Научная статья на тему 'Особенности использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричного конфликта: на примере чрезвычайной ситуации в Малайе (1948-1960)'

Особенности использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричного конфликта: на примере чрезвычайной ситуации в Малайе (1948-1960) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИПОВСТАНЧЕСКАЯ БОРЬБА / АССИМЕТРИЧНЫЙ КОНФЛИКТ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ В МАЛАЙЕ / ВЕРТОЛЕТНЫЕ СИЛЫ / ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА / КОЛОНИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ДЕКОЛОНИАЛИЗМ / COUNTERINSURGENCY / ASYMMETRICAL CONFLICT / AIR SUPPORT / VIETNAM WAR / MALAYAN EMERGENCY / HELICOPTER FORCES / AIR INTELLIGENCE / COLONIAL EXPERIENCE / DECOLONIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров Дмитрий Александрович

В данной статье анализируются материалы британских военных, посвященные особенностям использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричных конфликтов на примере чрезвычайной ситуации в Малайе (1948-1960). Акцентируется внимание на трансфере британского колониального опыта американскими военными, осуществляемым через пилотные школы, симпозиумы, публикации докладов колониальных офицеров. Рассматриваются основные стратегические и тактические задачи военно-воздушных сил в контрпартизанской борьбе. Анализируются основные трудности использования авиационных сил поддержки в условиях антиповстанчества, рассматриваются задачи, стоявшие перед пилотами. В статье акцентируется внимание и на функциональных особенностях применения вертолетных сил, ставших одним из определяющих механизмов борьбы с повстанческим движением. Делается вывод о том, что именно британский опыт использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричных конфликтов лег в основу стратегии и тактики военно-воздушных сил США в рамках войны во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нестеров Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the use of air support forces in conditions of asymmetric conflict on the example of the Malayan Emergency (1948-1960)

This article analyses the materials of the British military, devoted to the peculiarities of the use of air support forces in conditions of asymmetric conflicts on the example of the Malayan Emergency (1948-1960). Attention is focused on the transfer of British colonial experience by the US military, carried out through pilot schools, symposia, publication of reports of colonial military. The main strategic and tactical tasks of the air force in counter-guerrilla warfare are considered. The main difficulties of using support aviation forces in conditions of anti-instabilities are analysed, the tasks faced by the pilots are considered. The article focuses on the functional features of the use of helicopter forces, which have become one of the defining mechanisms for dealing with the insurgency. It is concluded that it was the British experience of using the air support forces in asymmetric conflicts that formed the basis of the strategy and tactics of the US air forces in the framework of the Vietnam War.

Текст научной работы на тему «Особенности использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричного конфликта: на примере чрезвычайной ситуации в Малайе (1948-1960)»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-55-59 УДК 327.8(73)"1948/1960"(091)

Нестеров Дмитрий Александрович

Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ СИЛ ПОДДЕРЖКИ В УСЛОВИЯХ АССИМЕТРИЧНОГО КОНФЛИКТА: НА ПРИМЕРЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В МАЛАЙЕ (1948-1960)

Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-20029)

В данной статье анализируются материалы британских военных, посвященные особенностям использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричных конфликтов на примере чрезвычайной ситуации в Малайе (1948— 1960). Акцентируется внимание на трансфере британского колониального опыта американскими военными, осуществляемым через пилотные школы, симпозиумы, публикации докладов колониальных офицеров. Рассматриваются основные стратегические и тактические задачи военно-воздушных сил в контрпартизанской борьбе. Анализируются основные трудности использования авиационных сил поддержки в условиях антиповстанчества, рассматриваются задачи, стоявшие перед пилотами. В статье акцентируется внимание и на функциональных особенностях применения вертолетных сил, ставших одним из определяющих механизмов борьбы с повстанческим движением. Делается вывод о том, что именно британский опыт использования авиационных сил поддержки в условиях ассиметричных конфликтов лег в основу стратегии и тактики военно-воздушных сил США в рамках войны во Вьетнаме.

Ключевые слова: антиповстанческая борьба, ассиметричный конфликт, военно-воздушные силы, авиационная поддержка, война во Вьетнаме, чрезвычайная ситуация в Малайе, вертолетные силы, воздушная разведка, колониальный опыт, деколониализм.

Проблема ведения боевых действий в условиях ассиметричного конфликта занимала одно из главных мест в политологических и оборонных исследованиях в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции в годы холодной войны, а также в начале 2000-х годов, ознаменовавшихся начавшейся войной с терроризмом. Связано это было с процессом деколонизации в странах третьего мира и с увеличившимся количеством антиповстанческих операций в колониальных владениях европейских империй в Африке и Юго-Восточной Азии.

Большая часть исследований, посвященных изучению теории и практики антиповстанчества в условиях ассиметричного конфликта имеют четкую практическую направленность, так как главная цель данных работ - выработка адекватных и эффективных методов и средств для достижения победы над партизанами и умиротворения региона, охваченного повстанческим мятежом. Наибольшее значение из данных исследований приобрели труды британских военных, принимавших участие в антиповстанческих операциях. К ним относятся работы Р. Томпсона [20], Ф. Китсона [8; 9], Р. Клат-тербэка [2], Дж. Пэйджета [13], в которых британские авторы не просто отразили свой боевой опыт, но и, проводя компаративистский анализ ситуации в Южном Вьетнаме, давали прямые рекомендации руководству Соединенных Штатов о необходимости применения тех или иных мер в условиях войны во Вьетнаме.

Несмотря на то, что в современной историографии именно война во Вьетнаме заняла центральное место при рассмотрении ассиметричных конфликтов, нами представляется более логичным обращение к более раннему опыту, а именно кон-

трпартизанской операции в Малайе 1948-1960 годов, так как именно к нему обращались не только британские военные эксперты, но и американские аналитики [10; 18-19].

Именно обращение к британскому опыту в Малайе позволяет рассмотреть причины столь широкого применения вертолетных сил в рамках антиповстанческих операций, задачи, стоящие перед авиационными силами поддержки, влияние при-родно-географических условий на проведение операций и роль авиации в подавлении партизанских движений. Данную исследовательскую проблему и решает проводимое нами исследование.

Как отмечал в 1957 году полковник авиации К.Р.С. Слейтер, именно благодаря поддержке с воздуха британскими силами безопасности были достигнуты высокие результаты по подавлению повстанческого движения во время чрезвычайной ситуации в Малайе [15, р. 378]. Такой же оценке придерживался и бригадный генерал Ричард Мирс, назвавший британский опыт авиационной поддержки в Малайе «бесценным достоянием» [12, р. 77].

Согласно К.Р.С. Слейтеру, стратегию авиационной поддержки в Малайе следует разделить на два этапа: на первом - с июня 1948 до начала 1953 года - основная цель британских ВВС сводилась к подталкиванию повстанцев к сухопутным силам Содружества. На этом этапе удары в основном принимали форму ракетных и бомбардировочных атак. Изменения в стратегии произошли в марте 1953 года, когда повстанцы отказались от первоначального плана захвата контроля над всей территорией страны и отозвали свои силы вглубь джунглей. С этого момента поддержка с воздуха стала более разнообразной и значимой для исхода компании, в связи с чем штаб командования ВВС

© Нестеров Д.А., 2019

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

55

был перенесен из Сингапура в Куала-Лумпур [15, р. 378-379].

Американский исследователь Р. Сандерланд подчеркивает экономичность в использовании британцами авиационной техники. Так, на первом этапе действовала лишь одна авиационная эскадрилья, включающая в себя восемь авиационных машин с экипажем в два человека. На втором этапе, с 1953 года, начала свою работу и вторая эскадрилья. В среднем ими поставлялось 13 тонн продовольствия и снабжения (максимальное значение при этом достигло 324 тонны в 1955 году) [18, р. 104].

Как справедливо отмечал коммодор авиации П.И. Уоркап, основной трудностью в деятельности военно-воздушных сил были природно-климатические условия Малайи. Постоянная перемена погоды, высокая влажность, густые джунгли, неточные данные навигации требовали от пилотов мужества и высочайшего профессионализма [19, р. 2-26]. Тяжелые климатические условия приводили к тяжелым последствиям: во-первых, усталости пилотов (за два с половиной часа вылета каждый летчик терял в среднем 3 килограмма веса), а во-вторых, высокой смертности пилотов, разбивавшихся по причине плохой видимости (низкие облака и холмистая местность) [19, р. 28]. В связи с этим британские пилоты обращали свое внимание на сходность малайских условий с вьетнамскими и призывали американцев готовиться к подобным трудностям.

Главной задачей авиационной поддержки, в соответствии с британской теорией антиповстанческих операций, была поставка необходимых грузов для сухопутных сил. Подача с воздуха делала возможным продолжительное нахождение наземных сил в глубоких джунглях. Данный маневр требовал от пилотов высокого мастерства, так как зона сброса представляла собой чаще всего открытое пространство площадью 100 квадратных метров и была слабо заметна с высоты на фоне густых джунглей [19, р. 27].

Но большее внимание американских экспертов привлекло использование британцами вертолетов. Впервые о необходимости их использования в условиях чрезвычайной ситуации в Малайе было высказано 8 марта 1948 года в сообщении главнокомандующего в министерство обороны. В нем

главнокомандующий просил отправить в Малайю три вертолета, которые впервые прибыли туда в апреле 1950 года [17, р. 189]. Благодаря вертолетам было возможно обойтись без десантных сил, используя обычных пехотинцев. Парашютные подразделения считались очень уязвимыми, так как в случае ранения десантников было сложно найти им равноценную замену. Силы Содружества, как правило, использовали вертолеты с целью более тихого и быстрого вывода войск в назначенный район операций (к концу чрезвычайной ситуации существовали буквально сотни зон приземления -как природных, так и созданных пехотинцами посредством взрывчатых веществ) [19, р. 35].

Другой важной функцией вертолетов была эвакуация раненных с поля боя, что имело огромную моральную ценность для наземных войск. Для этой цели активно применялись вертолеты Уэстленд 8.51 («Стрекоза»), включавшие в себя двух членов экипажа и двух пассажиров и имевшие скорость 70 узлов с дальностью полета 200-250 миль. Поскольку кабина вертолета не была достаточно большой, чтобы разместить пациента, было принято решение разместить два специальных контейнера, или «стручка», вне кабины, на каждой стороне вертолета. Эти стручки, которые выглядели довольно похожими на гробы, были оснащены окнами и управляемыми вентиляционными отверстиями. Также были установлены средства связи с кабиной [6, р. 542].

Задачи, эффективно выполняемые вертолетными силами, сводились к четырем важным аспектам:

1) тактическому движению войск;

2) тактической разведке;

3) поиску раненых;

4) эвакуации.

В итоге за 12 лет войны в Малайе благодаря вертолетам было эвакуировано 4 579 пострадавших, перевезено 127 425 военнослужащих, 17 865 гражданских лиц и 2 649 327 тонн снаряжения [1, р. 68].

Однако у вертолета был один главный недостаток - его стоимость (табл. 1).

Таким образом, чрезвычайная ситуация в Малайе ознаменовала новую эру в развертывании вертолетов в качестве орудия войны в рамках контрповстанческих операций. Их уникальность заключена в особой гибкости использования в боевых операциях. Эта гибкость позволила более

Таблица 1

Стоимость эксплуатации летательных транспортных средств в годы чрезвычайной ситуации в Малайе (данные приведены на основе отчетов статистического отдела университета авиации штата Алабама) [3, р. 66])

№ п/п Название летательного транспортного средства Стоимость в расчете фунтов стерлингов на час

1 Вертолет «Уэстленд Уирлуинд» 218 £ в час

2 Вертолет Бристоль «Сикамор» 162 £ в час

3 Самолет «Пионер» 98 £ в час

4 Самолет «Аустер» 36 £ в час

оперативно развертывать и свертывать войска в условиях джунглей. Но самое главное, что присутствие вертолетов на поле боя укрепляло моральный дух солдат, так как они осознавали, что в случае ранения их не бросят, а быстро эвакуируют в госпиталь.

При этом пилотам вертолетов приходилось работать в сложнейших климатических и географических условиях. Впоследствии, в начале 1960-х годов, их опыт активно перенимали американцы в рамках летных школ [4, р. 52]. Несмотря на то, что вертолеты не являются основной причиной подавления партизанских движений, они, по мнению Дж. Р. Доулинга, стали важными элементами контрповстанческой борьбы [4, р. 92]. Их присутствие, согласно оценке британского военного Р. Л. Клаттербэка, позволило начать наступательные действия против повстанцев и выманить их из укрытий в джунглях [2, р. 107]. Позже американцы будут более масштабно и эффективнее применять вертолетные силы в войне во Вьетнаме.

Другим аспектом авиационной поддержки, на которую обратили пристальное внимание американские аналитики, стали бомбардировки с воздуха. Они позволяли решать три главных задачи:

1) непосредственное уничтожение повстанцев или увеличение шансов армии на контакт с партизанами и их последующей ликвидацией;

2) ликвидация организации повстанческих групп;

3) снижение боевого духа партизан [18, р. 231].

Бомбардировки были затруднены в условиях

Малайи по причине природно-географических условий, неточностей картографии местности, сложности обнаружения цели. В итоге была разработана и внедрена радиолокационная техника, отличавшаяся высокой точностью и не зависящая от времени суток и погоды. Помимо этого, во всех случаях бомбардировки необходимо было получить разрешение полиции, чтобы можно было обеспечить защиту жизней и имущества лояльного правительству населения [19, р. 49].

Эта тактика привела к высоким результатам в 1956 году, когда авиационной бомбардировкой был ликвидирован политический комиссар 7-го независимого взвода Го Чанг Туан, известный своей жестокостью по отношению к сборщикам каучука. Те из них, кто отказывался платить ежемесячную дань, подвергался жестоким пыткам, а затем и убийству на глазах членов своей семьи [14, р. 70-71].

21 февраля 1956 года в ходе операции «Маячная свая» семь Линкольнов 1-й эскадрильи КАДР и четыре канберры эскадрильи № 12 совершили бомбардировку в окрестностях города Клуанг штата Джохор. В ходе нее было убито 22 повстанца, в том числе и Го Чанг Туан [7, р. 76-77]. Ликвидация комиссара оказала большое влияние на местных жителей, но не разрушило организацию партизан.

В мае 1957 года бомбардировки были использованы для ликвидации другого влиятельного повстанца - Тенга Фу-Ланга, члена Государственного комитета Негри-Сембилан. Его убийство привело к большим последствиям - группа Тенга распалась, остатки сдались в декабре следующего года, а прибрежные и центральные районы штата Джохор объявлены полностью очищенными от повстанцев [18, p. 231].

В октябре 1953 года британцами активно начала использоваться и другая тактика действий ВВС - химическое распыление, осуществляемое самолетами «Москито» [19, p. 65]. Управление операциями в Малайе считало, что важным аспектом химической атаки является дефолиация районов вокруг партизанских хозяйств [18, p. 233]. При этом в Малайе никогда не применялся излюбленный американцами во Вьетнаме напалм, так как, по мнению британских офицеров, он не был эффективен в условиях джунглей. К такому выводу они пришли после испытаний на острове Сонгсонг в 1951 году [19, p. 49-50].

Еще одним важным аспектом использования военно-воздушных сил в условиях чрезвычайной ситуации в Малайе была воздушная разведка. Как уже отмечалось выше, основной трудностью в осуществлении военно-воздушных операций было низкое качество картографического материала. Этот недостаток был исправлен в долгосрочной перспективе путем общей аэрофотосъемки всей Малайи. Однако и после выполнения этой задачи съемки не прекращались, так как аэрофотоснимки определенных территорий были жизненно важны для планирования и успеха многих операций сухопутных войск [19, p. 68].

Следует подробнее остановиться и на роли британского специального авиадесантного полка (SAS) в Чрезвычайной ситуации в Малайе. Их деятельность началась в январе 1951 года. Первоначальная миссия специального авиационного полка заключалась в создании лагерей в глубине джунглей, которые могли бы быть заметны с воздуха и в дальнейшем использоваться воздушным транспортом. Члены полка отличались высокой степенью выносливости (находились в джунглях до 17 дней без поддержки с воздуха) и дисциплинированности [18, p. 55; 5, p. 30-31].

Однако с началом деятельности специального авиационного полка начали раздаваться критические голоса со стороны группировок Дальневосточных сухопутных войск (FARELF) в Уайтхолле, косо смотревших на создание нового особого формирования в небольшой зоне военных действий. Специальный авиационный полк обвиняли в неудачах и всеобщем пьянстве [16, p. 230-233]. Толь -ко спустя три года подразделению удалось добиться однозначной оценки своей деятельности [11, p. 251].

Обобщая вышесказанное, отметим, что военные эксперты акцентировали внимание на высокой роли авиационной поддержки в условиях ассиметричного конфликта на примере чрезвычайной ситуации в Малайе. Были определенны конкретные рекомендации по использованию авиации в рамках войны во Вьетнаме. Наиболее важными из них, на наш взгляд, стал акцент на применение вертолетных сил, чем активно воспользуются вооруженные силы США во Вьетнаме.

Библиографический список

1. Boyne W. How the Helicopter Changed Modern Warfar. - Gretna, Louisiana: Pelican Publishing Company, Inc., 2011. - 384 p.

2. ClutterbuckR.L. The Long, Long War: Counter-insurgency in Malaya and Vietnam. - Praeger, 1966. -206 р.

3. Concepts Division. The accomplishment of airpower in the Malayan emergency (1948-1960). - Alabama: Air University, 1963.

4. Dowling J.R. Restricted. RAF Helicopters: The First Twenty Years. Part 1. RAF: Air Historical Branch, 1987.

5. Finlan A. Special Forces, strategy and the war on terror: warfare by other means. - New York: Rout-ledge, 2009. - 204 p.

6. Harvey E.B. Casualty Evacuation by Helicopter in Malaya // British Medical Journal. - 1951. -Vol. 2. - № 4730. - P. 542-544.

7. Jackson R. The Malayan Emergency and Indonesian Confrontation: The Commonwealth's Wars 1948-1966. - Havertown, Philadelphia: Casemate Publishers, 2008. - 176 p.

8. Kitson F. Gangs and Counter-gangs. - Barrie, 1960. - 211 р.

9. Kitson F. Low intensity operations; subversion, insurgency, peace-keeping. - Stackpole Books, 1971. - 208 р.

10. Komer R.W. The Malayan emergency in retrospect: organization of a successful counterinsurgency effort. - RAND CORP SANTA MONICA CA, 1972. -R-957-ARPA. - Р. 108.

11. Leary J.D. Searching for a Role: The Special Air Service (SAS) Regiment in the Malayan Emergency // Journal of the Society for Army Historical Research. - 1995. - Vol. 73. - № 296. - P. 251-269.

12. Miers R. Shoot to Kill. - Faber & Faber, 1959. - 216 р.

13. Paget J. Counter-insurgency campaigning. -L., 1967. - 176 p.

14. Roy K., Saha S. Armed Forces and Insurgents in Modern Asia. - New York: Routledge, 2016. - 258 p.

15. Slater K.R.C. Air Operations in Malaya // Royal United Services Institution. Journal. - 1957. -Vol. 102. - № 607. - P. 378-387.

16. Strawson J.A. History of the SAS Regiment. -London, 1986.

17. Sulaiman N.I. Helicopters as an instrument of war during the Malayan Emergency 1948-1960 // Journal of Nusantara Studies (JONUS). - 2017. -Vol. 2. - № 2. - P. 188-197.

18. Sunderland R. Army Operations in Malaya,

1947-1960. - RAND corp Santa Monica CA, 1964. -№ RM-4170-ISA. - 267 p.

19. Symposium on the Role of Airpower in COIN and Unconventional Warfare: The Malayan Emergency / ed. by A.H. Peterson, G.C. Reinhardt, E.E. Cogner. Memorandum RM-3651-PR. Sponsored by the Department of Defense. Santa Monica: The RAND Corporation, 1963. - 94 p.

20. Thompson R.G.K. Defeating communist insurgency: The lessons of Malaya and Vietnam. - FA Praeger, 1966. - 186 p.

References

1. Boyne W. How the Helicopter Changed Modern Warfar. - Gretna, Louisiana: Pelican Publishing Company, Inc., 2011. - 384 p.

2. Clutterbuck R.L. The Long, Long War: Counterinsurgency in Malaya and Vietnam. - Praeger, 1966. - 206 r.

3. Concepts Division. The accomplishment of airpower in the Malayan emergency (1948-1960). -Alabama: Air University, 1963.

4. Dowling J.R. Restricted. RAF Helicopters: The First Twenty Years. Part 1. RAF: Air Historical Branch, 1987.

5. Finlan A. Special Forces, strategy and the war on terror: warfare by other means. - New York: Routledge, 2009. - 204 p.

6. Harvey E.B. Casualty Evacuation by Helicopter in Malaya // British Medical Journal. - 1951. - Vol. 2. -№ 4730. - P. 542-544.

7. Jackson R. The Malayan Emergency and Indonesian Confrontation: The Commonwealth's Wars

1948-1966. - Havertown, Philadelphia: Casemate Publishers, 2008. - 176 p.

8. Kitson F. Gangs and Counter-gangs. - Barrie, 1960. - 211 r.

9. Kitson F. Low intensity operations; subversion, insurgency, peace-keeping. - Stackpole Books, 1971. - 208 r.

10. Komer R.W. The Malayan emergency in retrospect: organization of a successful counterinsurgency effort. - RAND CORP SANTA MONICA CA, 1972. - R-957-ARPA. - R. 108.

11. Leary J.D. Searching for a Role: The Special Air Service (SAS) Regiment in the Malayan Emergency // Journal of the Society for Army Historical Research. -1995. - Vol. 73. - № 296. - P. 251-269.

12. Miers R. Shoot to Kill. - Faber & Faber, 1959. - 216 r.

13. Paget J. Counter-insurgency campaigning. - L., 1967. - 176 p.

14. Roy K., Saha S. Armed Forces and Insurgents in Modern Asia. - New York: Routledge, 2016. - 258 p.

15. Slater K.R.C. Air Operations in Malaya // Royal United Services Institution. Journal. - 1957. -Vol. 102. - № 607. - P. 378-387.

16. Strawson J.A. History of the SAS Regiment. -London, 1986.

17. Sulaiman N.I. Helicopters as an instrument of war during the Malayan Emergency 1948-1960 // Journal of Nusantara Studies (JONUS). - 2017. -Vol. 2. - № 2. - P. 188-197.

18. Sunderland R. Army Operations in Malaya, 1947-1960. - RAND corp Santa Monica CA, 1964. -

№ RM-4170-ISA. - 267 r.

19. Symposium on the Role of Airpower in COIN and Unconventional Warfare: The Malayan Emergency / ed. by A.H. Peterson, G.C. Reinhardt, E.E. Cogner. Memorandum RM-3651-PR. Sponsored by the Department of Defense. Santa Monica: The RAND Corporation, 1963. - 94 r.

20. Thompson R.G.K. Defeating communist insurgency: The lessons of Malaya and Vietnam. - FA Praeger, 1966. - 186 r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.