Научная статья на тему 'Особенности инновационного подхода в сфере телекоммуникаций'

Особенности инновационного подхода в сфере телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / INNOVATION / INNOVATIVE APPROACH / TELECOMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанян А. А.

В статье освещаются особенности инновационного подхода в сфере телекоммуникаций. Приведены статистические показатели и выявлены проблемы, которые необходимо разрешить с использованием инноваций. Описаны основные функции инновационного департамента, который необходимо создать на предприятиях связи. Определены параметры, которые нужно учитывать при выборе инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of an innovative approach in the field of telecommunication

This article highlights the features of the innovative approach in telecommunications. This article gives statistics and identifies problems, which companies can solve using innovations. The main functions of innovation department in the telecom company are described. The article introduces the main parameters, which companies must consider while choosing the innovative project.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного подхода в сфере телекоммуникаций»

формационной сфере и достигнуть следующих значений контрольных показателей постиндустриального развития инфотелекоммуникационного комплекса:

1) В случае реализации оптимистического сценария развития инфраструктуры инфотеле-коммуникаций при выполнении приоритетных целей развития до 2015 года ИТК Свердловской области должен достигнуть следующих показателей:

- проникновение фиксированной связи - 45 %

- проникновение мобильной связи - 202 %

- проникновение услуг Интернет - 80 %

- проникновение услуг ШПД (оптического доступа, радиодоступа, спутниковых систем, медная пара) - 60 %

- переход к цифровому формату вещания - 98 %

- переход на гибкие программные коммутаторы - 95 %

- доходы от оказания услуг связи на одного жителя - 20 тыс. руб.

- доля отрасли связи в общем объеме ВРП Свердловской области - 4,5 %

- в основном сформированной модели ИТИ для предоставления массовых инфотелекоммуника-ционных услуг

2) В случае реализации пессимистического сценария развития инфраструктуры инфоте-лекоммуникаций при выполнении приоритетных целей развития до 2020 года ИТК Свердловской области должен достигнуть показателей определенных до 2015 года с формированием единого информационного пространства и рынка массовых инфотелекоммуникационных услуг

Достижение определенных «Стратегией 2020» контрольных показателей развития инфо-телекоммуникационной инфраструктуры позволит Свердловской области войти в число регионов, лидирующих в развитии постиндустриального и информационного общества.[1,2,3,4]

Литература

1 Субботин Е. А., Ремез И. Г. , Евдакова Л. Н. Инновации как основа стратегического развития в инфраструктуре связи. // Сборник научно-технических и методических трудов НПК «Теория, техника и экономика сетей связи», выпуск 6. - Екатеринбург: Издательство УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2007г. -291 с., с.225 - 231

2 Субботин Е.А. Формирование рынка массовых информационных услуг в рамках «Стратегии 2020 -связь» в Уральском регионе // Научные труды международной НПК «СВЯЗЬ-ПРОМ 2009» в рамках 6-го Евро-Азиатского форума «Связьпромэкспо 2009». Екатеринбург: УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2009.572 с.

3 Субботин Е.А., Минина Е.А. Мониторинг реализации стратегических проектов развития инфраструктуры связи Свердловской области и города Екатеринбурга // Научные труды международной НПК «СВЯЗЬ-ПРОМ 2009» в рамках 6-го Евро-Азиатского форума «Связьпромэкспо 2009». Екатеринбург: УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2009. 572 с.

4 Субботин Е.А., Минина Е.А., Евдакова Л.Н. Инновационное развитие инфотелекоммуникационного комплекса Свердловской области в рамках «Стратегии 2020» // Управление социально-экономическими системами в условиях модернизации: Коллективная монография - Саратов: издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2010. С. 353-393.

УДК 338.47: 654

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

А. А. Вартанян, аспирант Тел.: (916)-313-80-43, e-mail: vartanyan_artur@mail.ru Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ http://www.ane.ru

This article highlights the features of the innovative approach in telecommunications. This article gives statistics and identifies problems, which companies can solve using innovations. The main functions of innovation department in the telecom company are described. The article introduces the main parameters, which companies must consider while choosing the innovative project.

В статье освещаются особенности инновационного подхода в сфере телекоммуникаций. Приведены статистические показатели и выявлены проблемы, которые необходимо разрешить с использованием

инноваций. Описаны основные функции инновационного департамента, который необходимо создать на предприятиях связи. Определены параметры, которые нужно учитывать при выборе инновационного проекта.

Ключевые слова: инновация, инновационный подход, телекоммуникации

Key words: innovation, innovative approach, telecommunications

В последние годы в России выбран путь инновационного развития с ускоренной модернизацией во всех сферах промышленности. Развитие и рост российских компаний невозможен без нововведений и разработок, которые в экономической теории именуются термином «инновации». Австрийский экономист Йозеф Шумпетер был одним из первых, кто научно обосновал понятие «инновация», под которым понимал «осуществление новых комбинаций», включающее в себя пять случаев [5, 132-133]:

1.Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2.Внедрение нового, т. е. для данной отрасли промышленности еще неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и которое может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3. Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4.Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5.Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

В условиях современной России понятие «инновация» характеризуется как средство для ускоренной модернизации и перехода российской экономики на технологические рельсы. Инновации активно внедряются практически во всех сферах человеческой деятельности, однако существуют стратегические отрасли, инновации в которых особенно необходимы. Одной из таких отраслей являются телекоммуникации.

В течении последних 10 лет, рынок телекоммуникационных услуг является одним из наиболее динамично развивающихся рынков не только во всём мире, но и в России. Объем услуг связи в РФ в I квартале 2010 г. составил 316,9 млрд. рублей и, по сравнению с I кварталом 2009 г., увеличился в сопоставимой оценке на 2,7% [4]. В связи с кризисными 2008 и 2009 гг. динамика роста телекоммуникационного рынка несколько снизилась. По оценке Минэкономразвития по итогам 2010 г. рост в этой составил не более 9%.

Тем не менее, технологический уровень оборудования сетей связи в России значительно отстаёт от уровня развитых зарубежных стран. Протяженность линий связи в России равна 636 тыс. км, из которых на волоконно-оптические линии связи приходиться 27%. При этом США имеет 2 млн. км. линий связи, 95% которых — оптические. В Европе протяженность линий составляет более 1 млн. км., из которых на 90% оптических. В России около 55% абонентов обслуживаются по аналоговым и устаревшим цифровым коммутаторам. В развитых странах 70% абонентов пользуются услугами современных цифровых коммутаторов, а 30% используют новейшие программные коммутаторы SoftSwitch. В России такими услугами пользуются 45% и

0,1% абонентов соответственно [1].

Проникновение услуг широкополосного доступа в интернет (ТТТПД) в Европе составляет 47%. В Москве этот показатель - 26,9%, Санкт-Петербурге - 22,2%, а во всех остальных регионах России не более 4,5 %. Средняя скорость интернета в Москве равна 7,68 Мбит/с, а в Санкт-Петербурге — 6,14 Мбит/с, что выше среднеевропейского показателя, составляющего 2 Мбит/с. Но в остальных регионах России средняя скорость доступа на порядок меньше — 416 Кбит/с [1].

Опираясь на статистику, можно сделать вывод, что использование инновационного подхода в системах связи необходимо для дальнейшего развития телекоммуникационной отрасли России. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий

(НАИРИТ), в России доля инновационных проектов в сфере информационнотелекоммуникационных решений занимает одно из лидирующих мест и составляет 14% [2].

Инновационный подход в телекоммуникациях включает в себя ряд элементов, которые необходимы для проведения инноваций на предприятиях связи. Одним из них является определение технологически отстающих направлений и выбор необходимых инновационных решений для их развития. Среди приоритетных направлений инноваций в системах связи выделяют развитие FTTX (Fiber to the X) технологий. FTTX - это общий термин для обозначения любой компьютерной сети, в которой от узла связи волоконно-оптический кабель идет до определенного места X. К FTTX технологиям относят:

•FTTN (Fiber to the Node) - оптическое волокно до сетевого узла;

•FTTC (Fiber to the Curb) - оптическое волокно до квартала, микрорайона или группы домов;

•FTTB (Fiber to the Building) - оптическое волокно до здания, дома;

•FTTH (Fiber to the Home) - оптическое волокно до квартиры, то есть прямо до клиента.

Технологии FTTN и FTTC уже активно используются российскими телекоммуникационными компаниями. По состоянию на 2010 г. к технологии FTTB имеют доступ только 2,5% домашних хозяйств России. В общемировом рейтинге Россия по этому показателю занимает 19 место. Лидерами по проникновению данной технологии являются Южная Корея (53%) и Япония (36%). Технология FTTH в России применяется в очень небольших объёмах из-за недостатков инфраструктуры и дорогостоящей процедуры внедрения данного сервиса [6].

Другой, относительно новой технологией передачи данных, является технология Wimax (Worldwide Interoperability for Microwave Access). Wimax является универсальной технологией передачи данных на больших расстояниях со скоростью до 75 МБ/с. Данная технология уже достаточно широко представлена в крупнейших городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи и других. Пока только небольшое число российских компаний предоставляют данную услугу, но в дальнейшем этот сервис планируют предлагать и федеральные операторы связи.

Инновационный подход в телекоммуникациях включает в себя и управление инновациями. Для этого на предприятии должно быть создано специальное подразделение или департамент, отвечающий за проведение инновационной политики компании. В западных компаниях уже существуют подобные департаменты, и численность их сотрудников составляет от 1 до 3 тыс. человек [1], а в России в ряде телекоммуникационных предприятий подобные департаменты отсутствуют вовсе или представлены в качестве небольшого отдела из нескольких человек. В задачи инновационного департамента должно входить:

1.Сбор идей об инновациях из различных источников. Такими источниками могут быть технопарки, научные лаборатории, вузы, отраслевые институты, действующие предприятия, зарубежные технологии и т.д.;

2.На основе идей создаётся портфель инновационных проектов, определяются стоимостные и временные характеристики;

3.Проведение технологической и экономической экспертизы портфеля проектов, с привлечением экспертов извне;

4.Выборка идей из портфеля проектов и вынесение наиболее перспективных на обсуждение руководства и утверждение в качестве пилотных проектов;

5.После принятия решения о внедрения инновационного решения определяется план реализации проекта, исполнители, субподрядчики и т.д.;

6.При необходимости заключаются договора на НИР и НИОКР.

Инновационный подход в телекоммуникациях включает в себя и финансовые аспекты. Финансирование инновационных программ является одним из наиболее важных вопросов. К примеру, компания ОАО «Связьинвест», запланировала в своём бюджете выделить более 2 млрд. рублей для реализации инновационных проектов на 2011 год. Эта сумма составляет порядка

0,9% бюджета доходов холдинга и на порядок меньше сумм, затрачиваемых зарубежными компаниями на подобные цели. Например, за 2009 г. расходы на инновации в немецкой компании Deutsche Telekom составили около 200 млн. евро, в французской France Telecom порядка 862 млн. евро, а в испанской Telefonica — 4,614 млрд. евро. Американская компания AT&T потратила на инновации в 2008 г. 892 млн. долларов [1].

Инновационный подход в телекоммуникациях включает в себя так же определение параметров, которые компании должны учитывать при принятии решения по выбору инновационного проекта. Такими параметрами должны учитываться:

Территориально-инфраструктурные особенности. Параметр, учитывающий особенности инфраструктуры на конкретной территории можно представить для 3 видов территорий:

1. Территории с развитой инфраструктурой (крупные города)

2.Территории с среднеразвитой инфраструктурой (небольшие города)

3.Территории с неразвитой инфраструктурой (сельская местность)

Это позволит определить какую технологию предоставления услуг связи применить -проводную (FTTX) или беспроводную (Wimax). Заметим, что технологии FTTB и FTTH будут слишком дорогостоящими для территорий с неразвитой инфраструктурой. Поэтому в этом случае будет эффективнее использовать беспроводные технологии передачи данных, предоставляя телекоммуникационные услуги путем размещения радио вышек. На территориях с развитой инфраструктурой (крупные города, поселения) эффективнее будет применить технологию проводного доступа, предоставляя услуги по уже существующим кабелям.

Вид абонента. Параметр учитывающий конкретный вид абонента позволяет регулировать цены на одну и ту же услугу для различных категорий абонентов. От вида абонентов зависят и выбор услуг, предоставляемых оператором связи. В области телекоммуникаций выделяют два основных вида абонентов - физические и юридические лица.

Издержки на инновацию. Третьим фактором являются издержки на инновационное решение, которые распадаются на первоначальные и текущие издержки.

Первоначальные издержки производства имеют существенно значение при реализации инновационного проекта. Первоначальные затраты зависят от территории, где будет внедряться инновационный проект и от конкретного клиента, на которого данный проект ориентирован. От выбора территории будет зависеть необходимые инвестиции в инфраструктуру. При отсутствии достаточной инфраструктуры на конкретной территории для реализации инновационного проекта потребуются значительные средства для её построения. Вид абонента так же определяет первоначальные затраты, так как проведение одних и тех же мероприятий для физических и юридических лиц в стоимостном выражении различно.

Текущие издержки отражают то количество денежных средств, которое необходимо для функционирования проекта в течении года. Как и постоянные затраты переменные затраты зависят от территории, на которой внедряется проект и конкретного клиента, на которого проект ориентирован. Необходимо учесть изменения текущих затрат во времени и в пространстве, так как в процессе реализации проекта издержки на его поддержание будут меняться.

Выводы

Современные российские компании связи имеют огромный потенциал для развития. Традиционные организации электросвязи являются базовыми операторами отрасли и несут основную нагрузку по развитию телекоммуникационной инфраструктуры, оказанию услуг для федеральных государственных нужд и предоставлению услуг социальным группам населения и организаций [3, 121]. Использование инновационного подхода в телекоммуникациях позволит операторам связи сократить отставание от зарубежных компаний и позволит реализовать государственную программу по созданию инновационной экономики. Для того, чтобы инновации эффективно внедрялись на предприятиях связи необходимо определять отстающие направления, осуществлять выбор инновационных решений с учетом ряда параметров (территория, вид абонента и издержки), создавать инновационные департаменты для управления инновациями, а так же планировать финансирование инноваций. В работе определены основные направления инновационного подхода в сфере телекоммуникаций и даны рекомендации по реализации инновационных программ на предприятии связи.

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

• Сформулированы причины создания и основные функции инновационного департамента на телекоммуникационном предприятии, ответственного за управление инновациями;

• Определены и охарактеризованы основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе инновационного проекта на предприятии связи. Этими параметрами являются территориально-инфраструктурные особенности, вид абонента и издержки.

Литература

1. Агапов Иван, Чеберко Иван «Связьинвест» расскажет правительству, как он будет догонять развитые страны. // Деловая газета «Маркер». Хайтек. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.marker.ru/news/2805 (дата обращения 09.12.2010)________________________________

Информационная безопасность

2. Доли инновационных проектов по высокотехнологичным отраслям.// Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных технологий (НАИРИТ). Аналитические материалы. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nair-it.ru/analytics/analytics3.php (дата обращения 05.01.2011)

3. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л. С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. - 224 с. ISBN: 978-5-9912-0056-1

4. Связь в январе-сентябре 2010 года. // Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/lssWWW.exe/Stg/d05/2-1-7-

2.htm (дата обращения 17.12.2010)

5. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М: Эксмо, 2008. - 864 c. ISBN: 978-5-699-19290-8

6. Economies with the Highest Penetration of Fiber-to-the Home/Building + LAN. // Fiber to the Home Council. Knowledge Center. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://s.ftthcouncil.org/files/2010_sept_glo bal_ranking_ftth.pdf (дата обращения 14.12.2010)

УДК 004.056.53: 004.048: 004.832.28: 004.91

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ МНОГОАГЕНТНЫХ СИСТЕМ И УДОСТОВЕРЯЮЩЕГО ЦЕНТРА

Н. Д. Хынг, аспирант кафедры САПР и ПК Тел.: (903) 316 5945, e-mail: nguyendinhhung@mail.ru А.В. Кизим, к.т.н, докторант ВолгГТУ Тел.: (919) 980 0256, e-mail: kizim@mail.ru Волгоградский государственный технический университет

www.vstu.ru

The paper describes the need for electronic document management systems (EDMS), the problems of paper document, a summary of the analysis of EDMS. The using of certification authority (CA) and Intelligent BDI agents in EDMS is proposed. The architecture of the EDMS based on multi-agent systems and CA as well as algorithms for sending and receiving data, ensuring data integrity, delivery and the exchange of information between agents are described.

В статье описана необходимость применения систем электронного документооборота, проблемы бумажного документооборота, краткие результаты анализа СЭД. Предложено использование в СЭД технологий удостоверяющих центров (УЦ) и интеллектуальных BDI-агентов. Приводится описание архитектуры СЭД на основе многоагентной системы и УЦ, а также алгоритмов отправки и получения данных, обеспечивающих доставку и целостность данных при обмене информацией между агентами.

Ключевые слова: Интеллектуальные агенты, удостоверяющий центр, электронный документ, многоагентная система, система электронного документооборота.

Keywords: Intelligent agent, сеййсайоп authority, elecntronic document, multi-agent system, document management system.

Настоящее время - время информационных технологий. Во всем мире постепенно отходят от бумажных документальных технологий. Сфера применений электронного документооборота с электронной цифровой подписью в мире неуклонно расширяется. Буквально только что Евросоюз приравнял электронную счет-фактуру к бумажной. Также всё больше внедряется информационных систем на основе инфраструктуры открытых ключей. Одно из применений этой технологии является создание межведомственной системы защищенного юридически значимого электронного документооборота. Например, с этого года органы статистики приравняли сдачу годового отчета о численности в организациях с помощью электронного ключа, издаваемого удостоверяющим центром, к отчету в бумажном виде. Подобные технологии вовсю применяются пенсионным фондом, налоговой службой, банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.