Научная статья на тему 'Особенности инвестиционной политики в машиностроительном комплексе РФ'

Особенности инвестиционной политики в машиностроительном комплексе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT / ENGINEERING / INDUSTRY / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Вэньфу

В статье раскрываются основные принципы и направления инвестиционной политики в машиностроительном комплексе РФ. Обоснована необходимость построения эффективной инвестиционной политики в условиях геополитических изменений на мировой арене. Представлены мероприятия, стимулирующие инвестиционную привлекательность машиностроительного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of investment policy in machine-building complex of the Russian Federation

The article reveals the basic principles and directions of investment policy in the machine-building complex of the Russian Federation. The necessity of building an effective investment policy in the context of geopolitical changes on the world stage has been substantiated. The events that stimulate the investment attractiveness of the machine-building complex of Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционной политики в машиностроительном комплексе РФ»

может бытьдополненз критериями, специфичными для каждой территории [3, 4]. Отметим, что выбор конкретных показателей для промышленных кластеров должен быть связан со спецификой отрасли.

Таблица 2 - Оценка потенциала кластера

По нашему мнению, вопрос оценки эффективности функционирования кластеров в ближайшем будущем не потеряет своей актуальности. 6 современных условиях, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, остро стоит проблема выбора наиболее выгодного варианта капиталовложений. Предлагаемые

показатели оценки эффективности деятельности и потенциала кластеров позволят, в определенной мере, разрешить данный вопрос (51.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что несмотря нз все несомненные преимущества создания кластерных структур, проблематике использования кластеров как фзкторз инновзционного рззвития предприятий и территориальных образований не уделяется должного внимзния, поэтому данное направление требует дальнейшей разработки.

Примечания:

1. Исторический проект": Татарстан первым создаст площадку для общения кластеров Доступно: https ://rea I noevrêmya. г и/а rt i с le$/97596- kl a s te ry-v- ros s i i -kakrazvivat-pochemuoni vazhny/ {дата обращения: 12.07,2019).

2. Гудиееа Л. Р. Комплексная оценка эффективности класте рое лизинговых проектов // Mo-лодойучемый. 2015. №11. С. 803-813. - URL https://moluch.ru/ archive/91/19956/ (дата обраще НИЛ: 1 2.07.2019).

3. Лазарева Н.6..Фурсов В.А. Сбалансированный подход в стра тегическом управлении промышленными предприятиями// Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №2 (45). - С. 413-416.

4. Popkova E.G., Tyurina Y.G., Sozinova A,A., Rychkova L.V.,

Ze m s ko va O.M., Serebryakova MF., Lazareva N,V. Clusterîng as a growth point of modem russian business // Contributions to Economies. - 2017. - N° 9783319454610. - С 55-63.

5. Lazareva N., Alivanova S., Fursov V. The importance of positioning in achieving the stratégie goals of th'e companies // Modem Ëuropean Researches. -2015.-№7,-C. 6-10.

Группа Показатели, характеризирующие кластер

Производственный потенциал кластера - производство отдельных видов продукции (товаров, услуг) в стоимостном или натуральном выражении; - продукция, производимая в рамках кластера и идущая на экспорт в стоимостном или натуральном выражении по каждому отдельному виду товаров и услуг; - производство отдельных видов продукции (товаров, услуг) в процентах от общего объема; - доля предприятий-участников кластера в общем объеме продукции региональной отрасли; - стабильность и тенденции спроса, затраты на продвижение продукции предприятий кластера.

Ресурсный потенциал кластера - оценка квалификации персонала всех категорий; - рейтинг высших учебных заведений (вузов) и других учебных учреждений, входящих в кластер, количество учащихся; - качественный состав работников предприятий кластера; - численность управленческого персонала и бюджет системы управления; - природно-ресурсный потенциал (объем разведанных извлекаемых природных ресурсов в текущих ценах); - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Инвестиционный потенциал кластера - оценка инвестиций в оборотные средства; - оценка инвестиций в нематериальные активы (без интеллектуальных инвестиций); - финансовые инвестиции; - иностранные инвестиций.

Инновационный потенциал кластера - интеллектуальные инвестиции (вложения в подготовку кадров, «ноу-хау», НИОКР) и инновационный фонд (финансирование новейших научно-технических разработок и рисковых проектов); - наличие инновационной составляющей, оценка научно-технической составляющей.

Экономическая оценка кластера - прибыль предприятий, входящих в состав кластера (прирост, убыток), руб.; - выручка от реализации продукции предприятий кластера, руб.; - рентабельность деятельности предприятий, входящих в состав кластера, %. - количество компаний, внедривших новые продукты или услуги в течение последних трех лет;

Показатели риска в деятельности кластера - специфические отраслевые риски; - инвестиционный риск (экономический, политический, социальный, экологический, криминальный).

FEA TURES OF INVESTMENT POLICY IN MACHINE-BUILDING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERA TION Zhao Wertfu, Postgraduate student, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

The article reveals the basic principles and directions of investment policy in the machine-building complex of the Russian Federation. The necessity of building an effective investment policy in the context of geopolitical changes on the world stage has been substantiated. The events that stimulate the investment attractiveness of the machine building complex of Russia are presented.

Keywords; investment policy; investment; engineering; industry; financing.

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РФ

УДК 338.22.021.4 ВАК РФ 08.00.10

в статье раскрываются основные принципы и направления инвестиционной политики в машиностроительном комплексе РФ. Обоснована необходимость построения эффективной инвестиционной политики в условиях геополитических изменений на мировой арене. Представлены мероприятия, стимулирующие инвестиционную привлекательность машиностроительного комплекса России.

Ключевые слова: инвестиционная политика; инвестиции; машиностроение; промышленность; финансирование.

На сегодняшний день многие страны уделяют особое внимание проблемам разработки эффективной инвестиционной политики. 8 частности, развитие рыночных отношений в России после распада СССР способствует исследованию вопросов, связанных с инвестиционной политикой. Исходя из этого следует утверждать, что данное направление исследования особо актуально в связи с развитием импортозамещающих механизмов [1].

Основная часть. Машиностроительный комплекс является ведущим и крупнейшим среди межотраслевых комплексов российской экономики. На его долю приходится около 1/5 объема производимой продукции и 1/3 всех работающих в народном хозяйстве страны. Доля машиностроения в отраслевой структуре промышленности РФ составляет 19%. 8 настоящее время машиностроение России состоит из 19 крупных комплексных отраслей и более 100 подотраслей и производств |2|.

В состав отрасли входят энергетическое и транспортное машиностроение, тяжелое, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [2].

Отечественная машиностроительная продукция играет решающую роль в реализации достижений инновационно-технологичес-кого прогресса во всех областях хозяйства. В рамках данной области производятся и предметы потребления, большинство из них длительного пользования (сложная бытовая техника, легковые автомобили, различного рода высокотехнологичные устройства). Машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия являются крупнейшими (средняя численность персонала - около 1,7 тыс человек}, а также капиталоемкими и трудоемкими. Продукция предприятий сложна конструктивно и технологически, поэтому большую роль в этой сфере играет НИОКР и квалификация персонала, 8 машиностроении производится около 25 тыс. видов машин и около 160 тыс. деталей [4].

Машиностроение входит в число наиболее приоритетных отраслей относительно других, поэтому особо актуальным является реализация механизма импортозамещения на машиностроительных предприятиях. Решение задачи импортозамещения в машиностроении является важной социально-экономической задачей, с целью снижения зависимости от иностранных производителей и обеспечения национальной безопасности.

Согласно рисунку 1, мы видим, что доля отечественных производителей существенно ниже импортных. Связано это с государственным финансированием промышленных предприятий топливно-энергетического комплекса.

> Чжао Вэньфу, 2019

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-X ш о

аГ го

го

а 2

КА"

Ё

377

ЧЖАО Вэньфу, аспирант. Иркутский национальный исследова тельский технический университет, Иркутск

ш S

О ш

X

О X

о ^

й

■X

■X *

378

Машин ос троение Металлургия Химическая промышленность Деревообработка Стр01ггельные материалы Легкая промышленность Пищевая промышленность

ШИЕШШШШ.

59°.

ШДШЫВДЩ »/ ---.. .. -. * * "Ц

25%

- Отечественная продукция

50% 75% 100% ]]- Импортная продукция

Рисунок 1 Структура российского рынка продукции машиностроительной отрасли по сравнению с другими в целом по РФ [2]

Несмотря на негативную динамику, в России больших успехом добиваются такие подотрасли, как оборонно-промышленный комплекс, нефтехимическое, металлургическое, кораблестроение и атомная энергетика входят в число лидеров [3]. Однако машиностроительные предприятия в последние годы сталкиваются с серьезными проблемами: недостаточная загруженность основных производственных фондов, морально устаревшая инфраструктура, значительный моральный и физический износ основных фондов, низкая кредитная и инвестиционная привлекательность, а также дефицит рабочей силы высшей квалификации. Исходя из вышесказанного следует утверждать, что необходима грамотно построенная инвестиционная политика, которая позволит обеспечить рост макроэкономических показателей в стране [5].

Роль инвестиционной политики России заключается в увеличении следующих факторов:

1. Минимизация рисков и увеличение прибыльности с целью обеспечения экономической и социальной стабильности.

2. Организация благоприятного климата, в котором смогут осуществлять свою деятельность как отечественные, так и иностранные инвесторы.

3. Повышение благосостояния населения страны.

Построение инвестиционной политики является достаточно сложным процессом, результат которого зависит от огромного числа различного рода факторов [б]. Особую роль в регулировании экономической системы является государство. Для реализации радикальных экономических преобразований оно должно выступать ключевым инициатором данного процесса.

Рядом ученых выявлено, что инвестиционная политика РФ нуждается в притоке прямых

частных инвестиции, причем это должны быть не только капитальные вложения, но и знания, технология [8].

В настоящее время инвестиционная политика машиностроительных предприятий формируется в условиях как неблагоприятного инвестиционного климата (неоднородности, изменчивости и неустойчивости}, так и неблагоприятного инвестиционного имиджа, что оказывает существенное влияние на инвестиционную привлекательность российского машиностроения и повышает риск инвестиций Ж

К основным причинам низкой инвестиционной привлекательности машиностроительной отрасли следует отнести: высокий уровень инфляции, режим налогообложения, неопределенность экономической ситуации в мире, недостаток собственных средств, сложность в получении кредитов и т.д. Согласно рисунку 2, мы видим, что инвестиционный потенциал сосредоточен преимущественно в центральной части России [9]. Исходя из этого необходимо строить инвестиционную политику таким образом, чтобы большинство регионов выступало в качестве драйверов экономического развития.

Существующие проблемы в инвестировании нуждаются в немедленном их решении. Необходимо сформулировать и обосновать те показатели, которые бы позволяли качественно и количественно оценить эффективность инвестиционной политики на машиностроительных предприятиях. Необходимо определять способность промышленных организаций в накоплении и сбережении денежных средств с целью дальнейшего инвестирования.

На основе зарубежного опыта стоит утверждать, что в развитых странах присутствует элемент накопления свободных денежных средств с целью инвестирования в долгосрочной перспективе. По нашему мнению, для укрепления финансового состояния российских предприятий необходимо привлекать зарубежные частные инвестиции. Это позволит создать благоприятные условия для развития предприятий и позволит сформировать конкурентную среду в банковском секторе и в дальнейшем предоставлении коммерческих кредитов с низкой процентной ставкой.

В ходе исследования зарубежного опыта выявлено, что переход развитых экономик на

VI технологический уклад напрямую связан с государственными механизмами поддержки. Необходимы рациональные и эффективные административные меры на федеральном и региональном уровне в поддержку добросовестной конкуренции между отечественными

машиностроительными предприятиями. Добросовестная конкуренция позволит создать благоприятную среду для компаний и искать направления для инвестирования с целью занять лидерские позиции как на внутреннем, так и внешнем рынках [10].

.¡'Мурщнск

Смн 1>«т»ре.ур

!

илвург н^ь'-млр

оГч Тг^ш,гм

V Д. Л- 6л»

Шкт

^Г А 1

\ I шщ

ХЗДСМмйлк . Ч -г ^ Астрахвн»

Хйр^ктер законодательны! условия

ВНС^КИ* П£|ТЙН1)1ТвЛ РвЭН«ЧНТВДЬНкД ргс* |1А[' высакий гта гвникал - гтиилмми* риск (1В0 ■цсвмя потанциан - высвмя Р«С1 [IС!

к в т в кц в щв - ьвэнлчлтвлкный с ^ 6 д и и в ' г 10ич««' рнс* 15 В)

срадмл готенцим еисаняй р-сI

НЯЭКНй П1М«НЫ1ГВЛ - ШВНВЧИВПЪИЫв риск {14]

РЯПНВ - рис4 Зв

МЛЭЕМВ Л^'ТЧНМ/аЛ - ВкСРГЛ? р^ся 13 С I

* £■ * и и ос! 1ч л Сям Гег« ррур'

Рисунок 2- Инвестиционный потенциал и уровень риски в разрезе субъектов РФ

С целью развития механизмов государственной поддержки машиностроительных предприятий необходимо сформулировать методические подходы к разработке инвестиционной политики. Для улучшения инвестиционного климата в машиностроительной отрасли сформулируем ряд положений, согласно которым будет строиться стратегия инвестирования на предприятии:

- формирование и внедрение "мягкого" налогового режима, который бы позволил аккумулировать свободные денежные средства от реализации продукции;

- создание и поддержка конкурентной среды между российскими машиностроительными предприятиями;

- направление государственных инвестиций с четким разграничением сфер ответственности между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами [2, 121];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеграция механизмов, способствующих поэтапному снижению уровня инфляции и процентной ставки коммерческого кредита для стимуляции инвестирования машиностроительного сектора экономики;

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

а 2

к^ Г Ё

379

- стимулирование инвестиции в машиностроительное производство за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору по приоритетным для государства направлениям инвестирования;

- повышение эффективности формируемой институциональной среды для инвестиционной деятельности [9].

С целью практической реализации выше представленных подходов следует упорядочить ключевые меры, которые осуществляются в процессе взаимодействия органов исполнительной власти {ведомств и министерств}, промышленных предприятий, финансово-лро-мышленных групп и научно-исследоватепьс-кой сферы.

В рамках данной статьи представим ряд мер, которые, с нашей точки зрения, позволили бы повысить эффективность инвестиционной политики в Российской Федерации.

Для повышения кредитоспособности и платежеспособности предприятий машиностроения следует проводить тщательный анализ имеющихся задолженностей. В отношении дол-

LU

s о

UJ 3-

s X

О X

о

л

#

* *

380

гов, которые структурированы по производственным затратам, следует применять меры по реструктуризации. Реструктуризацию следует проводить индивидуально для каждого предприятия, по причинам задолженностей, оценки текущего состояния компании, а также планов их стратегического развития.

В лице министерства промышленности и торговли применяется мера по поддержке местного производителя, а именно в освобождении предприятий, находящихся на этапе строительства, от налога на прибыль на период до завершения реализации проекта и полного ввода мощностей. Особое распространение получил специальный инвестиционный контракт (СПИК), который страхует инвестора от политических и экономических рисков, гарантируя неизменность законодательства в период действия контракта.

По нашему мнению, следует разработать основные принципы инвестиционной политики в законопроекте и внедрить на машиностроительных предприятиях на уровне Правительства РФ. Причем особое внимание следует уделить развитию тяжелого машиностроения на долгосрочную перспективу. Следует сформулировать государственные механизмы с целью повышения инвестиционной активности со стороны предприятий и усовершенствовать положения, предъявляемые к инвестиционным проектам. Следует доработать процедуру рассмотрения инвестиционных проектов с государственнымучастием, а также их утверждения. Определить приоритетные направления инвестирования, включая поддержку инновационных и венчурных проектов. Причем механизмь! государственной поддержки следует направлять на развитие производственной, сбытовой и рыночной инфраструктуры.

В России действуют государственные механизмы поддержки, направленные на предоставление льгот для отечественных производителей машиностроительной продукции, а именно освобождение на некоторый срок от налога на прибыль и земельный налог. Данная мера показала себя наиболее эффективно и демонстрирует положительные результаты.

При бурном развитии политики импорто-замещения следует сформировать меры по снижению таможенных сборов на технологическое оборудование, необходимое для расширения и модернизация производства.

Также рекомендуется сформировать меры, которые бы способствовали привлечению российских банков к инвестирования в машиностроительную отрасль, обеспечивая банки до-

тациями и субсидиями. Повышение информированности топ-менеджмента по действующим государственным механизмам поддержки машиностроительного комплекса через электронную среду (Интернет-источники) или средства массовой информации.

Развивать принципы и методы государственно-частного партнерства в государственных закупках российской машиностроительной продукции. А именно смягчать требования к российским участникам конкурса с целью поддержки импортозамещающей продукции.

Использовать административные методы, способствующие поддержке разработке новой технологии, прототипа и полезной модели, формирования сборочного производства и сервисного и пост гарантийного обслуживания.

Заключение. В современных экономических условиях инвестиционная политика РФ должна ориентироваться преимущественно на долгосрочную перспективу инвестирования. Использование дополнительных инструментов должно способствовать накоплению инвестиционных ресурсов из-за рубежа. Отметим, что формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации поможет взбодрить инвестиционную деятельность и оказать существенное влияние на социально-экономические процессы в стране.

Примечания:

1. Етирмишли КЗ. Инвестиционная политика Pot сийскойФедерации на современном этапе / Проблемы .экономики и менеджмента // 2015. - N-12 (52),-С. 53-56.

2. Клипин А.О. Реализация механизма импортом мещения и его оценка // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия; Экономика. - 2018. - № 2 (52). - С. 16-24.

3. Нагдиева М.Г. Некоторые аспекты инноваци он НО-инвестиционной политики государства в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики, - 2016. - №10. -С. 62-70.

4. Берегова Г.М., Ли С, Клипин А.О. Проблемы развития импортозамещения в машиностроительном комплексе Иркутской области // Экономика инфраструктурных преобразований: проблемы и перспективы развития : сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Иркутск : Иркутский национальный исследовательский технический университет, 201 а. -С. 77-80.

5. Джамаяудинова М.М., Газа лиева Н.И. Особенности инвестиционной политики в машиностроительном комплексе // Инвестиции в России. -201?.-N" 9-10. - С. 81-86,

6. Филиппова И.А. Развитие машиностроительного комплекса - основа формирования инновационной экономики России // Вестник Самаре-

кого государственного университета, 20)6, ■ С. 120-123.

7. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года". [Электронный ресурс]: URL: ipem.ru/files/files/research/strategy_ hea vyi nd usfry_2020. pdf

8. Рейтинговое агентство РАЕКС [Электронный ре суре]: ияи ЬОр$://гаех-а.ш/га11пд5/гед10т/1997/рагТ2

9. Патрикеева В.Е. Привлечение инвестиций в условиях санкций // ^Р. - 2015. - №1 (21}. - С. 55 -68.

10. Промышленность России. 2019. Стат. ей, // Рос-стат. - М., 2019. - 326 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.