Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / ОПЛАТА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лупарев Максим Анатольевич

В статье рассматриваются теоретические аспекты рынка труда и рыночных отношений: понятие, участники, функции, структура. Выделяются и описываются три уровня рынка труда: федеральный, региональный и локальный. Региональный уровень проанализирован более детально с использованием официальных данных Росстата за 2015-2019 гг. Исследуются данные по показателю занятости населения по месту нахождения работы в Российской Федерации с целью определения особенностей трудовой миграции. На примере Центрального федерального округа анализируется среднедушевой денежный доход населения по регионам. Проведено сравнение уровня безработицы в Липецкой области, а также в соседних регионах - Воронежской, Орловской и Тульской областях. На примере Липецкой области изучено текущее состояние рынка труда и описаны перспективы его развития. Даются рекомендации по развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND TRENDS OF THE LABOR MARKET IN THE LIPETSK REGION AT THE PRESENT STAGE

The article examines the theoretical aspects of the labor market and market relations: concept, participants, functions, structure. Three levels of the labor market are identified and described: federal, regional and local. The regional level is considered in more detail using the official Rosstat data for 2015-2019. The data on the indicator of employment of the population at the place of work in the Russian Federation are investigated in order to determine the characteristics of labor migration. Using the example of the Central Federal District, the author analyzes the average per capita monetary income of the population by region. The comparison of the unemployment rate in the Lipetsk region, as well as in the neighboring regions - Voronezh, Oryol and Tula regions. Using the Lipetsk region as an example, the current state of the labor market is studied and the prospects for its development are described. Recommendations for the development of the region are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_77 УДК 331.5

Лупарев Максим Анатольевич,

аспирант института экономики и права, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Россия г. Елец, e-mail: maks.luparev@mail.ru

Шепелев Максим Иванович,

научный руководитель, кандидат экономи ческих наук, доцент кафедры экономики и управления им. Н. Г. Нечаева, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Россия, г. Елец

В статье рассматриваются теоретические аспекты рынка труда и рыночных отношений: понятие, участники, функции, структура. Выделяются и описываются три уровня рынка труда: федеральный, региональный и локальный. Региональный уровень проанализирован более детально с использованием официальных данных Росстата за 2015-2019 гг. Исследуются данные по показателю занятости населения по месту нахождения работы в Российской Федерации с целью определения особенностей трудовой миграции. На примере Центрального федерального округа анализируется среднедушевой денежный доход населения по регионам. Проведено сравнение уровня безработицы в Липецкой области, а также в соседних регионах - Воронежской, Орловской и Тульской областях. На примере Липецкой области изучено текущее состояние рынка труда и описаны перспективы его развития. Даются рекомендации по развитию региона.

Ключевые слова: рынок труда; занятость; трудовая миграция; безработица; денежные доходы; оплата труда.

UDC 331.5

Luparev Maxim Anatolievich,

Post-graduate student of the Institute of Economics and Law, Yelets State University named after I. A. Bunina, Russia, Yelets, e-mail: maks.luparev@mail.ru

Shepelev Maxim Ivanovich,

Scientific adviser, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and management named after N. G. Nechaeva, Yelets State University named after I. A. Bunina, Russia, Yelets

The article examines the theoretical aspects of the labor market and market relations: concept, participants, functions, structure. Three levels of the labor market are identified and described: federal, regional and local. The regional level is considered in more detail using the official Rosstat data for 2015-2019. The data on the indicator of employment of the population at the place of work in the Russian Federation are investigated in order to determine the characteristics of labor migration. Using the example of the Central Federal District, the author analyzes the average per capita monetary income of the population by region. The comparison of the unemployment rate in the Lipetsk region, as well as in the neighboring regions - Voronezh, Oryol and Tula regions. Using the Lipetsk region as an example, the current state of the labor market is studied and the prospects for its development are described. Recommendations for the development of the region are given.

Keywords: labor market; employment; work migration; unemployment; cash income; salary.

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

FEATURES AND TRENDS OF THE LABOR MARKET IN THE LIPETSK REGION AT THE PRESENT STAGE

Рынок труда - это одна из наиболее важных составных частей рыночной экономики, выступающая как механизм координации интересов наемной рабочей силы и работодателей. Выполняя функции распределения доходов в форме заработной платы и разделения трудовых ресурсов по видам занятости, рынок труда способствует развитию человеческих ресурсов, социального взаимодействия и экономики в целом.

Основными участниками рынка труда являются, во-первых, государство как служба занятости, во-вторых, субъекты экономики в лице работодателей и наемных работников и, в-третьих, профсоюзы. При этом в зависимости от их взаимодействия в структуре рынка труда можно выделить федеральный, региональный и локальный уровни.

Федеральный уровень характеризуется совокупностью экономических отношений в сфере купли-продажи рабочей силы в общегосударственных масштабах. Эффективность взаимодействия участников такого рынка зависит от мобильности рабочей силы.

Следует отметить, что в сравнении с США и европейскими странами мобильность трудовых ресурсов в Российской Федерации значительно ограничена. Эти ограничения связаны с территориальными масштабами страны, а также с природно-климатическими и культурно-национальными особенностями различных регионов. Для большей части

регионов России характерен низкий уровень оплаты труда в связи с такими проблемами развития отечественной рыночной экономики, как несовершенство правовой базы государственного регулирования, противоречивые экономические реформы, связанные с приватизацией собственности в 90-е гг. XX в., низкий уровень профессионализма и нехватка навыков и опыта у управленческих кадров.

Рынок труда регионального уровня, в свою очередь, представлен субъектами Российской Федерации и определяется особенностями их социально-экономического развития. При этом данный уровень характеризуется более высокой мобильностью рабочей силы, по сравнению с федеральным уровнем, а также упрощением регулирования и контроля взаимоотношений участников рынка труда.

Рынок труда на локальном уровне тесно связан с конкретной специализацией регионов и формируется в рамках действующих производственных, сельскохозяйственных и прочих объектов. Для данного уровня характерна максимально высокая мобильность трудовых ресурсов в связи с ограниченностью территории и невысокими расходами на смену места работы.

Рассмотрим показатель занятости населения по месту нахождения работы в Российской Федерации в 2015-2019 гг. (рис. 1).

73,0 72,0 71,0 70,0 69,0 68.0 67,0 66,0 65,0

2.4

69,9

2,7 3,0

2,8

69,7 69.4 69.4

2.9

68.9

2015 2016

Работали на территории своего субъекта

2017 2018 2019

Работали за пределами своего субъекта

Рисунок 1 - Занятое население по месту нахождения работы в Российской Федерации в 2015-2019 гг., млн чел.

Из графика видно, что число людей, работающих на территории своего субъекта за рассматриваемый период, снизилось примерно на 1 млн чел., или 1,4 %. При этом число людей, работающих за пределами своего субъекта, выросло в 2018 г. до 3 млн чел. по сравнению с 2015 г., что составило 600 тыс. чел., или 25 %, а в 2019 г. снизилось до 2,9 млн чел. [3] Несмотря на это, в целом наблю -дается тенденция роста трудовой миграции, что можно объяснить стремлением людей переезжать в крупные города из провинции с целью получения большего заработка. В

целом можно прогнозировать дальнейшее снижение доли населения, работающей за пределами своего субъекта, в связи пандемией COVID-19 и установлением удаленного режима работы.

Также следует отметить, что для различных регионов Российской Федерации характерен значительный разрыв в доходах населения. В табл. 1 представлены среднедушевые денежные доходы населения регионов Центрального федерального округа в 2015-2019 гг.

Таблица 1 - Среднедушевые денежные доходы населения объектов Центрального федерального округа в 2015-2019 гг.

Центральный федеральный округ 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2015 г. от 2019 г.

г. Москва 60 535 62 004 65 470 68 386 74 053 22 %

Московская область 38 463 41 276 42 345 44 707 47 201 23 %

Липецкая область 27 087 27 934 28 956 30 010 32 479 20 %

Белгородская область 28 043 29 799 30 342 30 778 32 352 15 %

Воронежская область 29 366 29 284 29 498 30 289 32 022 9 %

Калужская область 27 434 28 800 28 715 29 129 31 394 14 %

Курская область 25 330 25 355 26 112 27 275 29 149 15 %

Ярославская область 26 613 26 768 27 200 27 055 28 658 8 %

Тульская область 25 460 26 815 27 226 27 208 28 557 12 %

Брянская область 23 428 24 006 25 107 26 585 28 371 21 %

Тамбовская область 24 865 25 769 26 058 26 828 28 154 13 %

Смоленская область 23 653 23 614 24 766 25 888 27 388 16 %

Тверская область 23 672 24 063 24 353 25 125 27 211 15 %

Рязанская область 23 690 23 799 24 272 25 441 26 886 13 %

Орловская область 22 104 23 006 23 979 24 895 26 064 18 %

Ивановская область 22 297 23 676 24 860 24 503 25 794 16 %

Владимирская область 22 712 22 365 23 554 23 539 25 358 12 %

Костромская область 21 939 23 174 24 093 23 716 25 285 15 %

Среднее значение по ЦФО 27 594 28 417 29 273 30 075 32 021 16 %

Наибольший уровень среднедушевых денежных доходов населения приходится на г. Москва - 74 053 руб. в 2019 г., (4 место в Российской Федерации по данному показателю). Это объясняется, во-первых, тем, что в столице сосредоточена большая часть населения страны (около 12 млн чел.), что приводит к притоку значительного объема денежных средств, и, во-вторых, в столице расположен госаппарат и организации федерального значения.

Среднедушевые денежные доходы населения имеют тенденцию роста в 2015-

2019 гг. Причем самый большой прирост в процентном отношении можно увидеть в г. Москве и Московской области, что составило 22 % и 23 % в 2019 г. по сравнению с 2015 г. Самый низкий уровень заработной платы в Центральном федеральном округе, по данным Росстата, зафиксирован в Костромской области - 25 285 руб. в 2019 г. (59 место в Российской Федерации). Можно также отметить, что наименьший прирост среднедушевых денежных доходов населения в рассматриваемый период наблюдается в Ярославской и Воронежской областях - 8 %

и 9 % соответственно. В целом среднедушевые денежные доходы населения во всех областях Центрального федерального округа имеют тенденцию роста - их среднее значение за пять лет равно 16 % (примерно 4 тыс. руб.) [2, с. 238].

Рассмотрим на примере Липецкой области текущее состояние рынка труда и его перспективы. Валовый региональный продукт (ВРП) в данном регионе имеет положительную динамику - по оценке на 2019 г., этот показатель составил 600,5 млрд руб. с ростом 101 % в сопоставимых ценах к 2018 г. [3]. По данным Росстата, на конец 2019 г. Липецкая область находится на 22 месте из 85 по уровню среднедушевых доходов населения в Российской Федерации [2, с. 238]. Достаточно высокое положение в общем рейтинге можно объяснить тем, что, во-первых, в области реализуются крупные инвестиционные проекты, поддерживаемые Фондом развития предпринимательства Липецкой области. В связи с тем что особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа Липецк является лидером российских ОЭЗ в части создания высокотехнологичной современной инфраструктуры, данный регион является одним из самых благоприятных для инвестирования.

Во-вторых, активная государственная поддержка в форме федеральных и региональных программ, а также в форме выдачи грантов способствует развитию сельского хозяйства и малого бизнеса области. В качестве примера можно выделить следующие программы: «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2014-2024 гг., «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области на период до 2030 г.».

В-третьих, активно ведется нормативно-правовое обеспечение выполнения обязательств со стороны работодателей в рамках трудового законодательства. Это касается контроля за уровнем минимального размера оплаты труда (МРОТ) и его ежегодной индексации, использования возможности установления более высоких гарантий по оплате труда (в 2019 г. по отношению к прожиточному

минимуму трудоспособного населения был применен коэффициент 1,2) [2].

Важно отметить, что уровень безработицы в Липецкой области на конец 2019 г. составил 3,7 %. Данный показатель остается одним из самых низких по сравнению с соседними регионами: Воронежская область -4,1 %, Тульская область - 3,9 %, Орловская область - 5,7 % [3]. Такой результат является следствием реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», в который вовлечены 54 предприятия области.

Таким образом, Липецкая область является перспективным регионом в Центральном федеральном округе в связи с выгодным географическим положением, наличием ОЭЗ Липецк и значительным сельскохозяйственным потенциалом. В регионе продолжается работа по увеличению уровня доходов граждан и обеспечению превышения темпов роста дохода граждан над темпом роста инфляции.

Одной из возможных перспектив развития рынка труда в Липецкой области является вовлечение в экономику незанятого населения путем профессиональной подготовки и повышения квалификации граждан. Также важно развивать межрегиональные и международные трудовые отношения, привлекая иностранных инвесторов и работников, формировать квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в области. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе значительного природно-ресурсного потенциала, высвобождении частной инициативы с одновременным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. В долгосрочной перспективе важно способствовать восстановлению заводов и фабрик на территории Липецкой области с целью обеспечения рабочих мест, снижения уровня безработицы, а также роста благосостояния области. Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей была и остается черная металлургия, в связи с этим необходимо реализовывать мероприятия, направленные на существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.

Список литературы

1. Об утверждении региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области на период до 2030 года : постановление администрации Липецкой области от 30 октября 2020 г. № 596 // Официальный портал администрации Липецкой области (дата обращения: 01.06.2021).

2. Окладников, С. М. Регионы России социально-экономические показатели 2020 : Статистический сборник / С. М. Окладников, О. А. Александрова, Н. С. Бугакова, И. В. Воронина, Л. М. Гохберг, Л. М. Григорьев, Н. В. Зубаревич, В. В. Климанов, Е. Н. Клочко-ва, О. В. Кузнецова, А. В. Петренко, Е. Е. Скатерщико-ва, И. В. Харламова. -Москва, 2020. - 1242 с.

3. Росстат (Федеральная служба государственной статистики): официальный сайт. - URL: https://rosstat. gov.ru (дата обращения: 01.06.2021).

References

1. Ob utverzhdenii regional'noj programmy' «Snizhenie doli naseleniya s doxodami nizhe velichiny' prozhitochnogo minimuma v Lipeczkoj oblasti na period do 2030 goda : postanovlenie administracii Lipeczkoj oblasti ot 30 oktyabrya 2020 g. № 596, Oficial'ny'j portal administracii Lipeczkoj oblasti (data obrashheniya: 01.06.2021).

2. Okladnikov S.M. Regiony Rossii social'no-e'konomicheskie pokazateli 2020 : Statisticheskij sbornik / S. M. Okladnikov, O. A. Aleksandrova, N. S. Bugakova, I. V. Voronina, L. M. Goxberg, L. M. Grigor'ev, N. V. Zubarevich, V. V. Klimanov, E. N. Klochkova,

0. V. Kuzneczova, A. V. Petrenko, E. E. Skatershhikova,

1. V. Xarlamova. Moskva, 2020. 1242 p.

3. Rosstat (Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki): oficiarnyj sajt. URL: https://rosstat.gov.ru (data obrashheniya: 01.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.