Научная статья на тему 'Особенности институциональных систем поддержки и стимулирования развития малого бизнеса за рубежом'

Особенности институциональных систем поддержки и стимулирования развития малого бизнеса за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Илья Дмитриевич

Статья посвящена поддержке малых предприятий в зарубежных странах, являющейся одной из ключевых задач, которые стоят перед государством. Во многих странах создана комплексная эффективная система стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий. Данная система позволяет оказывать многостороннее воздействие на функционирование малого бизнеса с использованием различных средств и методов, а ее совершенствование и адаптация к изменяющимся условиям является стратегическим приоритетом государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSTITUTIONAL SUPPORT AND PROMOTE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT ABROAD

The article is devoted to the support of small enterprises in foreign countries, which is one of the key challenges facing the nation. Many countries have established a comprehensive and effective system of incentives and regulation of small businesses. This system allows you to have a multilateral impact on the functioning of small businesses using various means and methods, and its improvement and adaptation to changing conditions is a strategic priority of the state.

Текст научной работы на тему «Особенности институциональных систем поддержки и стимулирования развития малого бизнеса за рубежом»

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. Статья посвящена поддержке малых предприятий в зарубежных странах, являющейся одной из ключевых задач, которые стоят перед государством. Во многих странах создана комплексная эффективная система стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий. Данная система позволяет оказывать многостороннее воздействие на функционирование малого бизнеса с использованием различных средств и методов, а ее совершенствование и адаптация к изменяющимся условиям является стратегическим приоритетом государства.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, механизмы стимулирования, экспорт, импорт.

Dya Kuznettsov FEATURES OF INSTITUTIONAL SUPPORT AND

PROMOTE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT ABROAD

Annotation. The article is devoted to the support of small enterprises in foreign countries, which is one of the key challenges facing the nation. Many countries have established a comprehensive and effective system of incentives and regulation of small businesses. This system allows you to have a multilateral impact on the functioning of small businesses using various means and methods, and its improvement and adaptation to changing conditions is a strategic priority of the state. Keywords: small business, state support, incentives, export, import.

На формирование системы малых и средних предприятий (МСП) практически всех современных промышленно развитых государств оказывают свое влияние примерно одни и те же факторы. Наряду с этим отчетливо проявляется действие специфических особенностей, присущих отдельной стране или группе стран. К числу этих факторов относятся как социально-культурные, так и политико-экономические, отражающие специфику государственного управления системой малого предпринимательства.

Анализ опыта реформирования экономики передовых стран показывает, что основным аспектом ее качественного изменения являлась поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.

Все государственные структуры, причастные в США к малому бизнесу, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников, во главе которых стоит Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - 1100 сотрудников. Главные функции АМБ - поддержка малого бизнеса, в принципе чрезвычайно чувствительного к малейшим колебаниям рынка. Годовой бюджет администрации США по поддержке малого бизнеса составляет 800 млн долл. (в 60 раз больше, чем в России). Прямые дотации через бюджет - 300 млрд долл. в год. На прямые кредиты из этих средств направляется не более 5 %, остальное идет на формирование пакетов финансовых гарантий кредитов, правовую и организационную поддержку «частников». Кроме моральной поддержки, Администрация может предоставить финансовую помощь -кредит, гарантию или заем. К примеру, на заем в размере до 100 000 долл. на срок до восьми лет без уплаты процентов или при уплате минимального (3-4 % годовых) могут претендовать фирмы, которые заняты в новейших сферах - био- и нанотехнологиях, разработке альтернативных источников энергии, информационных технологиях и т.д. [1].

Важным механизмом помощи в США являются государственные заказы, которые распределяются в равных условиях между малым и крупным бизнесом на основании проведения аукционов и комиссий. Объем ежегодных правительственных закупок составляет порядка 800 млрд долл. Причем администрация США государственные закупки до 100 тыс. долл. обязана делать у малых компаний, а

УДК 339 И.Д. Кузнецов

© Кузнецов И.Д., 2016

на федеральном уровне закреплено, что 23 % госконтрактов должно быть отдано малому бизнесу [5].

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Законодательство США предусматривает для малого бизнеса две налоговые ставки - в 15 % и 28 %, в то время как для корпораций они составляют 34 % и 46 % [3].

На государственные средства создана сеть «инкубаторов» - специальных центров, где начинающие бизнесмены на несколько лет получают на льготных условиях помещение, оборудование, вычислительную технику. Кроме государства малому и среднему бизнесу помогают крупные фирмы, акционерные общества и концерны, причем как непосредственно в сфере производства, так и при создании системы обучения и переподготовки кадров малого бизнеса [6].

О том, сколь большое значение придается развитию малого предпринимательства, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США закону о малом бизнесе. В нем провозглашается: «Защита и поощрение свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса» [6]. За последние годы Конгресс США принял не менее десяти законов по вопросам малого бизнеса. Причем каждый из них не отменяет предыдущие (что характерно для нашей практики), а только дополняет и конкретизирует их.

В странах Европейского Союза (ЕС) также получили распространение такие меры господдержки, как льготное кредитование и налогообложение, предоставление обширного списка гарантий, участие в капитале, консультационная, юридическая и техническая помощь, а также содействие в сбыте продукции, предоставление помещений, упрощение процедуры регистрации предприятий и доступа к государственным поставкам и контрактам, финансирование образовательных программ. Широкое распространение получили схемы венчурного финансирования и специализированные фонды, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и технопарки. В рамках развития «экономики знаний» в университетах стран ЕС введены курсы по предпринимательству и менеджменту. Во многих странах ЕС созданы системы консультирования и поддержки, предназначенные для помощи потенциальным предпринимателям в реализации их бизнес идей [6]. Осуществляется значительная финансовая поддержка. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. Только в кризисном 2008 г. во Франции, Германии и Италии на поддержку малого бизнеса было выделено более 20 млрд евро. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) в 2010 г. выделил на поддержку малого и среднего бизнеса в странах-членах Евросоюза 8,5 млрд евро.

Следует отметить также и то обстоятельство, что те государства, которые уделяют поддержке малого и среднего бизнеса значительное внимание, в том числе и в условиях кризиса, пострадали от него на первоначальной стадии в наименьшей степени, что положительно отразилось на их экономической безопасности [3].

В Австралии правительство компенсирует до 50 % расходов фирмы на работы заграничных представительств, проведение презентаций и консалтинговые услуги [4].

В Сингапуре правительство принимает меры для того, чтобы малые и средние предприятия (МСП) были конкурентоспособными на международном уровне, и для поддержки МСП создано единое на всю страну агентство Spring. Оно осуществляет около 100 различных программ помощи предпринимателям.

В Китае для активизации деятельности МСП китайское правительство предприняло различные меры, в том числе упрощение регистрации и процесса согласований, образование специального фонда, в котором МСП могут получить низкопроцентные ссуды, а также субсидии на погашение кредитов в размере до 2 млн юаней (более 290 тыс. долл.) для отвечающих установленным условиям предприятий.

Правительство всемерно поддерживает развитие инновационно-активных МСП. С целью развития системы технического новаторства правительство КНР еще в 1999 г. учредило Фонд технологических инноваций для МСП в сфере науки и техники. Сектору малого и среднего бизнеса в настоящее время принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта Китая. Для поощрения инвестиционной деятельности малых и средних предприятий, если их инвестиции направляются в отечественное оборудование, подоходный налог снижается на 40 %. Поэтому основной рост экспорта и импорта высокотехнологичной продукции в последние годы в Китае обеспечивал сектор малых и средних предприятий. Он также обеспечивал 46,2 % налоговых поступлений страны и 62,3 % общего объема экспорта [2]. Помимо поддержки правительства МСП в Китае получают помощь иностранных финансовых организаций, заинтересованных в их развитии в стране. Однако необходимо отметить, что для иностранцев в Китае существует много препятствий в организации данных предприятий.

В 2002 г. китайские власти приняли закон «О стимулировании развития малых и средних предприятий». Закон дал этим предприятиям равные права с крупными компаниями, в том числе в доступе к современной технике, рыночной информации и финансированию. Вместе с тем правительством Китая не предусмотрены общие льготы для МСП. В государственной кредитной политике выделены три направления: поддержка экспортных валютных расходов этих предприятий; укрепление сотрудничества между восточными и западными районами; замена техники, используемой в деревне. Широко распространена практика поддержки предприятий, использующих новые технологии. Если чистый доход предприятий и организаций, занимающихся передачей технологий, сервисом и подготовкой кадров, оказывающих технические консультации, не достигает 300 тыс. юаней, то они освобождаются от подоходного налога [7].

В настоящее время управление МСП, особенно экспортно-ориентированными, со стороны правительства из прямого трансформируется в косвенное и будет распространяться на сферу услуг.

В последние годы исключительное значение в активизации деятельности МСП имеют инновационные МСП. Несмотря на то, что с момента образования в Китае первого венчурного фонда прошло меньше 20 лет, развитие венчурного бизнеса впечатляет: по данным на начало XXI в. в Китае насчитывалось около 86 тыс. высокотехнологических предприятий, на которых трудилось около 5,6 млн работников, совокупная выручка этих предприятий составила около 180 млрд долл. Развитие венчурного бизнеса привело к тому, что на сегодняшний день Китай является второй в мире страной (после США) по объему прямых иностранных инвестиций [6].

Таким образом, можно отметить, что правительства стран с развитой рыночной экономикой создали эффективные системы, выражающие и защищающие интересы МСП, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Библиографический список

1. Жук, А. Г. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса / А. Г. Жук // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 3-4(10-11). - С. 95-100.

2. Иванов, А. К. Дело для миллиарда / А. К. Иванов // Деньги. - 2009. - № 2. - С. 27.

3. Кузнецова, Н. М. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования / Н. М. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 10. - С. 106-117.

4. Лозбенко, Л. Н. Надо поддержать выход МСП на внешние рынки [Электронный ресурс] / Л. Н. Лозбен-ко // Таможенное обозрение. - 2008. - Режим доступа : ilts.ru/files/file228.pdf (дата обращения : 30.03.2016).

5. Медынский, В. Г. Инновационное предпринимательство : учеб. пособ. / В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршу-кова. - М. : Инфра-М, 1997. - 65 с. - ISBN 5-86225-464-1.

6. Носова, С. С. Экономическая теория. Элементарный курс [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. С. Носова. - М. : Кнорус, 2008. - 520 с. - ISBN 978-5-85971-652-4. - Режим доступа : http://wwww.hi-edu.ru/e-books/xbook950/01/part002.htm (дата обращения : 22.03.2016).

7. Шунь Чжан. Формирование организационно-экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства в Китае : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Шунь Чжан. - М., 2008. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.