Особенности и проблемы участия граждан в процессе принятия решений органами
государственной власти Features and problems of citizens ' participation in the decision-making process of state
authorities
Ь й нсснавский a p экономический ^jUmui
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10882 Рыбакова Светлана Сергеевна,
кандидат политических наук, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара.
Rybakova S.S., ribakova84@mail.ru
Аннотация. Актуальные проблемы сохранения и развития государства связаны с влиянием цивилизационных факторов, с активностью и готовностью граждан участвовать в управлении. Целью статьи является определение особенностей и проблем участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти. В статье подчеркивается, что трансформация политики государственного управления и смещение нагрузки в сторону соуправления повышает эффективность практики; государственная власть является разновидностью социальной власти, построенной на фундаменте отношений между государством (органы управления) и обществом с учетом доминирующей, властной, принудительно-регламентирующей, обязательной и распорядительной роли государственного аппарата. При выстраивании отношений государства и гражданина важна прозрачность власти, удовлетворяющая критериям открытости, понятности, возможности влияния, при этом взаимодействие государства и гражданского общества может осуществляться в виде партнерства власти и общества, доминирования государства над обществом, перехода от сотрудничества к конфронтации. Приводятся Лестница гражданского участия в управлении государством (по Арнштейну Ш.), условия, особенности и проблемы участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти, модели участия граждан в принятии управленческих решений.
Summary. Actual problems of preservation and development of the state are associated with the influence of civilizational factors, with the activity and willingness of citizens to participate in
governance. The purpose of the article is to determine the features and problems of citizens ' participation in the decision-making process of public authorities. The article emphasizes that the transformation of public administration policy and the shift of the burden towards co-management increases the effectiveness of practice; state power is a type of social power built on the foundation of relations between the state (governing bodies) and society, taking into account the dominant, domineering, compulsory-regulating, mandatory and administrative role of the state apparatus. In relations of state and citizen are important to the transparency of government, meet the criteria of transparency, clarity, and influence, the interaction between the state and civil society can take the form of partnership between government and society, the domination of the state over society, the transition from cooperation to confrontation. The article presents the principles of civil participation in state administration (according to Arnstein Sh.), conditions, features and problems of citizens 'participation in the decision-making process of state authorities, models of citizens' participation in managerial decision-making. Ключевые слова: государственное управление, гражданская власть, электронное правительство, граждане, общество, информатизация, процесс принятия решений, краудсорсинг, электронные референдумы.
Keywords: public administration, civil power, electronic government, citizens, society, informatization, decision-making process, crowdsourcing, electronic referendums.
Задачи сохранения, совершенствования, укрепления и обновления роли и функций государства в современном мире связаны с качественным изменением внешней среды, усложнением факторов воздействия и векторной ориентации на гражданина, на потребности человека с целью создания комфортных условий развития и укрепления отношений и взаимосвязи власти, общества и граждан в цивилизационных, национальных, экономических, информационных и социально-культурных рамках. В России взаимодействие граждан с государством под влиянием динамичной модернизации и технолого-информационного наполнения, цифровой трансформации, инновационного развития проявляется в сфере соуправления, соучастия в политике, партисипативности управления, вовлеченности и инновационной активности, в новых ориентирах при обращениях граждан в органы государственной власти. Противоречия глобализации, национальных приоритетов и суверенитетов, международной конкуренции, полиархической демократии, прав и свобод человека, пандемической разобщенности, проявления феномена «восстания масс» положили начало коренной трансформации связей в социуме, разрушению классовой структуры, сословных перегородок, изменениям отношения групп и индивидов к власти, выдвинув на авансцену политического и
социально-экономического развития самый массовый средний слой общества со всеми его достоинствами и недостатками [6].
В этой связи в зависимости от энтропии условий, новой эпидемиологической реальности, ситуационных глобальных и локальных проблем возрастает важность задач по укреплению отношений государства и граждан, власти и народа, регионов и муниципалитетов, общества и личности, институтов и общественных структур. Целью статьи является определение особенностей и проблем участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти.
Современные ученые Белова Л.Н., Борисова А.С., Голубничий А.В., Климовских Н.В., Сморгунова Л.В., Жигарь О.В., Карпунина Е.К., Моисеев С.С., Ким П.А., Клементьев Д.С., Корнилович В.А., Митрофанов В.А., Шоханова О.С., Насыров И.Р., Савельев И.Л., Сиденко В.А., Сосновская М.Н. активно исследуют проблемы с позиции институционализации взаимодействия гражданского общества с публичной властью, видоизменения потребностей и возможностей государственного управления, систематизации форм, технологий и методов организации управления, информатизации взаимодействия, управления и безопасности государства, внедрения цифровых платформ в государственные услуги для расширения управленческой активности, гражданского и социального потенциала всех слоев населения для повышения качества предоставляемых государственных услуг. Государственное управление через политику государства должно быть направлено на решение проблем публичного, или общественного управления, так как государственные органы и местное самоуправление, отчасти общественные структуры, формы и типы профессиональных, территориальных и иных сообществ осуществляют управление общественными делами.
Современные исследования по изучению соотношения управления и публичной политики базируются на концепции нового управления (governance), в которой соотношение государства и негосударственных акторов описывается сетевой моделью. При этом очевидным является движение, направленное на поиск эффективных инструментов справедливой и устойчивой публичной политики. Вовлечение граждан в публичное управление и политику трансформировало систему взаимодействия в направлении сотрудничества, включающего не только простое гражданское участие, но и со-производство политико-административных решений и полностью всей публичной политики. Для Российской действительности термин public administration and policy охватывает «общественное управление и политика», «социальное управление и политика», то есть публичное (государственное и общественное) управление и политика в
социальной, экономической, финансовой, информационной, экологической, культурной сферах [5]. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. В статье 3 конституционно закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно через референдумы и свободные выборы, через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. В этой связи обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина [1].
Государство, выполняя функции макроуправления, способно рационально выполнить свои основные функции только в сочетании и взаимодействии с процессами самоорганизации и самоуправления на уровне общества и социальных групп, представляющих слои и группы населения. Государственная власть является разновидностью социальной власти, построенной на фундаменте отношений между государством (органы управления) и обществом с учетом доминирующей, властной, принудительно- регламентирующей, обязательной и распорядительной роли государственного аппарата. Государственная власть включает публичную, политическую, суверенную, легальную и легитимную власть, объективно значимую, реализуемую через государство и его органы и охватывающую все слои населения государства [6]. Эксперты подчеркивают, что государственная власть, используя аппарат принуждения, распространяет свои полномочия на всех без исключения граждан и людей, юридически и территориально относящихся к конкретному государству.
При выстраивании отношений государства и гражданина важна прозрачность власти, удовлетворяющая критериям открытости, понятности, возможности влияния, при этом взаимодействие государства и гражданского общества может осуществляться в виде партнерства власти и общества, доминирования государства над обществом, перехода от сотрудничества к конфронтации [8].
Как указывают исследователи, государственное управленческое решение принимается в установленном порядке правомочной государственной структурой, обязательной для исполнения государственной программой, содержащей цели и задачи, набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового характера. По совокупности элементов и по соподчиненности между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную по вертикальному (иерархическому) и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу [7].
Трансформация политики государственного управления и смещение нагрузки в сторону соуправления повышает эффективность практики. Белова Л.Н. указывает, что соуправление и соучастие в административных процессах городской политики реализуются на основе механизмов продвижения гражданских инициатив, развития партисипативной бюджетной системы, проведения референдумов и совместного предоставления услуг [2]. В зависимости от степени и динамики вовлечения граждан в процесс гражданского участия формируется «лестницу участия». Иллюстрация в таблице 1 участия граждан по существенным градациям позволяет понять возрастающие требования со стороны неимущих классов и всю гамму путаных пояснений высших властных слоев, власть имущих (таблица 1).
Таблица 1 — Лестница гражданского участия в управлении государством [2]
Ступ гни Название с 1л"псни Степень существенности градаций Модели и инструменты
1 Мамтпуа нро&аннс Подмена собственного участия н.июзорной формой ««умасти*», чтобы не дать людям реализовать возможности в планировании жизни. ослтпествлснии программ развития Гражданские консультативные комитеты (ГКК). бюро по искам населения (ЫПТ). общественные советы жителей микрорайонов, консультативные группы микрорайонов
2 Психотср Отличается процессом участия на уровне фактического ««неучастия». подменяет подлинное участие, блокируя присутствие граждан в процессе планирования н реалнташш программ изменений Главная цель состоит в исцелении граждан от патологического поведения, а не в устранении расизма издевательств. которые приводят к таким ««патологиям»
3 11нформн рованне Снмволическне меры в форме информирования граждан об их правах обязанностях и возможностях, выбора начало этапа законного граждане »¿ого \"частня На этих уровнях участие граждан .лишает их возможности реализации функции контроля за процессом принятия и исполнения решений, не наделяет их полномочиями и атрибутами слтуьектностн Инструменты односторонней коммл-ннкаини средства массовой информации различного рода брошюры плакаты, переписка и ответы на запросы и обращения граждан
4 Консл-льт Про»АНИ« Символические меры по предоставлению возможности осуществлять однонаправленную трансляцию информационных потоков для получения сведении и выражения мнений Граждане получают консультации. но за власть имущие сохраняют право на окончательною оиенкл законности и целесообразности рекомендаций Консультации должны сочетаться с информационным обеспечением и другими видами участия. Методы консультаций с гражданами базируются на выявлении мнений в результате опросов, в ходе собраний жителей микрорайонов н общественных с ллшаннй
5 >'миротв ореняе, успокоен не Символические меры для атрибутики субъек«ности, права совещательного голоса Власти задабривают и умиротворяют граждан. используя разнообразие мер технической помощи для формулирования приоритетов и организованности местных жителей В форме включения нескольких тщательно отобранных н •-достойных представителей-бедноты в состав советов при бюро по искам населения или местные отделы народного образования. в полицейские комиссии или управления жилищного строительства. консультативные и плановые комитеты программ • образцовых городов»
6 Партнере тво Гражданское участие строится на основе договоренности и отношений партнерства, компромиссных решений с представителями власти на разнообразных переговорных площадках в ходе установления основных правил, не подлежащих одностороннему изменению Граждане н власть имущие договариваются о распределении обязанностей в вопросах планирования и принятия решений через совместные руководящие советы, плановые комитеты н механизмы разрешения п пнковюх ентл аций
7 Делегиро ванне Принимаются коллективные решения, контролируется их исполнение и ответственность на основе делегирования полномочий Делегирование полномочий является организацией отдельных и параллельных структур граждан н представителей властей, когда граждане имеют право вето, если разногласия не могут быть решены путем переговоров
8 Граждане кий контроль Отличие в том. что неимущие граждане получают большинство голосов в принятии коллективных решений, или всю полноту лтгоавленческой власти Граждане объединяются без посредников и ловзеюшнх источников финансирования
Источник: составлено автором на основании разраооток АрнштеПна Ш [18]
В типологизации Арнштейн Ш. гражданское участие состоит из нескольких стадий развития «лестницы гражданского участия», которая измеряется по уровню гражданской активности или по «степени гражданской силы». Ограничения неизменно возникают на этапе «восхождения по лестнице участия» и связаны «распадением группы на множество противоположных точек зрения, серьёзных разногласий, конкурирующих корыстных интересов и раздробленных подгрупп», что затрудняет процесс коммуникации в группе, артикуляцию и агрегирование интересов, их представленность в системе органов государственной власти в качестве готовых решений. К ограничениям относят также традиции государственного аппарата (патернализм), сопротивление инновациям и перспективам перераспределения властных полномочий [18].
Эксперты отмечают, что важным условием эффективности является преодоление «барьера большинства», препятствующего коммуникациям с группами и платформами. Реализация функций коммуникативного действия и достижения взаимопонимания, солидарности между социальными субъектами создает площадку принятия решений в «идеальном» виде, в котором может обеспечить высокий уровень гражданского участия на основе делегирования полномочий и гражданского контроля, наращивая «степень гражданской силы» [11]. Единое информационное поле создает упорядоченные, легитимные и устойчивые отношения, развивая социальные связи. Однако при блокировке механизма коммуникативного действия (в результате упразднения площадок публичной политики) социальными интеграторам становятся власть и деньги в виде прямого административного или фискального давления на социальные субъекты, резко снижая эффективность государственного управления и легитимности. В этой связи можно выделить ряд значительных проблем, препятствующих эффективному процессу разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений, трендов вовлеченности граждан в процесс управления (таблица 2).
Таблица 1 - Лестница граждане кого участия в управлении государством [2]
Ступ ени Назван»? степени Степень существенности градаций Модели и инструменты
1 Манипул промни? Подмена собственного участия иллюзорной формой «'участия», чтобы не дать .падям реализовать возможности в планировании жизни. осуществлении программ развития Гражданские консультативные комитеты (ГКК). бюро по искам населения (БПН), общественные советы жителей микрорайонов, консультативные группы микрорайонов
2 Психотер алия Отличается процессом участия на уровне фактического «неучастия», подменяет подлинное участие, блокируя присутствие граждан в процессе планирования н реализации программ изменений Главная цель состоит в исцелении граждан от патологического поведения, а не в устранении расизма издевательств. которые приводят к таким «патологиям»
3 Пнформи рованне Символические меры в форме информирования граждан об их правах обязанностях и возможностях выбора, начало этапа законного гражданского участия На этих уровнях участие граждан лишает их возможности реализации функшш контроля за процессом принятия и исполнения решений, не наделяет их полномочиями н атрибутами слтгьектности Инструменты односторонней коммуникации средства массовой информации различного рода брошюры, плакаты переписка и ответы на запросы н обращения граждан
4 Консулы нрованне Символические меры по предоставлению возможности осуществлять однонаправленную трансляцию информационных потоков для получения сведении и выражения мнении Граждане получают консультации но за власть имущие сохраняют право на окончательную оценку законности н целесообразности рекомендаций Консультации должны сочетаться с информационным обеспечением и другими видами участия Методы консультаций с гражданами базируются на выявлении мнений в результате опросов, в ходе собраний жителей микрорайонов н общественных слушаний
5 Умнротв ореняе, успокоен не Символические меры для атрибутики субьектяости, права совещательного голоса Власти задабривают н умиротворяют граждан. используя разнообразие мер технической помощи для формулзгрования приоритетов н организованности местных жителей В форме включения нескольких тщательно отобранных н «достойных представителей» бедноты > состав советов при бюро по искам населения или местные отделы народного образования. в полицейские комиссии или управления жилищного строительства, консультативные н плановые комитеты программ «образцовых городов»
6 Партнере тво Гражданское участие строится на основе договоренности и отношений партнерства, компромиссных решений с представителями власти на разнообразных переговорных площадках в ходе установления основных правил не подлежащих одностороннему изменению Граждане н власть имущие договариваются о распределении обязанностей в вопросах планирования н принятия решений через совместные руководящие советы, плановые комитеты н механизмы разрешения тупиковых ситуаций
7 Делегаро ванне Принимаются коллективные решения, контролируется их исполнение н ответственность на основе делегирования полномочий Делегирование полномочий является организацией отдельных н параллельных структур граждан н представителей властей, когда граждане имеют право вето, если разногласия не могут быть решены путем переговоров
8 Граждане кий контроль Отличие в том. «по неимущие граждане получают большинство голосов в принятии коллективных решений или всю полноту управленческой власти Граждане объединяются без посредников и довлеющих источников финансирования
Источник: составлено автором на основашш разработок Арнштейна Ш. [18]
Опосредованные формы участия граждан в управлении делами государства не тождественны реализации зрелой и представительной демократии, так как возможно участие в случае обращений граждан в органы власти [10]. При реализации программы сервисного государства государственные услуги являются основной и наиболее массовой формой коммуникации населения и государства, состав и классификация которых весьма широки и разнообразны [17]. С позиции удовлетворения нужд и потребностей граждан имеют значение возможности государства, характер услуги и осязаемость результата. При этом все услуги взаимосвязаны, сопряжены и взаимодолняемы. Именно такая широта и многообразие государственных услуг весьма показательны в условиях цифровизации с позиции управления услугами и предоставления их в полной мере. Прогнозируется, что использование цифровых технологий в государственном управлении России обеспечит переход от малоэффективной бюрократической системы с дисфункциональными, коррупционными рисками к открытой, прозрачной, динамичной и подотчетной системе государственного управления [16]. Обновление системы государственных услуг на основе цифровизации будет способствовать повышению уровня удовлетворенности государственными услугами, доверия граждан к государству, вовлеченности гражданского общества в политическую жизнь [10]. В основе современных моделей краудсорсинга - использование информационно-коммуникационных технологий, реализация проектов на специализированных сайтах в сети Интернет. Это существенно расширяет охватываемый круг участников, повышает оперативность и результативность работы. Передача выполнения задачи, которая традиционно поручалась своему работнику или субподрядчику, широкому сообществу пользователей Интернета в форме открытого обращения становится, по сути, формой открытой инновации [14]. Важной и достаточно популярной сферой использования краудсорсинга является общественное обсуждение законопроектов и иных управленческих решений, прорабатываемых органами власти Личная заинтересованность наиболее характерна для публичного обсуждения, инициированного органами власти. Здесь может быть и общественная экспертиза нормативно-правовых актов или проектов, планируемых к реализации при поддержке органов власти (например, планов по развитию территории, строительству парковок) [14].
Процесс вовлечения широких масс в управление и увеличения количества участников управленческих решений сопряжен с позитивными и отрицательными, негативные последствиями. К позитивным последствиям относятся возможности принимать обоснованные, взвешенные управленческие решения, опираясь на информацию о реальных настроениях людей, на знания об иерархии наиболее актуальных, требующих
оперативного решения проблем. Позитивным является также принятие решений по степени готовности различных групп населения к принятию и реализации постановлений местной власти, направленных на осуществление перспективных и текущих задач. Вовлеченность граждан в управление позволяет понять расстановку социальных сил, оценить активность городских социальных групп, выявить причины пассивного ожидания или сопротивления нововведениям [2].
К отрицательным последствиям относятся усложнения многоступенчатого и трудного процесса принятия решений, вызванные необходимостью согласования большого числа различных интересов; значительное удлинение сроков принятия решений; увеличение материальных затрат при возрастании количества участников управленческого процесса. Следует отметить, что привлекаемые к принятию управленческих решений социальные субъекты могут иметь ограничения по компетенциям, по репрезентативности и объемам информации, по наличию навыков компромиссов и ведения конструктивного диалога.
Активное развитие информационных технологий ставит новые вопросы построения специфической коммуникационной инфраструктуры для взаимодействия городских властей с горожанами при помощи информационных технологий и Интернета. Концепция политики открытого доступа основывается на использовании механизмов открытого доступа к информации и возможности открытого политического участия граждан. Электронные референдумы являются одним из инструментов реализации открытого доступа к участию в городской политике. В практическом отношении политика открытого доступа реализуется с помощью использования механизмов доступа к информации, консультаций, соуправления и соучастия в административных процессах [4]:
1. Доступ к информации по линии «муниципалитет - горожане», «горожане -муниципалитет»; доступ к публичной информации о городских событиях и обсуждениях, информация о горожанах (статистические данные, социологические исследования, опросы): а) использование интернет-ресурсов (городские порталы обращений граждан, сайты департаментов, мобильные приложения, координируемые городскими властями); б) применение картографии как эффективного невербального ресурса информации о городских объектах и территориальном размещении; в) СМИ, районные/общегородские газеты и информационная рассылка через Интернет.
2. Консультации для приобщения горожан к дискуссии, подкрепленные другими способами приобщения к городской политике, т. к. консультации не дают гарантий принятия к рассмотрению проблем и предложений горожан.
3. Соуправление и соучастие в административных процессах городской политики реализуется с помощью механизмов продвижения гражданских инициатив, развития партисипативной бюджетной системы, проведения референдумов, совместного предоставления услуг, уровне локального сообщества [3].
При доминировании хозяйственных и экономических проблем, Клементьев Д.С., Корнилович В.А. и Малышев М.А. считают, что все каналы взаимодействия государства и общества блокируются бизнесом [11]. Поведение коллективных социальных субъектов изменяется в результате деформации модели трёхсекторного взаимодействия и приводит к нарушению обратной связи в управлении. Такие условия стали причиной поиска органами власти новых платформ для обеспечения участия граждан в подготовке государственных
решений и замещения «неэффективных» форм социальной организации [11].
Таблица 3 — Модели участия граждан в принятии управленческих решешт
Название модели Сущность построения модели Особенности использования модели управления
Нормативная модель (модель гражданского общества) Концептуально модель основана на общей концепции и либеральной традиции гражданского общества, предполагающей объединение граждан с важными институтами, осуществляющими связь между публичной и частной сферами. Институциональные структуры гражданского общества выполняют функции контроля подотчетных обществу органов власти, мобилизационная и социализирующая функции социально и политически активного населения. Гражданское общество играет роль «контролер а» и «ограничителя» произвола государства.
Легитимацион нал модель Участие объединений граждан на стадии выработки политических решений при реализации представительной функции, реальных политических полномочий в процессе выработки решений. Объединения граждан - проводники требований н поддержки на входе е политическую систему, рассматриваются органами власти как источники дополнительной легитимности для государства. По литиче с ко е влияние граждан и их о бъ единений на проце сс принятия решений зависит ог типа доминирующей политической культуры и взаимных ожиданий общества н власти относительно возможностей этого влияния. Объединение граждан по влиянию варьирует от церемониальных, символических до конкретных форм взаимодействия (Общественные палаты. Экспертные советы, ОНФ, информационно-консультационные центры).
Инструментал ьная модель Инструментальная модель участие граждан и их объединений на «выходе>> политической системы при решении определенных социальных, национальных, кросс-культурных, гуманитарных, э ко логических проблем. Объединения граждан на «выходе» варьируют от формальности и пассивного принятия директив и указаний до политической вовлеченности и наделения о бъ единений граждан полномочиями с делегированием ответственности за эффективную реализацию управленческих решений в определенной сфере.
Источник: составлено автором на основании разработок Беловой Л.Н. [2] Клементьев Д.С., Корннловпч В.А., Малышев М.А. [II]
Для реализации потребностей развивающегося гражданского общества и адаптационного прогресса технологий Правительство г. Москвы запустило проект
«Активный гражданин», ставший очередным шагом в процессе сближения властных структур и гражданского общества [9]. Проект представляет собой систему электронных опросов о ключевых городских темах: об общественном транспорте, о нестационарных торговых объектах, рекламных и информационных конструкциях, учреждениях здравоохранения, объектах хозяйственной деятельности, учреждениях социальной защиты. Принять участие в референдумах в рамках проекта «Активный гражданин» можно на сайте проекта или с помощью мобильного приложения посредством установки программы на смартфон на базе iOS или Android, идентификации по номеру мобильного телефона и заполнения профиля участника. Информация способствует сетевому продвижению проекта «Активный гражданин» и общественному контролю качества выполняемых городскими службами работ и оказания услуг [19]. К проекту присоединилось более 3,2 млн москвичей при голосовании на платформе онлайн-проекта мэра Москвы по развитию ГКУ «Новые технологии управления». Граждане проявили инициативу при голосовании за сроки проведения единых школьных каникул в Москве, высказались за сохранение привычного названия станции метро «Войковская», поддержали введение электронной медицинской карты, программы реновации и другим градостроительным проектам [19].
В заключение можно сделать следующие выводы и предложения. Многонациональный российский народ является единственным источником власти, осуществляя ее непосредственно через референдумы и свободные выборы, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государство как орган макроуправления должно выполнять свои основные функции только в сочетании и взаимодействии с процессами самоорганизации и самоуправления на уровне общества и социальных групп, представляющих слои и группы населения. При выстраивании отношений государства и гражданина важна прозрачность власти, удовлетворяющая критериям открытости, понятности, возможности влияния на процессы развития. Взаимодействие государства и гражданского общества может осуществляться в виде партнерства власти и общества, доминирования государства над обществом, перехода от сотрудничества к конфронтации на основе информированности, консультаций и диалогов.
К особенностям участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти относятся выборы, референдумы, обращение граждан к власти, доступа к информации о работе органов власти, участия в публичных мероприятиях (обсуждения, слушания, круглые столы). Проблемы участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти можно сгруппировать на основе принципов
конституционности, институциональности, гуманности, личностного и группового многообразия, единства, мотивации, ответственности, заинтересованности, адекватности, логичности, иерархии, рациональности, недопущения негативного результата, оптимальности. К основным проблемам относятся формальность участия, низкий уровень социальной, гражданской и творческой активности и заинтересованности, отсутствие единого общественного мнения, сложная структура общества для единого интереса, недостаточный уровень управленческих и информационных компетенций граждан.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Белова Л.Н. Участие граждан в процессе государственного управления: опыт проекта «Активный гражданин» // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №4. С. 61-67.
3. Борисова А.С. Организационные аспекты актуального информационного взаимодействия государства и общества // Modern Science. 2019. № 6-3. С. 26-29.
4. Голубничий А.В., Климовских Н.В. Проблемы реализации электронных государственных услуг и пути их решения // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 12 (29). С. 174-175.
5. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1 Концепции и проблемы : учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л. В. Сморгунова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 395 с.
6. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика : монография / Н.В. Мирошниченко [и др.]. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2018. 120 с.
7. Жигарь О.В. О тенденциях и проблемах процесса разработки, принятия и реализации решений в органах государственного управления // Общество, экономика, управление. 2020. Том 5. № 2 . C. 16-20.
8. Институционализация взаимодействия гражданского общества с публичной властью в публично-правовых образованиях : монография / Г. А. Банных, Л. И. Воронина, Е. В. Зайцева, С. Н. Костина, А. И. Кузьмин, В. Б. Куликов, А. С. Неркараян, Н. В. Сыманюк ; под общ. ред. А. И. Кузьмина, Л. И. Ворониной. Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2018. 168 с.
9. Карпунина Е.К., Моисеев С.С., Сергеев Д.Р. «Электронное правительство»: быть в тренде или обеспечивать собственную экономическую безопасность // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 43-50.
10. Ким П.А. Методы мониторинга качества государственных услуг // Вестник науки и образования. 2019. № 11-1 (65). С. 32-34.
11. Клементьев Д.С., Корнилович В.А., Малышев М.А. Формы социальной организации участия граждан в принятии государственных решений // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. №59. С.
12. Комаровский B.C. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс.
1996. № 6. С. 35-39.
13. Митрофанов В.А., Шоханова О.С. Цифровые платформы государственных услуг: проблемы, возможности, иллюзии // Вестник университета. 2018. № 7. С. 23-29.
14. Насыров И.Р., Савельев И.Л. Технологии краудсорсинга в государственном управлении // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. №6. С.
15. Поливаева Н.П. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.
1997. № 5. С. 54-62.
16. Сиденко В.А., Сосновская М.Н., Лохова Н.А. Модели электронного правительства и его роль для граждан Российской Федерации // Global and Regional Research. 2019. Т. 1. № 1. С. 84-89.
17. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография / Л.И. Воронина, С.Н. Костина, А.В. Томильцев / под общ. ред. проф. Т. М. Резер. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. 139 с.
18. Arnstein S.R. A Ladder of Citizen Participation // Journal of the American Planning Association. № 4. P. 216-224.
19. ТАСС. Более 141 млн мнений москвичей учтено за шесть лет работы платформы «Активный гражданин». URL: https://tass.ru/moskva/8529715
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)
2. Belova L. N. Participation of citizens in the process of public administration: experience of the project «Active citizen» / / Bulletin of State and municipal administration. 2015. No. 4. pp. 61-67.
3. Borisova A. S. Organizational aspects of actual information interaction between the state and society // Modern Science. 2019. No. 6-3. pp. 26-29.
4. Golubnichy A. V., Klimovsky N. In. Problems of implementation of e-government services and their solutions // Modern scientific research and development. 2018. Vol. 1. No. 12 (29). pp. 174-175.
5. State policy and Management in 2 parts. Part 1 Concepts and problems: textbook for bachelor's and master's degree / ed. by L. V. Smorgunov. 2-e Izd., Rev. and EXT., M. : Publishing house of yurayt, 2019. 395 S.
6. State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice: monograph / N. V. Miroshnichenko [et al.]. — Cheboksary: Publishing House «Environment», 2018. 120 p.
7. Zhigar O. V. On trends and problems of the process of development, adoption and implementation of decisions in public administration bodies // Society, economy, management. 2020. Volume 5. No. 2 . C. 16-20.
8. The institutionalization of civil society interaction with public authorities publicly-legal formations : monograph / G. A. Bannykh, L. I. Voronin, E. V. Zaitseva, S. N. Kostin, A. I. Kuzmin, V. B. Kulikov, A. S. Nerkararyan, N. V. Simanic ; under the General editorship of A. I. Kuzmina, L. I. Voronina. Yekaterinburg: Ural Publishing House. Un-ta, 2018. 168 p.
9. Karpunina E. K., Moiseev S. S., Sergeev D. R. «Electronic government»: to be in the trend or to ensure its own economic security / / Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2019. No. 2 (71). pp. 43-50.
10. Kim P. A. Methods of monitoring the quality of public services // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. No. 11-1 (65). pp. 32-34.
11. Klementyev D. S., Kornilovich V. A., Malyshev M. A. Forms of social organization of citizens ' participation in state decision-making. Electronic bulletin. 2016. No. 59. P.
12. Komarovsky B. C. Democracy and elections in Russia: theory and history of the issue / / Socis. 1996. No. 6. pp. 35-39.
13. Mitrofanov V. A., Shokhanova O. S. Digital platforms of public services: problems, opportunities,illusions / / Vestnik universiteta. 2018. No. 7. pp. 23-29.
14. Nasyrov I. R., Savelyev I. L. Technologies of crowdsourcing in public administration. un-ta. Ser. Humanit. science. 2012. No. 6. C.
15. Polivaeva N. P. Political consciousness of Russians in the 90s: the state and some trends of development // Bulletin of the Moscow University. Series 12. Political science. 1997. No. 5. pp. 54-62.
16. Sidenko V. A., Sosnovskaya M. N., Lokhova N. A. Models of electronic government and its role for citizens of the Russian Federation / / Global and Regional Research. 2019. Vol. 1. No. 1. pp. 84-89.
17. Functions and services in the system of state and municipal management: monograph / L. I. Voronina, S. N. Kostina, A.V. Tomiltsev / under the general editorship of prof. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2017. 139 p.
18. Arnstein S. R. A Ladder of Citizen Participation / / Journal of the American Planning Association. 1969. No. 4. P. 216-224.
19. TASS. More than 141 million opinions of Muscovites were taken into account during the six years of operation of the Active Citizen platform. URL: https://tass.ru/moskva/8529715