Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЛОВУШКИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрова О.Л.

В статье раскрыт тезис о том, что инновационная политика в условиях развивающихся стран, в отличие от развитых, имеет особые ограничения, которые становятся особенно значимыми, когда ставится задача осуществить переход от одной формы инноваций к другой. Препятствиями в этом случае являются так называемые «ловушки развития», «ловушки технологических заимствований». Преодоление «ловушек» возможно при условии трансформации национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INNOVATION PROCESSES IN DEVELOPING COUNTRIES

The article revealed that innovation policy in the context of developing countries, in contrast to developed countries, has specific restrictions that are particularly significant when the aim is to make the transition from one form of innovation to another. Obstacles in this case are the so-called “development ”, “trap traps technological borrowing ”. Overcoming pitfalls may be subject to the transformation of the national economy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ»

'Эти различия, похоже, предполагают, что причастность правительства к инновационной деятельности в стране-, национальные особенности, могут ограничить объем фундаментальных исследовании в этих странах.

Далее, результаты тгого исследования означают новый вклад в теорию различных вариации капитализма и предполагают, что, в то время как правительства свободны выбрать различную политику поддержки инновационной деятельности в пределах своей компетенции и границ, вероятно лучших результатов можно достичь, если учитывать особенности институциональной среды 11апример, страна с относительно низкими уровнями инновационной активности, желающая применить политику, успешную в стране с высоким уровнем инноваций, но имеющая другую политическую институциональную структуру, может столкнуться со стратегическим несоответствием свих институтов выбранному типу инновационной политики. Например, многие азиатские развивающиеся страны пытались стимулировать инновации в последние годы: однако, немногие достигли успеха, ввиду господства крупных корпораций и тесной их связи с правительством. Такое несоответствие, вероятно. создает неуверенность среди потенциальных новаторов и предпринимателей и может далее тормозить инновационную деятельность в стране. Действительно, любая политика национального уровня должна быть нацелена на удовлетворение определенных потребностей страны, и не обязательно, один и тот же метод окажется полезным для решения схожих задач в разных странах.

Научные разработки в рамках концепции ИКС. развитие теории в данном направлении принуждают администраторов высших уровней использовать систематические, взвешенные, а не линейные подходы к инновациям на национальном уровне. В отличие от традиционного линейного подхода в инновационной политике, отражающего взгляд со стороны предложения, новый альтернативный подход помогает лучше учитывать факторы, влияющие -на инновационные процессы -помимо тех. которые эти процессы формируют. таким образом вдохновляя разработки тактических политических мер.

Литература:

1. Дэвид ПЛ.. Форэ Д. Экономические основы общества знания// Экономический вестник ростовского государственного университета. т.1. №1, 2003. с.29-55.

2. Кац М.Л.. Шапиро К. Сетевые внешние эффекты: конкуренция и совместимость. Вехи экономической мысли, С-Пб., Экономическая школа, т.5. 2003. с. 500-535.

3. Милгром П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х г. СПб: Экономическая школа. Санкт-Петербург, 2004.

4. Нельсон P.P.. Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. - 536 с. (Richard R. Nelson and Sidney G. Winter. 1482. An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press)

5. Abramovitz M. Catching Up. Forging Ahead, and Falling Behind// The Journal of Economic I listory. Vol. 46, No. 2, The Task> of Economic History. 1986. pp. 385-406.

6. Cohen W. Fifty years of empirical studies of innovative acti\ it> and performance/ In: Hall. B.I I.. Rosenberg. N. (Eds.), Handbook oft. Economics of Innovation. Elsevier, Amsterdam and Oxford. 2010. pr 129-213.

7. Fagerberg J. Innovation: a guide to the literature, in: Fagerbe-^ J., Mowery. D.C"., Nelson, R.R.. 2004. The Oxford Handbook Innovation. Oxford University Press, Oxford. 2004. pp. I -27.

8. Hounshell D. A. From the American System to Mass Product»«. I8(X)-I932: The Development of Manufacturing Technology in the Un States. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press. Ms-

9. Martin B. R. The evolution of science policy and innov^: studies// Research Policy, 2012, № 41, pp. 1219-1239.

10. Rosenberg N. Factors affecting the diffusion of technolo*j Explorations in Economic History, 1972. № 10. pp. 3-33.

11. Spencer J. W.. Murtha T. P.. Lenway S. A. How govern г matter to new industry creation// Academy of Management Review I ( № 30. pp. 321-337.

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ

СТРАНАХ

Ьыстрова О.Л.. аспирант ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

В статье раскрыт тезис о там. что инновационная политика в условиях развивающихся стран, в отличие от развитых особые ограничения, которые становятся особенно значимыми, когда ставится задача осуществить переход от одной формы ций к другой. Препятствиями в этом случае являются так называемые «ловушки развития», «ловушки технологических эаи > ■ ний». Преодоление «ловушек» возможно при условии трансформации национальной экономики.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационные процессы, развивающиеся страны, ловушки развития.

FEATURES OF INNOVATION PROCESSES IN DEVELOPING COUNTRIES

Bystrova O., the post-graduate student FGBOU SEI HPE «Tver slate university»

The article revealed that innovation policy in the context oj developing countries, in contrast to developed countries, has specitk that are particularly significant when the aim is to make the transition from one form of innovation to another. Obstacles in this case an- :■■„ "development". "trap traps technological borrowing ". Overcoming pitfalls may be subject to the transformation of the national econom,

Keywords: innovation, innovation policy, developing countries, development trap.

Вопросы инновационной политики становятся все более актуальными в свете современных процессов глобализации. Особенно важным данный аспект экономического развития, в частности, аспект технологических инноваций, является для стран так называемого «догоняющего развития» или развивающихся стран. Однако в условиях развивающихся стран становятся также очевидны пределы возможностей традиционных принципов экономической политики, сформулированных в рамках «вашингтонского консенсуса». Эти рамки заданы следующими основными мерами, осуществляемыми в ходе реализации такой политики: приватизация государственной собственности, либерализация торговли и производства, отмена государственного контроля. Таким же образом политика, нацеленная па модернизацию, подразумевает создание соответствующей инфраструктуры и системы стимулов. Однако в некоторых случаях, к сожалению, достаточно многочисленных, такая политика в развивающихся странах не привела к ожидаемым результатам.

Получается, что значительный опыт, накоплении) ■ инновационной политики в развитых/странах, например • : - членах ОЭСР (Организации экономического сотру: развития), по большей части не может быть непосрел меним к развивающимся странам из-за особенностей социально экономического устройства последних. В -. 1 для инновационного развития нет альтернатив, и экс-тики и бизнесмены должна справиться с этими тру:. ким образом, есть потребность изучать инновационные 1 адаптированные к потребностям и возможностям ра л стран. Эта тема актуальна и для России, так как. и по Ч; но в дальнейшем, хотя Россия не относится к группе г стран, многие проблемы нашей страны и стран ттог — -

Особенности развивающихся стран По поводу термина «развивающиеся страны- .

международной экономике нет полного согласия. Согласно положению Организации объединенных наций, для определения «раз--|'-ых» или «развивающихся» стран или регионов в системе ООН установленных правил. При этом определения «развитая» или

• ушивающаяся» страна служат лишь для статистического удоб-.-50 и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в дан-■ ч| стране или регионе, в процессе развития [2].

Тем не менее, к развивающимся странам в целях классифика-гносят (в международных отчётах) некоторые страны бывше-^ светского Союза, Африки. Латинской Америки. Азии, Ближне-В. стока, такие, например, как Бразилия, Индия, Малайзия, Филины, Таиланд и другие.

Международный валютный фонд использует гибкую систему с-^есификации, которая учитывает: доход на душу населения: ди-ктчификацию экспорта. так экспортёры нефти, имеющий высокнй-зВП на душу населения, не получат высокий рейтинг в класснфн-«зини. так как свыше 70 % их экспорта составляет нефть; уровень я -¿грации в глобальную финансовую систему. Всемирный бан-« . ¡1т страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выно-.5 каждый год первого июля. Экономики были разделены по-

- .1 на душу населения по уровню доходов: I) страны с низким

• -• анем доходов с ВИД на душу населения 975 долларов США н-1 ".ныне; 2) страны с уровнем доходов ниже среднего с В11Д на

> населения 976 - 3855 долларов США; 3) страны с уровнем сп. . н выше среднего с ВИД на душу населения 3856-11905 дол-. -- в США; 4) страны с высоким уровнем доходов с ВИД на душу ->— . ения свыше ! 1906 долларов США. Все мало- и ереднеразвн-»: . граны Всемирный банк относит к развивающимся.

Предполагается, что развивающиеся страны имеют низкие стан-з.--:. демократических правительств, свободной рыночной жохи. индустриализации, социальных программ и гарантий п-тил едовека для своих граждан, однако они стремятся их повы-Если такого стремления нет. и никакого развития не происхо-

- - -о термин «развивающаяся страна» не применяется.

Ра ¡внваюшиеся страны, в основном, не достигли эначительно--вня индустриализации, а страны с более развитой экономи-г.^ сравнению с другими, но которые ещё не в полной мере -■ демонстрировали признаки развитой страны, объединяются под л" ._■ V термином «новые индустриальные страны» (НИС). Развн-. тедполагает наличие современной инфраструктуры, экономи-ч • ■ системы, основанной на постоянном, самоподдерживающем-■ ■ номнческом росте. Если страны достигают экономических ». .' в, то они переходят в следующую категорию. Так сегодня .. . страны, как Гонконг, Сингапур. Южная Корея и Тайвань,

• • - - Мальта, Словения, рассматриваются как «развитые страны».

- цегшия развивающихся стран существует, в том или ином во множестве теоретических систем, имеющих различное аление— например, в теории колониализма, марнкенэме, ан-

тч ернализме. политической экономии, в теориях развития. В неоклассической концепции развития предполагается, для » ваюшихся стран путь в сторону «развитых» лежит через «мо-1 -«( _шно». Однако этот подход активно критикуется многими внтелямн альтернативных течении. Авторы монографии

- •. г. -лившиеся страны в переходный период» указывают, что « . • отр традиционных концепций «модернизации», ориеити-> «а. на повтор стадиального развития по западному образцу, а - - . начался в странах Латинской Америки еще в 40-е годы [6]. I г а связи известный теоретик по развивающимся странам Р. В ->.-" п. выступая с докладом на II сессии ЮНК.ТАД (1976 г.). мсяа хт о том. как труден путь пересмотра, как сложно давались « - • .. даже робкие попытки отказаться от идей «вестсрнизацни»

кающихся стран, как ожесточенно воспринимались предло-■с « ¿основывающие необходимость для слаборазвитых стран » -■ - к планированию, осуществлять государственное финанси-«.«ь-ис и т. д.» [6, с.35].

-•. -.чтетвия и возможности на пути инновационного раэви-

>". ш контекст, в котором идут инновационные процессы в -и -.- .шхея странах, определяется двумя основными фактора-«■ •• -:-:и - интенсификация процессов глобализации, поощряе-

щ__* -,. =. ,описи в телекоммуникационных технологиях, эта глоба-

шз. ■ ппроявляется, помимо прочего, усиливающейся значимос-

- г 1н в мировой экономике. Второй глобальный фактор -ш-^*. аный продолжающийся технический прогресс, стимулиру-

емый научными достижениями в областях наук о жизни, энергии и времени. Как следствие изменений, происходящих под влиянием этих факторов, индустриальный уклад неуклонно сменяется постиндустриальным - экономикой, основанной на знаниях [I].

Новый уклад предоставляет развивающимся странам новые возможности, но, вместе с тем. и влечет определенные проблемы. Эти проблемы связаны с тем. что процесс развития требует повышения уровня знаний и предприимчивости в условиях растущей глобальной конкуренции. Вместе с тем. новые технологии предлагают возможности для модернизации традиционных действий.

Глобализация, помимо прочего, влечет за собой также риск функциональной специализации экономических систем, основанный на эксплуатации их сравнительных преимуществ, создаваемых в рамках избранной единственной модели развития. Такая тенденция уменьшает возможности для разнообразия развития, сохраняя неравенство и статус-кво. Очевидно, такая тенденция не может страивать развивающиеся страны, и заинтересованные эксперты находятся в поиске других подходов, рассматривая, в частности, идеи постепенного преобразования развивающихся экономических систем.

Инновациям в развивающихся странах препятствуют слабости основных шементов экономических систем, основанных на знаниях, а именно, недостаточные уровни обеспечения образовательной системы, качества деловой среды н информационной инфраструктуры.

Отсталость системы общего и профессионального образования обусловливает формирование так называемого «порочного круга развития» или «ловушки бедности» [5], Действительно, как показано на рис. I. низкий уровень образования составляет систему взаимосвязей с другими элементами «порочного круга»: низкий уровень доходов, низкая производительность труда, бедность, исключенное™ из глобальных цепочек производства добавленной стоимости.

Рис. I. Ловушки развития.

Источник: [5].

Влияние качества деловой среды, определяющей условия управления инновациями, рассчитано как значимый параметр во многих исследованиях. Однако в развивающихся странах есть особенности. обусловленные национальными специфнками и культурными ценностями. 11сдосгаток финансовой прозрачности не обязательно является проблемой во многих культурах, но в то же время, бюрократические препятствия, которые вынуждают предпринимателя расходовать непроизводительно время и деньги для того, чтобы основать свое предприятие, являются проблемой, безотносительно рассматриваемой кульгуры.

Наконец, есть проблема недостатка инфраструктуры. В первую очередь, это, конечно, инфраструктура коммуникаций. Технология мобильной телефонии, очевидно, преобразовала условия телекоммуникаций в развивающихся странах. Все же плотность трафика остается низкой во многих развивающихся странах, меньше того, что можно считать минимальным порогом для начала развития пред-

принимательской активности (приблизительно 30 %). Кроме того, инфраструктурные потребности развивающихся стран не ограничены телекоммуникациями. Дороги и другая транспортная инфраструктура имеют важное значение, гак же как системы очистки, водоснабжения и другие.

Инновационные системы в развивающихся странах очень фраг-ментированы. В производственном секторе большое количество микропредпрнятнй работает в неофициальной экономике, некоторое число предприятий сотрудничает, в основном с иностранными партнерами и склонны не быть связанными с остальной частью Экономики.

В сфере производства знаний научное сообщество обычно находится в «башне Ьр слоновой кости», и университетские системе слабо связаны с местными экономическими агентами, плохо осведомлены о потребностях рынка труда и возможностях. Особенно критичной является проблема отсутствия полноценной службы технологической поддержки и инфраструктуры (метрология, контроль качества, стандарты и т.д.).

Учреждения государственного сектора склонны быть многочисленными. включая те, которые призваны поощрять развитие экспорта, иностранных инвестиции, инновационное развитие предприятий т.д. Но. в этом случае нередко система поддержки заполнена неэффективными организациям (негибкими и не соответствующими потребностям предпринимателей), а создать новые более эффективные организации поддержки инноваций бывает нелегко.

Эти условия загоняют национальные инновационные системы развивающихся стран в ловушку «плохого» равновесия, которое характеризуются низкими уровнями НИОКР в производственном секторе и с большой долей расходов государства на науку и технологии. уместность которых для экономики сомнительна.

Таким образом, ведущие действующие лица, имеющие доступ к распоряжению государственными ресурсами, предпочитают получать выгоду из использования имущественных прав и защищенных ситуаций (получая ренту), вместо того, чтобы подвергнуться риску, связанному с организацией инновационных проектов. Условия. названные выше, делают осуществление инновационных процессов особенно трудным.

Как правило, истории успеха имеют следующие особенности. Проекты начинают и осуществляют очень мотивированные люди или небольшие группы людей, которые а) получают помощь от иностранных партнеров, в форме финансовой поддержки и/или технологий. или доступа к рыночной сети, и б) поддержка местных политических деятелей, имеющих вес в национальных властных структурах, и помогающих преодолеть бюрократические и/или институциональные барьеры.

Проекты имеют тенденцию концентрироваться на определенных территориях, как и в развитых странах, где талантливые люди к состоянии найти подходящую работу, найти разнообразные способы производства, организовать процессы взаимодействия и найти понимание окружающего сообщества. Начальные условия реализации сравнительных преимуществ могут быть обусловлены присутствием сильного исследовательского университета (например. Бангалор в Индия, или Кампннае в Бразилии) или динамически развивающегося индустриального кластера (например. Монтеррей в Мексике). Известны также случаи, когда благоприятные условия для инновационной деятельности были обусловлены присутствием сильного сельскохозяйственного сообщества, объектов культурного наследия, как во многих городах «третьего мира», которые стали туристическими центрами.

Динамические, вновь образующиеся отрасли промышленности. и связанные с ними деловые круги, являются эффективными точками входа в инновационные системы; они могут вызвать изменение и стимулировать необходимые реформы и инвестиции. Поэтому, как это подтверждается и в статистике [2. 7]. инновационное развитие с большей вероятностью начинается в тех странах, где осуществлена индустриализация.

Инновации, согласно определению, влекут за собой нечто новое для локального контекста. Эта относительность к контексту особенно важна для развивающихся стран. В глобальной перспективе можно отличить три формы инноваций. Первая имеет отношение к локальным усовершенствованиям, основанным на принятии технологий, которые являются более или менее доступными на международном и местном уровне. Вторая форма состоит в некоторой адаптации уже существующих технологий. Третья форма инноваций заключается в разработке и внедрении в производство

технологий мирового значения.

Опыт национальных экономик на пути инновационного развития показывает, что успех сопутствует тем странам, которые не только последовательно развивают формы инноваций, но и не останавливаются на каком-то достигнутом этапе. Так в Южной Корее на базе заимствованных технологий в 1960-70-х гг. была создана конкурентоспособная легкая промышленность, затем в 1970-е внимание и ресурсы были сфокусированы на формировании тяжелой и химической промышленности, в 1980-90-е годы пришло время промышленности высоких технологий, автомобилестроения, судостроения и других отраслей. Подобным путем шли и продолжают идти и другие «Азиатские тигры»: Тайвань. Сингапур. Гонгконг.

Обсуждение и заключение

Как следует из представленного в статье рассуждения, для того, чтобы встать на путь инновационного развития, развивающейся стране необходимо, как минимум, пройти три этапа от простого заимствования технологий к подлинным инновациям. 11а этом пул-, страны подстерегают не только ловушки бедности, «ловушки отсталости», но и «ловушки технологических занметвова-ний» (-Академик В. Полтерович считает, что отсталость России в техн. ческом и технологическом плане является на самом деле ее конкурентным преимуществом: именно благодаря этой отсталости V-, можем заимствовать готовые технологии и методы управления. тратя средств на их разработку [3. с. 9). Действительно, заиметь -вания дают возможность обеспечить переход от первой ко I форме инноваций, но при этом нельзя забывать о том. что эконо ка развивающейся страны должна также и трансформировать* 5 . иначе в порочном круге можно остаться надолго.

Литература:

1. Егоров А.Ю. Инновационное направление основа социально - экономического прогресса/ в «1 история мира» в 6 т./ колл. авторов; под общ. ред. пр<*; топова. Т.6. Кн. 2. Очерки экономической теории РУС. 2012.-с. 345 - 484.

2. Официальный сайт Организации объединен http://www.un.org/ru/

3. Полтерович В. Стратегии модернизации, ни лицнн // Вопросы жоно-микн. 2008. № 4. С. 4-24.

4. Полтерович В. М. Гипотеза об инновационной тегия модернизации // Вопросы экономики. 2009 .V -

5. Пястолов С.М. Экономика развития для Росса российской экономической академии им. Г. В. Плеханову! стр.78-89.

6. Хасбулатов Р.И. (отв. ред.) и др. Освободив переходный период. - М. : Экономика, 1987.

7. Aubert J.-E. (2004) Promoting innovation -countries: A conceptual framework. World Bank InMiiL-s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.