УДК 343.9 ББК 67.51
Л.Б. Смирнов
ОСОБЕННОСТИ H ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация: В отношении осуждённых на период отбывания ими наказания возможно применять чипы. Сплошное чипирование населения недопустимо.
Ключевые слова: чипирование; пенитенциарные учреждения; тюрьмы. L.B. Smirnov
FEATURES AND TECHNOLOGIES OF DISTANT CONTROL OVER PENITENTIARY CRIME
Summary: Use of chips is possible for convicts for the period of serving their sentence. General chipping of the population is unacceptable.
Key words: chipping; penal institutions; prisons.
Общее состояние пенитенциарной системы России признано неблагополучным по ряду причин, изложенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее по тексту - Концепция). В данном документе отмечается, что количество осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления составляет 80 % от общей численности лиц, осуждённых к лишению свободы. Более четверти осуждённых приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.
Более 80 % осуждённых при поступлении в учреждения, исполняющие наказания, не имели профессиональных, трудовых навыков либо утратили их. В Концепции также обозначено, что значительно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес, нападений на них. Существуют угрозы со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов», угрозы «внутри учреждения», исходящие от лидеров группировок осуждённых отрицательной направленности.
Российская пенитенциарная колонистская модель основана на широких и слабо контролируемых межличностных контактах осу-
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
ждённых, что не обеспечивает их взаимной безопасности. Колонии в том виде, как они есть, представляют для общества опасность по следующим причинам:
- в них аккумулирован сильный криминогенный заряд и отрицательная социальная энергия, исходящая от преступников, обладающих высоким уровнем общественной опасности;
- в колонии зарождается и развивается опасная для общества колонистская субкультура, которую воспринимают все группы осуждённых, независимо от направленности личности, и сотрудники исправительных учреждений. Она обусловливает профессиональные, нравственные деформации людей, оказывает разлагающее влияние на общество, проникая в его различные слои. Известны случаи, когда осуждённые через интернет внедряли тюремную субкультуру в школы. Среди учащихся некоторых школ появились категории, подобные осуждённым нижней касты в местах лишения свободы, и соответствующее к ним отношение со стороны других школьников;
- в колониях имеются благоприятные условия для развития внутренней пенитенциарной преступности;
- колония не обеспечивает элементарных условий безопасности осуждённого, находящегося в постоянном психологическом на-
Л.Б. Смирнов. ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 41
пряжении. Ночью осуждённые размещены в одном большом спальном помещении при отсутствии постоянного надзора за ними.
Отмеченные сложности актуальны для колонии в том случае, если она является универсальным видом исправительного учреждения. Колония же должна быть основным пенитенциарным учреждением для содержания осуждённых, утративших высокую общественную опасность. Для исполнения наказания в отношении осуждённых, обладающих повышенной и высокой общественной опасностью, необходимы тюрьмы, как учреждения с более строгим режимом безопасности.
Идея дистанционного контроля за осуждёнными в тюрьмах впервые реализована в проекте идеальной тюрьмы Иеремии Бен-тама - Паноптикум, представляющий собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками, через которые заключённые не могут видеть, что за ними находится. Охрана может наблюдать за всеми заключёнными одновременно, располагаясь в центре тюрьмы, но при этом невидима для заключённых, которые не знают, в какой точно момент за ними наблюдают, и у них создаётся впечатление постоянного контроля.
Максимальная реализация принципа дистанционного контроля возможна при содержании осуждённых в одиночных камерах. Данный принцип в своё время был реализован в тюрьмах крестообразной формы, где наблюдение осуществлялось из одной точки, расположенной в месте пересечения коридоров. По такому принципу была, в частности, построена тюрьма «Кресты» в Санкт-Петербурге.
Минимальная контактность осуждённых, свойственная тюрьме, может значительно помочь в достижении цели предупреждения правонарушений. Тюремный режим обеспечивает эффективное противодействие пенитенциарной преступности. Тюрьма должна создать условия для минимального общения осуждённых, постоянного (круглосуточного) контроля за ними.
Первая попытка реализации принципа минимальной контактности была осуществлена в американском пенитенциарии, построенном в 1786 г., давшем начало Пенсильванской системе отбывания наказания в виде лишения свободы. Смысл такого заключения сводился к строгой изоляции человека от всего мир-
ского и преступного. Изоляция имела целью оставить преступника один на один со своей совестью и богом для приведения его к раскаянию. Надзиратели не знали имён осуждённых и их сроки наказания. Осуждённым присваивались номера, им запрещалось вступать в разговоры с кем-либо. За пределами камер они перемещались в масках, чтобы исключить возможность узнать друг друга в лицо. Прогулки организовывались поодиночно в изолированных участках двора пенитенциария. В церкви осуждённые располагались таким образом, что не могли видеть никого, кроме священника.
Пенсильванская система успешно выполняла задачу специальной превенции совершения преступлений и оказала существенное влияние на развитие одиночных тюремных камер. Впоследствии эта система была изменена: в 1816 году в г. Оборне (штат Нью-Йорк) открыта тюрьма, подобная Пенсильванской, с той лишь разницей, что осуждённых помещали в одиночные камеры только на ночь.
Важнейшим требованием, предъявляемым к современной пенитенциарной системе, является её безопасность. В силу своей функциональной деятельности уголовно-исполнительная система оказывает существенное влияние на различные общественные отношения, в том числе, экономические, духовные, моральные [2, с. 115]. Следует признать утопией закреплённую в законодательстве цель наказания - исправление осуждённых. Основными целями наказания, по нашему мнению, следует установить реализацию кары и предупреждение преступлений.
Наиболее разработана идея изменения целей наказания, закреплённых в УК РФ, в рамках невско-волжской криминологической школы. В частности, Д.А. Шестаков предлагает говорить не о целях, а о функциях наказания: удержание лица, совершившего преступление, от новых преступлений (функция защиты человека), реституция (восстановление положения потерпевшего), ресоциализа-ция осуждённого [4, с. 6-13].
Содержание в тюрьме должно стать первоначальным этапом отбывания наказания осуждёнными, обладающими повышенным и высоким уровнем общественной опасности. Минимальное число социальных контактов внутри тюрьмы можно компенсировать использованием аудио- и видео-контактов. Сте-
1 (44)2017
ны камер следует сделать прозрачными, используя технологию «Хамелеон».
По мере уменьшения степени общественной опасности преступника необходимо расширять число его контактов. При отсутствии повышенной общественной опасности осуждённого, он должен быть переведён в колонию, где уровень контактов максимальный. Следовательно, главным формируемым качеством осуждённого является его минимальная общественная безопасность, а не степень исправления, как это определено в настоящее время.
Таким образом, отбывание наказания должно начинаться в тюрьме в условиях, обеспечивающих нейтрализацию повышенной и высокой степеней общественной опасности преступника, и продолжаться до тех пор, пока его опасность не будет признана минимальной.
Планируется, что будут созданы тюрьмы трёх режимов: особого, усиленного и общего, где будут раздельно содержаться особо опасные преступники, рецидивисты и совершившие тяжкие преступления в первый раз. В настоящее время в отдельных колониях особого режима содержатся осуждённые к пожизненному лишению свободы. Режим и условия содержания таких лиц ничем не отличаются от тюремных. Следует заменить название этих учреждений и именовать их тюрьмами. Реформа в этой части заключается в замене «вывесок». Исправительные колонии особого режима для осуждённых при особо опасном рецидиве преступлений также по своим характеристикам близки к тюремным учреждениям. Часть осуждённых, относящихся к злостным нарушителям режима, содержится в строгих условиях в помещениях камерного типа, т.е. как в тюрьме.
Остальные колонии перевести в тюрьмы сложнее, но всё же возможно, т.к. они имеют достаточное число тюремных атрибутов. В последние 20-30 лет общежития для осуждённых были изолированы на небольших участках, и исправительные колонии фактически превратились в учреждения полутюремного вида.
При определённых разумных затратах и усилиях общежития можно переоборудовать в блоки, сектора и предлагаемые реформаторами кубрики, ограничив свободу передвиже-
ния осуждённых и установив круглосуточный постоянный надзор за ними с помощью технических средств.
В исправительных колониях в большей степени следует применять такие принципы, как максимальная контактность осуждённых и дистанционность их контроля. Колония представляет собой поселение заключённых, имеющее общую коммунально-бытовую, культурную и производственную инфраструктуру. С целью контроля осуждённых в колониях целесообразно использовать электронные браслеты. Их применение позволит постоянно отслеживать передвижения осуждённого.
Логично перепрофилировать один из режимных корпусов колонии в тюрьму. Для этого подходит корпус, предназначенный для содержания осуждённых в строгих условиях. Соответственно, следует упразднить строгие условия содержания осуждённых, заменив их тюремным режимом. Такой механизм позволит в будущем более мягко расширить применение тюремной модели.
Представляется возможным в отношении осуждённых, но только на период отбывания ими наказания, применять чипы. Что касается идеи сплошного чипирования населения, то мы согласны с мнением Д.А. Шестакова: это поможет контролировать лишь нижний слой преступности. Глобальной олигархической власти (ГОВ) вполне под силу перехватить контроль над чипами и, используя выборные технологии, установить свою власть над миром [3, с. 58-59].
Как отмечает А.П. Данилов, учитывая, что за продвижением идеи чипизации стоят именно представители ГОВ, в большинстве своём защищённые от привлечения к уголовной ответственности своим социально-экономическим положением, можно сделать вывод: чи-пирование данным лицам необходимо не для противодействия преступности, а для контроля за населением, в какой-то момент пожела-ющим избавиться от засилья глобализаторов, а по-преступностиведчески - от ГОВ [1, с. 66].
Применение сплошного чипирования населения в отдельно взятой стране приведёт к установлению высоко коррумпированного полицейско-олигархического либо тоталитарного режима.
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Л.Б. Смирнов. ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 43
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов А.П. Прогресс как криминогенный фактор // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 4 (43). С. 64-68.
2. Смирнов Л.Б. Особенности и проблемы развития пенитенциарной модели России // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. № 2 (31). С. 110-115.
3. Шестаков Д.А. Поголовное чипирование как подмена Бога шайкой земных хозяев (возвращаясь к Достоевскому) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 4 (43). С. 57-60.
4. ШестаковД.А. Преступность среди социальных подсистем // Преступность среди социальных подсистем. Юридический центр Пресс, 2003.
REFERENCES
1. Danilov A.P. Progress kak kriminogenniy factor. [Progress as a criminogenic factor]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2016, no. 4 (43), pp. 64-68.
2. Smirnov L.B. Osobennosti i problemy razvitiya penitentsiarnoy modeli Rossii. [Features and problems of development of Russia's penitentiary model]. Vestnik Sankt-Peterburgskoy yuridicheskoy akademii - Bulletin of the St. Petersburg Law Academy. 2016, no. 2 (31), pp. 110-115.
3. Shestakov D.A. Pogolovnoe chipirovanie kak podmena Boga shaykoy zemnykh khozyaev (vozvrashchayas' k Dostyevskomu). [Mass chipping as a substitution of God by a gang of earthly masters (referring to Dostoyevsky)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2016, no. 4 (43), pp. 57-60.
4. Shestakov D.A. Prestupnost' sredi sotsial'nykh podsistem. [Crime among social subsystems]. Prestupnost' sredi sotsial'nykh podsistem. Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Леонид Борисович Смирнов - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А.П. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Leonid Borisovich Smirnov - doctor of Laws, professor, professor of the department of criminal law at the Herzen State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
1 (44)2017