Научная статья на тему 'Особенности использования фактора таможенного регулирования промышленными предприятиями-экспортерами'

Особенности использования фактора таможенного регулирования промышленными предприятиями-экспортерами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования фактора таможенного регулирования промышленными предприятиями-экспортерами»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ-ЭКСПОРТЕРАМИ

При осуществлении любой внешнеэкономической сделки хозяйствующий субъект вступает во взаимодействие с таможенными органами, и от данного процесса может зависеть эффективность осуществления сделки.

По результатам опроса, проведенного Торгово-промышленной палатой , основными проблемами, препятствующими экспортной деятельности промышленных предприятий, являются следующие - проблема возврата НДС при экспорте, длительное таможенное оформление, несогласованная работа грузоперевозчиков и др.

В большинстве развитых стран деятельность таможенных органов направлена на ускорение товарооборота в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенцией Киото, 1999 г.), что отвечает требованиям, выработанным Всемирной торговой организацией и Всемирной таможенной организа -цией. В Российской Федерации осуществляются мероприятия по реформированию и совершенствованию системы таможенных органов, в результате исполнения которых Федеральная таможенная служба (бывший Государственный таможенный комитет) из органа, контролирующего ВЭД, должна превратиться в ведомство, способствующее развитию внешней торговли. В рамках данной модернизации был разработан новый Тамо -женный кодекс, который базируется на международных стандартах и требованиях. Одними из важнейших задач разработки кодекса явились сокращение экономических издержек во внешней торговле, уменьшение времени, затрачиваемого на таможенное оформление, и тем самым по -вышение эффективности внешней торговли для российских импортеров и экспортеров. Теоретически и исходя из большинства положений нового кодекса, таможенные органы должны сосредоточиться на развитии и ус -корении реализации экспортного потенциала отечественных хозяйствую -щих субъектов.

Анализ внешнеторговой статистики свидетельствует о росте объемов товарооборота, в первую очередь экспорта продукции промышленных предприятий, оформляемых Саратовской таможней: с 1998 г товарооборот вырос в 4 раза, экспорт - в 10 раз.

При осуществлении экспортных операций требуется определенная адап -тация внутренней среды предприятия к внешним факторам, в данном случае - таможенно-тарифного регулирования, при наличии возможности их использования с наибольшей выгодой и наименьшими потерями.

А.И. Ашкалов,

дощнт кафедры таможенного дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

Основы исполнения экспортной операции закладываются до начала ее реализации в процессе предконт-рактной подготовки и разработки внешнеторгового контракта. Здесь формируется фундамент дальнейшего успешного исполнения контракта. Ошибки, заложенные при разработке контракта, ведут к значительному снижению эффективности внешнеторговой операции.

При осуществлении экспортной поставки предприятию необходимо:

- точно классифицировать экспортируемый товар в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

- исходя из кода товара по ТН ВЭД, определить применение к экспортируемому товару мер нетарифного регулирования, таких как лицензирование, квотирование, сертификация и другие, и в соответствии с этим обеспечить получение необходимых разрешительных документов (если получение таковых в соответствии с базисными условиями поставки в контракте возлагается на экспортера);

- исходя из кода товара по ТН ВЭД, определить применение к экспортируемому товару мер тарифного регулирования (экспортных пошлин). В случае применения таковых к экспортируемому товару просчитать взимаемые пошлины и заложить их в цену контракта (если это подразумевается согласно базисным условиям поставки);

- просчитать сумму таможенных платежей;

- изучить основы валютного контроля;

- изучить порядок таможенного оформления и контроля экспортируемых товаров.

Для осуществления таможенного оформления при экспорте предприятие обязано предоставить такие документы, как:

1) таможенная декларация в форме грузовой таможенной декларации (ГТД);

2) копии учредительных документов;

3) договор купли-продажи товара (оригинал и заверенная копия);

4) паспорт сделки (оригинал и заверенная копия; предоставляются, если сумма контракта превышает 5000 долл. США);

5) товаротранспортные накладные и сопроводительные коммерческие документы;

6) счета-фактуры;

7) платежное поручение на оплату таможенных платежей;

8) разрешительные документы контролирующих органов (лицензии, сертификаты и т.д.), если требуются.

Таким образом, очевидно, что предприятие в ходе реализации экспортного контракта и таможенного оформления оказывается во взаимодействии с определенным количеством организаций, регулирующих внешнеторговую деятельность. От эффективности данного взаимодействия во многом зависит успех экспортной операции (рис. 1).

В области нетарифного регулирования внешней торговли в настоящее время отмечается значительная либерализация: существенно сокращен перечень квотируемых при экспорте товаров (квотируется только вывоз необработанных алмазов, необработанных драгоценных металлов и сырья с их содержанием) и лицензируемых товаров. Лицензии требуются при экспорте

радиоактивных и взрывчатых, психотропных, озонораз-рушающих веществ, драгоценных камней и металлов, средств защиты информации, опасных отходов, диких животных, лекарственного сырья растительного происхождения, рыбы и ракообразных, аффинированного золота и серебра, шкур крупного рогатого скота, лесоматериалов ценных пород и др.

Минэкономразвития РФ Контролирующий федеральный орган Банк

Экспортер ^^

Лицензия ^^ Паспорт сделки

Таможня

Рис. 1. Взаимодействие экспортера с организациями, контролирующими ВЭД

Экспортеру необходимо максимально точно отнестись к соблюдению всех формальностей и точному указанию необходимой информации (например, кода товара по ТН ВЭД) при получении лицензий и дальнейшем их предоставлении в таможенные органы. Каждая экспортная лицензия подлежит регистрации в отделе тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли таможни, в регионе деятельности которой находится экспортер; после регистрации лицензия направляется в таможню, где будет проводиться само таможенное оформление.

Так, в 2005 г были выявлены 305 нарушений заполнения ГТД: отсутствуют сведения о разрешительных документах; неверно указываются категории разрешительных документов; недостаточно описывается товар, что необходимо для принятия решения о применении мер нетарифного регулирования, и др.

Таким образом, возникновение каких-либо неясностей и неточностей приводит к применению штрафных санкций или увеличению сроков таможенного оформления, что, в свою очередь, может привести к финансовым потерям для экспортера (например, при вывозе животных и живой рыбы требуется специальное содержание, увеличиваются расходы на хранение товаров).

В ходе исполнения экспортного контракта ошибки, заложенные при его разработке и в ходе предконтрак-тной подготовки, могут привести к негативным последствиям. Например, недостаточная осведомленность о финансовом положении и надежности потенциального покупателя может привести к серьезным отрицательным последствиям не только в виде непоступления или задержки выручки, но и в части валютного контроля. В рамках таможенно-банковского валютного контроля экспортных операций осуществляется ряд мероприятий, направленных на соблюдение хозяйствующими субъектами валютного законодательства. Основным инструментом валютного контроля выступает паспорт сделки, оформляемый экспортером по каждому экспортному контракту в уполномоченном банке и предоставляемый в таможенные органы при вывозе товара в соответствии с таможенным режимом экспорта. Таможенные органы во взаимодействии с банком экспортера контролируют поступление денежных средств на счета участников ВЭД. Уполномоченные банки еже-

месячно предоставляют таможне необходимые сведения, при этом таможенные органы в случаях нарушения валютного законодательства имеют право не производить выпуск экспортируемых товаров. Непоступление валютной выручки в установленные сроки считается несоблюдением таможенных правил заявления режима экспорта и наказывается взысканием стоимости недополученной выручки с экспортера.

В 2005 г были проведены 9 инициативных проверок, по результатам которых были возбуждены 8 дел об АП на сумму 107,82 тыс. долл. Всего по результатам проверок в 2005 г. были возбуждены 27 дел об АП на сумму 4301,90 тыс. долл. Из общего числа 17 дел на сумму 1725,81 тыс. долл. связаны с нарушениями при зачислении валютной выручки от экспорта товаров. Причем по сравнению с 2004 г количество дел об АП увеличилось в 6 раз.

Таким образом, в случае задержки или непоступлении валютной выручки предприятие может понести серьезные финансовые убытки, сопровождающиеся осложнением отношений с таможенными и контролирующими органами. Очевидна и определенная сложность для малого бизнеса: если крупное предприятие может перераспределить риски и покрыть убытки, то для мелкого предприятия непоступление выручки вкупе с необходимостью оплаты взыскания контролирующим органам может оказаться губительным и привести к банкротству соответственно, финансовые риски в области экспортной деятельности для предприятий значительно возрастают.

Очевидно, что процесс таможенного оформления является достаточно сложным и предприятию, нерегулярно осуществляющему ВЭД, подчас трудно выполнить все формальности, связанные с декларированием перемещаемого через границу товара. Для ускорения внешнеторгового оборота и приведения практики внешней торговли к мировому уровню был введен в действие институт таможенных брокеров.

Однако проведенный анализ статистики оформления внешнеторговых грузов позволил сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение количества таможенных брокеров и расширения спектра предлагаемых ими услуг, имеет место тенденция увеличения самостоятельного оформления предприятиями внешнеторговых грузов (рис. 2).

3,% •42% ш

69% _ 60% _ 58%

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

О Грузы, оформленные предприятиями самостоятельно, % Р Грузы, оформленные таможенными брокерами, %_

Рис. 2. Оформление внешнеторговых грузов таможенным брокерами и самостоятельно предприятиями

Основными декларантами, самостоятельно осуществляющими таможенное оформление, выступают крупные предприятия-импортеры (например, БАТ-СТФ, «Ро-

берт Бош Саратов» и др.) или крупные предприятия-экспортеры, регулярно осуществляющие ВЭД. Как показывает анализ внешнеторговой статистики, самостоятельно таможенное оформление осуществляют в основном крупные предприятия, обладающие большим опытом участия в ВЭД и имеющие в своей организационной структуре управления отдел внешнеторговых связей и отдел по таможенному оформлению (например, БАТ-СТФ, «Лукойл-Нефтехим», СПЗ и др.).

Однако большая часть промышленных предприятий, регулярно осуществляющих экспортную деятельность , использует при декларировании услуги таможенных брокеров.

Определенный эффект от использования услуг таможенного брокера в большинстве случаев может быть достигнут. Таможенный брокер является наиболее подготовленным субъектом в сфере таможенных отношений, и потенциал этой системы не используется в достаточной степени. По нашему мнению, положительным примером использования возможностей, предоставляемых таможенными посредниками с целью наилучшей реализации экспортного потенциала предприятия, является взаимодействие ОАО «Саратовский НПЗ» и ОАО «Саратовнефтепродукт» с саратовским филиалом таможенного брокера ЗАО «Электроспецсервис» при экспорте нефти и нефтепродуктов. Таким образом, данные предприятия совместно с таможенным брокером внедрили в практику осуществления своей экспортной деятельности такие прогрессивные формы таможенного оформления, как предварительное декларирование товаров, подача неполной таможенной декларации и периодическое временное декларирование российских товаров. Это позволяет предприятиям получать определенную экономию при регулярных экспортных поставках, например за счет ускорения таможенного оформления и отсутствия простоя тоннажа, и т.д.

Однако представляется, что крупным экспортоори-ентированным предприятиям, регулярно осуществляющим экспортную деятельность и имеющим в своей организационной структуре отдел ВЭС, имеет смысл осуществлять самостоятельное таможенное декларирование с использованием современных прогрессивных способов таможенного оформления, тем более, если экспорт рассматривается на предприятии как одно из приоритетных направлений хозяйственной деятельности. Как уже отмечалось выше, особое внимание необходимо уделить появившимся возможностям работы в новых условиях, когда деятельность самих таможенных органов направлена на ускорение товарооборота; использованию упрощенных схем таможенного оформления; внедрению в практику хозяйственной деятельности современных программных средств, в том числе в области внешнеторговой деятельности и таможенного оформления.

Анализ внешнеторговой деятельности промышленных предприятий региона с позиции таможенного регулирования показал, что основными таможенными режимами, используемыми предприятиями, являются режимы экспорта и выпуска для внутреннего потребления (импорта), на которые в общей сложности приходится около 96% всех оформленных ГТД. Мало используются экономи-

ческие таможенные режимы временного ввоза, за, переработки (рис. 3).

выво-

Режимы переработки Прочие таможенные режимы 0.9% 2,2%

Экспорт

62%

Реэкспорт/реимпорт 0,6%

Выпуск для внутреннего потребления (импорт) 34%

Рис. 3. Использование предприятиями таможенных режимов

Например, в 2004 г. была выдана 51 лицензия на переработку на таможенной территории, в 2005 г - 28. Объектами переработки в основном выступают вертолеты и авиационное оборудование. Характер переработки - ремонт.

Суть таможенного режима переработки на таможенной территории состоит в том что, предприятие может использовать иностранные товары для переработки на территории РФ с освобождением от уплаты ввозных и вывозных пошлин и налогов с условием, что продукты переработки будут вывезены в течение определенного срока в соответствии с режимом экспорта. Предприятия используют только одну из возможных операций по переработке товаров на таможенной территории - ремонт, абсолютно не используя остальные, предоставляемые законодательством виды операций: собственно переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, и др.

Отсутствие использования данного таможенного режима, по нашему мнению, можно объяснить в первую очередь нежеланием предприятий внедрять в свою хозяйственную деятельность более сложные схемы осуществления внешнеторговых операций. Несмотря на то что согласно новому таможенному законодательству данная схема сделана более выгодной для предприятий (продлен срок действия разрешения на переработку до 2 лет), товары ввозятся для переработки с полным условным освобождением от уплаты пошлин и налогов.

Промышленными предприятиями не используется таможенный режим временного ввоза импортного оборудования на условиях международного лизинга, несмотря на определенную либерализацию и упрощение подобной процедуры новым таможенным законодательством.

Не применяется предприятиями и таможенный режим временного вывоза для вывоза оборудования на условиях международного лизинга, несмотря на определенное упрощение данной процедуры в соответствии с новым таможенным законодательством: предельный срок временного вывоза определяется самим декларантом совместно с таможенными органами; товары в соответствии с режимом временного вывоза вывозятся с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.

Таким образом, основными рекомендациями промышленным предприятиям по использованию фактора таможенного регулирования и обслуживания в целях развития собственной внешнеэкономической деятельности могут быть следующие.

1. Учитывая тот факт, что внешнеторговый контракт купли-продажи является основой внешнеторговой операции и таможенного оформления, следует уделять повышенное внимание разработке экспортного контракта в каждом конкретном случае.

2. Отдельное внимание необходимо уделить изучению основ валютного контроля при экспорте. Надо осуществить максимально полную предконтрактную проверку надежности и платежеспособности партнера, используя возможности, предоставляемые Министерством экономического развития и торговли РФ, ТПП и специализированными негосударственными агентствами. При отсутствии информации о потенциальном контрагенте или получении неблагоприятной информации надобно снизить вероятный риск неоплаты посредством включения в текст контракта условия о предоплате, авансе или оплате посредством аккредитива. Надо использовать возможности государственного страхования и гарантирования экспортных поставок.

3. Более тщательно нужно изучить процесс таможенного оформления и контроля, используя возможность получения бесплатных консультаций в таможенных органах; при отсутствии возможности самостоятельного изучения и осуществления таможенного оформления следует использовать услуги таможенных брокеров.

4. Крупным промышленным предприятиям, регулярно осуществляющим экспортную деятельность, на базе собственного отдела ВЭС необходимо развивать линию самостоятельного таможенного оформления. Необходимо внедрять в практическую хозяйственную деятельность прогрессивные формы таможенного оформления, например электронное декларирование с использованием сов ременных программных средств .

5. Следует провести анализ упрощенных форм таможенного декларирования, прописанных в таможенном законодательстве, с целью их практического применения в хозяйственной деятельности.

6. Необходимо разрабатывать новые, более сложные, схемы осуществления внешнеэкономических операций с использованием возможностей, предоставляемых таможенным законодательством.

7. Надо более широко использовать возможности таможенного режима переработки на таможенной территории, применяя его не только для ремонта ранее вывезенного оборудования и транспортных средств, но и для переработки, обработки импортного сырья, сбора и монтажа зарубежных компонентов с последующим вывозом за рубеж произведенной готовой продукции.

8. Промышленным предприятиям следует более широко использовать таможенный режим временного ввоза для международного лизинга оборудования с целью создания современных инновационных, экспор-тоориентированных производств с учетом льготных условий, предоставляемых для совершения подобных операций новым таможенным законодательством.

9. Необходимо свободнее использовать таможенный режим временного вывоза за рубеж, в первую очередь в страны СНГ, оборудования и транспортных средств на условиях международного лизинга при задействовании региональных лизинговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.