Научная статья на тему 'Особенности инновационного бизнеса в России'

Особенности инновационного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НИОКР / КЛАСТЕРЫ / INNOVATION / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / CLUSTERS / AMP / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОЭЗ / ТЕХПЛАТФОРМЫ / CAPACITY FOR INNOVATION / THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX (GCI) / TRANSFER OF TECHNOLOGY / SEZ / TECHNOLOGICAL PLATFORMS / R&

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье детально проанализировано положение России в «Индексе глобальной конкурентоспособности 2016–2017» по составляющим инновационного развития. На основе статистических данных оценивается инновационный потенциал российских компаний. Рассматривается процесс формирования инновационной инфраструктуры в субъектах РФ. Охарактеризованы основные меры государственной поддержки инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the position of Russia in «The Global Competitiveness Index 2016–2017» in detail according to the components of innovative development. The capacity for innovation of Russian companies is estimated on the basis of statistics. The process of innovative infrastructure building in the constituent territories of the RF is examined. The core measures of state support for the innovative development of the country are characterized.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного бизнеса в России»

Econimics

УДК 330.34

DOI 10.21661/r-469966

А.Л.Лазаренко

Особенности инновационного бизнеса в России

Аннотация

В статье детально проанализировано положение России в «Индексе глобальной конкурентоспособности 2016-2017» по составляющим инновационного развития. На основе статистических данных оценивается инновационный потенциал российских компаний. Рассматривается процесс формирования инновационной инфраструктуры в субъектах РФ. Охарактеризованы основные меры государственной поддержки инновационного развития страны.

I Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, НИОКР, Индекс глобальной конкурентоспособности, трансфер технологий, ОЭЗ, кластеры, техплатформы.

A.L. Lazarenko

Features of innovative business in Russia

Abstract

The article analyzes the position of Russia in «The Global Competitiveness Index 2016-2017» in detail according to the components of innovative development. The capacity for innovation of Russian companies is estimated on the basis of statistics. The process of innovative infrastructure building in the constituent territories of the RF is examined. The core measures of state support for the innovative development of the country are characterized.

I Keywords: innovation, capacity for innovation, R&D, The Global Competitiveness Index (GCI), transfer of technology, SEZ, clusters, technological platforms.

Введение

Одной из тенденций долгосрочного социально-экономического развития России, как отмечается в прогнозе МЭР РФ на период до 2030 года, является «исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехноло-гичных отраслей при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной составляющей компоненты роста» [5].

Исходя из этого, к ключевым фактором роста относятся инновационное обновление производства, повышение качества человеческого капитала и в целом тех сравнительных преимуществ, которыми обладает отечественная экономика. Разработанные сценарии (главным образом инновационный и форсированный) нацелены на ускоренное развитие «экономики зна-

ний», что должно позволить совершить прорыв в росте производительности труда, структурной трансформации, устойчивости к внешним шокам, а главное, в повышении благосостояния населения и сглаживании неравенства в доходах [5].

Обращение к различным рейтингам (более общим, таким как Global Competitiveness Index, на основе которого построена данная работа, либо более специализированным - Global Innovation Index, International Innovation Index и др.) позволяет решить ряд аналитических задач. Во-первых, это позиционирование страны на основе общих подходов, определение ее места в мировом сообществе. Во-вторых, выявление сильных и слабых сторон национальной инновационной системы. В-третьих, рассмотрение динамики или статики развития отдельных элементов.

á

2nd pillar: Infrastructure

3rd pillar:

Macroeconomic

environment

4№ pillar:

Hearth and primary education

9th pillar: Technological readiness

5th pillar: Higher education and training

flth pillar: Financial market development

7th pillar: Labor market efficiency

6th pillar: Goods market efficiency

Russian Federation Eurasia Рис. 1. Положение России в GCR [8]

Цель данной работы на основе общего индекса конкурентоспособности - проанализировать инновационный потенциал российских компаний и процесс формирования инновационной инфраструктуры, а также очертить те меры поддержки, которые будут способствовать формированию национальной инновационной системы.

Показатели инновационного развития России по GCI

Согласно «Индексу глобальной конкурентоспособности 20162017» («The Global Competitiveness Index (GCI) 2016-2017»), положение России несколько улучшилось по сравнению с прошлым годом, так как она передвинулась с 45 на 43 строку из 138 позиций общего рейтинга рис. 1).

Данный индекс включает в себя различные факторы конкурентоспособности государств, которые, в свою очередь, рассчитываются из нескольких составляющих [8]. К показателям конкурентоспособности, подфакторы которых связаны с инновационной деятельностью, относятся институциональная среда, высшее образование и уровень профессиональной подготовки населения, развитость рынка товаров, рынка рабочей силы и финансового рынка, технологическая готовность, непосредственно конкурен-

тоспособность бизнеса и инновационный потенциал государств.

По показателю развитости институциональной среды Россия занимает относительно низкое положение в рейтинге - 88 строку. К субиндексам этого параметра, оказывающим влияние на инновационную активность страны, относятся уровень защиты прав собственности в целом и уровень защиты интеллектуальной собственности. По этим позициям наше государство занимает 123 и 117 места соответственно. Это свидетельствует о том, что многие инновационные организации испытывают трудности при обращениях в Патентное Ведомство и получении лицензий на свою уникальную продукцию, что существенно замедляет их деятельность.

Инновационная активность в стране невозможна при невысоком уровне образования населения и его недостаточной профессиональной подготовке. Нашу страну можно считать конкурентоспособной в данной области: Россия находится на 32 строке рейтинга (улучшение на шесть позиций по сравнению с предыдущим периодом). При этом по количеству получающих высшее образование (одной из ключевых составляющих данного фактора) она занимает 18 место. Это свя-

зано с тем, что в последние годы дистанционное обучение набирает популярность, что существенно расширяет охват получающих академические знания людей.

Фактор развитости товарного рынка, по которому, согласно «GCI 2016-2017», Россия занимает 87 место, также включает в себя переменные, связанные с инновационной активностью компаний. К ним относятся количество требуемых для основания бизнеса процедур и время, затрачиваемое на его открытие. По этим позициям Россия находится в середине рейтинга (40 и 65 места соответственно). Эти показатели отражают положение предпринимателей, которые намереваются открыть предприятие, производящее инновационную продукцию или использующее уникальную технологию производства.

Некоторые подфакторы эффективности рынка труда также следует принять во внимание. Инновационные предприятия не могут существовать без одаренных людей, генерирующих новаторские идеи. По способности привлекать и удерживать таланты российские предприятия не занимают лидирующих позиций рейтинга (81 и 82 позиции соответственно). Это означает, что российские инновационные компании применяют недостаточно эффективные материальные и нематериальные методы мотивирования сотрудников.

По степени развитости финансового рынка Российская Федерация находится в числе «отстающих» стран (108 строка рейтинга). Важнейшие составляющие этого показателя, такие как степень доступности финансовых услуг, их реализуемость, простота доступа к кредитам, наличие венчурного капитала и уровень доверия к банковской системе, занимают 111, 102, 115, 87 и 121 места соответственно. Такие показатели рейтинга подтверждают наличие у большинства инновационных компаний одной из серьезных проблем - невозможности привлечения финансирования проектов в достаточном объеме.

Econimics

По уровню технологического развития, который свидетельствует о распространении достижений национальных и зарубежных инновационных предприятий на территории страны, Россия стабильно занимает срединные позиции в рейтинге (62 место). Что касается различных аспектов данного фактора, то позиции страны по ним варьируются от относительно высоких (39 место по количеству пользователей Интернета и 40 место по числу абонентов мобильной связи) до очень низких (111 место по передаче технологий).

Еще одной ключевой составляющей данного индекса является конкурентоспособность национальных производительных структур, определенная доля которых осуществляет инновационную деятельность. По данному показателю наше государство также находится в середине рейтинга, а именно на 72 строке. Уровень кластерного развития, один из подфакторов конкурентоспособности компаний, располагается на 92 позиции рейтинга, что указывает на недостаточную государственную и общественную поддержку данного механизма.

Значимой составляющей рейтинга конкурентоспособности государств является инновационный потенциал страны. По этому показателю у России прослеживается положительная динамика: за последний год она поднялась с 68 на 56 место. Данный параметр складывается из следующих субиндексов: возможности осуществления инноваций (78 место), качества научно-исследовательских институтов (46 место), уровня расходов бизнеса на НИОКР (66 место), сотрудничества университетов и предпринимательского сектора в области НИОКР (46 место), государственных закупок высокотехнологичной продукции (68 позиция), наличия ученых и инженеров (58 позиция) и количества заявленных патентов (43 позиция). Данные результаты свидетельствуют о том, что в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации», одним из целевых индикаторов которых является повышение патентной активности [7], эффективно реализуются в нашей стране. В то же время возможности разработки и внедрения инноваций в России нельзя расценивать как удовлетворительные.

Инновационный потенциал российских компаний

По данным исследования «Основные показатели деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, за 2015 год», проведенного Федеральной службой государственной статистики и опубликованного на ее официальном сайте в разделе «Наука и инновации» [9], в 2015 году менее 10% российских компаний внедряло инновации, что свидетельствует об относительно низкой инновационной активности в стране.

Среди всех видов инноваций, внедряемых российскими предприятиями, наименее распространенными являются маркетинговые. Организационные инновации оказываются на серединных позициях. Большинство нововведений, коммерциализированных производительными структурами, относятся к категории продуктовых и процессных - они занимают примерно одинаковые доли.

По состоянию на 2015 год 4827 национальных предприятий имели инновации, завершенные в течение трех последних лет. 60% этих предприятий реализовало продуктовые и процессные инновации. Целью 78% процессных инноваций было нахождение качественно новых или усовершенствованных методов производства продукции, а оставшиеся 22% были направлены на поиск новаторских методов материально-технического снабжения и поставки товаров и услуг.

В 2015 году российские инновационные компании, деятельность которых сосредоточена на добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, отгрузили товары и выполнили работы и услуги на общую сумму свыше 40 триллионов рублей. Около 40% этой суммы приходится на долю крупных предприятий, в которых работает 1000 - 5000 человек. 23% продукции было отгружено за пределы Российской Федерации.

60 российских промышленных организаций выпускают товары, проводят работы и оказывают услуги, связанные с нанотехнологиями. Суммарно в составе этих компаний находится 200 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, в которых занято 6023 человека.

Что касается выручки российских инновационных производительных структур, деятельность которых требует использования вычислительной техники и информационных технологий и проведения НИОКР, то в 2015 году она составила около 4,5 триллионов рублей. Более 30% этих инновационных предприятий относится к крупному бизнесу. Всего 3,8% доходов таких компаний приходится на внешнеэкономическую деятельность.

В 2015 году 859 российских компаний, осуществляющих продуктовые и процессные инновации, выполняло научные исследования и разработки без привлечения сторонних организаций. НИОКР преимущественно проводились компаниями, среднесписочная численность персонала которых составляет от 250 до 5000 человек. Однако только у четверти российских предприятий доля затрат на НИОКР превысила 4% в общей структуре затрат. При этом более половины национальных инновационных организаций направило на исследования и разработки менее 1% от всех расходов.

Представители 2101 российской организации пришли к выводу о том, что внедрение ими процессных инноваций привело к улучшению качества производимых ими товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, в то время как продуктовые инновации поспособствовали улучшению количественных показателей, то есть расширению товарного ассортимента, в 2032 компаниях. Иными положительными результатами инновационной деятельности производительных структур в 2015 году оказались сохранение традиционных российских и зарубежных рынков сбыта

(1856 компаний), обеспечение соответствия деятельности современным техническим стандартам (1768 компаний) и повышение мотивации сотрудников к внедрению продуктовых, процессных, организационных и маркетинговых инноваций (1678 компаний).

Тем не менее, внедрение инноваций было существенно задержано 1228 российскими организациями в период 2013-2015 годы, 1013 инновационных компаний прекратили реализацию своей деятельности, а 2057 предприятий даже не приступили к выполнению разработанных ими проектов. В общей сложности российские компании не осуществили 9778 запланированных инновационных проектов [9]. В этой связи необходимо подчеркнуть зависимость количества незавершенных проектов от размеров бизнеса: крупные предприятия довели большее количество инновационных проектов до завершения, чем малые инновационные компании. 157 организаций, в которых занято менее 200 сотрудников, не начали планируемую инновационную деятельность в указанный период и не приступили к исполнению 304 проектов, в то время как всего 11 организаций, в которых работает 5000 и более человек, не принялись за внедрение инноваций и не запустили 24 запланированных проекта. Это связано с тем, что крупные компании, как правило, обладают достаточными финансовыми ресурсами для воплощения новаторских идей в жизнь, чего нельзя сказать о малых предприятиях.

К наиболее значимым факторам, замедляющим инновационную активность российского бизнеса, можно отнести высокую стоимость внедрения нововведений и, как следствие, невозможность финансирования проектов в достаточной мере за счет внешних или внутренних источников. Низкий инновационный потенциал компаний, недостаточно квалифицированная рабочая сила, недостаток информации об уникальных технологиях и потенциальных рынках сбыта, неразвитость кооперационных связей с иными организациями - эти препятствия для реализации инновационной деятельности не так существенны для российских предприятий [6]. Одним из проблемных аспектов инновационной деятельности российских организаций является трансфер технологий (их приобретение и продажа). Исследованию было подвержено 1384 инновационных предприятий, которые приобрели новые технологические достижения в 2015 году. Из них 336 компаний (24%) купили новые технологии за границей: 295 организаций получили их из стран СНГ, а оставшаяся 41 организация - из стран дальнего зарубежья.

Более чем у половины инновационных компаний, осуществивших приобретение новых технологий, перемещение технологий заключалось в покупке нового оборудования. Около одной трети организаций приобрели лицензии на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Оставшаяся незначительная доля компаний реализовала следующие виды трансфера технологий: переманивание квалифицированных специалистов других пред-

приятий, осуществляющих НИОКР (187 компаний), приобретение результатов исследований и разработок (167 компаний) и приобретение ноу-хау и соглашений на передачу технологий (50 компаний).

Из 350 инновационных организаций, передавших свои технологические достижения в том же году, 52 компании (15%) реализовали свои технологии за пределами России. 40 компаний продали свои технологические нововведения в странах дальнего зарубежья, а оставшиеся 12 - в странах СНГ [9]. 181 российская компания продала свои результаты НИОКР другим предприятиям и 114 компаний передали лицензии на использование своих объектов интеллектуальной собственности. Всего 45 национальных инновационных предприятий продали свое усовершенствованное оборудование другим компаниям, из них только восемь иностранным организациям. Оставшиеся 15% российских инновационных компаний осуществили трансфер технологий путем передачи ноу-хау и высококвалифицированных специалистов другим предприятиям (38 и 10 компаний соответственно).

Принимая во внимание показатели деятельности российских организаций в сфере передачи новых технологий, можно утверждать, что приобретение технологических достижений превалирует над их продажей. Безусловно, российские инновационные предприятия должны сконцентрировать свои усилия на трансфере технологий. Если этот аспект инновационной деятельности станет прогрессировать в Российской Федерации, то положение национальных инновационных компаний улучшится, вследствие чего наша страна окажется на более высоких позициях «Индекса глобальной конкурентоспособности» [8].

Формирование инновационной инфраструктуры в субъектах РФ

По итогам «Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации», к наиболее инновационным субъектам можно отнести Республику Татарстан и два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург [6]. Наиболее низкий уровень инновационной активности наблюдается в следующих субъектах ввиду недостаточно развитых социально-экономических условий: Еврейская автономная область, Республика Ингушетия и Чеченская Республика [3].

В последнее время государственная политика России стала поощрять научно-техническую активность путем создания особых экономических зон (ОЭЗ) в первую очередь технико-внедренческого типа, кластерных структур и техплатформ [2; 4; 7].

Внутри ОЭЗ размещаются передовые образовательные центры, крупнейшие проектные и научно-исследовательские организации, позволяющие компаниям производить наукоемкую продукцию и реализо-вывать ее на рынке в России и за рубежом. Растущий спрос на новые технологические достижения и модернизацию многих отраслей российской экономики, пакет налоговых преференций и таможенных льгот, доступ к высококвалифицированной рабочей силе - все

Есошткз

эти факторы оказывают положительное воздействие на привлекательность ОЭЗ как для разработчиков и производителей инновационной продукции, так и для венчурных фондов.

Еще одним инструментом государства, стимулирующим внедрение инноваций, является проведение кластерной политики в регионах, направленной на объединение предприятий, поставщиков оборудования и комплектующих, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных территориальной близостью и функциональной зависимостью в сфере производства и реализации товаров и услуг. Важнейшая характеристика кластеров - консолидация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов, необходимых для воплощения в жизнь инновационно-инвестиционных проектов.

Что касается российских техплатформ, то они нацелены на разработку инновационных товаров, услуг, перспективных коммерческих технологий, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения НИОКР всеми заинтересованными сторонами - предпринимательским, научным и государственным секторами, а также на совершенствование нормативно-правовой базы инновационного развития страны.

Разумеется, большинство проблем инновационных предприятий, находящихся в различных субъектах Российской Федерации, связаны с отрицательными макрофакторами: недостаточно развитой экономикой страны и в частности финансового рынка, пережитыми политическими потрясениями, «недочетами» законодательной базы, недостаточной адаптивностью производительных структур и страны в целом к новым технологиям, неразвитостью институциональной среды для поддержки инновационного бизнеса, нечастым перемещением технологий посредством внутренних каналов (лицензирования) и внешних каналов (прямых иностранных инвестиций), низкой долей участия государства в финансировании инновационных проектов, а также со спецификой российского менталитета - неготовностью рисковать в условиях высокой неопределенности [1]. Однако нашему государству не раз удавалось находить нестандартные решения проблем, которые на первый взгляд казались нерешаемыми, и прогресс в области инновационной активности российских компаний стал заметен в последние годы. В Российской Федерации с недавних пор стали создаваться

бизнес-инкубаторы для амбициозных и креативных предпринимателей, которые стремятся воплотить свои новаторские идеи в жизнь, а инвесторы финансируют эти проекты. Кроме того, начала формироваться инновационная инфраструктура, одной из составляющих которой является инновационный центр «Скол-ково». Система частно-государственного партнерства (ЧГП), предполагающая бюджетное финансирование инновационных проектов, также начала зарождаться в России.

Заключение

На современном этапе инновационная активность компаний в России находится в фазе зарождения и не достигает уровня западных стран. Однако в последние годы в стране начала осуществляться государственная поддержка внедрения инноваций.

Сильной стороной инновационного потенциала нашей страны, согласно <^С1 2016-2017», является стремление населения к получению высшего образования. Однако при этом многие образованные люди не в состоянии коммерциализировать свои новаторские идеи из-за крайне неразвитой финансовой среды. Кроме того, инновационные предприятия не получают достаточно стимулов со стороны государства и общественности, а трансфер новых технологий не распространен в нашей стране. Безусловно, представителям государственной власти и инновационного бизнеса необходимо консолидировать усилия для улучшения позиций России по данным субиндексам конкурентоспособности.

Инновационное развитие субъектов Российской Федерации зависит от уровня благосостояния, заинтересованности населения и представителей местной власти в проведении НИОКР и в коммерциализации нововведений. Сегодня наблюдается значительный разрыв между «прогрессивными» регионами (двумя городами федерального значения, Республикой Татарстан, Калужской областью) и регионами с невысоким уровнем социально-экономического развития.

Развитие инновационных предприятий в нашей стране получит дополнительный импульс, если отношения между государством и российскими компаниями-производителями инновационной продукции будут строиться на принципах взаимного доверия и социальной направленности (приоритета общественных целей над личными), демократизации общества, обеспечения его безопасности.

Литература

1. Иванова Н.Г. Инновационный бизнес в России: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. - 2013. - №4 (48).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

к

Иегасйуе Баепсе | 4 (26) • 2018

97

i

3. Концепция Формирования Индекса Инновационного развития регионов России - (ИИРР) // Институт инновационной экономики Финансового университета при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. - Режим досту-паhttp://www.fa.ru/institutes/efo/Documents/Индекс_Презентация_2012.pdf

4. Маковеев В.Н. Формирование инновационной экономики в регионах РФ: тенденции и проблемы / В.Н. Мако-веев, Д.А. Алферьев // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2016. - №2.

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (расширенная версия долгосрочного прогноза, утвержденная Правительством Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

6. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 248 с [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cluster.hse.ru/doc/reyting/Рейтинг%20инновационного%20развития%20Выпуск%204.pdf

7. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123444/

8. The Global Competitiveness Report 2016-2017 // World Economic Forum (Geneva, 2016.) - 400 p. [Electronic resource]. - Access mode: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivene ssReport2016-2017_FINAL.pdf

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

References

1. Ivanova N.G. Innovatsionnyy biznes v Rossii: problemy i perspektivy // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2013. -№4 (48).

2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

3. Kontseptsiya Formirovaniya Indeksa Innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii - (IIRR). Institut innovatsionnoy ekonomiki Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve RF [Electronic resource]. - Access mode: http://www.fa.ru/ institutes/efo/Documents/HHgeKC_npe3em^HH_2012.pdf

4. Makoveev VN. Formirovanie innovatsionnoy ekonomiki v regionakh RF: tendentsii i problem / VN. Makoveev, D.A. Alfer'ev // Menedzhment i biznes-administrirovanie. - 2016. - №2.

5. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda (rasshirennaya versiya dolgosrochnogo prognoza, utverzhdennaya Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii) [Electronic resource]. - Access mode: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

6. Reyting innovatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 4 // Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet "Vysshaya shkola ekonomiki". - M.: NIU VSHE, 2016. - 248 s [Electronic resource]. - Access mode: http://cluster.hse.ru/doc/reyting/PeHTHHr%20HHH0Ba^0HH0ro%20pa3BHTHH%20BbmycK%204.pdf

7. Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_123444/

8. The Global Competitiveness Report 2016-2017 // World Economic Forum (Geneva, 2016.) - 400 p. [Electronic resource]. - Access mode: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivene ssReport2016-2017_FINAL.pdf

9. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.