В.Д. Секерин
Особенности информационного обеспечения современного образовательного процесса
Обсуждается тезис важности информационной составляющей как носителя нематериальных активов в постиндустриальной экономике. Показана существенность ограничений в реализации технологических процессов из-за недостатка достоверности, объективности и своевременности актуализации знаний специалистов. В качестве рекомендаций по обеспечению соответствия актуальности учебной программы уровню технологического развития на производстве при ограничениях, определяемых требованиями образовательного стандарта к системе «учитель — ученик», предложена схема формирования творческого мышления ученика как ноосферной технологии в организации обратной связи «ученик-учитель».
Ключевые слова: информационная составляющая нематериальных активов, постиндустриальная экономика, технологические процессы, знания специалистов, учебная программа, образовательный стандарт, творческое мышление, ноосферная технология.
features of informative providing in the modern educational process
The thesis of importance of informative constituent Comes into question as non-material assets in a postindustrial economy. Importance of limitations is shown in realization of technological processes to want of authenticity, objectivity and timeliness of actualization of knowledge of specialists. As recommendations on providing of accordance of actuality of on-line tutorial to the level of technological development on a production at the limitations determined by the system requirements of educational standard "From a teacher to a student", the chart of forming of the creative thinking of student is offered as nooswear technologies are in organization of feed-back "From a student to a teacher ".
Keywords: information content of intangible assets, post-industrial economy, technological processes, knowledge experts, curriculum, education standard, creative thinking, noospheric technology.
мировых рынках. Это сопровождается ужесточением форм конкурентной борьбы, а утрата конкурентных позиций становится более опасной, так как современная макроэкономическая динамика оставляет мало шансов для их возврата. Особенно остро проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики стоит перед Россией, значительно потерявшей свои преимущества.
Реализация идеи обретения российскими участниками рынка доминирующего статуса во многом зависит от темпов формирования их профессионализма. При этом важной особенностью современного бизнеса является существенное повышение роли информационных технологий.
Постиндустриальная экономика основана исключительно на информационной составляющей — нематериальных активах: знаниях, фундаментальной и прикладной науке, воплощённых в производственных процессах. Значимость
Введение
В условиях растущей интенсивности процесса глобализации мировой экономики парадоксальным образом возрастает напряжение на
Сведения об авторе Владимир Дмитриевич Секерин, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», г. Москва Тел.: +7 (495) 683 99 80 Е-mail: [email protected] Vladimir D. Sekerin, Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State University of Mechanical Engineering, Moscow, Russia Tel.: +7 (495) 683 99 80 Е-mail: [email protected]
этой составляющей формирует не столько количество информационных сведений, сколько их достоверность, объективность, своевременность, систематизированность [2, 3, 4, 8, 10].
В этой связи принципиально меняются задачи образования:
На уровне начальной и средней школы повышаются требования к формированию творческого мышления ученика. Сегодня от ученика общеобразовательной школы требуется уметь высказывать своё мнение по поводу изучаемого материала. Если ученик во всем согласится с учителем, он не станет творческой личностью [6].
На уровне профессионального образования необходимо расширение системы семинарских занятий с обсуждением особенностей практических аспектов в понимании излагаемого предмета и возможностей развития его теоретических положений. Такая форма является весьма эффективной вследствие активизации обратной связи ученик-учитель. Студенты, привыкшие со школы к самостоятельному мышлению, могут предлагать преподавателю (опытному специалисту) прокомментировать конкретные практические примеры. Продумывая возможности таких комментариев, преподаватель сам повышает свою квалификацию.
Ограничением в реализации таких взаимодействий может явиться несовершенство системы «учитель — администрация». Руководство образовательного учреждения обязано следить за соответствием учебной программы образовательному стандарту, но практические ситуации на рынке меняются более динамично, чем нормативные документы, определяющие требования к проведению учебных занятий.
Компромиссным решением такого противоречия может явиться формирование информационной среды самого образования как подсистемы в системе социально-экономического взаимодействия работодателей, администрации, учителей и учеников. В современных условиях основным фактором, определяющим успех и эффективность образовательного процесса, становится уровень духовности такого взаимодействия.
Формирование благоприятной образовательной информационной среды предполагает не только создание мощной информационной базы данных, но эффективных каналов коммуникаций. Являясь важной составляющей инфраструктуры сферы образования, информационная среда способствует принятию своевременных и эффективных управленческих решений и осуществлению контроля за их реализацией, что повышает эффективность использования ограниченных ресурсов в экономике. Всё это объясняет возросший научный интерес к данному вопросу.
Механизмы формирования знаний как нематериальных активов в постиндустриальной экономике
Основная функция информации на базе коммуникационных технологий маркетинга инновационных продуктов и технологий заключается в поддержании как прямой, так и обратной связи с рынком, потребителем с помощью инструментов РЯ, рекламы, БТЬ, стимулировании сбыта, активизации направленного воздействия на потребителей; информирования об образовательном учреждении, его хозяйственной деятельности, новых продуктах и услугах, принципах ведения бизнеса, финансово-экономических показателях. Вся эта информация формирует определённый имидж (образ) образовательного учреждения как субъекта экономики в глазах потребителей и общественности. В любом учреждении образования циркулирует такой массив информации, что вопрос её классификации становится ключевым.
На формирование информационной среды образовательного процесса значительное влияние оказывает взаимодействие между основными субъектами экономики. Совершенствование условий информационного взаимодействия работодателей с учреждениями профессионального образования является важным фактором повышения эффективности управления хозяйственным комплексом страны. Одним из направлений совершенствования является формирование и реализация механизма социального партнёрства [5, 9].
В современных условиях во всех развитых странах действуют системы социального рыночного хозяйства, то есть в экономике определённым образом сочетаются конкуренция, экономическая свобода предпринимателей и активная роль государства в перераспределении доходов в пользу социальной сферы. И хотя степень вмешательства государства в экономику различна, эти страны имеют системы социального обеспечения, программы помощи безработным, в том числе их переподготовки и т.п.
Реализация принципа социального партнёрства является одним из важнейших аспектов организации социального рыночного хозяйства, оказывающим существенное влияние на формирование информационной среды экономики.
Выделяют следующие условия устойчивости общественного строя:
— уровень жизни большинства населения;
— степень дифференциации доходов;
— психологические предпосылки и культурные традиции устойчивости государства.
Участников экономики можно разделить на три группы: бизнес, власть и население.
Власть представляют ключевые органы федеральной и региональной государственной власти, а также муниципальные администрации; бизнес — руководители ассоциаций предприни-
мателей, отраслевых союзов предпринимателей, торгово-промышленной палаты, предприятий; население — наиболее авторитетные люди, члены общественных палат, руководители общественных организаций и т.п.
Каждый из указанных участников осуществляет хозяйственную деятельность ради достижения собственных интересов, причём зачастую интересы указанных групп прямо противоположные. Тем не менее, существуют общие интересы партнёров:
1) благосостояние населения и высокий уровень жизни;
2) стабильность (политическая, экономическая, социальная, экологическая, безопасность личности);
3) здоровье населения;
4) инвестиционная привлекательность;
5) защищённость от внутренних и внешних посягательств;
6) создание рабочих мест;
7) развитая инфраструктура.
Принцип социального партнёрства применим к процессу формирования информационной среды как экономики в целом, так и системы образования в частности. В данной работе будем полагать, что в понятие социального партнёрства включаются идеология, а также формы и методы согласования интересов партнёров (прежде всего, государства, работодателей, профсоюзов и наёмных работников, образовательных учреждений) для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики определяются характером взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму.
В этом случае в число социальных партнёров должны входить образовательные учреждения. Все участники социального партнёрства в ходе согласования своих интересов и выработки общего решения по актуальной проблеме смогут приобрести существенные выгоды:
— у представителей деловых кругов появится возможность получить подготовленных специалистов с учётом специфики конкретных производственных процессов, а также соответствующих запланированным направлениям развития их бизнеса;
— у образовательных учреждений — совершенствование учебно-материальной базы, получение заказов на подготовку специалистов, востребованных рынком труда;
— у населения (работников) — гарантированное трудоустройство;
— у власти — подготовка специалистов для работы в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также решение проблемы безработицы посредством рационализации занятости.
Информационные взаимодействия элементов системы максимальны, если каждый из них
имеет одинаковую мощность (и как передатчик, и как приёмник) [1, 7].
На практике такое гармоничное взаимодействие представляет собой:
1) Предоставление грантов предприятиями образовательным учреждениям на проведение исследований, разработку новых (ноосферных) технологий самоорганизации и саморазвития личностно-профессиональных качеств будущих специалистов и т.д. в сферах деятельности данных предприятий, что, в свою очередь, финансово стимулирует к проведению дальнейших научных изысканий и снижает финансовую нагрузку государства.
2) Создание единых и новых государственных стандартов, условий присвоения учёных степеней, разработки лекционных программ с участием деятелей науки, представителей отрасли.
3) Непосредственное участие представителей отраслей в формировании программ подготовки «узких» специалистов с предоставлением необходимых практических умений и навыков для минимизации срока адаптации на профильных предприятиях.
4) Содействие предприятий в формировании и организации специальных общеобразовательных программ как базиса для дальнейшего профессионального роста специалиста.
Результатом такого взаимодействия для работодателей может стать:
— высокая личностно-профессиональная эффективность кадров;
— снижение затрат на «переподготовку» и дополнительное обучение кадров;
— достижение динамического баланса между спросом на квалифицированные кадры и предложением со стороны системы профессионального образования;
— уменьшение затрат на воспроизводство персонала в связи с уменьшением текучести кадров;
— плановое заполнение рабочих мест и эффективное использование оборудования;
Для образовательных учреждений такое взаимодействие может привести к расширению материально-технической базы и увеличению привлекательности образовательных учреждений в связи с улучшением качества подготовки специалистов, повышением их востребованности в развивающихся областях хозяйства.
Для государства эффект от такого взаимодействия может выражаться в:
— увеличении числа выпускников с высоким уровнем интегрированности личности и работающих по специальности;
— обоснованности отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров;
— повышении конкурентоспособности экономики и доходов в бюджет через рост налоговых отчислений предприятий за счёт быстрого вхождения выпускников в экономическую
деятельность и внедрения новых наукоёмких, природосообразных (ноосферных) методов.
Система информационного взаимодействия работодателей с учреждениями профессионального образования является ещё недостаточно изученной. Однако уже сегодня можно определить, что упрочнение положения России на мировом рынке невозможно без кардинального изменения технологического уклада. Следовательно, требуется кардинальное изменение методологии подготовки специалистов. При этом с целью устранения дисбаланса в уровне образования и уровне занятости требуется уход от тенденций невостребованности интеллектуального потенциала молодых специалистов на рынке труда. Особое внимание стоит уделить трём основным взаимодействующим субъектам: государству, предприятиям и специалистам.
Выводы
Проблема накопления знания сегодня может рассматриваться как государственная. Наличие высокообразованных специалистов является важным фактором жизнедеятельности экономических субъектов. В нашем понимании знания — это информация, целостно воспринятая всеми органами чувств, а также структурированная по важности с точки зрения её приёмника [6]. Если принять, что важность информации определяется целью её получения, то в качестве главной проблемы воспитания специалис-
та, и далее, создания информационной среды, можно выделить формирование единства целей всех названных субъектов отношений на основе целостного понимания картины мира, социума, общественного и личностного развития. В связи с этим закономерно поднимается вопрос целесообразности и безотлагательности широкого введения в учебный процесс принципов ноосферного образования [3].
Формирование полного потенциала учащихся должно определить их жизненные позиции на физическом, личностном, межличностном, социальном, мировоззренческом, бытийном уровнях. Важным условием такого формирования является раскрытие духовных потенций целостного мышления преподавателя. Модель взаимодействия в системе «Учитель — Ученик» раскрывает явление положительной обратной связи: личностно-духовный рост учителя определяет личностно-духовный рост ученика и наоборот. Важным условием обеспечения такого взаимного личностно-духовного роста является соответствие темпов личностно-духовного роста администрации и учителя.
Без выполнения названных условий невозможно формирование гармоничного психологического климата в образовательном учреждении. В конечном итоге невозможно перейти к информационному технологическому укладу без высокообразованных специалистов, обладающих глубокими знаниями и имеющих государственный уровень мышления.
Литература
1. Веселовский, М.Я. Формирование интерактивной модели трансфера технологий как фактор повышения инновационной активности компаний / М.Я. Веселовский, М.А. Измайлова, С.У. Нуралиев//Вопросы региональной экономики. — 2015. — № 3. — С. 9—20.
2. Куликова Н.Г. Современное образование: философия кризиса. — Кемерово: Практика, 2014. - 112 с.
3. Маслова Н.Н. Ноосферное образование. — Симферополь: Доля, 20012. — 289 с.
4. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Интеллектуализация факторов производства как основа инновационного развития промышленных предприятий // Управление инновациями — 2012: Материалы международной научно-практической конференции 19—21 ноября 2012 г. / Под ред. Р.М. Нижегородцева. — М.: ЛЕНАНД, 2012. — 240 с. — С. 127—131.
5. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Совершенствование управления региональной системой профессионального образования как фактор устойчивого экономического роста // Экономика и социум: современные модели развития. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 / отв. ред. Конюховский А.А. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012. — 282 с. — С. 244—251.
6. Юркевич Е.В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании М.: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2008. — 68 с.
7. Юркевич Е.В., Секерин В.Д. Логистика образования — наука об управлении передачей знаний // Информатизация науки и образования № 4, 2011.
8. Dudin M.N., Lyasnikov N. V., Sekerin V.D., Gorohova А.Е. Historical aspects of global transformation of engineering thought in industry and agriculture in the context of changing the technological modes // American-Eurasian Journal of Sustainable Agriculture. — 2014. — Vol. 8, № 6. — P. 17—22.
9. Parfenova M.J, Babishin V.D., Yurkevich E.V., Sekerin V.D., Dudin M.N. Methodology Making Management Decisions Based on a Modified Ramsey Model // Asian Social Science; Vol. 10, No. 17; 2014.
10. Sekerin V.D., Avramenko S.A., Veselovsky M.Y., Aleksakhina V.G. B2G Market: The Essence and Statistical Analysis. World Applied Sciences Journal. — 2014. — Vol. 31. — No. 6. — P. 1104—1108.