Раздел 4
ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
УДК 339.564.2
Для цитирования: Полухин И. В., Швецова М. К. Особенности и требования к экспорту товара в Республику Казахстан // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3. С. 58-61.
For citations: Polukhin I. V., Shvetsova M. K. Features and requirements for export of goods to the Republic of Kazakhstan // Social and economic systems management. 2017. No. 3. Рр. 58-61. (In Russ., abstr. in Engl.)
ОСОБЕННОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПОРТУ ТОВАРА В РЕСПУБЛИКУ КАЗАХСТАН
И. В. Полухин2, М. К. Швецова1*
:ООО «Русский профиль» Российская Федерация, 660093, г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 1 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В условиях глобализации современной экономики важным фактором развития России становится внешнеэкономическая деятельность регионов. Эффективная организация внешнеэкономической деятельности предприятий невозможна без учета специальных условий.
На примере экспорта товара в республику Казахстан были выявлены и исследованы нормативно-правовые и институциональные условия организации экспортной деятельности. Выполнен анализ законодательства Республики Казахстан, регулирующего поставки товара на территорию данной страны с применением условий поставки Инкотермс 2010. Проведен сравнительный анализ перевозки товара на условиях Инкотермс 2010. Приведены цели технического регулирования в Республике Казахстан. Рассмотрена ответственность за нарушение данного законодательства. Выделены государственные органы в области обязательной сертификации на территории Республики Казахстан.
Результатом исследования стало выявление системы документов, необходимых для организации экспорта товаров из России в республику Казахстан. И особенности их практического применения в ходе организации экспорта товаров в республику Казахстан.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспорт товаров, Инкотермс 2010, таможенное законодательство, нормативно-правовые акты в сфере регулирования внешней торговли.
FEATURES AND REQUIREMENTS FOR EXPORT OF GOODS TO THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
I. V. Polukhin2, M. K. Shvetsova1*
1OOO "Russian profile" 1, Academician Vavilov Str., Krasnoyarsk, 660093, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the context of globalization of the modern economy, an important factor in the development of Russia is the foreign economic activity of the regions. Effective organization of foreign economic activity of enterprises is impossible without taking into account special conditions.
In the article, on the example of export of goods to the Republic of Kazakhstan were identified and investigated the legal and institutional conditions of the organization of export activities. The analysis of the legislation of the
Republic of Kazakhstan regulating the supply of goods to the territory of the country with the use of Incoterms 2010. The comparative analysis of transportation of goods under Incoterms 2010 is carried out. The goals of technical regulation in the Republic of Kazakhstan are given. Responsibility for violation of this legislation is considered. The state bodies in the field of obligatory certification in the territory of the Republic of Kazakhstan are allocated.
The study resulted in the identification of a system of documents necessary for the organization of export of goods from Russia to the Republic of Kazakhstan. And features of their practical application during the organization of export of goods to the Republic of Kazakhstan.
Keywords: foreign economic activity, export of goods, Incoterms 2010, customs legislation, normative-legal acts in the sphere of regulation offoreign trade.
Подписанный президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - договор ЕАЭС) объединил Республику Беларусь, Республику Казахстан, и Российскую Федерацию. Членами Союза, помимо этих трех государств, также стали Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года. В рамках данных договоров о ЕАЭС и существует Таможенный союз (далее - ТС) [1].
В связи с этим совершение таможенных операций связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта на территорию стран ЕАЭС упрощена. Но тем не менее в каждой стране существуют свои требования и особенности реализации продукции на территорию страны. Рассмотрим их на примере экспорта товара на территорию Республики Казахстан. Правовые основы Республики Казахстан регулируются законом от 9 ноября 2004 года № 603 «О техническом регулиро-
вании», в котором дано определение понятию «техническое регулирование - это правовое и нормативное регулирование отношений, связанных с определением, установлением, применением и исполнением обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам, включая деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации и государственный контроль за соблюдением установленных требований, за исключением санитарных и фитосанитарных мер».
Основными целями технического регулирования в Республике Казахстан являются:
1) обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира;
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества продукции.
На таблице «Нормативно-правовые акты в области соответствия требованиям к качеству и безопасности товара» дана классификация документов, регулирующих экспорт товара в Республику Казахстан [2].
Нормативно-правовые акты в области соответствия требованиям к качеству и безопасности товара
Решения Евразийской экономической комиссии Технические Регламенты Таможенного союза Нормативно-правовые акты Республики Казахстан
• Решение от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» • Решение от 15 июля 2011 года № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» • Решение от 07 апреля 2011 года № 620 «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме» • Технический регламент ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» • Технический регламент ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» • Технический регламент ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» • Технический регламент ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» • Технический регламент ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» • Технический регламент ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» • Технический регламент от 16.01.2009 № 14 «Общие требования к пожарной безопасности» • Технический регламент от 31.11.2008 № 1353 «Требования к безопасности металлических конструкций» • Технический регламент от 29.12.2007 № 1398 «Требования к безопасности лакокрасочных материалов и растворителей»
Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3
Таким образом, чтобы начать экспортировать товар в Республику Казахстан, необходимо изучить законодательство данной страны. В таблице представлена классификация нормативных документов, решения ЕЭК, технические регламенты ТС и нормативно-правовые акты Республики Казахстан. Нормативно-правовые акты указаны частично и применяются в зависимости от вида экспортируемого товара.
Также Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2005 года № 367 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции в Республике Казахстан» утвержден перечень товаров и услуг подлежащих обязательной сертификации [3].
Государственными органами, уполномоченными в области качества продукции, и осуществляющими обязательную сертификацию в Республике Казахстан являются:
1) Министерство по инвестициям и развитию -Комитет технического регулирования и метрологии;
2) Министерство национальной экономики -Комитет по защите прав потребителей.
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования регламентируется Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Ко-АП) статьей 415 [4].
После изучения законодательства и подготовки необходимых документов, выбираем условие поставки в зависимости от типа товара. Выбор условия поставки зависит от транспорта, рисков, расходов и географического положения. Данные условия оговариваются заранее в контракте заключенным между продавцом и покупателем. В качестве примера рассмотрим условия поставки по Инкотермс 2010 БХШ и БСЛ.
EXW - переводится как указанное место, означает, поставку товара на условиях самовывоза. Продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии.
Продавец не отвечает за погрузку на транспорт, улаживание таможенных формальностей для перевозки груза. Покупатель, приобретая товар, полностью берет организацию его доставки на себя -принимает товар, упаковывает, страхует, транспортирует на собственном или наемном транспорте до нужного места, оплачивает экспортные и импортные пошлины. Используется любой вид транспорта (см. рисунок).
Таким образом, поставщик не участвует в процессе доставки товара. Продавец имеет минимальные обязанности - передает товар на собственном складе. Покупатель самостоятельно забирает его со склада продавца для дальнейшей транспортировки в место назначения. БСЛ - переводится как франко перевозчик и означает, что все обязанности перекладываются с продавца на покупателя после того момента, как продавец передаст товар перевозчи-
кам, выбранным покупателем. Он может выбрать в качестве перевозчика любую логистическую организацию [5]. Перевозчиком является то лицо, которое по договору берет на себя всю ответственность за поставку и перевозку товара.
Важным моментом БСЛ при экспорте является точное указание получателем места и времени загрузки товара, если она не происходит на территории продавца. В случае, когда покупатель не выполнит этот пункт, или не обозначит перевозчика, или последний не сможет принять товар у продавца в указанном месте и в должное время, то покупатель будет вынужден понести расходы в связи с невыполнением части своих обязательств.
Основными отличиями EXW и БСЛ являются:
1. Переход рисков, а именно при БСЛ, если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку, при EXW продавец не отвечает за погрузку товара.
2. При использовании БСЛ таможенные процедуры осуществляет продавец, при EXW - покупатель.
С учетом приведенных выше положений, продавец в качестве подтверждающих документов представляет:
1. Транспортные документы: международную транспортную накладную (СМЯ), в которой указывается место погрузки - территория России, а место разгрузки должно быть указано на территории Республики Казахстан и проставлена соответствующая отметка перевозчика.
2. Товаросопроводительные документы: товарную накладную (ТОРГ-12), отгрузочную спецификацию, фактуру - спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты.
3. Расчетные (платежные поручения).
4. Налоговые (счета, счета-фактуры, заявления на ввоз товаров и уплату косвенных налогов и акцизов).
Поскольку государственный контроль при перемещении товаров, между государствами ЕАЭС имеет существенные особенности, и вместе с тем в каждом государстве имеются свои особенности, каждый раз при заключении договора на поставку товаров из России в Республику Казахстан, Республику Беларусь, Республику Армению и Республику Киргизию необходимо уточнять актуальный список необходимых документов, и распределять между поставщиком и покупателем обязанности по их оформлению. Например, если поставку осуществляет российский продавец на склад покупателя в Казахстане, оформление транспортных и товаросопроводительных документов - забота российского продавца. Если самовывоз товара Казахстанским покупателем со склада продавца в России, транспортные документы оформляет покупатель.
Следует отметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие транспортные условия [6].
Продавец
EXW FCA
Условия поставки - EXW и FCA
Подведя итоги к вышеизложенному, можно подчеркнуть то, что, прежде чем начать экспортировать товар в третьи страны, необходимо знать законодательство данной страны и своей страны -это необходимо для того, чтобы избежать рисков при заключении контракта.
Также необходимо заранее оформить все необходимые сертификаты и разрешения на товар. При выборе того или иного условия поставки необходимо придерживаться терминологии Инкотермс. Применяя условия поставки, рекомендуется указывать конкретный географический пункт, а иногда и точное место, как, например, при условии поставки EXW. Правила Инкотермс только указывают, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, и какие расходы несет каждая из сторон. Правила Инкотермс не указывают на подлежащую уплате цену или способ оплаты.
Библиографические ссылки
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (29 мая 2014 г., Астана) [Электронный ресурс]. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/0be3 6c1fcadd0cdd1f8c0984ef99fbc7d8 da61b9/ (дата обращения: 05.12.2017).
2. Международная торговая палата ICC [Электронный ресурс] : Свод международных правил Инкотермс-2010. URL: http://www.48ric.ru/bitrix/ templates/ric/images/inkoterms-2010.pdf (дата обращения: 05.12.2017).
3. О техническом регулировании : Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/04kz0603/ (дата обращения: 05.12.2017).
4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях [Электронный ресурс], URL: http://kodeksy-kz.com/ka/ob_administrativnyh_ pravonarusheniyah.htm (дата обращения 05.12.2017).
5. Об обязательном подтверждении соответствия продукции в Республике Казахстан : Постанов-
ление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2005 года № 367 [Электронный ресурс], URL: https://www.alta.ru/tamdoc/05kz0367/ (дата обращения: 05.12.2017).
6. Экспорт в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению : Практическая статья налогового адвоката А. Э. Гордон от 09.06.2016 [Электронный ресурс], URL: gordon-adv.ru/articles/statya-3/ (дата обращения: 13.04.2018).
References
1. Treaty on the Eurasian Economic Union (Astana, May 29, 2014) [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_163855/0be36c1fcadd0cdd1f8c0984ef99fbc7d 8da61b9/ (accessed: 05.12.2017). (In Russ.)
2. International Chamber of Commerce ICC [Electronic resource] Code of International Regulations Incoterms-2010. Available at: http://www.48ric.ru/ bitrix/templates/ric/images/inkoterms-2010.pdf (accessed: 05.12.2017). (In Russ.)
3. On technical regulation [Electronic resource] : Law of the Republic of Kazakhstan dated November 9, 2004 No. 603-2. Available at: https://www.alta.ru/ tamdoc/04kz0603/ (accessed: 05.12.2017). (In Russ.)
4. The Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offenses [Electronic resource]. Available at: http://kodeksy-kz.com/ka/ob_administrativnyh_ pravonarusheniyah.htm (accessed: 05.12.2017). (In Russ.)
5. On mandatory confirmation of conformity of products in the Republic of Kazakhstan : Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan of April 20, 2005 No. 367. Available at: https://www.alta.ru/ tamdoc/05kz0367/ (accessed: 05.12.2017). (In Russ.)
6. Export to Kazakhstan, Belarus, Kyrgyzstan and Armenia : Practical article of tax attorney A. E. Gordon of 09/06/2016 [Electronic resource]. Available at: gordon-adv.ru/articles/statya-3/ (accessed: 13.04.2018). (In Russ.)
© Полухин И. В., Швецова М. К., 2018