УДК 378
Прохорова Т.С. студент
направление подготовки «Профессиональное обучение»
Шейхова М. С., к. э.н.
доцент
Донской государственный аграрный университет
Россия, п. Персиановский ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются игровые методы обучения, их классификация и функции.
Ключевые слова: игровые методы обучения, классификация игровых методов обучения, функции игровых методов обучения.
Prokhorova T.S. student
training direction " Vocational training» Don state agrarian University Russia, p. Persianovsky
Sheikhova M.S.
associate Professor, candidate of economic Sciences
Don state agrarian University Russia, p. Persianovsky FEATURES OF GAME METHODS OF TRAINING
Annotation. The article deals with the game methods of teaching, their classification and functions.
Key words: game methods of training, classification of game methods of training, functions of game methods of training.
На современном этапе образования игровые методы обучения занимают особое место в учебном процессе, так как они помогают добиться высоких результатов в усвоении материала. Именно поэтому эта тема настолько актуальна.
Игровые методы обучения- это учебные деловые или деятельностные игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.
Рассмотрим классификацию игровых методов обучения.
Для этого нужно выделить следующие аспекты, рассматриваемые по структурным элементам урока, в зависимости от целей игры:
□ игры, направленные на изучение нового материала;
□ игры, направленные на закрепление;
□ игры, направленные на проверку знаний;
□ обобщающие игры;
□ игры - паузы (релаксационные).
Классификация игровых методов обучения:
- по философской основе: приспосабливающаяся;
- по концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + суггестия + гештальт;
- по характеру содержания: все виды + проникающие;
- по организационным формам: все формы;
- по преобладающему методу: развивающие, творческие ,поисковые;
- по категории обучаемых: массовая;
- по уровню применения: все уровни;
- по основному фактору развития: психогенные;
- по типу управления: все виды - от системы консультаций до программной;
- по подходу к ребенку: свободное воспитание;
- по направлению модернизации: активизация.184
Важно разделять учебные игры по количеству участников:
1. групповые;
2. индивидуальные;
3. массовые;
4. диалоговые (парные)185
Игровые методы обучения выполняют в обучении следующие функции:
- функция социализации.
Учащимся на занятии можно предложить поиграть, например в «Монополию»: когда студент изучает темы по предмету «Теория экономики», он лучше ориентируется в процессе игры, знает, какой сделать «ход», для более лучшего результата.
- Игротерапевтическая функция.
Заключается в том, что игра используется как средство преодоления трудностей, которые возникают во время обучения у студентов. Игровая терапия обучающихся максимально проявляется в ролевой.
- Коммуникативная функция.
Когда в игре мы создаём коллектив, мы учим студентов общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения поставленных целей используют групповые задания, работу в парах.
Например, для инсценировки любой ситуации (падение курса валюты на бирже, повышение цен на продукты первой необходимости) проявляется столкновение, противоречие, конфликт, что помогает более полно и ясно рассмотреть данную проблему.
Рассказывая студентам насущные проблемы (информируемые в СМИ)
184 Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.
185 Эльконин Д.Б Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
и высказывая своё мнение о них, мы вовлекаем обучающихся в структуру общественных отношений.
- Развлекательная функция.
Основной задачей игры является развлечение, доставление удовольствия, воодушевление, пробуждение интереса к чему-либо, а для преподавателя сделать занятие интересным и результативным.
- Функция самореализации.
Каждый человек должен быть самодостаточным, должен высказывать своё мнение, несмотря на то, совпадает оно с мнением преподавателя или нет. Он должен мыслить, вне зависимости от окружающих. В этот момент игровые методы обучения взаимодействуют с проектной деятельностью. Здесь можно предложить студентам создать собственный бизнес-план, либо взять готовую работу и постараться сделать её с более выгодными условиями. В результате данной работы обучающиеся решают возникающие вопросы, затруднения, критикуют авторов, что помогает в реализации творческой деятельности студентов и их самовыражении.186
При изучении игровых технологий, мне пришлось рассмотреть достаточно большое количество литературы. Мне бы хотелось отметить положительные и отрицательные стороны игровых технологий.
Положительные стороны:
1) Создание благоприятного психологического климата;
2) студенты получают удовольствие от занятия;
3) во время урока проявляется высокий эмоциональный уровень студентов.
Негативные стороны:
1) Объяснение правил игры и её сущности занимает достаточное количество времени. Это приводит к нехватки времени, необходимого для усвоения запланированного материала;
2) Игра повышает эмоциональный фон учащихся, в результате чего их бывает очень сложно успокоить;
3) В то время когда игра несёт соревновательный характер, она мо-жет перерасти в соперничество, которые продолжится по окончании иг-ры.
Проблемы и пути их решения:
• Использование только лишь игровых технологий не даёт желаемо-го результата, отсюда появляется необходимость применения современных образовательных технологий.
• Игровые технологии требуют особой образовательной среды.
• При построении игры важно, чтобы она максимально носила образовательный характер, дабы учащиеся «не заигрались». Именно поэтому учебная игра требует максимального количества времени к её подготовки.
Таким образом, нами были подробно рассмотрены особенности и
186 Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика 3-е изд. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. -М.: Академия,2012._
структура игровой деятельности и мы выяснили, что игровая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности своей структурой
Использованные источники:
1. Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.
2. Эльконин Д.Б Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
3. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика 3-е изд. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.-М.:Академия,2012.
УДК 334.78
Пыстин П. А. студент магистрант 2 курса факультет экономики и организации в АПК
Ковалева Т.С., к. э.н.
профессор кафедра экономики ФГБОУВО СПбГАУ Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ АПК В
УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Аннотация: статья описывает процессы слияний и поглощений в современных условиях. Отражены сущность сделок слияний и поглощений, этимология термина, основные мотивы совершения сделок. Приведены особенности и специфика сделок в агропромышленном секторе России, цели, которых можно достичь с помощью слияний и поглощений. Представлен анализ сделок в АПК России за последние 5 лет.
Ключевые слова: Слияния и поглощения, M&A, глобализация, интеграция, АПК, российский рынок слияний и поглощений.
Pystin P.
Second-year undergraduate student of the Faculty of Economics and
Organization of the Agroindustrial Complex Saint-Petersburg Agrarian University Saint-Petersburg, Pushkin Kovaleva T.
Candidate of Economic Sciences Professor of the Department of
Economics
Saint-Petersburg Agrarian University Saint-Petersburg, Pushkin MERGES AND ACQUISITIONS AS THE WAY OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN
GLOBALIZATION CONDITIONS The article describes processes of merges and acquisitions in modern