Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
953
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамян Д.М.

Целью настоящего исследования является всестороннее комплексное изучение канадской политики интеграции мигрантов. Предметом настоящей статьи выступают историко-экономические и культурно-правовые черты канадского мультикультурализма. Особое внимание уделяется сравнительному анализу иммиграционной по- литики ряда стран Западной Европы и Канады. Установлена причинно-следственная связь между процессом формирования общеканадской культуры и эволю- цией нормативно-правовой базы Канады в сфере регулирования внешней миграции. Прослежен механизм влияния либеральных ценностей на канадскую политико-правовую действительность. Выделены особенности канадского мультикультурного общества. Охарактеризованы этапы эволюции норма- тивно-правовой базы Канады в сфере регулирования внешней миграции. Подробно изучены причины отказа данной страны от англоцентричной политики иммиграции, включая и экономические факторы. Раскрывая заявленную проблематику, автором были использованы следующие методы исследования. Применение диалектического метода познания позволило исследовать эволюцию моделей интеграции мигрантов, выявить причины, повлиявшие на развитие мультикультурализма в Канаде. Используя методы анализа и синтеза, были исследованы такие политико-правовые явления как ассимиляция и культурный плюрализм, экономическая эф- фективность трудовых мигрантов. Также при изучении развития мультикультурной модели иммиграционной политики в Канаде использовался системный метод изучения, позволяющий выделить критерии компетентности иммигрантов экономическим нуждам рассматриваемой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF IMMIGRATION POLICY IN CANADA: HISTORICAL, CULTURAL, ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS

The purpose of this study is a comprehensive analysis of the Canadian policy of integration of migrants. The subject of this article is historical, economic, cultural and legal features of the Canadian multiculturalism. Special attention is paid to com- parative analysis of the immigration policies of several countries in the Western Europe and Canada. The article reveals the essence of the relationship between the process of formation of the Canada-wide culture and the evo- lution of the regulatory framework of Canada in the field of regulation of external migration. The author has estimated the mechanism of the influence of liberal values on the Canadian political and legal reality. The paper contains the features of the Canadian multicultural society. The stages of evolution of the legal framework of Canada in the sphere of the regulation of external migration are fully described. The author has studied in detail the reasons for the refusal of this country from Anglo-centric policy of immigration, including economic factors. When revealing the stated problems, the author uses the following research methods. The application of the dialectical method of cognition has helped to investigate the evolution of models of integration of migrants, to identify the causes that influenced the development of multiculturalism in Canada. Using the methods of analysis and synthesis, the author has explored such political and legal phenomena as assimilation and cultural pluralism, economic performance of labor migrants. When studying of the development of the multicultural model of immigration policy in Canada, the author has used the system method of studying that allows him to select the criteria for the competence of immigrants to the economic needs of the country under consideration.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 33

Абрамян Д.М.,

аспирант кафедры народонаселения Факультета экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Целью настоящего исследования является всестороннее комплексное изучение канадской политики интеграции мигрантов. Предметом настоящей статьи выступают историко-экономические и культурно-правовые черты канадского мультикультурализма. Особое внимание уделяется сравнительному анализу иммиграционной политики ряда стран Западной Европы и Канады.

Установлена причинно-следственная связь между процессом формирования общеканадской культуры и эволюцией нормативно-правовой базы Канады в сфере регулирования внешней миграции. Прослежен механизм влияния либеральных ценностей на канадскую политико-правовую действительность.

Выделены особенности канадского мультикультурного общества. Охарактеризованы этапы эволюции нормативно-правовой базы Канады в сфере регулирования внешней миграции. Подробно изучены причины отказа данной страны от англоцентричной политики иммиграции, включая и экономические факторы. Раскрывая заявленную проблематику, автором были использованы следующие методы исследования. Применение диалектического метода познания позволило исследовать эволюцию моделей интеграции мигрантов, выявить причины, повлиявшие на развитие мультикультурализма в Канаде. Используя методы анализа и синтеза, были исследованы такие политико-правовые явления как ассимиляция и культурный плюрализм, экономическая эффективность трудовых мигрантов.

Также при изучении развития мультикультурной модели иммиграционной политики в Канаде использовался системный метод изучения, позволяющий выделить критерии компетентности иммигрантов экономическим нуждам рассматриваемой страны.

Ключевые слова: интеграция, иммиграционная политика, мультикультурализм

Abramyan D.,

Postgraduate student of Chair of Population of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University

THE SPECIFICS OF IMMIGRATION POLICY IN CANADA: HISTORICAL, CULTURAL, ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS

The purpose of this study is a comprehensive analysis of the Canadian policy of integration of migrants. The subject of this article is historical, economic, cultural and legal features of the Canadian multiculturalism. Special attention is paid to comparative analysis of the immigration policies of several countries in the Western Europe and Canada. The article reveals the essence of the relationship between the process of formation of the Canada-wide culture and the evolution of the regulatory framework of Canada in the field of regulation of external migration. The author has estimated the mechanism of the influence of liberal values on the Canadian political and legal reality.

The paper contains the features of the Canadian multicultural society. The stages of evolution of the legal framework of Canada in the sphere of the regulation of external migration are fully described. The author has studied in detail the reasons for the refusal of this country from Anglo-centric policy of immigration, including economic factors.

When revealing the stated problems, the author uses the following research methods. The application of the dialectical method of cognition has helped to investigate the evolution of models of integration of migrants, to identify the causes that influenced the development of multiculturalism in Canada. Using the methods of analysis and synthesis, the author has explored such political and legal phenomena as assimilation and cultural pluralism, economic performance of labor migrants. When studying of the development of the multicultural model of immigration policy in Canada, the author has used the system method of studying that allows him to select the criteria for the competence of immigrants to the economic needs of the country under consideration.

Keywords: integration, immigration policy, multiculturalism

Одна из основных проблем, решаемых государствами, - проблема интеграции. В прошлом считалось, что единство общества возможно только при его культурном однообразии. Теперь эта точка зрения ушла в прошлое - сегодня культурное разнообразие является условием единства граждан и нации.

Канада обладает особым опытом: на этапе становления государства не было сформировано единого языкового, культурного и правового пространства. Канада - иммиграционная страна, которая традиционно привлекает иммигрантов, однако из-за этого постоянно меняется ее этнический состав населения. Кроме того, выходцы из мусульманских стран порой создают политические противоречия. Итак, перед нами пример политической нации, сформированной гражданами иммигрантского происхождения.

Историко-культурный аспект

В этом государстве зародилась специфическая политика. Эта политика в 1970-е годы получила название «мультикультурализм». Ключевой формулой этого концепта является осознание того, что единства и целостности нации можно добиться только при помощи признания ее культурного разнообразия и многообразия. Именно этот факт является базой и основой для институализации культурных различий в публичном пространстве. Так, Канада полна «видимых» формирований, а именно меньшинств, которые проявляются в «этно-стилевой атрибутике, но не препятствуют успешной интеграции в принимающее общество» [2]. Большее количество таких примеров среди иммигрантов из Китая и Индостана. Однако в последнее время все больше наблюдается увеличение потока иммигрантов из мусульманских стран, которые обостряют противоречия между прописанным в Конституции концептом мультикультурализма и объективной реальностью.

Исторический опыт открывает нам два типа интеграции:

-ассимиляцию («плавильный котел как разновидность ассимиляции»);

-культурный плюрализм» [1].

В Канаде сформировалась направленность на политический и культурный плюрализм как механизм воздействия на сохранение целостности общества именно ввиду истории становления государства. Здесь изначально делалась ставка на многокультур-ность как на прогрессивный фактор, а именно как на фактор непосредственного развития и движения общества на более высокую ступень.

В Европе же издревле этнические меньшинства являлись препятствием для сохранения сплоченности обществ. Так, европейские власти решили интегрировать меньшинства при помощи проведения политики ассимиляции, так как они представляли идеал государства как совпадение политических и этно-культурных границ (то есть общество должно было быть этнокультурно гомогенным). В отличие от этого государства Северной Америки (США и Канада) изначально делали упор на приток иммигрантов как на прогрессивный фактор.

В западноевропейских государствах массовая иммиграция стала ощутима лишь после войны. Это произошло в результате политики привлечения трудовых мигрантов и послевоенного экономического бума, а также после того, как был признано свободное право въезда в бывшие метрополии для «постколониальных субъектов» [1].

Вскоре стало понятно, что масштабы иммиграции из стран третьего мира определяется невозможностью дальнейших попыток ассимиляции, так как существовали группы населения (которых стало слишком много), культурные установки которых принципиально отличались от ранее существовавших на данной территории. В данном случае ассимиляция лишь еще более разобщила бы сложившееся многокультурное общество. Поэтому в США и Великобритании, например, произошел поворот в сторону отказа от однородности существующего пространства.

По этническому составу иммиграции в мире была определена четкая специфика: выходцы из стран Магриба сконцентрировались во Франции, граждане Пенджаба и Пакистана оказались в Великобритании, в Германии же стали привлекать трудовых мигрантов, в результате чего там поселились диаспоры турков и курдов.

Во всех западных странах с 1945 по 1970-е годы стала очевидна либерализация иммиграционной политики: во Франции и Великобритании это явилось результатом построения отношений с бывшими колониями; в Германии благодаря привлечению трудовых мигрантов. В Канаде же либерализация политики по отношению к иммигрантам связана с воплощением в жизнь концепта мультикультурализма.

Если рассматривать модели иммиграционной политики, то французская политическая культурная традиция предполагает гомогенность, однородность политического пространства и признает лишь индивидуальную, частную интеграцию в общество. Получается, что идея сохранение права меньшинств на культурные отличия аннулируется. Другое дело, что при этом целостность общества сохраняется благо-

Какцитировать статью: Абрамян Д.М. Особенности иммиграционной политики Канады: историко-культурный и экономико-правовые аспекты // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3(48). с. 107-114

даря предоставляемому государством равенству возможностей для уже «влившихся», интегрировавшихся в общество равноправных граждан. Тогда мы видим, как проявляется французская модель: культурная ассимиляция в языковом плане и растворение «вновь прибывших» во французских обычаях и культуре.

В 1960-х гг. сформировалась политика открытой миграции из новых независимых стран Северной Африки [5]. То есть к концу 1960-х алжирцы стали лидерами по своей численности присутствия на территории Франции. Хотя в последнее время там наблюдается кризис ассимиляционного подхода.

В то же время в Великобритании наблюдается иная модель мультикультурной политики. Здесь политика основывается на имперском прошлом этой страны. В Великобритании была принята специальная концепция аккомодации для интеграции меньшинств [7]. Необходимо отметить, что аккомодация отображена в Законе о гражданстве, который был принят во времена первого кабинета М. Тэтчер.

Фактически, этот закон аннулировал традицию «британского подданства» и утвердил новую систему иерархированного гражданства, которое лишь указывает на различные категории и «ярусы» «британ-скости», таким образом, упорядочивая отношения бывших колоний Великобритании и самой Великобритании. Так, существовали три группы гражданства: британские граждане (самая высокая группа), граждане Зависимых территорий и граждане Заморских британских территорий [1]. Следовательно, те, кто происходил из Новой Зеландии, Канады и Южной Африки получили право на постоянный вид на жительство в Великобритании, а тем, кто являлись выходцами из стран Индостана и Карибского бассейна (бывшие британские подданные) доступ в Великобританию был открыт не в таком доступе и даже ограничен (исключением являлись лишь граждане Гонконга).

В 1997 году был принят новый закон, по которому объявлялась новая политика, выстроенная по системе баллов, поощряющая поток высококвалифицированных специалистов. Так, стала поощряться трудовая миграция.

Отличием от европейского понимания концепта мультикультурализма является признание и восприятие иммигрантов не как «проблемы», а как вклада в формирование общеканадской культуры. Поэтому в этой стране принцип мультикультурализма имеет другой смысл: это особы принцип общежития, организованного на одной территории для общества, которое является крайне разнородным. Именно поэтому здесь все группы-представители различных культур имеют права требовать расширения культурных прав и добиваться этого на практике.

Политика мультикультурализма в различных странах реализуется по-разному и имеет различные

цели, а в Канаде основным вектором является необходимость сделать культурно гетерогенное общество единым политическим сообществом. Также это привело бы к преодолению расизма во многих сферах жизни. Кроме того, это отказ от англоцентричной политики иммиграции.

В Канаде мультикультурализм - это государственная политика, а не общественное движение (и в этом огромная разница от других стран). Мультикультурализм как государственная политика приняты только в Австралии и Канаде. Здесь она является национальной доктриной и основным базовым полем, вокруг которого строится идентичность граждан. В Канаде существуют различные ведомства, а также принято специальное законодательство по регулированию этой политики. Здесь мультикультурализм - это вектор публичной культуры, причем эти процессы становления произошли в период, когда сохранение единой целостности общества было возможным только лишь при введении механизмов культурного признания.

В Великобритании, например, политика мультикультурализма построена по-иному: признаются культурные различия, и это приводит к росту «реакционного мультикультурализма» и росту числа обособленных, геттоизированных сообществ. А это приводит, в частности, к политизации идентичностей и радикальному поведению иммигрантов.

В Канаде же иммигранты не обязаны становиться членами специальных диаспорных институтов для продвижения и отстаивания своих групповых прав. Тем более, базовый принцип мультикультурализма заложен в Конституции страны (1982 г.), который и так способствует публичному выражению интересов групп иммигрантов и осознанию ими своей ценности как индивида и гражданина страны.

Также в Великобритании реализация мультикультурной политики происходит под руководством местных органов власти, и весь процесс обсуждения находится в руках местных общин, в то время как в Канаде мультикультурализм - это централизованная политика, кроме того это конституционная норма и база, на которой строится национальная идентичность канадцев.

Немаловажную роль сыграл тот факт, что канадская политическая «прослойка» не поддержала Американскую революцию. Декларация Независимости США стала политической идеологией, в то время как в Канаде в этот же исторический период общество существовало в неопределенности, которую усугублял конфликт между англоканадцами и франкоканадцами. Поэтому образование Канадской Конфедерации в 1867 году стало реакцией на растущее экономическое и политическое влияние США. Канадские провинции боялись, что если они останутся раздро-

бленными, южный сосед сможет их аннексировать. Так, политическая культура Канады сформировалась как противодействие американизму, невысокая политизированность общества, консерватизм.

Изначально история Канады сложилась как скопление поселений колонистов из Европы (сначала это были французы, затем британцы). Так, в вынужденном сосуществовании двух общин выделились два крупных общества, каждое из которых считало себя «государствообразующей нацией». Однако стоит отметить, что до 60-х гг. двадцатого века индейцы вообще не рассматривались как «государствообразу-ющая» нация и были исключены из процессов становления современного общества Канады.

Важно учитывать, что иммиграционное законодательство в конце XIX - в начале ХХ веков было на самом деле расистским (иммигранты из Азии, например, попадали в Канаду лишь на правах нелегальной рабочей силы для строительных объектов). В иммиграционной статистике 1870-х гг. было зарегистрировано только четыре национальности, согласно которым классифицировали прибывших иммигрантов: англичане, шотландцы, ирландцы и иностранцы [10]. А также среди них были ирландцы, евреи и выходцы Средиземноморского региона. Особая дискриминация чувствовалась по отношению иммигрантам неевропейского происхождения. Это выражалось, например, в том, что иммигрантов из Китая взимали подушный налог, который являлся дополнительным. Китайцы привлекались как рабочая сила для проекта строительства трансканадской железной дороги и по окончании строительства в 1923 г. Был принят закон по ограничению въезда «нежелательных иммигрантов». Сложилось так, что до середины 20 века в политической жизни Канады преобладали расистские установки. Были при этом выделены «нежелательные» категории иммигрантов, причем этот процесс зависел от того, насколько прибывшие отличались от англо-канадской культурной традиции.

Необходимо отметить, что до 1947 года вообще не существовало понятия канадского гражданства: все канадцы являлись подданными королевы Англии. Даже адвокаты должны были обращаться за обоснованием судебных прецедентов, которые происходили в Канаде, в Лондон.

С 1967 года процедура иммиграции основывалась на подсчете очков по критериям, которые определяли компетентность приезжих в профессиональном плане и соответствие этой компетентности экономическим нуждам страны. Так, полностью исчезли нормы, в которых прямым текстом бы прописывался учет расовой принадлежности.

Лишь в 1978 году был издан Закон об иммиграции, который определил приоритеты иммиграционной политики современной Канады. Теперь им-

миграционная политика ставила своей целью содействие экономическому, политическому, культурному и демографическому развитию государства. А также иммиграционная политика является средством выполнения международных обязательств государства по соблюдению положений Конвенции ООН от 1951 г. и протокола в отношении беженцев, подписанный правительством Канады в 1969 г. [6].

Итак, в Канаде модель интеграции формировалась под влиянием истории страны. Невозможность ассимилировать франкоязычную часть общества привело к формированию бикультурной модели интеграции. В Канаде иммиграция стала основополагающим принципом в становлении нации. До конца второй мировой войны канадская миграционная политика была построена именно на принципах расизма, а ее либерализация началась в 1960-е годы, которые отмечаются массовым притоком иммигрантов из стран третьего мира. Тогда вновь прибывшие и их потомки стали недовольны проводимой бикультурной политикой, и в условиях многокультурности был совершен переход от бикультурализма к новому концепту мультикультурализма в 1970-х гг.

Необходимо отметить, что формирование этой политики совпало с введением либерально-республиканских нормативов в политическое пространство Канады. Так, важно понимать, что именно в Хартии прав и свобод прописаны основные постулаты мультикультурализма в качестве государственной идеологии. Хартия прав и свобод является частью Основного закона страны, принятого в 1982 году и в котором конституционно закрепляется примат индивидуальных прав над групповыми привилегиями при сохранении возможностей истребования отдельных прав для этнокультурных меньшинств [7].

После принятия Конституции политическая культура Канады приняла более «легалисткий» характер: повысилась значимость правовых процедур для решения тех споров, которые тесно соприкасались с внедрением практики мультикультурализма. Поэтому отныне для того, чтобы институализировать определенную культурную норму, представители меньшинств свои требования представляют судебным инстанциям. Отсюда можно сделать вывод, что культурные права для иммигрантов не предписываются, а лишь обретаются ими в результате проведения определенных процедурных мероприятий.

Таким образом, в Канаде в 1970-1980-х гг. резко стала очевидна либерализация политического пространства. Это случилось из-за либерализации политики по отношению к иммигрантам. То есть либеральный принцип проведения политики стал заметен во всех сферах жизни. Даже более того, как гласит официальная доктрина, выраженная и озвученная П. Трю-до, которая была позже институализирована в Хартии

прав и свобод, призывала и признавала вклад этно-культурно различных людей в развитие всеобщей культуры Канады. Кроме того, индивидуальные права имели статус привилегированных по сравнению с групповыми правами.

В Канаде была принята попытка перемешать и соединить либерально-универсалистские принципы с мультикультурной идеологией. Первое, за меньшинствами, прибывшими в Канаду сохранялось официальное право воплощать и воспроизводить нормы культуры их родной страны (страны происхождения). Однако проблемы современного этапа принятия иммигрантов в сообщество заключаются в институали-зации именно групповых прав.

Характеристика именно Канады как иммиграционного государства является ее особый «толерантный режим»: здесь общество как бы не имеет своего единого культурного ядра: здесь нет прямого «большинства», в гомогенную структуру которого вливались бы прибывшие меньшинства. Вся история Канады - это продукт взаимных уступок и взаимного приспособления многих групп [7].

Тогда очевиден провал классического европейского принципа национализма (а так же в отличие от Индонезии, например, где идеологическая основа построения государства - это принцип национализма) в процессе становления нации.

Таким образом, бикультурный проект, который был предложен еще в начале 1960-х годов, в самые быстрые сроки был переформулирован в проект мультикультурализма. Причем задуман он был и как средство разряжения культурной напряженности между франко-канадцами и англо-канадцами.

История Канады сложилась таким образом, что лишь во второй половине XX века стали появляться представления о национальной идентичности, хоть и в качестве реакции на рост сепаратизма в Квебеке, хотя и в качестве реакции на сепаратизм в Квебеке. Лишь необходимость интегрирования меньшинств (этнокультурно-мигрантских) привели страну к необходимости идеи мультикультурализма.

Однако в отличие от государств Западной Европы, канадское «коренное население» - это дискриминируемое в прошлом автохонное меньшинство, которое ежедневно обогащается вновь прибывшими иммигрантами.

Экономико-правовой аспект

С правовой точки зрения канадская иммиграционная политика в течение долгого времени базировалась на распорядительных документах генерал-губернаторов, а позднее - правительства. Вследствие значительного иммигрантского «наплыва» на территорию Канады в конце XIX - начале XX вв. канадские

власти инициировали принятие двух специальных нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу иммиграционное политики - Иммиграционный Акт 1906 года и Иммиграционный Акт 1910 года. Оба документа были направлены на сдерживание потоков иммиграции. Уже значительно позднее нормативно-правовая база рассматриваемой сферы эволюционировала и материализовалась в Иммиграционные акты 1952, 1976 и 2002 гг. В промежутках между принятием новых нормативных документов процессы иммиграции регулировались указами.

В начале 1960-х гг. правительство Канады взяло курс на борьбу с этнорелигиозной и расовой дискриминации в сфере международной миграции, объявив высшей ценностью этнорелигиозное и культурное разнообразие. Примечательно, что Канада в правовом поле антидискриминационной политики в сфере миграции опередила Австралию и США, которые приняли соответствующие указы позднее в 1973 и 1975 гг. соответственно.

Поворотным моментом в эволюции нормативно-правовой базы иммиграционной политики в сторону эффективного экономического развития страны стало принятие Правительством Канады в 1966 году так называемых «Белых страниц по иммиграции». В соответствии с данным документом целью иммиграционной политики Канады провозглашается демографический и экономический рост. Для достижения поставленной цели предполагалось ввести ограничения на въезд на территорию Канады неквалифицированной рабочей силы и привлекать высокопрофессиональных специалистов.

С 1967 года Канада стала мировым первопроходцем в области введения балльной системы для иммиграционной политики. Речь шла о так называемом отборе иммигрантов по количеству баллов. С этого момента канадская модель иммиграционной политики становится одной из самых эффективных в мире и была адаптирована другими странами на своей территории.

В этот же год параллельно с введением балльной системы иммиграционной политики в Канаде был принят так называемый «Акт о создании Апелляционного совета по вопросам иммиграционной политики». Апелляционный совет играл роль независимого арбитра в рассмотрении жалоб, которые поступали от иммигрантов в случаях их дискриминации при приеме на работу, оформлении вида на жительство, продлении рабочих виз или поиске убежища на территории Канады.

Акт об иммиграционной политики 1976 года утвердил следующие базовые принципы модели иммиграционной политики, которые остаются актуальными и по сей день:

1) Принцип либерализма;

2) Максимальное содействие экономическому и демографическому росту, а также эффективному социально-культурному развитию;

3) Принцип международной ответственности Канады в сфере реализации международных норм и обязанностей по проблемам беженцев;

4) Борьба и устранение с экономической (трудовой), расовой, этнорелигиозной и иными формами дискриминации в отношении мигрантов;

5) Обеспечение сотрудничества всех параллелей государственных структур при расселении иммигрантов.

Акт об иммиграционной политики 1976 года разделил иммигрантов на четыре базовые категории:

1) семейный класс (категория включает близких родственников и нетрудоспособных детей, а также родителей и прародителей старше 60 лет;

2) гуманитарный класс (включает беженцев в соответствии с определением, указанном в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и вынужденных переселенцев и перемещенных лиц, которые нуждаются в поддержке, исходя из принципов гуманности и целесообразности;

3) независимые переселенцы (категория иммигрантов, которые проходили жесткий балльный отбор и подтвердили высокий уровень трудовой квалификации;

4) остальные родственники (двоюродные братья, сестры, племянники и др.), чье переселение финансируется уже проживающими в Канаде их родственниками и удовлетворяет ряду требований балльной системы. Позднее категория «остальных родственников» была интегрирована в категорию «семейный класс».

Примечательно, что Акт 1976 года вводил в практику принцип «плановости» исполнения иммиграционной политики; другими словами, иммиграционные службы, опираясь на балльную систему, формировали на каждый календарный год План выполнения количественных и качественных показателей иммиграционной политики, подготавливая по итогам своеобразный отчет перед Парламентом страны.

Иммиграционная политика эволюционировала вместе с институтами, ответственными за ее разработку и проведение. Изменение их ведомственной принадлежности отражает основные этапы экономико-демографического развития Канады:

1) В 1867-1880 гг. - вопросами иммиграции занималось Министерство сельского хозяйства;

2) В 1880-1919 гг. - Министерство внутренних

дел;

3) С 1919 г. по 1939 гг. - Министерство иммиграции и колонизации;

4) С 1936-1949 гг. - Министерство промышленности и ресурсов;

5) В 1950-1966 гг. - Министерством гражданства и иммиграции;

6) В 1966-1976 гг. - Министерство гражданства и иммиграции трансформировалось в Министерство людских ресурсов и иммиграции;

7) В 1976 -1994 гг. - Министерством занятости и иммиграции.

8) В 1994 г. - по настоящее время - вопросами иммиграционной политики стало заниматься вернувшееся к своему изначальному названию Министерство гражданства и иммиграции.

В конце июля 2002 года канадское правительство приняло новый Акт об иммиграционной политике и защите прав беженцев, который представляет собой модернизированную версию документа 1976 года, но уже с учетом последних достижений глобализации - широкого применения 1Т-технологий и пр. Важно отметить, что данный документ привел в соответствие перечень документов, которые направляются потенциальными иммигрантами в Министерство гражданства и иммиграции Канады, регламентировал и ввел в оборот новые образцы аппликационных форм, систематизировал формы виз, размеры государственных пошлин, связанных с оформлением вида на жительство, утвердил требования к прохождению иммигрантами медицинского осмотра в соответствующих медицинских учреждениях и правила депортации лиц, нарушивших иммиграционное законодательство Канады.

Важнейшими целями иммиграционной политики Канады в новом Акте являются:

• создание механизмов для привлечения высококвалифицированных мигрантов, что предоставляет возможность извлечь реальные экономические выгоды из глобальной трудовой миграции;

• содействие оперативному воссоединению иммигрантских семей;

• предотвращение прибытия в Канаду угрожающих безопасности страны лиц;

• предоставление убежища тем мигрантам, которые по гуманным соображениям в нем нуждаются.

Канадские иммиграционные службы идут в ногу со временем и в Акте 2002 года отмечается, что страна нуждается не просто в высокопрофессиональных трудовых мигрантах, а в таких работниках, которые способны оперативно адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда и обладают разносторонним междисциплинарным образованием, что может проявляться в способности к оперативному повышению их трудовой квалификации. В связи с этим большее внимание в балльной системе стало уделяться уровню образования потенциальных мигрантов. Помимо этого, были ужесточены требования к владению английским или французским языками, которые рассматриваются канадским пра-

вительством как факторы оперативной интеграции мигрантов в принимающее общество.

Иммиграционная политика Канады становится более диверсифицированной, что проявляется к большему спросу на временных иммигрантов в Канаду. Временные иммигранты в этом ключе рассматриваются как ключевой «канал» привлечения, как высококвалифицированных трудовых мигрантов, так и международных студенческих потоков.

Акт 2002 года расширил категорию «семейный класс», включив в него

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фактических супругов иммигрантов или постоянных жителей Канады. Кроме того, был увеличен возрастной ценз для нетрудоспособных детей: с 19 до 22 лет.

В современной иммиграционной политике Канады выделяются две составляющие:

1) программы для иммигрантов-переселенцев;

2) программы для временных мигрантов.

При этом значимость последней составляющей как средства привлечения квалифицированной рабочей силы постоянно увеличивается. Так, численность временных иностранных рабочих с 1995 г. в Канаде увеличилась на 25%, а иностранных студентов -более чем в два раза.

В соответствии с целями иммиграционной политики в законе 2002 г. выделяются три класса претендентов на получение статуса постоянных жителей (иммигрантов) Канады: экономический класс, семейный класс и беженцы. Основу экономического класса при этом составляют:

1) квалифицированные работники и сопровождающие их близкие родственники;

2) бизнес-иммигранты (предприниматели, инвесторы и так называемые самозанятые лица) и сопровождающие их лица.

В долгосрочной перспективе правительство Канады, исходя на возможностях балльного отбора,

стремится к тому, чтобы численность иммигрантов достигала примерно 1% от суммарной численности канадского населения. Число «аппликантов», стремящихся въехать на территорию Канады, значительно превышает тот объем внешней миграции, который страна способна принять на своей территории в соответствии с правительственным планом. Это стимулирует усовершенствование программ отбора экономически выгодных трудовых иммигрантов и продолжительность сроков рассмотрения прошений о въезде.

Вывод

Для России особый интерес представляет урегулирование отношений между федеральным правительством Канады и администрациями канадских провинций по вопросам иммиграции при определяющей роли федерального иммиграционного законодательства. Согласно Конституции, вопросы иммиграции являются сферой ответственности, как федерального правительства, так и провинций. Согласованность интересов достигается путем консультаций и выработки совместных соглашений по вопросам численности, распределения и расселения иммигрантов по территории страны, их интеграции и трудовой политики, а также разработки иммиграционных программ провинций. Иммиграционные программы провинций направлены на привлечение лиц, удовлетворяющих требованиям, выдвинутым местными властями, на долгосрочное поселение и работу в провинции. Следует подчеркнуть, что иммиграционные программы франкоязычного Квебека существенно отличаются от программ других провинций Канады. Но, в общем, число переселенцев в Канаду в рамках провинциальных программ не превышает 1% от общей численности иммигрантов.

Список литературы

1. Аверков АЛ. Регулирование миграционных процессов на региональные рынки труда. М: Лаборатория книги, 2012.

2. Антонова В. Мультикультурализм: идеология, политика и культурный код современности / В. Антонова; Центр социальной политики и гендерных исследований. М.: Вариант, 2012.

3. Иванов Г.С. Влияние внешней трудовой миграции на структуру социально-трудовых отношений в Российской Федерации. М.: Директ-Медиа, 2015.

4. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики / ред. М. Погребинский, А. Толпыго. М.: Весь мир, 2013

5. ЛисицинД.М. Правовые основы визовой и иммиграционной политики ЕС. М.: Лаборатория книги, 2012.

6. Назаров В.Л. Теория и практика мультикультурализма в странах Запада. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.

7. Прудникова Т.А., Акимова С.А., Егоров С.А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран. М.: Юнити-Дана, 2015.

Reference list

1. AverkovA. Regulation of migration processes on regional labor markets. M: Laboratoriya Knigi, 2012.

2. Antonova V. Multiculturalism: Ideology, policy and the cultural code of modernity / Center for social policy and gender studies. M.: Variant, 2012.

3. Ivanov G. The influence of external labor migration on the structure of social and labour relations in the Russian Federation. M.: Direct-Media, 2015.

4. The crisis of multiculturalism and issues of national policy / Edited by M. Pogrebinskiy, A. Tolpygo. M.: Ves' Mir, 2013.

5. Lisitsyn D. The Legal basis of the visa and immigration policy of the EU. M.: Laboratoriya Knigi, 2012.

6. Nazarov V. Theory and practice of multiculturalism in the Western countries. Ekaterinburg: Publishing office of the Ural University, 2015.

7. Prudnikova T., Akimova S., Egorov S. Legal and organizational peculiarities of migration policies in several foreign countries. M.: Unit-Dana, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.