Научная статья на тему 'Особенности и результаты международного сравнительного исследования pirls-2011 «Изучение качества чтения и понимания текста»'

Особенности и результаты международного сравнительного исследования pirls-2011 «Изучение качества чтения и понимания текста» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕКСТЫ / КАЧЕСТВО ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОСОЗНАННОЕ ЧТЕНИЕ / READERS'' ILLITERACY / CULTURAL AND INFORMATIONAL TEXTS / READING AND UNDERSTANDING QUALITY / READING SKILLS / CONSCIOUS READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Галина Сергеевна, Кузнецова Марина Ивановна

Одним из самых надёжных международных сравнительных исследований осознанности чтения младших школьников стало международное мониторинговое исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Исследование определяет как свою основную цель сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учениками начальной школы в разных странах мира, а также выявление различий в национальных системах начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Галина Сергеевна, Кузнецова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and results of the International comparative research PIRLS-2012 «Study of reading quality and text understanding»

One of the most reliable international comparative researches of awareness reading in Junior school is the International Monitoring investigation «Investigation of quality reading and understanding the text » PIRLS, that was organized by International Association of assessment learning achievements IEA. As the main purpose, the investigation determines the comparison of reading level and quality, understanding text by students of primary school in different countries, as well as redlining in national systems of primary education.

Текст научной работы на тему «Особенности и результаты международного сравнительного исследования pirls-2011 «Изучение качества чтения и понимания текста»»

Особенности и результаты международного сравнительного исследования PIRLS-2011 «Изучение качества чтения и понимания текста»

Галина Сергеевна Ковалёва,

руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Марина Ивановна Кузнецова,

ведущий научный сотрудник сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

• художественные и информационные тексты • качество чтения и понимания текстов • читательские умения • читательская грамотность • осознанное чтение •

Читательская грамотность

Читательская грамотность младших школьников в исследовании определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/ или ценных для человека. Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, к настоящему времени проведено три цикла: в 2001, 2006 и 2011 годах. В декабре 2012 года были оглашены результаты проведённого в 2011 году цикла.

PIRLS-2011

Исследование PIRLS-2011 стало одним из самых представительных исследований по начальной школе, в нём приняли участие 325 тысяч учащихся из 45 стран (из них 30 стран участвовали в этом исследовании и в 2006 году, а 21 страна, включая Россию, приняла участие во всех трёх циклах исследования).

Выборка каждой страны составляла около 4 тысяч учащихся примерно из 150— 200 школ. В большинстве стран в исследовании участвовали ученики четвёртого

класса начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей: к этому моменту они должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения. В России в исследовании PIRLS-2011 приняли участие 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны.

Исследования осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов Управления образованием регионов.

Целью участия нашей страны в этом исследовании было получить ответы на вопросы:

• Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

• Улучшилась ли ситуация с чтением по сравнению с 2001 и 2006 годами?

• Любят ли читать ученики четвёртого класса?

146

• Как семья способствует развитию читательских умений?

• Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?

• Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами, и если да, в чём они заключаются? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов в других странах?

Особенности инструментария

В соответствии с концепцией, в исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения во время учебных занятий и вне школы:

— чтение для приобретения опыта чтения художественной литературы;

— чтение для получения и использования информации.

В исследовании использовались 10 текстов (пять художественных и пять информационных) и 135 заданий к ним. Задания были различны по форме ответа: задания с выбором ответа из четырёх предложенных; на установление последовательности событий; со свободно конструируемым ответом. Поскольку одна из основных задач PIRLS — изучение динамики качества чтения, необходимое условие исследования — повторное использование части текстов и заданий к ним в каждом из циклов. В 2011 году использовалось три художественных и три информационных текста, входивших в инструментарий 2006 года, из них один художественный и один информационный текст использовали и в 2001 году. Соответственно, у стран, участвовавших в исследовании в 2011 и в 2006 годах, была возможность сравнить результаты выполнения учащимися заданий к этим текстам.

При чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

— нахождение информации, заданной в явном виде;

— формулирование выводов;

— интерпретация и обобщение информации;

— анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры.

На выполнение работы учащимся давалось 80 минут (две части по 40 мин с перерывом). Каждый получал тетрадь, которая включала два текста (как правило, один текст художественный, другой — информационный), с заданиями к каждому из них. После исследования часть текстов и заданий к ним открывается для знакомства педагогической общественности с инструментарием, разрабатываемым международным сообществом. Это позволяет познакомиться с трудностями и объёмом работы, использовать этот инструментарий как модель при разработке собственного инструментария.

Безусловное достоинство PIRLS — продуманная система оценивания выполненных работ, совмещающая качественную и количественную оценку. Задания с выбором ответа из четырёх предложенных всегда оцениваются одним баллом, задания на установление последовательности событий также оцениваются одним баллом, задания со свободно конструируемым ответом оцениваются от одного до трёх баллов в зависимости от сложности задания: эти задания проверялись экспертами в соответствии с предложенным международным руководством по оцениванию заданий, которое содержало и общие подходы к оценке выполнения каждого задания, и конкретные примеры ответов учащихся, за которые ставится тот или иной балл.

Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий PIRLS также были включены анкеты для учеников, учителя, родителей, администрации школы.

Основные результаты международного исследования PlRLS-2011

Гонконг, Россия, Финляндия и Сингапур оказались самыми успешными странами: учащиеся этих стран продемонстрировали наилучшие результаты. Россия занимает вторую строку в таблице результатов. Средний балл российских выпускников начальной школы — 568. Разница с результатами Гонконга, Финляндии и Сингапура статистически не значимая. Результат российских

147

школьников в сравнении с результатами остальных страны, принявших участие в исследовании, статистически значимо выше.

При анализе результатов интерес представляет не только средний балл, но и то, какого уровня осознанности чтения достигают самые слабые и самые сильные ученики. Пять процентов самых слабых российских читателей показали средний балл 455 и ниже, а пять процентов самых сильных читателей показали средний балл 672 и выше. По сравнению с 2006 годом показатель 5% самых слабых российских учащихся выше на 12 баллов показателя самых слабых читателей в 2006 году. Самые сильные российские читатели показали в 2011 году почти такой же результат, как самые сильные российские читатели в 2006 году.

Поскольку в 2011 году проводился третий цикл исследования PIRLS, страны-участницы предыдущих циклов смогли проследить динамику результатов своих учащихся. Статистически значимо повысились с 2001 г. по 2011 г. результаты российских школьников.

Таблица 1

Динамика результатов российских школьников

Г прове эд дения Средний балл российских школьников Разница в результатах по сравнению

с 2006 годом с 2001 годом

20 11 568 статистически не значима 40 баллов (статистически значима)

20 06 565 37 баллов (статистически значима)

20 01 528

Видно, что результаты российских выпускников начальной школы, значительно повысившись в 2006 году по сравнению с 2001 годом, в очередном цикле исследования остались практически без изменений — разница в баллах статистически незначима. Отметим, что результаты Гонконга и Сингапура — стран, которые в 2006 году вместе с Россией составляли группу лидеров, статистически значимо повысились в 2011 по сравнению с 2006 годом. Для оте-

чественного начального образования очень важно проанализировать пути улучшения результатов, определить скрытые резервы эффективной работы над читательской грамотностью младших школьников.

Какие тексты: художественные или информационные лучше читают младшие школьники

В исследовании оценивались два вида чтения: для приобретения литературного опыта и для получения информации. При анализе успешности овладения этими видами чтения были отдельно посчитаны средние баллы, полученные в работе с художественными текстами, и средние баллы, полученные в работе с информационными текстами.

Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что российские учащиеся продемонстрировали высокие показатели как при чтении художественных, так и при чтении информационных текстов, проявляя тем самым баланс читательских умений, необходимых как для приобретения литературного опыта, так и для получения информации. Средний балл российских четвероклассников равен 568, балл за работу с художественными текстами — 567, балл за работу с информационными текстами — 570.

Рассматривая соотношение результатов российских учащихся в 2006 и 2011 годах, отметим одинаковое улучшение результатов как при чтении художественных, так и при чтении информационных текстов: прирост составил и в том и в другом случае четыре балла.

Какими читательскими умениями лучше владеют российские школьники

Несомненный интерес представляют данные о соотношении результатов по четырём группам читательских умений: нахождение информации, заданной в явном виде, формулирование выводов, интерпретация и обобщение информации, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. По законам статистической обработки данных невозможно было

148

создать отдельные шкалы для каждого процесса, поэтому было решено создать две шкалы: одну для оценки умений находить информацию и формулировать выводы, другую — для оценки умений интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста.

Такое распределение по шкалам имеет смысл, поскольку одна из шкал собирает в себе два процесса, имеющих непосредственное отношение к тексту; те простые выводы, которые необходимо сделать, в значительной мере основаны на самом тексте (хотя они в явной виде не содержатся в тексте, сделать их достаточно просто), а вторая шкала собирает данные о двух процессах, требующих большей степени обобщённости, рассуждений о тексте; читатели создают связи, которые не представлены в явном виде в тексте, а также выражают свою собственную точку зрения.

чески поровну распределены между этими группами читательских умений.

В 2006 году результаты российских школьников по этим двум шкалам были практически идентичны: 562 балла по первой шкале и 563 балла по второй шкале. В 2011 году по первой шкале средний балл равен 565, а по второй шкале 571. При общем балле 568 разница в обоих случаях статистически значима (в первом случае в пользу общего балла, во втором случае в пользу балла по второй шкале), что позволяет говорить о том, что в большей мере российские выпускники начальной школы владеют читательскими умениями интерпретировать, интегрировать информацию текста, оценивать его содержание и форму.

Уровни овладения читательскими умениями

Интерпретирование и обобщение информации могут проходить на уровне понимания общих идей или заключаться в соотнесении деталей и информации в разных частях текста, с его общей идеей. Оценка особенностей структуры текста, а также жанра и языковых особенностей основывается на восприятии текста как такового, включая понимание цели автора текста. Не следует думать, что читательские действия, собранные в первую или во вторую группу, проще и/или важнее другой группы. У развитого читателя эти две стороны читательской компетентности должны быть относительно уравновешены, поэтому задания в тесте практи-

Ещё один выделяемый в исследовании показатель — уровни овладения читательскими умениями, характеризующими различную по сложности деятельность учащихся с текстом. Уровни определены таким образом, что позволяют разделить детей на отдельные группы, подготовку которых в области чтения можно описать с помощью определённых заданий, характеризующих данный уровень. Всего было выделено четыре уровня. Высший уровень определяется на международной шкале баллом 625, высокий уровень соответствует 550 баллам, средний уровень — 475 баллам и низкий уровень — 400.

Международные уровни читательской грамотности PIRLS-2011

Высший (625 баллов и выше)

Учащиеся могут воспринимать текст целостно и в то же время понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.

Высокий (550 баллов)

Учащиеся могут понимать существенные сообщения текста, делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивать как содержание, так и форму текста, обращать внимание на его языковые особенности.

Средний (475 баллов)

Учащиеся могут находить в тексте информацию, делать на её основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.

Низкий (400 баллов)

Учащиеся могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать.

149

Как процент учащихся, достигших того или иного уровня, так и изменения в распределении по уровням от цикла к циклу — очень хороший показатель ситуации с читательской грамотностью в стране.

В 2011 году показатели России улучшились по отношению к российским показателям 2006 года: на 1% сократилось число учащихся, не достигших низкого уровня, на 2% стало больше учащихся, достигших высокого уровня.

Результаты мальчиков и девочек

В международном педагогическом сообществе большое внимание уделяется анализу результатов по разным факторам, одно из направлений такого анализа — сравнение результатов девочек и мальчиков в понимании текстов. Как и в 2001 и 2006 годах, в исследовании 2011 года девочки показали лучшие результаты в сравнении с результатами мальчиков: средний международный балл девочек равен 520, а средний международный балл мальчиков — 504. Эта разница оказалась существенна в подавляющем большинстве стран. В России девочки составили 49% от всей выборки, их средний балл 578, что на 18 баллов выше среднего балла мальчиков, равного 559. Если сравнить разницу в показателях результатов российских девочек и мальчиков от 2001 к 2011 году, становится очевидным увеличение разницы в их результатах: если в 2001 году разница составляла 12 баллов, то в 2011 она составляет 18 баллов.

Статистические данные опровергают возможную гипотезу о том, что девочки лучше читают литературные тексты, а мальчики — научно-популярные: полученные показатели убеждают в том, что как во всём мире, так и в России девочки лучше читают и художественные, и информационные тексты. Эти различия необходимо учитывать для своевременной помощи мальчикам при возникающих затруднениях.

Связь результатов тестирования с особенностями российских учащихся и образовательных учреждений

Обработка анкет всех участников исследования позволила получить интересный ма-

териал о системах образования в странах-участницах, проследить связь между результатами российских учащихся и некоторыми факторами, характеризующими школьников, их семьи и образовательные учреждения.

Влияние семьи на процесс чтения, экономическая ситуация в семьях

Все проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA в течение последних двадцати лет, начиная с 1991 года, исследования осознанности чтения подтверждают принципиальную важность благоприятной домашней среды для формирования навыков чтения у детей. Полученные в трёх циклах исследования PIRLS (2001, 2006, 2011 г.г.) данные указывают на значительную положительную зависимость уровня осознанности чтения, демонстрируемого учащимся в четвёртом классе, от тех усилий семьи. Эти выводы строятся на основании связи результатов выполнения учащимися заданий PIRLS и информации из анкет родителей, связанной с ресурсами семьи для обучения, и сведениях о направленности занятий родителей с детьми до начала обучения чтению и о самых первых этапах овладения ребёнком чтением.

Ресурсы семьи для поддержки уровня читательской грамотности

В исследовании PIRLS в качестве трёх основных параметров, оказывающих серьёзное влияние на уровень грамотности чтения, были выделены образование родителей, их род занятий (работа), количество детских книг в доме.

Информация об этих трёх параметрах была взята из анкет, которые заполняли родители. В дополнение к этому были проанализированы ответы учащихся на два вопроса анкеты: об общем количестве книг дома и о двух таких факторах, как возможность пользоваться дома Интернетом и наличие у школьника собственной комнаты.

Данные, полученные в исследовании PIRLS-2011, подтвердили положительную связь уровня образовательных достижений и социально-экономического статуса семьи

150

в целом или таких его составляющих, как образование и род деятельности родителей. И PIRLS и PISA обнаружили сильную положительную взаимосвязь между уровнем образования родителей, их профессиональной занятостью и уровнем грамотности чтения их детей.

В соответствии с пятью показателями: 1) образование родителей, 2) профессиональная занятость родителей 3) общее количество книг в доме, 4) количество детских книг, 5) доступ в Интернет и наличие собственной комнаты, учащиеся были распределены на три группы. Первая группа — это учащиеся с высоким уровнем ресурсов семьи. У учащихся этой группы более 100 книг в доме, при этом более 25 детских книг, есть доступ в Интернет и своя комната, по крайней мере один из родителей имеет высшее образование, по крайней мере один из родителей занят высокопрофессиональным трудом. Вторая группа — это учащиеся с низким уровнем ресурсов семьи, у учащихся этой группы меньше 26 книг в доме, при этом у них меньше 11 детских книг, нет ни доступа в Интернет, ни собственной комнаты, ни один из родителей не имеет образование выше среднего общего, ни один из родителей не занимается профессиональным трудом. Третью группу составили учащиеся, не попавшие в две описанные выше группы, уровень ресурсов семьи таких учащихся определён как средний.

В связи с полученными данными важно отметить достаточно настораживающий факт. Список стран выстроен по убыванию числа детей, отнесённых к группе учащихся с высоким уровнем ресурсов семьи для поддержания образования. Российская федерация занимает двадцать вторую строчку в этой таблице. В России только у 16% учащихся, принимавших участие в исследовании, высокий уровень ресурсов семьи.

Российские данные подтверждают общую закономерность о наличии положительной связи между уровнем ресурса семьи и уровнем читательской грамотности. Средний балл выполнения заданий у российских учащихся, отнесённых к группе со значительным уровнем ресурсов семьи, равен 611 баллам, в то время как средний балл выполнения заданий у тех, кто отнесён

к группе со средним уровнем ресурсов семьи, равен 562 баллам.

Язык, на котором учащийся говорил до того, как пошёл в школу

Уровень речевого развития, с которым ребёнок приходит в школу, серьёзно влияет на обучение чтению, именно поэтому то, говорил ли ребёнок до школы на том языке, на каком он выполнял тест в исследовании PIRLS, — один из важных факторов. В среднем по всей международной выборке четвероклассников, принимавших участие в исследовании, 92% учащихся говорили на языке тестирования до поступления в школу. При этом те 8% учащихся, которые не говорили на языке теста до начала школьного обучения, имеют значительно более низкие результаты: их средний балл равен 479, в то время как средний балл говоривших на языке тестирования равен 516.

В российской выборке по данным анкет родителей 96% учащихся говорили на русском языке до поступления в школу, средний балл этих учащихся равен 570, средний балл тех 4% учащихся, которые не говорили на русском языке до поступления в школу, значительно ниже — он равен 538.

Отношение родителей к чтению

Большинство детей именно в семье усваивают определённые модели читательской деятельности, именно семья руководит их процессом становления как читателя. Маленькие дети, которые видят взрослых и детей старшего возраста, которые читают художественную литературу или используют тексты как источник информации с различными целями, намного быстрее и эффективнее учатся ценить и использовать печатные материалы. В очередной раз исследование PIRLS-2011 подтвердило наблюдаемую во всём мире закономерность: что дети из читающих семей становятся лучшими читателями, имеют более высокие результаты.

Данные позволяют выявить особенности российской ситуации в отношении родителей к чтению. Достаточно неожиданный факт, что родители только лишь 23% рос-

151

сийских учащихся, принимавших участие в исследовании, на основании собственных ответов об отношении к чтению попали в группу «любящих читать», что меньше международного среднего (32%). Это настораживающий факт, поскольку он позволяет делать не самые оптимистичные прогнозы — ещё раз хотелось бы обратить внимание на общую закономерность — чем больше родители любят читать, чем чаще они сами читают, тем больше вероятность усвоения их детьми позитивной модели читателя, тем выше уровень читательской грамотности подрастающего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятия в дошкольном возрасте, способствующие успешному овладению чтением

В процессе развития ребёнка, время, пос-вящённое занятиям, связанным с подготовкой к чтению, имеет большое значение для последующего успешного овладения процессом чтения, и этот эффект довольно продолжителен. Недавно проведённое в Англии крупное исследование позволило доказать, что сочетание данных по семи переменным, таким как: чтение ребёнку книг, посещение с ним библиотеки, игры с числами, занятия живописью и рисованием, обучение счёту, разучивание песен/стихов/ игры с рифмами, обладает большей прогностической силой в успешности обучения счёту и чтению, чем другие параметры, включая социально-экономический статус семьи, образование родителей и т.д. Для изучения влияния ранних видов занятий по подготовки к чтению в исследовании PIRLS введена шкала различных видов деятельности в раннем возрасте. Все циклы исследования подтверждают чёткую связь этого показателя с уровнем читательской грамотности.

Данные анкет родителей российских участников исследования указывают на то, что родители очень активно занимались со своими детьми до их поступления в школу теми видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыком чтения (читали им книги, рассказывали истории, пели песни, играли с ними в игрушки с алфавитом, в слова и др.). В России родители 61% учащихся проявили высокий уровень активности при подготовке к обучению чтению в семье в дошкольный период.

Средний балл этой группы учащихся равен 576, для сравнения: средний балл детей, у которых родители проявили среднюю активность в подготовке их к обучению чтению, равен 558. Данные позволяют сделать вывод о том, что российские родители весьма активны.

Общий вывод заключается в том, что учащиеся достигают более высокого уровня чтения, если их родители любят читать и часто читают; если в семье много книг, в том числе детских, если дети с раннего детства вовлечены в различные виды деятельности, связанные с чтением: от игр с кубиками, на которых написаны буквы, до словесных игр.

Посещение детского сада

Данные предыдущего цикла исследования PIRLS в 2006 году указывали на положительную связь посещения детьми дошкольных образовательных учреждений и уровня грамотности чтения: лучшие показатели по чтению имеют учащиеся, посещавшие детские сады в течение двух-трёх лет.

Данные 2011 года говорят о сохранении связи, характерной для 2006 года. Уровень грамотности чтения учащихся, не посещавших детский сад, значительно ниже, чем у тех, кто посещал детский сад более одного года. Полученные данные косвенно подтверждают результативность предшкольной подготовки.

Готовность к обучению, по данным родителей

Информация взята из анкет родителей — анализировалась оценка родителями учащихся их готовности к обучению. Данные по международной выборке в целом свидетельствуют об объективности оценок родителей, так как наблюдается прямая зависимость уровня готовности, определённого родителями, и полученными результатами по чтению: средний балл учащихся находится в прямой зависимости от уровня дошкольной подготовки, определённого самими родителями. Анализируя ситуацию в России, отметим достаточно высокий уровень требований российских родителей

152

к своим детям: по их мнению, уровень подготовки только 22% учащихся можно охарактеризовать как очень хороший. Скорее всего, российские родители скупы на положительные оценки уровня подготовки своих детей.

При этом наблюдается прямая зависимость уровня дошкольной подготовки и продемонстрированного в конце четвёртого класса уровня читательской грамотности. Средний балл выполнения заданий у школьников, чей уровень готовность родители определили как «очень хороший», равен 599, средний балл учащихся, чей уровень готовности родители определили как «хороший», равен 574, средний балл учащихся, чей уровень готовность родители определили как «не очень хороший», равен 541.

Связь между результатами российских школьников и показателями, характеризующими школы

Условия обучения в школе могут оказывать положительное влияние, поощряя позитивное отношение к учёбе и облегчая обучение. Многие исследования доказали связь более высокого уровня школьных ресурсов с высоким уровнем образовательных достижений. Однако отношения между школьными ресурсами и уровнем образовательных достижений сложные. Во-первых, школа может иметь учащихся с высоким социально-экономическим статусом, например, из-за своего местоположения, или потому что она борется за учащихся. Во-вторых, образовательная система может инвестировать больше денег для школьного зала, зарплат учителей, оборудования и материалов. Из этого следует, что наиболее успешные школы, скорее всего, имеют учащихся с высоким социально-экономическим статусом и лучшие ресурсы.

В зависимости от страны, расположение школы может оказывать существенное влияние на то, каков социально-экономический и образовательный статус семей учащихся. Кроме того, в зависимости от страны, от расположения школы может зависеть доступ к важным дополнительным ресурсам (библиотеки, медиа-центры или музеи).

Российские данные свидетельствуют о том, что чем больше населённый пункт, в котором живут школьники, тем выше их результаты. Это очень важно учитывать при организации адресной помощи.

Достаточно давно доказана связь социально-экономического статуса семьи и уровня образовательных достижений учащихся, а также связь того, на каком языке школьники говорят дома, с образовательными достижениями. Данные об этом приводились при анализе анкет родителей. В анкетах для администрации школ также были вопросы, связанные с материальным положением семей учащихся и с языком общения дома. Данные предыдущих исследований указывали на то, что ученики из экономически неблагополучных семей, обучаемые в школах с высоким числом учащихся из экономически благополучных семей, имеют более высокие результаты в сравнении с учениками из семей с таким же экономическим положением, но обучающихся в школах, где большая часть учеников — из экономически неблагополучных семей.

При анализе российских данных подтверждается связь уровня достижений по чтению с уровнем экономического благополучия большинства семей учащихся школы. К сожалению, средний балл учащихся, которые учатся в школах, где большинство школьников — из экономически неблагополучных семей, значительно ниже среднего балла школьников, которые учатся в более благополучных в этом отношении школах (549 и 576 соответственно).

Администрация российских школ также, как и родители российских школьников, очень требовательны к уровню подготовки учащихся. По мнению администрации школ только 18% учащихся учатся в школах, где большинство первоклассников приходит с высоким уровнем готовности к обучению чтению. Почти треть учащихся (27%) учатся в школах, в которые большинство первоклассников приходят с низким уровнем готовности к обучению, уровень читательской грамотности таких учащихся существенно ниже. Эти данные, с одной стороны, свидетельствуют о высоком уровне требований школы к уровню подготовки первоклассников, с другой — о необходимости усиленного внимания к дифференциации обучения

153

в каждом классе, при этом особое внимание необходимо обращать на школы, в которых у большей части первоклассников нет необходимых для успешного начала обучения навыков.

Интересен вопрос о влиянии количества компьютеров в школе на уровень достижений по чтению. Эти данные трудно интерпретировать, потому что наличие компьютеров в значительной мере связано с социально-экономическим уровнем школы, а также с методикой обучения чтению как с компьютерами, так и без них. В начальных классах компьютеры при работе над грамотностью чтения в основном используются как источник дополнительного материала для чтения и тренировочных упражнений. В целом очевидна тенденция, что у тех, кто имеет в школе доступ к компьютерам, уровень достижений по чтению выше, чем у тех, кто в школе не имеет доступа к компьютеру. Российская ситуация несколько иная.

Данные анкет администрации российских школ свидетельствуют, что наши школы в меньшей степени, чем в целом среди стран-участниц, обеспечены компьютерами — у нас только 28% учащихся учатся в школах, где на одного-двух учеников приходится один компьютер; в соответствии со средними международными показателями 41% учащихся учится в таких школах. В некоторых странах процент таких учащихся существенно выше, например, в Англии 89% учащихся, в Дании 87% учащихся, в Словацкой Республике 81% учащихся учатся в таких школах. Ещё одна российская особенность: уровень грамотности чтения учащихся, которые учатся в школах, где нет доступа к компьютеру, выше, чем в школах, где много компьютеров. Это ещё раз доказывает, что сам факт наличия компьютеров ещё не повышает качество обучения, очень важна методика использования компьютеров как в целом в обучении, так и в обучении чтению.

Оценка учащимися себя

как читателей, привлекательность

чтения, чтение вне школы

Анализ данных, полученных во всех трёх циклах исследования PIRLS, показывает сильную положительную связь между отно-

шением учеников к чтению и уровнем развития их читательской грамотности. Другие научные исследования также доказывают существенное влияние таких факторов, как время, которое школьник тратит на чтение, отношение к чтению, на уровень достижений. Например, недавний мета-анализ 32 исследований указывает на характерную именно для начальной школы связь между отношением к чтению и уровнем достижений по чтению. Положительное отношение учащихся к чтению и формирование адекватной самооценки собственного чтения в большинстве стран — главные цели обучения чтению. Учащиеся, которым нравится читать и которые готовы прилагать усилия, чтобы делать это хорошо, обычно читают чаще и имеют более широкий круг чтения, что в свою очередь расширяет их читательский опыт и улучшает их способности к пониманию.

Практически треть (26%) российских учащихся любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг чтения; эти школьники имеют высокие результаты по грамотности чтения. При этом есть страны, в которых процент таких учащихся значительно выше. Тринадцать процентов российских учащихся не любят читать, редко читают для собственного удовольствия, результаты этих учащихся довольно низкие — средний балл этой группы равен 554. Учащимся, испытывающим трудности, лучше предлагать задания, не слишком превышающие уровень их возможностей, чтобы обеспечить им путь от одного маленького успеха к следующему.

По числу высокомотивированных к чтению российские учащиеся занимают одно из первых мест среди стран-участниц.

По всему миру ученики четвёртых классов считают себя хорошими читателями: 36% из них с высоким уровнем читательской самооценки. При высоких объективных показателях читательской грамотности — на это указывают результаты исследования PIRLS 2011 — российские школьники довольно самокритичны; можно говорить о заниженной самооценке: она не способствует успешному обучению, и российским педагогам начальной школы стоит задуматься о том, как повысить читательскую самооценку своих учеников.

154

ШПШУЗА,.......ШММ,......Д НА ГИ О СТИНА

Сравнительные данные по организации обучения чтению и некоторые особенности этого процесса в российских школах

Наличие в инструментарии исследования PIRLS анкет для учителей и для администрации школ позволяет проследить некоторые мировые тенденции в организации обучения чтению, а также сделать выводы об особенностях организации процесса обучения в целом и процесса обучения чтению в России.

щихся из классов, в которых нет классной библиотеки: 571 по сравнению с 558.

Информация из анкет учителей об использовании компьютеров на уроках чтения ещё раз подтвердила приведённый выше вывод об отсутствии влияния использования компьютеров при обучении чтению: средний балл учащихся, учителя которых используют компьютер на уроках чтения, равен среднему баллу тех учащихся, учителя которых не используют компьютер.

* * *

В странах-участницах разное количество часов в неделю отведено на уроки чтения. Интересно, что нет строгой закономерности между количеством часов и общими результатами страны. Так, например, в соответствии с данными анкет администрации и учителей в Соединённых Штатах Америки на обучение чтению в год отводится 245 часов, в Тайване — 63 часа, а результаты учащихся этих стран в PIRLS 2011 года примерно одинаковые. Это позволяет сделать вывод: имеет значение не столько количество времени на обучение чтению, сколько его качество, профессионализм учителя, используемые методы обучения, т.е. эффективность и разумность использования времени.

Больше половины российских учащихся, по их собственной оценке, считают себя активными участниками урока чтения, при этом лишь 5% учащихся практически не участвуют в учебном процессе на уроке чтения; как и следовало ожидать, результаты этих учащихся ниже.

Результаты анкетирования учителей свидетельствуют, что основным средством в обучении чтению по-прежнему остаются учебники. Учителя 22% учащихся, принявших участие в исследовании, как основной материал используют также и рабочие тетради.

Данные анкет ещё раз подтвердили значение наличия библиотеки в классе. По данным анкет 77% учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся в классах, имеющих собственные библиотеки (средний международный показатель 72%), при этом средний балл этих учащихся существенно выше, чем средний балл уча-

Высокий уровень читательской грамотности, который российские выпускники начальной школы продемонстрировали в международном сравнительном исследовании PIRLS дважды: в 2006 и в 2011 году, можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, это общие качественные изменения российской начальной школы, что подтверждается высокими российскими результатами и в другом сравнительном международном исследовании — TIMSS, оценивающем математическую и естественнонаучную грамотность учащихся. Большое значение имеет и продуманная методика обучения осознанному чтению, опирающаяся как на традиции, так и на современные требования. Положительно влияет использование в практике начальной школы различных систем мониторинга учебных достижений, в том числе и осознанности чтения. Играет роль и высокий уровень готовности первоклассников к школе, усиленное внимание родителей и общества к образованию детей старшего дошкольного возраста; велико влияние семьи.

Россия дважды вошла в группу лидеров в исследовании PIRLS: нам есть чем гордиться. Но надо и всерьёз задуматься о том, как сохранить эти позиции, как и впредь помогать младшим школьникам становиться вдумчивыми читателями. □

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.