Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ АВТОРИТАРИЗМА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ АВТОРИТАРИЗМА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2003
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТАРИЗМ / АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЧЕРТЫ АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ / КАЧЕСТВА АВТОРИТАРНОГО РОДИТЕЛЯ / AUTHORITARIANISM / AUTHORITARIAN PERSONALITY / AUTHORITARIAN PERSONALITY TRAITS / AUTHORITARIAN PARENTING STYLE / FAMILY RELATIONS / CONSEQUENCES OF PARENTING / QUALITIES OF AN AUTHORITARIAN PARENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Наталья Михайловна

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы авторитаризма, авторитарной личности и её особенностях в детско-родительских отношениях. Проблема в данной работе обозначена как формирование черт авторитарной личности, их влияние на дальнейшую жизнедеятельность, становление, развитие человека. В связи с этим приводятся базовые и современные концепции, теоретические исследования зарубежных и отечественных ученых: исследование Теодора Адорно, понятие «F-шкалы», теории Эриха Фромма, Дж. Батлера, Макса Хоркхаймера, Абрахама Маслоу, Попова Л.М. и Меркель Р.В. Автор представляет детальный обзор понятия «авторитаризм», «авторитарная личность», «черты и особенности авторитарной личности», «авторитарный стиль воспитания». Помимо этого, автором были выделены аспекты, позволяющие понять особенности родителей и детей, воспитывающихся в авторитарном стиле. А также определить последствия данного вида воспитания, выражающиеся в межличностных отношениях, внутрисемейных, профессиональных и учебных. Полученные результаты теоретического исследования позволяют сделать вывод о том, что авторитарной личности присущи следующие черты: суеверность и стереотипность, проективность, конформизм, жажда самоутверждения и власти. К характеристикам авторитарной личности также можно отнести: наличие внутрипсихологического конфликта, стремление к внешним проявлениям и атрибутам престижа, иерархичный тип сознания, Я-идентификация доброты со слабостью, неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни, обобщение характеристик превосходства или неполноценности, подчиняемость, деструктивность, цинизм, этноцентризм и высокий вербальный интеллект. Таким образом, в детско-родительских отношениях данный тип личности имеет следующие особенности: воспитание в очень строгих условиях, идеализация родителя, проявление признаков подавленной агрессии по отношению к родителям, перенос подавленной враждебности на других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND MANIFESTATIONS OF AUTHORITARIANISM IN CHILD-PARENT RELATIONS

The article is devoted to the theoretical study of the problem of authoritarianism, authoritarian personality and its features in child-parent relations. The problem in this paper is designated as the formation of authoritarian personality traits, their influence on the further life, formation, and development of a person. In this regard, the basic and modern concepts and theoretical studies of foreign and domestic scientists are presented: the study of Theodor Adorno, the concept of "F-scale", the theories of Erich Fromm, J. Butler, Max Horkheimer, Abraham Maslow, Popov L.M. and Merkel R.V. The author provides a detailed overview of the concept of "authoritarianism", "authoritarian personality", "traits and features of an authoritarian personality", "authoritarian style of education". In addition, the author highlighted aspects that allow us to understand the characteristics of parents and children raised in an authoritarian style. And also determine the consequences of this type of education, expressed in interpersonal relationships, intra-family, professional and educational. The obtained results of theoretical research allow us to conclude that the authoritarian personality has the following features: superstition and stereotyping, projectivity, conformism, thirst for self-assertion and power. The characteristics of an authoritarian personality can also include: the presence of internal psychological conflict, the desire for external manifestations and attributes of prestige, hierarchical type of consciousness, Self-identification of kindness with weakness, dissatisfaction and inability to achieve satisfaction in life, generalization of the characteristics of superiority or inferiority, subordination, destructiveness, cynicism, ethnocentrism and high verbal intelligence. Thus, in the child-parent relationship, this type of personality has the following features: upbringing in very strict conditions, idealization of the parent, the manifestation of signs of repressed aggression towards parents, the transfer of repressed hostility to other people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ АВТОРИТАРИЗМА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/06PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Маркова Н.М. Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Markova N.M. (2020). Features and manifestations of authoritarianism in child-parent relations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Маркова Наталья Михайловна

Главное управление МЧС России по Астраханской области, Астрахань, Россия

Психолог E-mail: nixe12.08@mail.ru

Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях

Аннотация. Статья посвящена теоретическому изучению проблемы авторитаризма, авторитарной личности и её особенностях в детско-родительских отношениях. Проблема в данной работе обозначена как формирование черт авторитарной личности, их влияние на дальнейшую жизнедеятельность, становление, развитие человека. В связи с этим приводятся базовые и современные концепции, теоретические исследования зарубежных и отечественных ученых: исследование Теодора Адорно, понятие «F-шкалы», теории Эриха Фромма, Дж. Батлера, Макса Хоркхаймера, Абрахама Маслоу, Попова Л.М. и Меркель Р.В.

Автор представляет детальный обзор понятия «авторитаризм», «авторитарная личность», «черты и особенности авторитарной личности», «авторитарный стиль воспитания». Помимо этого, автором были выделены аспекты, позволяющие понять особенности родителей и детей, воспитывающихся в авторитарном стиле. А также определить последствия данного вида воспитания, выражающиеся в межличностных отношениях, внутрисемейных, профессиональных и учебных.

Полученные результаты теоретического исследования позволяют сделать вывод о том, что авторитарной личности присущи следующие черты: суеверность и стереотипность, проективность, конформизм, жажда самоутверждения и власти. К характеристикам авторитарной личности также можно отнести: наличие внутрипсихологического конфликта, стремление к внешним проявлениям и атрибутам престижа, иерархичный тип сознания, Я-идентификация доброты со слабостью, неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни, обобщение характеристик превосходства или неполноценности, подчиняемость, деструктивность, цинизм, этноцентризм и высокий вербальный интеллект.

Таким образом, в детско-родительских отношениях данный тип личности имеет следующие особенности: воспитание в очень строгих условиях, идеализация родителя, проявление признаков подавленной агрессии по отношению к родителям, перенос подавленной враждебности на других людей.

Ключевые слова: авторитаризм; авторитарная личность; черты авторитарной личности; авторитарный стиль воспитания; семейные отношения; последствия воспитания; качества авторитарного родителя

Введение

В современном мире все больше и больше людей встречаются с враждебными проявлениями по отношению друг к другу: враждебность, направленная против личности и ее характеристик, конформизм, ненависть и так далее. Безусловно, существуют различные типы личности, её характеристик и особенностей. Следует отметить, что именно в семье и формируются качества, способности ребенка, его отношение к окружающим, личностная позиция и подобное.

Зачастую родители используют авторитарный стиль воспитания, надеясь, что их ребенок будет априори послушным, таким, каким видят его родители, не будет возражать против родительской воли, полностью подчиняться мнению старших. Как правило, используя такой стиль воспитания, родители ожидают уже от взрослого ребенка также послушания и преклонения, но не всегда получается именно так. Дети растут, меняется их образ жизни, их мысли, ценностные ориентации, поведение. И, безусловно, авторитарный стиль воспитания накладывает свой отпечаток на личность и её характеристики.

Методы исследования

1. анализ отечественных и зарубежных научных трудов и публикаций по теме авторитаризма и авторитарной личности;

2. анализ и синтез ключевых понятий исследуемой группы характеристик;

3. классификация и обобщение последствий авторитарного стиля воспитания.

Результаты

Понятие авторитаризма рассматривается в двух аспектах: как политический режим и совокупность черт личности. В аспекте политического режима авторитаризм предполагает под собой социально-политическую систему, которая основывается на полном подчинении государству, государственному строю и лидерам. Как совокупность черт личности авторитаризм характеризуется абсолютным и строгим подчинением власти, лидеру, политическому режиму [1].

Понятие авторитаризма тесно связано с понятием авторитарной личности, являясь продолжением и углублением в личностные структуры. Именно в данном термине авторитаризм находит своё полное обоснование, проявления в поведении и деятельности людей [2].

Понятие и термин «авторитарная личность» предложил Э. Фромм в рамках своего учения о социальных характерах. Впервые подробное изучение понятия «авторитарная личность» начал Теодор Адорно. После Второй мировой войны группа социологов под руководством Теодора Адорно исследовали черты такой личности, причины возникновения характеристики, влияние на жизнь и межличностное взаимодействие. Автор рассматривал данное понятие как характеристику личности, главной отличительной особенностью которой является жесткость и чрезмерно жесткая система социальных установок. В изучении черт авторитарной личности использовались исследовательские методы, позволяющие раскрыть

неосознаваемые установки личности, то есть массовые опросы и социально-психологические методы. Авторы в качестве составляющих феномена авторитарной личности выделяли: антисемитизм, этноцентризм и политико-экономический консерватизм [3].

Таким образом, для точного определения всех базовых характеристик, исследователями была «F-шкала», которая позволяла замерить следующие показатели:

1. Конвенциализм (рассматривался как приверженность традициям и ценностям «среднего класса»).

2. Авторитарное подчинение (то есть, некритическое отношение к моральным авторитетам собственной группы).

3. Авторитарная агрессия (рассматривалась как нетерпимость к нарушению общепринятых норм).

4. Антиинтрацептивность (рассматривалась как оппозиция по отношению к субъективному, личностному, основанному на воображении).

5. Стереотипность (то есть точное и повторяющееся поведение, независящее от ситуации).

6. Культ силы и твердости (рассматривался как проявления мужества, силы, прагматизма, жесткости, суровости, жестокости).

7. Деструктивность и цинизм (рассматривались как враждебность, склонность к «очернению» окружающего мира, человеческой природы, презрительное отношение к принятым нормам морали).

8. Проективность (рассматривалась в ключе проекции собственных нежелательных качеств на внешний мир).

9. Чрезмерная озабоченность сексуальными проблемами [4].

К чертам авторитарной личности Т. Адорно относил особую чувствительность к атрибутам власти, предпочтение социальным стереотипам, неприемлемость личностной близости. Результатом данного исследования выступило следующее положение - в теории авторитарной личности лежит идея индивидуума, которая трактуется как причина социальных бедствий. Это говорит о том, что родители в своих детях сами воспитывают авторитарность, путем частого наказания за мелкие проступки. В дальнейшем, такое воспитание настраивает детей враждебно по отношению не только к взрослым, но и к тем, у кого имеется авторитет и власть. На подсознательном уровне, как правило, дети не осознают такой проявляемой агрессии. Это обусловлено страхом еще большего наказания. По мнению Теодора Адорно и его группы исследователей дети зависят от родителей, и предполагается, что должны любить их, тогда их подавленный антагонизм вытесняется и проецируется на более слабых членов общества [3].

Таким образом, авторитарные люди, как правило, эгоцентричны, агрессивны, жестоки, имеют четкие и непоколебимые установки, убеждения.

Следует отметить, что данная теория подверглась критике со стороны других исследователей. Основным замечанием к теории выступило суждение о том, что на развитие авторитарного мышления и поведения влияет множество других факторов и авторитаризм, как черта личности, формируется другими из-за сильных ситуационных факторов.

Другой представитель Франкфуртской школы Эрих Фромм выделял следующие черты авторитарной личности:

1. Конформизм. Страница 3 из 11

2. Стереотипность мышления.

3. Агрессивность.

4. Жажда самоутверждения и власти.

5. Непереносимость свободы.

6. Ориентация на авторитет лидера, собственной социальной группы и государства.

7. Ненависть к интеллигенции и людям из других этнических групп и др. [6]

Следует отметить, что исследователи группы Теодора Адорно идею Э. Фромма об авторитарной личности охарактеризовали как фашизоидную. Таким образом, по мнению группы, такая личность несет в себе постоянную угрозу фашизма, т. е. несущую в себе постоянную угрозу фашизма. Э. Фромм отмечает, что типология изучаемых личностей опиралась на следующие критерии:

1. Общий контекст значения присущих типу черт.

2. Зависимость проявленности типа в реальности от его социальной детерминированности.

3. Нивелирование различий индивидуального характера [5].

Сопоставляя изучаемые теории авторитарной личности с данными «F-шкалы», Э. Фромм объединил несколько типов личностных черт:

Авторитарный синдром. Данный синдром обусловлен страхом оказаться слабым, не имеющим авторитета в группе людей, помимо этого человек соблюдает абсолютизацию авторитета, нетерпим к любым другим мнениям и проявлениям деятельности.

Конформизм. Такая характеристика проявляется, как правило, в полном подчинении шаблонным групповым ценностям и самоидентификацией со значимой группой.

Поведение «функционера-манипулятора» прежде всего, обусловлено детерминированными стереотипами личности, которые со временем становятся самоцелью. Для такой личности действительность (т. е. реальность) воспринимается схематично как совокупность объектов и субъектов воздействия.

Чудаковатые ипостаси. Данная характеристика предполагает под собой самовозвеличивание, обусловлено созданием внутреннего иллюзорного мира, который противопоставляется реальной внешней действительности.

Поверхностная зависть. Рассматривая этот компонент, следует отметить, что личность характеризуется полным подчинением предрассудкам и взглядам, которые были получены и восприняты извне. Таким образом, поверхностная зависть призвана рационализировать и преодолеть трудности собственного существования.

Статус «бунтовщика и психопата». Данная характеристика предполагает под собой решение внутренних и внешних индивидуальных проблем личности через выполнение деструктивных действий, направленных вовне, и «бунта» [7].

В исследовании Дж. Батлера были получены выводы, что авторитарная личность имеет низкую открытость опыту, высокую добросовестность, по некоторым данным - высокую экстраверсию [8].

Макс Хоркхаймер, свою очередь, охарактеризовал авторитарную личность как новый, специфический антропологический тип, возникающий в 20 веке. Выдвинутое положение объяснялось основами модифицированной концепции «Эдипова комплекса» Зигмунда Фрейда.

Хортхаймер утверждал, что ребенок стремится отождествить себя более сильным авторитетом. Это, безусловно, противоречило главному положению теории «Эдипова комплекса» З. Фрейда - ребенок стремится отождествить себя с отцом и испытывает амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола [9; 10].

В работе «Структура авторитарного характера» основателя гуманистической психологии Абрахама Маслоу предложен другой взгляд в становлении авторитарной личности. А. Маслоу считал, что в становлении авторитарных структур личности важнейшую роль играют внутренние психологические факторы, а также ситуация (или «поле»), в которой происходит полное становление индивида. Автор утверждает, что авторитарный человек является незащищенным по своей сути и воспринимает окружающую действительность как враждебную, опасную, жестокую, угрожающую. По мнению А. Маслоу главное предубеждение таких людей гласит: в мире люди подобны животным и существует всего два пути - быть съеденными, либо съесть самим. Следовательно, людей нужно опасаться, бояться, либо презирать [11].

А. Маслоу также приводит характеристики авторитарной личности:

1. Наличие внутрипсихологического конфликта.

2. Стремление личности к внешним проявлениям и атрибутам престижа (деньги, статус, положение, власть и т. п.).

3. Иерархичный тип сознания. Подразумевается тенденция личности рассматривать других людей как соперников, используя при этом не внутренние характеристики, а внешние (например, атрибуты власти). Рассматривая соперников, авторитарная личность убеждена в том, что она враждебна по причине превосходства или наиболее низкого положения по сравнению с собой.

4. В характере такой личности могут присутствовать враждебность, предрассудки, ненависть, жестокость.

5. Авторитарная личность также склонна обобщать характеристики превосходства или неполноценности.

6. Возможно наличие садо-мазохистской тенденции, чувства вины, которое может породить чувства враждебности.

7. Такой тип личности имеет Я-идентификацию доброты со слабостью, таким образом, появляется стремление использовать ее в своих целях.

8. В характеристиках авторитарной личности имеет место быть неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни [12].

Отечественный исследователь Меркель Р.В. в своей работе посвященной изучению волевых качеств авторитарной личности выявил, что люди такого типа склонны формировать в своем сознании целевую и дальнюю перспективу. Следует отметить, что авторитарные люди не отличаются от других по следующим показателям: инициативность, энергичность, внимательность, способность брать на себя ответственность, проявлять настойчивость. Помимо этого в исследовании отмечено, что лица, которые склонны проявлять авторитаризм в межличностных отношениях, подвержены влиянию авторитарного стереотипа, склонны к лидерству, к энергичности, но все перечисленные характеристики относятся к эмоциональным аспектам эмоционально-волевой регуляции [13].

Попов Л.М. отмечает, что авторитарность связана с социальным, психическим, биологическим измерением личности, влияет на поведение, общение и деятельность. А также выделяет характеристики авторитарной личности:

https:// mir-nauki. com

1. Подчиняемость, деструктивность, цинизм, этноцентризм.

2. Авторитарная агрессия, преобладание примитивно-стереотипных способов

восприятия.

3. Антисемитизм, морализаторство, самоконтроль, нормативность.

4. Желание власти и господства, высокий вербальный интеллект [14].

Обсуждение

Исследовав понятия авторитарной личности и авторитаризма, справедливо возникают следующие вопросы: как влияют данные характеристики на воспитания детей? Чем чреват такой стиль воспитания для ребенка в будущем? Какие отличительные особенности он имеет по сравнению с другими детьми в школе?

Отметим, что Теодор Адорно говорил о том, что авторитарная личность порождает авторитарные отношения между родителями и детьми. Таким образом, это приводит к формированию стереотипов, условностей, эксплуататорской зависимости, жесткости и репрессивного отрицания [3].

Следует отметить и взгляд З. Фрейда на роль ранней социализации и родительского воспитания. Известный психоаналитик считал, что в результате слишком строгого, авторитарного воспитания происходит подавление чувства обиды ребенка, возникает агрессия по отношению к родителям и тенденция к их идеализации. А также используя такое воспитание, родители приводят переориентации враждебности на замещающие объекты [2].

Ткаченко К.С. выделяет особенности воспитания детей авторитарными родителями:

1. Воспитание в очень строгих условиях.

2. Идеализация родителя как «образец добродетели».

3. Проявление признаков подавленной агрессии по отношению к родителям.

4. Перенос подавленной враждебности на других людей [2].

Кондаурова О.П. в своем исследовании посвящённому влиянию дисциплинарных воздействий родителей на развитие детей, рассматривает авторитаризм и его влияние через систему наказаний. Автор утверждает, что родители, применяя к ребенку меры дисциплинарных воздействий, пытаются не только исправить поведение ребенка, но и эмоционально разряжаются, избавляются от отрицательных эмоций. Таким образом, в таких ситуациях родители демонстрируют властность, несдержанность, жесткость воспитания, что приводит к разрушению возможности взаимопонимания, разрыва доверительных отношений. Помимо этого, Кондаурова О.П. отмечает, что дети, подвергающиеся авторитарному стилю воспитания, наказаниям, подавлению воли проявляют агрессию к окружающим, используют физические методы решения конфликтных ситуаций. Все это может свидетельствовать о том, что дети воспринимают свое место в системе детско-родительских отношений как отвержение, ненужность, напряженность, недоверие.

В своей работе также выделяет последствия такого воспитания:

1. Формирование низкого уровня социальной адаптации.

2. Проявления повышенной агрессивности к окружающим.

3. Формирование личностной и ситуативной тревожности, неадекватной

самооценки, чувства незащищённости.

4. Отсутствие чувства сопереживания, эмпатии.

5. Формование устойчивого чувства страха, снижение уровня доверия [15].

Маралова Т.П. в своем исследовании установила положительную корреляцию авторитарного стиля воспитания с высоким уровнем контроля, средним уровнем враждебности по отношению к ребенку, средним уровнем автономности. А также авторитарный стиль отрицательно коррелирует с высоким уровнем моральной нормативности и высоким уровнем уважения к нормам. Таким образом, по мнению подростков, авторитарный родитель обладает следующими качествами:

1. Повышенные требования и контроль.

2. Отсутствие интереса к детям.

3. Высокий уровень автономии, непричастности и отчужденности.

4. Проявление недоверия и враждебности [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа исследователей, состоящая из Кузьмишиной Т.Л., Амелиной Е.С., Пермяковой А.А., Хохловой Е.А. утверждают, что влияние авторитарного стиля воспитания на детей проявляется в следующем: дети вырастают неуверенные в себе, безынициативные, трудно адаптирующиеся в социуме, ранимые, неустойчивые к стрессам, тревожны, неспособные постоять за себя либо, наоборот, агрессивные и конфликтные. Все это обуславливает определённые трудности в дальнейшем развитии ребенка [17].

Изучив зарубежную и отечественную психологическую литературу, мы предполагаем, что авторитарный стиль воспитания чреват для детей в будущем. Это может проявлять в собственной семейной жизни: ребенок, ставший уже взрослым, может переносить поведение своих родителей, использовать те же стили и методы воспитания в своей семье, в общении использовать жесткость и манипуляции, не идти на контакт, любыми способами отстаивать свою правоту, быть равнодушным и не проявлять сопереживания и эмпатии.

Помимо этого, авторитаризм родителей по отношению к ребенку может сказаться и на построении отношений последнего с окружающими. Как правило, таким детям сложно дается ситуация не лидерства, они не умеют прислушиваться к мнениям остальных членов группы, идти на компромисс, использует давление и жесткость для выполнения собственных целей.

Молодцова Т.Г. изучая семейные стили воспитания, отмечает, что родители, использующие авторитарный стиль воспитания, имеют четкие представления о том, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, выдвигают жесткие требования, не считают нужным как-то обосновывать их, в требованиях категоричны и не уступчивы. Зачастую такое воспитание сопровождается жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Таким образом, влияние на ребенка такого стиля заключается в формировании конфликтов и враждебности [18].

По мнению автора, детям школьного возраста в дальнейшем могут соответствовать такие черты как: робость, неуверенность, зажатость и тому подобное. В школьной жизни таких детей также могут возникнуть проблемы, такие как имеют полное подчинение родительской воли, несамостоятельность при выполнении заданий, боязнь ошибиться, боязнь наказания за ошибки. Молодцова Т.Г. также говорит о том, что при таком воспитании у детей формируется только механизм внешнего контроля, который в свою очередь основывается на чувстве вины или страха перед наказанием. При исчезновении угрозы наказания школьника может стать потенциально антиобщественным [18].

Шайдурова О.В., Гончаревич Н.А., Ростовцева М.В., Ковалевич И.А., Догадаев О.Н., Шестаков В.Н. отмечают, что последствиями авторитарного воспитания также может являться:

1. Отсутствие индивидуальности. Это связано с тем, что в детстве ребенок проживает жизнь своих авторитарных родителей. В будущем, становясь взрослым, он не знает: какой он, чего хочет, о чем мечтает и чем интересуется. Присутствует страх проявить себя.

2. Низкая самооценка. Это обусловлено тем, что родители, использующие авторитарный стиль воспитания, критикуют и пристыжают ребенка.

3. Девиантное поведение. Исследователями отмечено, что девочки из авторитарных семей зачастую вырастают застенчивые и робкие. Мальчики же бунтуют, отстаивая своё право на самостоятельную жизнь. Часто это выливается в агрессивное поведение, пристрастие к вредным привычкам, воровству, самоповреждающему поведению.

4. Зависимость от мнения и поведения других людей. Такая зависимость обусловлена тем, что в семье ребенок подвергался критике и осуждению, поэтому он боится сделать что-нибудь не так: сказать, одеться, решить, выбрать. В результате он не может проявить себя, уверенно и спокойно общаться с другими людьми. Он часто не имеет своей точки зрения, потому что дома ему этого не позволяли, и становится комформистом: принимает те взгляды, которые на данный момент принимают окружающие

5. Неумение сказать слово «нет». Данная характеристика связана с тем, что, как правило, в семье ребенка не слушают, не прислушиваются к нему, ребенку не позволено от чего-либо отказаться. Такое положение может иметь продолжение на работе, в личной жизни.

6. Отсутствие инициативности. Это связано с боязнью сказать или сделать что-то не так. Именно поэтому ребенку легче делать всё, что ему скажут, не проявляя при этом амбиций и инициативы.

7. Неврозы и психические заболевания. Человек, выросший под постоянным психологическим давлением, имеет риск психических и невротических заболеваний [19].

Кузьмина В.В. подчеркивает, что при авторитарном стиле воспитания сломленными качествами становятся: самостоятельность, чувств собственного достоинства инициативность, вера в себя, свои силы и возможности. Повзрослев, таким детям поскорее хочется уйти из дома, спрятаться от негативного влияния родителей. Результатом такого воспитания служит неуверенность ребенка в том, что он в будущем добьется высоких достижений, откроет собственное дело, станет успешным и так далее, так как такие дети являются хорошими исполнителями, но собственных амбиций у них нет [20].

Таким образом, в школьной жизни такой ребенок будет иметь несколько отличий от других детей:

1. Зачастую такие дети несамостоятельны, им нужна поддержка и помощь учителя, родителя или авторитетного значимого взрослого.

2. Такие дети редко проявляются инициативу, что грозит остаться забитым в классе и не участвовать во всех классных и школьных мероприятиях.

3. Не всегда детям удается выразить своё мнение, так как они подвержены к принятию чужой точке зрения и использовании ее в качестве единственной правильной.

4. В учебе они могут быть целеустремленными, но под страхом наказания за неудовлетворительные отметки.

5. Такие дети также не имеют собственных желаний, жизненной позиции, что позволяет ими управлять.

6. Помимо всего перечисленного дети часто испытывают чувство обиды на своих учителей, реагируя проявлением лжи или бунта.

Заключение

В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что понятие авторитаризм рассматривается в двух аспектах: политический режим и совокупность черт личности. Авторитарная личность имеет такие черты как: конвенциализм, авторитарное подчинение, антиинтрацептивность, стереотипность, деструктивность и цинизм, проективность, конформизм, стремление к внешним проявлениям и атрибутам престижа, иерархичный тип сознания, враждебность, предрассудки, ненависть, жестокость, антисемитизм, морализаторство, самоконтроль, нормативность.

Помимо этого, следует отметить и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях: строгое, авторитарное воспитания, подавление чувства обиды, агрессия по отношению к родителям и тенденция к их идеализации, несамостоятельность ребенка.

К последствиям такого воспитания относится следующее: робость, отсутствие индивидуальности, низкая самооценка, зависимость от мнения и поведения других людей, неумение сказать слово «нет», отсутствие инициативности, риск возникновения девиантного поведения и невротических и психических заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. - М: Инфра-М, 2002. - 448 с.

2. Ткаченко К.С. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

3. Adorno T. Research of the authoritarian personality. Moscow, 1997.

4. Adorno T.W. Frenkel-Brunswick K., Levinson D.J. Sanford R.M. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950.

5. Fromm E. Escape from freedom. Moscow, 1988.

6. Fromm E. Anatomy of human destructiveness. Moscow, 1994.

7. Fromm E. A Man for himself // Psychoanalysis and ethics, Moscow: Respublika, 1993.

8. Butler J.C. Personality and emotional correlates of right-wing authoritarianism // Social Behavior & Personality: An International Journal. - 2000. - Vol. 28. - № 1. - P. 1-14.

9. Horkheimer M., Adorno T. Dialectics Of Enlightenment, 1947.

10. Horkheimer M. Research in the field of prejudice, V. 1-5, 1949-1950.

11. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. N.Y., 1967.

12. Maslow A. The structure of the authoritarian character, 1943.

13. Меркель Р.В. Волевые качества авторитарной личности // Вестник Московского университета МВД России. 2008. №9.

14. Попов, Л.М. Психологические особенности авторитарной личности / Л.М. Попов, авт. Р.В. Меркель // Образование и саморазвитие. - 2009. - v 4 (14). - С. 143-14.

15. Кондаурова О.П. Влияние дисциплинарных воздействий родителей на развитие детей // Психологические проблемы современной семьи - 2018. - С. 701-705.

16. Маралова Т.П. Взаимосвязь стиля воспитания, отношения к родителям и нормативности поведения в старшем подростковом возрасте // Концепт. 2019. №6.

17. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. - М., 2014.

18. Молодцова, Т.Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников / Т.Г. Молодцова, И.А. Кучерявенко. - Текст непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2018. - № 5 (191). - С. 154-157.

19. Шайдурова О.В., Гончаревич Н.А., Ростовцева М.В., Ковалевич И.А., Догадаев О.Н., Шестаков В.Н. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 28-41.

20. Кузьмина В.В. Взаимосвязь авторитарного стиля воспитания и психологических проблем подростков / В.В. Кузьмина // Вюник Одеського нащонального ушверситету. Психолопя. - 2012. - Т. 17, Вип. 8. - С. 528-534.

Markova Natalia Mikhailovna

Astrakhan directorate of Russian ministry for emergency situations, Astrakhan, Russia

E-mail: nixe12.08@mail.ru

Features and manifestations of authoritarianism in child-parent relations

Abstract. The article is devoted to the theoretical study of the problem of authoritarianism, authoritarian personality and its features in child-parent relations. The problem in this paper is designated as the formation of authoritarian personality traits, their influence on the further life, formation, and development of a person. In this regard, the basic and modern concepts and theoretical studies of foreign and domestic scientists are presented: the study of Theodor Adorno, the concept of "F-scale", the theories of Erich Fromm, J. Butler, Max Horkheimer, Abraham Maslow, Popov L.M. and Merkel R.V.

The author provides a detailed overview of the concept of "authoritarianism", "authoritarian personality", "traits and features of an authoritarian personality", "authoritarian style of education". In addition, the author highlighted aspects that allow us to understand the characteristics of parents and children raised in an authoritarian style. And also determine the consequences of this type of education, expressed in interpersonal relationships, intra-family, professional and educational.

The obtained results of theoretical research allow us to conclude that the authoritarian personality has the following features: superstition and stereotyping, projectivity, conformism, thirst for self-assertion and power. The characteristics of an authoritarian personality can also include: the presence of internal psychological conflict, the desire for external manifestations and attributes of prestige, hierarchical type of consciousness, Self-identification of kindness with weakness, dissatisfaction and inability to achieve satisfaction in life, generalization of the characteristics of superiority or inferiority, subordination, destructiveness, cynicism, ethnocentrism and high verbal intelligence.

Thus, in the child-parent relationship, this type of personality has the following features: upbringing in very strict conditions, idealization of the parent, the manifestation of signs of repressed aggression towards parents, the transfer of repressed hostility to other people.

Keywords: authoritarianism; authoritarian personality; authoritarian personality traits; authoritarian parenting style; family relations; consequences of parenting; qualities of an authoritarian parent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.