Научная статья на тему 'Особенности исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями'

Особенности исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный сектор / казенные учреждения / налог на прибыль / налог на добавленную стоимость / налоговые обязательства / state institutions / tax liabilities / public sector / income tax / value added tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анастасия Васильевна Скидан, Ксения Сергеевна Архипова

В статье представлен анализ подходов к определению природы государственного сектора российской экономики, роли казенных учреждений в ней, обзор правового положения данного типа учреждений, а также изучены основные особенности системы исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the fulfillment of tax obligations by state institutions

The article presents an analysis of approaches to determining the nature of the public sector of the Russian economy, the role of state institutions in it, an overview of the legal status of this type of institution, and also examines the main features of the system for fulfilling tax obligations by state institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 109-115 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):109-115

Проблемы экономики

Научная статья УДК 336.2

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-109-115

Особенности исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями

Анастасия Васильевна Скидан1, Ксения Сергеевна Архипова2

1 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия 1tark-anastasiya@yandex.ru 2karkhipova-19@edu.ranepa.ru

Аннотация. В статье представлен анализ подходов к определению природы государственного сектора российской экономики, роли казенных учреждений в ней, обзор правового положения данного типа учреждений, а также изучены основные особенности системы исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями.

Ключевые слова: государственный сектор, казенные учреждения, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налоговые обязательства

Для цитирования: Архипова К. С., Скидан А. В. Особенности исполнения налоговых обязательств казенными учреждениями // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 109115. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-109-115. EDN LYLOVL

Problems of Economics

Original article

Features of the fulfillment of tax obligations by state institutions

Anastasia V. Skidan1, Ksenia S. Arkhipova2

1, 2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

1tark-anastasiya@yandex.ru

2karkhipova-19@edu.ranepa.ru

Abstract. The article presents an analysis of approaches to determining the nature of the public sector of the Russian economy, the role of state institutions in it, an overview of the legal status of this type of institution, and also examines the main features of the system for fulfilling tax obligations by state institutions. Keywords: state institutions, tax liabilities, public sector, income tax, value added tax

For citation: Arkhipova K. S., Skidan A. V. Features of the fulfillment of tax obligations by state institutions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):109-115. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-109-115. EDN LYLOVL

Государство, в той или иной мере, всегда присутствовало в экономике, однако степень его вмешательства различалась на разных этапах развития экономической системы. Неотъемлемым и необходимым элементом структуры современной экономики является государственный сектор, который в условиях политико-экономических реалий и возрастания угроз национальной безопасности имеет большое значение.

В современной науке существуют различные подходы при определении природы государственного сектора российской экономики, которые приведены на рис. 1.

© Скидан А. В., Архипова К. С., 2023

EDN LYLOVL

Рис. 1 Подходы к пониманию природы государственного сектора1 Fig. 1 Approaches to understanding the nature of the public sector

На законодательном уровне в Российской Федерации определение границ и состава государственного сектора происходит в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм. Согласно данному документу, государственный сектор представляет собой совокупность ключевых институциональных единиц сектора государственного управления, а также финансовых и нефинансовых корпораций2. На рис. 2 изображена структура государственного сектора РФ с выделением соответствующих подсекторов.

Рис. 2. Структура государственного сектора Российской Федерации3 Fig. 2. The structure of the public sector of the Russian Federations

1 Состаавлено авторами.

2 ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (утв. Приказом Росстан-дарта от 16.10.2012 № 505-ст) (ред. от 09.02.2023) (вместе с Пояснениями к позициям ОКОПФ) [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).

3 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://budget.gov.ru/ (дата обращения:10.08.2023).

Сектор государственного управления РФ представляет собой совокупность органов государственной власти и МСУ, а также создаваемых ими учреждений, наделенными полномочиями трех ветвей власти в пределах соответствующей территории1.

В соответствии с п. 11 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ2 на органы государственной власти и МСУ распространяются особенности правового положения казенных учреждений, что закрепляется п. 2 ст. 41 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф33. В свою очередь, согласно п. 1 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ (часть первая] от 30.11.1994 № 51-ФЗ4 и п. 2 ст. 9.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5 казенные учреждения наряду с бюджетными и автономными являются типами государственных (муниципальных] учреждений.

Казенные учреждения современный тип государственных (муниципальных] учреждений, так как их образование юридически закреплено как результат их реформирования посредством принятия ФЗ от 08.05.2010 № 836, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 на рисунке 3 определены типы казённых учреждений.

Категории казенных учреждении управления объединений, соединений и воинские части ВС РФ: военные комиссариаты,, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований

учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждении, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления

— специализированные учреждения дтя несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ. ФМС. ФТС. ФСБ. Службы внешней разведки. ФСО. подразделения ФПС МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти

психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории н противочумные учреждения

Рис. 3. Категории казенных учреждений Fig. 3. Categories of state institutions

1 ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (утв. Приказом Госстандарта от 16.10.2012 № 505-ст) (ред. от 09.02.2023) (вместе с Пояснениями к позициям ОКОПФ) [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).

2 П. 11 ст. 161 гл. 18 р. 5 ч. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

3 П. 2 ст. 41 гл. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

4 П. 1 ст. 123.22 гл. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

5 П. 2 ст. 9.1 гл. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.

6 Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, № 19, ст. 2291.

На уровне субъектов и муниципальных образований РФ к данному типу учреждений относятся централизованные бухгалтерии, службы занятости населения, многофункциональные центры, школы искусств, библиотеки и другие учреждения1.

В табл. 1 представлены данные, посвященные количеству действующих государственных (муниципальных] учреждений в РФ.

Таблица 1 - Действующие государственные (муниципальные) учреждения

по федеральным округам РФ2

Table 1 - Operating state (municipal] institutions by federal districts of the Russian Federation

Тип государственного (муниципального) учреждения

Федеральный округ Казенное Бюджетное Автономное Всего.

кол-ео7 уд. вес кол-во, уд. вес кол-во, уд. вес шт.

шт. в 8, % шт. в В, % шт. в В, %

1 2 3 4 5 6 7 8

Центральный S 441 27,6 19 В95 65,1 2 22В 7,3 30 564

Южный 9 165 413 11 686 52,7 1 333 <5;0 22 184

Северо-Западный 2 160 16,9 В 757 68,6 1 Ё47 14,5 12 764

Дальневосточный 2 665 21.0 В 042 63.3 1 997 15,7 12 704

Сибирский 5 922 29,0 12 455 6 L0 2 051 10,0 20 428

Уральский 3 3ÓÓ 28,4 5 121 43 ,2 3 355 2В,3 11 842

Приволжский 4 936 16.0 20 235 65.6 5 665 1В.4 30 836

Северо-Каь казскин 5 234 46,2 5 906 52Д 195 1.7 11 335

Итого 41 m 27,4 92 097 60,3 1В 671 12,2 152 657

Согласно данным табл. 1, на 01.08.2023 г. в Российской Федерации осуществляют свою деятельность 92 097 шт. бюджетных учреждений с удельным весом 60,3% в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений, далее располагаются казенные и автономные учреждения в количестве 41 889 шт. и 18 671 шт. с удельным весом 27,4% и 12,2% соответственно. Необходимо отметить, что наибольший объем государственных (муниципальных) учреждений приходится на Приволжский федеральный округ и составляет 30 836 шт., из которых осуществляют свою деятельность 20 235 шт. бюджетных, 4 936 шт. казенных, 5 665 шт. автономных учреждений. В свою очередь, на Южный федеральный округ приходится 30 564 шт. государственных (муниципальных) учреждений. В состав данного показателя включена Ростовская область, где осуществляют свою деятельность 4 457 шт. государственных (муниципальных) учреждений, из которых 390 шт. казенных, 219 шт. автономных и 3 848 шт. бюджетных учреждений (табл. 2).

В Российской Федерации осуществляют свою деятельность 27 811 шт. казенных учреждений муниципального уровня с удельным весом 66,4% в общем количестве казенных учреждений, далее располагаются казенные учреждения субъекта РФ и казенные учреждения федерального уровня в количестве 10 538 шт. и 3 540 шт. с удельным весом 25,2% и 8,5% соответственно. Необходимо отметить, что наибольший объем казенных учреждений приходится на Южный федеральный округ и составляет 9 165 шт., из которых осуществляют свою деятельность 3 555 шт. казенных учреждений муниципального уровня, 5 138 шт. казенных учреждений субъекта РФ и 472 шт. казенных учреждений федерального уровня.

Казенные учреждения применяют общую систему налогообложения, однако имеют свои особенности при исчислении и уплате законодательно установленных налогов и сборов. На рис. 4 приведен перечень таких налогов, сборов и страховых взносов с учетом применяемой системы налогообложения.

1 Годовой отчет для казенных учреждений - 2021 (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).

2 Составлено авторами по состоянию на 01.08.2023 г. по материалам официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bus.gov.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).

Таблица 2 - Действующие казенные учреждения по уровням и федеральным округам Российской Федерации1

Table 2 - Operating state institutions by levels and federal districts of the Russian Federation

Федеральный округ Всего, шт. в том числе

Федеральные Субъекта РФ Муниципальные

кол-во, шг. уд. вес в 2, % КОЛ-ЕО, ШТ. уд. вес в 2, % КОЛ-ЕО, шт. уд. вес в 2, %

1 2 3 4 5 6 7 S

Центральный 8 441 777 9,2 1 321 15,6 6 343 75,1

Южный 9 165 472 5,2 5 138 56Д 3 555 38,S

Северо-Западный 2 160 387 17,9 564 26,1 1 209 56,0

Дальневосточный 2 665 321 12.0 524 19,7 1 620 68.3

Сибирский 5 922 440 7,4 S3 5 14,1 4 647 78,5

Уральский 3 366 307 9,1 429 12,7 2 630 78,1

Приволжский 4 936 629 12,7 1 016 20.6 3 291 66.7

Северо-Кав казский 5 234 207 4,0 711 13,6 4316 82,5

Итого 41 669 3 540 8,5 L0 536 25,2 27 811 66,4

Рис. 4. Система налогов, сборов и страховых взносов, уплачиваемых казенными учреждениями2 Fig. 4 The system of taxes, fees and insurance premiums paid by state institutions

В соответствии со ст. 69.1 и абз. 4 ст. 70 БК РФ учреждениям данного типа выделяются лимиты бюджетных ассигнований на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. Таким образом, перечисление всех налогов казенного учреждения возможно только за счет ЛБО от ГРБС на покрытие данной статьи расходов.

1 Составлено авторами по состоянию на 01.08.2023 г. по материалам Официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bus.gov.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).

2 Составлено авторами.

Налогами, требующими наибольшего внимания при изучении вопроса налогообложения казенных учреждений, являются налог на прибыль и НДС.

Казенное учреждение в соответствии с п. 1 ст. 246, п. 2 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 48, ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ является плательщиком налога на прибыль. Порядок исчисления данного налога осуществляется в общем порядке, однако с учетом существенных особенностей, установленных гл. 25 НК РФ. В табл. 3 приведены основные категории учитываемых доходов казенных учреждений.

Таблица 3 - Перечень учитываемых доходов казенного учреждения при налогообложении прибыли1

Table 3 - List of income taken into account by a state institution when taxing profits

Доходы, -учитываемые при налогообложенииприбыли^ Основание ио-НК-РФе:

Сумма- денежных- средств, - а- таьже- стоимость' имущества- (работ,' услуг),' имущественных- прав, - полученных-безвозмездно-(за-исключением - случаев, ■ понменованных-б'ст.-251 -НК-РФ)п п. s ст. -250z

Стоимость- полученных- при- демонтаже- или разборке- выводимых- из эксплуатации основных средств:- материалов, иного- имущества- (за исключением -случаев, 'поименованных-в пп. ■ 1S п. -1 -ст. -251 -НК РФ)п п. 13 ст. 250п

Суммыпожертвований, благотворительной помощи,-целевых-поступлений, ■ целевого - финансирования, -имущества (работ, услуг), использованных-не-по ■ назначению ■ (за исключением -бюджетных -средств):! п.-14ст.-250п

Стоимость ■ излишков материально-производственных- запасов, выявленных в-результате тшвеш-арпзац ни-(кроме ошибок в учете-имущества):: п.-20 ст.-250e:

Казенное учреждение, как российская организация, является плательщиком НДС в соответствии с п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 48, ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Порядок исчисления данного налога осуществляется на общих основаниях, однако с учетом существенных особенностей.

На основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по выполнению (оказанию) казенными учреждениями работ (услуг), включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом налогообложения НДС. Кроме того операции, поименованные в ст. 146 и 149 НК РФ, совершаемые казенными учреждениями, не признаются объектом обложения НДС.

Из объектов налогообложения НДС в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не исключаются операции по реализации товаров (имущественных прав). В случае если учреждение осуществляет операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, то необходимо вести раздельный их учет на основании п. 4 ст. 149 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ и п. 5 ст. 173 НК РФ казенные учреждения обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС.

Казенные учреждения, как российская организация, являются плательщиками государственной пошлины на основании п. 1 ст. 48, ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, п. 1 ст. 333.17 НК РФ. В пп. 1 п. 1 ст. 333.35, пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ НК РФ2 содержатся положения, согласно которым учреждения освобождаются от уплаты определенной категории государственной пошлины. Иных прямых указаний на применение льгот данным типом учреждений в НК РФ не предусмотрено. Однако, обратившись к судебной практике, Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 304-ЭС16-16311 по делу № А03-3275/2016, выявлено, что казенные учреждения также могут руководствоваться положениями пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уплата иных налогов и сборов казенными учреждениями не содержит каких-либо нюансов и производится на общих основаниях, регламентированных налоговым законодательством.

Таким образом, необходимо отметить, что казенные учреждения, являясь одним из самостоятельных типов государственных (муниципальных) учреждений и звеном государственного сектора, отличаются законодательно закрепленной целевой составляющей своей деятельности, правовой

1 Составлено авторами.

2 Пп. 1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340

статус его имущества, невозможность самостоятельного распоряжения им, а также сметное финансирование в соответствии с бюджетной классификацией.

Основная особенность исполнения обязательств казенными учреждениями заключается в том, что на уплату всех причитающихся налогов и сборов учреждениям данного типа выделяются лимиты бюджетных ассигнований, поступивших от ГРБС на покрытие данной статьи расходов, а все их доходы являются доходами бюджета соответствующего уровня. Таким образом, фактически плательщиком выступает само государство, а в механизме налогообложения имущества и доходов учреждения происходит лишь перекладывание средств из бюджета одного уровня в другой.

Список источников

1. Шахбанова А. М. Принципы уплаты налога на прибыль казенным учреждением // Теория и практика мировой науки. 2021. № 11. С. 10-14.

2. Жиляков Д. И. Совершенствование налогообложения казенных учреждений // Наука и практика регионов. 2022. № 2(27]. С. 4-10.

References

1. Shakhbanova A. M. Principles of paying income tax by a state institution. Theory and practice of world science. 2021;(11):10-14. (in Russ.)

2. Zhilyakov D. I. Improving the taxation of public institutions. Science and practice of regions. 2022;2(27):4-10. (in Russ.)

Информация об авторах

А. В. Скидан - кандидат экономических наук, доцент, директор центра научно-образовательной политики ЮРИУ РАНХиГС.

К. С. Архипова - магистрант ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the authors

A. V. Skidan - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Director of the Center for Scientific and Educational Policy of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

K. S. Arkhipova - Master's Student of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.10.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023; принята к публикации 22.11.2023.

The article was submitted 30.10.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 22.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.