Научная статья на тему 'Особенности интеграции принципов устойчивого развития в деятельность малых и средних предприятий'

Особенности интеграции принципов устойчивого развития в деятельность малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масечко Максим Иванович

Статья посвящена особенностям интеграции принципов социальной ответственности в деятельность малых и средних предприятий. Определяется классификация малых и средних предприятий. Производится анализ социальной отчетности отечественных и некоторых зарубежных компаний. Приводятся характерные черты и проблемы малого бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции принципов устойчивого развития в деятельность малых и средних предприятий»

3. Тернавщенко К.О., Хмара К.И. «Международные подходы к определению и оценке внешнеэкономической безопасности в системе национальной безопасности // Сборник Международной научно-практической конференции». Саратов, 2016. С. 76-80.

4. Щенина Р.К., Полякова В.В. «Мировая экономика и международные экономические отношения / Учебник для бакалавра». Юрайт, 2015.

5. Состояние внешнеэкономической безопасности России и направления ее обеспечения в современных условиях/ Публикация научных статей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostjournal.ru/ (дата обращения: 12.07.2018).

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Масечко М.И.

Масечко Максим Иванович - бакалавр, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена особенностям интеграции принципов социальной ответственности в деятельность малых и средних предприятий. Определяется классификация малых и средних предприятий. Производится анализ социальной отчетности отечественных и некоторых зарубежных компаний. Приводятся характерные черты и проблемы малого бизнеса в России.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, малый бизнес, принципы социальной ответственности, нефинансовая отчетность.

В современных условиях роль компании в обществе не ограничивается получением прибыли. Важным фактором успешной компании становится увеличение внимания к этическим аспектам и социальным проблемам, а вопросы, связанные с корпоративной социальной ответственностью, приобретают все большее значение в обществе. Это связано с тем, что социально ответственное поведение компании способствует формированию конкурентных преимуществ, снижению нефинансовых рисков, удовлетворению общественных запросов и положительно влияет на развитие социальной, экономической и экологической сфер.

Несмотря на рост популярности и распространенности идей социальной ответственности бизнеса, существует ряд проблем, требующих изучения. Одной из таких является проблема, связанная с малым и средним бизнесом, в частности с интеграцией социальной ответственности в основную деятельность таких предприятий. Малые и средние предприятия (МСП) являются существенным фактором для экономического развития страны. Это связано прежде всего с тем, что МСП определяют способность экономической системы подстраиваться под изменяющиеся условия, в основном благодаря участию МСП в быстрой реструктуризации экономики, формировании и насыщении рынка потребительских товаров и услуг. Также МСП не нуждается во внушительных первоначальных инвестициях и делают национальную экономику более конкурентоспособной, быстро реагирующей на изменения спроса потребителей. Это придает гибкость экономике в целом и говорит о важности МСП для страны [5].

В современной России малые, средние и микро предприятия определяются по трем критериям:

1. Предельный размер доходов за предшествующий календарный год;

2. Предельная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;

3. Доля участия других компаний в уставном капитале[3].

В Таблице 1 представлены актуальные данные о пределах доходов и среднесписочной численности сотрудников малых, средних и микро предприятий в России и Европе.

Еще одним фактором определения размера компании в России считается доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов, которая не должна превышать 25% в сумме. А доля участия юридических лиц, не являющихся представителями МСП и иностранных юридических лиц, не более 49% в сумме[10].

Таблица 1. Критерии определения МСП

Критерии Микро предприятие Малое предприятие Среднее предприятие

Доходы (млн. руб.) 120 800 2000

Россия Среднесписочная численность сотрудников (чел. в год) 15 100 250

Доходы (млн. евро) 2 10 50

Европа Среднесписочная численность сотрудников (чел. в год) 10 100 250

Составлено автором на основе следующих источников: [2], [6], [10].

Таким образом, данные границы, разделяющие микро, малые и средние предприятия в России и Европе, находятся достаточно близко и позволяют понять, каким образом определяются и характеризуются МСП.

Для примера сравним показатели МСП России и Германии по уровню занятости, валовой добавочной стоимости и экспорту. По данным, представленным в Рис. 1, очевидно, что МСП в Германии является более развитым направлением и занимает существенную долю в экономике страны. При этом из показателей России следует, что МСП также имеет влияние на экономическую деятельность страны. И в связи с низкими показателями необходимо развитие данного направления для дальнейшего роста и повышения гибкости хозяйственной системы в целом. Кроме этого, следует отметить, что в России, за последние семь лет количество МСП увеличилось на 26%, с 4,6 миллионов в 2010 году к 5,8 миллионам в 2017 году[2].

Рис. 1. Роль МСП в уровне занятости, валовой добавленной стоимости и экспорте

Источник: [2].

Можно сделать вывод о том, что развитие МСП является неотъемлемым объективным фактором благосостояния экономики. МСП представляет собой достаточно массовую и динамичную форму осуществления хозяйственной деятельности, которая оказывает большое влияние на общество, поэтому следует особенное внимание уделять социальной ответственности МСП.

Савичева Е. Ю. выделяет пять отличительных признаков малого бизнеса в РФ: первый заключается в широко распространённой практике несоблюдения принципов социальной ответственности, второй - отсутствие методических и управленческих подходов к социальному поведению компании, третий - круг ЗС, с которыми сталкиваются малые предприятия, более узкий, чем у крупных компаний, четвертый -существует практика нарушения трудового законодательства и неформальных взаимоотношений, пятый - более высокое давление на МСП по сравнению с крупным бизнесом со стороны местной и региональной администрации[8].

По результатам исследования Неверова А. С., Давыденкова Е. С. отмечают, что представители МСП считают себя активными участниками повышения качества жизни, осознают свою ответственность перед сотрудниками и обществом в целом. Но слабое понимание и отсутствие системы реализации принципов социальной ответственности не способствует развитию этого направления. А разработанные для больших компаний подходы затратные и не вписываются в деятельность МСП [4].

Ивашина М. М. в статье «Особенности реализации корпоративной социальной деятельности в малом и среднем бизнесе России» обращает внимание на барьеры, с которыми сталкиваются МСП. Одним из которых является ограниченность ресурсов и недостаток прибыли для вложения средств в реализацию КСО. Также развитию КСО в МСП препятствует низкое внимание со стороны средств массовой информации к подобной деятельности компаний и, в следствии чего, достаточно слабо способствует росту положительного имиджа компании[1].

Наличие особенностей и проблем, изложенных выше, можно связать с действием определенных факторов:

1. Тяжелое финансовое положение МСП, вызванное, в основном, несовершенством институциональной среды, что вынуждает компании акцентироваться на выживании и не позволяет уделять должного внимания социальной ответственности.

2. Разобщенность и пассивность общества в вопросах, связанных с КСО, что также затрудняет деятельность компании в этом направлении.

3. Отсутствие государственной программы по внедрению принципов КСО в деятельность МСП и необходимой государственной поддержки как лидеров данного направления, так и тех компаний, которые только начинают свой «социально ответственный путь».

4. Недооценка возможного увеличения капитала компании и рисков его снижения.

5. Низкий уровень подготовки руководителей многих МСП [8].

Важным аспектом в развитии использования принципов КСО в деятельности МСП, является нефинансовая отчетность. Количество нефинансовых отчетов растет во всем мире. Это связано, прежде всего, с активной позицией заинтересованных сторон и инвесторов, которые обращают все большее внимание на нефинансовую информацию. За последние 7 лет количество нефинансовых отчетов возросло с 1860 в 2009 году до 6697 в 2016 году (Рис. 2).

Количество отчетов растет как в МСП так и в многонациональных корпорациях. В дальнейшем также прогнозируется рост числа нефинансовой отчетности, что связано с Директивой ЕС 2014/95/ЕС о нефинансовой информации, требующей соответствующую отчетность со стороны компаний. Согласно Директиве около 6000 крупных компаний и корпораций в Европейском Союзе должны в будущем сообщать о своих стратегиях, рисках и результатах с точки зрения экологических, социальных и трудовых вопросов, уважения прав человека и борьбы с коррупцией и взяточничеством. Это предоставит возможность инвесторам и другим заинтересованным сторонам видение более полной картины деятельности компании[7].

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

I Все отчеты по КСО

Многонациональные компании

У МСП

Не в соответствии с СШ

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Количество отчетов о корпоративной социальной ответственности Источник: [7].

Также следует обратить внимание на актуальные данные о МСП, которые зарегистрировались в Глобал компакт (Рис. 3).

Армения Беларусия Казахстан Молдавия Украина США

100

200

300

400

500

0

Рис. 3. Количество МСП подавших заявки в GC

Источник: [9]

Таким образом, подтверждается активность со стороны МСП в области нефинансовой отчетности, что говорит о понимании важности предоставления нефинансовой информации. Линия поведения, основанная на принципах КСО, будет способствовать становлению института социальной ответственности. А для успешной реализации КСД со стороны бизнеса необходимо объединить усилия государства, общества и компании. Государство является одним из важнейших компонентов в этом процессе, суть которого заключается в создании условий для социально ответственного поведения.

Со стороны МСП выполнение в своей деятельности принципов КСО не является тривиальной задачей, которую можно осуществить благодаря интеграции КСО в стратегию, кроме этого, необходимо учитывать ряд ключевых особенностей. Следует сосредоточится на внутреннем уровне компании и стараться реализовывать те социально ответственные проекты, которые приводят к потенциальным выгодам, улучшению социального климата или местного сообщества. Акцент делается на принятии простых, легко применимых и дешевых мер и, как правило, с конкретными результатами, иллюстрирующими, какие выгоды МСП получит от реализации КСО[13].

Профессор кафедры этики и социальной ответственности бизнес школы 1№ЕАЭ, Крэиг Смитт Н., указывает что некоторые компании уже интегрируют социальную ответственность в стратегию. Также автор отмечает, что причины у МСП схожи с крупным бизнесом и заключаются как в предотвращении рисков, так и в использовании возможностей для роста, но в МСП они имеют более внутреннюю, узкую направленность[12].

Сандра Б., Президент и исполнительный директор компании Эллис краски и Тихоокеанского восстановления ресурсов, в статье Подход малого бизнеса к КСО отмечает, что компания просто признала потребность рынка в удовлетворении запросов ЗС, а конкретно в решении экологических проблем. Например, в 1979 году (заблаговременно до принятия законов об опасных отходах) компания разработала систему переработки отходов, связанных с лакокрасочными материалами. В середине 1980-х годов разработали низко загрязняющие краски, чтобы снизить пагубное влияние на окружающую среду. Кроме этого компания всегда уважительно относится к местным сообществам. Автор указывает на то, что ответственное поведение к клиентам компании, сотрудникам и местному сообществу, способствует увеличению прибыли[11].

Подводя итоги, основная особенность КСО в МСП заключается в том, чтобы путем интеграции принципов КСО в основную деятельность компании учитывать запросы ЗС. Также необходима реализация наиболее перспективных программ за счет внедрения инновационных технологий, новых бизнес процессов, что позволит снизить издержки, риски и поспособствует увеличению прибыли при условии обеспечения соответствующей поддержки и стимулирования со стороны государства.

Это будет способствовать устойчивому развитию компании и, в свою очередь, устойчивому развитию общества в целом.

Список литературы

1. Ивашина М.М. Особенности реализации корпоративной социальной деятельности в малом и среднем бизнесе России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-realizatsii-korporativnoy-sotsialnoy-deyatelnosti-v-malom-i-srednem-biznese-rossii (дата обращения 30.11.2017).

2. Каныгина Н.Г. Развитие малого и среднего бизнеса в России и Германии / Н. Каныгина // : материалы баварско-российской конференции по экономическим наукам 9 - 10 ноября 2017 года в Нюрнберге, Германия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hedclub.com/library/bavarianrussian_conference_on_economics_ and_busin_075316 (дата обращения 29.11.2017).

3. Малые предприятия в 2017 году - какие компании попадают в эту категорию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppt.ru/malie-predpriyatia/ (дата обращения: 29.11.2017).

4. Неверова А. С., Давыденкова Е. С. Социальная ответственность организаций малого и среднего бизнеса в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnaya-otvetstvennost-organizatsiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii/ (дата обращения 30.11.2017).

5. Необходимость развития малого бизнеса для экономики РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/neobhodimost-razvitiya-malogo-biznesa-dlya-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 29.11.2017).

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req/ (дата обращения: 29.11.2017).

7. Пятов М.Л., Соловей Т.Н. Практика распространения нефинансовых отчетов компаний как способ формирования их конкурентных преимуществ //Вестник ИПБ вып. 3 2017. с. 30-31.

S. Савичева Е.Ю. Модель социальной ответственности бизнеса в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/modeli-sotsialnoy-otvetstvennosti-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения 29.11.2017).

9. Соловей Т.Н. Развитие малого и среднего бизнеса в России и Германии / Т. Соловей // материалы баварско-российской конференции по экономическим наукам 9 - 10 ноября 2017 года в Нюрнберге, Германия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hedclub.com/library/bavarianrussian_conference_on_economics_ and_busin_075316/ (дата обращения 29.11.2017).

10. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 29.11.2017);

11. Berg S. A Small Business Approach to CSR [Электронный ресурс]. - URL: https://hbr.org/2010/05/externalities-b-school-rhetori.html

(дата обращения 01.12.2017).

12. Craig Smith N. When It Comes to CSR, Size Matters [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.com/sites/ insead/2013/08/14/when-it-comes-to-csr-size-matters/# 155fde452a2e (дата обращения 01.12.2017).

13. Maria Santos, (2011) «CSR in SMEs: strategies, practices, motivations and obstacles», Social Responsibility Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emeraldinsight.com/doi/abs/ (дата обращения 01.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.