Научная статья на тему 'Особенности индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм'

Особенности индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / БУДДИЗМ / ТУВИНЦЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / ДУХОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА / ДУХОВНЫЙ АВТОРИТЕТ / ДУХОВНЫЙ РОСТ / INDIVIDUAL RELIGIOSITY / BUDDHISM / TUVANS OF MATURE AGE / SPIRITUAL EXPERIENCES / RELIGIOUS SYMBOLISM / SPIRITUAL AUTHORITY / SPIRITUAL GROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монгуш Чочагай Николаевна, Пфау Татьяна Вильенва, Сувакпит Долума Геннадьевна

В статье представлены результаты впервые проведенного эмпирического исследования характеристик индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста-буддистов. В качестве контрольной группы выступили верующие в православную религию тувинцы зрелого возраста. Были выбраны три методики: методика Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности»; анкета религиозных ориентаций И.М. Богдановской; тест «Инспирит» Дж. Касс [9]. Метод обработки результатов исследования: контент-анализ. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики: U критерий Манна-Уитни, φ* метод углового преобразования Фишера. Статистическая обработка результатов исследования показала наличие статистически значимых различий по всем выделенным особенностям индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, что доказывает, что между сторонниками двух религиозных направлений по данным показателям есть существенные различия. Тувинцы-буддисты гораздо чаще переполняет ощущение глубокой умиротворенности переживание чуда, связанных со священными силами, что не может не усиливать веру в духовные знания. Духовный рост буддистов связан с такими характеристиками индивидуальной религиозности, как вера в исцеление души, феномен «жизни после смерти», ощущение своего единство с землей и всеми ее обитателями. Именно благодаря таким знаниям, скорее всего, человек и ощущает духовный рост. Результаты исследования показали, что религиозное самосознание гораздо выше развито у буддистов, что проявляется в глубокой внутренней потребности в религиозном веровании, коррекции поведения в соответствии с религиозными канонами и личной беседы с духовным авторитетом, отсутствии большого поклонения внешним признакам религиозности и наличия духовных переживаний, способствующих духовному и личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of individual religiosity among mature Tuvans professing Buddhism

The article presents the results of the first empirical study of the characteristics of individual religiosity among Tuvans of mature Buddhist age. The Tuvans of mature age acted as a control group believing in the Orthodox religion. Three methods were chosen: the methodology of Yu.V. Shcherbatykh “The structure of individual religiosity”; questionnaire of religious orientations I.M. Bogdanovskaya; Test "Spirit" by J. Cass [9]. Method for processing research results: content analysis. The data obtained were processed using methods of mathematical statistics: U is the Mann-Whitney test, φ* is the Fisher angular transformation method. Statistical processing of the results of the study showed the presence of statistically significant differences for all the identified features of the individual religiosity of Tuvans of mature age, which proves that there are significant differences between the supporters of the two religious trends in these indicators. Tuvinian Buddhists are far more likely to be overwhelmed by a feeling of deep peace of mind, an experience of a miracle associated with sacred forces, which cannot but strengthen faith in spiritual knowledge. The spiritual growth of Buddhists is associated with such characteristics of individual religiosity as faith in the healing of the soul, the phenomenon of "life after death", a sense of one's unity with the earth and all its inhabitants. It is thanks to such knowledge that, most likely, a person feels spiritual growth. The results of the study showed that religious self-consciousness is much more developed among Buddhists, which is manifested in a deep internal need for religious belief, correction of behavior in accordance with religious canons and personal conversation with spiritual authority, the absence of great worship of external signs of religiosity and the presence of spiritual experiences conducive to spiritual and personal growth.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Монгуш Ч.Н., Пфау Т.В., Сувакпит Д.Г. Особенности индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mongush Ch.N., Pfau T.V., Suvakpit D.G. (2019). Features of individual religiosity among mature Tuvans professing Buddhism. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN519.pdf (in Russian)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 19-013-00229 А УДК 159.99

Монгуш Чочагай Николаевна

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Кызылский педагогический институт, Кызыл, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: chochagai_84@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=784238

Пфау Татьяна Вильенва

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: pfau.tv@gmail.com

Сувакпит Долума Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Кызылский педагогический институт, Кызыл, Россия

Студент

E-mail: chochagai_84@mail.ru

Особенности индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм

Аннотация. В статье представлены результаты впервые проведенного эмпирического исследования характеристик индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста-буддистов. В качестве контрольной группы выступили верующие в православную религию тувинцы зрелого возраста. Были выбраны три методики: методика Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности»; анкета религиозных ориентаций И.М. Богдановской; тест «Инспирит» Дж. Касс [9]. Метод обработки результатов исследования: контент-анализ. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики: U - критерий Манна-Уитни, ф* - метод углового преобразования Фишера.

Статистическая обработка результатов исследования показала наличие статистически значимых различий по всем выделенным особенностям индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, что доказывает, что между сторонниками двух религиозных направлений по данным показателям есть существенные различия. Тувинцы-буддисты гораздо чаще переполняет ощущение глубокой умиротворенности переживание чуда, связанных со священными силами, что не может не усиливать веру в духовные знания. Духовный рост

https:// mir-nauki. com

буддистов связан с такими характеристиками индивидуальной религиозности, как вера в исцеление души, феномен «жизни после смерти», ощущение своего единство с землей и всеми ее обитателями. Именно благодаря таким знаниям, скорее всего, человек и ощущает духовный рост. Результаты исследования показали, что религиозное самосознание гораздо выше развито у буддистов, что проявляется в глубокой внутренней потребности в религиозном веровании, коррекции поведения в соответствии с религиозными канонами и личной беседы с духовным авторитетом, отсутствии большого поклонения внешним признакам религиозности и наличия духовных переживаний, способствующих духовному и личностному росту.

Ключевые слова: индивидуальная религиозность; буддизм; тувинцы зрелого возраста; духовные переживания; религиозная символика; духовный авторитет; духовный рост

Для современного человека характерны субъективные религиозные ориентации, сосредоточенные во внутреннем мире личности. Очень большим является количество людей, называющих себя религиозными, однако исследователи не могут прийти к неоспоримым результатам исследований влияния религиозности на социальную жизнь человека, что доказывает необходимость продолжения исследований в этой области. Индивидуальная религиозность определяется как сложное, интегративное социально-психологическое свойство личности, обусловленное наличием у нее особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом. Под структурой религиозности понимается совокупность показателей приверженности индивида к религии, имеющих разную степень выраженности [1]. Некоторые ученые рассматривают духовность как структурный компонент адаптационного потенциала личности. И это оправданно, так как религия выполняет адаптационную роль и помогает в установлении общей картины мира, определении целей и ценностей личности. И особенно актуально это становится в зрелом возрасте, когда человек стремится достичь внутреннего спокойствия и таким образом происходит развитие личности. Наше исследование было проведено в Республике Тува, где большинство коренного населения - буддисты. Тувинцы стремятся следовать учению Будды в повседневной жизни различными способами: посредством питания, рода занятий, медитации, подачи милостыни или подношении даров храмам и монастырям [2].

О значении религиозности в развитии социально-психологической адаптации говорил еще классический психоанализ. Религия приводит к снижению тревоги, считал Фрейд, и в то же время, она опасна, приучая людей верить иллюзиям. Только свободный человек может правильно понять мир и свою роль в нем, развить присущие ему возможности, не впадая в иллюзии [3]. Проблема дезадаптации личности от воздействия деструктивных организаций изучалась в работах А.А. Скородумова (1996), Н.В. Бондарева (2006, 2012), Т.В. Пфау (2011) [4]. Данное наше исследование основывается на положении Э. Фромма о религии как системе взглядов и действий, которой придерживается группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения (1992) [5]. Приступая к исследованию, мы предположили, что у тувинцев зрелого возраста - представителей буддизма уровень религиозного самосознания будет выше, чем у тувинцев-последователей православной религии и заключаться это будет в большей склонности отношения к религии как к философской концепции и большем руководстве ею в жизни зрелого человека. Для проверки этой гипотезы были выбраны три методики: методика Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности» для выявления религиозных представлений-верований; анкета религиозных ориентаций И.М. Богдановской для изучения мотивов обращения к религии и отношения к требованиям культовой системы; тест «Инспирит» Дж. Касс, который определяет значимость базовых религиозных концептов в жизни человека [6]. Метод обработки результатов исследования:

контент-анализ. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики: и - критерий Манна-Уитни, ф* - метод углового преобразования Фишера.

При формировании выборки исследования, мы использовали стратегию рандомизации. В исследовании приняли участие 60 тувинцев зрелого возраста, жители Республики Тыва: г. Кызыл, г. Шагонар, с. Хайыракан, с. Арыг-Узуу, с. Чодураа, с. Сукпак в возрасте от 25 до 65 лет. Мы опирались на возрастную периодизацию Э. Эриксона, согласно которой зрелость охватывает именно этот период. Средний возраст испытуемых составил 50,1 лет. Из них 30 человек, исповедуют буддизм и это экспериментальная группа. И 30 человек относят себя к представителям православной религии - контрольная группа. По национальности - все тувинцы.

Мы изучили степень выраженности разных аспектов религиозных представлений-верований у тувинцев зрелого возраста и результаты представили в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика особенностей индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм (средний ранг, U критерий)

Показатели отношения к религии Тувинцы зрелого возраста, исповедующие буддизм Тувинцы зрелого возраста, придерживающиеся православной религии Значение U Уровень значимости различий

отношение к религии как к философской концепции 41.42 19.58 122.5 p <0.01

интерес к магии 23.32 37.68 234.5 p < 0.01

тенденция искать в религии поддержку и утешение 18.67 42.33 95 p < 0.01

внешние признаки религиозности 18.85 42.15 100.5 p < 0.01

интерес к «псевдонауке» 18.77 42.23 98 p < 0.01

тенденция верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир 20.50 40.50 150 p < 0.01

наличие религиозного самосознания 41.30 19.70 126 p < 0.01

отношения к религии, как образцу моральных норм поведения 43.68 17.32 54.5 p < 0.01

Обработка результатов исследования показала наличие статистически значимых различий по всем выделенным особенностям индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, что доказывает, что между сторонниками двух религиозных направлений по данным показателям есть существенные различия.

Наше исследование отчетливо показало, что у буддистов значительно выше, чем у православных верующих людей, развито религиозное самосознание, что проявляется в наличии более глубокой внутренней потребности в религиозном веровании и убежденности в осознании собственной веры в Бога (р < 0.01). Они в большей степени стремятся относиться к религии, как к философской концепции (р < 0.01). И в трудных ситуациях ищут скорее опору внутри себя, а не религии (р < 0.01). В то же время буддисты имеют большую склонность в отношении к религии, как образцу моральных норм поведения. Как выяснилось, в религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали (р < 0.01), что означает, что религиозность корректирует в положительную сторону поведение тувинцев зрелого возраста.

Буддисты не интересуются магией и не нуждаются в ее применении (р < 0.01). Наоборот, буддисты больше, чем православные верующие люди, опираются на знания и стараются не придавать значения загадочным и таинственным явлениям. Для них не важны религиозная символика, поклонение иконам, соблюдение религиозных обрядов, чтение молитв (р < 0.01). Именно последователи православной религиозности имеют более высокую тенденцию верить в творца и признание существования высшей силы, создавшей мир (р < 0.01).

Чтобы глубже понять религиозные ориентации тувинцев зрелого возраста, мы изучили мотивы обращения к религии и отношение к требованиям культовой системы. При анализе результатов обследования групп были выявлены частоты встречаемости каждого ответа в группах испытуемых. Результаты этого исследования, обработанные при помощи метода контент-анализ и отражены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика религиозных ориентаций тувинцев зрелого возраста-буддистов и тувинцев зрелого возраста, относящих себя к православной религии (в %, п = 60)

Категории анализа Частоты выявленных отношений

Ту возр винцы зрелого аста-буддисты Тувинцы зрелого возраста, относящие себя к православной религии Уровень значимости

«+» «-» Нейтр «+» «-» Нейтр

Соблюдение религиозных предписаний 52 % 8 % 40 % 75 % 6 % 18,3 % p < 0.05*

Чтение религиозной литературы 43 % 12 % 45 % 38 % 16 % 46 %

Обращение с молитвой к Богу 86 % 14 % 87,5 % 12,5 %

Исходя из обработки результатов исследования с помощью контент-анализа, мы можем говорить, что большую свободу в отношении соблюдения религиозных предписаний позволяют себе тувинцы-буддисты (р < 0.05). Большинство обследованных нами верующих людей нейтрально относятся к чтению религиозной литературы. И с молитвой обращаются к Богу все люди в тяжелых жизненных ситуациях, когда близким людям требуется помощь, независимо от религиозной ориентации.

Нами также были изучены базовые духовные переживания в условиях стресса у тувинцев зрелого возраста. Духовные или религиозные убеждения позволяют глубоко заглянуть во внутренний мир верующего человека и показать, как переживания человека в условиях стресса оказывают влияние на его последующие религиозные убеждения (см. таблицу

3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика базовых духовных переживаний в условиях стресса у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм и православных верующих людей (в % п = 60)

Духовное переживание У меня никогда не было подобного переживания Подобное переживание усилило мою веру в Бога Уровень значимости

Православные Буддисты Православные Буддисты

Ощущение присутствия Бога или божественной энергии 60 % 33.3 % 40 % 66.7 % р < 0,05*

Видение великой духовной фигуры (Иисуса, Марии, Магомета, Будды) 73.3 % 43.3 % 26.7 % 56.7 % р < 0,01**

Духовное переживание У меня никогда не было подобного переживания Подобное переживание усилило мою веру в Бога Уровень значимости

Православные Буддисты Православные Буддисты

Видение ангелов или духов-хранителей 73.3 % 36.7 % 26.7 % 63.3 % р < 0,01**

Ощущение общения с умершим человеком 60 % 26.7 % 40 % 73.3 % р < 0,01**

Встреча или беседа с духовным авторитетом или учителем 80 % 36.7 % 20 % 63.3 % р < 0,01**

Переполняющее чувство любви 50 % 23.3 % 50 % 76.7 % р < 0,05*

Ощущение глубокой внутренней умиротворенности 56.7 % 30 % 43.3 % 70 % р < 0,05*

Переживание чувства безграничной радости или экстаза 63.3 % 40 % 36.7 % 60 % р < 0,05*

Переживание чуда или чего-то решительно необычного 60 % 26.7 % 40 % 73.3 % р < 0,01**

Исцеление души или тела (или были свидетелем подобного исцеления) 63.3 % 33.3 % 36.7 % 66.7 % р < 0,01**

Ощущение единства с землей и всеми ее обитателями 80 % 23.3 % 20 % 76.7 % р < 0,01**

Феномен «близости к смерти» или «жизни после смерти» 60 % 20 % 40 % 80 % р < 0,01**

Статистическая обработка результатов исследования и здесь доказала наличие статистически значимых различий по всем базовым духовным переживаниям у тувинцев зрелого возраста в зависимости от религии.

Тувинцы-буддисты зрелого возраста в большей степени ощущают присутствие Бога (учителя) или божественной энергии любви (p < 0.05), духов или ангелов-хранителей (p < 0.01), ощущение общения с умершим человеком (p < 0.01), нежели, чем тувинцы зрелого возраста православной религии. Они чаще видят фигуры своего духовного наставника в виде фигур, статуй, в священных местах (p < 0.01) и лично беседуют с духовным авторитетом или учителем (p < 0.01).

Их гораздо чаще переполняет ощущение глубокой умиротворенности (p < 0.05), чувства безграничной радости или экстаза (p < 0.05), переживание чуда (p < 0.01), связанных со священными силами, что не может не усиливать веру в духовные знания.

Духовный рост буддистов связан с такими их характеристиками индивидуальной религиозности, как вера в исцеление души (p < 0.01), феномен «жизни после смерти» (p < 0.01), ощущение своего единство с землей и всеми ее обитателями (p < 0.01). Именно благодаря таким знаниям, скорее всего, человек и ощущает духовный рост.

Таким образом, наше исследование показало, что особенности индивидуальной религиозности тувинцев-буддистов зрелого возраста отличаются исключительным своеобразием, их уровень религиозного самосознания оказался выше, нежели у православных верующих людей. Все это доказало нашу гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1. Для тувинцев-буддистов зрелого возраста характерна более глубокая внутренняя потребность в религиозном веровании и убежденности в осознании собственной веры в Бога. Несмотря на то, что они относятся к религии, как к философской концепции, именно религия оказывает значительное влияние на их поведение, являясь коррективом нравственности и морали.

2. Буддисты в большей степени, чем православные верующие люди, опираются на знания и стараются не придавать значения загадочным и таинственным явлениям.

Для них не имеет большого значения религиозная символика, поклонение иконам, соблюдение религиозных обрядов, чтение молитв.

3. Веру в духовные знания тувинцев-буддистов усиливают такие переживания, как ощущение глубокой умиротворенности, радости, экстаза, даже чуда, связанных со священными силами, а также личное общение с духовным авторитетом или Учителем.

4. Духовный рост буддистов связан с такими характеристиками индивидуальной религиозности, как вера в исцеление души, феномен «жизни после смерти», ощущение своего единство с землей и всеми ее обитателями.

Практическая значимость результатов данного исследования заключается в расширении и углублении знаний об особенностях влияния религиозности на социальную жизнь человека. Так, нами было показано, что адаптационное поведение тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм, в большей степени регулируется этическими представлениями и может, скорее всего проявляться в рефлексии своих агрессивных реакций и компромиссном поведении при возникновении конфликтных ситуаций. Полученные результаты могут быть использованы при проведении консультационной работы с данной возрастной группой религиозно ориентированных людей, а также могут послужить основой для дальнейших исследований значения религиозности в адаптационном потенциале личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // "Психологический журнал", Т,17, №6, 1996, С. 119-122.

2. Резников Е.Н., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. - М: издательство «ПЭРСЭ» 2002 г. - 155 с.

3. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ, религия, культура. - М.: Ренессанс, 1992; «Я» и «Оно»: Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани. В 2 кн. Кн.1. - 1991.

4. Пфау Т.В. Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений последователей учения Виссариона / Т.В. Пфау // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 186-187.

5. Фромм Э. Душа человека: монография / Э. Фромм, М.: Наука, 1992. - 261 с.

6. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; Сова, 2005. - 671 с.

https:// mir-nauki. com

Mongush Chochagay Nikolaevna

Tuva state university Kyzyl pedagogical institute, Kyzyl, Russia E-mail: chochagai_84@mail.ru

Pfau Tatyana Villenva

Khakass state university named after N.F. Katanova, Abakan, Russia

E-mail: pfau.tv@gmail.com

Suvakpit Doluma Gennadyevna

Tuva state university Kyzyl pedagogical institute, Kyzyl, Russia E-mail: chochagai_84@mail.ru

Features of individual religiosity among mature Tuvans professing Buddhism

Abstract. The article presents the results of the first empirical study of the characteristics of individual religiosity among Tuvans of mature Buddhist age. The Tuvans of mature age acted as a control group believing in the Orthodox religion. Three methods were chosen: the methodology of Yu.V. Shcherbatykh "The structure of individual religiosity"; questionnaire of religious orientations I.M. Bogdanovskaya; Test "Spirit" by J. Cass [9]. Method for processing research results: content analysis. The data obtained were processed using methods of mathematical statistics: U is the MannWhitney test, 9* is the Fisher angular transformation method.

Statistical processing of the results of the study showed the presence of statistically significant differences for all the identified features of the individual religiosity of Tuvans of mature age, which proves that there are significant differences between the supporters of the two religious trends in these indicators. Tuvinian Buddhists are far more likely to be overwhelmed by a feeling of deep peace of mind, an experience of a miracle associated with sacred forces, which cannot but strengthen faith in spiritual knowledge. The spiritual growth of Buddhists is associated with such characteristics of individual religiosity as faith in the healing of the soul, the phenomenon of "life after death", a sense of one's unity with the earth and all its inhabitants. It is thanks to such knowledge that, most likely, a person feels spiritual growth. The results of the study showed that religious self-consciousness is much more developed among Buddhists, which is manifested in a deep internal need for religious belief, correction of behavior in accordance with religious canons and personal conversation with spiritual authority, the absence of great worship of external signs of religiosity and the presence of spiritual experiences conducive to spiritual and personal growth.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: individual religiosity; Buddhism; Tuvans of mature age; spiritual experiences; religious symbolism; spiritual authority; spiritual growth

63PSMN519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.