Орлова Л.Н.,
Полтар ыхин А.Л.,
Сизова Ю.С.,
Николаев С. В.1
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ)
Ключевые слова: институциональная система, подготовка кадров, национальная экономика, конкурентоспособность, электроэнергетика, технологическая платформа.
Электроэнергетика России как одна из отраслей национального топливно -энергетического комплекса (далее -ТЭК) имеет стратегическое значение для функционирования и устойчивого развития национальной экономической системы и ее агентов, достижения и поддержания их конкурентоспособности.
В Перечень системообразующих организаций (их число составляет 199), то есть оказывающих существенное влияние на формирование ВВП России, занятость населения и социальную стабильность, по решению Правительства России включены 16 электроэнергетических компаний (из 31 компании ТЭК), среди которых - ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Интер РАО» и другие 2.
В настоящее время к числу программных документов, определяющих инновационное развитие и кадровый потенциал ТЭК в целом электроэнергетики в частности, следует отнести такие нормативные акты, как Доктрина энергетической безопасности, Энергетическая стратегия до 2030 года, Стратегия научно -технологического развития на период до 2035 года, Национальная технологическая инициатива.
Так, в Доктрине энергетической безопасности подчеркивается, что недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организации ТЭК в квалифицированных кадрах форм и-руют риски в области энергетической безопасности.
В связи с этим, по мнению авторов, требуют дополнительного изучения особенности построения и функционирования, а также проблемы и перспективы развития национальной институциональной системы подготовки кадров в электроэнергетической отрасли.
Теоретико-методологическую основу исследований взаимосвязи человеческого капитала и кадрового потенциала экономических агентов составляют труды зарубежных и российских ученых. В частности, влияние интеллектуализации труда в постиндустриальном обществе, а также трансформацию общественного производства в инновационное изучали Д. Белл, П. Друкер, Т. Сакайя, Т. Стюарт, О. Тоффлер, Л. Эдвинсон, М. Янг3. Среди исследователей вопросов развития человеческого капитала и его роли в интеллектуализации производства, экономических агентов в условиях современной инновационной экономики следует отметить таких, как: Барсук М.А., Г.Г. Дилигенский, А.И. Добрынин, А.А. Лютина, П.А. Капырин, Э.В. Бардасова, А.В.Гладышева, В.Т.Смирнов, Л.Н. Свирина и др. Кли-нова М.В. и Сидорова Е.А. рассматривают человеческий капитал как одно из конкурентных преимуществ в условиях
„4
инновационной экономической системы .
Также представителями наднациональных организаций (ОЭСР, ЕС и др.) и международных экспертных центров (Всемирный экономический форум и др.) подчеркивается все возрастающая роль человеческого фактора на формирование инновационного потенциала национальной экономической системы и ее конкурентоспособности в услов и-ях глобальной экономики (например, Шваб К. и др.)5.
1 Орлова Любовь Николаевна - д.э.н., доцент, профессор кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет.
Полтарыхин Андрей Леонидович - д.э.н., профессор, профессор Базовой кафедры ФАС России, Российский экономический у нивер ситет.
Сизова Юлия Сергеевна - к.э.н., доцент кафедры иностранных языков № 1, Российский экономический университет.
Николаев Сергей Владиславович - специалист отдела внутреннего контроля департамента безопасности ПАО «ФСК ЕЭС».
2 Перечень системообразующих организаций, утвержденный Протоколом заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70764844/
3 Инновационная политика и человеческий капитал в нефтегазовой отрасли ТЭК России: монография. - М: Москва: Проспект, 2018. -184 с.
4 Клинова М., Сидорова Е. Человеческий капитал в Европейском союзе: государственный и наднациональный аспект. -https://mgimo.ru/upload/iblock/19f/19fe6395e5a15150f715fD72dd07a1fa.pdf
5 Пресс-релиз Всемирного экономического форума от 27.09.2017. - http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Goverment/ WEF_2017_rus.pdf
Институциональную систему подготовки кадров следует рассматривать как сложную систему, состоящую их различных подсистем и элементов (звеньев), объединенных различными взаимосвязями и интегрированных с использованием различных механизмов. Субъектный состав институциональной системы формируют различные элементы (звенья), среди которых могут быть государственные органы (федерального и регионального уровней), электроэнергетические компании, учебные центры и организации. Данные элементы могут образовать отдельные подсистемы, например: государственные органы и структуру - регуляторную; энергокомпании и другие структуры - корпоративную подсистему, научные учреждения и центры - научно-образовательную подсистему.
Так, например, деятельность Минэнерго России как одного из ключевых элементов институциональной системы не ограничивается только осуществлением функций по организации дополнительного профессионального образования работников министерства. В настоящее время руководство министерства придает огромное значение выработке и мер, направленных на решение ряда ключевых задач.
Во -первых, одной из таких задач является разработка субъектами электроэнергетики долгосрочных стратегий в области управления человеческим капиталом; во -вторых, создание системы профессионального образования и подготовки специалистов и рабочих кадров позволит отслеживать отраслевые тренды; в - третьих, подчеркивается важность и своевременность разработки и внедрения новых форм и программ государственного и корпоративного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Одним из традиционных механизмов повышения эффективности функционирования институциональной системы и ее отдельных подсистем является интеграция производства, науки и образования. Среди наиболее актуальных из ее форм - создание отраслевых центров компетенций.
Реализация Энергетической стратегии ориентирована на формирование условий, способствующих воспроизводству человеческого капитала путем обеспечения устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и повышение качества жизни граждан, занятых в энергетическом и смежных секторах
С 2011 года по настоящее время по инициативе государства как основного акционера акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, на которые приходится около трети промышленного производства и половина всех расходов на НИОКР (в том числе ПАО «Россети», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и др.) по разработке и реализации программ инновационного развития, уделяется особое внимание подготовке кадров.
В 2010-2011 гг. государством был предложен коммуникационный инструмент (технологическая платформа). Данный механизм позволяет осуществлять координацию усилий госструктур, бизнеса, науки в приоритетных областях научно-технического развития по созданию перспективных коммерческих технологий и новых продуктов (услуг), привлечение дополнительного финансирования для проведения исследований и разработок, совершенствование нео б-ходимой нормативной базы.
В российской электроэнергетической отрасли среди участников технологических платформ в первую очередь можно выделить ранее отмеченные системообразующие организации, а также элементы институциональной системы подготовки кадров (Минэнерго России, ФАС России и др.). В период с 2011-2012 гг. по направлению «Энергетика» образовано 4 технологические платформы. Среди них - «Интеллектуальная Энергетическая система», «Малая распределенная энергетика», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности».
Следует отметить, что при создании российских технологических платформ происходила адаптация зарубежного опыта, в первую очередь стран ЕС. Это служило своего рода дополнительным преимуществом для последующей интеграции национальных и европейских технологических платформ. Примером может служить Интеллектуальная энергетическая система России и Европейская технологическая платформа по энергосетям будущего (Smart Grids).
С 2016 года деятельность технологических платформ получила новый импульс в связи реализацией под эгидой Правительства Российской Федерации Национальной технологической инициативы. Она представляет собой программу государственно-частного партнерства, направленную на оказание содействия развитию новых перспективных рынков на базе высо котехнологичных решений1.
В настоящее время кадровый потенциал Национальной технологической инициативы составляют представители наиболее успешных высокотехнологичных экономических агентов. Их деятельность в составе рабочих групп при участии и поддержке институтов развития, научных и образовательных организаций ориентирована на разработку и реализацию так называемых «дорожных карт», среди которых - отраслевая «дорожная карта» «Энерджинет»/Епег-gyNet.
Рабочая группа по разработке и реализации указанной дорожной карты сформирована из представителей экспертного отраслевого сообщества, энергокомпаний и органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование в электроэнергетической отрасли (в первую очередь, Минэнерго России, ФАС России и др.)2.
В условиях сохраняющегося санкционного давления на Россию со стороны западных стран под эгидой США возрастает роль импортозамещения, предусматривающего в том числе локализацию производства иностранного обо-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 (ред. от 03.04.2018) «О реализации Национальной технологической инициативы» // КонсультантПлюс. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 196930/
2
Состоялось заседание рабочей группы НТИ «Энерджинет» // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации - https://minenergo.gov.ru/node/14838
рудования или создание его отечественных аналогов, разработку технологий и программного обеспечения, что требует подготовки соответствующих специалистов.
Так, например, при координирующей роли Минэнерго России заинтересованными субъектами электроэнергетики ведутся работы по привлечению отечественных производителей силового оборудования по проектированию и строительству экспериментальных ТЭС с целью освоения и отработки экспериментальных образцов отечественных газовых турбин мощностью 65 МВт и более.
Кроме того, возрастает роль таких элементов институциональной системы подготовки кадров в электроэнергетике, как Некоммерческое партнерство «Инновации в электроэнергетике» (НП « ИНВЭЛ»)1, Фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности «Энергия без границ»2, Ассоциации «ЭРА России» (Объединение работодателей электроэнергетики)3, Учебный центр НП «Совет рынка» 4.
В частности, при поддержке Минэнерго России, специализированные некоммерческие партнерства и объединения работодателей реализуют комплекс мероприятий, направленный на решение общих отраслевых кадровых вопросов. К их числу можно отнести: исследование и анализ рынка труда, проведение мониторинга потребности отрасли и ее компаний в специалистах, разработке профессиональных стандартов, подготовка предложений в перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования5.
Образованное в 2003 году, в период реформирования российской электроэнергетики, Некоммерческое партнерство «ИНВЭЛ» было призвано содействовать внедрению и использованию передовых технологий и решений, повышению эффективности финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в области энергетики.
Созданный в 2011 году (после завершения реформирования государственного монополиста в электроэнергетике ОАО РАО «ЕЭС Росси») фонд «Энергия без границ» трансформировался в межкорпоративный инструмент поддержки и финансирования инноваций в отрасли.
Наряду с этим, одной из ключевых задач Учебного центра НП «Совет рынка», созданного Ассоциацией «Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» являются разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов электроэнергетических и иных компаний, функционирующих в российской электроэнергетике и в смежных отраслях.
Следует также отметить, что по результатам проведенного в 2017 году исследовательским центром «Делойт» (СНГ) анализа, в 2016 году центрами НИОКР в области энергетики стали Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана6.
Таким образом, в настоящее время продолжается процесс формирования институциональной системы подготовки кадров для обеспечения конкурентоспособности электроэнергетики как одной из базовых отраслей ТЭК России , что требует от государства выработки и реализации дополнительных мер государственной политики в указанной сфере. Они должны быть, в первую очередь, направлены на совершенствование действующей нормативной правовой б азы, поиск дополнительных источников финансирования государственных программ и частных бизнес -инициатив, апробацию в российских условиях на практике достижений зарубежных экономических агентов и научных школ.
1 Официальный сайт НП «Инновации в электроэнергетике». - https://invel.ru/
Официальный сайт Фонда «Энергия без границ». - http://energy-fund.ru/
Официальный сайт Ассоциации «ЭРА России» (Объединение работодателей электроэнергетики ). - http://old.orael.ru
4 Официальный сайт Учебного центра НП «Совет рынка». - http://ec-mc.ru/
5 Координация кадров в ТЭКе - элемент государственной политики. - https://www.eprussia.ru/epr/241/15840.htm
6 Инновации и корпорации: Отчет компании «Делойт», СНГ [Электронный. ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/TechDays_report_rus.pdf (дата обращения: 12.12.2019).