Вандышева Людмила Владимировна ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ ..
социологические науки
УДК 316.772.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ
© 2016
Вандышева Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и технология социальной работы»
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
Cамара (Россия)
Аннотация. Значимым ресурсом развития гражданского общества является волонтерство, которое призвано гармонизировать взаимоотношения между различными субъектами общества, поддерживать решение задач, связанных с оказанием помощи, поддержкой людей в трудной жизненной ситуации и т.д. В настоящее время государство особенно поддерживает волонтерство молодежи. Развитие этого общественного движения требует учета особенностей коммуникации данной социально-демографической группы. Одним из атрибутов этой коммуникации является Интернет-общение. В статье выявлены особенности Интернет-общения в процессе организации волонтерства, которые сводятся к тому, что общение в этом формате позволяет решить задачи, связанные с информированием, мониторингом, обеспечением обратной связи, рекламированием услуг в процессе организации волонтерства. Среди ресурсов Интернета, как наиболее популярная, выделена социальная сеть «ВКонтакте». Интернет общение волонтеров отличается неформальным характером при одновременном соблюдении норм делового общения. Данное сочетание позволяет эффективно решать определенные задачи и поддерживать дружескую атмосферу среди волонтеров. Обращение к ресурсам Интернета позволяет организаторам волонтерства не только качественно передать информацию, но и мобильно решить конкретные задачи. Однако опосредованный характер Интернет-общения приводит к некоторым затруднениям в получении и передаче, а также в восприятии информации. Отсутствие возможности видеть эмоциональные проявления партнера по общению компенсируется смайликами, восклицательными знаками и т.п. Выводы статьи могут использоваться в социономической деятельности при организации волонтерских акций разного масштаба, развитии молодежного волонтерского движения.
Ключевые слова: волонтеры, волонтерство, гражданское общество, Интернет-общение, молодежь, молодежное волонтерское движение, организация волонтерства, ресурсы Интернета, социальная сеть.
FEATURES OF VOLUNTEERS INTERNET COMMUNICATION
© 2016
Vandysheva Lyudmila Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Theory and technology of social work» Samara National Research University Academician S.P.Koroleva, Samara (Russia)
Abstract. Volunteering is a significant resource for development of civil society, which is intended to harmonize the relationship between different members of society, to support the solution of problems related to provision of help and support to people in need etc. Currently, the state particularly supports young people, who are engaged in volunteering. Development of this social movement requires considering features of youth communication. One of the attributes of this type of communication is the Internet. Features of Internet-communication in organization of volunteering are revealed in the article, coming down to the fact that dialogue in this format allows us to solve problems related to awareness, monitoring, providing feedback, advertising of certain services in the organization of volunteering. Among Internet resources the most popular social network is "VKontakte". Online communication differs from other types because of its informality, but follows the rules of business communication. This combination allows solving certain tasks effectively and maintaining a friendly atmosphere. Using Internet resources allows organizers of volunteering not only to convey information efficiently, but also flexibly solve certain tasks. However, the indirect nature of the Internet communication leads to some difficulties in receiving, transmission and perception of information. Not seeing emotional expressions of the partner is compensated by emoticons, exclamation marks, etc. The findings can be used in socionomic activities in organization of volunteer actions of various scale, and for development of the youth volunteer movement.
Keywords: volunteers, volunteerism, civil society, Internet communication, youth, youth volunteerism, organization of volunteer actions, Internet resources, social network.
Современное общество к настоящему времени имеет различные характеристики, среди которых следует, по нашему мнению, выделить такие, как: гражданское общество и информационное общество. Между этими характеристиками существует тесная взаимосвязь, поскольку развитие гражданского общества происходит не только в реальном, но и в Интернет пространстве, во многом способствующем модернизации институтов гражданского общества [1], [2], [3]. Выделяя формы гражданской активности, в первую очередь, обращаем внимание на волонтерство, которое пристальным образом изучается отечественными учеными, чей научный интерес сосредоточен на выявлении особенностей во-лонтерства (Л.В. Киреева) [4], генезиса основных характеристик волонтерства (М.С. Горбулёва, Ю.И. Носова) [5], [6], взаимодействия волонтеров с представителями различных секторов гражданского общества (Ж.А. Захарова, К.Ю. Шорохов, А.А. Фролов) [7], [8], [9], мотивов волонтеров (Е.В. Великанова) [3]. Исследователь А.В. Соколов заявил в своей работе о развитии в России сетевой гражданской активности [10]. Анализу организации волонтерского движения подрастающего поколения посвящены работы А.В. Бунина [11], И.И. Диамант
[12], М.А. Зыскиной [13], Н.В.Шрамко [14] и др. Однако педагоги в большей степени сосредоточены на описании деятельности волонтерских организаций, перечне проводимых акций и анализе результатов для местного сообщества и волонтеров.
Теоретический анализ научной литературы не позволил нам выявить исследования, посвященные изучению коммуникаций волонтеров (волонтерских организаций) в Интернете.
Вместе с тем практическая значимость эффективной организации молодежного волонтерского движения требует пристального внимания к Интернету как ресурсу, позволяющему решить основные организационные задачи.
В связи с этим мы поставили цель: выявить особенности Интернет общения волонтеров. Достижение поставленной цели осуществлялось посредством анкетирования 110 человек (96 девушек, 14 юношей), студентов, которые в разной степени имели опыт волонтерства.
В ходе опроса выяснилось многообразие ролей волонтеров. Причем в ряде ответов было отмечено несколько ролей, что свидетельствует, с одной стороны, о возможностях, потенциале конкретного человека, с дру-
социологические науки
Вандышева Людмила Владимировна ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ ...
гои стороны, о наличии у молодежи интереса к волон-терству. Среди ролеИ были отмечены статусные роли организатора (44,5%) и руководителя (15,4%).
Второе место в реИтинге ролеИ (по количеству ответов) занял аниматор (23,6%), четвертое место - фотограф (10%); далее: техник (5,4%), рекрутер (5,4%), тренер (4,5%), PR-щик (3,6%), помощники (1,8%), фандрайзер (0,9%), регистратор (0,9%), промоутер (0,9%), «волонтер общего профиля» (0,9%), «награждающая группа» (0,9%). Опрошенные следующим образом конкретизировали свой функционал: встреча гостей (2,7%), уборка города (0,9%), участник поискового отряда (0,9%).
В процессе волонтерства 56,3% опрошенных обращались к ресурсам Интернета, 43,6% нет. Характерно, что среди волонтеров, имевших статусные роли (организатор, руководитель), преобладали те, кто в своей деятельности обращался к ресурсам Интернета (61,2%). Эти данные подтверждают актуальность заявленной проблемы.
Обращение к ресурсам Интернета позволило опрошенным решить следующие задачи:
- получить информацию (93,5%),
- найти единомышленников (88,7%),
- передать информацию (79%),
- уточнить информацию (59,6%),
- поблагодарить (40,3%),
- разместить информацию в качестве рекламы (24,1%),
- выяснить отношения (1,6%).
Ответы свидетельствуют о преобладании задач объективного характера, связанных с информированием. Вместе с тем условно выделим задачи, обусловленные перцептивной и интерактивной стороной коммуникации (найти единомышленников, поблагодарить, выяснить отношения).
Ресурсы Интернета, к которым обращались опрошенные волонтеры, были конкретизированы следующим образом: сайт (64,5%), социальные сети (56,3%), e-mail (40,3%), Skype (16,1%), ICQ (1,6%), чат (1,6%). Социальные сети конкретизированы упоминанием ресурсов «ВКонтакте» (100%), «Одноклассники» и «Facebook», соответственно, 87%.
По мнению всех опрошенных, при организации во-лонтерства следует использовать ресурс «ВКонтакте». Затем отмечены «Одноклассники» (72,5%), «Facebook» (24,1%), «Skype» (6,4%), «Е-mail» (4%) , «Viber» (3,2%). Из опрошенных 1,6% отметили, соответственно, «WatsApp», «Twitter», «Instagram», «Jaba».
Таким образом, выделены ресурсы Интернета, которые позволяют оперативно получить и передать информацию, а также реализовать потребность молодежи в аф-филиации. Вместе с тем количество ресурсов, к которым обращаются при организации волонтерства меньше, чем рекомендуемых для этой деятельности.
При определении преимуществ и недостатков ресурсов Интернета в организации волонтерства, опрошенные обращают внимание на возможность реализации инструментальной функции общения, а именно: качество информации, которую можно получить или передать («информации много, она подробная» или «без лишней шелухи», «быстрая связь» и т.п.).
Развернутые ответы получены в отношении социальной сети «ВКонтакте»:
- «ВКонтакте можно выкладывать любую информацию о деятельности организации (фото, видео), проводить опросы, создавать обсуждения, привлекать к деятельности волонтеров, писать анонсы мероприятий»,
- «ВК наиболее быстро распространяется информация»,
- «... всегда можно легко связаться с волонтерами»,
- «... имеются странички почти каждого молодого человека».
Итак, технические возможности социальной сети
«ВКонтакте» помогают при решении организационных задач, связанных с информированием, мониторингом, обеспечением обратной связи, рекламированием определенных услуг и видов деятельности. Кроме этого возможность выхода на личную страницу дает возможность получить основную и дополнительную информацию о том или ином волонтере. Социальная сеть «ВКонтакте» имеет массовый характер, популярна среди молодежи благодаря своей доступности, скорости приема-передачи информации и т.д.
Обобщая полученные результаты, отмечаем, что обращение к ресурсам Интернета позволяет волонтерам реализовать базовые функции общения, а именно: инструментальная функция предполагает получение, передачу информации; интегративная функция включает поиск единомышленников для решения конкретных задач; функция социализации заключается в развитии навыков этикета в общении (выразить благодарность, например); экспрессивная функция помогает волонтерам выяснить отношения; функция самовыражения проявляется в демонстрации волонтерами своего интеллектуального, личностного потенциала; трансляционная функция заключается в размещении рекламы тех или иных услуг, высказывании оценок и суждений относительно волонтерских акций и т.п.; функция социального контроля регламентирует деятельность, помогает уточнить информацию.
Оценивая возможности Интернета при организации волонтерства, опрошенные отметили, что данный ресурс помог им «в большей степени» (67,7%), «частично» (32,2%). Варианты ответов «не помогло», «ухудшило положение», «другой вариант» остались не отмеченными, что свидетельствует о важности использования ресурсов Интернета в процессе организации волонтерства.
Анализ вербализации ритуальной стороны Интернет-общения в контексте организации волонтерства позволил получить следующие результаты. Так, среди слов приветствия, используемых в Интернет общении, опрошенные выделили:
- «Добрый день!», «Здравствуйте», «Здравствуйте, меня зовут...», «Доброго времени суток!». Эти обращения свойственны официально-деловому стилю речи; их отметили 35,4% опрошенных.
- «Привет!», «Друзья!», «Здравствуй!», «Привет, как дела?», «Привет, завтра сбор по поводу.» и т.п. отметили 64,5% опрошенных. Обращения относятся к разговорному стилю, предполагающему неформальное, дружеское общение равных по возрасту людей.
Выбор лексики приветствия был объяснен опрошенными, во-первых, необходимостью соблюдения речевого этикета («вежливо», «нейтральное приветствие», «уважение», «универсальность», «ну, а как еще?», «волонтер был старше», «незнакомые люди»); во-вторых, важностью создания определенного отношения к информации («создание нужного настроения»); в-третьих, необходимостью поддержания отношений («обращался к подруге», «лучше располагает к себе»).
Среди выражений прощания отметили: «до свидания», «до встречи», «спасибо за информацию», «спасибо заранее», «всего доброго».
При прощании отмечено использование глаголов «жду», «надеемся», «увидимся», «решим» и других («Жду ответа», «Надеемся на дальнейшее сотрудничество'», «Увидимся!», «Всё, отлично, увидимся, решим, что придумать!»), которые позволяют выделить действенную сторону в Интернет-общении волонтеров, заявить о перспективах, продолжении общения.
Выделенные выражения прощания, конкретизируют время следующей встречи (задают регламент Интернет-общению): «До завтра». Кроме этого данные выражения позволяют создать определенную эмоциональную атмосферу: «Спасибо, всего доброго», «Хорошего дня!», «Приятно было иметь с Вами дело».
Анализируя выражения приветствия и прощания, ис-
Вандышева Людмила Владимировна социологические
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ ... науки
пользуемые волонтерами в Интернет-общении, отмечаем наличие в этом общении неформального характера, с одной стороны, и элементов делового общения, с другой. Последнее связано с тем, что общение волонтеров сводится к решению определенных задач конкретной деятельности. Достижение цели возможно при условии слаженности действий, позитивной атмосферы в процессе, ведущую роль в котором играет межличностное общение.
Вместе с тем определенную роль в общении играет эмоциональная сторона. Лишенные возможности видеть собеседника, опрошенные создают эмоциональный контекст общения посредством эмоционально окрашенных слов, находящихся в категориях «добрый», «хороший», «приятный». Созданию эмоционального фона способствует использование восклицательных знаков, усиливающих «звучание» слов.
Среди преимуществ Интернет-общения при организации волонтерства опрошенные выделили:
- Интернет - молодежная тусовка («актуальность», «мода», «стиль, молодежность», «неформальное общение», «возможность привлечения большого количества людей», наличие «межнациональных связей», «сотрудничество»),
- качество передачи информации («возможность одновременной передачи коллегам информации», «быстро, в любое время, в любой момент, просмотреть с любого устройства»),
- экономия времени («обсуждение идей в любое время», «не надо переспрашивать информацию, т.к. она сохраняется», «Когда нет времени на встречу, социальные сети - лучший выход»),
- ресурс для творчества («Созревшая идея может в любое время быть рассказана другим»),
- комфорт (удобно, нет скованности, мобильность, доступность),
- решение конкретных задач (возможность привлечь волонтеров, назначить встречу, получить совет, поделиться опытом, обменяться информацией и т.д.).
Однако, по мнению опрошенных, выделивших различия между Интернет-общением и непосредственным общением волонтеров, Интернет-общение «проигрывает» общению в реале по следующим позициям:
- сложность восприятия (можно «неправильно понять информацию», «сложно объяснить», «риск быть непонятым»);
- недостаток эмоций («отсутствие невербального общения», «нет выражения эмоций», «нет возможности обменяться эмоциями», «скудное проявление эмоций», «невозможно увидеть мимику», «нет эмоционально окраски», «нельзя видеть реакцию», «нельзя распознать истинное отношение человека к тебе», «нет межличностного контакта»),
- качество информации («информация может быть недостоверной», «несвоевременность получения информации при отсутствии доступа к социальной сети»),
- собственно «нереальное общение» («конкретные цели проще устанавливать вживую», «недосказанность», «Интернет общение служит больше для того, чтобы договориться о встрече, а сама работа идет в реальном времени», «долго писать свою идею, часто она быстро забывается и уходит»).
Итак, в Интернет-общении невозможно в полной мере выразить эмоции. Полноценное проявление эмоций закрепляется опрошенными за непосредственным общением. В свою очередь Интернет-общение в большей степени позволяет решать задачи, связанные с информированием, установлением контактов, решением определенных организационных задач.
В качестве вывода отметим, что технические возможности Интернета определенным образом влияют на Интернет-общение волонтеров, позволяя в большей степени решать задачи, связанные с информированием, мониторингом, обеспечением обратной связи, реклами-282
рованием определенных услуг в процессе организации волонтерства. Организаторам волонтерства следует учитывать, что Интернет-общение имеет опосредованный характер, что отражается на получении и передаче, восприятии информации. В организации молодежного волонтерского движения значительную роль играет социальная сеть «ВКонтакте». Интернет-общение волонтеров характеризуется неформальностью при одновременном соблюдении норм делового общения.
Представленные в данной статье результаты исследования, по нашему мнению, открывают перспективы лингво-прагматическому анализу Интернет общения в организации молодежного волонтерского движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белянцев А.Е., Лымар А.В. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6-1. С. 284-288.
2. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Россия в конце XX века: тез. докл. междунар. конф. М., 1998. C. 36-48.
3. Великанова Е.В. Развитие волонтерского движения на территории Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. 2010. № 12. С. 98-105.
4. Киреева Л.В. Феномен современного добровольчества // Вестник православного Свято-Тихоновского университета. 2011. № 21. С. 19-25.
5. Горбулёва М.С. Добровольчество: генезис и мотивы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (158). С.140-146.
6. Носова Ю.И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств 2012. № 3. UTL:http://cyberleninka. ru/artide/n/volonterstvo-kak-kulturnyy-fenomen-genezis-i-osnovnye-harakteristiki#ixzz48FivbzOM (дата обращения: 27.04.2016).
7. Захарова Ж.А., Вязанкина А.В. Подготовка наставников-волонтеров в рамках регионального проекта «Ты не один» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. № 3. Т.19. С. 157-160.
8. Шорохов К.Ю. Роль добровольчества в образовательном и профессиональном становлении молодежи (на примере регионального отделения Красного Креста) // Социология науки и технологий. 2014. № 4. Т. 5. С. 126-135.
9. Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности // Власть. 2014. № 10. С.61-65.
10. Соколов А.В. Сетевая гражданская активность в современной России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. № 6. Т.19. С. 159-161.
11. Бунин А.В. Воспитание патриотизма молодежи как направление деятельности общественных организаций (на примере Международного благотворительного фонда «Сталинградская битва») // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. № 2 (155). Т. 20. С. 108-110.
12. Диамант И. И., Д. С. Романов, Л. Г. Смышляева Комплексная подготовка волонтеров зимних олимпийских и паралимпийских игр 2014 г. в Сочи (Россия) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С.131-135.
13. Подготовка волонтеров к работе с инвалидами / М.А.Зыскина, Е.А. Романова. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2011.
14. Зыскина М.А., Шрамко Н. В., Подготовка студентов-волонтеров к домашнему визитированию ребенка-инвалида с ДЦП // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С.94-98.