Сер. 12 2008 Вып. 1
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Возрастные и гендерные особенности
С. А. Анохина
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Подростковый возраст характеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной практики ребенка, что необходимо учитывать при рассмотрении проблемы стрессоустойчивости. Эта проблема связана со стратегиями, предполагающими активные формы совладания со стрессом, которые могут быть найдены в анализе психических и социальных механизмов реагирования на стрессор.
Психодинамическая характеристика реагирования на стрессор. Одна из главных функций психики — уравновешивание процессов организма и постоянно изменяющихся условий внешней среды. Рассматривая взаимосвязь динамических характеристик подростка и стрессоустойчивость, важно отметить, что любые преобразования одновременно затрагивают соматику и психику человека. Динамический отклик на стрессор у подростка может иметь стенические и астенические черты, являясь индикатором низкой стессоустойчивости. Подростки с подвижностью нервных процессов и переклю-чаемостью отличаются быстрым реагированием на стрессор, высокой работоспособностью, что в целом является индикатором высокой стрессоустойчивости. Такой тип реагирования условно можно назвать «динамическим». Именно данный тип реагирования, осуществляющий качественно приспособительный эффект, создает такую систему, подчеркивал П. К. Анохин1, все части которой вступают в динамическое экстренно складывающееся функциональное объединение на основе непрерывной обратной информации о приспособительном результате, и которую можно назвать «функциональной системой». Важно учитывать мнение Б. Г. Ананьева2, который подчеркивал, что на основе различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же тип характера, равно как контрастные характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Каждое свойство темперамента целесообразно рассматривать в совокупности, как динамические характеристики, которые отражаются на степени устойчивости к стрессу через личностные характеристики, сочетающие социальные и субъективные компоненты.
Социогенный стресс-фактор и реагирование на него личностью. Подростковый возраст характеризуется чувствительностью к факторам и ресурсам среды. Поэтому Б. Г. Ананьев настаивал на необходимости рассмотрения психической сущности человека не только на личностном и индивидуальном уровнях, но и как субъекта основных социальных деятельностей, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и формирование внутренней жизни личности.
© С. А. Анохина, 2008
В этом возрасте ведущей является коммуникативная деятельность, отличающаяся дуальностью: с одной стороны подросток стремиться к обособлению, а с другой — к аф-филиации. По мнению Х. Ремшидт, актуальным становится сравнение себя со сверстниками, что может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию3. Ряд исследователей показывают, что отсутствие тревожности препятствует формированию социально адекватного поведения4 и провоцирует появление или усиления внешнего стрессора. И, наоборот, у высокотревожных людей наблюдается акцентирование внимания на качестве деталей, характерна высокая требовательность к себе, ведущая к завышению значимости совершенных ошибок и ответственности за них.
Подросток при возникновении проблем не может брать на себя ответственность за принимаемые решения (зачастую осознавая и переживая это), и нуждается в помощи со стороны взрослых. Уровень физического, интеллектуального, социального и духовного развития ограничен рамками возрастных возможностей и доступного ресурса5.
Особенности профиля стресса в подростковом возрасте. В отличие от Г. Се-лье6, понимавшего стресс как синдром, Р. Лазарус7, выделив в его проявлениях физиологический, психологический и поведенческий уровни, подошел к изучению стресса системно. По его мнению, необходимо учитывать в совокупности не только видимые стрессовые стимулы и реакции, но и психологические процессы, обусловленные внутренней структурой личности и отражение их во внешнем проявлении, что позволит предвидеть воздействия внешней среды как угрожающие. Рассматривая конструктивное сочетание объективного и субъективного в природе стресса, подчеркнем, что внешние стрессоры имеют для подростка лишь потенциальное значение (которое для данного человека может и не реализоваться в переживаниях стресса). Субъективные стрессоры имеют как потенциальный уровень, так и вызывают реальное переживание стресса. В зависимости от условий, в которых подросток формирует свою систему ценностей, специфики взаимодействия личности со средой и, исходя из учета психических процессов, обусловленных внутренней структурой человека, возникает субъективное оценивание стрессора — игнорирование или реагирование на него. Таким образом, стрессовый фактор является не столько объективной сущностью, определяемой «сложностью» ситуации, пространством и временем столкновения, сколько его субъективным воплощением. Навязчивые воспоминания о стрессоре в большинстве случаев проявляются у подростков в специфических обсуждениях, действиях в отношении других, играх, рисунках и сновидениях. В таких играх, как правило, отсутствуют катарсические элементы, то есть дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения8.
Стресс может оказать различные воздействия на человека. «Недостаточный результат, с точки зрения П.К. Анохина, может привести всю систему в крайне беспокойное и отнюдь не устойчивое состояние»9. Г. Селье также отмечал, что низкий уровень стресса и по этой причине недостаточная вовлеченность адаптационных процессов может стать причиной низких результатов.
Атрибутивные свойства устойчивости к стрессу. Анализируя понятие устойчивости, мы можем выделить его связь с 1) изменением; 2) адаптационно-деятельностным механизмом; 3) регуляцией; 4) защитой.
1. Понятие «устойчивость» связано с изменением (конструктивным — развитие; неконструктивным — избегание или психологическая защита, как блокировка; деструктивным — деградация). Для рассматриваемых систем характерно однонаправленное изменение, когда обратное возвращение, в целом, не возможно, т.к. в любом случае получается новая конфигурация. При кратковременном, единичном воздействии устойчивость проявляется в том, насколько быстро система «вернется» в параметры, близкие
к исходному состоянию, обходясь без переходов на другой уровень, в котором данная система становится принципиально другой. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняются внутренние взаимосвязи10 за счет расширения диапазона возможностей или изменения конструкции. Данная система будет устойчивой, т. е. способной сохранять себя в условиях изменяющейся в некоторых пределах среды, одновременно сохранять себя в границах некоторого допустимого диапазона, и добавим, изменять себя в этих же границах.
2. Стрессоустойчивость проявляется через адаптацию к стрессовым ситуациям, сохраняя высокую эффективность и жизнедеятельность в форме противодействия стрессору или приспособления и ухода от стрессового воздействия. Это адаптационно-дея-тельностная стратегия. Подросток может стать субъектом деятельности в том случае, если она для него носит целостный характер и при этом (по В. А. Якунину) содержит следующие компоненты: 1) целеполагание; 2) информационный; 3) прогнозирование; 4) принятие решений; 5) организация исполнения; 6) общение и коммуникации; 7) контроль; 8) оценка; 9) коррекция11.
Выделим подробнее информационный компонент и компоненты целеполагания, прогнозирования и оценки ввиду их более частого ограничения в деятельности подростка. Стрессовые факторы, связанные с переживанием будущего, возникают у тех подростков, которые не научились целеполаганию и планированию. Информационный и прогностический блоки, выполняя функцию планирования, позволяют адекватно распределить имеющиеся ресурсы в соответствии с поставленными целями и определить план действия. Обучение подростка управлению информационными потоками приводит к уменьшению столкновения с рисками и угрозами ввиду прогностического моделирования. Активная фаза получения информации, ее адекватное использование позволяют идентифицировать и трансформировать стрессор для уменьшения его силы в последующих фазах. Однако способность прогнозировать может как предотвращать стресс, так и способствовать его возникновению и усилению.
Блок контроля, оценки и коррекции относится к рефлексивно-деятельностному. В результате овладения компонентами этого блока у подростка возникает оптимистическое настроение, побуждающее к активному действию, преодолению обстоятельств и личных затруднений, происходит самоутверждение и стремление к новому целеполаганию. Но рефлексивный анализ может вызывать пессимистическое состояние, при котором признание собственных недостатков является не стимулом для изменения, а защитным средством для самооправдания, отказа от деятельности. Для избежания этого необходимо включение в этот блок внешней оценки значимых людей. Адекватная самооценка позволяет подростку оптимально использовать имеющийся у него потенциал. В ситуации кратковременного действия стрессора завышенная самооценка при низких прочих качествах и умениях может быть проявлением механизма противодействия стрессовым факторам, а заниженная позволяет адаптационно переждать действие стрессора без личностных изменений. Низкий уровень рефлексии и внешние ограничения по ее применению блокируют потребность в самоанализе. В результате подростки «не замечают» неудачи в ведущих видах деятельности, что позволяет им поддерживать самоуважение друг друга, деструктивно предохраняя себя от стресса. Как отмечает Т. С. Тихомирова, адаптация в этом случае достигается средствами, которые препятствуют личностному развитию подростка, реализации его возможностей12.
Управление стрессом возможно через системный «перевод» деятельности, имеющей «вспомогательный» характер, в значимую, при опоре на такую возрастную
характеристику, как стремление к эксперименту, апробированию нового. Разблокировка происходит в том случае, если подросток активно включается в этот процесс, зачастую требующий креативного наполнения. Стрессоустойчивость будет возможна, если есть альтернативные пути движения, если человек может направлять эмоциональную энергию на целеполагание и планирование новой деятельности.
3. В качестве регулятора эмоций, непосредственно влияющих на устойчивость, может выступать воля. При дестабилизирующем влиянии эмоций или резком стимулировании деятельности волевое участие направляется на ее сдерживание, где воля выступает в качестве стабилизатора. В других случаях воля может, наоборот, стимулировать деятельность, поддерживая определенный уровень активности подростка и задавая положительный эмоциональный фон. Однако чрезмерное волевое напряжение может привести к дезорганизации и дезадаптации, срыву деятельности, проблемам со здоровьем. Нередко отсутствие эмоциональных проявлений может свидетельствовать о низкой адаптированности личности к происходящим событиям13.
4. Подростковый возраст, по мнению З. Фрейда14, в целом характеризуется высокой защитной активностью. Существуют различные точки зрения на значение психологических защит. Одна из них (К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон) фиксирует, что механизмы защиты развиваются как способы компромиссного сосуществования индивида и внешней социальной реальности, способствуют эффективной адаптации, предохраняя организм от разрушения. С другой стороны, считается (В. В. Аршавский, Ф. Ва-силюк, В. С. Роттенберг), что психологическая защита непродуктивное, вредоносное средство ввиду того, что она ограничивает оптимальное развитие личности, ее собственную активность. Цель в данном случае достигается путем уступок, самообмана или невроза личности. Соглашаясь с доводами обеих, сторон можно попытаться согласовать их. Используя механизмы защиты, подросток получает время и другие ресурсы для объективного анализа. В этом случае, при снижении значимости стрессора требуется конструктивное решение по снятию защит и выхода из данного состояния. Это относится и к ситуации, когда защита организуется другими людьми.
Особенности стрессоустойчивости подростка. Под стрессоустойчивостью подростка мы понимаем обобщенное свойство личности, которое характеризует ее способность противостоять стрессовым факторам в течение времени, необходимого для организации новых условий, в которых данный стрессор не является угрожающим. Стрес-соустойчивость будет обеспечивать высокую эффективность деятельности и сохранит здоровье подростка, если тот будет потенциально готов за счет энергии эмоционального возбуждения «сконструировать» за указанное время новую деятельность и сможет придать ей доминирующий и, кроме того, легитимный статус. Это способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций15. В ситуации потенциального возникновения стресса должны быть намечены запасные пути и возможности переходов, обеспечиваемые, например, креативным мышлением.
Противостояние подчеркивает субъективную активность подростка и видится нам не только как противоборство и сопротивление стрессору, а как способность к рефлексии в стрессовой ситуации. Поэтому противостояние объединяет формы сопротивления, агрессии, бунта и др. с формами выжидания, временного «принятия», сублимационного «ухода» и пр., что реализуется в различных адаптационных схемах. На активную природу механизма социальной адаптации указывает А. А. Реан16. Рассматривая адаптивность даже в «пассивном» типе, он отмечал, что «речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции
в соответствии с требованиями среды». По мнению А. А. Реан, существует два типа адаптационного процесса, критерием которых является направленность вектора активности личности (на среду, приспособление ее или активном изменении личностью себя путем коррекции установок, привычных поведенческих стереотипов). Они не встречаются в чистом виде, взаимосвязаны и определяют друг друга.
Можно выделить следующие стратегии преодоления стресса.
К первому типу условно могут быть отнесены следующие сентенции:
1. Преодоление стресса может быть выражено смещением эмоционального восприятия системы отношений со сверстниками в сторону ориентации на сотрудничество. За счет расширения общения возможно изменение статуса подростка. Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу17, создает пути нейтрализации возникающих негативных жизненных условий через переосмысление и преобразование ситуаций.
2. Конструктивное преодолевающее поведение подростка повышает его потенциал, способствует самоактуализации и реализации возможностей. Опираются конструктивные способы решения проблем на целостную деятельность, содержащую вышеперечисленные блоки. Овладение целостностью предполагает совместное участие в трансформации среды подростка и взрослого, в поддержке и своевременного «отступления» на задний план последнего.
3. Модель приспособления среды включает в себя различные факторы, и необходимо учитывать вес каждого из них. Наиболее значимым социальным фактором, снижающим интенсивность стрессора, является нормальное функционирование в социуме и адекватная социальная поддержка взрослых, что понижает психическую депривацию и повышает устойчивость к психологическим стрессам (Д. Кас-сел). Для разработки модели средового изменения необходимо сделать акцент на ресурсной насыщенности среды. Как известно, дети, выросшие в гигиенически безукоризненной обстановке, но бедной смысловыми и эмоциональными стимулами, значительно отстают в развитии, и нет уверенности в том, что позже они смогут нагнать сверстников, даже если получат эти стимулы в изобилии.
Ко второму типу относятся следующие стратегии:
1. Опираясь на физиологические, нейродинамические, психические факторы можно связать стрессоустойчивость подростка с саморегуляцией, основанной на знании их природы, способов регуляции психических состояний. Наибольшей устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов стресса способствует волевая саморегуляция. Предрасположенность к стрессу выше у людей с эмоциональной ригидностью, выражающейся в неспособности легко и быстро менять направление своих эмоций и произвольно их регулировать, что необходимо для подросткового возраста.
2. В самостоятельной деятельности подростком строится образ, который не может быть задан в виде алгоритма. Появляющаяся при этом собственная позиция, убеждения приобретают форму личностных смыслов. Эти представления формируются в ходе онтогенеза, связаны с удовлетворением базовых потребностей и составляют Я-теорию. В ситуации стресса возможен коллапс Я-теории, который сам по себе может быть адаптивным, т. к. предоставляет возможность для более эффективной реорганизации Я-системы.
3. Личностная модель совладания со стрессом выстраивается, опираясь на внутренние субъективные условия18. Исходя из того, что в основе психологического стресса лежит познавательная оценка угрозы и имеющихся возможностей для преодоления стресса, необходима опора на психические и личностные особенности и воспроизведение положительного прошлого опыта субъекта. Низкий уровень интеллекта и образования выступает фактором риска понижения стрессоустойчи-вости. М. Раттер указывает на то, что коэффициент интеллекта выше среднего и позитивный школьный опыт являются компенсаторными факторами19.
4. Адаптация может принимать форму ухода от стрессового воздействия с привлечением механизмов психологических защит (З. Фрейд). Защитные механизмы — это совокупность бессознательных (а иногда и осознанных) приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, от нарушения процесса символизации, стараясь сохранить в целостности сложившийся образ «Я».
Р. Лазарус обобщенном виде выделил три этапа процесса овладения стрессовыми ситуациями20. На первом этапе происходит интерпретация и оценка ситуации. При этом оцениваются: требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, статусу и т. д.); собственные возможности и их соответствие требованиям ситуации. На втором этапе оцениваются стрессовые изменения в организме. Третий этап соответствует адаптационному процессу. Адаптация возникает как реакция на стрессовую ситуацию и может принимать активную форму противодействия стрессору, преодоления стрессовой ситуации либо пассивные формы приспособления или ухода от стрессового воздействия с привлечением механизмов психологических защит.
В развитии стрессоустойчивости можно продуктивно использовать архитектуру функциональной системы П. К. Анохина. Первое свойство которой — «эргичность» (выносливость) — характеризует меру напряженности взаимодействия человека-субъекта с предметной средой и другими людьми. Второй формально-динамической характеристикой является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третье свойство — «скорость» — соответствует блоку «исполнения» и характеризует уровень координации всех подсистем организма, задающих индивидуальный темп протекания психических процессов. Четвертое свойство, эмоциональность, отражает порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия». Для повышения стрессоустойчивости на некоторое время система может быть рассогласованной и, после нахождения сочетающихся компонентов (внешних и внутренних), вновь приведена в согласование.
Рассматривая особенности и тенденции развития стрессоустойчивости как организации системного существования личности в процессе адаптации, мы выделяем функцию двух переменных — окружающей среды (т. е. характера воздействия стрессора) и внутренней структуры личности подростка. Мы видим, что тенденциозно стрессоустойчивость проявляется в активном противодействии со стрессовым факторам, приспособлении или уходе от стрессового воздействия, что в любом случае связано с личностным изменением. Это позволяет оптимизировать процесс формирования стрессоустойчивости, приводит к пониманию, что всякая адаптация временна и имеет свои приделы.
1 Анохин П. К. Принципиальные вопросы теории функциональных систем // Принципы системной организации функции. М:, 1973. С. 5-61.
2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
3 РемшидтX. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М., 1994.
4 Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
5 Тихомирова Т. С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности. М., 2004.
6 Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
7 Лазарус P. Теория стресса и физиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970. С. 178-209.
8 ЧерепановаЕ.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997.
9 Анохин П. К. Указ. соч. С. 45.
10 Генковска В. М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Киев, 1990.
11 Якунин В. А.Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988. С. 20.
12 Тихомирова Т. С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности. М., 2004.
13 Рейковский Я. Указ. соч.
14 Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
15 Рейковский Я. Указ. соч.
16 Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. экономики, философии, психологии, права. 1995. № 3. С. 75.
17 Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
18 Баранов А. А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: Дисс. ... докт. психол. наук. СПб., 2002.
19 Раттер М. Помощь трудным детям / Под общ. ред. А. С. Спиваковской. М., 1987.
20 Лазарус P. Указ. соч.