Научная статья на тему 'Особенности индо-тибетской традиции махаяны'

Особенности индо-тибетской традиции махаяны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
369
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / МАХАЯНА / ХИНАЯНА / СЛОВО БУДДЫ / ТРАДИЦИЯ НАЛАНДЫ / ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ / ВНЕСЕКТАРНЫЙ ПОДХОД РИМЭ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урбанаева Ирина Сафроновна

В статье рассмотрены особенности махаяны в индо-тибетской традиции, приведены классические критерии отличия махаяны от хинаяны. Выдвинут тезис об особом значении ученой традиции монастырского университета Наланды для тибетского буддизма и развития махаянской доктрины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности индо-тибетской традиции махаяны»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

Урбанаева Ирина Сафроновна

д. филос.н., главный научный сотрудник ИМБТ СО РАН,

г. Улан-Удэ, РФ E-mail: urbanaeva@imbt.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНДО-ТИБЕТСКОЙ ТРАДИЦИИ МАХАЯНЫ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности махаяны в индо-тибетской традиции, приведены классические критерии отличия махаяны от хинаяны. Выдвинут тезис об особом значении ученой традиции монастырского университета Наланды для тибетского буддизма и развития махаянской доктрины.

Ключевые слова

буддийская философия, махаяна, хинаяна, Слово Будды, традиция Наланды, тибетский буддизм,

внесектарный подход римэ.

Необоснованность обвинений махаяны в том, что она якобы не является подлинным Учением Будды, была доказана в трактатах древнеиндийского монастырского университета Наланды, в частности, Нагарджуны, Асанги, Бхававивеки, Шантидевы. На основе их работ в Тибете были сформулированы обобщенные критерии различения хинаяны и махаяны. Они приводятся в книге 'Сокровищница знания' [Jamgön 2007] одного из выдающихся представителей тибетского внесектарного направления римэ Джамгона Конгтрула Ринпоче (1813-1900) и их можно считать общими для тибетских школ. Как подчеркивает во время устных учений Его Святейшество Далай-лама XIV, нет различий между тибетскими школами буддизма в том, что касается философского воззрения, и в своей духовной сущности их системы идентичны, будучи различными лишь по терминологии и линиям преемственности учителей в той части, где звеньями передачи были тибетские ламы. Для идеологии римэ, объединившей представителей всех тибетских школ, было характерным стремление сохранить живым все буддийское наследие - индийское и тибетское и чтобы «разнообразные воззрения и стили разных традиций скорее принимались бы во внимание и ценились за их вклад, нежели отрицались, маргинализировались или запрещались» [Callahan 2007, p. 10].

В книге Джамгона Конгтрула дается определение махаянистов и пять параметров, по которым различаются хинаяна и махаяна. Определение таково: «Махаянские практики - это те, кто реализует оба вида бессамостности; их установки и практики соответствуют парамитам. Они отбрасывают оба вида загрязнений и не пребывают в крайностях существования или покоя. Махаяна обладает семью видами величия». Этому определению махаянистов соответствует пятичленный критерий, позволяющий различать махаяну и хинаяну. Пять параметров отличия махаяны от хинаяны таковы: 1) степень реализация воззрения; 2) установки и снаряжения (sbyor ba) тренинга; 3) степень отбрасывания факторов, которые подлежат устранению; 4) результаты, которых они достигают; 5) семь видов величия, присущих махаяне [Jamgön 2007, p. 162].

Первый критерий - это степень реализации воззрения. Здесь речь идет о том, что философское воззрение махаяны, в отличие от воззрения хинаяны, предполагает помимо постижения отсутствия самости личности также ясное и совершенное постижение отсутствия самосущих феноменов. Эта отличительная черта махаяны осознана тибетскими мастерами на основе указаний Нагарджуны, данных в его 'Хвале Трансцендентному Существу' ('Локатитастава'; 'Jig rten las 'das par bstod pa) [Jamgön 2007, p. 163]1. Нагарджуна называет источником первого критерия различения махаяны и хинаяны Трансцендентное Существо ('jig rten-las 'das-pa)2, т. е. самого Будду.

1 Джамгон Конгтрул здесь указывает в качестве первоисточника 'Хвалу мадхьямаке' (dBu ma la bstod pa), но Элизабет М. Галлахан в примечании 472 к книге Джамгона Конгтрула пишет, что такого рода указание содержится в стихе 27 нагарджуновской 'Хвалы Трансцендентному' [Jamgön 2007, p. 345].

2 'Jig rten las 'das pa, 'Ушедший за пределы мирского' - эпитет Будды, характеризующий его как свободное существо, неподвластное неконтролируемым процессам циклического бытия. Но характеристика его как Трансцендентного Существа не означает, что он пребывает в некоей сфере по ту сторону нашего мира. Поэтому перевод тибетского выражения 'jig rten las 'das pa термином «трансцендентный», имеющим в западной философской традиции вполне определенный смысл - «по ту сторону мира», «за пределами мира явлений», не вполне корректен - искажается смысл эпитета Будды.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

Второй критерий относится к тренингу, то есть к духовной практике. Махаянские практики имеют мотивацию любви, сострадания и бодхичитты и упражняются в шести парамитах. У хинаянских практиков нет ни такого рода установок, ни такого вида тренинга. Махаянисты, опираясь на естественные человеческие чувства любви и сострадания, культивируют и развивают их с помощью специально выработанных методик, чтобы породить великое сострадание и бодхичитту - стремление стать Буддой ради счастья всех живых существ. Великое сострадание, в отличие от того естественного чувства сострадания, которое есть у всех людей, если речь не идет о патологии, сочетается с мудростью постижения бессамостности. Оно не присутствует в уме естественным образом, а взращивается с помощью специальных методов, объясняемых в учении махаяны. По определению Нагарджуны, бодхичитта и есть такое особое состояние ума, которое соединяет в себе высший помысел великого сострадания и мудрость реализации бессамостности. Она характеризуется Нагарджуной в 'Объяснении бодхичитты' как <<устремленность, проникающая в сферу реальности (дхамадхату)», а также как «бодхичитта, возникшая в зависимости от всех существ» [Нагарджуна 2011]. Вступление в практику бодхисаттв и упражнения, характерные для махаянских практиков, в индо-тибетской традиции объясняются в учениях и текстах категории лочжонг (blo-sbyong), основанных на учении Майтреи/Асанги и Нагарджуны/Шантидевы [Намкха Пел 2006; Тинлей 2008; bLo-sbyong 1995].

Третий критерий - это отбрасывание. Хинаянские практики способны отбросить собственно омрачения (клешаварана; nyong sgrib). В махаяне проводится различение среди омрачающих факторов собственно омрачений и ментальных загрязнений, препятствующих всеведению. Хинаяна не проводит такого разграничения. Махаянские практики способны отбросить оба вида загрязнений - не только клешаварана, но и завесы, препятствующие всеведению, - джнеяварана (shes sgrib) вместе со всеми их привычными тенденциями [Jamgön 2007, p. 163].

Четвертый критерий - это результат. Джамгон Конгтрул здесь поясняет: «Хинаяна является низшей [в сравнении с махаяной] в смысле своего метода и мудрости, ибо она - для тех, кто стремится к нирване, т. е. покою». Он указывает, что это положение основано на цитате из 'Ясного постижения': <Бодхисаттвы не пребывают в существовании из-за своей мудрости, и они не пребывают в покое из-за своего сострадания». «Соответственно, поскольку махаяна учит глубинной мудрости и обширным методам, то она

- для тех, кто устремлен и достигнет нирваны, которая несовместима с пребыванием в крайностях бытия или покоя», - пишет Джамгон Конгтрул [Jamgön 2007, p. 163].

В устной тибетской традиции разъясняется, что результаты хинаяны и махаяны, хотя называются одинаково - нирваной, по смыслу существенно различаются. И причиной этих различий служат как исходная мотивация духовной практики, различающаяся у хинаянистов и махаянистов, так и качество двух «крыльев»

- метода и мудрости, то есть способа прохождения пути и основы пути - доктрины пустоты. В случае хинаяны метод - это отречение, в случае махаяны методом помимо отречения являются также бодхичитта и тантрические практики порождения иллюзорного тела. В хинаяне метод и мудрость практикуются параллельно. В махаяне есть принципиальная возможность их объединения и достижения союза (zung 'jug)

- союза ясного света и иллюзорного тела. Поэтому нирвана архатов и нирвана Будды - совсем не одно и то же, как не тождественны покой, предполагающий пресечение потока сознания, и бесконечная активность Будды, направленная на благо всех живых существ и превосходящая логику дуалистического мышления и привычные концепты пространства и времени.

Пятый критерий - это семь видов величия махаяны. Тибетская традиция говорит об этом критерии, опираясь на 'Украшение махаянских сутр' ('Махаянасутраланкара') Майтреи. Каждый вид величия махаяны, отсутствующий у хинаяны, объясняется следующим образом:

1. Величие фокуса означает, что махаянские практики концентрируются на великом масштабе махаянского собрания священных писаний.

2. Два достижения махаяны предназначены служить собственному благу и благу других.

3 Имеется в виду 'Украшениеясного постижения' ('Абхисамаяланкара'; 'mNgon rtogs rgyan') Майтреи.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

3. Изначальная мудрость - это двучленное постижение отсутствия самосущего бытия: отсутствия самости личности (пудгаланаиратмья; gang-zag-gi bdag-med) и отсутствия самобытия феноменов (дхарманаиратмья; chos-kyi bdag-med).

4. Культивация усердия: бодхисаттвы культивируют усердие благоговейного служения благу живых существ в течение трех неисчислимых эонов.

5. Искусность в методах: поскольку бодхисаттвы не оставляют сансару ради живых существ и не обладают никакими омрачающими феноменами (санклеша; kun nyong), они могут, например, совершать одно из семи физических или вербальных неблагих действий. «Безнаказанно» в контексте теории кармы подобные «жесткие» действия (убийство и прочее) по отношению к вредоносным существам может совершать только тот махаянский практик, который, как объясняется в устной тибетской традиции, достиг уровня духовного прогресса, на котором он способен совершать перенос в чистую землю сознания того существа. А это становится возможным лишь тогда, когда практик уже умеет контролировать элементы, каналы, капли (тигле) и т. д.

6. Подлинные достижения махаяны - это в совершенстве достигнутые силы, бесстрашие и уникальные качества Будды, которые характеризуют состояние всеведения. Помимо указанных отличительных особенностей для махаяны характерным является по сравнению с хинаяной более масштабное и глубокое понимание феномена Будды, его сил и уникальных качеств.4 В традиции Наланды, воспринятой тибетцами, Будда имеет восемнадцать уникальных качеств, или дхарм, перечисляемых дополнительно к десяти силам и четырем видам бесстрашия. В традиции же абхидхармы, разделяемой большинством хинаянистов, тоже имеется термин «восемнадцать уникальных качеств Будды», но, как обнаруживается, он отличается от махаянского набора уникальных дхарм Будды, охватывая меньший набор свойств Будды. Абхидхарма включает в восемнадцать качеств десять сил и четыре вида бесстрашия, а кроме них - три вида внимательности и великое сострадание [TEDBT, p. 282]. В тибетской традиции десять сил и четыре вида бесстрашия называются отдельно от восемнадцати уникальных качеств. Если хинаянисты ограничивают уникальность Будды восемнадцатью качествами, среди которых перечисляются и десять сил, и четыре вида бесстрашия, то в традиции Наланды, а затем в тибетской традиции называют тридцать девять качеств, которыми обладает только Будда. Это уже вышеназванные десять сил; четыре вида бесстрашия; восемнадцать уникальных качеств; а также четыре вида совершенного знания; аспект таковости; аспект самовозникновения; аспект самого состояния просветления [TEDBT 1997, p. 282]. Эти данные основаны на цитатах из Слова Будды и трудов философов Наланды. Таким образом, индийские пандита и их тибетские последователи определили отличительные признаки махаяны, в сравнении с хинаяной, опираясь на критерии, указанные самим Буддой. Так что современные теории (П. Вилльямс, Дж. Силк и др.) о множественности «махаян», об отсутствии у махаяны признаков, делающих ее махаяной, противоречат этим классическим критериям определения махаяны в ее отличии от хинаяны. Именно наличие определенных характеристик в условном смысле отличает махаяну от хинаяны. И, по мысли Джамгона Конгтрула, это делает ее философской яной в том смысле, что это путь просветления, основанный скорее на логике и философии, чем на слепой вере и религиозном почитании объектов Прибежища [Jamgön 2007, p. 18]. Махаяна «ведет практиков к состоянию Будды через причинно-обусловленный философский путь» [Ibid. P. 166]. Иначе говоря, махаяна - это особый философский рационализм, который есть не только философское учение, но и образ мыслей и жизни, особая активность - словом, то, что последователи индо-тибетской традиции называют путем просветления. Это духовный рационализм, основанный на универсальном законе причинности, по которому состояние Будды основано на определенных причинах, а потому является скорее предметом научного знания и целью теоретически обоснованного опыта, нежели слепой веры и культа.

Различие в рамках махаяны парамитаяны (колесницы бодхисатв), и ваджраяны, с точки зрения теории причинности как основы достижения состояния Будды, предстает как разница между причинной колесницей и колесницей результативной. Когда парамитаяна называется причинной колесницей (rgyu'i theg -pa), то имеется в виду, что она принимает как путь причины достижения состояния Будды (шесть парамит и т. д.).

4 Подробно о силах см. «Лотосовую сутру», «Татхагатагарбха-сутру», а также труды Майтреи, в которых характеризуется всеведение Будды. Из доступных тибетских источников см.: БТКС 1998; ТЕББТ 1997.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

А когда ваджраяну называют результативной колесницей ('bras-bu'i theg-pa), то имеется в виду, что это пути5, на которых результат - состояние Будды - принимается как путь. Та и другая выражают закономерности зависимого возникновения: состояние Будды не может быть достигнуто без создания его полных причин. И в этом смысле махаяна, согласно ее характеристикам, указанным самим Буддой и основоположниками традиции Наланда, в принципе не может быть мгновенным путем. Соответственно этому дается презентация системы махаяны в традиции Наланды и в тибетском буддизме: махаяна имеет общую с хинаяной часть (Слова, Учения), но, в отличие от нее, в качестве философии и пути имеет ряд уникальных качеств. «Быстрые» пути ваджраяны являются завершающей частью постепенного пути махаяны и без опоры на путь бодхисаттв не могут принести желаемого результата. В этой презентации махаяны первопроходческую роль сыграли Нагарджуна и Асанга, заложившие махаянскую традицию Наланды, являвшиеся высокореализованными арьями, имевшие особую духовную связь с великими бодхисаттвами Манджушри и Майтреей. Они почитаются в тибетской традиции в качестве «двух высших [учителей]» (mchog gnis). Вместе с «шестью украшениями [мира]» (rgyan drug) Нагарджуна и Асанга входят в число восьми наиболее значимых ученых Наланды, чьи труды образуют краеугольный камень системы презентации буддизма в Тибете. К шести украшениям мира (rgyan drug) тибетцы причисляют Арьядеву ('Phags -pa-lha), Васубандху (dByig-gnyen), Дигнагу (Phyogs-glang), Дхармакирти (Chos-grags), Гунапрабху (Yon-tan-'od), Шакьяпрабху (Shakya-'od).

Тибетская традиция, восприняв у ученых Наланды систему обоснования аутентичности махаяны и ее принципиальные характеристики, отличающие от хинаяны, вместе с тем усвоила и классический подход к обоснованию единства махаяны и хинаяны. Это проявляется, прежде всего, в их восприятии четырех философских школ (grub-mtha' bzhi) как единой иерархизированной системы познания абсолютной природы реальности, в которой каждая служит ступенью для понимания воззрения следующей, более высокой школы. А также в организации махаянских практик в системе, в которой они частично совпадают с хинаянскими, и в именовании этой совместной части «общими» (thun mong) этапами пути. Эта индо-тибетская система философии и медитации, для которой характерно единство хинаяны и махаяны, как путь парамитаяны называется Ламрим, а как путь ваджраяны - Нгагрим и базируется на парадигмальных положениях, обоснованных учеными Наланды.

Список использованной литературы

1. Далай-лама. Мир тибетского буддизма: обзор его философии и практики /Аннот. пер. с тиб. и англ. [Текст]. - СПб.: Нартанг, 1996. - 226 с.

2. Нагарджуна. Объяснение бодхичитты. Практика Гухьясамаджи / пер. с тиб. А. Кугявичус [Текст]. - СПб.: Изд-е А. Терентьева (Нартанг), 2011. - 95 с.

3. Намкха Пел. Лочжонг «Лучи солнца»: тренировка ума, подобная лучам солнца (blo sbyong nyi ma'i 'od zer bzhugs so) / пер. с тиб., предисл. и коммент. И. С. Урбанаевой [Текст]. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН,

2006. - 206 с.

4. Тинлей, Геше Джампа. Лоджонг [Текст]. - Екатеринбург, 2008. - 315 с.

5. Цонкапа. Большое руководство к этапам пути мантры (Нагрим Ченмо). Т. I-III / пер. с тиб. А. Кугявичуса [Текст]. - СПб.: Издание А. Терентьева, 2011-2012.

6. Bod rgya tshig mdzod chen-mo [Текст]. - Beijing: National Publishing House, 1998. - P. 3294.

7. Callahan Elizabeth. "Introduction" // Jamgon Kontrul Lodro Taye. The Treasure of Knowledge. Book Six, Part Three: Frameworks of Buddhist Philosophy: A Systematic Presentation of the Cause-Based Philosophical Vehicles / Kalu Rinpoche Translation Group under the direction of Venerable Bokar Rinpoche; this volume trans., introduced, and annotated by Elizabeth M. Gallahan [Text]. - Snow Lion Publications: Ithaca, New York; Boulder, Colorado,

2007. - P. 9-55.

8. Jamgon Kontrul Lodro Taye. The Treasure of Knowledge. Book Six, Part Three: Frameworks of Buddhist Philosophy: A Systematic Presentation of the Cause-Based Philosophical Vehicles / Kalu Rinpoche Trans. Group

5 Есть шесть результативных колесниц: четыре класса тантры; анну-йога-тантра; ати-йога [Цонкапа 2011; Далай-лама 1996; ТЕББТ 1997].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

under the direction of Ven.e Bokar Rinpoche; this volume trans., introduced, and annotated by Elizabeth M. Gallahan. - Snow Lion Publications: Ithaca, New York; Boulder, Colorado, 2007. - P. 416.

9. Mahayanasutrala mkara by 'Asanga' / Sanskrit Text and Translated into English By DR. (MRS.) Surekha Vijay Limaye. - First Edition; Delhi: Sri Satguru Publications, A Division of Indian Books Centre, 1992; Reprinted: 2000.

10. Sems-dpa' chen-po dkon-mchog rgyal-mtshan-gyis phyogs-bsgrigs mdzad-pa'i blo-sbyong brgya rtsa dang dkar chag gdung sel zla-ba bcas bzhugs-so. - Tibetan Cultural Printing Press, 1995. - P. 478.

11. Samuel, Geoffrey. Civilized shamans: Buddhism in Tibetan societies. - Washington DC: Smithsonian Institution Press, 1993. - P. 640.

12. Tibetan-English Dictionary of Buddhist Terminology (Revised and Enlarged Edition) (Nang-don-rig-pa'i min-tshig bod-dbyin-shan-sbyar) /by Tsepak Rigzin. - Dharamsala: LTWA, 1997. - P. 1353.

© Урбанаева И.С.,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.