istorii v uslovijah osvoenija FGOS v sisteme SPO = Political information as a factor in the upbringing of patriotism in history in the context of the development of FSES in the SVE system // Jelektron-naja biblioteka «Pandia.ru» : sajt. URL: https://pandia.ru/text/80/112/57689.php (data obrashheni-ja: 23.10.2021).

Cogle : sajt. Minsk. URL: https://coggle.it/ (data obrashhenija: 05.11.2021).

Imindmap : sajt. Penart. URL:

https://app.imindmap.com/ (data obrashhenija: 05.11.2021).

Karbyshev vs Vlasov // Youtube : sajt. 2020. 9 mart. Izobrazhenie: video. URL:

https://www.youtube.com/watch7v = rlXiQ3tUMls&t = 42s (data obrashhenija: 08.11.2021).

MindJet : sajt. San-Francisko. URL: https://www.syssoft.ru/MindJet/?utm_source=yandex_dir ect&utm_medium=kit&utm_campaign=mindjet_rf&utm_ con-

tent=ch_yandex_direct%7Ccid_67280437%7Cgid_47432 58971%7Cad_11376772887%7Cph_34850146109%7Ccr t_0%7Cpst_premium%7Cps_1%7Csrct_search%7Csrc_n one%7 Cdevt_desktop%7 Cret_%7 Cgeo_7%7 Ccf_0%7 Cin t_%7 Ctgt_34850146109%7Cadd_no%7 Cmrlid_21381 %7 Cdop_&utm_term=MindJet&yclid=76445170996711840 09 (data obrashhenija: 05.11.2021).

Mindmeister : sajt. Faternshtettern. URL: https://www.mindmeister.com/ru (data obrashhenija: 05.11.2021).

Mindmup : sajt. Li-on-Si. URL:

https://www.mindmup.com/ (data obrashhenija: 05.11.2021).

Simple Mind : sajt. Nejmegen. URL: https://soft.mydiv.net/win/download-SimpleMind.html (data obrashhenija: 05.11.2021).

The 75th Anniversary of the Victory Day // Youtube : sajt. 2020. 25 ijun. Izobrazhenie: video. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iYsC5_7_3zo (data obrashhenija: 02.11.2021).

VE Day 75 // Youtube : sajt. 2020. 8 maja. Izobrazhenie: video. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CnGqWy2EAFc (data obrashhenija: 02.11.2021).

XMind : sajt. Gonkong. URL: https://www.xmind.net/ (data obrashhenija: 05.11.2021).

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 17.11.2021; approved after reviewing 08.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.