Научная статья на тему 'Особенности информации об учебных заведениях России XVIII в'

Особенности информации об учебных заведениях России XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеботарев Анатолий Михайлович

Становление образовательной системы в России, начиная с петровского времени, активно было продолжено преемниками Петра I и Екатериной II. Многие из учебных заведений осуществляли информационную деятельность, в частности Сухопутный шляхетный кадетский корпус, Академия художеств и Воспитательное общество благородных девиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности информации об учебных заведениях России XVIII в»

112

ВЛАСТЬ

07’2008

Анатолий ЧЕБОТАРЕВ

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ XVIII ВЕКА

Становление образовательной системы в России, начиная с петровского времени, активно было продолжено преемниками Петра I и Екатериной II. Многие из учебных заведений осуществляли информационную деятельность, в частности Сухопутный шляхетный кадетский корпус, Академия художеств и Воспитательное общество благородных девиц.

Одним из первых закрытых учебных военных заведений для юношей в России был организованный в 1731 в Санкт-Петербурге «Корпус кадет», позднее переименованный в «Сухопутный шляхетный кадетский корпус». Информация о том, как учатся кадеты, каковы их успехи, находила отражение в столичной газете — «Санкт-Петербургские ведомости». Количество сообщений и объявлений о деятельности Сухопутного шляхетного кадетского корпуса по годам была различной: в среднем со дня образования корпуса до 1760 г. количество сообщений и объявлений составило 397; в период деятельности типографии с 1760 по 1765 г. в среднем выходило до 481 сообщения в год. Всего сообщений и объявлений за период образования (1731) до 1765 г. было 1481. Из них 862 были напечатаны повторно.

О содержании и количестве объявлений в 70-е гг. в качестве примера можно привести данные за 1774 г. В этот год в газете объявления и сообщения о Сухопутном корпусе публиковались 74 раза. Это три объявления: о найме рабочей силы, приглашении компаньонов, об отъезжающих, а основная масса сообщений и объявлений — 74 — касалась в основном хозяйственного обеспечения покупкой продуктов. Вместе с тем в газете продолжали публиковаться сведения о приеме в корпус новых учеников, о награждениях отличившихся в учебе. В качестве наград были золотые и серебряные медали. О деятельности корпуса писала не только столичная газета, но и московская. «Московские ведомости» в 1775 г. публикует «Письмо о кормлении в Сухопутном корпусе нищих и о раздавании господам кадетам награждений, которое в разсуждении заключающихся в нем материй, достойно сведения публики».

В 80-е гг. сообщения о деятельности корпуса состояли в основном, из списков закончивших обучение, известии о новом приеме и награждениях. Тиражи этих сообщений постоянно увеличивались. Так, объявление о приеме в 1790 г. было отпечатано в количестве 2182 экз.

Учащиеся этой «рыцарской академии» получали образование, которое способствовало в дальнейшем делать им крупную военную и штатскую карьеру. В Сухопутном шляхетском кадетском корпусе учился выдающийся поэт и писатель XVIII в. А. П. Сумароков. Выпускниками корпуса были известные военные деятели П. А. Румянцев, кн. А. М. Голицын, гр. П. И. Панин. Среди «кадетов» были любители поэзии и театра.

Особенностью информации Сухопутного шляхетного кадетского корпуса является регулярность и последовательность в подготовке материалов для публикации в газете. Это, несомненно, оказывало влияние на общество. К концу века поступить в Сухопутный корпус было уже сложно без протекции.

ЧЕБОТАРЕВ

Анатолий

Михайлович —

Текан факультета

декоратионо-

прикладного

тоорчества

Челябинской

государістоенной

академии культуры

т искусств

07’2008

ВЛАСТЬ

113

Несколько иного характера сообщения и объявления публиковались в газете об Академии художеств. В 1763 г. 8 октября в Академии впервые было устроено торжественное собрание и общий экзамен Академии. По этому случаю в Академии была устроена выставка. Для «публичного» осмотра были выставлены работы учеников, созданные со дня основания Академии. Лучшим ученикам были вручены в качестве награды медали на голубой ленте. В прибавлении к газете за 1763 г. №56 было опубликовано сообщение о выставке, проходивших в Академии экзаменах с вручением наград за лучшие работы и о посещении Академии Екатериной II1. На этом торжественном собрании были приняты в почетные члены граф Строганов как любитель искусств, гравер Шмидт, придворный живописец Гроот и советник М. В. Ломоносов, который произнес длинную благодарственную и похвальную речь на русском языке в честь Академии. Это событие нашло отражение в информации газеты «Санкт-Петербургские ведомости». В газете было напечатано прибавление к №85 от 23 октября, в котором сообщалось об избрании М. В. Ломоносова и опубликована его речь2.

В октябре 1764 г. директором Академии Бецким был представлен проект Регламента и Привилегии Академии художеств комиссии, в которую входили Шаховской, Панин, Миних, Олсуфьев и Теплов. После одобрения этой комиссией Екатерина II 4 ноября 1764 г. утвердила Регламент Академии художеств со штатом. В 1764 г. началось строительство нового здания для расширения Академии. Предполагалось в первую очередь выстроить с восточной стороны зал или длинную галерею, которая была предназначена для размещения там собрания картин и скульптуры Академии. Началу строительства предшествовала торжественная закладка и освящение, «торжество инавгурации», состоявшееся 28 июня. Главное событие этого торжества заключалось во вручении Академии художеств Привилегии и Устава. Но, помимо официально приглашенных по «инвитациям», на торжество освяще-

1 «Санкт-Петербургские ведомости», №56, 1763. Прибавления

2 «Санкт-Петербургские ведомости». Прибавления. 1763 г.

ния академической церкви и вручения Регламента рядом с Академией собралось много народу, желавшего осмотреть Академию. Для этой цели Академия была открыта восемь дней. По свидетельству Я. Штелина: «Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей».

Основной информацией о деятельности академии в газете «Санкт-Петербургские ведомости» были сообщения о публичных собраниях, экзаменах и выставке работ учащихся. В 1766 г. публикуется объявление о выставке работ учащихся Академии художеств, о награждениях и о присвоении выпускникам звания художника подробно рассказывалось в прибавлении к №56, а в прибавлении к №59 от 25 июля сообщалось о проведении публичного собрания Академии художеств. В июне

1768 г. в прибавлении к №58 сообщалось о торжественном собрании 8 июля 1768 г. в Академии художеств. Аналогичная информация была опубликована и в

1769 г., дополненная речью президента Академии И. И. Бецкого помещалась в прибавлении к № 11.

Публиковались в газете и объявления о наборе в «Воспитательное училище», организованное при Академии художеств, но такие сообщения были редки. О проведенных прививках среди учеников Академии художеств сообщалось в прибавлениях к №82, 89 в 1768 г.

Выставки, которые стали проводиться ежегодно, предназначались не только для оценки проделанной учениками работы, но и для продажи. Так, уже в январе 1764 г. в Академии состоялась публичная продажа большого количества картин, которые были написаны как учебные работы учениками с помощью их учителей. Цены на некоторые картины были высокими (некоторые стоили 40—50 рублей). Деньги, вырученные от продажи, после возмещения издержек Академии распределялись среди авторов. В это же время в информационно-просветительной деятельности Академии художеств появляется новая форма — каталог. В нем предлагались для продажи гипсовые фигуры, барельефы и учебные работы граверов. Особенностью информации Академии

114 ВЛАСТЬ 07’2008

художеств является то, что в отличие от других учебных заведений в ней устраивались выставки, которые как форма распространения информации оказались очень действенными.

Екатерина II, убежденная в том, что образование подтолкнет зарождение среднего слоя общества, которого так не хватало в России, а также вернет силу духа дворянству и укрепит таким образом все государство, издает 5 мая 1764 г. именной указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества»1. Этим указом в России впервые было создано высшее учебное заведение для женщин.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» с первого дня организации Воспитательного общества благородных девиц давала разнообразную информацию о деятельности этого учреждения. Так, в прибавлении к №70 «Санкт-Петербургских ведомостей» было опубликовано сообщение об открытии Воспитательного общества благородных девиц и список принятых в Воспитательное общество.

Через год «Санкт-Петербургские ведомости» печатают список воспитанниц Общества благородных девиц, а в 1767 г. газета информирует публику о том, что в Обществе воспитания благородных девиц был праздник в честь вступления первых воспитанниц во второй возраст и прием на их места следующих девиц.

Информация о деятельности Воспитательного общества благородных девиц в 70-е гг. XVIII в. чаще всего ограничивалась сообщениями о состоявшемся выпуске и списками награжденных за успехи в учебе. Объем таких сообщений колебался от 4 до 5 страниц и распространялся как прибавление к «Санкт-

1 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XVI. № 12154

Петербургским ведомостям». Так было в 1774, 1775, 1776 и 1778 гг.

Значительная информационно-просветительная деятельность, которая выражалась в различных способах распространения информации о Воспитательном обществе благородных девиц, а также личный вклад Екатерины II с ее многочисленными визитами в учебное заведение сделали из Смольного настоящую легенду, в которую верили все больше и больше семей высшей знати. С 80-х гг. быть его выпускницей считалось престижным, так как это гарантировало хорошее место при дворе. В 80-х гг. в газете «Санкт-Петербургские ведомости» периодически публикуются сообщения об окончании воспитательного общества благородных девиц. В 1790-е гг. тиражи прибавлений с информацией о Воспитательном обществе постоянно увеличивались, так, тираж прибавления к № 74 за 1790 г. составил 1100 экз., а в 1797 г. — 2532 экз. В 1799 г. сообщение об окончании старших курсов воспитанницами Общества благородных девиц было напечатано рекордным тиражом — 2746 экз. Эти сообщения печатались отдельно и распространялись с газетой. В основном эти сообщения, так же как и в другие годы, ограничивались фамилиями выпускниц.

Особенности информации того или иного учебного заведения вытекают из особенностей учебного процесса и специфики учебного заведения. Нужно отметить, что и Кадетский корпус, и Академия художеств, и Общество благородных девиц активно использовали газету как основное средство распространения информации об учебном заведении. Если информация в газете «Санкт-Петербургские ведомости» о Кадетском корпусе была более разнообразной, то Академия художеств, благодаря выставке-экзамену, показывала результаты своей деятельности более наглядно. Чаще всего информация об учебных заведениях носила информационно-повествовательный характер с добавлением незначительных элементов рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.