Особенности инновационно-инвестиционного анализа деятельности IT-
компаний республики Татарстан Peculiarities of innovation and investment activity analysis of IT-companies of
the Republic of Tatarstan
Дарья Александровна Яхина Daria A. Yakhina
ассистент кафедры финансового учета Института Управления, Экономики и Финансов Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Казань,
Аннотация. В исследовании приведены основы инновационно-инвестиционного анализа продукции на примере относительных показателей. Выявлены основные проблемы в инновационной деятельности IT-компаний Республики Татарстан на основе представленных показателей инновационно-инвестиционного анализа инновационной продукции. Обнаружены основные резервы повышения качества производства инновационной деятельности.
Abstract. The study shows the basics of innovation and investment analysis products on the example of the relative indicators. The basic problems in the innovation IT-companies of the Republic of Tatarstan on the basis of the indicators of innovation and investment analysis, innovative products. Discover the main reserves of improvement of quality of production innovation.
Ключевые слова. Инновации, инвестиции, IT- продукция, инновационный анализ, инвестиционный анализ.
Key words. Innovation, investment, IT- product, innovative analysis, investment analysis.
Введение. В настоящее время инновационная направленность развития российской экономики не вызывает сомнений. Об этом свидетельствуют разработка на государственном уровне концепций инновационного развития как России в целом, так и отдельных регионов страны; рост таких показателей инновационной деятельности, как удельный вес инновационных товаров - с
4,6% в 2009 г. до 7,8% в 2016 г., увеличение затрат на технологические инновации с 114 999,7 млн. руб. в 2009 г. до 182 117,2 млн. руб. в 2016 г. (в постоянных ценах 2000 г.).
Актуальность темы анализа инновационной деятельности российской экономики подтверждается также значительным числом публикаций, посвященных этой теме.
Так, в период с 2007 по 2016 г. только в научных журналах издательского дома «Финансы и кредит» было опубликовано более 700 статей, касающихся различных вопросов инновационной деятельности. Однако лишь немногие из них затрагивали проблемы бухгалтерского учета операций, связанных с инновационной деятельностью, что не умаляет проблемы ее неудовлетворительного информационного обеспечения
Следует отметить, что о трудностях измерения инновационных процессов, особенно в части затрат на их осуществление, неоднократно говорится и в международных документах - Руководстве Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», а также в стандарте «Руководство Фраскати», посвященном методологии статистики науки и инноваций.
Финансирование инновационной деятельности компаний может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. Таким образом, целью исследования является совершенствование учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в целях повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- сформулировать показатели инновационно-инвестиционного анализа;
- выявить резервы повышения конкурентоспособности инновационной продукции;
- определить дальнейшие направления инновационно-инвестиционного анализа.
Предметом исследования являются аналитические аспекты формирования основанных на данных бухгалтерского учета сведений об эффективности
инновационно-инвестиционного деятельности 1Т-компаний Республики Татарстан.
Объектом исследования является инновационно-инвестиционная деятельность 1Т-компаний республики Татарстан.
Понятие инновационно-инвестиционного анализа
В условиях санкций и импортозамещения все чаще производители вводят новые товары на рынок отечественного производства. Наиболее ярким представителем такого рода является производство 1Т-услуг, таких как облачные технологии, онлайн-бухгалтерии и другие.
Для принятия верных управленческих решений необходимы соответствующие данные бухгалтерского учета, позволяющие проводить инновационный анализ.
Рассмотрим основные понятия. Под инновационным анализом понимается единая информационная система качественных и количественных показателей, критериев и методов, предназначенная для оценки потребности, возможности, целесообразности и эффективности внедрения и использования инноваций в деятельности хозяйствующего субъекта без угрозы его дальнейшему функционированию.
Инвестиционный анализ - это комплекс методических и практических приемов и методов разработки, обоснования и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения [3].
Методы и приемы инвестиционного анализа являются средствами для глубокого исследования явлений и процессов в инвестиционной сфере, а также формулирование на этой основе выводов и рекомендаций. Процедура и применяемые методы такого анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблем проектирования и инвестирования, выявления масштабов неопределенности по каждому из них и их реальное сопоставление по различным критериям эффективности.
Необходимо отметить, что в большинстве проектов, которые оказались убыточными, инвесторы имели возможность не производить вложения при проведении должного предварительного анализа.
В рамках исследования, рассмотрим основные особенности инновационно-инвестиционного анализа, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики инновационного, инвестиционного
и инновационно-инвестиционного анализа
Объект анализа Предмет анализа Цель анализа Информационные источники
Инновационная деятельность Инновационные процессы Оценка, диагностика и прогнозирование базовых элементов инновационной деятельности Данные бухгалтерского и статистического учета
Инвестиционная деятельность Инвестиционные процессы Оценка, диагностика и прогнозирование ресурсов, затрат и результатов инвестиционной деятельности
Инновационно-инвестиционная деятельность Инновационно-инвестиционные процессы Оценка, диагностика и прогнозирование ресурсов, затрат и результатов инновационно-инвестиционной деятельности
Таким образом, инновационно-инвестиционный анализ является результатом интеграции двух видов анализа, делая его наиболее информативным и полезным для принятия управленческих решений, что позволит повысить результаты анализа и качество принимаемых управленческих решений.
Наиболее интересным для изучения является процесс внедрения инновационно-инвестиционного анализа в компании, занимающиеся ИТ-бизнесом, т.к. данная сфера направлена на создание новых продуктов, являющихся изначально инновационными.
Внедрение инновационно-инвестиционного анализа должно реализовываться поэтапно с соответствующим развитием бухгалтерской информации. В таблице 2 приведены предлагаемые Ю.С. Сахно этапы
внедрения инновационно-инвестиционного анализа и соответствующие им ступени развития бухгалтерской информации [4]:
Таблица 2
Соотношение этапов внедрения инновационно-инвестиционного анализа и развития системы бухгалтерской информации
Этапы внедрения инновационно-инвестиционного анализа Необходимая дополнительная бухгалтерская информация
Интеграция инновационного и инвестиционного анализа, как отражение интеграции соответствующих видов деятельности Сведения об объемах выпуска и реализации продукт-инноваций и принципиально новых продуктов
Выполнение процедур частичной интеграции инновационно -инвестиционного анализа с маркетинговым и конкурентным анализом Сведения о маржинальной выручке, скорости реализации продукции, сравнение продукции с конкурентами
Развитие процессов все более полной интеграции локальных видов управленческого анализа Внедрение анализа в разрезе инновационных и принципиально новых продуктов в имеющиеся виды управленческого анализа
Система показателей инновационно-инвестиционного анализа
В систему инновационно-инвестиционного анализа входит комплекс показателей, характеризующих инновационную активность предприятия. Так, Ю.С.Сахно предлагается к таким показателям относить следующие показатели.
Показатель научно-технического уровня освоенных продукт-инноваций (ТУпт), рассчитываемые по следующей формуле [2]:
ТУпт = ЧИптН/ ЧИптО, (1)
где: ЧИптН, ЧИптО - соответственно количество новых (т.е. без модернизированных и модифицированных) и общее количество продукт-инноваций.
Показатель ТУпт характеризует удельный вес принципиально новых инновационных продуктов в объеме продукции, относимой к инновационной в соответствии с действующими методиками. Необходим отметить, что действующие требования к учетной практике инноваций, по нашему мнению, завышают общую величину продукт-инноваций за счет включения в инновационную продукцию усовершенствованных изделий, что и порождает необходимость корректирующих расчетов в процессе проведения анализа.
Инновационная активность предприятия может быть измерена по доле общего объема инновационной продукции, т.е. новой, модернизированной и модифицированной (ИАП, %) и/или доле только новой продукции во всей продукции (ИАПН, %). Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:
ИАП=100 ИПО/ПО, (2) ИАПН =100 ИПН/ПО, (3) где: ПО - общий объем выпуска всей продукции; ИПО - общий объем выпуска инновационной продукции; ИПН - объем производства новой инновационной продукции (без модернизированной и модифицированной).
Показатель доли только новой продукции во всей продукции предприятия, по нашему мнению, является более точной характеристикой инновационной активности предприятия, так как его рост корреспондируется с улучшением конкурентных позиций предприятия в отрасли.
Для оценки конкурентных преимуществ инновационной продукции необходимо рассчитать комплекс показателей конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности инновационной продукции (УК^ баллы) предлагается исчислять по следующей формуле:
УКип = I ДiБi , (4) где: Дi - доля инновационной продукции 1-го уровня конкурентоспособности в общем объеме отгруженной инновационной продукции;
Бi - оценка 1-го уровня конкурентоспособности.
За уровни конкурентоспособности принимаются: 1-й уровень -региональный рынок; 2-й уровень - общероссийский рынок; 3-й уровень -рынки стран ближнего зарубежья; 4-й уровень - рынки стран дальнего зарубежья; 5-й уровень - рынки промышленно развитых и новых индустриальных стран. Балльная оценка каждого вышеперечисленного уровня конкурентоспособности в зависимости от рынка оценивается соответственно 1 , 2, 3, 5 и 7 баллами.
Показатель технологической зависимости (ПТЗ, %) рассчитывается по следующей формуле:
ПТЗ = 100 ЧИЛпс,пт/ЧИОпс.пт , (5) где: ЧИЛпс,пт- число процесс-/продукт-инноваций, использованных (освоенных) по лицензионным соглашениям.
ПТЗ характеризует конкурентные возможности использования того или иного вида стратегии: либо высоко конкурентную стратегию создания собственных инноваций, либо низко конкурентную стратегию заимствования инноваций со стороны. Высокое значение показателя технологической зависимости свидетельствует об ограниченных возможностях выхода инновационной продукции на рынки зарубежных стран.
Этот показатель может быть использован и для определения уровня технологической (инновационной) безопасности.
Показатель полноты правовой защищенности продукт-инноваций, (ППЗ, %) исчисляется по формуле:
ППЗ = 100 ЧИптППЗ/ЧИОпт, (6) Где: ЧИптППЗ - число продукт-инноваций, защищенных двумя и более охранными документами (патентом на изобретение или на промышленный образец, свидетельством на полезную модель или на товарный знак).
ППЗ отражает меру надежности защиты коммерческих интересов фирмы и обеспечивает эффективность реализации инновационной продукции.
Группа показателей инвестиционного анализа призвана охарактеризовать финансовые возможности предприятия по мобилизации и использованию имеющихся резервов активизации инновационной деятельности. Кроме того, соответствующие аналитические показатели должны помочь оценить уровни автономии предприятия и инвестиционной поддержки его инновационной деятельности федеральными и местными бюджетами.
Инновационно-инвестиционный анализ деятельности 1Т-компаний
РТ
Для наглядности результаты инновационно-инвестиционного анализа наиболее крупных 1Т -компаний Республики Татарстан приведем в таблице 2.
Таблица 2
Инновационно-инвестиционный анализ показателей фирм 1Т -компаний РТ
N Наименование показателя Компания 1 Компания 2 Компания 3
1 Число освоенных инноваций от общего числа внесенных предложений о внедрении инноваций 0,923 0,875 0,784
2 Инновационная активность (расчет по формуле 3), % 82,3 71,2 60,0
3 Уровень конкурентоспособности инновации 0,65 0,512 0,423
4 Показатель технологической независимости инноваций от патентов сторонних организаций, % 47,0 12,0 6,2
5 Показатель полноты правовой защищенности инноваций, % 77,5 67,2 20,0
Для анализа были выбраны наиболее крупные 1Т -компании Республики Татарстан.
Ввиду открытости рынка 1Т услуг, на котором свойства нового продукта сразу же становятся известны всем участникам рынка, внедрение инноваций в данных фирмах происходит на основе сравнительного анализа с конкурентами и перечня внедренных либо еще не освоенных инноваций.
На основе данных, приведенных в таблице 2, видно, что компании, представленные в выборке, занимаются инновационной деятельностью
(показатель 1) с высоким уровнем инновационной активности (показатель 2). При этом их продукция имеет высокий уровень конкурентоспособности, о чем говорит показатель 3, за исключением компании 3. Значение этого показателя говорит, что данной компании необходимо обратить внимание на свою продуктовую политику. На данном этапе развития инновационная продукция компании 3 имеет не достаточно высокий уровень для продолжения ее выпуска. Однако, может возникнуть такая ситуация, что это относится не ко всем видам инновационной продукции данной компании. Для выявления продукт-инноваций более не пригодных для выпуска на рынке Республики Татарстан необходим более детальный анализ структуры инновационной продукции компании 3. Однако, показатель технологической зависимости говорит, что именно компания 3 большую часть своей инновационной продукции производит по собственной технологии, а не по заимствованной у других компаний так в их число входят компании 1 и 2.
На основе полученных данных при расчете показателя полноты правовой защищенности инноваций компаний видно, что компания 1 имеет наиболее высокий уровень правовой защищенности инновационной продукции. Так 77,5% инновационной продукции компании 1 защищено 2 и более охранными документами, для компании 2 этот показатель на уровне 67,2%, для компании 3 - 20,0% соответственно.
В ходе проведенного инновационно-инвестиционного анализа были выявлены следующие резервы:
- Компании 1 необходимо обратить на уровень полноты правовой защищенности инноваций, в части доведения данного показателя до максимально возможно уровня. Несмотря на то, что данная компания является лидером на рынке ^-услуг Республики Татарстан. Выявленный резерв поможет обезопасить разработки компании от претензий других конкурентов.
- Компании 2 необходимо выбрать стратегию укрепления позиций для улучшения своих показателей с использованием инновационно-инвестиционного анализа.
- Компании 3 необходимо пересмотреть структуру инновационной деятельности в части ассортимента инновационных продуктов для повышения уровня конкурентоспособности компании на рынке республики. Также следует пересмотреть рынки сбыта производимой инновационной продукции для выхода на новые рынки сбыта.
Заключение
С целью реализации инноваций важно проработать вопрос соответствующего обеспечения бухгалтерской информацией, необходимого для инновационно-инвестиционного анализа, сделав упор на систему управленческого учета, в которой формируется информация по инновационному развитию организации. Именно это направление на сегодняшний день больше всего нуждается в развитии и совершенствовании.
Привлечение инвестиций является при этом ключевым звеном, а выбор объекта инвестирования основывается, как правило, на информации, содержащейся в финансовой отчетности, формируемой учетной системой.
В случае отсутствия качественной информации снижается эффективность решений, принимаемых пользователями отчетности.
Инвесторам недостаточно информации, представляемой компаниями в рамках регламентированной финансовой отчетности, что обусловливает необходимость раскрытия инновационными, в т.ч. ГГ-компаниями, дополнительной отчетности. В то же время дефицит подобной информации приводит к недофинансированию инновационных проектов.
В ходе исследования были выявлены основные характеристики инновационно-инвестиционного анализа, представлены относительные показатели, необходимые для проведения данного анализа. Так же проведен анализ итогов инновационно-инвестиционной деятельности наиболее крупных ГГ-компаний республики Татарстан, даны основные выводы и рекомендации для повышения эффективности деятельности выбранных компаний.
Библиографический список
1. Котова Т.В., Черкасова Г.Г. Инновационный анализ: особенности формирования информационной базы \ Вестник АГТУ. Сер. Экономика № 2, -2010 г. - 233-236 с.
2. Соколов А.Ю. Моделирование и разработка эффективной интегрированной системы исчисления затрат и результатов в рамках управленческого учета / А.Ю. Соколов // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 5, с. 185-193
3. Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. — М: Финансы и статистика, 2003.
4. Сахно Ю.С. Интегрированный управленческий анализ инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: автореферат дис. Канд. Экон. наук , Екатеринбург - 2010