kvalifikatsii pedagog. kadrov / pod red. E.S. Po-lat. 2-e izd.; ster. M.: Akademiya, 2005. 272 p.
2. Komp'yuternye telekommunikatsii v shkole: po-sobie dlya uchitelya / pod red. E.S. Polat. M., 1995. 218 s.
3. Polilova T.A. Tehnologiya razrabotki mul'timedia proektov. Proekty dlya World Wide Web: distant-sionnyj kurs [Elektronnyj resurs]. UR: http:// textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/
4. Metod proektov. Ser.: Sovremennye tehnologii universitetskogo obrazovaniya. Vyp. 2. Minsk: RIVSh BGU, 2003. 240 s.
5. Kiseleva I.A. Metod proektov na urokah informa-tiki v profil'nyh universitetskih klassah v srede KM-viki // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2(20). S. 105-106.
УДК 004.9
PROJECT ACTIVITIES STUDENTS IN A MEDIUM-INFORMATICS ADOBE INDESIGN
I.A. Kiseleva Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The article describes the organization of the students using the informatics projects by creating online newspaper "Kiichi" among Adobe Indesign.
Key words: project-based learning, project work, Wednesday Adobe Indesign.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
О.Б. Бандура
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 29, Россия, г. Тамбов.
e-mail: [email protected]
В статье описаны особенности использования электронных учебных пособий при изучении курса физики в средней школе. Рассмотрены дидактические принципы разработки, подробно рассмотрено использование электронных контрольных работ и зачетов, разные типы заданий.
Ключевые слова: электронное учебное пособие, физика, учащиеся средней школы, контроль знаний по физике, зачет.
На кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина [1, 2] с 2004 г. ведется работа по разработке и использованию в учебном процессе электронных учебно-методических пособий (ЭУМП). В основе концепции электронных изданий, разрабатываемых на кафедре [3], большое внимание уделяется методической составляющей, что позволяет использовать ЭУМП в качестве тренажера для самопроверки и самоподготовки учащихся.
Электронные учебно-методические пособия «Уровневый контроль знаний по физике» для 10-11 классов [4, 5] предназначены для диагностики знаний учащихся по темам, изучаемым в курсе физики в 10, 11 классах, а также могут использоваться в качестве электронного тренажера. Уровневый подход к контролю знаний позволяет применять пособие на базовом и профильном уровнях подготовки учащихся по физике.
Использование материалов ЭУМП в учебном процессе позволяет расширить арсенал
методологических приемов преподавания и управления учебной деятельностью учащихся, способствует индивидуализации учебного процесса за счет предоставления учащимся возможности как углубленно изучать физику, так и отрабатывать элементарные умения и навыки, позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, осознанно, глубже осознавать физическую сущность процессов и тем самым повышать интерес к предмету.
ЭУМП разработано на следующих дидактических принципах:
- принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, микромодулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию;
принцип вариативности и адаптивности: возможность варьировать глубину и сложность изучаемого материала, в зависимости от поставленных задач обучения, с учетом подготовленности и возможностей как класса в целом, так и отдельного учени-
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (24), 2014
ка. Уровневое модульное распределение материала в ЭУМП обеспечивает реальные индивидуальные методы обучения, требуемые Государственным образовательным стандартом (нового поколения);
- принцип интерактивности: вариативность обучающих воздействий (разнообразие учебных заданий, вариации типов заданий), разнообразие форм контролируемых ответов, уровень обратной связи;
- принцип полноты: каждый модуль имеет следующие компоненты: контрольные вопросы по теории, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по всему модулю с ответами, контрольная работа;
- принцип ветвления: каждый модуль связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль;
- принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое задание, решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу заданного уровня сложности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности: возможность работы с пособием как с помощью учителя (родителей), так и самостоятельно;
принцип последовательности: возможность проведения контроля и самоконтроля как последовательного, так и опережающего или повторяющего.
Формы и методы преподавания физики отразились в методической составляющей ЭУМП. К особенностям электронного пособия по физике мы относим: наличие контрольных работ, зачетов, тестов, организованных таким образом, что учащийся может подготовиться ко всем видам контроля и проверки знаний самостоятельно и заранее, проработав материал без учителя. Рассмотрим подробнее особенности представления отдельных разделов электронного учебного пособия.
Контрольная работа - основной вид контроля знаний учащихся, является составной частью процесса обучения и несет на
себе образовательную, воспитательную и развивающую функции. Проверку знаний, умений и навыков учащихся предлагается проводить на различных этапах усвоения изученного материала, это даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:
- проверочные контрольные работы, предназначенные для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;
итоговые контрольные работы, являющиеся завершающим моментом контроля.
Например, при изучении темы «Основы МКТ» в ЭУМП предлагаются проверочные контрольные «Основные положения МКТ», «Основное уравнение МКТ», «Газовые законы», «Свойства паров, жидкостей и твердых тел», а также итоговая контрольная работа по теме «Основы МКТ». Уровневые контрольные работы, представленные в ЭУМП, содержат 6 задач, объединенные в две группы: базовый и продвинутый уровень. Оценивание осуществляется по принципу рейтинговой оценки.
Зачет представляет собой сочетание письменной и устной проверок знаний, умений и навыков учащихся. С помощью зачета осуществляется контроль теоретических знаний, умения решать качественные, графические и экспериментальные задачи по определенной теме. Наиболее подготовленным учащимся можно предложить количественные задачи повышенной сложности. Зачетная работа охватывает большой объем учебного материала, поэтому содержание ее должно быть известно учащимся заранее (в начале изучения темы). Тематические зачеты могут быть
- открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Ученики самостоятельно выбирают уровень зачета и решают предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания;
- закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек-инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке, или ученик выполняет дополнительное задание.
Зачетная работа по каждой теме содержит два варианта тематического теста, каждый из которых состоит из 15-20 вопросов с выбором одного правильного варианта ответа из числа представленных. Тесты включают в себя задания двух уровней сложности: базового и продвинутого. ЭУМП позволяет работать с тестами как в электронном виде, так и в печатном варианте. На зачете осуществляется контроль усвоения основных вопросов темы:
задания репродуктивного характера, знание основных понятий темы, требующие от учащихся воспроизведения основных физических формул, определений, формулировок законов, правил (1 уровень знаний);
задания, позволяющие проверить знание физического смысла основных физических понятий (по обобщенным планам); умение раскрыть суть явления, доказать, вывести формулу (2 уровень знаний);
- нестандартные задачи по физике (2 и 3 уровни);
задания поискового характера: графические, экспериментальные, количественные, качественные задачи.
Электронное учебно-методическое пособие «Уровневый контроль знаний по физике» может быть рекомендовано в системе довузовской подготовки, в школах (классах) с углубленным изучением физики, в системе дополнительного образования, а также для подготовки и самоподготовки школьников к ЕГЭ.
Литература
1. Лыскова В.Ю. Кафедра информатики и информационных технологий // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. № 5-1. С. 851-871.
2. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности сту-дентов-информатиков на основе малого инно-
вационного предприятия «ИТ--Меридиан» // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2(18). С. 59-63.
3. Лыскова В.Ю., Лысков А.М. Методические аспекты разработки электронных образовательных изданий и ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. №5-1. С. 877-880.
4. Бандура О.Б. Уровневый контроль знаний по физике. 10 класс: электронное учебно-методическое пособие. 1 CD Регистрационное свидетельство № 30171 от 11 марта 2013.
5. Бандура О.Б. Уровневый контроль знаний по физике. 11 класс: электронное учебно-методическое пособие, 1 CD Регистрационное свидетельство № 30172 от 11 марта 2013.
References
1. Lyskova V.Yu. Kafedra informatiki i informat-sionnyh tehnologiy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2009. T. 14. №5-1. S.851-871.
2. Lyskova V.Yu. Praktika klasternogo podhoda: aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studen-tov-informatikov na osnove malogo innovatsion-nogo predpriyatiya «IT-Meridian» // Gaudeamus. Tambov, 2011. № 2 (18). S. 59-63.
3. Lyskova V.Yu., Lyskov A.M. Metodicheskie as-pekty razrabotki elektronnyh obrazovatel'nyh iz-daniy i resursov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2009. T. 14. №5-1. S. 877-880.
4. Bandura O.B. Urovnevyj kontrol' znaniy po fi-zike. 10 klass: elektronnoe uchebno-metodiche-skoe posobie. 1 CD Registratsionnoe svidetel'stvo № 30171 ot 11 marta 2013.
5. Bandura O.B. Urovnevyj kontrol' znaniy po fizike. 11 klass: elektronnoe uchebno-metodiche-skoe posobie. 1 CD Registratsionnoe svidetel'stvo № 30172 ot 11 marta 2013.
FEATURES USE OF ELECTRONIC TEACHING AIDS IN LEARNING PHYSICS
O.B. Bandura
Municipal autonomous educational institution lyceum
№ 29, Russia, Tambov. e-mail: [email protected]
This article describes the features of the use of electronic textbooks in the study of physics course in high school. Considered didactic design principles discussed in detail the use of electronic control works and tests, different types of tasks.
Key words: electronic textbook, physics, high school students, the control of knowledge of physics, ladder.