Научная статья на тему 'Особенности и проблемы формирования системы контроля в Российской Федерации'

Особенности и проблемы формирования системы контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / REGULATORY AUTHORITIES / REGULATORY LEGAL ACTS / PARTICIPANTS IN THE PROCESS / FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданович Ирина Сергеевна, Бурова Анжелика Сергеевна

Рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие систему контроля в бюджетных организациях. Представлены полномочия контрольных органов в соответствии с законодательством. Предлагается разработка единого нормативного документа, регулирующего деятельность контрольных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF FORMATION OF SYSTEM OF CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Regulatory legal acts regulating the control system in budget organizations are considered. The powers of the control bodies are presented in accordance with the legislation. The development of a single regulatory document regulating the activities of control organizations is proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы формирования системы контроля в Российской Федерации»

Вестник Псковского государственного университета

УДК 657.633.5

И. С. Богданович, А. С. Бурова

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие систему контроля в бюджетных организациях. Представлены полномочия контрольных органов в соответствии с законодательством. Предлагается разработка единого нормативного документа, регулирующего деятельность контрольных организаций.

Ключевые слова: контрольные органы, нормативно-правовые акты, участники процесса, финансовый контроль.

Важным условием построения сильного государства и обеспечения интересов граждан является организация контроля за целевым использованием бюджетных средств. Это объясняется следующими факторами.

Во-первых, в ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип целевого характера бюджетной системы и адресности, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до определенных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Во-вторых, наблюдается дефицит бюджетов большинства субъектов Российской Федерации, в т. ч. Псковской области, и бюджета страны в целом. Согласно статистическим данным, дефицит бюджета страны в 2015 составил 1,945 трлн руб. (в 2014-327,963 млрд руб.), по Псковской области в 2015 году дефицит составил 1,1 млрд руб. (в 2014-5,7 млрд руб.).

Финансирование наиболее значимых расходов обеспечивают бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления таких как: социальная политика, оборона, правоохранительная система. Следовательно, контролировать использование бюджетных средств необходимо начинать от уровня местных бюджетов и до уровня федерального бюджета Российской Федерации.

Таким образом, контроль целевого использования бюджетных средств становится актуальной проблемой современного общества.

В настоящее время уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы контроля. Рассмотрим особенности организации системы контроля в Российской Федерации.

Контроль в Российской Федерации осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и другие нормативно правовые акты (см. табл. 1).

Порядок организации деятельности органов финансового контроля определяется множеством законов, что, по нашему мнению, приводит к затруднению их изучения, поиска необходимой информации, своевременного контроля вносимых в документы изменений.

Таблица 1

Нормативно правовые акты, регулирующие систему контроля

Документ Область применения

Конституция Российской Федерации Согласно 101 статье: Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета

Бюджетный кодекс Российской Федерации «Определены общие принципы: • бюджетного законодательства Российской Федерации; • организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации; • правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. Определены: • основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации; • порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; • основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» [1]. Также определены полномочия органов финансового контроля, таких как: Счетная палата, Минфин, Федеральное казначейство и другие органы контроля

Налоговый кодекс Российской Федерации «Устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; • основания возникновения и порядок по уплате налогов и сборов; • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений; • формы и методы налогового контроля; • ответственность за совершение налоговых правонарушений» [2]

№41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» «Федеральный закон регулирует: • отношения, которые возникают в процессе осуществления Счетной палатой внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами, которые обеспечивают безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации; • задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты» [3]

Постановление Правительства «О Министерстве финансов Российской Федерации» Минфин России осуществляет функции: • по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; • оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и др. [4]. В Постановлении Правительства также определены полномочия Минфина

Вестник Псковского государственного университета

Окончание таблицы 1

Постановление Правительства «О Федеральном казначействе» «Федеральное казначейство осуществляет функции: • по обеспечению исполнения федерального бюджета; • кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; • предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета; • контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций» [5]. В Постановлении Правительства также определены полномочия Казначейства России

Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору: • за соблюдением законодательства о налогах и сборах; • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей и др. В Постановлении Правительства также определены полномочия ФНС

Контроль за бюджетными средствами осуществляется следующими органами власти:

- на федеральном уровне:

• Счетной палатой;

• Министерством финансов Российской Федерации;

• Федеральным казначейством;

• главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета.

- на региональном уровне:

• законодательными органами государственной власти;

• исполнительными органами государственной власти;

• контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации;

• главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета субъекта Российской Федерации.

- на местном уровне:

• представительными органами местного самоуправления;

• исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований;

• контрольно-счетными органами муниципальных образований Российской Федерации;

• главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета.

На рисунке 1 представлена схема участников финансового контроля на федеральном уровне.

Рассмотрим представленные в таблице 2 полномочия основных органов, контролирующих бюджетные средства.

Таким образом, видим, что в разных документах дублируются полномочия контрольных органов. Поэтому предлагается разработать единый нормативный документ, где будет все собрано воедино.

Данные проблемы, стоящие перед государственным финансовым контролем, также были отмечены Рябовой М. А. и Турбиной Е. П. В частности, они отмечают, что отсутствует четкая и полная нормативная база. Кроме того, по мнению Рябовой М. А. отсутствуют разработанные стандарты и правила государственного финансового контроля и «органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними нерациональны, имеет место разобщенность и раздробленность в политике финансового контроля [7]».

Рис. 1. Участники финансового контроля на федеральном уровне

Итак, порядок организации деятельности органов финансового контроля определяется множеством законов: федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и иными документами, что говорит о необходимости создания единой информационной и методологической базы контроля. Это позволит собрать все требования к контролирующим органам в одном документе, что облегчит поиск нужной информации.

Также считаем необходимым разработать отдельный нормативный документ для осуществления контроля на региональном уровне и отдельный документ на местном уровне. Такие документы необходимы, поскольку требования, предъявляемые контрольным органам на региональном и местном уровнях, их полномочия перечислены в разнородных законодательных документах. Создание единого документа для каждого уровня контроля, позволит повысить эффективность деятельности контролирующих органов.

Таблица 2

Полномочия контрольных органов

Контрольный орган По БК РФ По другим документам

Счетная палата 1. Согласно статье 157 БК Российской Федерации Счетная палата осуществляет бюджетные полномочия: • по экспертизе государственных (муниципальных) программ; • мониторингу и анализу, в т. ч. подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; • подготовке предложений по совершенствованию внутреннего финансового контроля и аудита и др. 1. Согласно статье 14 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»: • осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и др. виды деятельности; • направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при определенных обстоятельствах, передает материалы в правоохранительные органы; • в сроки получает информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) и др. 2. При проведении государственного аудита (контроля) осуществляет проверку соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения

Министерство финансов 1. Согласно статье 165 БК Российской Федерации: • осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; • проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований; • организует исполнение федерального бюджета; • устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей и кассового плана исполнения федерального бюджета; • устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях; • представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета и др. 1. Согласно Постановлению Правительства определяют следующие полномочия: • порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; • федеральные стандарты аудиторской деятельности; осущ вставляет: • составление проекта федерального бюджета; • определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации; • представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; • методическое руководство в области бюджетного планирования с целью повышения результативности бюджетных расходов и др.

Федеральное казначейство

1. Согласно статье 157 БК Российской Федерации:

• проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов финансового контроля

2. Согласно статье 166.1 БК Российской Федерации:

• производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений;

• перечисляет излишне распределенные суммы;

• открывает в ЦБ Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

• осуществляет открытие и ведение лицевых счетов;

• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств и др.

3. Согласно статье 269.1 БК Российской Федерации:

• контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

• контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе;

• контроль за наличием документов, которые подтверждают возникновение денежного обязательства и подпежатоплате за счет средств бюджета

1. Согласно Постановлению Правительства:

• доводит до получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

• ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

• составляет и представляет в Минфин Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

• осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций;

• осуществляет анализ исполнения бюджетных полномочий органов финансового контроля;

• ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.

2. Федеральное казначейство имеет право:

• запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

• организовывать проведение необходимых экспертиз, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности

Вестник Псковского государственного университета

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). [Электронный ресурс]: URL: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016). [Электронный ресурс]: URL: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

3. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]: URL: // www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144621/

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 12.11.2016) «О Министерстве финансов Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL: // www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_48609/

5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральном казначействе». [Электронный ресурс]: URL: // www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_50565/

6. Турбина Е. П., Симонян М. А. Исторические аспекты становления и развития финансового контроля в России // Вестник ШГПУ 2015. № 2 (26). С. 144-149.

7. Контроль и ревизия: учебно-практическое пособие / М. А. Рябова. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 148 с.

Об авторах

Богданович Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: bogdanovichi@mail.ru

Бурова Анжелика Сергеевна — магистрант II курса, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Псков, Россия.

E-mail: angelika-1994@yandex.ru

I. S. Bogdanovich , A. S. Burova

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF FORMATION OF SYSTEM OF CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Regulatory legal acts regulating the control system in budget organizations are considered. The powers of the control bodies are presented in accordance with the legislation. The development of a single regulatory document regulating the activities of control organizations is proposed.

Key words: regulatory authorities, regulatory legal acts, participants in the process, financial control.

About the authors

Bogdanovich Irina Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: bogdanovichi@mail.ru

Burova Anzhelika Sergeevna, 2nd year Graduate student,Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: angelika-1994@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.