Научная статья на тему 'Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в России'

Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
446
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕ-ДУ / ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пинаев Владимир Евгеньевич, Ледащева Татьяна Николаевна, Кудрявцева Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросу расчета платы за загрязнение окружающей среды при оценке воздействия на окружающую среду в процессе подготовки проектной до-кументации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в России»

5. Разу М.Л. Управление проектом: Основы проектного управления: учеб. для вузов / М.Л. Разу, Т.М. Бронникова, Б.М. Разу. - М.: КноРус, 2007. - 768 с.

6. Dinsmore P.C. Winning in business with enterprise project management. - N.Y.: American management association, 1999.

В.Е. Пинаев Т.Н. Ледащева О.В. Кудрявцева

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ1

Аннотация: статья посвящена вопросу расчета платы за загрязнение окружающей среды при оценке воздействия на окружающую среду в процессе подготовки проектной документации.

Ключевые слова: экологические платежи, оценка воздействия на окружающую среду, проектная документация.

Важным экономическим инструментом в природопользовании является плата за негативное воздействие на окружающую природную среду. Низкий уровень ставок соответствующих платежей в России не стимулирует предприятия к реализации природоохранных мер, в результате чего этот инструмент используется лишь для создания дохода. За время, прошедшее с начала 1990-х гг., когда платежи за загрязнение появились в нашей стране, индексация их ставок отставала от темпов инфляции. В России в конце 1990-х гг. доходы от природоохранных платежей составили всего 0,03% ВВП, в отличие от Европейского Союза, где соответствующие доходы в 1995 г. дали 7% общих налоговых поступлений, или 3% ВВП

[4].

Порядок определения платы за загрязнение регламентирован Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.09.1992 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

При подготовке проектной документации необходимо, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», разрабатывать проект мероприятий по оценке воздействия на окружающую среду (ПМООС/ОВОС). При этом необходим расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Указанные расчеты производятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [1].

В процедуре определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду используются следующие понятия:

- норматив (лимит) выбросов, сбросов, размещения отходов;

© Пинаев В.Е., Ледащева Т.Н., Кудрявцева О.В., 2013

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 12-06-33030а.

- временно-согласованный лимит выбросов, сбросов, размещения отходов;

- сверхлимитное загрязнение.

Статьей 23.4 Закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определен разрешительный характер негативного воздействия на окружающую природную среду. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, размещение отходов могут осуществляться природопользователем лишь после получения разрешения компетентных органов.

Согласно «Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (№ 190 от 24.03.1993), плата в пределах нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляется за счет себестоимости продукции, в то время как плата за загрязнение, превышающее и норматив, и временно согласованный лимит выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду по итогам отчетного периода согласно Приказу № 557 от 08.08.2006 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду ведется следующим образом:

а) плата за выброс загрязняющих веществ от стационарных источников, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов (лимитов), определяется по формуле:

п

Пн = Кз£ Си, М,,

1=1

где Пн - плата за выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов (лимитов), руб.;

Сш - норматив платы за выброс, сброс, одной тонны 1-го загрязняющего вещества, размещение 1 тонны 1-го наименования отхода в пределах установленных нормативов (лимитов), руб.;

М1 - фактическая масса выброса, сброса, размещения 1-го загрязняющего вещества, наименования отхода, т;

Мн1 - норматив (лимит) выброса, сброса, размещения 1-го загрязняющего вещества, наименования отхода, т;

Кз - коэффициент, учитывающий экологическую ситуацию в экономических районах РФ и по бассейнам морей и рек.

б) плата за выброс загрязняющих веществ от стационарных источников, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, превышающих установленные, но находящиеся в пределах временно согласованных лимитов. А именно, при выполнении условия

Мн, < М, < Мл, плата за объем выброса, сброса загрязняющих веществ, размещения

отходов, превышающий норматив, определяется по формуле:

п

Пл = Кз^ Свсл, (М, - Мнг-),

¡=1

где Пл - плата за выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах временно-согласованных лимитов, руб.;

Свсл1 - норматив платы за выброс, сброс, размещение одной тонны 1-го загрязняющего вещества, отхода, объем которых превышает установленный лимит, но находится в пределах временно-согласованного лимита, руб.

Свсл, = 5Сн,,

Мл1 - временно-согласованный лимит выброса, сброса, размещения 1-го загрязняющего вещества, наименования отхода, т;

в) при выполнении условия

М, > Мл,,

п

Пл = Кз^ Свсл, (Мл, - Мн,),

,=1

в этом случае плата за объем выброса загрязняющих веществ от стационарных источников, сброса загрязняющих веществ, размещение отходов, превышающий временно-согласованный лимит, определяется по формуле

п

Псл = 5Кз^ Свсл, (И, - Ил,),

,=1

где Псл - плата за сверхлимитные выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, руб.

г) общая сумма платы за выброс загрязняющих веществ стационарными источниками, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов определяется по формуле

П=Пн +Пл +Псл,

где П - плата за выброс загрязняющих веществ стационарными источниками, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду ежегодно индек-сациируется, в связи с чем ежегодно в законодательном порядке устанавливается коэффициент индексации платы (Ки) [3].

Следует заметить, что большинство разработчиков проектных документаций пользуются правовыми системами, такими как «Гарант», «Консультант», «Техэксперт». Но Постановление № 344, размещенное в правовых программах «Консультант» и «Техэксперт» содержит неточности, которые ведут к ошибкам при расчете платы, причиной которых является неверное указание года принятия норматива платы некоторых веществ. В Постановлении, размещенном в правовой системе «Гарант», вообще отсутствует упоминание о датах принятия нормативов платы, что ведет к еще более серьезным ошибкам.

Указанных неточностей можно избежать, если сравнить версии 344 Постановления от 2003 и 2005 гг. В таблицах 1-3 представлен перечень веществ, для которых в 2005 году Постановлением от 1 июля 2005 г. № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344» были изменены формулировки с изменением и без изменения ставки платы, принятой в 2003 г., (к последним при расчете следует применять коэффициент 2003 г., а не 2005г.).

Таблица 1

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками

№ п.п. Наименование загрязняющего вещества Пункт в Постановлении № 344 Следует применять коэффициент

1 Ангидрид серный (серы триоксид), ангидрид сернистый (серы диоксид), кислота серная п. 12 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

2 Барий и его соли (в пересчете на барий) п. 21 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

3 Дихлорфторметан (фреон - 12) п. 55 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

4 Дихлорпропан п. 59 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

5 Дихлорэтан п. 61 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

6 Диэтилбензол п. 62 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

7 Диэтиловый эфир п. 63 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

8 Железа оксиды (в пересчете на железо) п. 65 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

9 Золы углей: подмосковного, печорского, кузнецкого, эки-бастузского, марки Б1 бабаевского и тюльганского месторождений п. 68 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

10 Золы прочих углей п. 69 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

11 Кадмий оксид, кадмий сульфат (в пересчете на кадмий) п. 75 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

12 Калий гидросульфат, калий хлорид п. 78 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

13 Кремний диоксид п. 94 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

14 Магний оксид п. 99 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

15 Метан п. 106 - в ред. Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 2005 года

16 Метилен хлористый (метилена хлорид) п. 108 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

17 Сажа п. 146 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

18 Свинец сернистый (в пересчете на свинец) п. 147 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

19 Трихлорэтилен п. 172 -в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

№ п.п. Наименование загрязняющего вещества Пункт в Постановлении № 344 Следует применять коэффициент

20 Летучие низкомолекулярные углеводороды (пары жидких топлив) по углероду п. 178 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

21 Этиленамин п. 204 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

22 п. 210-225 п. 210-225 - введены. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

Таблица 2

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные

и подземные водные объекты

№ п.п. Наименование загрязняющего вещества Пункт в Постановлении № 344 Следует применять коэффициент

1 Аммоний-ион (№Н+) п. 1 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

2 Алкилсульфонат натрия (в техническом препарате) п. 3 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

3 Анилин (аминобензол) п. 6 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

4 Вольфрам п. 14 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

5 Гидразингидрат п. 15 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

6 Железо (Бе) (все растворимые в воде формы) п. 20 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

7 Краситель прямой бирюзовый светопрочный К п. 26 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

8 Краситель хромовый черный О п. 27 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

9 Краситель кислотный черный С п. 28 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

10 Краситель прямой черный З п. 29 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

11 Магний (Mg) (все растворимые в воде формы) п. 37 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

12 Нитрат-анион п. 51 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

13 Нитрит-анион п. 52 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

14 Олово и его соли (по 8№) п. 53 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

15 ОЖК - оксилированные жирные кислоты п. 55 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

16 ОП-7, полиэтиленгликолевые п. 56 - в ред. Постановления Прави- 2003 года

№ п.п. Наименование загрязняющего вещества Пункт в Постановлении № 344 Следует применять коэффициент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эфиры моно- и диалкилфенолов тельства РФ от 01.07.2005 № 410

17 ОП-10, СПАВ, смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров поли-этиленгликоля п. 57 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

18 Роданиды (по С№Б ) п. 61 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

19 Свинец (РЬ) (все растворимые в воде формы) п. 64 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

20 Селен (Бе) (все в воде формы) п. 65 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

21 Сульфат-анион (сульфаты) п. 69 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

22 Сульфид-анион (сульфиды) п. 70 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

23 Сульфит-анион (сульфиты) п. 71 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

24 Танниды п. 73 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

25 Хром (Сг 3+) п. 88 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

26 Хром (Сг 6+) п. 89 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

27 Дикват п. 100 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

28 Каптан п. 104 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

29 Метол п. 111 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

30 Тирам п. 124 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2003 года

31 Триадименол п. 126 - в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

32 Стронций (Бг) (все растворимые в воде формы) п. 143 введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 2005 года

Таблица 3

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления

№ п. п. Вид отходов Следует применять коэффициент

1 Отходы I класса опасности 2003 года

2 Отходы II класса опасности 2003 года

3 Отходы III класса 2003 года

4 Отходы IV класса опасности 2003 года

5 Отходы V класса опасности (практически неопасные): добывающей промышленности 2003 года

6 Отходы V класса опасности (практически неопас-ные):перерабатывающей промышленности 2003 года

7 Отходы V класса опасности (практически неопасные): прочие 2005 года

Для прочих наименований загрязняющих веществ следует применять коэффициент 2003 года, в чем сомнений не возникает, поскольку редакция Постановления № 410 их не затрагивает.

Еще одной интересной особенностью является отсутствие указания на год принятия норматива для расчета платы от выбросов передвижных источников, принятого в 2005 году, что также может привлечь к неточности при расчете платы за выбросы от передвижных источников, но уже в меньшую сторону.

Таблица 4

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива)

№ п.п. Вид топлива Следует применять коэффициент

1 Бензин неэтилированный 2003 года

2 Дизельное топливо 2003 года

3 Керосин 2003 года

4 Сжатый природный газ 2005 года

5 Сжиженный газ 2005 года

Величины платы, указанные в 344 Постановлении и приведенные выше, следует применять в том числе в комбинации с коэффициентами индексации, приведенными ниже для разных лет. Возможная ошибка в расчете кроется в комбинации двух величин - величины платы и коэффициента индексации.

Таблица 5

Коэффициенты для нормативов, принятых в разные годы и величина ошибки при неверном использовании коэффициента

Год применения коэффициента Коэффициент для нормативов, установленных в году Величина ошибки при неверном использовании коэффициента (%) Документ, утверждающий коэффициенты на год

2003 2005 2003 вместо 2005 (переплата) 2005 вместо 2003(недоплата)

2013 2,20 1,79 23 19 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ

2012 2,05 1,67 23 19 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ

2011 1,93 1,58 22 18 Федеральный закон от 13 декабря

Год применения коэффициента Коэффициент для нормативов, установленных в году Величина ошибки при неверном использовании коэффициента (%) Документ, утверждающий коэффициенты на год

2003 2005 2003 вместо 2005 (переплата) 2005 вместо 2003(недоплата)

2010 г. № 357-ФЗ

2010 1,79 1,46 23 18 Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ

2009 1,62 1,32 23 19 Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ

2008 1,48 1,21 22 18 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ

2007 1,4 1,15 22 18 Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ

2006 1,3 1,08 20 17 Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ

Таким образом, при неверном использовании коэффициента индексации/инфляции платы размер платы государству будет отличаться примерно на 20% при использовании формулы для расчета:

Сумма платы = количество загрязняющих веществ х ставка платы х ко-эф. индексации х коэф. учитывающий экологические факторы х прочие коэф.

Величина ошибки в рублевом выражении в масштабе государства может быть значительной, если сотрудники, принимающие расчет платы не знакомы с такими тонкостями. Однако разработчики правовых систем не спешат внести ясность (дать надлежащие комментарии), например «следует применять коэффициент индексации для 2003 года», дабы предотвратить возможные неточности при использовании документов, размещенных в правовых системах.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [Текст]: офиц. текст. - М.

2. Постановление Правительства РФ от 1 июля 2005 года № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344» [Текст]: офиц. текст. - М.

3. Кудрявцева О.В., Папенов К.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2010. - 174 с.

4. Кудрявцева О.В. «Экономические инструменты в природопользовании» / «Экологическая энциклопедия» под ред. В.И. Данилова-Данильяна, в 6 т, т. 6, М.: изд-во «Энциклопедия», 2013, 656 с.

О.В. Романова

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ НЕРЫНОЧНЫХ ПРИРОДНЫХ БЛАГ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация: в данной статье анализируются основные принципы экономической оценки природных благ - затратный и результативный, обозначены основные методы определения стоимости природных ресурсов, такие как методы рыночной оценки, нерыночной прямой оценки, нерыночной косвенной оценки. Выделены проблемы, с которыми сталкиваются в ходе анализа процедуры проведения экономической оценки природных благ, и обоснованы возможности применения метода условной оценки для определения экономической стоимости объектов природного и культурного наследия.

Ключевые слова: культурное и природное наследие, экономическая оценка, принципы экономической оценки, методы оценки, оценка природных благ, метод условной оценки.

Анализ теоретических подходов к экономической оценке нерыночных природных благ позволяет рассмотреть основные экономические понятия, принципы и методы определения стоимости природных ресурсов, выявить их преимущества и недостатки, а также эффективность использования при проведении экономической оценки природных ресурсов. Таким образом, появляется возможность определить методологию формирования цены природного наследия в условиях рыночной экономики с учетом их естественных природных характеристик, особенностей рассматриваемой территории и области применения конечных результатов проводимой экономической оценки. Представляется, что экономическая оценка как культурного, так и природного наследия является комбинированным, синтезированным показателем, в равной степени отражающим и общественную полезность, народнохозяйственную значимость культурного и природного наследия и его потребительскую стоимость, а также экономические результаты от использования и социальные выгоды от рационального и эффективного пользования рассматриваемыми объектами.

Однако в условиях территории, где предоставление услуг в сфере пользования объектами культурного и природного наследия является основным направлением хозяйственно-экономической деятельности, наиболее актуальной становится проблема разработки и определения принципов и методов экономической оценки культурного наследия как неотъемлемой части культурного потенциала территории. Поэтому возникает объективная необходимость скорректировать уже существующие в экономической терминологии определения экономической оценки культурного и природного наследия с учетом специфики хозяйственной деятельности конкретного региона (территории).

В основном экономическая оценка природных благ базируется на двух основных принципах экономической оценки: затратном и результативном. Затратный принцип предполагает учет затрат на выявление, освоение и воспроизводство природных ресурсов при опре-

© Романова О.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.