Научная статья на тему 'Особенности идентификации русских Удмуртии (по материалам социологического исследования)'

Особенности идентификации русских Удмуртии (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОНФЕССИИ / МАКРОИДЕНТИЧНОСТЬ / РУССКИЕ / ТРАДИЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Владимир Степанович, Черниенко Денис Аркадьевич

В статье на основе материалов этносоциологического исследования проанализированы структура, индикаторы и некоторые особенности идентификации русского населения Удмуртии. Сделан вывод о том, что этническая идентичность сохраняет свою актуальность. Вместе с тем, в идентификационной матрице русских одной из доминирующих является общероссийская гражданская идентичность. Выявленные особенности являются результатом сложных процессов этнокультурной адаптации и интеграции в многонациональном регионе, а также текущих общественно-политических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности идентификации русских Удмуртии (по материалам социологического исследования)»

УДК 316.35:39(=ШЛ)(470.51)

В.С. Воронцов, Д.А. Черниенко

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКИХ УДМУРТИИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)*

В статье на основе материалов этносоциологического исследования проанализированы структура, индикаторы и некоторые особенности идентификации русского населения Удмуртии. Сделан вывод о том, что этническая идентичность сохраняет свою актуальность. Вместе с тем, в идентификационной матрице русских одной из доминирующих является общероссийская гражданская идентичность. Выявленные особенности являются результатом сложных процессов этнокультурной адаптации и интеграции в многонациональном регионе, а также текущих общественно-политических событий.

Ключевые слова: идентификация, конфессии, макроидентичность, русские, традиции, трансформация, этнокультурные процессы.

Воронцов Владимир Степанович - старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, руководитель Центра по изучению современных этнополитических процессов и межнациональных отношений, кандидат исторических наук, vvorontsov@rambler.ru

Черниенко Денис Аркадьевич - старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доцент Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук, denis_chernienko@mail.ru

* Работа выполнена в рамках проекта Департаментов Минобрнауки России «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации ...», № 28.4503.2017/5.3

Трансформационные процессы, происходившие на рубеже XX-XXI вв. (кризис коммунистической идеологии, распад СССР, процессы глобализации), выдвинули в разряд наиболее актуальных фундаментальных исследовательских проблем - вопрос о состоянии системы социальной идентичности населения России и ее отдельных регионов. В качестве методологической базы авторы использовали концепцию множественных социальных идентификаций, предложенную российскими и зарубежными учеными [1; 6; 7; 8]. Фундаментальным положением данного методологического подхода является тезис о том, что индивидуальный набор социальных идентичностей организован в относительно упорядоченную иерархическую систему - «идентификационную матрицу», основой которой являются базисные идентичности. Помимо идентификации с первичными группами (семьей, друзьями, коллегами по работе и др.) важнейшее место в идентификационной матрице индивида занимают гражданская, этническая, религиозная и другие макроидентичности.

В статье основное внимание направлено на изучение особенностей идентификации русских Удмуртии. В основу исследования положены результаты социологического опроса, проведенного по заказу Министерства национальной политики УР в декабре 2016 г., опрошено 1200 человек. Социально-демографическая и этническая структура респондентов отражает основные параметры генеральной совокупности (население Удмуртии от 18 лет и старше) и позволяет проводить анализ в рамках поставленных в исследовании задач.

В ходе опроса респонденты определяли этническую принадлежность на основе свободного самоопределения. Этнический состав опрошенных выглядит следующим образом: русские - 685 человек (57,1%), удмурты - 342 (28,5%), татары - 88 (7,3%), представители других этнических групп - 23 (1,9%), 62 человек (5,2%) выбрали «двойную национальность».

Как известно, человек рождается, живет и воспитывается в определенной этнической среде, т.е. проходит этническую социализацию. В ходе этого процесса он усваивает и приобщается к определенному языку, к различным формам и элементам культуры, нормам поведения, образу жизни, дает оценку окружающему миру и самому себе. Осознание своей этнической принадлежности (этническая самоидентификация) - одно из самых очевидных проявлений этнической идентич-

ности. Анализируя материалы исследования, остановимся на степени отчетливости этнической идентификации респондентов, т.к. именно по этому индикатору можно судить о базе этнической идентичности в целом и дать оценку устойчивости этнических характеристик народа [4, с. 6; 5, с. 88-92]. Этническую идентификацию можно определить по таким важным параметрам как осознание индивидом общности происхождения, традиций, культурных ценностей, ощущении исторической и межпоколенной преемственности и др. (табл. 1).

Таблица 1

Что, на Ваш взгляд, больше всего объединяет Вас со своим народом?*

(здесь и далее, в % от числа опрошенных по массиву и в группах)

Параметры идентификации Всего Национальность

русские удмурты татары

Общее происхождение, историческая судьба 55,9 63,4 43,3 44,3

Национальная культура (обычаи, обряды и т.п.) 62,8 63,4 64,9 62,5

Национальный язык 60,3 61,3 62,0 58,0

Религия 23,7 26,0 14,3 46,6

Национальная республика (Удмуртия) 22,6 13,4 44,4 6,8

Национальный характер, особенности поведения 21,1 19,0 24,0 26,1

Схожесть внешних черт (лицо, походка) 8,0 8,9 6,4 2,3

* Для наглядности в таблице представлены только утвердительные ответы респондентов по разным позициям.

В целом по массиву опрошенных, на первом месте среди этноконсо-лидирующих признаков находится национальная культура (62,8%), на втором - язык (60,3%), на третьем - общность происхождения (55,9%). Существенно реже, респонденты отметили в качестве таких признаков религию (23,7%), национальную республику (22,6%), особенности поведения (21,1%) и внешние черты (8%). Анализ ответов респондентов на данный вопрос в зависимости от их национальной принадлежности вносит некоторые коррективы в распределение их приоритетов.

Для большинства русских главными идентификационными признаками являются общность происхождения (63,4%), национальная культура

(63,4%) и русский язык (61,3%), каждый четвертый опрошенный отметил религию (26%), каждый пятый - особенности поведения (19%). Наименьшую значимость для респондентов данной национальности имеют национальная республика (13,4%) и схожесть внешних черт (8,9%), правда, последний признак для них все-таки более значим, чем для удмуртов и татар. Отметим также, что при общей схожести в выборе основных эт-ноконсолидирующих признаков, для удмуртов, в отличие от русских и татар, особую ценность представляет национальная республика (44,4%), а для татар, в отличие от русских и удмуртов, - религия (46,6%).

Интенсивность проявления этноконсолидирующих признаков у русских Удмуртии различается в разных территориальных и возрастных группах (табл. 2). У респондентов, проживающих в сельской местности, чувство этнической консолидации носит более размытый характер, тогда как в условиях многонационального города отличительные особости актуализируются и становятся более значимыми для них. Так, например, о значимости этнокультурной идентификации заявило 67,8% городских жителей и только 49,1% сельских, об этноязыковой - 65,9% горожан и 46,6% селян. В то же время, среди сельских жителей несколько больше тех, кого объединяет общее происхождение (67,5%) и национальная республика (19,6%), среди горожан таковых, соответственно, 62,1% и 11,5%.

Таблица 2

Что, на Ваш взгляд, больше всего объединяет Вас со своим народом?

Параметры идентификации Русские

город село 18-29 лет 60 лет и старше

Общее происхождение, историческая судьба 62,1 67,5 60,8 73,6

Национальная культура (обычаи, обряды и т.п.) 67,8 49,1 53,9 65,1

Национальный язык 65,9 46,6 58,0 58,1

Религия 26,3 25,2 24,5 30,2

Национальная республика (Удмуртия) 11,5 19,6 15,4 14,0

Национальный характер, особенности поведения 16,9 25,8 23,8 15,5

Схожесть внешних черт (лицо, походка) 8,6 9,8 9,1 7,8

В возрастных когортах наиболее заметные различия наблюдаются между самыми младшими и самыми старшими респондентами. В молодежной группе интенсивность проявления этноконсолидирующих связей несколько ниже, чем в старшей, что не удивительно, учитывая, с одной стороны, их возраст, а с другой, - сокращение этнокультурных практик в условиях современных глобализационных процессов.

Далее подробнее остановимся на рассмотрении этноконфессиональ-ной идентификации населения республики. В Удмуртии распространены, в основном, две традиционные религии - православие и ислам сунитского толка. Православие исповедуют большинство русских и удмуртов, ислам - татары. Доля верующих среди населения Удмуртии довольно высока. Так, по данным социологического опроса 2016 г., к верующим отнесли себя более двух третей респондентов (68,7%), каждый пятый респондент отнес себя к неверующим (19,7%), 6,9% -колеблются между верой и неверием, 4,7% - затруднились с ответом (табл. 3). Причем, за период с 2002 по 2016 гг. численность верующего населения, в том числе соблюдающего религиозные обряды, выросла с 50,6% до 68,7%, в то же время, число неверующих снизилось почти в два раза (с 37,1% до 19,7%).

Таблица 3

Ваше отношение к религии?

Варианты ответов Всего Национальность

русские удмурты татары

Я верующий и соблюдаю религиозные обряды 16,3 14,5 17,6 26,1

Я верующий, но не соблюдаю религиозные обряды 52,4 53,6 52,5 42,1

Я колеблюсь 6,9 7,5 5,3 8,0

Я безразличен к религии 7,5 8,6 6,1 5,7

Я не верующий, но уважаю чувства тех, кто верует 11,6 11,3 12,6 12,5

Я считаю, что с религией нужно бороться 0,6 0,7 0 1,1

Затрудняюсь ответить 4,7 3,8 5,9 4,5

В национальных группах к верующим отнесли себя 68,1% русских, 70,1% удмуртов и 68,2% татар. Среди неверующих оказалось 20,6% русских, 18,7% удмуртов, 18,1% татар.

Среди верующего и колеблющегося населения считали себя православными 77,1% респондентов, 7,9% - мусульманами, 0,7% - язычниками, 0,3% - буддистами, 0,2% - представителями иудаизма, еще 11,2% опрошенных отметили, что «верят в Бога, но не разбираются в религиях».

В национальных группах к православным отнесли себя 87,1% русских, 82,9% удмуртов, 3,9% татар. С исламом идентифицировали себя 88,3% татар и 0,4% русских. Язычество предпочли 0,5% русских и 1,4% удмуртов. Сторонники буддизма зафиксированы среди русских (0,4%) и удмуртов (0,3%), их оказалось минимальное количество (табл. 4).

Таблица 4

Если Вы верующий, то к какой религии себя относите?

(в % от числа верующих)

Варианты ответов Всего Национальность

русские удмурты татары

Православие 77,1 87,1 82,9 3,9

Ислам 7,9 0,4 0 88,3

Иудаизм 0,2 0,2 0 0

Буддизм 0,3 0,4 0,3 0

Язычество 0,7 0,5 1,4 0

Верю в Бога, но не разбираюсь в религиях 11,2 9,5 13,0 6,5

Другой ответ 2,6 1,9 2,4 1,3

Выше уже отмечалось, что часть респондентов включила религию в число ведущих признаков, объединяющих их со своими этническими общностями. Однако в национальных группах наблюдалась существенная разница по данному показателю, так, об этом заявило 46,6% татар, 26% русских и лишь 14,3% удмуртов (табл. 1).

Столь значительный разрыв между татарами и удмуртами, видимо, можно объяснить диаспорным сознанием татар Удмуртии, которые в течение длительного времени находятся в отрыве от территории

проживания основной этнической группы. Для них религия является своеобразным этноконфессиональным стабилизатором и барьером против ассимиляционных процессов. В свою очередь для большинства удмуртов, в силу ряда причин (краткость исторического периода, насильственный характер христианизации в прошлом и др.), православие пока еще не стало «национальной» религией, поэтому и не осознается как этноконсолидирующий индикатор. Необходимо отметить, что и для большинства русских религия - как этноконсолидирующий признак существенно уступает национальной культуре, языку и общности происхождения.

Данные исследования подтверждают сложившуюся многоуровневую идентификационную систему у населения Удмуртии, при которой наряду с этнической и конфессиональной принадлежностью они осознают и общегражданскую. Так, в целом по массиву опрошенных более двух третей жителей считают себя россиянами (71,3%,), к каждому шестому респонденту такое осознание приходит, когда они находятся за пределами страны (16,5%) и лишь у 6% опрошенных преобладают этноцентристские установки (табл. 5).

Национальность «россиянин» импонирует в большей степени удмуртам и татарам, хотя в предыдущих опросах по этому показателю лидировали русские респонденты. Вместе с тем, в той или иной степени ощущают принадлежность к общероссийской идентичности абсолютное большинство опрошенных, причём это осознание характерно и для русских (87,1%), и для удмуртов (89,8%), и для татар (91%).

Таблица 5

Не отрицая своей национальной принадлежности, могли бы Вы также сказать о себе «Моя национальность - россиянин»?

Варианты ответов Всего Национальность

русские удмурты татары

Да 71,3 70,4 74,3 73,9

Да, если нахожусь за пределами страны 16,5 16,7 15,5 17,1

Нет 6,0 6,2 4,7 4,5

Затрудняюсь ответить 6,2 6,7 5,5 4,5

В свою очередь, на вопрос «Гражданином какого государства (государственного образования) Вы себя считаете в большей мере?», лишь чуть более половины опрошенных указали на российское гражданство (табл. 6). В национальных группах по-прежнему наблюдаются некоторые различия: большинство русских (65,1%) и татар (77,3%) осознают себя в большей степени гражданами России, среди удмуртов таковых оказалось 33,6%. В то же время, большинство удмуртов (58,7%) ощущают себя гражданами России и Удмуртской Республики в равной степени, такой же позиции придерживается каждый третий русский (32%) и каждый пятый представитель татарской национальности (20,4%).

Таблица 6

Гражданином, какого государства (государственного образования) Вы себя считаете в большей мере?

Варианты ответов Всего Национальность

русские удмурты татары

Гражданином России 55,9 65,1 33,6 77,3

Гражданином Удмуртии 4,4 2,8 7,7 2,3

Гражданином России и Удмуртии в равной степени 39,2 32,0 58,7 20,4

Другой ответ 0,5 0,1 0 0

Анализ ответов на данный вопрос в разрезе территориальных и возрастных групп выявил довольно существенную разницу среди русского населения. Так, городские жители и молодежь значительно чаще, чем селяне и пожилые люди считают себя, прежде всего, гражданами России, и наоборот - сельские жители и представители старшей возрастной группы гораздо чаще указывают на «двойное» гражданство (табл. 7). Возможно, это объясняется, с одной стороны, их более длительным проживанием в республике, а с другой - более тесными контактами русских и удмуртов в сельской местности.

Что касается некоторого снижения показателей гражданской идентичности среди русского населения, то пока сложно дать объяснение этим изменениям. Возможно, они связаны с не совсем удачным обсуждением в СМИ т.н. «Закона о российской нации». Напомним, что 31 октября 2016 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям

Таблица 7

Гражданином, какого государства (государственного образования) Вы себя считаете в большей мере?

Варианты ответов Русские

город село 18-29 лет 60 лет и старше

Гражданином (-кой) России 70,5 47,8 68,1 57,7

Гражданином (-кой) Удмуртии 2,5 3,7 3,5 1,5

Гражданином (-кой) России и Удмуртии в равной степени 27,0 48,5 28,4 40,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Астрахани Президент РФ В.В. Путин поддержал идею экс-министра по делам национальностей В.А. Михайлова о подготовке закона о российской нации. В ходе дискуссий ряд политических деятелей заявили о том, что данный законопроект может вызвать ухудшение межнациональных отношений и даже дестабилизировать этнополитическую обстановку в некоторых регионах РФ [3]. Более того известный деятель культуры, депутат Государственной Думы РФ, сопредседатель ОНФ С.С. Говорухин в одном из своих интервью назвал сам термин «россиянин» «отвратительным» [2]. Однако не будем спешить с окончательными выводами - возможно действие и иных факторов, в том числе, социально-экономических. Последующие опросы подтвердят либо опровергнут данные предположения.

Итак, для русских Удмуртии остается актуальной этническая идентичность, которая подкрепляется осознанием общности происхождения, приобщения к родному языку и этнической культуре. Однако, как отмечают исследователи, в последние десятилетия этническая идентичность связана не столько с реальным знанием и использованием этнокультуры всеми членами этноса, сколько с ее символической ролью в процессах формирования чувства общности со своим этносом и отличия от других этнических общностей.

Для русских этноязыковая компонента по-прежнему остается одной из важнейших при формировании этнической идентичности, менее значима конфессиональная составляющая. Наряду с этнической идентичностью в идентификационной матрице русских Удмуртии общероссийская

гражданская идентичность стала одной из доминирующих. Причем, для респондентов разных национальностей гражданская, этническая и конфессиональная идентичности занимают разные по значимости позиции в идентификационной системе.

Выявленные тенденции в идентификационных предпочтениях жителей Удмуртии являются одновременно результатом естественного процесса взаимной адаптации и интеграции народов, долгое время живущих на общей территории, и следствием формирования определенного баланса идентичностей в их идентификационной матрице.

Список использованных источников и литературы

1. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representation // Farr R., Mosco-vici S. (eds). Social Representations. Cambridge: C.U.P., 1984.

2. Говорухин назвал отвратительным слово «россиянин» // Медиа-проект «Национальный акцент» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// nazaccent.ru/content/22399-govoruhin-nazval-otvratitelnym-slovo-rossiyanin. html (апрель 2017)

3. Депутат ГД: Закон о российской нации может усилить межнациональную напряженность // Медиа-проект «Национальный акцент» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/22286-deputat-gd-zakon-o-rossijskoj-nacii.html (апрель 2017)

4. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. N° 5.

5. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.

6. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005.

7. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

8. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.