Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / MEDICAL UNIVERSITY / ECONOMIC DISCIPLINES / ELECTRONIC EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGIES / MIXED TRAINING / LEARNING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Гетман Ольга Викторовна

Современная система образования довольно динамична. Этому способствуют ряд факторов, как изменение психологии и сознания абитуриентов, так и требований социума. Немаловажную роль в этих изменениях вносит развитие цифровизации. Цифровизация, на сегодняшний день затрагивает не только отрасли экономики и государственное обеспечение, но и систему высшего образования. Использование цифровых и инновационных технологий в системе образования является не просто необходимостью, а требованиям, согласно современным стандартам. Электронные образовательные ресурсы позволяют системе образования оставаться конкурентоспособным существующим требованиям мирового рынка труда. Обеспечивать работодателей конкурентоспособными трудовыми ресурсами, обладающими навыками в области информационных технологий. В тоже время, использование современных технологий, позволяет образовательным организациям конкурировать между собой в борьбе за абитуриентов. Ведь современные студенты, предъявляют вполне ожидаемые требования к своим преподавателям, а именно, использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Современные абитуриенты привыкли жить в эпоху цифровых технологий, она стала частью их жизни, поэтому, выдвигаемые ими требования являются закономерными. Особое внимание должно быть сфокусировано на дисциплинах, которые являются непрофильными для студентов. Преподаватели должны акцентировать внимание на необходимости изучения их предмета с целью формирования общекультурных или общепрофессиональных компетенций. В данном случае наиболее эффективным методом обучения, исключая необходимость выполнения требований обязательного стандарта, будет являться использование электронных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Гетман Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN MEDICAL UNIVERSITY

The modern education system is quite dynamic. This is facilitated by a number of factors, both the change in psychology and consciousness of applicants and the requirements of the society. The development of digitalization plays an important role in these changes. Digitalization today affects not only sectors of the economy and state support, but also the system of higher education. The use of digital and innovative technologies in the education system is not just a necessity, but a requirement, according to modern standards. E-education resources allow the education system to remain competitive with the existing requirements of the world labour market. Provide employers with competitive labour resources with information technology skills. At the same time, the use of modern technologies allows educational organizations to compete among themselves in the fight for applicants. After all, modern students, place quite expected requirements on their teachers, namely, the use of electronic educational resources in the process of education. Modern applicants are used to living in the age of digital technology, it has become part of their lives, so the demands they make are natural. Special attention should be focused on disciplines that are non-core to students. Teachers should emphasize the need to study their subject in order to form general cultural or professional competences. In this case, the most effective method of training, excluding the need to meet the requirements of the mandatory standard, will be the use of electronic educational technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Prosalova Veronica Sergeevna, Getman Olga Viktorovna FEATURES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL ..

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0045

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

© 2020

AuthorlD: 633760 SPIN: 8768-6358 ResearcherlD: Е-2886-2019 ORCID: 0000-0001-8498-7719

Просалова Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента»

AuthorlD: 814143 SPIN: 5570-7700 ResearcherlD: E-1096-2019 ORCID: 0000-0002-7753-7725

Гетман Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры

«Экономики и менеджмента» Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, Россия, Владивосток, проспект Острякова, 2, e-mail: getman.o@mail.ru) Аннотация. Современная система образования довольно динамична. Этому способствуют ряд факторов, как изменение психологии и сознания абитуриентов, так и требований социума. Немаловажную роль в этих изменениях вносит развитие цифровизации. Цифровизация, на сегодняшний день затрагивает не только отрасли экономики и государственное обеспечение, но и систему высшего образования. Использование цифровых и инновационных технологий в системе образования является не просто необходимостью, а требованиям, согласно современным стандартам. Электронные образовательные ресурсы позволяют системе образования оставаться конкурентоспособным существующим требованиям мирового рынка труда. Обеспечивать работодателей конкурентоспособными трудовыми ресурсами, обладающими навыками в области информационных технологий. В тоже время, использование современных технологий, позволяет образовательным организациям конкурировать между собой в борьбе за абитуриентов. Ведь современные студенты, предъявляют вполне ожидаемые требования к своим преподавателям, а именно, использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Современные абитуриенты привыкли жить в эпоху цифровых технологий, она стала частью их жизни, поэтому, выдвигаемые ими требования являются закономерными. Особое внимание должно быть сфокусировано на дисциплинах, которые являются непрофильными для студентов. Преподаватели должны акцентировать внимание на необходимости изучения их предмета с целью формирования общекультурных или общепрофессиональных компетенций. В данном случае наиболее эффективным методом обучения, исключая необходимость выполнения требований обязательного стандарта, будет являться использование электронных образовательных технологий.

Ключевые слова: высшее образование, медицинский университет, экономические дисциплины, электронное образование, электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, смешанное обучение, эффективность обучения.

FEATURES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN MEDICAL UNIVERSITY

© 2020

Prosalova Veronica Sergeevna, Ph.D., Associate Professor

of the department of «Economics and Management» Getman Olga Viktorovna, Senior lecturer of the department of «Economics and Management» Pacific State Medical University (690002, Russian Federation, Vladivostok, Ostryakov Avenue, 2, e-mail: getman.o@mail.ru) Abstract. The modern education system is quite dynamic. This is facilitated by a number of factors, both the change in psychology and consciousness of applicants and the requirements of the society. The development of digitalization plays an important role in these changes. Digitalization today affects not only sectors of the economy and state support, but also the system of higher education. The use of digital and innovative technologies in the education system is not just a necessity, but a requirement, according to modern standards. E-education resources allow the education system to remain competitive with the existing requirements of the world labour market. Provide employers with competitive labour resources with information technology skills. At the same time, the use of modern technologies allows educational organizations to compete among themselves in the fight for applicants. After all, modern students, place quite expected requirements on their teachers, namely, the use of electronic educational resources in the process of education. Modern applicants are used to living in the age of digital technology, it has become part of their lives, so the demands they make are natural. Special attention should be focused on disciplines that are non-core to students. Teachers should emphasize the need to study their subject in order to form general cultural or professional competences. In this case, the most effective method of training, excluding the need to meet the requirements of the mandatory standard, will be the use of electronic educational technologies.

Keywords: the higher education, the medical university, economic disciplines, electronic education, electronic educational resources, information technologies, the mixed training, learning efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе цифровизации общества вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе при подготовке обучающихся всех специальностей и направлений являются одними из наиболее обсуждаемых. Дисциплины экономического цикла в медицинских вузах выполняют

вспомогательную и общекультурную роль, поэтому дис-куссионность и актуальность проблем применения ИКТ стоит особенно остро.

Само существование ЭВМ и широта возможностей использования компьютерной техники, как инструмента дидактики, определило проблемы автоматизации образовательного процесса в приоритетные для многих исследователей. Персонализация компьютеров в конце 70-х и их массовое распространение вызвало пересмотр

педагогические науки

Просалова Вероника Сергеевна, Гетман Ольга Викторовна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ...

дидактических возможностей ПК и перспектив их использования в образовательных учреждениях, появилась возможность применения обучающих программ в качестве дополнительных ресурсов для различных дисциплин. В 90-е годы основополагающими явлениями стали: развитие глобальных сетей, популярность дистанционных образовательных технологий и распространение онлайн курсов. К концу первого десятилетия XXI века сложилось достаточно объективное, подтверждённое педагогической практикой представление о том, каким требованиям должен удовлетворять онлайн курс [1].

В итоге, после 30 лет развития машинного и электронного обучения, как дидактического инструмента, можно сказать, что для современного учебного процесса лучше всего подходят педагогические технологии SPOC (Small Private Online Course), рассчитанные на небольшое количество учащихся и необезличенное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Сложившаяся на сегодняшний момент Технология смешанного обучения, использующая технологии традиционного (face-to-face) обучения совместно с дистанционными образовательными технологиями наиболее удачно вписывается в современные российский учебный процесс, и это весьма актуально для медицинских вузов, в связи с тем, что для медицинских школ характерно более консервативное отношение к образовательному процессу. На данный момент, смешанное обучение может рассматриваться как наиболее перспективная для российской системы высшего образования модель организации учебного процесса [2, с. 39].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В настоящее время вопросы, связанные с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), являются одними из наиболее дискутируемых в научно-образовательной среде. Это связано как с изменениями законодательства в сфере образования, так и с необходимостью повышения качества обучения. Основные исследования направлены на изучение механизмов разработки ЭОР, оценки результатов их внедрения. Ряд авторов обращают внимание на необходимость разработки концептуальных подходов к созданию ЭОР [3-6].

Практически все исследователи отмечают преимущества использования ЭОР в достижении образовательных результатов, такие, как визуализацию учебного процесса, его автоматизацию, быстрота обратной связи и взаимодействия с обучающимися и пр. [7-11]. При этом выделяется ряд проблем, связанных с активным созданием и использованием, а именно, трудоемкость регистрации электронных разработок, регламентация стандартов оценки их качества, организация контроля использования [12-18].

Тем не менее вопросы особенностей использования ЭОР в преподавании непрофильных дисциплин недостаточно освящены в научной литературе и требуют более подробного изучения.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью проводимого в рамках данной статьи исследования является выявление особенностей использования образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин студентам непрофильных специальностей, а также оценка результатов внедрения ЭОР в преподавании курса «Экономика» для студентов медицинского вуза.

Постановка задания. Для достижения поставленной в ходе исследования цели, нами были изучены образовательные стандарты для медицинских специальностей, проведен анализ специфики организации учебного процесса при преподавании непрофильных дисциплин, рассмотрены возможности и преимущества использования ЭОР в процессе обучения. Показан результат внедрения ЭОР Экономика по учебной дисциплине «Экономика»

для специальностей Лечебное дело и Педиатрия во ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В качестве основных методов исследования использовались эмпирические и теоретические методы. К ним относились: изучение источников информации, анализ, синтез, аналогия и пр.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Переход от традиционного преподавания к его инновационным формам, активно использующим электронные образовательные технологии, связан с изменением требований к образовательному процессу и предоставляет широкий диапазон методов и методик ведения занятий. Цель преподавания экономических дисциплин в медицинских вузах - это развитие общекультурных компетенций, изучение окружающего социума, извлечение практического опыта из решения экономических заданий. Поэтому использование различных вариантов смешанного обучения не только не мешает целям формирования соответствия профессиональным стандартам, но и дает необходимый толчок для развития современных образовательных технологий.

В данной статье рассматриваются различные формы организации учебного процесса, которые позволяют не только закрепить основные теоретические знания по разделам экономики, но и дают возможность сформировать навыки использования современных информационных ресурсов для решения профессиональных и, что особенно важно для преподавания непрофильных дисциплин в специализированном вузе, общекультурных задач.

Дисциплины экономического блока играют особую роль в учебной и последующей профессиональной деятельности учащихся медицинских специальностей. Кроме формирования компетенций, представленных во ФГОС для различных медицинских специальностей, обучающие развивают общую экономическую культуру, эрудицию и формируют полную картину мира, необходимую для успешного выполнения учебных и профессиональных задач по дисциплинам цикла общественного здравоохранения, блоку правовых дисциплин. Выполняя и решая экономические задания, обучающийся концентрируется не столько на методике ее решения, сколько на полученном результате и тех выводах, которые позволяют ему сделать экономические знания.

При использовании современных образовательных технологий для вышеупомянутой категории обучающихся следует особое внимание уделять компетенциям действия: способности и готовности самостоятельно и корректно решать возникающие задачи на основе знаний и опыта, а также предлагать собственные идеи и интерпретировать найденные решения, применяя их в учебной и профессиональной деятельности Изучение экономических дисциплин в медицинских вузах должно быть направлено на формирование не столько профессиональных и специальных, сколько общекультурных компетенций, и использовать, помимо традиционных педагогических технологий, все возможности из арсенала современных цифровых средств [19-22].

Наши наблюдения говорят о том, что наиболее продуктивно можно использовать все достоинства смешанного обучения при организации самостоятельной работы студентов (СРС). Такой подход в использовании СРС дает возможность решить две основные задачи современного образовательного процесса - как в условиях дефицита времени обеспечить наиболее полное индивидуальное общение между преподавателем и студентом при работе с большими группами и не сформировать «калейдоскопическое мировоззрение» [23, с. 28].

Исследователи отмечают, что учащиеся в большей степени склонны доверять преподавателям, которые готовы принять и использовать новые технологии и способы преподавании. Есть основания полагать, что сами

Prosalova Veronica Sergeevna, Getman Olga Viktorovna FEATURES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL ...

pedagogical sciences

студенты считают более востребованными и применимыми знания, полученные с использованием современных цифровых технологий [19, с. 316].

Широкое применение информационных технологий обеспечивает быстрый поиск и анализ необходимой информации. Но, при этом, доступная информация формирует у современного студента привычку неглубокого освоения дисциплины, особенно непрофильной. Как результат мы наблюдаем дискретность знания у обучающихся, промежуточный и текущий контроль освоения материала превращается в заучивание, которое не носит долговременного характера. Возможности смешанного образования с применением электронных образовательных ресурсов делают СРС обучающихся продуктивной и решают проблему раздробленного информационного потока.

Важнейшим требованием к обучению является осознанность знаний. Это качество выражается в познании способов и принципов получения знаний, а также в понимании обучающимися связей между знаниями и умениями [24, с. 45].

Современные образовательные технологии дают возможность сформировать образовательный процесс таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Система ЭОС Moodle является одной из самых распространённых и удобной, при этом она предоставляется в свободном доступе. Данная система создает возможность для каждого обучающего получать доступ к изучаемому материалу в удобное время и в любом месте, студент изучает все доступные методические материалы в собственном, комфортном для обучения режиме. Преподаватель формирует материал учебной дисциплины в электронный образовательный ресурс и предоставляет его в удобной для изучения и контроля форме.

Для сформированности у обучающихся полного понимания изучаемой дисциплины, в данном случае - дисциплины «Экономика», традиционно используются лекционные и практические занятия (решение задач, кейсов и тестовых заданий). В медицинских вузах изучение непрофильных дисциплин, в частности, экономического блока, у обучающихся формируется по остаточному принципу. В этом случае возникает несогласованность темпа прохождения курса, между практическими и лекционными занятиями возникает временной лаг. К сожалению, при таком фрагментированном изучении тем у обучающихся не возникают устойчивые причинно-следственные связи между изучаемыми экономическими явлениями и практическим применением теоретических знаний. Смешанная модель обучения с использованием возможностей электронных ресурсов позволяет устранить возникающие временные и логические проблемы при преподавании дисциплины «Экономика» студентам медицинского вуза.

Рассмотрим опыт применения способа комбинирования аудиторных практических работ, лекционных занятий и электронного образовательного ресурса (ЭОР) Экономика по учебной дисциплине «Экономика» для специальностей Лечебное дело и Педиатрия во ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России.

В ближайшем будущем мы расширим использование ЭОР в преподавании экономических дисциплин, нами разработан курс «Основы экономики организации» для направления «Общественное здравоохранение» уровень магистратуры.

Электронный образовательный ресурс «Экономика» структурирован по темам, последовательность преподавания которых определена взаимосвязью экономических явлений.

Каждой теме лекционного материала соответствует раздел практического материала, представленного диагностическими и контрольными вопросами. Реализация ЭОР проведена на базе платформы дистанционного образования ЭОС Moodle (рис. 1)._

Рисунок 1 - Интерфейс структуры ЭОР Экономика по учебной дисциплине «Экономика» для специальностей Лечебное дело и Педиатрия во ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России.

Для работы обучающихся с ЭОР требуется регистрация, после которой администратор ЭОС Moodle открывает доступ для студентов. Наиболее сложным моментом является предоставление доступа, для этого студенты должны сообщить преподавателю адреса своей электронной почты. Практика показывает, что часть студентов или сообщает ошибочный адрес, или адрес почты, который они очень редко или вообще никогда не используют и, поэтому, не получают доступа к ЭОР. Эта проблема отмечена многими исследователями и преподавателями (НИ ТГУ, НИУ ВШЭ), как в отношении регистрации на электронные образовательные ресурсы, так и при применении LMS (Learning Management System) [25, с. 50]

Оценка самостоятельной работы осуществляется с помощью тестов по изучаемому теоретическому материалу.

Практически преподаватель имеет возможность перед каждым аудиторным занятием с помощью электронного ресурса проверить работу студентов по заданному материалу и оценить ее выполнение (рис. 2).

Это повышает мотивированность обучающихся при подготовке к практическим занятиям и дает положительные результаты в аудиторной работе. Применение смешанной технологии обучения при использовании ЭОР позволяет интерактивно регулировать работу студента, и оперативно отвечать на запросы, вне зависимости от времени и места.

Рисунок 2 - Интерфейс результатов работы обучающихся ЭОР Экономика по учебной дисциплине «Экономика» для специальностей Лечебное дело и Педиатрия во ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России.

Электронный ресурс можно использовать и для оценки аудиторной работы студентов. В рамках электронного ресурса средствами ЭОС Moodle ведется журнал текущей успеваемости, в который автоматически заносятся оценки студентов. Такие возможности ЭОР позволяют оценить активность и эффективность рабо-

педагогические науки

Просалова Вероника Сергеевна, Гетман Ольга Викторовна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ...

ты обучаемых в течение семестра и упрощает оценку их знаний во время зачета.

ВЫВОДЫ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Результаты проведенного исследования позволяют сказать, что цель, поставленная нами, была выполнена. Практика внедрения ЭОР дала положительные результаты. Большинство современных исследователей - практиков сходятся во мнении, что использование образовательных электронных ресурсов позволяет не только лучше освоить компетенции, закрепленные за соответствующей дисциплиной, но и закрепить навык использования информационных технологий, стимулирует развитие личностных качеств обучаемых. Именно этих результатов мы смогли достигнуть при разработке ЭОР Экономика по учебной дисциплине «Экономика».

Выводы исследования. Использование ЭОР в преподавании непрофильных дисциплин стимулирует студентов к их изучению, повышает эффективность аудиторной работы, позволяет более гибко использовать внеаудиторное время при подготовке к занятиям.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Основной тенденцией образовательного процесса на сегодняшний день, является развитие и совершенствование образовательных технологий, особое внимание уделяется именно электронному обучению. Поэтому использование ЭОР в обучении студентов медицинских специальностей будет расширяться и совершенствоваться, что ставит задачу проведения дальнейших исследований в данной области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://open.spbstu.ru/wp-content/uploads/2016/02/npoed_treb.pdf

2. ВымятнинВ.М., ДемкинВ.П., НявроВ.Ф. Опыт создания и применения ЭОР на физическом факультете ТГУ // В сборнике: Лучшие практики электронного обучения материалы II методической конференции. Министерство образования и науки РФ; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2016. С. 38-41.

3. Масленикова О.Н. Концептуальные подходы к созданию электронных образовательных ресурсов // Телекоммуникации и информатизация образования. 2006. №6. С. 36 — 44.

4. Гура В.В., Милешко Л.П. Методологические подходы к педагогическому проектирования содержания электронных образовательных ресурсов по технологическим и экологическим дисциплинам //Известия ТРТУ. 2002. №6(29). С.194-195.

5. Маркарова Т. Концепция развития электронных образовательных ресурсов //Информационные ресурсы России. 2008. № 6(106). С. 6.

6. Архипова А.И., Седых С.П. Концепция и типология электронных образовательных ресурсов в структуре кластера инновационной компьютерной дидактики //Школьные годы. 2013. № 48. С. 4 — 13.

7. Исупова Н.И. Электронные образовательные ресурсы в контексте современных технологий обучения // Психолого-педагоггический журнал Гаудеамус. 2014. № 23 (242). С. 156 — 159.

8. Исупова Н.И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2012: сб. мат-лов Междунар. на-уч.-практ. конф. Одесса, 2012. Вып. 4. Т. 23. С. 92-96.

9. Галицких Е.А. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект, 2004.

10. Ходырева Е.А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.

11. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 2 (22). С. 95-97.

12. Карасик, А.А. О развитии электронного обучения в России [Электронный ресурс] / Презентации на 6 Междунар. научно-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании». — Режим доступа: http://nito.rsvpu.ru/NITO2013.

13. Богатенков, С.А. Проектирование безопасной информационной подготовки [Текст] / С.А. Богатенков. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. — 276 с.

14. Богатенков С.А., Тумашев .В.И. Регистрация электронных образовательных ресурсов как эффективное средство развития электронного обучения //Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. С. 203-206.

15. Козловских Л. А. Информационно-образовательная среда вуза

и электронные образовательные ресурсы // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - 2008. - № 3. - С. 15-20.

16. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: Автореф. дис.... докт. пед. наук. - М., 2005.

17. Ивинская М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 217-223.

18. Ланина С.Ю. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках экономики // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 86. С. 101-104.

19. Романова Н. Ю. Особенности применения информационно-коммуникационных технологий в математическом образовании студентов непрофильных специальностей / Н. Ю. Романова, А. Н. Лукьянчук, Е. М. Романова // Электронный научный журнал. 2017.- № 1-1(16). С. 311-319.

20. Рыбачкова А.В., Рыбачков Р.В. Информационные технологии в преподавании экономики в высшей школе //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 120-126.

21. Беляев С.А. Оценка уровня сформированности компетенций у студентов в медицинском вузе по экономическим дисциплинам // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 11-14.

22. Klinkov G.T. Икономическото знание като образователна ре-алност //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 15-17.

23. БрюхановаВ.В., Дорошкевич А.А., КирилловН.С. Использование смешанного обучения при объединении практических и лабораторных занятий // В сборнике: Лучшие практики электронного обучения Материалы III методической конференции. 2017. С. 26-29.

24. Дорошкевич А.А., Брюханова В.В., Кириллов Н.С., Минина О.В. Использование системы Moodle для формирования фонда оценочных средств по дисциплине «основы оптики» // В сборнике: Лучшие практики электронного обучения Материалы III методической конференции. 2017. С. 45-47.

25. Кувшинов Н.Н. Использование EXCEL и GOOGLE-таблиц для создания открытых электронных рабочих журналов преподавателя // В сборнике: Лучшие практики электронного обучения Материалы III методической конференции. 2017. С. 47-53.

Статья поступила в редакцию 22.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.