Научная статья на тему 'Особенности и условия реализации инвестиционно-хозяйственного механизма в АПК Калининградской области'

Особенности и условия реализации инвестиционно-хозяйственного механизма в АПК Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и условия реализации инвестиционно-хозяйственного механизма в АПК Калининградской области»

Рис. 2. Динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и инвестиционные ресурсы, 1990-2005 гг.: □ — базисный индекс цен реализации продукции сельского хозяйства; ■ — на инвестиционные ресурсы для сельского хозяйства.

приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Однако за его рамками оказывается абсолютное большинство сельских товаропроизводителей. Отсутствие прибыли не дает возможности предприятиям нетолько самостоятельно инвестировать средства в развитие производства, но и привлекать в необходимых объемах кредитные ресурсы.

В складывающихся условиях государственная поддержка сельского хозяйства, на наш взгляд, должна одновременно идти по нескольким направлениям.

В первую очередь необходимо стимулировать внутренний платежеспособный спрос на отечественную продукцию, в том числе по линии государственных и муниципальных закупок; осуществлять активную протекционистскую политику; гарантировать цены на продукцию сельского хозяйства, льготы или компенсации высоких цен на топливно-энергетические ресурсы и др.

Сельское хозяйство, будучи одним из видов предпринимательской деятельности, направлено на получение дохода. Следовательно, нужны экономические условия, обеспечивающие возможность прибыльного производства. Для России характерен высокий потенциальный спрос на продовольствие. При повышении реальных доходов населения и стабилизации рыночных цен это будет способствовать развитию отрасли.

Государство должно содействовать институциональным преобразованиям, в том числе созданию сберегательных и специализированных инвестиционных структур для предприятий и населения, становлению небанковских финансовых учреждений, переориентации части займов на мировых рынках на реконструкцию производства.

Главное направление антикризисной политики государства в аграрном секторе должно состоять в проведении инновационно-инвестиционной политики, способствующей модернизации производства, приведению материально-технической базы отрасли в соответствие с современными мировыми стандартами. Это позволит снизить себестоимость продукции при одновременном росте ее производства. Помимо используемых сегодня субсидирования кредитов и лизинга, необходимая форма поддержки — прямое государственное участие в финансировании конкретных инвестиционных проектов, разрабатываемых и реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. Причем доступ к финансовым ресурсам должен быть не у ограниченного количества относительно стабильно работающих хозяйств, а у большинства аграрных предприятий. Соответственно, в федеральном и региональных бюд жетах необходимо предусмотреть дополнительные объемы финансирования отрасли.

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В АПК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АГ. БОГДАНОВ

Калининградская область в качестве региона, имеющего «особый» анклавный статус, обладает потенциально более высокими возможностями развития местного агропродовольственного комплекса (территориальными, правовыми и историческими), чем другие территориальные образования Северо-Западного федерального округа. Но при этом нельзя сбрасывать макроэкономические и организационные проблемы, которые ограничивают инвестиционную активность в любом субъекте Федерации. Важно учитывать, что го-синвестиции в агропром и налоговые послабления, предусмотренные ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», полностью не заменят «работающего» на долгосрочную перспективу механиз-

ма роста инвестиционной привлекательности аграрного сектора и не снимут проблему разработки инструментария по эффективному решению организационно-экономических проблем сельхозпроизводителей и предприятий сферы переработки. Необходимость кардинальных мер по переводу нацпроектных мероприятий на новый и качественно более высокий уровень поддержки развития агропроизводства объясняется следующими цифрами. По итогам первого полугодия 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., производство молока и яиц в области уменьшилось соответственно на 11,9 и 2,9 % [1].

С позиции оценки отраслевых статистических показателей и исполнения плановых графиков реализации мероприятий проекта «Развитие АПК» «барьеры» к росту инвестиций выглядят следующим образом [использованы данные 2...3].

Число сельскохозяйственных организаций большинства территориальных образований Северо-Западного федерального округа (СЗФО) и страны в целом из года в год снижается.

Кредиторская задолженность в процентах к выручке от продажи продукции в сельхозорганизациях Калининградской области в 2005 г составила 98 % (самый высокий уровень среди всех субъектов СЗФО).

С 2002 г динамика ивдекса физического объема продукции сельского хозяйства региона, как по валовой продукции в целом, так и по отраслям растениеводства носит положительный характер. В то же время в животноводстве она отрицательная. При этом недостаточно задействован потенциал фермерских хозяйств. Например, в 2004 г. их вклад в производство продукции животноводства не превышал 3 %.

В свете реализации национального проекта обращают на себя внимание опоздание с представлением и наличие большого количества ошибок в заявках районных администраций на строительство либо приобретение жилья из вторичного фонда в рамках утвержденной в начале июня 2006 г. областной программы строительства жилья для молодых специалистов на селе, д лительная и чрезвычайно бюрократизированная процедура оформления права собственности на землю, недостаточно широкий перечень имущества, приобретаемого в рамках кредитования на условиях субсидирования из средств федерального бюджета.

Сельхозпроизводителям сложно получать доступ к кредитным ресурсам, вьщеляемым в рамках программных продуктов Россельхозбанка, из-за низких доходов, недостаточной залоговой базы (одно из определяющих условий в принятии положительного решения банта на совершение сделки), а также слабо развитой филиальной сети этого учреждения.

Негативно сказывается отсутствие льгот хозяйствам, занимающимся выращиванием рапса на экспорт, и их отменой по вывозу с территории анклава мясной продукции, произведенной из импортного сырья.

Вместе с тем, активность Россельхозбанка и правительства области позволили по данным на 1 августа 2006 с более 150 подворьям и фермерским хозяйствам региона в той или иной мере воспользоваться субсидиями на покупку топлива и племенного скота, получить кредит. В том числе в течение первого полугодия 2006 г. почти 100 ЛПХ были прокредитованы на сумму более 20 млн руб. Четыре филиала московских банков, работающих в области, согласились в той или иной мере участвовать в кредитовании фермерских и личных подсобных хозяйств в рамках нацпроекта. Всего по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» по состоянию на 15 августа 2006 г. и было привлечено более 120 млн руб. (второй показатель в федеральном округе). Калининградская область занимает одну из лучших позиций в СЗФО в плане поддержки агробизнеса из средств регионального бюджета. Ее объем в 2005 г., по сравнению с 2004 г., вырос почти в 2 раза. В целом из федерального и областного бюджетов в 2005 с на поддержку сельского

хозяйства региона направлено более 300 млн руб., 23,4 % этих средств ориентировано на развитие животноводства, 29,8 % — растениеводства, 8 % — на приобретение сельскохозяйственной техники. Около 70 млн руб. выделено в рамках субсидирования процентных ставок по кредитам Россельхозбанка, что позволило предприятиям агропромышленного комплекса дополнительно привлечь около 1 млрд руб. Во многом благодаря таким мерам рентабельность сельхозпредприятий Калининградской области традиционно выше среднероссийского уровня (в 2005 г. 12,8 и 7,6 % соответственно).

Однако следугт отметить что, несмотря на рост абсолютных показателей капиталовложений в сельское хозяй -ство региона доля агроинвестиций в объеме совокупных вложений в экономику остается невысокой (см. табл.).

Таблица. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства Калининградской области за 2000-2004 гг.

Показатель 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Объем инвести-

ций, млн руб. 186,1 130,8 233,9 272,7 400,1

Доля в совокуп-

ных инвестици-

ях в основной

капитал по всем

отраслям, % 5,1 2,9 3,8 2,3 2,7

Цель регионального правительства сделать к 2010 г. аграрный комплекс Калининградской области высокотехнологичной отраслью экономики, основу которой составят крупные вертикально интегрированные предприятия, работающие в рыночных условиях. Это позволит устранить острые социальные проблемы населения, проживающего в сельской местности, а также в малых и средних городах региона.

Для решения указанной задачи необходимо разработать активную аграрную политику рыночной направленности. Развитие сельского хозяйства должно перейти на качественно новый уровень, основанный на формировании эффективных собственников и современных технологиях с учетом принципов безопасности продовольствия.

В этой связи в качестве перспективных и стратегически важных мероприятий можно назвать следующие: разработка экономико-правовых мер по решению проблемы необрабатываемых сельскохозяйственных угодий и улучшению эффективности использования земельного потенциала области. По информации Министерства сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, в собственности сельхозтоваропроизводителей региона находится порядка 447,5 млн га, при этом эксплуатируется по назначению только 54 %. Если бы удалось довести величину этого показателя до 100 % областной бюджет мог бы ежегодно получать свыше 200 млн евро дохода [4]; финансовое оздоровление убыточных предприятий; организационно-правовое стимулирование здоровой конкуренции на рынке сельхозпродукции;

поощрение создания на конкурсной основе сервисной инфраструктуры, в том числе сети машинно-тракторных станций, с предоставлением системы

льгот (например, освобождение на определенный срок от местных налогов);

содействие формированию вертикально интегрированных кооперативов и иных структур с полным производственным циклом путем предоставления льготных условий по аренде регионального и муниципального имущества;

создание инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования, которая позволит повысить доступность заемных средств для товаропроизводителей (к началу 2008 г. в систему земельно-ипотечного кредитования в Калининградской области планируется вовлечь около 50 хозяйств).

Ряд мероприятий, связанных с технологической модернизацией аграрного производства, уже предусмотрен стратегией развития области до 2010 г (создание сети консультационных центров, организация подготовки и переподготовки кадров, расширение научных исследований, техническое перевооружение и др.).

Для формирования успешной региональной инвестиционной политики необходимо обеспечить защиту местного и иностранного инвестора. Это упростит правила игры и сделает инвестиционную ситуацию в области более прозрачной и предсказуемой. Среди таких мероприятий назовём следующие:

снижение до разумных пределов оформительско-надзорного бремени со стороны контролирующих органов на стадиях запуска и реализации инвестиционных проектов;

предоставление гарантий по защите инвестиций. В этой связи принципиально важным представляется стимулирование притока в экономику региона иностранного капитала Пока на возможность ОЭЗ обратили внимание 6...8 стратегических инвесторов, в то время как потенциал закона об особом статусе области рассчитан, как минимум, на несколько десятков субъектов инвестиционной деятельности. В 2004 г иностранные капиталовложения в экономику региона составили 61,9 млн долл. США, что определило его 7 место из 10 субъектов СЗФО по величине этого показателя. По размерам зарубежных инвестиций в аграрный сектор область занимает 5 строчку в Федеральном округе (в 2004 с их объем не превышал 65 тыс. долл. США). Согласно экспертной оценке перспективными направлениями капиталловложений в АПК Калининградской области могут стать создание предприятий по переработке рапса, строительство элеватора, завода по переработке зерна пшеницы на крахмал и клейковину, а также ряд других проектов;

введение для АПК пониженной планки инвестиционного участия в рамках закона об ОЭЗ. На сегодняшний день для соответствия условиям включения в реестр резидентов ОЭЗ, объем капитальных вложений по инвестиционному проекту должен составлять в сумме не менее 150 млн руб., а осуществить его необходимо в срок, не превышающий 3 лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр;

формирование гибкой, сбалансированной и надежной инвестиционной инфраструктуры, с акцентом на техническое перевооружение агропромышленного комплек-

са. Слабая материально-техническая база села отталкивает инвестора уже на стадии разработки предложения;

более полное использование возможностей банковского сектора, ресурсная база которого по данным на 1 января 2006 е достигает около 35 млрд руб. и может послужить весомым подспорьем и финансовой гарантией в обеспечении кредитных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей области;

взвешенный и четкий диалог власти и бизнес-сообщества. В качестве оправданной экономически и с управленческой точки зрения инициативы партнерства приоритетно развивать взаимодействие бизнеса с региональной властью в проекции диалога с федеральным центром. Стратегически важна д ля выполнения планов и мероприятий нацпроекта—сфера соприкосновения интересов исполнительной власти Федерации и региона От тактичного диалога с центром выигрывает и региональная власть — увеличивается отдача и экономическая эффективность принимаемых бюджетов на очередной финансовый год, которые дают сравнительно дешевые (благодаря субсидированию) ресурсы для отрасли. Получить «лишние» 10... 15 млн руб. изфедерального бюджета в порядке софинансирования, например, расходов Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 е, по разделу, посвященному АПК, — значит приблизить выполнение программной задачи — повышение уровня жизни населения области.

С учетом перечисленных мероприятий необходимо разработать стратегию развития агропромышленного комплекса Калининградской области до 2015 г

Безусловно, на стимулирование сельскохозяйственного производства выделяются значительные финансовые средства, активно и программно провозглашается партнерство власти и бизнеса, называются механизмы и барьеры, которые требуется устранить на пути внешних инвесторов. Несмотря на это, следует учитывать, что зачастую абстрагированность целевых ориентиров от контекста экономической жизни регионов, инфраструктурных и финансовых трудностей бизнеса, реализация инициатив, сохраняющих диспропорции в отношениях предпринимательства и власти, осуществлениегосинвесгиций без поиска и экономического обоснования значимости паритета с частным инвестором в отраслевых вложениях, трансформирует национальные приоритеты в рамочные инвестиционные продукты в основном для крупных игороков. Инвестиции же должны стать интересны для любого из представителей бизнес-сообщества.

Не менее значимо осознание и учет федеральным правительством того обстоятельства, что именно экономический курс государства определяет результативность реформирования бюджетозависимых и социально ориентированных отраслей и сфер общественной жизни. Регионы лишь подстраиваются под заданное центром участие в проводимой политике. Для того, чтобы субсидированные кредиты и лизинговая программа стали реально доступны для большинства представителей АПК области, федеральная и региональная власть должны позаботиться о принятии и, где требуется, корректировке действующих законов и мер по

защите отечественного производителя. Нынешние инициативы помогают финансово стабильным компаниям АПК, но тем самым создаются условия для дальнейшей деградации предприятий, которые не могут участвовать в нацпроекте и из-за того, что находятся в предбанкротном состоянии. На наш взгляд, реформировать аграрный сектор области нужно путем субси-

дирования финансово нестабильных хозяйств и соразмерной помощи в правовом и организационном плане успешным и рентабельным агрохолдингам. Лишь в комплексе право и конъюнктура сформируют условия для использования надежных и апробированных в западной практике механизмов инвестиционного участия в возрождении регионального АПК.

Литература.

1. Социально-экономическое положение Калининградской области в 1-ом полугодии 2006г. Данные территориального органа ФСГС по Калининградской области.

2. Статистический сборник «Сельское хозяйство Калининградской области». Территориальный орган ФСГС по Калининградской области. 2005 год. С. 7, 25-26, 68.

3. Информация сайта Министерства сельского хозяйства РФ. http:// www.mcx.ru.

4. М. Анисимова. Потерянные земли // Новый Кенигсберг. — 2006. — № 7. — С. 32-33.

5. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. Утверждена постановлением Администрации Калининградской области от 15 июля 2003 г.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

АВ. ДУДНИК т ;

Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева !

Многие проблемы отечественного животноводства обусловлены ослаблением государственного регулирования экспортно-импортных отношений. Либеральная торговая политика, направленная на вступление в ВТО любой ценой, спровоцировала широкомасштабную интервенцию иностранного продовольствия на внутренний рынок страны и привела к тому, что Россия потеряла продовольственную независимость.

В условиях вступления страны в ВТО особенно актуальным становится построение системы управления объемами импорта на основе технических и санитарных барьеров, которые могут быть обусловлены отличиями в технологии производства и уровне загрязнения окружающей среды в России и странах, поставляющих продукцию на отечественный рынок. В интенсивном животноводстве главных стран-импортеров применение антибиотиков и гормональных препаратов распространено намного шире, чем в России, а значит, содержание их в готовой импортной продукции скорее всего будет значительно выше. Могут различаться и уровни загрязненности тяжелыми металлами и остаточными количествами пестицидов.

Показатели безопасности могут выступать в качестве регуляторов импорта в торговле, если выполняется следующее условие:

*4 (1).

где 1и1- содержание нормируемого компонента в товаре соответственно отечественного и иносгарнного производства.

Чем больше эта разница, тем выше пригодность такого показателя для возведения барьера в торговле. Предположим для простоты, что значения некоего показателя безопасности X. имеют нормальное распреде-

Рисунок. Механизм воздействия технического барьера на объемы производства и импорта: ПВ — плотность вероятности; Хй Хи — содержание потенциально опасного компонента в отечественной и импортной продукции, соответственно; ц:, в. — характеристики распределения. ПДКо и ПДК1 — соответственно предельно допустимые концентрации компонента до установления технического барьера и после его установления.

ление. Причем его величина существенно разнится в отечественных и импортных образцах (см. рисунок). Ужесточение требований к предельно допустимым концентрациям (уровням) в этом случае носит недискриминационный характер. И отечественные, и импортируемые продукты встречаются с одинаковыми требованиями, следовательно, в рамках ВТО обосновать возможные жалобы импортеров будет гораздо сложнее. Снижение ЦДК приводит, таким образом, к увеличению числа партий товара, не допускаемых до обращения. Сокращение импорта при ПДКцбыло равно а количество отечественной продукции, запрещенной к использованию — Бг При ужесточении требований к качеству объем импорта, не допущенного до обращения, достигнет ^+^+^+5^ а отечественной продукции — Очевидно, что чем больше отличия в средних величинах показателей у отечественной и импортной продукции, тем выше пригодность конкретного инструмента управления импортом, так как появляется возможность увеличить без чрезмерного роста Я,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.