Научная статья на тему 'Особенности интеллектуальных структур у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности интеллектуальных структур у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
934
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ТЕОРИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / COGNITIVE PSYCHOLOGY / DIFFERENTIAL THEORY OF COGNITIVE DEVELOPMENT / CREATIVITY / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лёвина Ирина Алексеевна

В настоящей статье в лаконичной форме излагается вопрос о современном состоянии когнитивной психологии и тенденциях ее развития, а также представлено исследование интеллектуальных особенностей креативных детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTELLECTUAL STRUCTURES OF THE CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

This article briefly outlines the question of the current state of cognitive psychology and its development trends, as well as the study of intelligent features of creative children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуальных структур у детей старшего дошкольного возраста»

(----

81

когнитивная психология

И.А. Лёвина

особенности интеллектуальных структур у детей старшего дошкольного возраста

в настоящей статье в лаконичной форме излагается вопрос о современном состоянии когнитивной психологии и тенденциях ее развития, а также представлено исследование интеллектуальных особенностей креативных детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: когнитивная психология, дифференцированная теория умственного развития, креативность, дети дошкольного возраста.

Индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека являются существенным резервом научно-технического прогресса нашей страны. Это делает особо актуальным для когнитивной и возрастной психологии изучение детей с особыми возможностями и способностями.

Современная когнитивная психология занимается решением таких задач, как выявление природных основ умственных способностей и раскрытие закономерностей и принципов интеллектуального развития детей разного возраста. Это связано с тем, что умственные способности человека являются фундаментом развития его интеллектуальных и личностных возможностей.

Первые исследователи интеллекта приравнивали его к простейшим психофизиологическим функциям. Представители данного подхода (Ф. Г аль-тон, Р. Кеттелл) считали индивидуальные различия между людьми врожденными.

Далее интеллектом стали обозначать высшую психологическую функцию. Достигнутый к каждому возрастному периоду уровень психического развития определялся как «коэффициент интеллекта».

когнитивная психология

Затем тестологическая парадигма разделилась на два разных подхода трактовки природы умственных способностей: первая признавала общий фактор (G), который в той или иной степени представлен на всех уровнях интеллектуальной деятельности. Вторая - отрицала любое общее начало интеллектуальной деятельности, а утверждала существование множества независимых интеллектуальных способностей (Д. Гилфорд, Л. Терстоун и др.).

Позднее тестологические теории расширяли свое представление об интеллекте и включали в его рассмотрение нетрадиционные для него виды (кинестетичекий, личностный, музыкальный, социальный).

М.А. Холодная, проанализировав множество психологических теорий и подходов выявления внутренних механизмов интеллектуальной деятельности, составила их классификацию: социокультурный подход (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); генетический подход (Ж. Пиаже, Дж. Чарлсвоз и др.); процессуально-деятельный (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); образовательный (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Э. Толмен и др.); информационный (Р. Стернберг, М. хант и др); феноменологический (М. Вертгеймер, к. Дункер, В. келер, Р. Мейли и др.); функционально-уровневый (Б.Г. Ананьев, Б.М. Величковский и др.); структурно-интегративный (Л.М. Веккер, М.А. Холодная и др.); системно-структурный (Х. Вернер,

Н.И. Чуприкова и др.).

Таким образом, можно отметить, что представления о природе интеллекта и механизмах его развития уточняются, меняются, усложняются. Существуют некоторые положения общего характера и различные доходы. Но они не универсальны, не содержат должного научного обоснования и могут противоречить друг другу. Отсюда вытекает актуальная психологическая проблема - разработка общей теории интеллекта, которая, в свою очередь, требует специальных исследований.

один из путей обоснования основ общей теории интеллекта представлен в дифференционной теории умственного развития Н.И. Чуприко-вой, в рамках системно-структурного подхода. Автором сформулирован один из общих законов развития - закон системной дифференциации. он заключается в представлении о функционировании сложных по компонентному составу многоуровневых репрезентативно-операциональных когнитивных структур, хранящих, извлекающих, анализирующих информацию, а в целом являющихся носителем умственного развития и способностей.

Закон, сформулированный Н.И. Чуприковой, направлен не только на интеллект, а имеет более широкую область действия. он распространя-

ется и на развитие специальных способностей, как доказано в исследованиях, выполненных под руководством доктора психологических наук, профессора Т.А. Ратановой.

Изучение креативных детей показало наличие у них специфических особенностей: повышенный уровень психического развития, высокий уровень познавательной активности, повышенная способность к усвоению знаний, высокий уровень интеллекта, широкая картина представлений о мире. Однако недостаток информации о когнитивной дифферен-цированности и личностных особенностях креативных детей старшего дошкольного возраста определяет необходимость проведения исследований, направленных на их изучение. Внесение дополнительных сведений в теоретические подходы по проблеме взаимосвязи креативности и интеллекта определили актуальность выбранной темы.

В нашем исследовании принимало участие 90 посещающих дошкольные учреждения детей в возрасте 5-6 лет. В первую группу вошло 30 человек, набравших по тесту П. Торренса по Т-показателю 60 и более баллов. Вторую группу составили 30 дошкольников старшего дошкольного возраста, отобранные в случайном порядке.

Изучение когнитивной дифференцированности было проведено с использованием методики скоростной дифференциации стимул-объектов (Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова).

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы о сходстве и различии в показателях времени разных типов диф-ференцировок в двух группах.

Сходство проявились в следующем.

1. Дети в обеих группах затрачивали меньше времени на выполнение перцептивных и семантических дифференцировок. Время сенсорных дифференцировок оказалось длиннее перцептивных.

2. В обеих группах испытуемых время дифференцировок объектов в первых пробах, независимо от сложности задания, всегда больше, чем время показателей в последующих пробах. В 1-й группе оно составляет 38,4 и 35,5 с для простых дифференцировок и 46,8 и 42,6 с - для сложных. Во 2-й группе - 45,7 и 44,2 с для простых дифференцировок и 49,5 и 45 с - для сложных. На время дифференцировок стимул-объектов в простых и сложных заданиях всех типов влияет упражняемость детей, которая возникает в ходе эксперимента.

Различия в когнитивной дифференцированности у дошкольников двух групп обнаружилось в следующем.

1. Время дифференцирования стимул-объектов всех видов и типов у креативных детей значительно короче, чем у их сверстников. Различия

педагогика и психология

когнитивная психология

во времени дифференцировок стимул-объектов детьми двух групп имеет место абсолютно во всех случаях и на самом высоком уровнем достоверности (р < 0,001) по Т-критерию.

Таким образом, исследование по методике скоростной дифференциации стимул-объектов дает возможность говорить о том, что дети с высокой кративностью характеризуются более высокой когнитивной дифференцированностью. Они имеют способность к более тонкому и качественному дифференцированию объектов по их свойствам и отношениям.

Результаты корреляционного анализа времени выполнения дифферен-цировок в 1-й группе показывают, что время всех типов дифференциро-вок значимо коррелируют между собой в 68,5% случаев (159 корреляций из 232). Во 2-й группе число значимых интеркорреляций меньше и составляет 50% (116 из 232), т.е. общее количество корреляций времени всех типов и видов дифференцировок больше у креативных детей, при этом в обеих группах больше корреляций между простыми дифференци-ровками.

Библиографический список

1. Лёвина И.А. Когнитивная дифференцированность креативных детей дошкольного возраста. М., 2009.

2. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая. Экспериментальная психология. М., 2011.

3. Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.