миграции, которое в большей степени выражено в группе вакцинированных и характеризует наибольший спад цитокинопродукции. Через 4 месяца от начала наблюдения функциональная активность 'Г-системы иммунитета во всех группах находилось в пределах нормы, хотя, по сравнению с исходными параметрами, в контрольной группе и у вакцинированных лиц наблюдалось некоторое ее снижение, в то время, как в группе принимавших дибазол и аскорбиновую кислоту она была несколько выше.
Содержание сывороточных глобулинов классов А, М, G в течение всего периода наблюдения у всех групп обследованных колебалось в пределах границ среднестатистической региональной нормы.
Показатели функциональной активности системы ПНМ поданным JIKT-теста не претерпевали существенных изменений и не имели межгрупповых различий. Резервная метаболическая емкость, определяемая с помощью базального и стимулированного НСТ-тестов, показала некоторое ее снижение в контроле и в группе принимавших дибазол с аскорбиновой кислотой через I месяц наблюдения. Спустя 4 месяца наблюдалось восстановление этого показателя до границ статистической нормы у всех обследованных.
Таким образом, применение вакцины “Пневмовакс -23” и препаратов, не обладающих специфической имму-нотропной активностью (дибазол, аскорбиновая кислота), в ранние сроки службы практически не оказывает влияния на изученные параметры иммунной системы и неспецифическую защиту.
Продукция ИЛ-6 и ФНО-а in vivo и in vitro у пациентов с сердечно-сосудистой патологией
Сысоев К.А., Калинина Н.М.
Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России
ИЛ-6 и ФНО-а играют, по данным литературы, важную роль в формировании сердечно-сосудистой патологии. Указанные цитокины индуцируют продукцию оксида азота, активных форм кислорода, снижают сократительную способность миокарда, вызывают экспрессию молекул адгезии на эндотелиальных клетках [Kelly R.A. and Smith Т.W., 1997; Ferrari R. etal., 1998;Komajda M. et al., 1998]. В связи с этим продукция ИЛ-6 и ФНО-а in vivo (содержание в сыворотке крови) и in vitro (спонтанная и индуцированная продукция в супернатантах 24-часовой культуры клеток периферической крови) была изучена у пациентов-мужчин (возраст от 36 до 61 года), страдающих ишемической болезнью сердца (стабильная стенокардия напряжения I ФК) и гипертонической болезнью (f группа; п=18). В качестве контрольной группы были обследованы условно здоровые люди аналогичного пола и возраста (I [ группа; n= 15). Для определения ФНО-а использовался метод твердофазного ИФА, ИЛ-6 определялся биологическим методом.
Ниже представлена таблица средних значений содержания в сыворотке ФНО-а и ИЛ-6, атакже спонтанной и индуцированной продукции цитокинов во всех г руппах.
В группе пациентов с сердечно-сосудистой патологией отмечалось достоверное снижение индуцированной продукции ФНО-а, а также достоверное повышение спонтанной продукции и содержания в сыворотке ИЛ-6 по сравнению с контрольной группой. Можно сделать вывод о превалирующей роли ИЛ-6 в формировании патологии ССС по сравнению с ФНО-а у обследованных пациентов.
Таблица
Группы Спонтанная продкция Индуцированная продукция Одержание в сыворотке
ИЛ-6 едДш ФНО-а пг/мл ИЛ-6 ед/мл ФНО-а пг/мл ИЛ-6 ед/Wi ФНО-и пг/мл
1 II 1018+331* 140±35 130±26 105±59 1148±656 1022±120 429±87* 672±37 9,7±1,2* 1,0±0,5 33±15 34+15
*р<0.05 (критерий Вилкоксона-Манна-Уитни)
Особенности иммунно-гормональных соотношений у человека при смене климатических факторов
Тпппсова Е.В., Добродеева Л.К., Ткачев А.В., Лупачев В.В.
Отдел экологической физиологии человека Института физиологии Коми НЦ УрО РАН Архангельск, Россия
В течение длительного времени считалось, что при воздействии экстремальных факторов происходит активизация глюкокортикоидной деятельности коры надпочечников и угнетение иммунного ответа (Селье, 1967). В настоящее время имеются факты об инициирующем влиянии физиологических концентраций кортизола для формирования индуктивной фазы антителообразования (Campbell, Lennart, 1993), атакже о стимулирующем действии гуморальных продуктов иммунного ответа (ИЛ-1, ИЛ-2 и др) на глюкокортикоидную активность коры надпочечников (Кетлинский, 1992; Акмаев, 1997).
Целыо нашей работы явилось изучение соотношений между содержанием кортизола, иммуноглобулинов классов lgM, lgG, IgA, циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) в периферической крови человека при воздействии экстремальных климатических нагрузок. В задачи нашего исследования входило изучение соотношения вышеуказанных параметров у рабочих архипелага Шпицберген (78°с.ш.) в зависимости егг смены фотопериода и у моряков г. Архангельска в зависимости от климато-географического региона рейса и сезона года. Исследовали 1247 проб сыворотки крови практически здоровых мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Содержание кортизола определяли радио-иммунометрическим in vitro анализом, сывороточных иммуноглобулинов в реакциях радиальной иммунодиффузии - методом Манчини, ЦИК — путем осаждения в растворе полиэтиленгликоля.
Выявлено, что при переезде мужчин из средне широтных регионов на архипелаг Шпицберген содержание 1цМ (1,73±0,09), 1ёО (21,43± 1,15), 1§А (2,88±0,18 г/л), кортизола (504,9±18,1 нмоль/л) в периферической крови достоверно выше среднеширотных значений (р<0,05-0,01). При увеличении продолжительности светового дня на архипелаге происходит параллельное повышение концентраций кортизола (с 469,1 ±42,4 до 592,0 ± 33,5 нмоль/л, р<0,05), иммуноглобулинов классов ДО (с 16,3± 1,3 до 26,5±2,7, р<0,001), 1§А (с 1,9±0,1 до4,0±0,4г/л,р<0,001)иЦИК(с 1,6±0,3 доЗ,4±0,2г/л) по сравнению с периодом полярной ночи, когда значения показателей достоверно снижаются. При контрастных морских переходах (из тропического □ заполярный регион и наоборот) в периферической крови у моряков синхронно изменяется уровень иммуноглобулинов классов ^М, соответственно, (0,9±0,1 и 1,7±0,3);ДО(9,5±1,1 и 22,1 ±2,0); 1^А (1,9±0,2 и2,9±0,3 г/л) и кортизола(178,7± 16,5 и384,4±71,4 нмоль/л), (р<0,05-0,001). При смене сезонов года в тропи-ках(16°с.ш.) выявили, что в зимний период увеличивалось число случаев выявления концентраций изучаемых показателей, превышающих границы физиологической нормы: 1йМ (43,7%), ДО (29,6%), кортизола (11,4% случаев). Для осеннего периода, напротив, характерно наличие максимального уровня дефицитов 1цМ, ДО, 1"А, кортизола (21,5; 24,7;27,6; 1,3% случаев).
Таким образом, однонаправленные изменения содержания кортизола и иммуноглобулинов в сыворотке крови в различные сезоны года и фотопериоды, а также при смене климато-географического региона, свидетельствуют, на наш взгляд, о взаимной активизации глю-кокортикоидной деятельности коры надпочечников и гуморального иммунного ответа у человека при воздействии экстремальных факторов среды.
Определение уровня и аффинности антител к вирусу простого герпеса и цитомегаловирусу
ТоЛкина К.Э., Кострова О.М., Алешкин В.А.
Московский научно-исследовательский институт :тидемиологии и микробиологии т. Г.Н. Габричевского Москва, Россия
Инфекции, вызываемые вирусами семейства НегрезУ1пс1ае, являются одной из наиболее значимых проблем в клинической вирусологии. Одной из основных причин заболеваний, вызываемых вирусом простого герпеса (ВПГ) I и 11 типа и цитомегаловирусом (ЦМВ) является, по-видимому, специфический иммунодефицит, выражающийся недос татком гаплотипоспецифичес-ких антител, а также, возможно, их низкой аффинностью. Перспективным подходом при профилактике и лечении заболеваний, вызываемых ВПГ и ЦМВ, является использование препаратов гаплотипоспецифических иммуноглобулинов человека, получаемых из сывороток здоровых доноров, имеющих повышенное содержание соответствующих специфических антител.
Целью настоящей работы явилось определение уровня и аффинности вирусспецифических IgG в донорских сыворотках и сыворотках больных ВПГ и ЦМВ вострой стадии заболевания, с последующим отбором сывороток здоровых доноров с высоким содержанием нроти-вогерпегических и антицитомегаловирусных антител, для получения препаратов соответствующих специфических иммуноглобулинов человека.
Материалы и методы. ДО-анттела в сыворотке крови определяли с помощью твердофазного иммунофермент-ного анализа (ИФА) на тест-системах ЗАО “Вектор-Бест”.В лунки вносили по 100 мкп исследуемой сыворотки в соответствующих разведениях, после инкубации антитела выявляли с помощью козьих аффииноочищенных антител к IgG человека, конъюгированных с пероксидазой хрена. За титр исследуемой сыворотки принимали разведение, на 0,1 ед превышающее среднее значение отрицательного контроля.
Аффинность атител оценивали с помощью относительной величины RHAV (Relative Affinity Value) по Luxton R.W. и Thompson E.I. Сыворотки брали в разведении, дающем при длине волны 492 нм ОП 800-1200 ед. После фиксации антител на антигене и последующей отмывки в лунки добав-лялитиоционатаммония в различных концентрациях (1,2,3, 4,5М), инкубировали 15 мин. при комнатной температуре и далее опыт проводили по методике ИФА. Относительную аффинность антител определяли по формуле; RH AV=A 1 х 12+А2х 10+АЗх8, где А1, А2, АЗ — процент антител, оставшихся в лунках после их обработки тиоционатом аммония в концентрациях 5; 4; ЗМ соответственно.
Результаты: нами было проанализировано 240 сывороток здоровых доноров, из них отобрано 9 сывороток(4%) с титрами герпесспецифических антител, в 4-6 раз превышающими средние значения, а также 12 (5%) сывороток с титрами антител к цитомегаловирусу, в 5 раз превышающими средние значения. Отобранные сыворотки предполагается использовать для получения препаратов вирусспецифических иммуноглобулинов. Параллельно был определен уровень специфических IgG-антител в 8 сыворотках больных ВПГ и в 7 сыворотках больных ЦМВ.
В сыворотках доноров с высокими титрами антител, а также в сыворотках больных исследована аффинность про-тивогерпетических и антицитомегаловирусных антител. Средние значения индекса относительной аффинности в группах приведены в таблице. Группы состояли из сывороток доноров и больных: I группа—8 сывороток здоровых доноров с высоким уровнем антител к ВПГ и 8 сывороток больных ВПГ; И группа—7 сывороток здоровых доноров с высоким уровнем антител к ЦМВ и 7 сывороток больных ЦМВ. Анализ результатов не выявил значимых различий между RHAV специфических IgG у здоровых доноров и больных. В дальнейшем предполагается разработка более чувствительного метода определения аффинности антител к ВПГ и ЦМВ.
Таблица
Г руппы Кол-во сывороток RHAV доноров RHAV больных
1 со -н СО 504±49 464±150
II 7±7 643±185 534±106