Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальная статистика / муниципальные образования / социально-экономическое развитие / местное самоуправление / Российская Федерация / municipal statistics / municipalities / socio-economic development / local self-government / Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворошилов Николай Владимирович

Для разработки, принятия и реализации эффективных управленческих решений на местном уровне важно наличие качественной (объективной, полной, достоверной, сопоставимой) статистической, социологической, отчетной и иной информации об основных процессах социально-экономического развития муниципалитетов. В связи с этим целью исследования, представленного в статье, является выявление ключевых проблем в формировании и использовании статистической информации по муниципальным образованиям России и определение путей их решения. Автор применил экономический, статистический и компаративный анализ, методы анализа, синтеза, обобщения и монографический метод. Показано, что к ключевой проблеме в данной сфере относится сокращение объема и полноты представления статистической информации по муниципалитетам, в том числе регулярное исключение из федерального плана статистических работ отдельных показателей, противоречивость статистических данных по сельским территориям, неохваченность отдельных вопросов местного значения (сфер муниципального управления), по которым можно оценить деятельность этих органов. Даны рекомендации федеральным органам власти по решению обозначенных недочетов. В их числе необходимость устранения всех пробелов, опечаток, невнесения фактических показателей по отдельным муниципалитетам в базу данных показателей муниципальных образований; обеспечение бесплатного доступа к основным статистическим данным по муниципальным образованиям для органов местного самоуправления и рядовых граждан; формирование статистической отчетности и информации, отражающей основные параметры реализации национальных проектов (в разрезе муниципальных районов, городских и муниципальных округов); разработка и утверждение на государственном уровне подхода к типологизации муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворошилов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF FORMATION AND USE OF THE STATISTICAL INFORMATION ON THE MUNICIPALITIES OF RUSSIA

For the development, adoption and implementation of effective management decisions at the local level, it is important to have high-quality (objective, complete, reliable, comparable) statistical, sociological, reporting and other information about the main processes of socio-economic development of municipalities. In this regard, the purpose of this article is to identify key problems in the formation and use of statistical information on municipalities in Russia and to identify ways to solve these problems. To achieve the goal, economic, statistical and comparative analysis, methods of analysis, synthesis, generalization, monographic method were used. It is shown that the key problems in this area are the reduction in the volume and completeness of the presentation of statistical information on municipalities, including the regular exclusion of certain indicators from the Federal Plan of Statistical Work, the inconsistency of statistical information on rural areas, the lack of coverage of certain issues of local importance (areas of municipal government), which can be used to assess the activities of local governments. Recommendations are proposed to the federal authorities to solve the identified problems, including the need to eliminate all gaps, typos, non-filling with the actual values of indicators for individual municipalities in the Database of indicators of municipalities; ensuring the free and availability of basic statistical information on municipalities for both local governments and ordinary citizens; formation of statistical reports and information reflecting the main parameters of the implementation of national projects (in the context of municipal districts, urban and municipal districts); development and approval at the state level of an approach to the typologization of municipalities, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ РОССИИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 332.14(470.12) DOI: 10.24412/2071-6435-2022-6-89-105

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ РОССИИ1

Для разработки, принятия и реализации эффективных управленческих решений на местном уровне важно наличие качественной (объективной, полной, достоверной, сопоставимой) статистической, социологической, отчетной и иной информации об основных процессах социально-экономического развития муниципалитетов. В связи с этим целью исследования, представленного в статье, является выявление ключевых проблем в формировании и использовании статистической информации по муниципальным образованиям России и определение путей их решения. Автор применил экономический, статистический и компаративный анализ, методы анализа, синтеза, обобщения и монографический метод. Показано, что к ключевой проблеме в данной сфере относится сокращение объема и полноты представления статистической информации по муниципалитетам, в том числе регулярное исключение из федерального плана статистических работ отдельных показателей, противоречивость статистических данных по сельским территориям, неохваченность отдельных вопросов местного значения (сфер муниципального управления), по которым можно оценить деятельность этих органов. Даны рекомендации федеральным органам власти по решению обозначенных недочетов. В их числе необходимость устранения всех пробелов, опечаток, невнесения фактических

Н. В.Ворошилов

1 Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № FMGZ-2022-0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды»

показателей по отдельным муниципалитетам в базу данных показателей муниципальных образований; обеспечение бесплатного доступа к основным статистическим данным по муниципальным образованиям для органов местного самоуправления и рядовых граждан; формирование статистической отчетности и информации, отражающей основные параметры реализации национальных проектов (в разрезе муниципальных районов, городских и муниципальных округов); разработка и утверждение на государственном уровне подхода к типологизации муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальная статистика, муниципальные образования, социально-экономическое развитие, местное самоуправление, Российская Федерация.

Введение

Местное самоуправление (муниципальный уровень управления) — элемент единой системы публичной власти в России. Именно на этом уровне обеспечиваются ключевые условия жизнедеятельности населения, а также вовлечение граждан в процессы управления. Муниципальные образования (локальные территории) являются самостоятельными, достаточно сложными объектами управления. Его субъектами на местном уровне выступают органы местного самоуправления и жители муниципалитета; субъектами влияния — органы государственной власти, бизнес-структуры, общественные и некоммерческие организации (последние играют косвенную роль в процессах принятия управленческих решений на местном уровне, но имеют ключевое влияние на сами процессы развития муниципалитетов). В связи с этим для принятия управленческих решений, формирования и реализации государственной и местной социально-экономической политики важно наличие полной, достоверной, актуальной статистической и иной информации о различных процессах развития муниципальных образований.

Согласно данным Росстата, на 1 января 2022 года в России функционировало 19 655 муниципальных образований, в том числе 1544 муниципальных районов, 180 муниципальных округов, 608 городских округов, 4 городских округа с внутригородским делением, 23 внутригородских района, 267 внутригородских территорий городов федерального значения, 1287 городских поселений и 15742 сельских поселения [1].

Сейчас основной источник информации о состоянии и развитии муниципальных образований — сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), представленные следующими элементами.

1. База данных показателей муниципальных образований Росстата [1], в которой размещена официальная статистическая информация по всем муниципальным образованиям России с 2006 года (более подробно и детально по муниципальным районам и округам, городским округам) по следующим направлениям: территория, население, занятость и заработная плата, коммунальная сфера, социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, здравоохранение, социальное обслуживание населения, образование, спорт, организация отдыха, развлечений и культуры, охрана окружающей среды, предприятия по переработке отходов, сельское хозяйство и снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные кооперативы, деятельность предприятий, строительство жилья и сведения о выданных разрешениях на строительство, розничная торговля и общественное питание, платные услуги населению, коллективные средства размещения, почтовая и телефонная связь, организация охраны общественного порядка, основные фонды организаций муниципальной формы собственности, инвестиции в основной капитал, местный бюджет, финансовая деятельность, определение поставщиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупки товаров для государственных и муниципальных нужд, муниципальные услуги, показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления [1].

2. Статистические бюллетени Росстата «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации» (не публикуется с 2021 года), «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям» (публикуется ежегодно), «Объем социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населения в разрезе муниципальных образований» (не публикуется с 2020 года); официальные публикации по итогам Всероссийских переписей населения (2002, 2010, 2021 годы).

3. Статистическая информация, публикуемая территориальными органами Росстата в субъектах Российской Федерации: ежегодные статистические сборники «Муниципальные районы и городские округа ...» или «Муниципальные образования...»; оперативная ежеквартальная, ежемесячная информация «Социально-экономическое положение муниципальных образований.»; разделы в разрезе муниципальных образований в отраслевых статистических сборниках, бюллетенях по субъекту Российской Федерации.

Помимо официальных статистических данных имеется ведомственная информация, которая собирается, формируется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, в том числе об основных результатах деятельности соответствующих органов власти, результатах реализации стратегических и программных документов в муниципалитетах. Кроме того, данные об отдельных параметрах развития муниципальных образований и населенных пунктов могут формироваться различными экспертными, общественными и иными организациями (например, в рамках Индекса качества жизни в городах, формируемого ВЭБ.РФ; информация о жилье на порталах Домофонд, ЦИАН, Реформа ЖКХ и другие), а также в рамках геоаналитики и ГИС-технологий, опросов различных респондентов (жителей, представителей бизнес-сообщества, органов власти).

Основными потребителями статистической информации по муниципальным образованиям являются следующие субъекты.

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований (используют информацию для оперативного анализа текущей ситуации и выявления проблем развития муниципалитета, разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципалитета, плана мероприятий по ее реализации, муниципальных программ, проектов, для разработки местного бюджета, определения приоритетов финансирования тех или иных мероприятий, для оценки результативности, эффективности своей деятельности).

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (для анализа территориальных, пространственных аспектов развития региона, формирования и реализации внутрирегиональной социально-экономической политики, в том числе инвестиционной политики, определения приоритетов и объемов финансирования мероприятий в муниципалитетах из регионального бюджета, разработки и корректировки мер социальной поддержки населения).

3. Представители бизнес-сообщества (для определения ресурсного потенциала того или иного муниципалитета в целях открытия новых или расширения существующих производств, использования ресурсов различных территорий для текущей деятельности, оценки емкости тех или иных территориальных рынков, покупательной способности жителей, транспортной, коммуникационной доступности муниципалитетов.

4. Жители муниципальных образований (для оценки параметров текущей ситуации и развития того или иного муниципалитета как места жительства и своей самореализации, для общей собственной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления).

Следует отметить, что в постсоветской России происходили значительные трансформации как в системе организации местного самоуправления, так и в сфере формирования информационной базы по муниципальным образованиям. В связи с этим с научной и практической точек зрения важно выявить ключевые проблемы в формировании и использовании статистической информации по муниципальным образованиям России и обосновать пути решения данных проблем, что и явилось целью данной статьи. Данные вопросы рассматривались многими российскими учеными в 2015-2018 годах [4; 5; 6; 7; 8; 9]. Однако современная экономическая ситуация и ожидание новой муниципальной реформы требуют возвращения к обстоятельному рассмотрению данной проблемы.

Основные результаты исследования

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р) для достижения цели пространственного развития России необходимо решить ряд задач, в числе которых сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий. Поэтому в идеале статистическая информация позволяет оценивать основные параметры пространственного развития страны и ее регионов, учитывать принципы пространственного развития и соответствовать следующим основным требованиям:

— наличие объективной, достоверной и сопоставимой статистической информации о социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и всех муниципальных образований, позволяющей проводить сравнения территорий по широкому перечню показателей;

— наличие достаточной, разнообразной, сопоставимой во времени и пространстве информации по муниципалитетам — городским и муниципальным округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям, позволяющей дать детальную объективную информацию об основных сферах развития муниципалитета и обобщенную оценку

уровня социально-экономического развития муниципального образования, в том числе в целях выделения групп/типов территорий с разным уровнем развития/потенциалом развития;

— информация должна позволять муниципалитетам определить целесообразность и потенциальные сферы сотрудничества с другими муниципалитетами, оценить его ожидаемые эффекты;

— статистическая информация по муниципальным образованиям, с одной стороны, должна отражать параметры демографии, уровня, качества жизни населения и условия его проживания, результаты деятельности бизнеса на соответствующей территории, результаты деятельности органов местного самоуправления; с другой стороны, она нацелена на то, чтобы органы власти, представители бизнеса, жители могли принимать обоснованные решения о формировании и корректировке местной социально-экономической политики, об инвестировании в данную территорию, о возможностях и перспективах развития той или иной предпринимательской деятельности, о выборе места своего проживания и возможностях самореализации в той или иной территории.

В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в число полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся: определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления (стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по ее реализации, прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетный прогноз муни-

ципального образования на долгосрочный период; муниципальные программы); мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления; иные полномочия.

Особенности формирования и правильного, объективного анализа статистической информации в России во многом определяются огромным пространством страны, особенностями ее муниципально-территори-ального устройства и его разнообразии в регионах.

1. Огромные территории муниципальных образований. Так, площадь Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края составляет 880 тысяч кв. км, что, например, в 1,6 раза больше площади всей Франции, в 2,5 раза — Германии, в 20 раз — Дании. Территория самого большого городского округа России (Среднеканский городской округ Магаданской области) составляет 91,8 тысячи кв. км, что сопоставимо с такими странами, как Венгрия, Португалия или Сербия.

Заметно различаются российские муниципалитеты и по количеству жителей. Так, отношение численности самого многонаселенного городского округа (г. Новосибирск, 1621 тысяча человек) к самому малонаселенному (ЗАТО г. Островной, 1652 человека) равняется 981. Среди сельских поселений этот показатель еще больше — 5009 (Каневское сельское поселение Краснодарского края — 45,1 тысячи человек и сельское поселение Поселок Оскоба Эвенкийского района Красноярского края — 9 человек); среди муниципальных районов — 390 (Всеволожский муниципальный район Ленинградской области — 506,3 тысячи человек и Тунгиро-Олекминский муниципальный район Забайкальского края 1297 человек). Эти особенности предопределяют наличие значительных пространственных, территориальных различий даже на уровне одного муниципалитета, сложность оперирования усредненными статистическими данными по таким огромным территориальным единицам или, наоборот, невозможность формировать объективную, полноценную статистическую информацию по малонаселенным муниципалитетам.

2. Тенденции ликвидации поселенческого уровня управления. В 2011-2019 годах во многих субъектах Российской Федерации наблюдались процессы преобразования муниципальных районов в городские округа (путем объединения всех городских и сельских поселений района в одно муниципальное образование), в 2019-2021 годах-

преобразования муниципальных районов в муниципальные округа. В шести субъектах Российской Федерации (Московская, Сахалинская, Магаданская, Калининградская области, Удмуртская Республика, Ставропольский край) на начало 2022 года уже не было сельских и городских поселений (территория данных регионов разделена на муниципальные и городские округа). Поэтому имеющаяся официальная статистика только по муниципальным районам и округам, городским округам данных регионов не позволяет видеть пространственную, территориальную специфику их развития, остроту тех или иных проблем в отдельных населенных пунктах, особенно периферийных. В проекте нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (принят Государственной Думой Российской Федерации 25 января 2022 года, дальнейшее рассмотрение законопроекта пока отложено) также предусматривалось упразднение поселенческого уровня управления и функционирование только трех видов муниципальных образований (муниципальные округа, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения).

3. Муниципально-территориальное устройство регионов России (даже соседних) крайне неравномерно и неоднородно. Так, в Свердловской области функционирует 5 муниципальных районов и 68 городских округов; в Кемеровской области — 2 муниципальных района, 16 городских и 16 муниципальных округов; в Челябинской области — 27 муниципальных районов и 15 городских округов. При этом площадь большинства городских округов Свердловской, Кемеровской областей составляет несколько тысяч квадратных километров, то есть фактически это не городские системы расселения, а огромные сельские территории с одним-двумя городами и множеством сельских населенных пунктов, все вместе формирующие единый городской округ. Поэтому, например, анализируя внутрирегиональные особенности развития сельского хозяйства Челябинской и Свердловской областей, необходимо сравнивать муниципальные районы Челябинской области не только с муниципальными районами Свердловской области, но и с городскими округами данных регионов, если в округах будет присутствовать сельское хозяйство как самостоятельный вид экономической деятельности (с наличием посевных площадей сельскохозяйственных культур, поголовья животных).

4. Изменения в муниципально-территориальном устройстве (объе-

динение, разделение муниципалитетов, изменение статуса муниципалитета, изменение границ муниципальных образований). Соответственно, анализируя статистические показатели в динамике, необходимо суммировать информацию по объединенным/разделенным муниципалитетам в соответствующие годы и учитывать возможный измененный их статус (городское поселение • сельское поселение, городское поселение • городской округ, городской округ •муниципальный округ, городской округ • городской округ с внутригородским делением).

Анализ имеющихся источников статистической информации (база данных показателей муниципальных образований, статистические сборники региональных подразделений Росстата) по муниципалитетам, их качество, доступность, полнота наполнения в динамике позволили выявить современные ключевые проблемы муниципальной статистики в России.

1. На муниципальном уровне отсутствует показатель, аналогичный величине валового регионального продукта, который позволял бы оценивать общий экономический потенциал и уровень развития муниципальных образований.

2. Сокращается объем и полнота представления статистической информации по муниципалитетам:

— в 2014-2017 годах не публикуются индексы физического объема производства промышленной продукции, объема инвестиций в основной капитал, что затрудняет проведение реального анализа ключевых экономических процессов на муниципальном уровне;

— по сравнению с 1990-2000-ми годами названия и суть (содержание) отдельных статистических показателей по муниципалитетам изменились, что не позволяет анализировать динамику показателей за долгосрочный (10-20-30-летний) период;

— показатель «Объем промышленного производства с 2016 года заменен на параметр «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами» по видам экономической деятельности — «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром.», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов.»; при этом по большому количеству муниципалитетов (районов и городских округов) данных не имеется или информация не публикуется в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций в соответствии с Федеральным

законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ (это же касается и значений показателей объема производства молока, мяса, надоев молока на 1 корову, которые по ряду муниципалитетов регионов просто не публикуются, хотя сельхозпроизводство там есть); сокращается и количество представляемой информации по натуральным объемам производства той или иной промышленной продукции;

— с 2017 года значения показателей «Отгружено товаров собственного производства...», «Объем инвестиций в основной капитал», «Численность работников организаций», «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата» по муниципальным образованиям представлены без учета субъектов малого предпринимательства, что также может заметно искажать реальную картину, особенно в небольших муниципалитетах;

— в базе данных показателей муниципальных образований можно встретить пропуски отдельных параметров по некоторым муниципалитетам за тот или иной год (при этом из логики и динамики этих показателей понятно, что они не могут быть нулевыми); значения некоторых показателей иногда некорректны (значение в отдельном году может быть выше, чем в предыдущем в 10-100 раз, что фактически невозможно, а в реальности, скорее всего, речь идет просто о неправильно поставленной запятой в числе);

— информация о численности населения, показателях рождаемости, смертности, миграции по отдельным муниципалитетам может не отражать реальную ситуацию в данных территориях, что особенно характерно для агломераций (расхождения в числе официально зарегистрированных и реально постоянно проживающих жителей могут составлять до 25%) (например, в сельской пригородной местности может проживать много людей, официально не зарегистрированных в соответствующем муниципалитете, а деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на поддержание и развитие соответствующей инфраструктуры для всего реально проживающего населения);

— фактические значения отдельных показателей в ряде случаев не позволяют понять и объяснить реальную ситуацию и объективность данных (так, на городской округ г. Вологда по итогам 2020 года приходилось 62% основных фондов коммерческих организаций всей Вологодской области, при том что основной объем промышленного производства и крупнейшие предприятия области расположены в г. Череповце).

3. Наблюдаются значительные расхождения, противоречия в значениях

отдельных показателей по муниципалитетам в разных статистических сборниках в связи с несоответствием в ряде случаев административно-территориального и муниципально-территориального устройства. Так, например, в статистическом сборнике «Муниципальные районы и городские округа Вологодской области» за 2020 год значение ввода в действие жилых домов по Вологодскому муниципальному району Вологодской области (он расположен вокруг г. Вологды) составляет 51340 кв. м; хотя в базе данных показателей муниципальных образований параметр «Введено в действие жилых домов на территории муниципального образования» за 2020 года демонстрирует значение 12400 кв. м. Куда пропали и по какой территории учитываются 38940 кв. м введенного жилья, остается только догадываться.

4. Статистическая информация по сельским территориям во многом противоречива и не отражает реальную ситуацию в них. Так, в статистическом сборнике «Сельские территории Российской Федерации» [10] представлена информация по показателям суммарно только по всем сельским поселениям (как муниципальным образованиям) соответствующего субъекта Российской Федерации и России в целом. В этом случае не учитываются данные по сельским населенным пунктам в границах городских, муниципальных округов, городских поселений, то есть фактически информация представлена далеко не по всем сельским территориям страны. Хотя в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696) под сельскими территориями понимаются не только сельские поселения и межселенные территории, а также и сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных, городских округов, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений.

5. Из Федерального плана статистических работ регулярно исключаются показатели, по которым осуществляется сбор и публикация официальной статистической информации по муниципалитетам (таблица 1). Так, за последние 10 лет изъято множество ключевых показателей, характеризующих состояние отдельных сфер муниципалитетов.

Таблица 1

Показатели, исключенные из Федерального плана статистических работ в разделе «Муниципальная статистика» (по ним больше не собирается соответствующая информация

с года исключения)

Наименование показателя Год исключения из ФПСР

Исполнение бюджета муниципального образования 2022

Среднемесячная заработная плата работников органов местного самоуправления Численность работников органов местного самоуправления на конец отчетного периода 2021

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов 2019

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги 2019

Показатели деятельности общеобразовательных организаций 2019

Показатели деятельности учреждений культуры и искусства 2019

Информация об охране атмосферного воздуха 2018

Показатели, характеризующие процесс приватизации муниципального имущества 2017

Информация о сплошном учете розничной продажи алкогольной продукции 2017

Протяженность уличных линий электропередачи, их замена и ремонт 2016

Количество организаций бытового обслуживания, принимающих заказы от населения на оказание услуг Информация об установленной мощности предприятий по химчистке, крашению, стирке одежды и белья в 8-часовую смену Единовременная вместимость бань и душевых Количество кресел в парикмахерских 2015

Количество фельдшерско-акушерских пунктов Количество негосударственных лечебно-профилактических учреждений 2015

Информация о проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд 2015

Информация о социально-экономическом положении городов Российской Федерации Число заявителей — граждан, обратившихся за получением муниципальных и государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе в электронном виде 2015

Количество частных амбулаторно-поликлинических учреждений Количество стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) 2013

Количество учреждений по типам, численности обучающихся и педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений на начало учебного года 2012

Источник: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р «Обутверждении Федерального плана статистических работ» (с изменениями).

6. Не все вопросы местного значения (статьи 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), а соответственно, и сферы муниципального развития охвачены показателями, по которым можно оценить деятельность органов местного самоуправления:

— организация охраны общественного порядка на территории муниципального образования местной полицией;

— обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

— участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории полицией;

— организация мероприятий по охране окружающей среды;

— создание условий для оказания медицинской помощи населению;

— организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия.; охрана объектов культурного наследия.;

— создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;

— организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;

— осуществление муниципального лесного контроля и другие.

Заключение

Для устранения ключевых проблем в сфере формирования информационной базы о развитии муниципальных образований, на наш взгляд, необходима реализация следующих мероприятий (они могут быть реализованы Росстатом с его территориальными подразделениями при участии и на основе соответствующих решений Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации).

1. Устранить при формировании статистической отчетности все пробелы, опечатки, ввести фактические значения показателей по отдельным муниципалитетам в базу данных показателей муниципальных образований. Обеспечить представление статистической информации по всем муниципальным районам, городским округам и муниципальным округам по полному кругу организаций. Восстановить расчет индексов физического объема ключевых экономических показателей. В данном случае фактически речь идет о возвращении к той системе формирования и представления статистической информации по муниципалитетам, которая уже реально существовала в 1990-2000-е годы, с учетом современных потребностей и общих тенденций развития статистики.

2. Сохранить сбор определенного (хотя бы минимального) объема информации по территориям сельских поселений, даже в случае, если в условиях ожидаемой новой муниципальной реформы поселенческий уровень управления будет упразднен. Ранее было показано [2], что городские и сельские поселения каждого муниципального района существенно различаются между собой по общему уровню социально-экономического развития, поэтому необходимо наличие информации обо всех территориальных образованиях.

3. Обеспечить бесплатный доступ (возможно за счет финансирования из федерального и/или региональных бюджетов) к основной статистической информации по муниципальным образованиям (ежегодные сборники «Муниципальные образования региона.» и оперативная ежемесячная, ежеквартальная информация о развитии муниципалитетов) как для органов местного самоуправления, так и обычных граждан.

4. Проработать возможность формирования статистической отчетности и информации, отражающей основные параметры реализации национальных проектов (в разрезе муниципальных районов, городских и муниципальных округов).

5. Устранить несоответствия в границах районов, городских округов, поселений между административно-территориальным и муниципаль-но-территориальным устройством.

6. Разработать и утвердить на государственном уровне подход к ти-пологизации муниципальных образований для целей реализации дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития различных территорий (муниципальных образований). Типологизация территорий должна носить комплексный характер, то есть учитывать состояние всех сфер муниципального хозяйства. Соответственно, целесообразно выделять группы территорий, характеризующиеся сходными особенностями и тенденциями развития, но в то же время отличающихся от муниципальных образований других групп.

В заключение отметим, что представленный в статье анализ особенностей и проблем формирования и использования муниципальной статистики не должен наталкивать читателя на такой плачевный вывод, что «никакой муниципальной статистики уже нет» и «ничего анализировать по муниципалитетам нельзя». Главная идея и цель данной статьи состоит в том, чтобы показать имеющиеся проблемы, недостатки муниципальной статистики, указать на то, как их учитывать, нивелировать в ходе проведения различных исследований, и что нужно делать органам власти в дальнейшем для развития, совершенствования и повышения эффективности информационной базы о развитии муниципальных образований.

Литература

1. База данных показателей муниципальных образований Росстата URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Munst. htm (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

2. Ворошилов Н. В. Возможности и перспективы саморазвития муниципальных образований // Проблемы развития территории. 2017. № 4(90). С. 79-95.

3. Ворошилов Н. В., Губанова Е. С. Внутрирегиональная социально-экономическая дифференциация: монография. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2019, 187 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дьяченко В. Н. Проблемы использования статистического инструментария при оценке развития муниципальных образо-

ваний // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 4 (56).

5. Зотов В. Б. Роль местного самоуправления в развитии российского государства на современном этапе: проблематический и прогностический анализ, рекомендации // Муниципальная академия. 2021. № 1. С. 44-53.

6. Леонов С. Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 223-230.

7. Маковкина Ю. Э. Актуальные проблемы организации муниципальной статистики в муниципальных образованиях // Экономика. Общество. Человек: межвузовский сборник научных статей. Белгород, 2015. С. 139-144.

8. Моляренко О. А. Государственные практики конструирования статистических иллюзий, или «мертвые зоны» отечественной статистики // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 4. С. 104-120.

9. Пузевич А. В., Морозова Н. А. Муниципальная статистика и проблемы ее формирования // Синергия Наук. 2018. № 28. С. 1056-1062.

10. Статистическая информация о социально-экономическом развитии сельских территорий Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sel_terr.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

References

1. Database of indicators of municipalities of Rosstat. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Munst.htm (accessed: 10 December, 2022) (in Russian).

2. Voroshilov N. V. Opportunities and prospects of self-development of municipalities. Problemy razvitija territorii [Problems of territory development], 2017, no. 4 (90), pp. 79-95 (in Russian).

3. Voroshilov N. V., Gubanova E. S. Vnutriregionalnaya socialno-jekonomicheskaya differenciaciya: monografiya [Intraregional socioeconomic differentiation: monograph], Vologda: FSBI VolSC RAS, 2019, p. 187 (in Russian).

4. Dyachenko V. N. Problems of using statistical tools in assessing the development of municipalities. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Regional Economics and Management: electronic scientific journal], 2018, no. 4 (56).

5. Zotov V. B. The role of local self-government in the development of the Russian state at the present stage: problematic and prognostic analysis, recommendations. Municipalnaya akademiya [Municipal Academy], 2021, no. 1, pp. 44-53 (in Russian).

6. Leonov S. N. Formation of municipal statistics, its current state and compliance with the needs of regional economic research. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2015, no. 400, pp. 223-230 (in Russian). DOI: 10.17223/15617793/400/36

7. Makovkina Yu. E. Aktual'nye problemy organizacii municipal'noj statistiki v municipal'nyh obrazovanijah [Actual problems of the organization of municipal statistics in municipalities]. Ekonomika. Obshhestvo. Chelovek: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh statey [Economy. Society. Human. Interuniversity collection of scientific articles. Belgorod], 2015, pp. 139-144 (in Russian).

8. Molyarenko O. A. State practices of constructing statistical illusions, or «dead zones» of domestic statistics. Sociologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 2017, vol. 23, no. 4, pp. 104-120 (in Russian).

9. Puzevich A. V., Morozova N. A. Municipal statistics and problems of its formation. Sinergiya Nauk [Synergy of Sciences], 2018, no. 28, pp. 1056-1062 (in Russian).

10. Statistical information on the socio-economic development of rural areas of the Russian Federation. Available at: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/sel_terr.html (accessed: 10 December, 2022). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.