УДК 94(73).092.2
аналитические центры и полити в странах «третьего мира»
в начале 1960-х годов
С. Г. Малкин
Малкин Станислав Геннадьевич, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, права и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет, [email protected]
В статье анализируется влияние аналитических центров на формирование политики США в странах третьего мира в начале 1960-х годов. Раскрывается роль аналитических центров как связующих звеньев между экспертным знанием и политической властью. Особое внимание уделено причинам роста влияния аналитических центров в связи с принадлежностью многих членов администрации президента Кеннеди к Совету по международным отношениям и приходу в Пентагон аналитиков из корпорации РЭНД. Показано, что основное внимание аналитических центров в это время было сосредоточено на проблеме полномасштабного вмешательства США во Вьетнам.
Ключевые слова: аналитические центры, холодная война, Совет по международным отношениям, корпорация РЭНД, контрпартизанская война, война во Вьетнаме.
Think Tanks and usA Politics in the Countries of «the third World» at the Beginning of the 1960s
s. G. Malkin
Stanislav G. Malkin, ORCID 0000-0001-9522-7926, Samara State University of Social Sciences and Education, 65/67, M. Gorkiy Str., Samara, 443099, Russia, [email protected]
In article the influence of analytical centers on formation the USA policy in the countries of «the Third world» in the early 1960s is analyzed. The feature of analytical centers as links between the expert knowledge and political power is revealed. Special attention is paid to the reasons of expansion of the analytical centers' influence by the reason of belonging of many members of the President Kennedy Administration to The Council on Foreign Relations and coming of the analysts from RAND Corporation to Pentagon. It is demonstrated that the main attention of analytical centers in that time was concentrated on the problem of full-scale intervention of the USA in Vietnam. Key words: think tanks, «Cold war», Council on Foreign Relations, RAND Corporation, counterinsurgency, Vietnam War.
DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-3-363-367
Ко второй половине ХХ в. в США сформировалась сложная разветвленная сеть аналитических центров, структур и институций, получивших обобщенное название «фабрики мысли»1. Главной отличительной особенностью этих организаций по сравнению с научно-исследовательскими центрами является их связующая роль между знанием и властью, государством и гражданским обществом, а также разработка
политики в интересующих правительство областях2. Иными словами, главным результатом работы «фабрик мысли» являются идеи, анализ и альтернативы, в которых заинтересован политический истеблишмент.
Американский исследователь Томас Меди-вец называет «фабрики мысли» особой буферной зоной, соединяющей в себе политическую, интеллектуальную, экономическую сферы и средства массовой информации, формирующей теоретическую и идеологическую подготовку кадров в соответствующих сферах общественной жизни3. Они обеспечивают базу для создания, распространения и популяризации идей и политических предложений, участвуют в различных формах политического образования через проведение конференций, предоставление пресс-релизов и организацию брифингов4. Они являются как источником инноваций, так и информационной основой политической сферы. Но в то же время аналитические центры выходят за рамки традиционного определения политики.
Следует отметить, что в рассматриваемый нами период (начало 60-х гг. ХХ в.) термин «фабрики мысли» был гораздо более узким понятием, чем сейчас, и применялся лишь к экспертным группам, изучавшим международные отношения и связанные с ними стратегические вопросы5. Именно на начало 60-х гг. ХХ в. приходится рост количества аналитических центров, что логически объясняется переориентацией американской политики с приходом к власти Дж. Ф. Кеннеди, вызванной появлением новой элиты - более светской, рациональной и образованной, а также ростом движений за права меньшинств и переопределением приоритетов в области национальных интересов6. При этом основными поставщиками идей о перспективах политики США в третьем мире в это время для новой администрации президента стали Совет по международным отношениям и корпорация РЭНД (RAND англ. -аббревиатура от Research and Development «Исследования и разработка»).
Как вспоминал Артур Шлезингер-младший, «У Кеннеди были определенные трудности в плане знакомств. Он имел мало связей в нью-йоркском финансовом и юридическом сообществе, поставлявшем долгое время в демократические и республиканские администрации... способных людей. Это сообщество было сердцем американского истеблишмента. Его основателями и кумирами были Генри Л. Стимсон
© Малкин С. Г., 2018
и Элиу Рут, а нынешними лидерами - Роберт Ловетт и Джон Макклои. Их представляли различные организации, в том числе СМИ - фонды Рокфеллера, Форда и Карнеги, а также Совет по международным отношениям, Нью-Йорк Таймс и Государственный департамент США. Нью-йоркский истеблишмент с недоверием смотрел на Кеннеди. Однако когда он стал президентом, они были готовы сплотиться вокруг него, а Кеннеди был готов принять их. Это было частью стратегии успокоения»7.
Ключевым контактом для выстраивания связей Кеннеди с нью-йоркским истеблишментом стал Роберт Ловетт8, которому Кеннеди предложил на выбор посты министра обороны, финансов и государственного секретаря. Но Ло-ветт был вынужден отказаться от предложения из-за проблем со здоровьем. Несмотря на это он оставался частью неформальной сети контактов. Именно Ловетт предложил президенту кандидатуры на важные государственные посты: на пост министра обороны - Роберт Макнамара, на пост министра финансов - Кларенс Дуглас Диллон, а на пост госсекретаря - Дин Раск9. При этом особое внимание следует обратить на то, что все они являлись членами Совета по международным отношениям, как и половина высших должностных лиц во время президентства Кеннеди10.
Совет по международным отношениям (CFR) и Королевский институт международных отношений (RIIA) были инициированы на серии неофициальных встреч в Париже в 1919 году. Их цели были идентичны. Предполагалось, что они должны быть двумя отделениями одного института международных отношений. Обе стали едва ли не самыми важными, уважаемыми, влиятельными и престижными организациями по изучению иностранных дел в своих странах11. Они публикуют ежеквартальные обзоры - Foreign Affairs (CFR) и International Affairs (RIIA). С ними консультировались в отношении международных договоров и конференций в межвоенные годы. Они играли ключевую роль в предварительной подготовке и планировании послевоенного миропорядка. Они были и являются основной частью внешнеполитических учреждений своих стран и сети элит, объединяющей университеты, благотворительные фонды и действующих политиков12. При этом членство в Совете было возможным лишь по рекомендации одного из его представителей13. Главной же функцией организации была координация аналитических центров по изучению внешнеполитических процессов с политическим истеблишментом, ответственным за принятие важных государственных решений14.
Важную роль в определении вектора американской политики в странах третьего мира в рассматриваемый нами период играли идеологические и методологические воззрения членов Совета. В информационном бюллетене ЦРУ от
29 августа 1961 г. говорится, что члены Совета по международным отношениям - признанные социалисты, коммунисты или сочувствующие им, а главная цель этой организации - формирование единой мировой социалистической системы во главе с США15. Это утверждение было не просто преувеличением - оно свидетельствовало о существенных различиях в подходах «фабрик мысли» и разведывательного управления к анализу процессов, происходивших в третьем мире. Дело заключалось в том, что Совет в своих подходах опирался на теорию модернизации, которая была по своей природе антикоммунистической, но одновременно сочетала в себе взгляды, созвучные многим базовым элементам марксизма16.
Упрощенно теория модернизации отличалась от марксизма тем, что не содержала эсхатологическое пророчество о грядущей коммунистической утопии. По мнению ее сторонников, светская, материалистическая утопия уже была достигнута в послевоенных США. А значит, всему остальному миру суждено следовать модели развития, представленной современной Амери-кой17. Но этот универсализм не предполагал экуменического объединения всех многообразных традиций мира, а означал навязывание «современных» (т. е. американских) ценностей «отсталым обществам» и экономическую интеграцию их экономик в мировую капиталистическую систему в качестве младших членов18.
Теория модернизации в описываемый нами период господствовала в США, а один из ее активных представителей, Уолтер Ростоу, в 1961 г. был даже назначен на должность руководителя отдела долгосрочной политики Государственного департамента. Эта должность была вознаграждением за его службу в качестве советника президента Кеннеди по политическим вопросам в предыдущие два года и во время президентской кампании 1960 года19.
Если Совет по международным отношениям носил в большей степени идеологический и координационный характер, то корпорация РЭНД была одним из основных исследовательских центров20. Датой ее основания принято считать март 1946 г., когда был подписан контракт с авиастроительной компанией «Дуглас Эйркрафт»21. Целью РЭНД стала научная разработка методов, техник и инструментов для оптимального использования военно-воздушных сил в вооруженных конфликтах22. Первоначальные исследования корпорации касались вопросов создания, развития и использования космических спутников, а личным патроном организации выступал командующий Стратегическими силами ВВС США генерал Кертис Лемей23. Но уже в начале 1960-х гг. Кертис Лемей из патронов РЭНД превратится в одного из самых яростных критиков деятельности организации, что связано с переходом организации от заказов ВВС США к министерству обороны24.
Основными функциями корпорации РЭНД к началу 1960-х гг. стали создание межконтинентальных баллистических ракет, разработки десятков новшеств в военной области, проведение экспертиз для творцов внешней политики США, анализ ядерной политики и разработка политики сдерживания, прогнозирование будущих военных конфликтов и разработка системы финансирования оборонных программ, метода анализа сравнительной эффективности и системного анализа25.
Как отметил Дж. Смит, «фактически РЭНД и "фабрики мысли" стали синонимами. РЭНД стал прототипом для метода организации и финансирования исследований, разработок, технических оценок, проводимых по поручению правительства, но осуществляемых частными некоммерческими исследовательскими центрами»26.
Историки эпохи холодной войны в США отмечают влияние исследований РЭНД на так называемую «революцию Макнамары» в Пентагоне при администрациях Кеннеди и Джонсона27. Роберт Макнамара был ветераном Управления статистического контроля ВВС - службы, ставшей основой корпорации РЭНД. Макнамара разделял склонность РЭНД к использованию количественного анализа и привел в Пентагон большое количество исследователей данной «фабрики мысли» с целью установления программного планирования и бюджетирования, а также методов управления, разработанных экономическим департаментом корпорации РЭНД28. Именно с этого момента и начинается активное сотрудничество корпорации с вооруженными силами США.
Начиная с 1962 г. корпорация РЭНД приступила к серии исследований, посвященных различным аспектам ведения боевых действий в Юго-Восточной Азии, что объясняется нарастающей дискуссией в американском истеблишменте о возможном полномасштабном вмешательстве во вьетнамский конфликт. Отдельного упоминания при этом заслуживает то обстоятельство, что аналитики, прежде всего, рассматривали опыт европейских империй в данном регионе. За период с 1962 по 1963 г. была проведена серия симпозиумов с участием международной экспертной группы - непосредственных участников антиповстанческих операций под руководством колониальных администраций Великобритании и Франции, а также США, в Юго-Восточной Азии. Наряду с обсуждением общих вопросов организации контрпартизанской борь-бы29 рассматривались и узкоспециальные - связанные с ролью военно-воздушных сил в этих вооруженных конфликтах30.
Помимо проведения симпозиумов корпорация РЭНД опубликовала (разумеется, ко многим из них в 1960-е гг. доступ был ограничен) и целую серию аналитических материалов, посвященных значению Юго-Восточной Азии для глобальной
стратегии США31, специфике организации контрпартизанской борьбы во Вьетнаме32, перспективам программы «стратегических деревень»33, возможностям использования ядерного оружия (в том числе в рамках войны во Вьетнаме)34, проблемам государственного управления в Южном Вьетнаме35. Все эти исследования стали важным информационным ресурсом для принятия решения о полномасштабном вмешательстве США во Вьетнам и для выбора политического курса, связанного с военным присутствием в этой стране.
При этом стоит отметить, что вооруженные силы часто игнорировали рекомендации экспертного сообщества, что, в свою очередь, приводило к неминуемым человеческим жертвам и внешнеполитическим провалам36. Так, признанный в Великобритании и США британский эксперт по борьбе с повстанцами сэр Роберт Томпсон, сделавший себе имя в этом качестве во время чрезвычайного положения в Малайе в 1950-е гг.37, рекомендовал американским войскам не бомбить вьетнамские деревни, не делать приоритетом использование военно-воздушных сил, а опираться в основном на силы специального назначения («зеленые береты») и местное ополчение38. Но это предложение не встретило поддержки у военных и политиков, что привело к многочисленным жертвам с американской и вьетнамской сторон.
Таким образом, в период президентства Кеннеди наибольшее внимание в свете политики США в Юго-Восточной Азии «фабрики мысли» уделяли проблеме полномасштабного вмешательства американцев во Вьетнам. В этой связи эксперты Совета по международным отношениям и аналитики из корпорации РЭНД рассматривали разнообразный опыт других держав (европейских колониальных империй, прежде всего Великобритании в Малайе и Франции в Индокитае и Алжире второй половины 19401950-х гг.) в условиях контрпартизанской борьбы в странах третьего мира. Активно и с привлечением участников событий изучались их стратегия, тактика, методы и средства с точки зрения их применимости для ведения войны во Вьетнаме39.
Именно в этом контексте следует оценивать заметный рост влияния аналитических центров на внешнюю политику США при администрации Кеннеди. Это обстоятельство было связано и с принадлежностью большого количества ее членов к Совету, и с приходом в Пентагон аналитиков из РЭНД. В начале 1960-х гг. именно эти «фабрики мысли», как известно, были наиболее влиятельными с точки зрения формулирования и формирования курса администрации президента США в Юго-Восточной Азии. Однако установление факта своеобразного обмена кадрами между этими организациями позволяет под новым углом посмотреть на характер взаимодействия экспертного знания и политической
власти в рамках деятельности этих аналитических центров.
Вместе с этим вызывают удивление провальные результаты вовлечения США в конфликт во Вьетнаме. Следовательно, при изучении американской политики в странах третьего мира в годы холодной войны следует обращать особое внимание на зазор между рекомендациями экспертного сообщества и практической деятельностью американских властей (как, например, в Юго-Восточной Азии в начале 1960-х гг.). Его выявление и последующий анализ (с учетом кадрового «взаимопроникновения» аналитических и властных структур) позволят более предметно судить о причинах внешнеполитических успехов и провалов в этом регионе, выявлять преемственность и разрыв традиций в деятельности великих держав в странах третьего мира до и после начала деколонизации и последующего распада европейских колониальных империй.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-78-20029).
Примечания
1 Этот термин, вошедший в лексикон благодаря американским журналистам А. Уайту и Дж. М. Кирану, быстро стал нарицательным и активно используется и в научном глоссарии (примеч. авт.)
2 См.: Think tanks and civil societies : Catalysts for ideas and action / ed. by R. K. Weaver [et al.]. New Jersey, 2002. Р. 9 ; Dickson P. Think Tanks. N. Y., 1976. P. 36.
3 См.: Medvetz T. Think tanks in America. Chicago, 2012. Р. 7.
4 См.: Stone D. Capturing the political imagination : Think tanks and the policy process. L., 1996. Р. 1.
5 См.: Think tanks and civil societies : Catalysts for ideas and action. Р. 2.
6 См.: Ricci D. M. The transformation of American politics : The new Washington and the rise of think tanks. New Haven, 1993. Р. 208.
7 Thousand days, John F. Kennedy in the White House / ed. by A. M. Schlesinger [et al.]. Boston, 1965. Р. 127-129.
8 Роберт Ловетт (1895-1986) - американский государственный деятель, сыгравший большую роль в создании ЦРУ Разработал программу перевооружения в рамках Корейской войны. С 17 сентября 1951 г. по январь 1953 г. занимал пост министра обороны США. После отставки занимал руководящую роль в банке Brown Brothers Harriman.
9 См.: Shoup L. H., Minter W. Imperial Brain Trust : The Council on Foreign Relations and United States Foreign Policy. N. Y., 1977. Р. 63 ; Thousand days, John F. Kennedy in the White House. Р. 141.
10 См.: Shoup L. H., Minter W. Op. cit. Р. 64.
11 См.: Parmar I. Think Tanks and Power in Foreign Policy : a comparative study of the role and influence of the Council on Foreign Relations and the Royal Institute of International
Affairs, 1939-1945. N. Y, 2004. Р. 3 ; DomhoffG. W. The Council on Foreign Relations and the Grand Area : Case Studies on the origins of the IMF and the Vietnam War // Class, Race and Corporate Power. 2014. Vol. 2, № 1. Р. 2.
12 См.: Parmar I. Op. cit. Р. 3.
13 Этот факт подтверждается, например, обширной перепиской Аллена Даллеса, хранящейся в архиве ЦРУ. В адресованных ему письмах представители политического, экономического, научного сообщества благодарят его за рекомендации, данные Совету. См.: Letter to Paul C. She eline from Allen W. Dulles // CIA-RDP80B01676R003900010058-8 ; CIA-RDP80R01731R001200030001-9 ; CIA-RDP80B01676R004000060009-5. Следует учитывать, что инициатива вступления в Совет исходила не только от претендентов. Например, 18 ноября 1953 г. А. Даллес предложил вступить в Совет Роберту Катлеру, советнику президента по национальной безопасности, на что получил отказ. См.: Letter to Mr. Allen W. Dulles from Robert Cutler // CIA-RDP80R01731R001200020005-6.
14 Ярким примером подобной координации является личность Генри Киссинджера. Будучи членом Совета по международным отношениям, он работал в Фонде Братьев Рокфеллеров, в Центре международных отношений при Гарварде (см.: Suri J. Henry Kissinger and the American Century. Harvard University Press, 2007. Р. 28), а на протяжении 1962-1963 гг. был консультантом корпорации РЭНД и Совета национальной безопасности США, зарекомендовав себя одним из уважаемых и престижных стратегических экспертов (Ibid. Р. 187-188).
15 Подобного рода обвинения звучали и в начале 1970-х гг. в среде некоторых конгрессменов. Совету по международным отношениям инкриминировали навязывание правительству США интересов ООН, имперскую политику в странах третьего мира, использование ЦРУ в собственных интересах, но главное - попытку создать теневое правительство США. См.: CIA-RDP70-00058R000200120170-8 ; CIA-RDP74B00415R000300070031-4.
16 См.: Gilman N. Modernization Theory, the Highest Stage of American Intellectual History // Staging Growth : Modernization, Development, and the Global Cold War / ed. D. Engerman [et al.]. Amherst, 2003. Р. 18.
17 См.: Gilman N. Mandarins of the future : Modernization theory in Cold War America. Baltimore, 2003. Р. 14.
18 Ibid. P. 15.
19 Ibid. P. 198.
20 Во многом по этой причине основной удар негативного общественного мнения пришелся именно на корпорацию РЭНД. Эти негативные настроения хорошо выразила в своей песне «Гимн корпорации РЭНД» звезда фолк-музыки 60-х гг. Мальвина Рейнольдс : Прикосновением нажатия кнопки
Спасут нас от судьбы, что хуже смерти. Одним ударом нас спасут от назначенного врага. Но кто нас спасет от РЭНД, дорогой Господь, Кто спасет нас от РЭНД? (перевод мой. - С. М.).
21 См.: SpechtR. D. RAND - A personal view of its history // Operations Research. 1960. Vol. 8, № . 6. Р. 825.
22 Ibid.
23 Amadae S. M. Rationalizing capitalist democracy : The cold war origins of rational choice liberalism. Chicago, 2003. Р. 33.
24 Ibid. P. 34.
25 См.: DicksonPl. Op. cit. P. 64, 80, 83.
26 Smith J. A. Idea brokers : Think tanks and the rise of the new policy elite. N. Y., 1993. Р. XIV.
27 См., например: LeonardR. J. War as a "Simple Economic Problem'' : The Rise of an Economics of Defense // Economics and National Security : A History of Their Interaction / ed. by C. D. W. Goodwin. Durham ; L., 1991. Vol. 23. P. 261-283.
28 См., например: Byrne J. A. The whiz kids : The founding fathers of American business-And the legacy they left us. N. Y., 1993 ; Hay D. L. Bomber businessmen : The Army Air Forces and the rise of statistical control, 1940-1945. N. Y., 1995.
29 См., например: Counterinsurgency : a symposium, April 16-20, 1962 / eds. St. Hosmer, S. O. Crane. Santa Monica, 2006.
30 См., например: Symposium on the Role of Airpower in Counterinsurgency and Unconventional Warfare / eds. A. H. Peterson, E. E. Conger, G. C. Reinhardt. Santa Monica, 1963 ; Counterinsurgency symposium on the role of airpower in counterinsurgency and unconventional warfare : Chin it operations in Burma / eds. A. H. Peterson, E. E. Conger, G. C. Reinhardt. Santa Monica, 1963 ; Counterinsurgency symposium on the role of airpower in counterinsurgency and unconventional warfare : the Philippine Huk campaign / eds. A. H. Peterson, E. E. Conger, G. C. Reinhardt. Santa Monica, 1963 ; Counterinsurgency symposium on the role of airpower in counterinsurgency and unconventional warfare : the Malayan emergency / eds. A. H. Peterson, E. E. Conger, G. C. Reinhardt. Santa Monica, 1963 ; Counterinsurgency symposium on the role of airpower in counterinsurgency
and un-conventional warfare : the Algerian war / eds. A. H. Peterson, E. E. Conger, G. C. Reinhardt. Santa Monica, 1963 etc.
31 См.: Wolf Jr. C. Some Aspects of the ''Value'' of Southeast Asia to the United States. Santa Monica, 1963.
32 См.: Farmer J. Counter-insurgency : Vietnam 1962-1963. Santa Monica, 1963. №2 P2778 ; Reinhardt G. C. Guerrilla-Combat, Strategy and Deterrence in Southeast Asia. Santa Monica, 1963 ; Farmer J. Counterinsurgency : Principles and Practices in Vietnam. Santa Monica, 1964. № P-3039.
33 См.: Donnell J. C., Hickey G. C. The Vietnamese' Strategic Hamlets' : A Preliminary Report. Santa Monica, 1962. № RM-3208-ARPA.
34 См.: Wolf Jr. C. The Uses and Limitations of Nuclear Deterrence in Asia. Santa Monica, 1964. № P-2958.
35 См.: SturdevantC. V. The Border Control Problem in South Vietnam. Santa Monica, 1964.
36 См.: Counterinsurgency : a symposium, April 16-20, 1962 / eds. St. Hosmer, S. O. Crane. Р. 7 ; Kitson F. Bunch of Five. L., 1977. Р. 201.
37 См.: Obituary : Sir Robert Thompson // The Times of London. 1992. May 20. URL: http://academics.wellesley. edu/Polisci/wj/Vietnam/Obituaries/thompson.htm (дата обращения: 10.11.2017).
38 См.: BuschP. All the way with JFK? : Britain, the US, and the Vietnam War. Oxford, 2003. Р. 164.
39 Например : KitsonF. Gangs and Counter-gangs. L., 1960 ; Bohannan C. T. R. Ant guerrilla Operations // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1962. Vol. 341, № 1. P. 19-29 ; Galula D., Hoffman B. Pacification in Algeria, 1956-1958. Santa Monica CA, 1963. № RAND/M-RM-3878-ARPA ; Thompson R. G. K. Defeating communist insurgency : experiences from Malaya and Vietnam. L., 1966 ; Idem. No exit from Vietnam. Philadelphia, 1969.
Образец для цитирования:
Малкин С. Г. Аналитические центры и политика США в странах «Третьего мира» в начале 1960-х годов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 363-367. DOI: 10.18500/1819-49072018-18-3-363-367.
Ote this article as:
Malkin S. G. Think Tanks and USA Politics in the Countries of «the Third World» at the Beginning of the 1960s. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 3, рр. 363-367 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-49072018-18-3-363-367.