Научная статья на тему 'Особенности институциональной системы подготовки кадров для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики (на примере электроэнергетики)'

Особенности институциональной системы подготовки кадров для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики (на примере электроэнергетики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональная система / подготовка кадров / национальная экономика / конкурентоспо-собность / электроэнергетика / технологическая платформа
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Любовь Николаевна, Полтарыхин Андрей Леонидович, Сизова Юлия Сергеевна, Николаев Сергей Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности институциональной системы подготовки кадров для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики (на примере электроэнергетики)»

Орлова Л.Н.,

Полтар ыхин А.Л.,

Сизова Ю.С.,

Николаев С. В.1

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ)

Ключевые слова: институциональная система, подготовка кадров, национальная экономика, конкурентоспособность, электроэнергетика, технологическая платформа.

Электроэнергетика России как одна из отраслей национального топливно -энергетического комплекса (далее -ТЭК) имеет стратегическое значение для функционирования и устойчивого развития национальной экономической системы и ее агентов, достижения и поддержания их конкурентоспособности.

В Перечень системообразующих организаций (их число составляет 199), то есть оказывающих существенное влияние на формирование ВВП России, занятость населения и социальную стабильность, по решению Правительства России включены 16 электроэнергетических компаний (из 31 компании ТЭК), среди которых - ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Интер РАО» и другие 2.

В настоящее время к числу программных документов, определяющих инновационное развитие и кадровый потенциал ТЭК в целом электроэнергетики в частности, следует отнести такие нормативные акты, как Доктрина энергетической безопасности, Энергетическая стратегия до 2030 года, Стратегия научно -технологического развития на период до 2035 года, Национальная технологическая инициатива.

Так, в Доктрине энергетической безопасности подчеркивается, что недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организации ТЭК в квалифицированных кадрах форм и-руют риски в области энергетической безопасности.

В связи с этим, по мнению авторов, требуют дополнительного изучения особенности построения и функционирования, а также проблемы и перспективы развития национальной институциональной системы подготовки кадров в электроэнергетической отрасли.

Теоретико-методологическую основу исследований взаимосвязи человеческого капитала и кадрового потенциала экономических агентов составляют труды зарубежных и российских ученых. В частности, влияние интеллектуализации труда в постиндустриальном обществе, а также трансформацию общественного производства в инновационное изучали Д. Белл, П. Друкер, Т. Сакайя, Т. Стюарт, О. Тоффлер, Л. Эдвинсон, М. Янг3. Среди исследователей вопросов развития человеческого капитала и его роли в интеллектуализации производства, экономических агентов в условиях современной инновационной экономики следует отметить таких, как: Барсук М.А., Г.Г. Дилигенский, А.И. Добрынин, А.А. Лютина, П.А. Капырин, Э.В. Бардасова, А.В.Гладышева, В.Т.Смирнов, Л.Н. Свирина и др. Кли-нова М.В. и Сидорова Е.А. рассматривают человеческий капитал как одно из конкурентных преимуществ в условиях

„4

инновационной экономической системы .

Также представителями наднациональных организаций (ОЭСР, ЕС и др.) и международных экспертных центров (Всемирный экономический форум и др.) подчеркивается все возрастающая роль человеческого фактора на формирование инновационного потенциала национальной экономической системы и ее конкурентоспособности в услов и-ях глобальной экономики (например, Шваб К. и др.)5.

1 Орлова Любовь Николаевна - д.э.н., доцент, профессор кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет.

Полтарыхин Андрей Леонидович - д.э.н., профессор, профессор Базовой кафедры ФАС России, Российский экономический у нивер ситет.

Сизова Юлия Сергеевна - к.э.н., доцент кафедры иностранных языков № 1, Российский экономический университет.

Николаев Сергей Владиславович - специалист отдела внутреннего контроля департамента безопасности ПАО «ФСК ЕЭС».

2 Перечень системообразующих организаций, утвержденный Протоколом заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70764844/

3 Инновационная политика и человеческий капитал в нефтегазовой отрасли ТЭК России: монография. - М: Москва: Проспект, 2018. -184 с.

4 Клинова М., Сидорова Е. Человеческий капитал в Европейском союзе: государственный и наднациональный аспект. -https://mgimo.ru/upload/iblock/19f/19fe6395e5a15150f715fD72dd07a1fa.pdf

5 Пресс-релиз Всемирного экономического форума от 27.09.2017. - http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Goverment/ WEF_2017_rus.pdf

Институциональную систему подготовки кадров следует рассматривать как сложную систему, состоящую их различных подсистем и элементов (звеньев), объединенных различными взаимосвязями и интегрированных с использованием различных механизмов. Субъектный состав институциональной системы формируют различные элементы (звенья), среди которых могут быть государственные органы (федерального и регионального уровней), электроэнергетические компании, учебные центры и организации. Данные элементы могут образовать отдельные подсистемы, например: государственные органы и структуру - регуляторную; энергокомпании и другие структуры - корпоративную подсистему, научные учреждения и центры - научно-образовательную подсистему.

Так, например, деятельность Минэнерго России как одного из ключевых элементов институциональной системы не ограничивается только осуществлением функций по организации дополнительного профессионального образования работников министерства. В настоящее время руководство министерства придает огромное значение выработке и мер, направленных на решение ряда ключевых задач.

Во -первых, одной из таких задач является разработка субъектами электроэнергетики долгосрочных стратегий в области управления человеческим капиталом; во -вторых, создание системы профессионального образования и подготовки специалистов и рабочих кадров позволит отслеживать отраслевые тренды; в - третьих, подчеркивается важность и своевременность разработки и внедрения новых форм и программ государственного и корпоративного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Одним из традиционных механизмов повышения эффективности функционирования институциональной системы и ее отдельных подсистем является интеграция производства, науки и образования. Среди наиболее актуальных из ее форм - создание отраслевых центров компетенций.

Реализация Энергетической стратегии ориентирована на формирование условий, способствующих воспроизводству человеческого капитала путем обеспечения устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и повышение качества жизни граждан, занятых в энергетическом и смежных секторах

С 2011 года по настоящее время по инициативе государства как основного акционера акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, на которые приходится около трети промышленного производства и половина всех расходов на НИОКР (в том числе ПАО «Россети», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и др.) по разработке и реализации программ инновационного развития, уделяется особое внимание подготовке кадров.

В 2010-2011 гг. государством был предложен коммуникационный инструмент (технологическая платформа). Данный механизм позволяет осуществлять координацию усилий госструктур, бизнеса, науки в приоритетных областях научно-технического развития по созданию перспективных коммерческих технологий и новых продуктов (услуг), привлечение дополнительного финансирования для проведения исследований и разработок, совершенствование нео б-ходимой нормативной базы.

В российской электроэнергетической отрасли среди участников технологических платформ в первую очередь можно выделить ранее отмеченные системообразующие организации, а также элементы институциональной системы подготовки кадров (Минэнерго России, ФАС России и др.). В период с 2011-2012 гг. по направлению «Энергетика» образовано 4 технологические платформы. Среди них - «Интеллектуальная Энергетическая система», «Малая распределенная энергетика», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности».

Следует отметить, что при создании российских технологических платформ происходила адаптация зарубежного опыта, в первую очередь стран ЕС. Это служило своего рода дополнительным преимуществом для последующей интеграции национальных и европейских технологических платформ. Примером может служить Интеллектуальная энергетическая система России и Европейская технологическая платформа по энергосетям будущего (Smart Grids).

С 2016 года деятельность технологических платформ получила новый импульс в связи реализацией под эгидой Правительства Российской Федерации Национальной технологической инициативы. Она представляет собой программу государственно-частного партнерства, направленную на оказание содействия развитию новых перспективных рынков на базе высо котехнологичных решений1.

В настоящее время кадровый потенциал Национальной технологической инициативы составляют представители наиболее успешных высокотехнологичных экономических агентов. Их деятельность в составе рабочих групп при участии и поддержке институтов развития, научных и образовательных организаций ориентирована на разработку и реализацию так называемых «дорожных карт», среди которых - отраслевая «дорожная карта» «Энерджинет»/Епег-gyNet.

Рабочая группа по разработке и реализации указанной дорожной карты сформирована из представителей экспертного отраслевого сообщества, энергокомпаний и органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование в электроэнергетической отрасли (в первую очередь, Минэнерго России, ФАС России и др.)2.

В условиях сохраняющегося санкционного давления на Россию со стороны западных стран под эгидой США возрастает роль импортозамещения, предусматривающего в том числе локализацию производства иностранного обо-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 (ред. от 03.04.2018) «О реализации Национальной технологической инициативы» // КонсультантПлюс. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 196930/

2

Состоялось заседание рабочей группы НТИ «Энерджинет» // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации - https://minenergo.gov.ru/node/14838

рудования или создание его отечественных аналогов, разработку технологий и программного обеспечения, что требует подготовки соответствующих специалистов.

Так, например, при координирующей роли Минэнерго России заинтересованными субъектами электроэнергетики ведутся работы по привлечению отечественных производителей силового оборудования по проектированию и строительству экспериментальных ТЭС с целью освоения и отработки экспериментальных образцов отечественных газовых турбин мощностью 65 МВт и более.

Кроме того, возрастает роль таких элементов институциональной системы подготовки кадров в электроэнергетике, как Некоммерческое партнерство «Инновации в электроэнергетике» (НП « ИНВЭЛ»)1, Фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности «Энергия без границ»2, Ассоциации «ЭРА России» (Объединение работодателей электроэнергетики)3, Учебный центр НП «Совет рынка» 4.

В частности, при поддержке Минэнерго России, специализированные некоммерческие партнерства и объединения работодателей реализуют комплекс мероприятий, направленный на решение общих отраслевых кадровых вопросов. К их числу можно отнести: исследование и анализ рынка труда, проведение мониторинга потребности отрасли и ее компаний в специалистах, разработке профессиональных стандартов, подготовка предложений в перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования5.

Образованное в 2003 году, в период реформирования российской электроэнергетики, Некоммерческое партнерство «ИНВЭЛ» было призвано содействовать внедрению и использованию передовых технологий и решений, повышению эффективности финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в области энергетики.

Созданный в 2011 году (после завершения реформирования государственного монополиста в электроэнергетике ОАО РАО «ЕЭС Росси») фонд «Энергия без границ» трансформировался в межкорпоративный инструмент поддержки и финансирования инноваций в отрасли.

Наряду с этим, одной из ключевых задач Учебного центра НП «Совет рынка», созданного Ассоциацией «Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» являются разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов электроэнергетических и иных компаний, функционирующих в российской электроэнергетике и в смежных отраслях.

Следует также отметить, что по результатам проведенного в 2017 году исследовательским центром «Делойт» (СНГ) анализа, в 2016 году центрами НИОКР в области энергетики стали Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана6.

Таким образом, в настоящее время продолжается процесс формирования институциональной системы подготовки кадров для обеспечения конкурентоспособности электроэнергетики как одной из базовых отраслей ТЭК России , что требует от государства выработки и реализации дополнительных мер государственной политики в указанной сфере. Они должны быть, в первую очередь, направлены на совершенствование действующей нормативной правовой б азы, поиск дополнительных источников финансирования государственных программ и частных бизнес -инициатив, апробацию в российских условиях на практике достижений зарубежных экономических агентов и научных школ.

1 Официальный сайт НП «Инновации в электроэнергетике». - https://invel.ru/

Официальный сайт Фонда «Энергия без границ». - http://energy-fund.ru/

Официальный сайт Ассоциации «ЭРА России» (Объединение работодателей электроэнергетики ). - http://old.orael.ru

4 Официальный сайт Учебного центра НП «Совет рынка». - http://ec-mc.ru/

5 Координация кадров в ТЭКе - элемент государственной политики. - https://www.eprussia.ru/epr/241/15840.htm

6 Инновации и корпорации: Отчет компании «Делойт», СНГ [Электронный. ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/TechDays_report_rus.pdf (дата обращения: 12.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.