Научная статья на тему 'Особенности институциональной среды малого предпринимательства города Москвы'

Особенности институциональной среды малого предпринимательства города Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESSES / МОСКВА / MOSCOW / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грушевский В.В., Мастепанова Д.А.

В статье исследуются особенности осуществления малого предпринимательства в г.Москва, описывается влияние со стороны экономических, политических и социальных институтов на уровень развития предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the institutional environment of small business in Moscow

The article investigates the characteristics of small business in Moscow, describes the effects of the economic, political and social institutions to the level of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Особенности институциональной среды малого предпринимательства города Москвы»

Особенности институциональной

среды малого предпринимательства

города Москвы

со

Ol

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

у s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я <

s

I H

о ф

со

Грушевский В.В.,* Мастепанова Д.А. **

For a business society vitally to fix some types of social attitudes, to make their obligatory for all participants business of community. In this role social institutes — the organized systems of communications and social norms which unite significant public values and the procedures satisfying basic needs of a society act.

Для делового общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для всех участников бизнес-сообщества. В этой роли выступают социальные институты — организованные системы связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют — экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные; и также делятся на формальные и неформальные. Институты — это «правила игры» в обществе, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен.

Американский экономист О. Уильям-сон приводит наиболее общее определение институциональной структуры: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления»

Понятие «институт» может включать и государство, и конкуренцию, и монополии, и налоги, и устойчивый образ мышления, и юридические нормы. Основная роль экономических институтов состоит в том, что они уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь и влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Структурирующая роль институтов проявляется, прежде

всего, в том, что каждый участник той или иной сделки имеет свои специфические цели и интересы, а институты обеспечивают их согласование, исходя из принятых на рассматриваемый момент времени общественных предпочтений.

Институты уменьшают неопределенность малого бизнеса, структурируя повседневную работу, определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого предпринимателя, необходимых для принятия решений.

От того, какие имеются экономические институты — правила и рамки структурирования хозяйственной деятельности — зависит, в конечном счете, характер связей и отношений между малыми предприятиями и государственными структурами. Многообразие форм взаимодействия хозяйственных единиц в рамках определенной системы институтов составляет институциональное устройство определенной экономической системы.

Д. Норт2 в своей книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» провел различие между формальными и неформальными правилами. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений. Неформальные правила складываются стихийно, в процессе множества взаимодействий между агентами, как общепринятый способ снижения транс-акционных издержек. Формальное правило по Норту — это письменное закрепление уже существующего неформального, т.е. сначала возникает коллизия по вопросу о том, как надо поступать, потом внутри экономического уклада вырабатывается некий ответ, а затем он кодифи-

Аспирант Международная академия оценки и консалтинга (МАОК).

Доцент кафедры экономики, управления и оценки МАОК, кандидат экономических наук, доцент.

цируется. Таким образом, формальные правила представляют собой фиксацию сложившегося уклада, а неформальные — его изменчивую форму. В рамках системы неформальных правил решаются те вопросы, по которым еще не сложилось окончательное представление. В России, однако, право изначально не кодифицировало уже «разрешенные» коллизии. В этом контексте представление о законах как о фиксации устойчивого ядра уклада не соответствует действительности. Иначе говоря, формальные институты — способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия, регулируют каждодневные межличностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами, к ним относятся:

> экономические институты — банки, производственные учреждения;

> политические институты — парламент, милиция, правительство;

> воспитательные и культурные институты — семья, ВУЗ и др. учебные заведения.

Когда же функции социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты — спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций — ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время, как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные институты создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработки и внедрения нововведений. Таким образом, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четкой системе правил и норм,

а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Малое предпринимательство Москвы подпадает под действие ряда формальных и неформальных институтов. Как и любой вид экономической деятельности, малое предпринимательство действует в рамках правовых институтов, установленных федеральными и городскими властями для регулирования данного сектора экономики. К такому правовому институту относится Федеральный закон от

24.07.2007 г. № 230-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый в целях реализации государственной политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению занятости и развитию самозанятости населения. Федеральный закон является системообразующим для сферы малого предпринимательства, но для полноценного развития сферы малого предпринимательства одного закона недостаточно, т.е. необходим целый комплекс подзаконных актов, развитие регионального законодательства. Для г. Москвы основным документом, дополняющим указанный Закон и регулирующим деятельность малого предпринимательства, стал закон от

26.11.2008 г. «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Данный документ устанавливает основы государственной политики столицы в области развития предпринимательства, источники средств и ресурсов для нее, а также определяет цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы; регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти г. Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в г. Москве, определяет формы и виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москве. Закон даёт чёткие определения основных понятий: субъект малого и среднего предпринимательства, поддержка, структура, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и т.п.

Новацией московского закона выступило разделение форм поддержки субъек-

п 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z •

о о

CJ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

тов малого и среднего предпринимательства и форм поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Данным разделением подчеркивается, что целью московского закона является, прежде всего, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а не организаций инфраструктуры.

Одной из важных структур поддержки малого бизнеса является Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, который учрежден Правительством Москвы с целью обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития в г. Москве системы кредитования малого предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам малого предпринимательства. Данный фонд учрежден Правительством Москвы (в лице Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы) 3 марта 2006 г. Основным видом деятельности Фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства перед кредиторами, а также предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству. В 2009 г. объем Фонда содействия кредитованию малого бизнеса был увеличен до 3 млрд рублей. Фонд повысил гарантируемую сумму ссуды для микропредприятий до 50 млн руб., а для малых предприятий — до 70 млн руб. Малым предприятиям, работающим в приоритетных сферах, имеющим банковский кредит на срок свыше 3 лет, компенсируется 75 % ставки, вне зависимости от того, на какие нужды взят кредит. Если кредит оформлен на срок от 2 до 3 лет, сумма компенсации составит 50 %, при сроке от 1 до 2 лет — 30 %.

Для эффективной работы формальных институтов необходим постоянный мониторинг ситуации в экономике страны и города с последующим внесением корректировок в работу институтов. Так, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев напомнил3, что в 2009 г. «с 1 мая в соответствии с законом запрещены внеплановые проверки предприятий малого и среднего бизнеса». Данные запрещения внесены в поправки к Федеральному закону РФ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госу-

дарственного контроля (надзора) и муниципального надзора», в соответствии с которым все внеплановые проверки предприятий малого и среднего бизнеса будут проводиться с предварительным уведомлением и при наличии согласия прокуратуры. Важно, что мэр г. Москвы Ю.М. Лужков ввел такой запрет еще 9 февраля 2009 г., т.е. на три месяца раньше, чем федеральные власти, чем существенно облегчил работу малых предприятий в период кризиса. Данный документ вводил запрет на проведение плановых проверок до конца 2009 г., а выездные внеплановые проверки малого и среднего бизнеса должны проводиться только после согласования с прокуратурой. Кроме этого, согласно постановлению Правительства Москвы «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города», количество московских организаций, уполномоченных проводить мероприятия по госконтролю, снижено с 32 до 22.

Если с формальными институтами г. Москвы все достаточно понятно, их функции прописаны в законах, уставных документах, то с неформальными институтами ситуация иная. В большинстве случаев неформальные институты оказывают значительное влияние на работу и жизнедеятельность малой фирмы, а те малые предприятия, которые не принимают во внимание неформальные правила ведения бизнеса, рискуют упустить существующие возможности и снизить свои издержки, определяющие конкурентоспособность фирмы. Хотя часто малые фирмы просто не могут не принимать во внимание существующие неформальные правила поведения, т.к. это неминуемо приведет к системному нарушению ведения бизнеса.

Существует несколько точек зрения на определение того, что относить к неформальным институтам. Мы считаем, что правильно будет отнести к этой категории неписаные правила и устойчиво сложившееся поведение, принятое в обществе, которое создается, становится известным и принимается предпринимателями вне официально санкционированных каналов. Неформальные институты усиливают или замещают существующие формальные институты, либо наоборот — подрывают деятельность неэффективных или не до конца оформившихся формальных институтов.

Неформальные институты являются ответом на последствия работы формальных институтов: создавая и усиливая мотивы для следования формальным правилам или наоборот, создавая и усиливая мотивы для нарушения формальных правил. Неформальные правила создаются чаще всего из-за неполноты формальных институтов, которые задают общие параметры поведения, но не учитывают все варианты развития событий. Создание неформальных институтов может также служить запасной стратегией в том случае, когда формальные институты существуют на бумаге, но неэффективны на практике. Например, в случае замещающих неформальных институтов они создаются не потому, что не одобряют формальных правил, а потому, что формальные правила и процедуры их создания лишены авторитета.

В связи с тем, что малое предпринимательство в Москве развито гораздо сильнее, чем в других российских городах, неформальные институты проявляются более наглядно, и можно заметить, какие тенденции приняли форму неформальных институтов. К таковым можно отнести следующие.

1. Коррупция

Коррумпированность системы чиновничьего государственного аппарата в отношении малого предпринимательства обрела устойчивый характер. Это обусловлено как общей криминализацией экономических отношений, так и особенностями малого предпринимательства, неспособного, в силу своих размеров, противостоять административно-силовому давлению. Основной формой коррупционного механизма в Москве являются взятки за прекращение проверок контролирующими органами власти. Но это становится возможным только потому, что предприниматели работают в условиях несовершенного законодательства.

Малым предпринимателям необходимо как можно больше времени уделять своей работе, у них нет никаких отделов и департаментов. Предприниматель сам должен успевать решать возникающие проблемы, а для этого многие дают взятки. В большинстве случаев малые предприниматели встают перед выбором: оформлять необходимые документы законным способом, тратя на это значительное количество времени и нервов, либо дать взятку и решить возникший

вопрос или существующую проблему в кратчайшие сроки. И в то же время некоторые государственные служащие изобретают все новые схемы взимания денег с предпринимателей. По самым приблизительным оценкам на «отступные» чиновникам разного ранга малые столичные предприниматели выкладывают не менее $600 млн ежемесячно или более $ 7 млрд ежегодно. В городском же бюджете на цели поддержки малого бизнеса власти выделяют только $40 млн4.

2. Личные взаимоотношения

В современных российских условиях происходит гипертрофия этого института, вследствие чего доминирование личных интересов над интересами государства зачастую приводит к возникновению ряда негативных явлений, угрожающих устойчивости системы. Очень часто личные отношения малых предпринимателей и городских чиновников выражаются в преференциях «дружественным» фирмам. Под этой формулировкой подразумевается предоставление различных прав отдельным фирмам со стороны московских властей и отдельных чиновников на уровне округов, т.е. тем фирмам, руководство которых установило прочные связи с местным чиновничьим аппаратом. Это ведет к практике снижения операционных издержек и перспектив будущего развития не рыночным путем конкурентного рынка, а путем дружественных связей с представителями власти. Такое развитие малого предпринимательства способствует укреплению позиций малых фирм благодаря личным качествам предпринимателей, готовых: либо предоставлять услуги своей фирмы отдельным чиновникам по заниженным ценам или бесплатно, либо через тех же чиновников участвовать в акциях оказания безвозмездной помощи г. Москве. Тем самым либо отдельные чиновники, либо город Москва получают качественные услуги малых предприятий, а малые предприятия получают «опеку» городских властей. Данный вид сотрудничества открывает широкие перспективы для отдельных малых фирм, другие же фирмы, возможно с более качественными и дешевыми услугами или продукцией, оказываются в невыгодном положении. В итоге мы получаем перекос: потребители услуг и/или товаров малых фирм начинают отдавать предпочтение продуктам тех малых фирм, чье сотрудничество с городскими властями

п 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z •

о о

СЧ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

подтверждено, что само по себе должно говорить о высоком качестве продукта. Следствием этого является заинтересованность малого предпринимательства в сотрудничестве с властями г. Москвы, а городских властей — в получении качественных и недорогих товаров/услуг.

3. Практика минимизации/ухода от уплаты налогов

Налоги представляют большую проблему для всех представителей малого предпринимательства Москвы, поскольку они напрямую влияют на размер прибыли предприятия и заработной платы его сотрудников. Существуют объективные причины, по которым предприниматели пытаются уйти от уплаты налогов. Одной из таких причин является сложность всей системы российского налогообложения в целом. Начинающему предпринимателю сложно разобраться в данной системе и выяснить, какие налоги он должен уплачивать, а какие — нет. Другой причиной в образовании высоких размеров ставок по налогам является низкая рентабельность большинства малых предприятий. Владельцам предприятий приходится снижать оплату труда своих работников и повышать цены на товары, что ведет к снижению конкурентоспособности. Для преодоления данных проблем была разработана «упрощенная система налогообложения» (УСН). Суть УСН заключается в уплате предпринимателем единого налога вместо нескольких видов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги). Единый налог могут уплачивать большинство малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. К таким можно отнести: кафе, закусочные, ремонтные мастерские, парикмахерские, палатки, лотки, автозаправки и другие предприятия, которые составляют значительную долю малого бизнеса. Такие изменения в налоговом законодательстве значительно упростили деятельность малых предприятий.

В условиях высокой конкуренции попытки повысить рентабельность бизнеса за счет увеличения объемов продаж/ производства не всегда дают ощутимый результат. Поэтому руководители малых предприятий ищут возможности для снижения издержек. Широкими возможностями в этом направлении обладают налоги. Для малого бизнеса существуют абсолютно легальные схемы, которые не вызывают повышенного интереса налоговой

службы. Одной из таких схем является экономия на уплате единого социального налога (ЕСН). Суть в том, что компания не нанимает сотрудников по трудовому договору, а вместо этого сотрудник регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) с переводом на упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы (ставка налога на доходы равна 6 %). После регистрации предприниматель заключает с компанией гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг). Таким образом компания сотрудничает с людьми, которые формально не числятся в ее штате и поэтому отпадает необходимость платить ЕСН. В итоге применения такой схемы малое предприятие, имевшее в штате сотрудника с зарплатой в 20 000 рублей в месяц и оформившее его как индивидуального предпринимателя, освобождается от уплаты ЕСН и взносов в Пенсионный Фонд России (ПФР) за своего работника в сумме 5 200 руб. В статусе ИП сотрудник компании освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ, равного 13 %) в сумме 2 600 рублей в месяц, и уплачивает только единый налог в размере 1 200 рублей (20 000 руб. умноженные на 6 %). Также они производят отчисления в ПФР за себя в виде фиксированного ежемесячного платежа, равного 322 рублям (по состоянию на 2008 г.). В итоге получается, что в случае устройства сотрудника по трудовому договору общая сумма налоговых отчислений фирмы равна 5 200 рублям, а при заключении гражданско-правового договора с ИП только 1 522 рублям, при этом сотрудник фирмы (в качестве ИП) полностью освобождается от уплаты налога, т.к. за него начинает платить фирма. Выгоду получают и фирма, и сотрудник фирмы. Положительные моменты данной схемы очевидны, к отрицательным следует отнести необходимость сотрудникам (ИП) самостоятельно вести учет доходов и расходов, отчитываться перед Федеральной налоговой службой, платить единый налог и взносы в Пенсионный фонд, что требует определенного времени. Для малого предприятия такая экономия является существенной, особенно если в фирме работают несколько наемных сотрудников, а сэкономленные средства обычно направляются на увеличение оборота фирмы или на дополнительные выплаты к заработной плате.

4. Неформальное трудоустройство работников

Сложившаяся практика выделяет два самых массовых подхода к трудоустройству — официальный найм и работа по устной договоренности; последнее мы и относим к неформальному институту, т.е. это общепринятое отклонение от официально установленного порядка, норм и правил. В первом случае работник и работодатель официально заключают письменный контракт, во втором случае договоренности между ними носят исключительно неформальный характер.

Существующая безработица предоставляет руководителям возможность нанимать сотрудников за невысокую оплату труда и не осуществлять официальное оформление, тем самым минимизируя расходы малого предприятия на социальные выплаты, льготы, обучение, условия труда. Наиболее часто неформальное трудоустройство можно встретить в сфере строительства и ремонта, транспортных услуг, розничных продаж. При такой форме трудоустройства ставка делается на порядочность работодателя, его честное слово, на личностные аспекты взаимодействия. Очевидно, что процедура неформального найма означает нестабильное положение работника, отсутствие социальных гарантий. Любые, даже самые благоприятные для работодателя итоги трудовой сделки, фиксируемые документально, ставят его в некие рамки дозволенности, «связывают» руки. Отсутствие же контракта всегда предполагает возможность изменять условия, быстро менять правила игры, что повышает маневренность рынка. Неформальный характер найма заставляет работника в случае нарушения его прав также действовать неформальными методами, а в некоторых случаях и прибегать к помощи сильных альтернативных субъектов-гарантов их прав (то есть к любым способам неформального давления на работодателя, включая силовое давление).

К другой форме неформального трудоустройства можно отнести отношения между работодателем и работником, когда между ними заключается официальный договор, но сумма заработной платы устанавливается намного ниже рыночной. Целью данной формы трудоустройства является снижение налоговых выплат малыми предприятиями. С одной стороны отношения работника и работодателя оформлены официально, с другой же —

сумма заработной платы не отвечает современным стандартам, и государство недополучает причитающихся ему налоговых выплат. Реальная же сумма заработной платы оговаривается отдельно от договора и часто отличается в несколько раз.

Причины возникновения неформальных трудовых отношений обусловлены не только экономическими факторами (низкий уровень жизни, большие различия в доходах разных социальных групп, рост безработицы), но и недостаточной правовой культурой работодателей и работников, отсутствием отработанных механизмов контроля за соблюдением трудового законодательства, слабостью переговорных позиций работников и институтов, отстаивающих их интересы.

5. Законопослушность

Институт законопослушности опирается в основном на сознательность субъектов взаимоотношений «закон — субъект» и на неотвратимость наказания нарушителя законов. При этом важной составляющей действия этих институциональных элементов является уважение к закону прежде всего самих законодателей (московских властей), а также наличие действенной системы распознавания нарушений и наказания виновных. Особенности формирования и трансформации этого института в менталитете московских малых предпринимателей таковы, что без учета «противоречивости и многоли-кости» такого менталитета сводится на нет эффективность любого законопроекта, вне зависимости от степени его проработанности.

Система нормативных актов, регулирующих в настоящее время малое предпринимательство, является несовершенной и часто расходится со сложившимся неформальным экономическим укладом. Кроме этого, противоречивость законодательства ведет к тому, что большая часть малых предприятий в той или иной степени нарушает закон. Но существуют подходы к решению этой проблемы. Так, правовая система может быть скорректирована с учетом существующего неформального уклада или могут быть введены новые нормы, которые должны быть адекватны неформальным по размеру санкций и другим существенным критериям. До этих пор селективное применение существующих норм и правил оста-

п 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О

о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2 ф d

л <

ü S I

н

о ф

со

нется едва ли не основным инструментом власти над малыми предприятиями.

Существующие тенденции поддержки институциональной среды московского малого предпринимательства прямо указывают на важность и заметное усиление ее общественной составляющей. Практические меры поддержки со стороны общественных институтов малого бизнеса в возрастающей мере должны быть ориентированы на формирование в среде малого предпринимательства определенного менталитета ответственного социального и предпринимательского поведения, корпоративной консолидации и взаимной ответственности, без чего малый бизнес не в состоянии выполнить свою позитивную роль в экономическом и социальном подъеме российской столицы.

Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления структуры взаимодействия между людьми, предпринимателями, органами власти. Институты развиваются и претер-

певают изменения: меняются и нормы поведения и законы. Рассматривая институциональную структуру малого предпринимательства Москвы, становится понятно, что несовершенная, формирующаяся законодательно-правовая база постоянно отставала от реального процесса развития малого предпринимательства, оставляя за своими рамками многие аспекты предпринимательской деятельности. В этих условиях закономерным стало гипертрофированное распространение неформальных институциональных ограничений, которые сформировались в ходе реформирования российской экономики. Но, благодаря увеличивающемуся интересу к сфере малого предпринимательства со стороны общества, московские власти с каждым годом прилагают больше усилий для ее поддержки и пропаганды среди населения города, не без оснований полагая, что во время экономического спада данный вид экономической деятельности может стать основой и важной составляющей поддержки городской экономики.

п

Ol

Z •

о о

CJ

Литература и примечания

1. Оливер Уильямсон (Oliver E. Williamson), Частная собственность и рынок капитала // ЭКО. 1993. №5.

2. Нобелевский лауреат по экономике 1993 г., премия присуждена «за возрождение исследований в области экономической истории благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения».

3. Президент Российской Федерации Д. Медведев о запрете на внеплановые проверки малого бизнеса на встрече с предпринимателями 26 мая 2009 г.

4. Антон Филатов: «На взятки в Москве малый бизнес тратит $7 млрд ежегодно» // Финансовые известия. 2005.16.09. // http://fin.izvestia.ru/economic/article949164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.