Научная статья на тему 'Особенности интеллектуально-креативного потенциала вузов и методы его использования'

Особенности интеллектуально-креативного потенциала вузов и методы его использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕТОДИКА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрезинский Константин Сергеевич, Дрезинская Анжела Вадимовна

Рассмотрены особенности интеллектуально-креативного потенциала высших учебных заведений. Предложены методы его практического и коммерческого использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуально-креативного потенциала вузов и методы его использования»

УДК 378:331:65.01

К. С. Дрезинский, А.В. Дрезинская

Особенности интеллектуально-креативного потенциала вузов

и методы его использования

Предпосылки коммерциализации образования и модели поведения вузов на современном этапе. Развитие рыночных отношений в России способствовало ряду социально-экономических процессов, обусловивших расширение процессов коммерциализации и наложивших отпечаток на многие сферы деятельности, в том числе и на высшее образование. Сложность происходящих процессов вызвала диверсификацию хозяйственных структур с быстрым расширением частного сектора, появлением безработицы и других форм перемены мотивационного поведения работников производственной и непроизводственной сфер. Появились новые ниши различных видов деятельности. Сформировалась социально-экономическая установка производственных и общественных отношений - работа «с целью получения прибыли».

Перемены, происходящие в системе образования, начинают идти по трем направлениям:

- дифференциация, обусловленная социальными ожиданиями общества, связанными с высшим образованием;

- появление рыночной составляющей в образовании;

- изменение роли государства в оценке работы учебного заведения.

Высшие учебные заведения России в той или иной степени поставлены в конкурентные условия привлечения абитуриентов с использованием всех видов и форм имиджа, привлекательности и предпочтительности. С рыночными отношениями связаны и перемены в трактовке высшего образования как системы.

Сегодня считается, что вузы должны:

- вести конкурентную борьбу за студентов, за средства на исследования и образование, за кадры и т. д.;

- в условиях дефицита средств, выделяемых из бюджета, сами находить дополнительные источники финансирования;

- преобразовываться в предпринимательские структуры, оказывающие образовательные, исследовательские и консультационные услуги клиентам (студентам, промышленности, местному сообществу и т. п.).

Иными словами, важными составляющими высшей школы становятся предприимчивость, креативность, способность к росту и развитию, т. е. неразрывная связь с переменами, происходящими в окружающей среде, с которой учебные заведения постоянно обмениваются информацией, человеческими ресурсами и откуда получают финансовые средства.

Неизбежность коммерциализации высшей школы заключается еще и в том, что сегодня неопределенным остается вопрос государственной политики в части управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Под этим может подразумеваться: возможное преобразование сети государственных образовательных организаций с учетом нового закрепления полномочий федеральных, региональных и муниципальных уровней управления в сфере образования; сохранение участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования, в свою очередь сохранение их в федеральной собственности; определение организаций, передаваемых другим уровням государственного или муниципального управления; организаций, подлежащих реструктуризации, разгосударствлению и т. п.; повышение эффективности деятельности государственных организаций сферы образования за счет выбора наиболее целесообразных организационно-правовых форм, методов финансирования и оценки результатов их деятельности.

Становление нового типа отношений между учебным заведением и государством - следствие ряда тенденций, в числе которых:

- бюджетные трудности и растущая нагрузка государства в части расходов на социальные нужды;

- усиливающееся в административных правительственных кругах понимание того, что возможности вузов, с точки зрения содействия переменам в образовании с целью подготовки людей к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе, останутся ограниченными при сохранении детального контроля над их деятельностью, реализуемого центральной администрацией да еще и старыми методами.

Исходя из представленного понимания происходящего, предполагается, что элементы системы образования (вузы) могут развиваться самостоятельно, поддерживая свой уровень и самосовершенствуясь. Иначе говоря, учебные заведения наделяются автономией, а процессы принятия решений децентрализуются.

Понимание институциональной автономии как условия свободы от внешнего вмешательства заменило рыночное ее толкование - независимость от единственного государственного источника финансирования; стали широко использоваться и такие чуждые академической культуре понятия, как эффективность, продуктивность, экономичность, производительность; наконец, начинают различаться и трактовки планирования и сохранения стратегической позиции.

В создавшейся обстановке развития рыночных отношений получает распространение менеджерский подход к управлению высшими образовательными учреждениями. Появляются новые подходы к управлению персоналом, заимствованные из предпринимательской деятельности. В кризисных условиях, в которых оказалась высшая школа, получают развитие механизм антикризисного управления, реструктуризация персонала и реинжиниринг.

Университет в значительной мере должен рассматриваться теперь не только в разрезе академической культуры, как он рассматривался в большей мере в категориях гуманизма, сколько в свете культуры предпринимательской.

Профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал рассматриваются как трудовые ресурсы и кадровый потенциал; что же касается студентов, то их необходимо рассматривать в таких категориях, как клиент, стратегический ресурс или «stakeholders» (т. е. заинтересованные лица); лекционные аудитории и оборудование обретают статус материальной инфраструктуры, а научно-педагогический персо-

нал уже, вроде бы, и не учит вовсе, но оказывает услуги, не расширяет границы научного знания, но выполняет задания и исследовательские контракты.

На основе моделей поведения производственных предприятий далее в таблице представлены модели поведения вузов в условиях нестабильности, кризиса и переходной экономики.

Методы оценки интеллектуально-креативного потенциала вузов. Актуальность вопроса интеллектуальных ресурсов связана с переходом наиболее развитых стран к постиндустриальному обществу. Это общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях (knowledge-based economy). Интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значительное место на международных рынках. По экспертным оценкам мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.

Т. Стюарт пишет: «Под "интеллектуальным капиталом" я подразумеваю не горстку докторов наук, добывающих истину за запертыми дверями какой-нибудь лаборатории. И не интеллектуальную собственность, такую как патенты и авторские права, хотя она и является его составной частью. Интеллектуальный капитал - это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность» [11]. Таким образом, под интеллектуальным капиталом следует понимать все знания, собранные в соответствии с каким-то алгоритмом в той или иной организации.

Интеллектуальный ресурс вуза имеет ряд существенных особенностей. Его произведенным продуктом являются специалисты, бакалавры, магистры, которые сами по себе несут интеллектуальный потенциал. Кроме того, вузы представляют собой интеллектуальноемкий сектор экономики, главная ценность которого - профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники, в том числе докторанты, аспиранты, соискатели. Преподаватели передают студентам имеющиеся у них знания и определенные навыки, обучающиеся в процессе обучения также обмениваются с профессорско-преподавательским составом своим опытом и знаниями. В результате такого взаимодействия формируется интеллектуальная собственность вуза, его структурные и рыночные активы.

Модели поведения вузов

Параметр сравнения Модель консервативного поведения Модель активного приспособления

Взаимоотношения вуза с объектами социально-культурного назначения Ликвидация убыточных подразделений, либо отсутствие каких-либо изменений во взаимоотношениях Организация экономических форм существования, допускающих приток внебюджетных средств

Предлагаемые специальности Сохранение прежнего перечня специальностей Организация новых специальностей, на которые имеется спрос

Формы обучения Проведение неизменной политики в части оказания платных услуг Увеличение части платных мест обучения, организация дополнительных платных образовательных услуг

Предпринимательская деятельность Негативное отношение к такой деятельности Активный поиск новых видов деятельности по привлечению дополнительных доходов

Хозяйственная деятельность Отсутствие режима экономии затрат, оказание недостаточного внимания финансовой политике Введение режима экономии расходов, поиск новых механизмов оптимизации доходов, внедрение маркетинговых политики

Персонал Попытки сохранить состав и количество работников, отсутствие мониторинговых действий, отсутствие четкого контроля над численностью кадров Готовность к высвобождению лишних работников и их увольнению, к оптимизации состава и структуры кадров

Заработная плата Ожидание государственного вмешательства, позиция «одинаковости» заработной платы персонала по разрядам и категориям Формирование заработной платы в зависимости от результатов деятельности подразделений и каждого отдельного работника, введение новых вариантов материального поощрения

Организационная структура Отсутствие существенных изменений в организационной структуре Активная перестройка организационной структуры, предоставление самостоятельности структурным подразделениям

Понятие «интеллектуальный потенциал» тесно связано с понятием «интеллектуальный капитал» и имеет наибольшее значение для определения направлений стратегического развития. Оценку интеллектуально-креативного потенциала вуза можно проводить на трех взаимосвязанных уровнях: индивидуально-личностном, т. е. на уровне каждого отдельного преподавателя; на кафедральном или факультетском; на уровне высшего учебного заведения.

Оценка интеллектуально-креативного потенциала вуза имеет многокритериальный характер, т. е. в ее основе лежит система критериев. Все показатели интеллектуально-креативного потенциала вуза могут быть разделены на учетно-статистические и проблемно-ориентированные. Обе группы показателей могут содержать как количественные, так и качественные характеристики интеллектуально-креативного потенциала. Количественные показатели непосредственно изме-

ряемы, качественные оцениваются с помощью различных экспертных процедур и социологических опросов. Показатели должны характеризовать абсолютные составляющие потенциала, уровень его развития, степень использования и результативность функционирования. В качестве важных критериев необходимо учитывать обеспеченность вуза высококвалифицированными кадрами и результативность деятельности профессорско-преподавательского персонала вуза: компетентность, креативность и корпоративность.

Уровень интеллектуально-креативного потенциала вуза можно определить, как некоторую функцию от трех переменных:

- показателей компетентности, которой в настоящий момент обладает профессорско-преподавательский состав вуза, возможностей ее сохранения и наращивания;

- показателей креативности, или творческой активности, которую в данный момент может

продемонстрировать профессорско-преподавательский состав вуза в области научно-исследовательской деятельности, педагогического творчества и изобретательства;

- показателей корпоративности профессорско-преподавательского состава вуза, которыми определяются уровень развития коллектива вуза, его мотивационный потенциал и пассионарность.

Исходными данными для определения компетентности профессорско-преподавательского персонала вуза являются показатели, характеризующие: соотношение «студенты/преподаватель»; структуру научно-педагогического персонала по типу занятости; квалификационную структуру научно-педагогического и научного персонала; должностную, возрастную и гендерную структуру преподавательского персонала. Креативность профессорско-преподавательского состава может быть оценена на основе показателей, характеризующих творческую активность и востребованность их как исследователей и педагогов. При измерении уровня корпоративности оцениваются те факторы, которые обеспечивают развитие коллектива, организационной культуры вуза, мотивационного потенциала и пассионарности преподавательского корпуса.

С помощью экспертных оценок можно «взвесить» влияние названных факторов и по каждому из них с помощью ранжирования отобрать единичные показатели, которые будут определяющими для показателей верхнего уровня. Приращение по каждому из групповых показателей определить довольно просто - это будет разница между текущим показателем и аналогичным показателем за предшествующий период. В том случае, если приращение положительное, идет развитие, если приращение равно нулю -ситуация не изменилась, если приращение отрицательное - необходимо дальнейшее исследование, чтобы определить, за счет какого единичного показателя это произошло и что было причиной ухудшения.

Коммерческое использование интеллектуально-креативного потенциала высшего учебного заведения. Термин «потенциал» в широком смысле означает источник возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели в определенной области. Таким образом, термины

«потенциал», «потенциальный» означают наличие у кого-либо или чего-либо (будь то отдельно взятый сотрудник, трудовой коллектив или учреждение) скрытых, не проявившихся еще возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

Весь интеллектуально-креативный потенциал вуза можно разделить на три составляющие: интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, интеллектуальный потенциал студентов и интеллектуальный потенциал непосредственно организации. Подобное разделение для учебного учреждения целесообразно, исходя из того, что интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, как и интеллектуальный потенциал обучающихся, отчасти не принадлежит непосредственно организации, а является собственностью самих работников и обучающихся. Тем не менее, использование потенциала сотрудников и студентов является реализацией потенциала и самого высшего учебного заведения. Подобный симбиоз взаимовыгоден и, кроме прочего, ведет к дальнейшему развитию потенциала.

Примером может служить программа содействия занятости и трудоустройства выпускников и студентов вуза при ее определенной организации: работодатель, выступая в качестве покупателя товара (выпускника-специалиста), желает приобрести лучшее, а вуз в состоянии это предоставить. Здесь необходимо выявление из числа студентов лучших, обладающих соответствующим потенциалом и лидерскими качествами. Подобные критерии могут быть выявлены в процессе обучения и, особенно, с помощью специализированных программ психологического тестирования, в результате чего формируется рейтинговый банк данных. Ценность подобной информации трудно переоценить в современных условиях избирательного подхода к формированию кадрового состава. Основные цели данного направления деятельности вуза: содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройство выпускников; удовлетворение потребностей профильных и других предприятий, организаций и учреждений, выступающих в качестве работодателей; формирование рейтингового банка данных студентов в научных целях; увеличение внебюджетных доходов.

Определенный порядок тестирования, формирования базы данных и трудоустройства выпускников и студентов вуза может быть задокументирован в Положении. Трудоустройство не может распространяться на студентов, обучающихся по целевым направлениям. Для начала необходимо определить контингент тестируемых студентов и организовать их тестирование по заранее согласованному графику, с участием факультетов. Тестирование, определение всех необходимых характеристик, внесение их в соответствующую базу данных, а также составление рейтингов должны осуществляться по заранее разработанным методикам. Необходимо вести учет и хранение базы оттестированных данных, вести статистику обратившихся и трудоустроенных студентов, осуществлять послевузовское сопровождение выпускников (обратная связь).

Ответственные за реализацию данного направления службы или лица координируют взаимодействие структурных подразделений вуза с предприятиями и организациями на предмет трудоустройства студентов и выпускников. Ведется сбор заявок от работодателей по подбору молодых специалистов. Факультеты, кафедры и другие структурные подразделения направляют обратившихся в университет с целью подбора персонала предприятия и организации в отдел, службу или к ответственному лицу. Работодатель на основании заключенного с вузом договора получает доступ к базе данных для подбора наиболее подходящего кандидата. Подбор осуществляется с помощью сотрудников вуза. При работе с заказчиком важно прикладывать все усилия, чтобы каждый представленный кандидат максимально соответствовал требованиям работодателя. При взаимном согласии выпускника или студента с работодателем по всем условиям, предъявляемым друг к другу, осуществляется трудоустройство. Выпускникам и студентам должно быть предоставлено право на согласие или отказ от не устраивающего их предложения работы.

В целях развития проекта повышения занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников вузу необходимо:

- консультировать предприятия и организации по вопросам трудоустройства, разрабатывать новые формы эффективного взаимодействия с работодателем;

- постоянно взаимодействовать с предприятиями и организациями в целях продвижения выпускников на рынке труда;

- устанавливать и развивать партнерство с предприятиями, организациями и учреждениями с целью дальнейшего трудоустройства выпускников и студентов;

- организовывать информирование потенциальных работодателей и рекламирование своих услуг по подбору квалифицированных кадров;

- совместно с факультетами организовывать различные презентации, семинары и конференции, направленные на распространение информации по подбору персонала;

- проводить работу со студентами и выпускниками в целях повышения их заинтересованности в тестировании и включении в базу данных потенциальных работников.

Стоимость подбора и трудоустройства одного работника из базы данных может составлять на первом этапе два размера ежемесячной предлагаемой этому работнику заработной платы. На рынке рекрутинговых услуг стоимость подобной услуги, как правило, составляет три размера ежемесячной платы. Подобная услуга выбора лучшего из нескольких тысяч(!) кандидатов по заданным(!) работодателем характеристикам является уникальной, поэтому должна оцениваться соответствующе.

Работодатель после первичного ознакомления с базой данных и осуществления предварительно выбора кандидата должен произвести оплату по заключенному договору. На основании документа, удостоверяющего факт платежа, осуществляется подбор персонала и проведение собеседования работодателя с потенциальным работником.

Доходы от трудоустройства зачисляются на счет вуза. При этом в первую очередь компенсируются затраты на проведение тестирования. Затем доход может распределяться следующим образом: в доход факультета (на котором учился студент) - 33 % (зачисляется на субсчет факультета); в доход вуза - 34 %; 33 % могут быть использованы на покрытие сопутствующих расходов, поощрений и на дальнейшее развитие проекта.

Таким образом, существенными условиями успешности функционирования высших учебных заведений в назревающей жесткой конкурентной

борьбе являются анализ и освоение своего интеллектуально-креативного потенциала и, соответственно, разработка и внедрение инновацион-

ных подходов к эффективному управлению, к созданию, приращению и реализации интеллектуального капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горелов, Н.А. Человеческие ресурсы в креативной экономике [Текст] / Н.А. Горелов, О.Н. Литун, О.Н. Мельников // Креативная экономика. - 2007. - № 1.

2. Журавлев, В.А. Креативность и инновационное развитие общества [Текст] / В.А. Журавлев // Гуманитарно-экономический вестник. - 2007.

3. Кандауров, НН. Инновационный менеджмент [Текст] / Н.Н. Кандауров [и др.]. - Мн.: Совр. знания, 2006.

4. Дантон, Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду [Текст] / Э. Дантон. - М., 2006.

5. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. - М., 2005.

6. Креативное мышление в бизнесе [Текст]. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

7. Белецкий, Н.П. Интеллектуальная техника

менеджера [Текст] : учеб. пособие / Н.П. Белецкий. -Мн.: Новое знание, 2001.

8. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе [Текст] : [моногр.]. - М.: Гос-коорцентр, 2002. - 296 с.

9. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. -М.: Просвещение, 2000. - С. 5-35.

10. Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности [Текст] / Л.Н. Куликова. -Хабаровск: ХГПУ, 2001. - 333 с.

11. Стюарт, Т. Богатство от ума [Текст]: деловой бестселлер / Т. Стюарт; пер. с англ. В. А. Ноздриной. -Мн.: Парадокс, 1998. - 352 с.

УДК 370.7:650.1

М.С. Рахманова, В.И. Николаева

Методика оценки имиджа предпринимательского вуза

на основе теории заинтересованных сторон

Развитие высшей школы последних лет тесно связано с ее модернизацией. Развитие рыночных отношений в сфере образования, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг и многое другое оказывают существенное влияние на условия деятельности государственных вузов. Радикально изменилась и внешняя среда вузов, характеризующаяся высокой степенью неопределенности и риска. Существенные перемены произошли в управлении системой высшего образования, ее государственном регулировании, формировании негосударственного сектора и пр. Основная масса вузов оказалась вовлеченной в рыночноориентированную деятельность, основанную на конкуренции за государственные ресурсы и за ресурсы лиц, обучающихся на платной основе. Поэтому, заняв определенную позицию на рынке образовательных услуг, высшие учебные заведения стараются обрести прочную репутацию и высокий престиж.

Условия российской действительности все больше заставляют организации задумываться о том, каково значение имиджа. Данная проблема стала постепенно распространяться и в сферу высшего образования, и особое значение приобрела для предпринимательских университетов, основной характеристикой которых является систематическое приложение усилий «по преодолению ограничений в трех сферах: генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой» [1, с. 55].

В процессе взаимодействий с внешней средой университет стремится приобрести большее количество надежных и авторитетных партнеров, которые, в свою очередь, хотят быть уверены в устойчивости позиций вуза на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.