8. Попова Г. А. Влияние курения на физическое развитие, состояние вегетативной и сердечно-сосудистой систем у юношей: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 03.00.13/ Попова Галина Александровна. - Нижний Новгород. 2009. - 23 с.
9. Сафонова О. В. Психологическая оптимизация программ снижения зависимости от табакокурения: автореф. дис. ... канд. психлог. наук: 14.03.11,19.00.04/ Сафонова Ольга Валерьевна. Москва. 126 с.
10. Закон ПМР №25-З-У 23.12.2014 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» http://president.gospmr.ru/ru/news/zakon-pmr-no-25-z-v-ob-ohrane-zdorovva-grazhdan-ot-vozdevstviva-okruzhavushchego-tabachnogo (Дата обращения 05.03.2018)
DOI: 10.25742/NRIPH.2019.01.007 Большакова П. Н.1, Черкасов С. Н.1 ОСОБЕННОСТИ ИНИЦИАЦИИ ТАБАКОКУРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко», Москва, Россия
Bolshakova P.N.1, Cherkasov S.N.1 FEATURES OF THE INITIATION SMOKING ADOLESCENTS
National Research Institute for Public Health, Russia, Moscow
Контактная информация:
Большакова Полина Николаевна - к.м.н., соискатель ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия E-mail: [email protected];
Черкасов Сергей Николаевич - д.м.н., заведующий отделом исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», е-mail: [email protected].
Резюме. Проблема профилактики курения у школьников представляется чрезвычайно актуальной. В исследовании приняли участие 188 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Методом анкетирования была изучена распространенность факторов риска образа жизни школьников. Именно в подростковом возрасте закладываются предпосылки для формирования зависимости от курения табака, что в последующем оказывает негативное влияние на здоровье.
Ключевые слова: подростки, здоровье, факторы риска, курение, школа.
Abstract: The behavioral risk factors for the schoolchildren lifestyle and their rate were studied by the method of questioning. The study involved 188 teenagers aged from 13 to 17. The problem of preventive maintenance of schoolboys smoking appears to be extremely actual. At the teenage age preconditions for formation of dependence on tobacco smoking are put that makes a negative impact on health in future.
Keywords: teenagers, health, risk factors, smoking, school
В настоящее время масштабы распространённости табакокурения (ТК) и его медико-социальные последствия требуют изучения особенностей инициации ТК для поиска стратегии предупреждающих действий. Многочисленные эпидемиологические, клинические и статистические исследования убедительно обосновали воздействие табака на здоровье человека, поэтому ВОЗ в 2003 году приняла «Рамочную конвенцию по борьбе против табака», которая в 2008 году была ратифицирована в России [9]. Антитабачная политика, которую проводят многие страны, в том числе и Приднестровье с 2014 года, направлена на уменьшение заболеваемости и смертности от болезней, обусловленных курением [4,6]. Являясь предотвратимым фактором, отказ от курения способен снизить риск заболеваемости и смертности, особенно, если бросить курить в молодом возрасте [3].
Целью настоящего исследования стало изучение особенностей инициации ТК у подростков общеобразовательной средней школы.
Материал и методы исследования. На базе МОУ ТСШ № 11 г. Тирасполь было проведено одномоментное когортное проспективное исследование. Объектом исследования явились курящие и некурящие ученики в возрасте 13-17 лет. В соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации (2013) исследование проводилось после получения, добровольного информированного согласия подростков и их родителей. Несмотря на разрешение родителей учащиеся могли отказаться от опроса. Родители и ученики были информированы о том, что собранные данные останутся анонимными и ответы не могут быть
переданы родителям или учителям. Вначале опроса проведено объяснение процедуры заполнения вопросника, учащиеся могли задавать уточняющие вопросы на протяжении всего опроса.
Использованы библиографический, социологический,
экспериментальный методы. Проведено анонимное анкетирование 188 учащихся - 82 юношей (43,6%) и 106 девушек (56,4%), мониторинг уровня СО в выдыхаемом воздухе с помощью газоанализатора PiCOSimple Smokerlyzer с возможностью определения карбоксигемоглобина в крови (COHb, ppm). Референсные значения: у некурящих содержание угарного газа в крови, связанное с качеством окружающего воздуха составляет менее 1% - 0-3 COppm; у малокурящих, пассивных курильщиков или дышащих «плохим» воздухом - 4-6 COppm; у регулярных курильщиков 7-20 COppm и более; максимально допустимая концентрация - 30 COppm. Для статистической обработки полученных результатов использовались традиционные методы параметрической статистики.
Результаты исследования. Согласно текущим оценкам, курильщиками являются 22% от общей численности взрослого населения планеты (в возрасте 15 лет и старше), в том числе 36% мужчин и 8% женщин. По итогам «Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (Global adult tobacco survey, GATS)» в России дома и на работе курит 39,1% жителей и примерно 80% являются пассивными курильщиками (GATS) [4,9]. Многоиндикаторное кластерное исследование, проведенное в Молдове в 2012 году, показало, что на протяжении последнего месяца курили 8% женщин и 48% мужчин 19-49 лет [14].
Ключевой проблемой для сокращения потребления табака населением является увеличение возраста начала употребления табака, так как раннее начало употребления психоактивных веществ является мощным предиктором табачной зависимости, приводит к её усилению и снижает способность бросить курить [13]. Школьный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и умственного роста, в котором прочно усваиваются знания и умения, привычки и навыки, в том числе и вредные. ТК подростков трансформирует нравственное, физическое и психическое здоровье, а признаки никотиновой зависимости (НЗ) появляются сразу же после первых недель потребления табака молодыми людьми [12]. Поэтому более эффективным направлением национальной политики представляются не столько ограничительные мероприятия, мотивация и содействие курильщикам в отказе от ТК, сколько профилактика инициации курения и повышение возраста первого употребления табака в молодёжной среде [13].
На имеющиеся сложности при организации исследований масштабов и распространённости ТК и его профилактики среди молодёжи на государственном уровне указала Т. А. Голикова [3]. Поиск факторов риска ТК среди несовершеннолетних, их взаимосвязь с образом жизни подростков, влияние ближайшего окружения важен для создания результативных профилактических программ с доказанной эффективностью [11]. Таргетной группой психопрофилактических мероприятий должны стать пока еще здоровые дети, которые находятся в зоне «риска» возникновения отклонений психики, а не подростки, обратившиеся за помощью к психиатру-наркологу. Западный опыт в наших реалиях зачастую сложно применить ввиду слабо развитой социальной инфраструктуры и низких компетенций в сфере наркологии у специалистов различных направлений [1,10]. В настоящее время большинство имеющихся программ не адаптированы к существующим реалиям и не подкреплены кадровыми и финансовыми ресурсами.
По данным нашего мониторинга среди девушек 7 класса не выявлено курящих, а распространённость ТК среди юношей составила 8,3%, средний уровень монооксида углерода - 2±0,53 ppm. Распространённость ТК в группе учеников 10 класса составила 12% у мальчиков и 6,5% у девушек, показатели средних уровней СО -4,92±1,16 ppm и 3,7±1,25 ppm соответственно. У респондентов 11 класса распространённость ТК у мальчиков выросла до 14,2% и 6,8% у девушек, тогда как уровень СО - до 6,73±1,41 и 4,76±2,04 ppm соответственно. Мальчики старших классов статистически значимо (р<0,05) отличались большей заинтересованностью в курении. Однако различия концентрации СО в выдыхаемом воздухе в гендерном аспекте были статистически незначимы. (табл.1).
Наше исследование показало, что возраст инициации ТК имел достоверные гендерные различия (р<0,05), юноши пробовали первую сигарету на 3 года раньше девушек. В Европе средний возраст инициации ТК составил 11-13 лет и большинство респондентов первый опыт курения приобрели в 9,3±2,7 лет [13].
Значительное влияние на сознание школьника оказывает окружение [11]. В ходе анализа результатов проведенного анкетирования показано, что большинство родителей - 64 % не курят, у 20% опрошенных курят оба родителя, у 12% - только отец. Поэтому у 32% респондентов возрастает вероятность перехода из категории пассивного курильщика в категорию активного. Курение замедляет физическое и психическое развитие подростков, негативно влияет на их успеваемость [8]. Курение родителей, обрекающее детей на
пассивное курение, является фактором риска более высоких значений АД, формированию заболеваний дыхательных путей [4,7].
Таблица 1
Гендерные и возрастные особенности инициации и распространённости ТК и уровень СО в выдыхаемом воздухе у
7 класс 10 класс 11 класс
n= =78 n= 56 n= 54
Пол Муж Жен Муж Жен Муж Жен
n=36 n=42 n=25 n=31 n=21 n=33
Показатели СО, 2±0,5 1,9±0, 4,92±1, 3,7±1,2 6,73±1, 4,76±2,
PPm 3 41 16 5 41 04
Возраст 11 ±2, - 11,6±2, 15,2±2, 11,2±2, 14,9±2,
инициации ТК, 1 21 16 4 8
лет
Распространённ 8,3 - 12 6,5 14,2 6,8
ость ТК, %
Таким образом, инициация ТК имеет гендерные и возрастные особенности и несмотря на то, что большинство подростков не курят, однако 32% состоит в группе риска вследствие курящего окружения и лояльности общественного мнения. Поэтому необходима системная профилактическая работа, направленная на мотивацию здорового образа жизни подростка и, наряду с обучением письму и чтению, привитие навыков противостояния употреблению психоактивных веществ с использованием современных эффективных технологий.
Литература
1. Вопросы здравоохранения: Табак // Официальный сайт ВОЗ, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/topics/tobacco/ru/ (Дата обращения: 18.09.2018).
2. Гакова Е.И., Акимова Е.В., Кузнецов В.А. Некоторые эпидемиологические аспекты курения школьников (восемнадцатилетняя динамика) — одного из факторов риска артериальной гипертензии. Артериальная гипертензия. 2016;22(6):584-593. doi: 10.18705/1607-419X-2016-22-6-584-593
3. Голикова Т.А. Актуальные вопросы развития наркологической службы в Российской Федерации. /Т.А. Голикова //Доклад. Научно-практическая конференция «Наркология 2010», посвященная 25-летию ННЦ наркологии URL: http://modernizacia.blospot.com. (Дата обращения: 18.09.2018).
4. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака: Российская Федерация, 2009. Страновой отчет. - М., 2010. - 171с. - С. 8-11.
5. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2011г.: Предупреждение об опасностях, связанных с табаком. - Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2013. - 152 с.
6. Закон ПМР №25-3-V 23.12.2014 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» http://president.gospmr.ru/ru/news/zakon-pmr-no-25-z-v-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-ot-vozdeystviya-okruzhayushchego-tabachnogo (Дата обращения: 18.09.2018).
7. Никитина О. В. Роль активного и пассивного табакокурения в формировании заболеваний органов дыхания у детей и подростков: автореф. дис...к.м.н., Оренбург 2008. - 16 с.
8. Павлова М. К., Хайретдинова Т. Б. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему детей и подростков. Педиатрия. 2011. -№5 (90). -С.148-153.
9. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Доступно по: http://www. who.int/fctc/text_download/ru. (Дата обращения: 18.09.2018).
10. Шурыгина Т. Е. Организация профилактической работы среди подростков в условиях наркологического диспансера: дисс. ... к.м.н. Москва, 2011. - 232 с.
11. Jones TM, Epstein M, Hill KG, Bailey JA, Hawkins JD. General and Specific Predictors of Comorbid Substance Use and Internalizing Problems from Adolescence to Age 33. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30535622 (Дата обращения: 18.09.2018).
12. Pina JA, Namba MD, Leyrer-Jackson JM, Cabrera-Brown G, Gipson CD. Social Influences on Nicotine-Related Behaviors. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30193701 (Дата обращения: 18.09.2018).
13. Stéphanie Vieira, Fabrice Chéruel, Hélène Sancho-Garnier Rationale, design and conduct of a school-based anti-smoking intervention: the "PEPITES" cluster randomized trial. BMC Public Health. 2018; 18: 942. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6069720/ (Дата обращения: 18.09.2018).
14. UNICEF. Monitoring the situation of children and women. Multiple indicator cluster survey republic of Moldova, 2012; 30 p.