Научная статья на тему 'Количественный анализ приращения знаний как экономического ресурса'

Количественный анализ приращения знаний как экономического ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INCREMENT OF KNOWLEDGE / ECONOMIC INTEREST / ECONOMIC RESOURCE / SOCIAL SUBJECT / EDUCATIONAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилов М. А.

В статье рассматривается приращение знаний как приоритетный интеллектуальный ресурс социального субъекта, который позволяет ему в условиях глобализирующегося мирового хозяйства влиять на формирование и развитие нового общества и создаваемых им новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE ANALYSIS OF KNOWLEDGE INCREMENT AS ECONOMIC RESOURCE

The paper deals with knowledge increment as a priority intellectual resource of the social subject that allows its to influence on forming and development the new society and new created knowledge in the conditions of the globalizing world economy.

Текст научной работы на тему «Количественный анализ приращения знаний как экономического ресурса»

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРИРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕСУРСА1

М. А. ДЖАБРАИЛОВ

В статье рассматривается приращение знаний как приоритетный интеллектуальный ресурс социального субъекта, который позволяет ему в условиях глобализирующегося мирового хозяйства влиять на формирование и развитие нового общества и создаваемых им новых знаний.

Ключевые слова: приращение знаний, экономический интерес, экономический ресурс, социальный субъект, рынок образовательных услуг.

Сегодня в сфере высшего образования России остро стоит проблема качества образования. Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом социального субъекта (вуза).

В. Логачев применительно к высшему образованию трактует качество образования как «многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза: учебные и академические программы, учебную и исследовательскую работу, профессионально-преподавательский состав и студентов, учебно-материальную базу и ресурсы» [5].

Интересен подход к оценке качества образования, предложенный В. С. Баженовой. Она, основываясь на тезисе о том, что ориентация на потребителя, характерная для современной рыночной экономики, не менее актуальна и для сферы образования, делает вывод, что «система оценки качества обучения, также как и система всеобщего качества управления, базируется на удовлетворении потребителя» и состоит из качественных материалов (содержание программ обучения), качественных процессов (методы обучения) и качественных обучаемых [1].

Следует различать термины «качество обучения» и «качество образования».

Качество обучения - это непосредственный результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-методического процесса, состояния материально-технической базы, интел-

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Наименование проблемы исследований: «Трансформация современной российской экономики в контексте активизации глобализационных процессов»).

лектуального потенциала студентов как объекта образовательного процесса учебного заведения.

Качество образования дополнительно включает востребованность выпускников учебного заведения, их служебную карьеру, оценку с точки зрения работодателей, связи «вуз-производство», отсутствие наличие рекламаций. В современной концепции образование рассматривается как непрерывный, гибкий, целенаправленный, демократический процесс получения знаний на протяжении всей жизни человека.

Содержание нормативных документов Минобразования России и анализ профессиональной литературы в оласти качества образования показывают многообразие научных подходов, различную глубину проработок критериальных показателей.

Число показателей, используемых для характеристики состояния и деятельности социального субъекта, очень велико. Наиболее обобщенными показателями, характеризующими масштаб социального субъекта, являются число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг.

Общая совокупность показателей деятельности социального субъекта многими авторами объединяется в несколько групп (потенциал социального субъекта, показатели полезности труда, показатели качества труда, оперативность социального субъекта, показатели эффективности деятельности).

Потенциал социального субъекта показывает его возможности. Он характеризуется:

- квалификационным составом преподавательского и научного коллективов;

- наличием признанных научных школ;

- количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей;

- наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования;

- наличием современной информационной и компьютерной базы;

- наличием собственных ученых и методических разработок;

- имеющейся территорией и возможностью ее развития;

- широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах.

Показатели полезности труда коллектива социального субъекта:

- доля выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью;

- количество выпускников, занявших ведущие должности в промышленности, экономике, государственном управлении;

- количество выпускников, выстраивающих научно-педагогическую карьеру;

- количество выпускников, получивших в последующем более высокое квалификационное признание в России и других странах;

- количество учебных планов, учебников, учебных пособий, методических разработок, технологий обучения и т. п., использующихся в вузах;

- количество научных и технических разработок, внедренных в производство.

Показатели качества труда - это степень соответствия продукта требованиям, стандартам и ожиданиям. Для социального субъекта такими показателями являются:

- уровень оценки знаний учащихся в процессе обучения;

- квалификационные оценки выпускников членами государственной аттестационной комиссии;

- соответствие профессиональных умений выпускников требованиям занимаемых рабочих мест;

- адекватность и широта спектра образовательных технологий, используемых в учебном процессе;

- соответствие показателей создаваемых образцов техники, технологии, способов организации труда, элементов обеспечения труда требованиям лучших стандартов;

- степень соответствия условий учебы и труда санитарным и экологическим нормам, обеспечение безопасности труда и учебы;

- обеспечение современным учебным оборудованием;

- доступность использования компьютерной техники и ее современных возможностей;

- доступность и качество учебной и научной литературы;

- выбор адекватных образовательных технологий при подготовке учебного материала.

Для современного социального субъекта огромную роль играет его гибкость, понимаемая как оперативность реагирования на изменяющиеся потребности общества. Особенностью крупного социального субъекта является значительная инерционность, поэтому компенсировать ее можно только созданием специальных механизмов оперативного выявления «сигналов» образовательной и производственной среды, их анализа и реагирования на них изменениями в своей деятельности. Оценить оперативность социального субъекта можно:

- наличием элементов гибкости и вариативности в учебных планах;

- свободой выбора личностно ориентированной образовательной траектории;

- обновляемостью спектра специальностей;

- разнообразием форм и видов предоставления образовательных услуг;

- современностью используемого учебного оборудования;

- универсальностью используемого учебного и исследовательского оборудования;

- обновляемостью управленческих, преподавательский и научных кадров;

- использованием в процессе обучения и научных исследованиях последних достижений науки и техники;

- степенью свободы и оперативности принятия решений на уровнях управления (кафедра, факультет, отдел, лаборатория).

Показатели эффективности деятельности социального субъекта отражаются соотношением достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов [7]:

- количество выпускников на одного преподавателя;

- количество площадей на одного студента, слушателя;

- сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя);

- количество отдельных видов материальных (единиц компьютерной, аудио- и видеотехники, учебной и учебно-методической литературы) и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника;

- производительность труда (выработка).

Выделим основные критерии, определяющие уровни качества образования.

1. Квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС). Преподаватель является ключевым субъектом системы образования, обеспечивающим его качество. Требование обеспечить нужное качество профессорско-преподавательского и научного персонала предполагает усиление мотивации к работе, что в свою очередь обусловливает необходимость предоставления вузовским работникам соответствующего социального статуса и уровня оплаты труда, сопоставимых с аналогичными показателями в промышленности. В соответствии с общепринятой классификацией выделяют преподавателей без ученой степени и звания, доцентов и кандидатов наук, профессоров и докторов наук, академиков. Высокое педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава обеспечивается знаниями дидактики высшей школы, педагогической психологии, организаторскими способностями, владением современными технологиями трансляции научного содержания дисциплин студенческой аудитории [2].

2. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные и инновационные образовательные технологии, ручные или компьютерные, традиционные или проблемные методы обучения. Качество инфраструктуры вуза во многом станет производным от того, какое внимание учебное заведение уделяет развитию новых информационных и коммуникационных технологий, технологий дистанционного и виртуального обучения. Современные технологии открывают исключительные перспективы как с точки зрения обучения, так и с точки зрения диверсификации самих учебных заведений. Качество реализуется через учебно-методический комплекс (УМК), характеризующий уровень методической обеспеченности базовых специальностей и дисциплин. Вузовский стандарт УМК обычно включает рабочую программу, базовый учебник, методические рекомендации по изучению дисциплин для преподавателей и для студентов, фолии (слайды), контрольные задания, формы и способы контроля знаний, глоссарий, рекомендации по курсовому и дипломному проектированию. Все это должно соответствовать требования ГОС ВПО по направлениям и специальностям подготовки. Предусмотрена система государственного контроля за качеством обучения через процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации.

3. Материально-техническая база. Характеризуется совокупностью показателей, обеспечивающих условия для образования: объем площа-

дей и их структура по форме собственности и направлениям использования, мебель и инженерное оборудование аудиторий и офисных помещений, деканатов и кафедр, библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей. Большое значение имеют уровень информатизации и технические средства обучения (ТСО). Использование ТСО в учебном процессе позволяет интенсифицировать освоение материала, является сильной мотивацией повышения познавательной активности студентов. Использование технических средств при изучении дисциплины в отсутствии преподавателя (компьютер с выходом в Интернет, комплекс CD-дисков, электронный сайт) развивает самостоятельность студента, позволяет выбирать индивидуальную траекторию при освоении курса.

4. Интеллектуальный потенциал (иногда употребляются термины «человеческий капитал» и «человеческий потенциал») приобретает все большее значение: по оценкам западных экспертов, до 60 % национального богатства составляет интеллектуальный потенциал общества. Применительно к образовательному учреждению это объем и направление НИР, количество крупных научных школ, внедрение результатов НИР в производство, объемы финансирования НИР по различным источникам. Интеллектуальный потенциал характеризуется также количеством подготовленных в вузе и изданных монографий, учебников и учебных пособий, количеством советов по защите диссертаций, численностью аспирантов и докторантов и др.

5. Студенты являются главным субъектом образовательного процесса, по состоянию которого можно судить о качестве обучения. Для характеристики этого показателя используют такие критерии оценки студентов, как качество довузовской подготовки и профотбор, показатели приема студентов по специальностям, полу и возрасту, численность студентов (общая, по специальностям и в расчете на одного преподавателя), уровень посещаемости занятий и текущая успеваемость, результаты аттестации студентов (текущей и итоговой). В последние годы возрастают требования к уровню культуры, воспитанности и состоянию здоровья студентов, тенденции снижения которых тревожат общество [3].

6. Выпускники являются «артериальной системой» и оценкой связи учебного заведения с различными отраслями народного хозяйства. В педагогике и статистике используются показатели численности выпускников, возможности продолжения их обучения в магистратуре и на кратко-

срочных программах, процент трудоустройства выпускников, который в 1990-х гг. резко упал до 40 % и менее от общего числа окончивших вузы. Большое значение придается служебной карьере выпускников, реальной оценке профессиональных знаний и умений работодателями. Поддерживается обратная связь «вуз-предприятие» через ассоциации выпускников, спонсорскую помощь, стажировку студентов, заказы на научные исследования и многое другое [6].

Комплексный показатель качества обучения может быть разделен на ряд компонентов по уровням качества. Можно выделить три уровня качества обучения:

1. Низкий уровень соответствует традиционному уровню качества высшего образования, обеспечивается УМК, включающим конспект лекций, учебную программу, учебник. В обучении используются простейшие технические средства (доска, мел, плакаты), очень много времени уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом.

2. Средний уровень обеспечивается полным УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке программируемых заданий, групповых семинаров, аудио- и видеокассеты, тесты и контрольные задания. В процессе обучения используются современные технические средства: компьютер, кодоскоп, экран, CD-диски, электронная почта, телефон.

3. Высокий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен уже на электронных носителях. В процессе обучения применяются современные ТСО (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер и действия преподавателя [6].

Данные показатели нашли свое отражение в методике государственной аккредитации вузов Минобразования РФ. Проведенный мониторинг деятельности ТГУ имени Г. Р. Державина с применением методики государственной аккредитации в Центральном федеральном округе показал, что происходит поступательное развитие вуза и постепенное приращение количественных и качественных показателей знаний, что способствует приросту знаний и росту престижа ТГУ имени Г. Р. Державина в рейтинге вузов России.

Анализ данных, полученных в результате мониторинга, показал, что для осуществления процесса развития социального субъекта, ориентиро-

ванного на приращение знаний, способствующих получению высоких критериев в рейтинге вузов, необходимо реформировать бюрократизм управления социального субъекта. Как и всякая организация, социальный субъект имеет несколько иерархических ступеней управления:

1. Высшее звено - стратегическое ядро управления. К нему относятся ректор и его заместители - проректоры. Внешней целью деятельности стратегического ядра являются приращение знаний и достижение высокого рейтинга среди других вузов, что обеспечивает социальному субъекту его имидж и конкурентоспособность.

2. Среднее звено - административное ядро управления. К нему относятся директора академий, институтов, их заместители, деканы факультетов и т. д. Целью их деятельности является эффективное исполнение решений стратегического ядра управления, направленных на приращение знаний. Это достигается за счет критериев и высокого рейтинга среди вузов.

3. Академическое ядро, то есть профессорско-преподавательский состав. Его целью является формирование приоритетного ресурса знаний на основе обеспечения качества методологии и методики преподавания.

4. Учебно-технический персонал, т. е. инженеры, лаборанты и т. п., работники, обеспечивающие условия для работы академического ядра.

5. Операционное ядро управления, т. е. технологические структуры, регулирующие работу других, связанные со стандартизацией работы, оценкой ее результативности, определением умений и поведения академического ядра и других служб. Это работники учебного отдела (управления), научно-исследовательского управления и т. д.

6. Производственно-технический персонал, т. е. работники, обеспечивающие нормальное функционирование социального субъекта (вуза) как производственно-хозяйственной системы: охрана, работники коммунальной службы, МОП и т. д.

При формировании новой версии концепции развития социального субъекта используется теорию стратегического менеджмента, то есть анализ среды формирования политики в стратегических сферах: цели - планы действий - структурные и организационные адаптации - бюджетные процедуры - оценка [4].

В качестве целей базовой модели развития социального субъекта выступают: 1) приращение знаний; 2) критерии; 3) рейтинг. На этих принципах предложена стратегия социального субъекта. Она заключается в создании такой системы деятельности социального субъекта, которая через

высокие критерии и рейтинг обеспечит социальному субъекту имидж и конкурентоспособность как в регионе, так и в стране в целом.

Выполнение ее требует уточнения ряда параметров ее реализации.

Во-первых, это потенциальный дефицит ресурсов социального субъекта, то есть постоянная нехватка средств для осуществления желаемого уровня образовательных и научных услуг. Следовательно, необходимо сдерживать затраты, добиваясь максимума результатов при минимизации затрат, то есть определять эффективность выбора целей и их корреляцию с реальным потенциалом денежных и материальных средств, которыми располагает социальный субъект на данном временном этапе.

Во-вторых, рассмотрение социального субъекта как открытой системы, то есть как совокупности взаимосвязанных подсистем, помещенных и действующих в окружающей их сверхсистеме -среде, например, в регионе или стране.

На наш взгляд, потребность в образовании, несмотря на мировой финансовый кризис, должна стать приоритетной потребностью для каждого человека. Решение этого вопроса во многом зависит от эффективной государственной политики, призванной сделать потребность в образовании -одной из важнейших.

Литература

1. Баженова В. С. Концептуальные основания формирования непрерывного образования в условиях трансформации экономической системы: автореф.

дис. ... д-ра экон. наук. М., 2002.

2. Бочарова О. Н. Мониторинг. Налоговая система РФ // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 7 (75).

3. Грошев И. В., Степанычева Е. В., Ермолов Ю. А. Особенности формирования бренда высших учебных заведений с учетом фактора организационной культуры // Общество и экономика. 2009. № 11-12.

4. Князев Е. А. Стратегический менеджмент для университета // Высш. образование сегодня. 2004. № 1.

С. 2-7.

5. Логачев В. Система качества образовательных услуг // Высш. образование в России. 2001. № 1. С. 21.

6. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород, 2004.

7. Старцев М. В. Математическая модель и ква-лиметрический инструментарий оценки эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. Тамбов, 2006. Т. 11, вып. 2. С. 217-223.

* * *

QUANTITATIVE ANALYSIS OF KNOWLEDGE INCREMENT AS ECONOMIC RESOURCE

M. A. Dzhabrailov

The paper deals with knowledge increment as a priority intellectual resource of the social subject that allows it’s to influence on forming and development the new society and new created knowledge in the conditions of the globalizing world economy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: increment of knowledge, economic interest, economic resource, social subject, educational services market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.